онная форма, предполагающая децентрализацию предпринимательства на предприятиях. Такое управление крайне необходимо, когда оперативность выступает важнейшей предпосылкой выживания предприятия.
Если управление независимыми хозяйственными единицами применяется в широком масштабе, то оно увеличивает эффективность предприятия, усиливая, таким образом, его конкурентоспособность. В данной связи необходимо тщательно анализировать, правильно ли то, что централизованные организационные структуры заменяются другой формой, предполагающей введение управления подразделениями. После периода стратегической переориентации опять пришло время вкладывать средства в развитие организационных структур и стимулирование работников.
Хозяйственные единицы (подразделения) определяют свою стратегию (в рамках согласованных условий) и осуществляют ее независимо. Они несут ответственность за прибыльность или результаты своей деятельности. Контракты регулируют отношения между подразделениями и высшим руководством, между самими подразделениями, между подразделениями и службами обеспечения, не допуская образования каких-либо промежуточных ступеней между подразделениями и высшим руководством. Управление подразделениями характеризуется открытыми деловыми отношениями, как внутренними, так и внешними.
Предложенная институциональная теория организации предприятий интрапренерского типа интегрирует концепции экономической стратегии развития организации с преобладающими вопросами социальной структуры, организационного климата, информационной системы и фактором межличностных отношений. Концепция сетевых организаций интрапренерского типа позволяет рассматривать организацию как сеть организационных единиц со сбалансированными автономией и взаимозависимостью, направленными на поддержание прибыльно-
сти каждой такой единицы на основе развития собственных бюджетов.
Библиографический список
1. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании): Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1996.
2. Уроки организации бизнеса /Сост. А. Демин, В. Катькало. - СПб.: Лениздат, 2008.
PROBLEMS OF INSTITUTIONAL INTRAPRENEUR-SHIP ESTABLISHMENT
A.E. Miller, V.N. Kriuchkov
The article describes problem aspects of institutional intrapreneurship establishment. Institutional theory of intrapeneuring enterprises organization is proposed. The article elicits conditions that are needed for introduction intrapreneuring parameters and successful in-trapreneuring structures functioning.
Миллер Александр Емельянович - Доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика, налоги и налогообложение» Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Основное направление научных исследований -организационно-управленческие формы предпринимательства и интрапренерства. Общее количество публикаций - 204.
Крючков Владимир Николаевич - Доктор экономических наук, профессор кафедры «<Менеджмент» Омского государственного университет а им. Ф.М. Достоевского. Основное направление научных исследований - организационно-управленческие формы предпринимательства и интрапренерства. Общее количество публикаций - 158.
УДК 334.012.32
ДЕЛОВАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ РЕНТЫ
В.П. Плосконосова, Е.В. Романенко
Аннотация. Рассмотрены проблемы формирования деловой среды развития малого предпринимательства. Исследованы особенности образования источников предпринимательской ренты в условиях постиндустриальной экономики. Сделаны выводы о необходимости ускоренного развития наиболее перспективных направлений предпринимательской деятельности, содействия адаптации субъектов малого предпринимательства к меняющимся условиям деловой среды.
Ключевые слова: малое предпринимательство, деловая среда, предпринимательская рента.
Введение
Для перехода малого предпринимательства на траекторию, адекватную потребностям формирования инновационного типа российской экономики и повышения ее конкурентоспособности, важно принимать во внимание, что изменение динамических и структурных параметров его развития происходит под значительным влиянием противоречивого взаимодействия разнообразных и многочисленных факторов деловой среды. Сложность и многогранность процессов институциональных преобразований в нашей стране обусловливают настоятельной необходимостью решения вопросов, связанных с повышением эффективности предпринимательской деятельности. Весьма важное значение при этом имеют структурные изменения системы малого предпринимательства, исследование принципиальных зависимостей между отдельными элементами этой системы и институциональными факторами, имеющими разнообразные формы проявления в воспроизводственном процессе, что имеет особую значимость при формировании источников предпринимательской ренты.
Теоретические исследования
В широком смысле слова деловая среда малого предпринимательства представляет собой совокупность элементов внешней и внутренней среды. В узком смысле слова деловая среда может быть отождествлена с внешней средой. Внешняя среда малого предпринимательства охватывает весьма широкий круг переменных, так или иначе воздействующих либо на все субъекты предпринимательства, либо преимущественно на отдельные предприятия.
Корректное описание деловой среды должно принимать во внимание взаимную детерминацию каждого ее структурного образования, их взаимная связанность не является жесткой, в реальной жизни могут возникнуть разные типы противоречий, деформаций и асимметрий. Вместе с тем, из-за многомерности деловой среды обнаруживается внутренняя противоречивость занимаемых предпринимателями позиций, что может становиться причиной проблем и конфликтов. Кроме того, использование разных измерений позволяет учитывать своеобразие взаимодействия структурных детерминант в рамках данного исторического периода, принимая во внимание особенности внутренних и внешних угроз и вызовов времени. Современный мир продемонстрировал огромные расхождения в социально-экономической динамике различных стран, что во многом обусловлено резким возрастанием роли малого бизнеса в развитии национальных хозяйств и существенно повышает значимость своевременной разработки системы мер, более адекватной меняющимся условиям.
Деловая среда малого предпринимательства представляет собой сложную многомерную полифункциональную систему, выступающую в виде структурно-пространственного окружения. Субъекты предпринимательства представляют собой открытую систему, внутренняя среда которой может видоизменяться под воздействием институцио-
нальной среды, представляющую собой совокупность факторов прямого и косвенного воздействия.
Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на предпринимательскую деятельность, к этой группе факторов относятся: изменение законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, конкуренция предпринимателей, взаимоотношения с хозяйствующими партнерами, налоговая система, коррупция, рэкет. Факторы косвенного воздействия могут не оказывать прямого немедленного воздействия на предпринимательскую деятельность, но способствуют ее изменению: политическая обстановка, международные события, изменение мировой конъюнктуры, экономическая нестабильность в стране, психологические восприятие действительности, социокультурные факторы, научно-технические достижения, экономическое положение отрасли деятельности, стихийные бедствия. Современное развитие национального хозяйства, взаимозависимость и взаимообусловленность его структурных составляющих придают институциональной среде многомерный характер, элементы которой оказывают, нередко, разнонаправленное воздействие на хозяйствующие субъекты [1, с. 91-93].
Для эффективного взаимодействия с деловой средой предпринимателю необходимо постоянно анализировать динамику ее развития, однако такой анализ усложняется рядом обстоятельств, которые предъявляют особые требования к профессиональному уровню предпринимательской деятельности. Во-первых, структура факторов довольно сложна и многообразна; во-вторых, степень воздействия каждого из факторов на предпринимательскую систему неравнозначна; в-третьих, воздействие одних факторов носит постоянный характер, в то время как других - эпизодический; в-четвертых, изменения в деловой среде являются подвижными и хаотичными, что затрудняет их исследования.
Противоречивое состояние деловой среды и разные поведенческие стратегии предпринимательских структур способствует появлению различных источников формирования прибыли. В связи с этим можно выделить два типа возникающей экономической ренты - псевдопредпринимательская и предпринимательская. Сложившаяся в современной России деформированная деловая среда способствует широкому распространению бизнес-процессов, ориентированных на получение псевдопредпринимательской ренты, последняя выступает следствием перераспределения произведенной стоимости и образуется в следующих формах: природная (ресурсная) рента; монопольно-рыночная рента; дискриминационная рента, например, результат использования дискриминационных трудовых отношений; рента от недоинвести-рования физического капитала («проедание» воспроизводственного фонда физического капитала); фальсификационная рента - результат представления неадекватной информации потребителям о качестве товаров (работ и услуг), реализация низкого и неудовлетворительного качества продукции, в т.ч. вредных и опасных в потреблении; рента от
нарушения экологических требований и негативного воздействия на состояние окружающей среды и человека; финансово-спекулятивная рента, обусловленная осуществлением сугубо спекулятивных сделок на рынках ценных бумаг; перераспределительная рента, связанная с наличием неравных отношений между субъектами; «теневая» или нелегальная рента.
Модернизация российской экономики предполагает формирование деловой среды, которая ориентирует предпринимателей на получение инновационной ренты, обусловленной ростом производительности фирм и добавленной стоимости [2]. При этом ускоренное развитие высокотехнологичных производств по сравнению с традиционными отраслями экономики будет стимулироваться получением инновационной ренты I для фирм, включенных в цепочку создания добавленной стоимости и обеспечивающих организацию производств для рынков высоких технологий, а технологические лидеры цепочки создания добавленной стоимости будут присваивать инновационную ренту II. Источники инновационной ренты - различны, в связи с этим появляются технологическая, интеллектуальная, управленческая, отношенческая и другие виды ренты.
В инновационной экономике особую значимость приобретает экономическая прибыль в виде предпринимательской ренты, которая представляет собой разнообразные формы произведенной предпринимателем на реактивной или проактивной основе добавленной стоимости. Важнейшими из них являются следующие.
1. Рикардианская (квази) рента возникает у субъекта малого предпринимательства, который обладает ресурсами и компетенциями, но не имеет динамических способностей [3]. Он может случайно добиться значительной прибыли на непродолжительное время; но он не может устойчиво получать прибыль большую, чем конкурентная в длительном периоде. Такая квази рента возникает, когда увеличивается спрос на ее продукцию, но она будет устраняться конкуренцией.
2. Портерианская рента связана с созданием рыночных позиций, ограничивающих влияние конкурентных сил. Получение данной ренты основано на использовании концепции М. Портера, которая предполагает «отраслевой» анализ измерения пяти сил: роли потенциальных конкурентов, поставщиков, покупателей, субститутов и соперничества среди конкурентов [3]. При этом малое предприятие может добиться краткосрочного успеха, так как разные версии данной концепции имеют статическую природу и недооценивают роль инноваций, что ограничивает способности предпринимателя адекватно измерять сильные и слабые стороны, распознавать возможности и угрозы, а также тренды в развитии технологии и рынка.
3. Инновационная рента может возникнуть в виде шумпетерской и кирцнерианской ренты. Шум-петерская рента является результатом работы предпринимателя по разрушению рыночного равновесия на основе осуществления нововведений, новых комбинаций и последующей рекомбинации
ресурсов. Основными видами новых комбинаций являются: 1) производство новых благ; 2) применение новых способов производства и коммерческого использования существующих благ; 3) освоение новых рынков сбыта; 4) освоение новых источников сырья; 5) изменение отраслевой структуры (образование монополии или ее подрыв) [4, с. 159, 169170]. Кирцнерианская рента связана с использованием инноваций, способствующих возвращению к рыночному равновесию на основе имитации и тиражирования новшеств.
4. В современных условиях усиливается роль процессов сетевизации экономики и расширяются возможности формирования механизмов присвоения в различных формах предпринимательской ренты. Так, кооперационно-координационная рента образуется в результате установления координационных связей, обусловленных снижением тран-сакционных издержек. Кооперационно-комплементарная рента связана с улучшением использования ресурсов взаимодействующих субъектов за счет эффекта возрастающей отдачи.
Кооперационно-инновационная рента связана с включением малого предпринимательства в инновационную цепочку создания добавленной стоимости на основе использования выгод комбинации комплементарных активов и/или инноваций, получения доступа к технологиям, разработанных другими и их последующей интеграции в рамках распределенной модели инноваций (модели открытых инноваций Г. Чесбора).
5. Коспециализационная рента возникает у динамически конкурентных предприятий, которые формируют окружающую среду и рыночные результаты на основе развития предпринимательства, новаций и создание некопируемых конкурентных преимуществ. Она связана с получением выгод от коспециализации и основывается на умении предпринимателя распознавать и использовать возможности, ориентироваться в угрозах и комбинировать специализированные и коспециализиро-ванные активы, которые удовлетворяют меняющимся потребностям клиентов, создавая долгосрочную ценность. Таким образом, малое предприятие должно не только обладать ресурсами и компетенциями, но и иметь динамические способности.
Чем лучше предпринимательская структура развивает качественные (неимитируемые) динамические способности, тем больше она создает высококачественные нематериальные активы и тем большую экономическую прибыль она сможет зарабатывать [5]. При этом ^специализированные активы являются особым классом комплементарных активов, где ценность актива выступает функцией его использования совместно с другими активами. Если активы коспециализированы, то их совместное использование увеличивает создаваемую им ценность. Коспециализация приводит к тому, что называется «узким рынком» (thin market), т.е. специфичности активов, которые не могут быть легко куплены или проданы на рынке.
Коспециализация позволяет предложить дифференцированные продукты и уникальные условия по выгодной цене; конкуренты не смогут легко собрать такой же комплект активов путем простого приобретения на рынке и предложить такой же продукт или услугу по конкурентной цене. Полная коспециализация является особым случаем экономии от разнообразия (economies of scope), где комплементарные активы не только обладают большей ценностью при совместном использовании, но и, более того, вообще не обладают ценностью при использовании по отдельности. Коспециализация может проистекать от экономии от разнообразия, а также опираться на увеличение выручки благодаря предложению клиенту интегрированных решений и выборов продуктов. Использование выгод коспе-циализации может потребовать интеграции деятельности независимых предприятий, что способствует появлению отношенческой ренты благодаря применению специфичных для конкретных партнеров активов, процедур совместного использования знаний, комплементарных ресурсов и способностей, а также эффективного управления межфирменными взаимодействиями.
Важным направлением модернизации деловой среды в стране является формирование условий, благоприятных для развития самозанятости. Положение этой группы в хозяйственной структуре противоречиво. С одной стороны, самозанятые владеют средствами производства. Как предприниматели они самостоятельно организуют свой труд и принимают решения по широкому кругу вопросов, выходят на рынки и не имеют фиксированного дохода. С другой стороны, они работают индивидуально, не создавая организаций и не привлекая наемного персонала, и в этом смысле они - трудящиеся [6]. Процессы формирования индустриальной экономики сопровождались сокращением самозанятости, однако в конце ХХ в. заговорили об ее ренессансе. Ряд футурологов (Ч. Хэнди, Л. Пинк, Т. Малоун) высказывают положение, что со временем она сможет потеснить наемный труд. Но опубликованные в последние годы данные официальной статистики и эмпирических исследований указывают не на повышение, а скорее на некоторое снижение самозанятости в развитых странах. Вместе с тем в постиндустриальной экономике происходит изменение содержания, сфер и видов трудовой деятельности, формирование гибких трудовых практик, появление новых рынков. Хотя значительная часть самозанятых по-прежнему сосредоточена в традиционных сферах сельского хозяйства, торговли и строительства, основная масса рабочих мест для них в развитых странах появляется сегодня в быстрорастущих отраслях с высокой долей квалифицированного труда, в частности, в секторе деловых и социальных услуг.
В постиндустриальной экономике возрастает роль знаний и информации, происходит перемещение сферы применения человеческого труда из материального производства в нематериальное. Вместе с тем рост благосостояния и широкое распространение образования способствуют повыше-
нию уровня самосознания людей и их требований к работе - характеру и содержанию труда, уровню автономии в трудовом процессе, возможностям принимать решения и более активно управлять своей жизнью. Многие профессионалы самостоятельно выходят на рынок, избегая отношений найма. В этом случае своим заказчикам они продают не способность к труду (рабочее время), а готовую услугу - разработка программного продукта, интернет-сайта, проекта здания и т.п.
Информатизация экономики приводит к появлению нового высококвалифицированного сегмента самозанятости - независимые профессионалы, или фрилансеры. Раньше фрилансерами называли представителей «свободных профессий» (журналисты, художники, фотографы, архитекторы и др.), сегодня профессиональная палитра активно расширяется за счет работников, связанных с информационными технологиями (программисты, веб-дизайнеры, специалисты по интернет-рекламе и управлению виртуальными проектами и др.). Возможности удаленных коммуникаций порождают новые организационные формы. В виртуальное пространство погружаются не только отдельные бизнес-процессы (например, реклама и сбыт материальных товаров), но и хозяйственная деятельность индивидов и фирм целиком. В этом случае контакты контрагентов в реальном мире отсутствуют, а предметом сделок становится нематериальные блага, передаваемые в качестве информации по компьютерным сетям. В результате формируются сети виртуальных (осуществляемых через Интернет) взаимодействий между пространственно рассредоточенными агентами [7].
Развитие малого предпринимательства определяется дуальной природой инновационных процессов, включающих в себя, с одной стороны, имитационные инновации, с другой - комплементарные инновации. На первый тип инноваций обратил внимание еще Й. Шумпетер, который указывал, что новаторам и предпринимателям постоянно угрожают толпы имитаторов, жаждущих выпустить аналогичные («те-йоо») продукты. Инновации «не являются, как следует из общего принципа вероятности, равномерно распределенными во времени ... а возникают, что тоже происходит не всегда, группой или роем». Это происходит «исключительно потому, что появление одного или нескольких предпринимателей облегчает появление других предпринимателей, а это, в свою очередь, - других во все большем и большем количестве» [4, с. 159]. Как и Й. Шумпетер, многие современные исследования также полагают, что инновации скорее выступают в роли заменителей, а не дополняют друг друга. Вместе с тем в настоящее время ряд ученых отмечают, что комплементарные инновации и комплементарные активы приобретают огромную важность, особенно в отраслях, где инновации носят кумулятивный характер и/или где необходимы (или существуют) отраслевые «платформы» [3]. Например, на рынке программного обеспечения для бизнеса продукты становятся особенно ценными, если они могут каким-либо образом быть интегрированы
в единое решение или в хорошо продуманный пакет программ. Совершенствование гироскопических стабилизаторов облегчило использование таких устройств, как видеокамеры или бинокли.
Предпринимательская деятельность осуществляется в условиях неопределенности, неустойчивости и риска. Неопределенность имеет место не в результате незнания предпринимателем того, к чему он стремиться, или плохого ориентирования в деловой среде, а потому, что постоянно меняются условия его деятельности, меняется поведение субъектов рынка, а это заставляет проводить быструю переориентацию производства и сбыта. Неустойчивость проистекает из того, что ни одна тенденция не продолжается слишком долго. В условиях рынка нет ничего постоянного - все циклично: за взлетом следует замедление или падение деловой активности, затем вновь начинается оживление и подъем.
При анализе деловой среды важно исходить из того, что реальность находится в непрерывной динамике. Изменения в социально-экономических процессах порождают противоречивые явления, взаимодействие которых по мере развития производительных сил усложняются, распространяя свое влияние на все новые сферы деятельности, а функционирование структурных составляющих хозяйственной системы переходит от плоского двухмерного действия к трехмерному взаимодействию [8, с. 32]. Органам государственного управления требуется сформировать институциональные барьеры и механизмы, блокирующие деструктивные виды предпринимательства, связанные с получением псевдоренты и препятствующие осуществлению системной модернизации экономики; необходимо активно поддерживать эффективные формы развития малого предпринимательства в реальном секторе экономики, а также в отраслях, где имеется большой инновационный потенциал. Именно здесь может быть создана база для преодоления кризисных явлений в российской экономике.
Выводы
Выполняя системорегулирующую роль в формировании деловой среды развития малого предпринимательства, государство должно способствовать ускоренному развитию наиболее перспективных направлений предпринимательской деятельности, обеспечивать комплекс мер организационного, правового, социально-психологического и экономического характера, содействующих адаптации субъектов малого предпринимательства к меняющимся условиям деловой среды и способствующих получению различных форм инновационной ренты.
Библиографический список
1. Романенко Е.В. Малое предпринимательство и инновационный характер развития экономики России: монография [Текст] / Е.В. Романенко. - М.: ООО Издательство «Креативная экономика», 2010. - 252 с.
2. Плосконосова В.П. Человеческий капитал и активизация предпринимательства в инновационной
экономике [Текст] / В.П. Плосконосова // Вестник СибАДИ. - 2011. - № 4(22). - С. 78-81.
3. Дайер Дж. Х. Отношенческий подход: кооперационная стратегия и источники межорганизационных конкурентных преимуществ [Текст] / Дж. Х. Дайер, Х. Сингл Х. // Российский журнал менеджмента. -2009. - Т. 7. - № 3. - С. 37-58.
4. Шумпетер Й. Теория экономического развития [Текст] / Й. Шумпетер. - М.: Прогресс, 1982. - 455 с.
5. Тис Д. Дж. Выявление динамических способностей: природа и микрооснования (устойчивых) результатов компаний [Текст] / Д. Дж. Тис // Российский журнал менеджмента. - 2009. - Т. 7. - № 4. - С. 59-108.
6. Романенко Е.В. Особенности развития и взаимодействия малого, среднего и крупного предпринимательства [Текст] / Е.В. Романенко // Вестник СибАДИ. - 2011. - № 3(21 ). - С. 65-68.
7. Стребков Д. Электронная самозанятость в России [Текст] / Д. Стребков, А. Шевчук // Вопросы экономики. - 2011. - № 10. - С. 91-112.
8. Романенко Е.В. Формирование благоприятной институциональной среды для развития малого предпринимательства в России [Текст] / Е.В. Романенко // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 32 (89). - С. 28-33.
THE BUSINESS ENVIRONMENT OF THE SMALL BUSINESS DEVELOPMENT AND THE FORMATION OF THE ENTERPRISE RENT SOURCES
V.P. Ploskonosova, Е^. Romanenko
Problems of formation of the business environment of small business development are considered. Formation features of the enterprise rent sources in the conditions of postindustrial economy are investigated. Conclusions of necessity of the accelerated development of the most perspective directions of enterprise activity, assistance of adaptation of small business subjects to the changing business environment conditions are drawn.
Плосконосова Вера Петровна - доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Философия» ФГБОУ ВПО «СибАДИ». Основные направления научной деятельности: демографическая политика в России, предпринимательство в российской экономике, взаимодействие правящей элиты в обществе. Общее количество опубликованных работ - 131.
Романенко Елена Васильевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Общая экономика и право», ФГБОУ ВПО «СибАДИ». Основные направления научной деятельности: современные механизмы взаимодействия государства и малого предпринимательства в условиях модернизации российской экономики. Общее количество опубликованных работ - 98.