Научная статья на тему 'Социальное предпринимательство: сущность и основные характеристики'

Социальное предпринимательство: сущность и основные характеристики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
850
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СФЕРА УСЛУГ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / АЛЬТРУИЗМ / ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / SERVICES / SOCIAL INNOVATION / ALTRUISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кулькова Варвара Юрьевна

В статье раскрыты сущность и характеристики социального предпринимательства на основе обзора теоретических разработок в зарубежной и отечественной науке по определению и выделению функций предпринимательства в сравнительном анализе с социальным предпринимательством. Обозначены такие характеристики социального предпринимательства, как: социально ответственный риск, социальные преобразования через реализацию социальных инноваций, ориентация на целевую группу люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Выделены функции социального предпринимательства: создание социальной ценности, через вовлечение целевой группы в предпринимательскую деятельность; инновационная; альтруизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the essence and characteristics of social entrepreneurship based on a review of theoretical developments in the foreign and domestic science for the identification and isolation of business functions in a comparative analysis of the social enterprise. Such characteristics of social entrepreneurship are marked as socially responsible risk, social transformation through the implementation of social innovations, focus on the target group people who are in difficult life situation. Social enterprise functions are allocated: creating social value, through the involvement of the target group in business; innovation; altruism.

Текст научной работы на тему «Социальное предпринимательство: сущность и основные характеристики»

УДК: 334.012.4 001: 10.12737/19390

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Кулькова В.Ю.1

В статье раскрыты сущность и характеристики социального предпринимательства на основе обзора теоретических разработок в зарубежной и отечественной науке по определению и выделению функций предпринимательства в сравнительном анализе с социальным предпринимательством. Обозначены такие характеристики социального предпринимательства, как: социально ответственный риск, социальные преобразования через реализацию социальных инноваций, ориентация на целевую группу - люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Выделены функции социального предпринимательства: создание социальной ценности, через вовлечение целевой группы в предпринимательскую деятельность; инновационная; альтруизм.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект 14- 02-00119.

Ключевые слова: предпринимательство, социальное предпринимательство, сфера услуг, социальные инновации, альтруизм

SOCIAL ENTERPRISE: ESSENCE AND FEATURES

KULKOVAV.Y. — Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Socio-Economic Disciplines and Humanities of the Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, (Russian Federation, Kazan), e-mail: nko.2016@mail.ru

The article reveals the essence and characteristics of social entrepreneurship based on a review of theoretical developments in the foreign and domestic science for the identification and isolation of business functions in a comparative analysis of the social enterprise. Such characteristics of social entrepreneurship are marked as socially responsible risk, social transformation through the implementation of social innovations, focus on the target group — people who are in difficult life situation. Social enterprise functions are allocated: creating social value, through the involvement of the target group in business; innovation; altruism.

The research is done with the financial support ofRSSF, project 14-02-00119

Keywords: entrepreneurship, social entrepreneurship, services, social innovation, altruism.

В настоящее время в Российской Федерации на практике активизацию развития получает институт социального предпринимательства. В рамках государственной поддержки социального предпринимательства на федеральном уровне и в субъектах РФ инициируются: конкурсы продвижения проектов социальных предпринимателей; расширение доступа социального предпринимательства к участию в конкурсах на оказание государственных услуг; во многих субъектах РФ формируется инфраструктура социального предпринимательства при создании

Кулькова Варвара Юрьевна — доктор экономический наук, профессор кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, адрес: 420138, г.Казань, Деревня Универсиады, д. 35, е-таН:пко.2016@таН.ги._

Центров развития социальных технологий или социальных инноваций1 или Центров социального предпринимательства и социальных инноваций2 Эмпирическое развитие практик социального предпринимательства в РФ происходит на фоне незавершенности теоретических разработок, что порождает неоднозначность его трактов и характеристик. Этот тренд вписывается в зарубежные практики, в которых социальное предпринимательство зарождается лишь в 90-х XX века. Так, исследователи Роджер Мартин и Салли Осбер3 обращают внимание, что в связи с ростом популярности термин «социальное предпринимательство» приобрел в последние годы такой широкий круг значений, что стал употребляться практически в любом контексте, как только речь заходит о социально полезной деятельности. Учитывая вышеизложенное, целью статьи является — раскрыть сущность и основные характеристики социального предпринимательства.

Поставленная цель реализуется в следующей методике исследования. Обозначение сущности построено на обзоре теоретических разработок в зарубежной и отечественной науке по определению и выделению функций предпринимательства в сравнительном анализе с социальным предпринимательством.

Сущность социального предпринимательства

Исследование трактовок социального предпринимательства формируется на стыке определений предпринимательства и его социальной детерминированности.

Как известно, в 18 веке термин «предпринимательство» вводится в научный оборот Р. Кантильоном, которые выделяет такие имманентные характеристики, определяющие сущность предпринимательства, как: риск; направленность на достижение личной выгоды, получение дохода; поиск новых и лучших путей реализации своего дела. Подход Р. Кантильона получает развитие в трудах представителей французской научной школы, в частности, Ж.-Б. Сэя, который, разделяя ориентированность на личную выгоду, подчеркивает необходимость экономической эффективности через создание ценности. Создание ценности следует рассматривать как функцию предпринимательства.

В трудах классика теории предпринимательства Й. Шумпетера4 позиция Р. Кантильона о поиске новых и лучших путей реализации своего дела получает «новое звучание» в выделении сущности предпринимательства в инновационное™. Инновационность позиционируется как функция предпринимательства. Справедливости ради отмети, что, по Шумпетеру предпринимательство нацелено на реализацию предпринимательской способности, а получение дохода (достижение личной выгоды) предикативно и выступает средством оценки результата. Реализация предпринимательской способности рассматривается как функция предпринимательства.

Предикативность доходности предпринимательской деятельности поддерживается П. Друкером5' который сущность предпринимательства сводил к преобразованию через новаторство в поиске изменений и использовании возможностей.

1 Региональный центр развития социальных технологий — URL: http^www.socialkomi.m/uchrezhdeniya/ respublikanskie_uchrezhdeniya/ gbu_rk_regionalnyy_tsentr_razvitiya_sotsialnyh_tehnologiy/; Центр развития социальных инноваций «Технологии возможностей» — URL http://social-tech.ru/.

2 Центр социального предпринимательства и социальных инноваций — URL: http://narfu.ru/finec/socialcenter.

3 Martin R.L., Osberg S. Social Entrepreneurship: the Case for Definition // Stanford Social Innovation Review. Spring, 2007.

4 Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982. — С. 35; Нуреев Р. Шумпетерианский предприниматель в теории и на практике. — Экономический Вестник РГУ. — 2004. — Т.1. —№4. - С. 23— 26.

5 Друкер П. Бизнес и инновации. -М.: Вильяме, 2015. - С.13_

Таким образом, исследование определений предпринимательства экономистов позволяет резюмировать сущность предпринимательства в таких характеристиках, как: риск, преобразования через инновации, реализация предпринимательской способности, предикативность доходности.

Обобщение характеристик предпринимательства позволяет выделить его функции: создание ценности; инновационная; реализация предпринимательской способности.

Характеристика предикативности доходности предпринимательства подводит к социальной детерминанте, тем самым к определению социального предпринимательства.

Предпринимательство и социальное предпринимательство: общность и отличия

В трактовках определений социального предпринимательства можно выделить несколько подходов.

Первый подход связан с позицией Роджера Мартина и Салли Осбера1> заключающейся в обозначении нацеленности социального предпринимательства на социальные преобразования, что созвучно позиции Друкера. Социальные преобразования направлены на целевые группы: наименее защищенные и наименее благополучные слои населения, не имеющие финансовых ресурсов, либо политических рычагов для достижения «получаемой в результате трансформации ценности» собственными силами. Мотивацией социальных преобразований выступает не реализация предпринимательской способности, а альтруизм. Это обстоятельство сближает социальное предпринимательство и некоммерческие организации2, что представляет самостоятельный и дальнейший предмет исследования.

Второй подход — наиболее цитируемое определение Г. Диза34> которое дается по выделению факторов, определяющих социальное предпринимательство, которые имманентны и предпринимательству в целом:

— принятие на себя миссии создания и поддержания социальной ценности (блага);

— выявление и использование новых возможностей для реализации выбранной миссии;

— осуществление непрерывного процесса инноваций, адаптации и обучения;

— решительность действий, не ограничиваемая располагаемыми ресурсами;

— высокая ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности как перед непосредственными клиентами, так и перед обществом. Этот фактор нами обозначен как социально ответственный риск.

Третий подход, транслируется исследователями отечественной школы Московской A.A., Баталиной М., Тарадиной Л.5, направлен на выделение особенностей «социального предпринимательства» от «предпринимательства» в характеристике «предвосхищаемой и производимой ценности» (блага). Исследователи поясняют: «В случае обычного предпринимательства это - рыночная ценность, которая может быть выражена в категории дохода и прибыли (что и вводит в заблуждение при сравнении мотивации двух видов предпринимателей).

1 Martin R.L., Osberg S. Social Entrepreneurship: the Case for Definition // Stanford Social Innovation Review. Spring, 2007.

2Кулькова В.Ю. Структура и основные характеристики некоммерческого сектора в РФ //Среднерусский вестник общественных наук. — 2014,— №3,—С. 233—241.

3 Dees J.G. The meaning of social entrepreneurship. Center for the Advancement of Social Entrepreneurship, Duke University's Fuqua School of Business, 2001. - 4 p. (revised vers.) (http://www.caseatduke.org/documents/dees_ sedef.pdf

4 Dees, J.G., Emerson, J. & Economy, P. Enterprising nonprofits: A toolkit for social entrepreneurs. New York: John Wiley & Sons, 2001.

5 Московская A.A., Баталина M., Тарадина Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России// Препринт WP1/2008/02. — М.: ГУ ВШЭ, 2008. -С. 9. - URL: https://www.hse.ru/data/2010/05/04/1216403244/WP1_2008_02.pdf._

В случае социального предпринимательства это — ценность, выражаемая в преимуществе, которое получает значимая часть общества или общество в целом от произведенной социальным предпринимателем «крупномасштабной трансформации»».

Обобщая подходы к определению социального предпринимательства, следует заключить.

Первое. Определения социального предпринимательства созвучны классическим подходам к предпринимательству и позволяют выделить такие характеристики, как: социально ответственный риск, социальные преобразования через реализацию социальных инноваций, ориентация на целевую группу - людей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Второе. Социальное предпринимательство должно нести не только социальный эффект, ориентируясь на нишевой потребительский сегмент — целевую группу. Напомним, что реализации любого бизнеса, как правило, сопутствует достижение социального эффекта. На наш взгляд, целевая группа — люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, должны быть вовлечены в социальное предпринимательство через технологию самозанятости.

Третье. Функции социального предпринимательства: создание социальной ценности через вовлечение целевой группы в предпринимательскую деятельность; инновационная; альтруизм.

Библиография/References:

1. Друкер П. Бизнес и инновации. - М.: Вильяме, 2015.

2. Кулькова В.Ю. Структура и основные характеристики некоммерческого сектора в РФ II Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 3. - С. 233 - 241.

3. Московская А.А., Баталина М., Тарадина Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России II Препринт WP1/2008/02. - М.: ГУ ВШЭ, 2008,- URL: https://www.hse.iu/data/2010Ю5/04/12164032447WP1 _2008_02.pdf

4. Нуреев Р. Шумпетерианский предприниматель в теории и на практике II Экономический Вестник РГУ. - 2004 . - Т. 1. - №4. - С. 23 - 26

5. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982.

6. Dees J.G. The meaning of social entrepreneurship. Center for the Advancement of Social Entrepreneurship, Duke University's Fuqua School of Business, 2001. (revised vers.) (http://www.caseatduke.org/documents/dees_sedef.pdf

7. Dees J.G., Emerson, J. & Economy, P. Enterprising nonprofits: A toolkit for social entrepreneurs. New York: John Wiley & Sons, 2001.

8. Martin R.L., Osberg S. Social Entrepreneurship: the Case for Definition II Stanford Social Innovation Review. Spring, 2007.

1. Druker, P. (2015) Biznes i innovatsii [Business and Innovation], - M.: Vil'iams. (In Russ.)

2. Kul'kova, V.lu (2014) Struktura i osnovnye harakteristiki nekommercheskogo sektora v RF [Key features and strukura non— profit sector in the Russian Federation] II Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences], - № 3. - P. 233 - 241 (In Russ.)

3. Moskovskaia, A.A., Batalina, M., Taradina, L. (2008) Obzor opyta i kontseptsii sotsial'nogo predprinimatel'stva s uchetom vozmozhnostei ego primeneniia v sovremennoi Rossii [Review of experiences and concepts of social entrepreneurship, taking into account the possibilities of its application in modern Russia] II Preprint WP1/2008/02. - M.: GU VShE, [Elektronnyi resurs], - URL: https://www.hse.ru/data/2010/05/04/1216403244/WP1_2008_02.pdf (In Russ.)

4. Nureev, R.(2004) Shumpeterianskii predprinimatel' v teorii i na praktike [The Schumpeterian entrepreneur in the theory and practice] II Ekonomicheskii Vestnik RGU [Economic Heraldof Rostov State University], - T.1. - №4 . - P. 23 - 26 (In Russ.)

5. Shumpeter, I. (1982) Teoriia ekonomicheskogo razvitiia [Theory of economic development], - M.: Progress (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.