Научная статья на тему 'Системно-целевой подход к обучению студентов-журналистов культуре творческой деятельности'

Системно-целевой подход к обучению студентов-журналистов культуре творческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
443
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорощук Е. С.

The article represents the model of educational system introducing the journalist students to the culture of creativity. The following system has been evaluated from the viewpoint of the purposeful systematic approach which, being integrative in essence, combines both items system and purposeinto a single whole. Scientific novelty of the approach lies in the complex analysis of educational system teaching the students journalists to the culture of creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системно-целевой подход к обучению студентов-журналистов культуре творческой деятельности»

СИСТЕМНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ КУЛЬТУРЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.С.Дорощук, к.п.н., доцент кафедры связей с общественностью АСО (КСЮИ)

Системно-целевой подход в контексте обучения студентов - журналистов необходимо рассмотреть с точки зрения интеграции системного и целевого подходов. Системный подход широко внедряется в педагогические научные исследования. Исходя из того, что социально - педагогический процесс определяется как процесс многообразный, многофакторный, а системный подход приобрел междисциплинарный характер и стал общенаучным, суть системного подхода в педагогическом исследовании заключается в том, что образовательное учреждение, которое участвует в образовательном процессе, а также любой процесс, осуществляемый в педагогических учреждениях, являются частью социальной системы и поэтому могут быть представлены как целостные динамические социально

- педагогические системы, что является основой для их системного изучения.

Одними из первых о системном подходе в педагогике заговорили Ф.Ф.Королев,

Э.Г.Юдин, М.А.Данилов. Методологической основой применения системного подхода является мысль о том, что в современных условиях высока степень интеграции общественных процессов, что определяет общие связи в социуме. Проблемы, возникающие в этих условиях, также носят характер комплексных и системных (В.Г.Афанасьев). Широко в отечественной методологии и педагогике разработаны термины «система» и «системный подход» (В.Г.Афанасьев, В.И.Загвязинский,

Т.ИШамова, Ф.Ф.Королев, А.Н.Аверь-янов, А.Д.Урсул). Система, будучи объективной формой существования материи, отражается, фиксируется сознанием в понятии, которое может рассматриваться как конкретно-научное и общенаучное понятие, дающее нам знание о форме организации существования материи, и ее отражении в сознании (А.Н.Аверьянов).

Термин «система» соотносят с чем-то целым, что состоит из отдельных частей. В случае с педагогическими системами это может быть перечень составляющих учебного процесса; учебных подразделений и т.д. Система может быть определена как совокупность элементов определенного рода, взаимосвязанных, взаимодействующих между собой и образующих целостность [1, с.18].

К признакам системы относят: наличие элементов - минимальных единиц, имеющих предел делимости в рамках данной системы; интегративность, как результат взаимодействия всех компонентов, входящих в систему; связь с внешней средой, что характеризует ее открытость/ целевые характеристики, которые позволяют определить системы как целеустремленные и целенаправленные: полифункциональность,

развитие, упорядоченность. Исходя из этого, педагогическая система определяется как совокупная целостность элементов -участников педагогического процесса, обусловленный социальныти факторами, которые взаимодействуют между собой на

условиях сотрудничества, а также с внешней средой с целью развития и саморазвития личности..

Главное положение в системном подходе гласит, что для изучения сложного объекта - системы необходимо не только изучить особенности всех элементов, ее составляющих, но и особенностей взаимодействия этих элементов. Задачи познания механизма связей между элементами системы - интегральные задачи в системном подходе. Необходимо представить изучаемый процесс как объект-систему в виде иерархической структуры взаимосвязанных видов, функций, задач с учетом их взаимосвязей. Изучать объект как целостное образование нельзя, не учитывая этапы его развития. О целостности и взаимосвязи этого принципа с системным подходом говорят многие исследователи. В частности, В.И.Загвязинский указывает на необходимость соблюдения в процессе исследования и применения в системном подходе принципа целостности - система должна рассматриваться как целостное образование. Вычленение в ней элементов требует исследовательской выверенности и осторожности. Оно может быть условным, даже носить временный характер. Очень важным здесь является наличие методов, которые позволяют соотносить результаты, полученные в ходе исследования, с целым процессом и его ходом. Поэтому систему определяют как некую целеустремленную целостность элементов, взаимодействующих между собой. Причем, эта целостность имеет новые свойства, которые не являются простой суммой элементов, составляющих систему, а представляют новое образование, характеризующееся глубокими внешними связями.

В теории педагогики особо выделяется системный подход к процессу формирования творчески активной личности учителя

(А.И.Красильникова, Т.А.Демьянова,

П.Ф.Кравчук, Т.Л.Пономаренко,

Л.Т.Тригуб, Г.М.Шуткина). Он связан с положением о том, что формировать творчески активную личность может только учитель с высоко развитым творческим потенциалом. «Сложность подготовки такого учителя в вузе определяется необходимостью комплексного подхода к процессу его воспитания, поскольку вопросы формирования научного мировоззрения и развития творческого потенциала личности органически взаимосвязаны, и решать их можно только системно» [2, с.З]. При формировании творчески активной личности включается следующий механизм. Если рассматривать творчество личности как деятельность определенного характера, отражающую высшую степень активности, направленную на преодоление конкретного противоречия в соответствии с поставленной целью, то можно утверждать, что степень творческой наполненности деятельности личности зависит как от характера труда человека или творческой среды, так и от уровня развития творческих способностей личности. «Ибо только при наличии потребности реализации своих творческих способностей как выражения собственной сущности личность будет подходить к делу творчески» [2, с.4]. Эти положения отражают проблему повышения качества профессионального обучения в целом и профессионального обучения студентов - журналистов, как представителей творческой профессии.

Важным в оценке качества обучения студентов-журналистов становится целевой подход. Его внедрение в педагогическую теорию и практику связано с разработкой теории управления образованием. Впервые идея управления по целям или по результатам появилась в теории социального управления в семидесятые годы XX - го столе-

тия. Г.Кунц и С.О.Доннел относят эту идею к феноменам человеческой истории. Феноменальность состоит в том, что для успешного управления предприятиями необходимо осознать простую истину: для того, чтобы цели могли стать источником действия, они должны быть ясными и понятными тем, кто занимается их осуществлением.

Целевой подход в педагогике предусматривает: а) четкую постановку основных и промежуточных целей обучения и воспитания, как конечных и промежуточных результатов образовательного процесса; б) определение полной структуры действий, которые непосредственно направлены на достижение целей обучения и воспитания; в) обеспечение условий для выполнения этих действий; г) создание специальных программ (методик) для реализации целей, развитие всей изучаемой образовательной системы; д) согласованность и интеграцию всех усилий субъектов образовательной системы. В результате использования этого подхода достигается грамотное функционирование образовательной системы и развитие всех ее элементов на уровне инновации. Стимулируется обновление не только того объекта, который подвергается воздействию, но и самой системы, управляющей процессами развития.

Важным слагаемым целевого подхода является программирование деятельности по достижению поставленных целей в образовательной системе. Это составление так называемых программ развития, которые позволяют определить исходное состояние развиваемой системы, основные предпосылки ее развития; представить образ желаемого будущего состояния этой системы, выраженный в виде генеральной цели программы, и системы целей, основных задач управления; обозначить состав и структуру действий по достижению целей

[3].

Таким образом, интегративность системного и целевого подходов как методологических принципов позволяет реализовать системно-целевой подход к процессу обучения студентов - журналистов культуре творческой деятельности. Это значит, что весь процесс обучения студентов-журналистов рассматривается как система, во-первых, с точки зрения его целостности, во-вторых, с точки зрения его компонентного состава, упорядоченности элементов; в-третьих, в покое и динамике; в-четвертых, с точки зрения управления объектом, как процесс достижения целей или результатов деятельности. Объект, подвергающийся анализу в рамках системноцелевого подхода, может быть представлен как система, развивающаяся по особой целевой программе, отличающаяся целеустремленностью, результативностью, целостностью, упорядоченностью.

Системно-целевой подход важен при оценке качества обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности. Он позволяет не только оценить состояние профессионального обучения как объекта изучения, но и проследить за целевыми установками и прогнозами по совершенствованию и внедрению инноваций в процесс обучения, обеспечив, таким образом, программу корректирующих целей и действий в рамках повышения качества подготовки специалистов.

Для реализации системно-целевого подхода к обучению студентов-журналистов необходимо учитывать, что эффективность и качество воспитательного и образовательного процесса зависит от степени подготовленности самого студента-журналиста к творческой деятельности и степени сформированности творческой компетентности студента-журналиста. А на уровень подготовленности студента-журналиста к творческой деятельности оказывают влия-

ние такие факторы: условия творческой деятельности студента-журналиста (чем благоприятнее атмосфера в творческом коллективе, тем выше шансы студента-журналиста на осознание необходимости к саморазвитию); раннее самоопределение в профессии (чем более уверенность в правильности выбора профессионального поля, тем выше стремление к саморазвитию); широта применения индивидуальных характеристик личности в профессиональном поле (чем больше возможностей приложения личностных усилий к полезному профессиональному труду, тем больше стремление к саморазвитию); осознанность в выборе профессионального поля (чем более личностного в выборе профессионального поля, тем выше притязания студента на совершенствование личности, а значит - на саморазвитие); развитость умения профессионального труда (чем более развито умение профессионально трудиться, тем более возможностей у студента для того, чтобы задуматься о программе саморазвития).

Качественным показатели обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности находят отражение в функционировании системы1 по самореализации творческой личности студентов-журналистов в условиях профессиональноучебной деятельности, интегрированной в массово коммуникационную деятельность. Цель развития этой системы - становление и обеспечение функционирования механизма развития и саморазвития культуры творческой деятельности студентов-журналистов в двух ролевых характеристиках: студента-журналиста и журналиста-практика. Механизм организации и работы этой системы характеризуется как механизм длительного действия, содержащий программу перспективного развития и саморазвития.

В систему самореализации творческой

личности студента-журналиста в условиях профессионально-учебной деятельности,

интегрированной в массово коммуникационную деятельность (СТЛЖ-МК) в целях осуществленияпроцессов становления творческой личности будущего журналиста включены следующие элементы: творческая среда профессионально-учебной деятельности студента-журналиста; субъект профессионально-учебной деятельности

(студент-журналист), направленный на творческое самовыражение; цель профессионально-учебной деятельности студента-журналиста; технологии профессиональноучебной деятельности студента-

журналиста; управление профессиональноучебной деятельностью студента-

журналиста; результат профессиональноучебной деятельности студента-

журналиста.

Рассматривая деятельность журналиста как деятельность творческую, необходимо подчеркнуть, что именно она является той основой, которая осуществляет через преодоление противоречия между знанием о незнании и истинным знанием поиск ответов на возникающие в процессе журналистской деятельности вопросы и решений журналистских творческих задач. Этот процесс отождествляют с процессом становления мировоззрения журналиста как способа осознания человеком своей социальной сущности. И далее, определив свое отношение к окружающей действительности, журналист становится сознательным участником творческой деятельности, которая направляется его мировоззрением. В этом суть диалектического единства становления мировоззрения и творческих способностей личности журналиста.

Основой реализации системно-целевого подхода к обучению студентов-журналистов культуре творческой деятельности является взаимосвязь процессов ста-

новления мировоззрения и творческих способностей личности журналиста. А одним из важнейших условий реализации этого подхода в подготовке сту-дентов-журналистов является обеспечение взаимосвязи и взаимодействия всех направлений, сторон, форм и методов, всех факторов обучения сту-дентов-журналистов культуре творческой деятельности, интеграция их в профессиональную творческую деятельность.

В основе системно-целевого подхода к обучению студентов - журналистов культуре творческой деятельности лежит принцип системности педагогического процесса. Суть его сводится к тому, что процесс обучения студентов-журналистов представлен

как система в виде взаимосвязи и взаимоообусловленности процессов воспитания, обучения и учения, формирования, самоформирования, развития и саморазвития личности и коллектива.

Способность системно оценивать и рассматривать деятельность объектов действительности считается особой познавательной технологией. Среди теорий, созданных и внедренных в этой области, выделяется теория системно-целевого развития школы, разработанная В.С.Лазаревым [4]. Данная концепция базируется на синтезе основных идей организационного развития, а также системного и целевого подходов к управлению изменениями. Согласно этой теории в школе, а также в вузовской педагогической системе, наряду с педагогической целевой системой, создается и инновационная система, которая осуществляет процессы изменений. Цель создания такой системы - улучшить способность

школы выявлять и решать проблемы, связанные с педагогическим и внедренческим процессами. В основе лежит методология системного анализа, которая содержит четыре основных стадии: проблемно - ориентированный анализ (проблематизация); проектирование желаемой образовательной системы; планирование изменений; реализация изменений. Для каждой из этих стадий определены требования к результатам инновационного процесса, логическая структура действий, а также способы и средства их выполнения.

Учебный процесс на отделении и факультете журналистики, также может быть рассмотрен и представлен как педагогическая система, так как он

- суть социальная организация и поэтому к нему может быть применен общий для всех социальных систем принцип управления. Модель обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности рассматривается также как педагогическая система, в основе которой лежит диалектика обучения и саморазвития культуры творческой деятельности студента

- журналиста (Рис.1.). Проблемы диалектики воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, обучения и самообучения творческой личности разработаны в рамках педагогики творчества (А.В.Морозов, Д.В.Чернилевский, А.В.Меренков). В этом контексте самопроцессы определяются как основа самоуправления личности в разных видах деятельности с целью формирования и развития креативных качеств, что ста-

Рис.1. Структура педагогической системы обучения студентов-журналистов культуре

новится резервом самоактуализации личности и условием ее творческого саморазвития.

Как диалектика процессов развития и саморазвития представлен процесс воспитания личности в рамках креативной педагогики (А.В.Морозов, Д.В.Чернилевский, А.В.Меренков). Исследователями подчеркивается, что необходимо учитывать преобразования, происходящие с человеком в единстве воздействия внутренних и внешних факторов - суть развития и преобразования внутри личности, которые происходят благодаря собственной активности -саморазвития. С одной стороны, саморазвитие отражает часть тех процессов, которые характеризуют развитие любого объекта, с другой - выявляет его внутренний двигатель [5, с.4]. Согласно концепции А.В.Меренкова, целью саморазвития является развитие природной предрасположенности, которая становится индивидуальностью, а формами саморазвития являются активное самостоятельное развитие, которое ведет к тому, что создаются новые продукты труда, являющиеся ценными не только для данного человека, но и для окружающих. Они начинают ими пользоваться, рассматривая как образец для более совершенной деятельности.

Диалектика обучения и саморазвития культуры творческой деятельности студен-тов-журналистов базируется на положении о том, что педагогические механизмы обучения творчеству, включая и механизмы профессионального обучения, являются основой для создания механизмов саморазвития - той системы саморазвития культуры творческой деятельности студентов-журналистов, основание которой становится сущностным образованием, обеспечивающим и процесс саморазвития творческой личности журналиста-практика.

Состояние профессионального развития

и саморазвития культуры творческой деятельности студентов - журналистов в свете системно-целевого подхода определяется через понятие профессионального мастерства. Оно представляет собой педагогическую систему, интегрирующую процессы профессионального развития и саморазвития культуры творческой деятельности на основе целенаправленного и систематического отбора целей, содержания, форм и методов развития и саморазвития, образующим элементом которой является культурный навык профессиональной деятельности. Для студента-журналиста культурный навык можно считать сформированным, если он представляет собой профессиональный стереотип, то есть такую схему действия, овладев которой, студент-журналист использует ее в дальнейшем автоматически, на уровне подсознания. Степень профессионального мастерства определяется наличием объема знаний, умений, убеждений и способностей, входящих в состояние развития культуры творческой деятельности студентов-журналистов. Обоснование степени развития профессионального мастерства в процессе развития культуры творческой деятельности студентов-журналистов базируется на таком понятии как «профессионально-важные качества специалиста». Наиболее емкое определение этим качествам дает в своих работах В.Д.Шадриков, подчеркивая, что профессионально-важные качества специалиста -это индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения [6]. Развитие и активное совершенствование качеств, определяющих уровни профессионального мастерства для журналиста, связано с уровнем творческой активности в профессиональной деятельности в период профессионального обучения.

Таким образом, системно-целевой под-

ход к обучению студентов-журналистов позволяет рассмотреть данный процесс как систему целевого формирования условий реализации творческих качеств студента -журналиста, определяющих уровни профессионального мастерства как инварианты культуры их творческой деятельности.

Литература:

1. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. - М.: Гуман.изд.центр «Владос», 2002. - 320 с.

2. Системный подход к процессу формиро-

вания творчески активной личности учителя. - М.: б/и, 1988. - 46 с.

3. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы. - М. изд-во МГУ, 1999. - 176 с.

4. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы // Педагогика. - 2003. -№3. - С. 23-32.

5. Меренков А.В. Педагогика саморазвития личности. - Екатеринбург: изд-во УрГУ, 2001. - 274 с.

6. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.: Наука, 1994. - 254 с.

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ССУЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Э.В.Максимова, соискатель ИПППО РАО

В связи с переориентацией современного профессионального образования с традиционного подхода к обучению на компетеностный возникает потребность формирования ключевых компетенций в процессе изучения иностранных языков (ИЯ) в ссузе. Как известно, в обучении ИЯ ставятся как образовательные, так воспитывающие и развивающие задачи. Реализация этих задач повышает эффективность обучения ИЯ, поскольку дает обучаемым возможность приобрести не только соответствующую иноязычную подготовку, но и развить способности к познавательной деятельности и вооружить их умениями и навыками, необходимыми для самообразования и дальнейшего совершенствования знаний как в области

иностранного языка, так и в области профилирующих дисциплин.

Г.И.Ибрагимовым выделены ключевые компетенции при подготовке специалистов среднего звена, которые наиболее полно отвечают требованиям, представленным в ГОС СПО. К ним относятся: 1) готовность проявлять ответственность за выполняемую работу; 2) способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности; 3) устойчивое стремление к самосовершенствованию (самопознанию, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремление к творческой самореализации; 4) способность к системному мышлению; 5) способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности; 6) готовность к постоян-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.