Научная статья на тему 'Особенности развития педагогической системы в образовательной среде технологического вуза'

Особенности развития педагогической системы в образовательной среде технологического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
872
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ / PEDAGOGICAL SYSTEM / SYSTEM APPROACH / THE EDUCATIONAL OBJECTIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вьюгина С. В.

В статье рассматриваются особенности развития педагогической системы вуза, расписаны ключевые признаки системы. Инновационно-образовательная среда вуза постоянно меняется благодаря педагогической системе и образовательным целям. Автор описывает уровни целей, задаваемые педагогическими системами вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the features of the university pedagogical system, painted key signs of the system. Innovation and educational environment of the university is constantly changing due to the pedagogical system and educational goals. The author describes the level goals given by the university pedagogical systems.

Текст научной работы на тему «Особенности развития педагогической системы в образовательной среде технологического вуза»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 378 С. В. Вьюгина

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Ключевые слова: педагогическая система, системный подход, образовательные цели.

В статье рассматриваются особенности развития педагогической системы вуза, расписаны ключевые признаки системы. Инновационно-образовательная среда вуза постоянно меняется благодаря педагогической системе и образовательным целям. Автор описывает уровни целей, задаваемые педагогическими системами вуза.

Keywords: pedagogical system, system approach, the educational objectives.

The article discusses the features of the university pedagogical system, painted key signs of the system. Innovation and educational environment of the university is constantly changing due to the pedagogical system and educational goals. The author describes the level goals given by the university pedagogical systems.

В современных условиях российской действительности важнейшей задачей

технологических вузов становится подготовка специалистов не только для конкретной области деятельности, но и развитие личности каждого студента, развитие его интеллектуального потенциала, повышение общей культуры. Именно такой выпускник технологического вуза конкурентоспособен на рынке труда, более востребован, адаптивен к любой сфере социальноэкономической и профессиональной деятельности.

Изменение требований к современному специалисту определяет новые подходы к определению его смыслового, дискурсивного содержания, выражающиеся в личностно -социально - профессиональных знаниях, умениях и качествах, востребованных конкретным видом профессионального труда и соответствующих потребностям общества, рынка труда. Следует отметить, что в теории и практике отечественной и зарубежной педагогической науки существует огромное разнообразие определений этого понятия [7, с.5-7], объединенных ключевым компонентом -педагогической системой. В педагогической лексике теоретиков и практиков педагогической науки довольно часто в разных контекстах употребляется понятие система (система обучения, воспитания, система методов, средств, технологий и т.д.) [1]. Но в процессе использования данного понятия в него часто не вкладывается изначальный истинный смысл: «Система - выделенное на основе

определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействие со средой как целостное явление» [1, с.16].

Российский теоретик-системник

В.Г.Афанасьев [1] выделяет целый ряд ключевых признаков системы:

- наличие составных элементов (компонентов, частей), из которых образуется

система. Элемент - это минимальная единица, обладающая основными свойствами данной системы и имеющая предел делимости в ее рамках. Минимальное число элементов в системе - два;

- наличие структурыы т.е. определенных связей и отношений между элементами. Связь - это такое взаимодействие, при котором изменение одного компонента системы приводит к изменению других компонентов. В свою очередь, меняется и тот компонент, который вызвал это взаимодействие. Связи существуют между отдельными компонентами и всей системой в целом. Способ связи между элементами определяет структуру системы;

- наличие интегративныгх качеств (системность), т. е. таких качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему. Интегративность - это результат, получаемый от взаимодействия элементов;

- наличие функциональным

характеристик системы в целом и отдельных ее компонентов;

- целеустремленность системы, каждая система создается для достижения определенной цели. В связи с этим функции ее компонентов должны соответствовать цели и функции всей системы. Установлено, что данное свойство является типичным для биологических и социальных систем;

- наличие коммуникативныгх свойств,

которые проявляются в двух формах: во-первых, взаимодействие с внешней средой (среда - это совокупность всех условий, которые окружают вещь, растение, животное, человека и непосредственно или косвенно воздействуют на них; определена, выявлена и установлена технология среды: идеологическая, политическая, экономико-производственная, социально-бытовая, культурная, природно-экологическая,

образовательная); во-вторых, во взаимодействии

данной системы с суб- и суперсистемами, т.е. с системами более низкого или высокого порядка;

- наличие историчности,

преемственности или связи прошлого,

настоящего и будущего в системе и ее компонентах;

- наличие управления. Это признак, так же как и целеустремленность, является специфическим для систем биологического и социально происхождения и др.

Таким образом, среди предоставленных признаков выделяются те, которые определяют уровень целостности (качество) системы, зависящей от целеустремленности, т. е. связи всех элементов с целью; полноты состава компонентов, тесноты взаимосвязи и числа связей между элементами системы, полноты функционирования всех элементов системы.

Среди многих видов социальных систем педагогические системы занимают особое место. Одним из первых, еще в 70-е годы ХХ столетия, системный подход в педагогике стал прорабатывать Ф.Ф.Королев [5]. Он отметил, что педагогическая действительность по всей сущности, структуре и функциям системна. Положения теории систем относятся и к педагогическим явлениям. Личность педагогически системна, так как ее свойства и качества взаимосвязаны, а поступки - интегральное проявление ее особенностей, взаимодействия свойств и качеств. Учебный коллектив - не просто группа обучающихся, и не всякая группа -подлинный коллектив. Превращение группы обучающихся в учебный коллектив, достигаемое определенными усилиями обучающегося и их самих, повышает уровень педагогических результатов воспитания, образования, обучения и развития каждого и успех коллектива в целом [5].

В силу объективных законов развития общества педагогическая система постоянно детерминируется той социальной системой, частью которой она является. Но поскольку взаимодействие по линии метасвязи (внешний вид педагогической системы) идет избирательно, отдельными группами, свойствами, то изменения педагогической системы, ее перестройки и адаптация находятся в зависимости от того, на какой элемент или на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на управление материальной базы вуза, на модернизацию системы высшего образования, на реализацию ФГОС ВПО, интеллектуализацию учебного процесса и другие. По нашему мнению, именно этот механизм вскрывает природу взаимодействия компонентов педагогической системы и является своеобразным фактором для понимания многих ошибок в принятии управленческих решений в системе высшего образования. Причины многих неудачных реформ высшего образования заключаются в несистемном, локальном подходе к преобразованию элементов системы.

Взаимодействие компонентов

педагогической системы порождает педагогический процесс, т.е. она создается и функционирует с

целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса. Функция педагогической системы - осуществление целей, которые задаются ей обществом.

Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую систему воспитания как наиболее общую педагогическую систему. Она, в свою очередь своими подсистемами и подпитывает все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции,

объединяющиеся в систему образования. Ведущей подсистемой в системе образования является общеобразовательная школа. Для результативного функционирования педагогических систем, имеющих целью воспитание личности обучающихся, общество создает систему подготовки воспитателей - педагогические колледжи и вузы, как педагогические системы. Проявляя заботу об уровне профессиональной подготовки молодежи и взрослого населения, общество создает поливариативные педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Современные виды педагогических систем различаются не сущностными характеристиками (она в большинстве своем идентичны), а их назначением и особенностями организации и функционирования. Так, в системе

общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система «школа» с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный, полуинтернатный (школы с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища и др.). Вариантами педагогической системы «школа» являются альтернативные учебные заведения: гимназия, лицеи, колледжи и др.

В системе высшего профессионально образования варианты педагогических систем прослеживаются аналогично. Основой является педагогическая система «вуз» с вариантами в зависимости от режимов работы: очный, заочный. Вечерний, дистанционный, послевузовский

(аспирантура, докторантура, бакалавриат и

магистратура), повышение квалификации и переподготовка кадров отраслевой принадлежности. Вариантами педагогической системы «вуз»

являются альтернативные учебные заведения дополнительного образования: центры подготовки инженерных работников, центры нетрадиционной медицины и другие виды при образовательных и научных учреждениях высшего профессионального образования.

Настоящее время, понятие «педагогическая система», в современной дидактике стало занимать ключевые позиции. Объясняется эта тенденция значением системного подхода в успешном решении педагогических проблем, среди которых взаимодействие преподавателя и студента определяет ход образовательного процесса, ориентированного на стратегическую цель -формирование личности будущего специалиста с заданными качествами. Данную педагогическую

компоненту, по мнению А.М.Новикова [6], тоже можно считать педагогической системой, выделив в ней следующие группы элементов: цели

образования. содержание образования; методы, средства, организационные формы обучения и воспитания; педагогики (учителя, преподаватели, воспитатели): обучающиеся (учащиеся, студенты). При этом главным системообразующим элементов любой педагогической системы являются цели [6, с.28-29].

Цели, задаваемые педагогическим

системам, образуют иерархию целей:

- первый уровень - социальный заказ общества, его различных социальных групп всем подсистемам образования на определенный общественный идеал формируемой личности как человека, гражданина, профессионала;

- второй уровень - это образовательная цель для каждой образовательной учебной программы, для каждого типа образовательных учреждений в отдельности, в которой социальный заказ трансформирован в понятиях и категориях педагогики;

- третий уровень - это те педагогические цели, которые реализуются повседневно, на каждом учебном занятии [5, с.28].

Реализация целей педагогических систем осуществляется в ходе педагогического процесса. Педагогический процесс, в свою очередь, обусловлен целями образования и взаимодействием его основных компонентов: содержание обучения; преподавание, то есть деятельность учителя-преподавателя; учение - деятельность учащихся, студентов; средства обучения.

С позиции системного подхода безосновательным представляется считать методы педагогической деятельности, приемы, средства коммуникативного воздействия, организационные формы и качества структурных компонентов педагогического процесса. Они, так же как и цель, имманентны динамической системе «преподаватель

- студент». Внутри этой системы в результате их взаимодействия зарождаются методы, приемы, формы организации и другие элементы педагогического процесса.

Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, инновационные идеи относится к авторским педагогическим системам, авторской школе. Примером являются педагогические системы Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко,

В.А.Сухомлинского, М.И.Махмутова,

А.А.Кирсанова, П.А.Кирпичникова, С.Г.Дьяконова и других современных педагогов-новаторов и руководителей образовательных учреждений.

Рассматривая педагогический процесс как динамическую систему и предполагая, что его динамика, движение обусловлены взаимодействием или обменом деятельностями главным участников, проследить переход педагогического процесса из одного состояния в другое можно лишь определившись с его основной единицей. Толь при этом условии, как убедительно подтверждают результаты изучения педагогической теории и практики можно понять педагогический процесс как развивающееся взаимодействие его субъектов, направленное на решение образовательновоспитательных задач в инновационнно-

образовательной среде Казанского национального исследовательского технологического университета.

В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия «преподаватель -студент» возникают разнообразные ситуации. Привнесенные в эти ситуации педагогических целей придает взаимодействию целенаправлен-ность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача, которая стоит перед профессорско-преподавательским составом вуза, который претворяет в жизнь подготовку высококвалифицирован-ных специалистов для современного общества.

Литература

1. Афанасьев, В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управления /В.Г.Афанасьев. - М., 1986.

2. Вьюгина, С.В. Профессиональное и интеллектуальное развитие студентов в инновационной образовательной среде университетского комплекса (из опыта КГТУ). /В.С.Вьюгина //Вестник Казанского технологического университета, 2010, №1. - С.364-369.

3. Галимов, А.М. Системный подход в управлении

качеством профессионального образования

/А.М.Галимов //Вестник Казанского технологического университета, 2010, №12. - 79-87.

4. Зеер, Э.Ф. Психология личности - ориентированного

профессионального образования /Э.Ф.Зеер. -

Екатеринбург, 2000.

5. Королев, Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях /Ф.Ф.Королев //Советская педагогика, 1970, №9.

6. Новиков, А.М. Образовательный проект. /

А.М.Новиков, Д.А.Новиков. - М.:Эгвос, 2004.

7. Сергеева, В.П. Управление образовательными системами /В.П.Сергеева. - М, 2000.

© С. В. Вьюгина - канд. пед. наук, доц. каф. обучения на двуязычной основе КНИТУ, vsazida@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.