Потенциал в широком смысле - это средства, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованными и приведенными в действие, использованными для достижения определенной цели, осуществления плана, решения задачи. Кроме того, под «потенциалом» понимаются возможности отдельного лица, организации, общества в определенной области.
Предпринимательский потенциал организации представляет собой комплексную категорию, отражающую способность работников эффективно заниматься предпринимательской деятельностью в рамках организации, это интегральная мера способностей персонала реализовывать имеющиеся у него возможности в предпринимательской деятельности. Можно сказать, что это некая интегральная характеристика количества, качества и меры совокупной способности персонала к эффективной предпринимательской деятельности в рамках организации.
1. Качанов В.М. Стратегия развития малого предпринимательства. М., 2000. С. 131-135.
2. Ковалев Г. Б. Индивидуальное предпринимательство. М., 2002. С. 26-35.
3. Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения // Вопр. экономики. 1996. №7. С. 15-18.
4. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М. 2003. С. 36-41.
5. Смолъков В.Г. Предпринимательство и бизнес. М., 2001. С. 101-107.
6. Шейнин Э.Я. Предпринимательство и бизнес. Ростов н/Д, 2002. С. 58-63.
7. Друкер П. Бизнес и инновации. М., 2007.
Поступила в редакцию 16.07.2008 г.
Nevdakha S.V. Enterprise business potential: notion and structure. The article considers the notion of enterprise, enterprise potential, basic business quality. Besides, in the article personal and behavioural qualities of managers and businessmen are compared.
Key words: enterprise, enterprise potential, manager.
ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА П.В. Ветров, О.Ю. Емельянова
Проблема развития института предпринимательства относится в современной России к числу наиболее актуальных. В статье рассмотрены основные факторы обеспечения предпринимательской прибыли. Предложена система условий развития предпринимательских структур. Обоснована актуальность исследования данной проблемы.
Ключевые слова: институт предпринимательства, предпринимательская прибыль, инновации.
Проблема развития института предпринимательства относится в современной России к числу наиболее широко обсуждаемых.
Институты и структурные единицы социума возникают и существуют только благодаря тому, что являются формирующими условиями организованного протекания процессов взаимодействий людей, из которых складывается жизнедеятельность общества. Поэтому понятно, что всякое социальное действие совершается в формах организованных институций и оказывает определенное влияние на состояние не только институциональной системы. Аналогично и сама институциональная система оказывает влияние
на составляющие подсистемы и элементы общества, создавая предпосылки ответного импульса.
Известный американский специалист по управлению П. Друкер, анализируя сущность предпринимательства, отмечал, что предприниматели «пытаются создать новые и отличные от старых ценности, превратить «материалы» в «ресурс» или облечь существующие ресурсы в новую и более продуктивную форму» [1]. П. Друкер особо акцентирует внимание на том, что предприниматель видит экономический ресурс там, где другие его не видят. Понятие экономического ресурса является весьма важным, ибо позволя-
ет осмыслить, как образуется предпринимательская прибыль.
Большинство исследователей института предпринимательства обращают внимание на мотивационно-психологический аспект предпринимательской деятельности. Так, Г.К. Гинс в своем фундаментальном труде «Предприниматель» детально исследовал этот вопрос и пришел к выводу, что психология предпринимателя характеризуется следующими чертами.
Во-первых, институт предпринимательства имеет склонность к творчеству, созиданию и инновациям. Это позволяет ему постоянно осуществлять поиск новых идей и стремиться к их внедрению у себя на предприятии. Во-вторых, он испытывают жажду экспансии, расширения своей деятельности, стремится господствовать в различных областях и сферах. В-третьих, институт предпринимательства характеризуется хозяйственным оптимизмом, т. е. он всегда верит в лучший исход своего предприятия. В-четвертых, обладает такими чертами, как расчетливость и аналитический стиль мышления.
Важность двух последних черт связана с тем, что предприниматель работает в условиях неопределенности. Эта неопределенность проявляется в отсутствии достоверной информации о будущем. Предприниматель, используя свои аналитические способности, преобразует эту неопределенность в вероятность, а точнее говоря, в распределение вероятностей различных исходов (благоприятных и неблагоприятных). Таким образом, неопределенность преобразуется в предпринимательский риск, проявляющийся в возможности наступления неблагоприятных исходов при осознании вероятности успеха.
Из понимания существа предпринимательской деятельности вытекает вопрос о стимулах, или, иными словами, о содержании предпринимательской прибыли. Исследуя процесс ее образования, необходимо ответить на следующие вопросы:
- как вписывается объяснение процесса образования предпринимательской прибыли в теорию предельной производительности факторов производства?
- как количественно определяется величина этой прибыли?
- каковы источники получения предпринимательской прибыли?
- какова длительность периода существования предпринимательской прибыли?
Для ответа на первый вопрос необходимо понять, платой за какие услуги или за какой вклад в создание стоимости является рассматриваемая прибыль. Есть ли в действиях предпринимателя что-то такое, что не присуще другим бизнесменам? Ответ на этот вопрос неоднозначен.
Вполне логично было бы предположить, что предпринимательство есть особый фактор производства, при отсутствии которого не создается нужная стоимость. В реальной жизни именно это и происходит - без предпринимательской инициативы нет нововведений, а следовательно, и нет дохода от их рыночной реализации. Платой за эту инициативу и является предпринимательская прибыль. Но нужно отметить, что данный тезис оспаривается некоторыми авторами. Так, сторонники теории предельной производительности факторов производства не считают правильной концепцию, рассматривающую предпринимательство как самостоятельный фактор производства. Традиционно факторами производства, как известно, считаются земля, труд и капитал [2]. Если рассматривать факторы с позиций теории предельной производительности, то они должны обладать свойствами однородности и делимости. Предпринимательство такими свойствами не обладает. Поэтому невозможно определить предельный продукт данного фактора. Но если подходить к данному вопросу с качественных позиций и учитывать то, что при отсутствии предпринимательских усилий эффективность производства ниже, чем в условиях их существования, по-видимому, предпринимательство можно считать по сути средством производства, на что обращает внимание И. Шумпетер [3]. Без той работы, которую выполняет предприниматель, новое производство невозможно, поэтому и возникает аналог средства производства.
Для определения величины предпринимательской прибыли необходимо оценить размер затрат, которые вычитаются из стоимости продукта. Особенностью такой оценки является то, что рассчитываются полные затраты, которые помимо собственно издержек производства включают также оплату орга-
низаторского труда предпринимателя, ренту, процент и премию за риск. Образование излишка над этими затратами, который и представляет предпринимательскую прибыль, связано с тем, что новшества позволяют создать продукт большей стоимости, чем тот, который создается традиционными факторами производства в старых производственных комбинациях.
Определение института предпринимательства как субъекта, осуществляющего инновации, состоит в вопросе, куда относить бизнесменов, не ориентированных на инновации, который имеет разрешение через наличие предпринимательской прибыли. Если ее величину определять описанным выше способом, то предпринимателем является тот, кто получает эту прибыль, т. к. ее получение является результатом инноваций. Есть предпринимательская прибыль - есть предприниматель. Нет ее - мы имеем дело с субъектом, занятым в сфере бизнеса, осуществляющим деятельность на свой страх и риск. Причем, безусловно, инновации нужно рассматривать в их широком спектре, включая сюда все их виды, прежде всего организационные и финансовые инновации.
Но каковы экономические факторы образования упомянутого выше излишка? На наш взгляд, комплекс этих факторов можно проиллюстрировать следующей схемой (рис. 1). Разница в ценах - это наиболее часто упоминаемый фактор, за счет которого формируется предпринимательская прибыль. Наиболее важное значение он имеет в отраслях, связанных с торговлей. Но он далеко не единст-
венный. Инновации, как уже отмечалось, -это элемент, имманентный предпринимательской деятельности, отражающий ее существо. Классификация инноваций весьма представительна, на рис. 1 приведены наиболее значимые в части воздействия на прибыль.
Новые процессы и продукты определяют совокупность нововведений, касающихся непосредственно производства и воздействующих на конкурентоспособность предприятия, перспективы его развития. Новые рынки определяют процессы реализации продукции, причем в ряде случаев освоение новых рынков позволяет продлить жизнь действующих технологий.
Организационные инновации, как уже отмечалось, не менее важны, чем производственные. Как показывает опыт экономически развитых стран, прежде всего США, новые организационные формы (венчурные инновационные фирмы, технопарки, инновационные инкубаторы, инвестиционные фонды и др.) позволяют получить прибыль гораздо большую, чем в условиях традиционной организации экономики. Кроме того, для реализации определенных технологических нововведений необходимы и соответствующие организационные инновации.
В последнее десятилетие бурно развиваются т. н. финансовые инновации, содержание которых составляют новые финансовые инструменты. Эти инструменты являются средством хеджирования и получения предпринимательской прибыли от использования их новых комбинаций.
Конкурентоспособные факторы обеспечения предпринимательской прибыли
^r л г лг
Рис. 1. Факторы обеспечения предпринимательской прибыли
Что касается длительности периода получения предпринимательской прибыли, то она связана с длительностью периода, необходимого для рутинизации новых процессов, по истечении которого предпринимательские усилия по созданию новшеств уже будут ненужными. Продолжительность же последнего периода связана с особенностями процессов диффузии нововведений в тех или иных отраслях экономики. Таким образом, рассматриваемая прибыль есть временное явление, представляющее вклад предпринимательского фактора производства в стоимость нового продукта.
На наш взгляд, имеет право на существование понятие предпринимательской ренты. Предпринимательская рента, как представляется, - это дополнительный доход, получаемый в результате принятия инновационного предпринимательского решения за период монопольного использования такого решения. Под периодом монопольного использования предпринимательского решения понимается время, в течение которого еще не произошло массового его применения и не случилась рутинизация данного процесса. После того как эффективное решение начинают повсеместно применять бизнес-структуры, предпринимательская рента исчезает. Понятие предпринимательской ренты более точно отражает сущность дохода, получаемого рассматриваемыми субъектами, чем понятие предпринимательской прибыли. Это объясняется тем, что рента является категорией, связанной с теми или иными преимуществами лица, получающего ее. Например, земельная рента или рента технологическая. В данном случае преимущество определяется владением предпринимательской идеей и знанием путей ее реализации, которые некоторое время недоступны широким массам бизнесменов.
Для развития института предпринимательства необходимы определенные условия, образующие целостную систему. Структура этой системы схематично представлена на рис. 2. В условиях централизованной экономики предпринимательство также возможно, что отмечал, как уже упоминалось, И. Шумпетер, но имеет существенные особенности.
Как видно из приведенного рисунка, выделяют пять основных блоков таких требований: частная собственность, экономическая свобода, экономические стимулы, конкурентные рынки и ограниченное вмешательство государства. Каждый из перечисленных блоков распадается на отдельные элементы. При рассмотрении частной собственности следует иметь в виду, что само это понятие является достаточно сложным. Для нас важно, чтобы предприниматель-собственник мог использовать свою собственность, передавать ее, а также, и это особенно важно, он должен обладать правом присвоения и использования дохода, приносимого собственностью.
Для создания и реализации новых комбинаций предприниматель должен быть свободен в выборе производимой продукции, технологий, направлений инвестирования, использовании нужных ресурсов. Без таких условий вряд ли возможно осуществлять предпринимательскую деятельность по существу.
Не менее важным является наличие конкуренции. Здесь необходимо иметь возможности свободного вхождения в те или иные рынки.
Применение системного подхода к институциональным проблемам общества неизбежно ведет к необходимости поиска в критически значимого набора функциональных императивов, от уровня осуществления которых зависят его выживание, интеграция и развитие. Столь же необходимым становится и поиск структурных образований в обществе, на которых лежит ответственность за реализацию этих императивов.
Вся социально-экономическая история человечества показывает, что возникновение предпринимательства как одного из видов человеческой деятельности напрямую связано с потребностью человека в свободном самовыражении личности. И в этом смысле предпринимательство существовало в человеческом обществе с момента его возникновения. В разные эпохи предпринимательская деятельность проявлялась по-разному, но всегда оставалась фактором развития человеческой цивилизации.
Рис. 2. Система условий развития предпринимательских структур
Функциональный подход позволяет представить предпринимательскую деятельность в виде сложного процесса, тесно связанного с другими видами человеческой деятельности и внутри которого можно выделить шесть обобщенных взаимосвязанных функций. Реализация этих функций, собственно, и составляет содержание предпринимательства. Такими функциями являются:
1) выявление потребностей и обоснование способов их удовлетворения посредством поиска новой предпринимательской идеи и создания структуры для ее реализации;
2) генерация идей и создание новаций;
3) предоставление ресурсов;
4) управление организованными предпринимательскими структурами;
5) выполнение конкретных работ по реализации предпринимательского замысла;
6) принятие, частичное принятие или непринятие по тем или иным причинам нового блага, созданного в процессе предпринимательской деятельности.
Итак, институт предпринимательства -продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, в т. ч. человечества в целом, выступая как единый совокупный субъект. Будучи порождением жизнедеятельности социума, институт предпринимательства отражает в себе ее особенности, характерные для данного
социума и общие для всех его членов. Институт предпринимательства, характеризующий исторически конкретную социальную общность, представляет собой предметное воплощение системы деятельности и социальных отношений, выражающих сущность жизнедеятельности данной общности, ее конкретноисторического образа жизни.
1. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992. С. 48.
2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. С. 424-425.
3. Шумпетер И. Теория экономического развития. М., 1982. С. 292-293.
Поступила в редакцию 20.08.2008 г.
Vetrov P.V., Emelyanova O.Y. Institute of business as a major constituent of modem society development. The problem of business institute development in modem Russia is one of the most urgent ones. In the article major factors of maintenance of enterprise profit are considered. The system of entrepreneurial structures development conditions is offered. The urgency of the problem research is proved.
Key words: business institute, enterprise profit, innovations.
ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
П.В. Ветров
Формирование экономики России в постсоветский период выдвинуло ряд сложных теоретических и практических проблем, требующих всестороннего научного исследования. В статье исследованы вопросы становления, управления и развития российского предпринимательства в постсоветский период.
Ключевые слова: институт предпринимательства, постсоветский период, трансформационные процессы.
Формирование экономики России в постсоветский период выдвинуло перед уче-ными-экономистами и специалистами ряд сложных теоретических и практических проблем, требующих всестороннего научного исследования. Среди них особое место занимают вопросы становления, управления и развития предпринимательства. Попытка форсированного использования опыта стран с развитой рыночной системой без учета российской специфики не привела к желаемым результатам: утрачена управляемость экономикой, снижена предсказуемость реакции субъектов рынка на проводимые преобразования, растет поляризация групп населения, сужается сфера материального производства в промышленности и сельском хозяйстве, ухудшаются условия жизни населения.
Процесс возрождения российского предпринимательства и его становления в постсоветский период сопровождается трудностями, которые носят институциональный характер.
Предпринимателю присуще отношение к миру, которое Макс Вебер назвал «практической рациональностью», т. е. ориентацией на достижение реального, осязаемого результата своей деятельности наиболее целесообразным и выгодным путем.
Анализ функциональных характеристик предпринимательства показывает, что институт предпринимательства отражает историко-географические и социально-культурные особенности развития человеческой цивилизации. Вся история человечества показывает, что возникновение предпринимательства как одного из видов человеческой деятельности напрямую связано с потребностью человека в свободном самовыражении личности. И в этом смысле предпринимательство существовало в человеческом обществе с момента его возникновения. В разные эпохи предпринимательская деятельность проявлялась по-разному, но всегда оставалась фактором развития человеческой цивилизации.
В дореволюционной России предпринимательство встраивалось в достаточно ус-