ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМНО-ЦЕЛЕВОЙ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ
Е.С.Дорощук, к.п.н., доцент ACO (КСЮИ)
Под влиянием процессов модернизации российского высшего образования усиливается интерес к личностно ориентированному подходу и его роли в совершенствовании профессионального обучения. Это находит отражение в педагогической теории как принцип индивидуального подхода. Требуется пересмотр содержания, форм и методик профессиональной подготовки студентов-журналистов, так как общество не удовлетворено деятельностью вузов в этой области. Реализация принципа индивидуального подхода в системе профессионального обучения студентов-журналистов невозможна без проектирования системно-целевой индивидуализации обучения, ориентированного на повышение качества журналистского образования и формирование компетентного специалиста в области массовой коммуникации и информации.
Организация системно-целевой индивидуализации профессионального обучения студентов-журналистов связана с совершенствованием всей системы элементов индивидуализации - целей, содержания, методов, средств, контроля и оценки результатов обучения. Процессы проектирования могут быть выделены в рамках каждого элемента системы. При этом, комплексные характеристики проектирования интегрируют уже имеющиеся представления из области индивидуализации и дифференциации профессионального обучения (И.Э.Унт,
A.А.Кирсанов, М.И.Махмутов, О.С.Гребенюк), креативно - технологического обеспечения процессов по производству информации в журналистике (В.М.Березин, Е.П.Прохоров, Е.П.Пронин, Л.Г.Свитич, И.М.Дзялошинский,
B.Ф.Олешко). При таком подходе индивидуализация профессионального обучения студентов-журналистов охватывает все сто-
роны учебного процесса: цели, содержание, методы и формы обучения, комплексное обеспечение процессов преподавания и учения, организацию совместного творчества преподавателей и студентов, постоянное стимулирование и оценку уровня творческой подготовки компетентности студентов-журналистов. В этой связи системно-целевая индивидуализация профессионального обучения с ориентацией на формирование компетентного специалиста в области массовой коммуникации может быть определена как бинарная сложная, открытая система, интегративно представляющая собой компонентный состав личностно ориентированного подхода и влияния на мотиваци-онную, интеллектуальную, нравственную и другие сферы личности, а также самопроцессы, детерминирующие развитие творческих компетенций студента-журналиста, учитывающая стилевые характеристики профессиональной деятельности журналиста, а с позиций деятельностно-личностного подхода учитывающая специфику, уровни и особенности учебной, научной и профессионально-творческой деятельности студента-журналиста на этапе его становления как творческой личности.
В основе проектирования системно-целевой индивидуализации профессионального обучения студентов-журналистов лежат идеи гуманистической педагогики и гуманистической этики (К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, Э.Кей, Я.Корчак, Э.Фромм):
- плодотворные ориентации в учебной, профессиональной и творческой деятельности являются залогом будущих профессиональных успехов, как студента-журналиста, так и Педагога-Мастера, обладающего высокой профессиональной и творческой культурой;
- диалогическая основа взаимодействия -
субъект-субъектная форма отношений в коммуникационной среде обучающихся и обучаемых позволяет создать коммуникационно-образовательную общность «мы», характеризующуюся личностной открытостью, проявляющейся в понимании и эмпа-тии;
- свобода профессионально - творческого выбора должна подкрепляться умениями принимать оптимальные ответственные решения в условиях неопределенности, что характеризует такую сферу становления личности журналиста как нравственная сфера;
- целостность индивидуальности должна быть направлена на ценностное профессионально-творческое самосовершенствование личности.
Система проектирования индивидуализации профессионального обучения студентов-журналистов опирается на три принципа организации: равноправное партнерство -общность партнеров по обучению, их равноправное положение в творческой индивидуализации; профессиональной интеграции
- система профессионального обучения интегрирована в профессиональную деятельность и регламентирует одновременно как учебный, так и производственный процесс; личностного достижения - образовательная траектория выстраивается субъектами на основе формирования отношения к успеху, к творческому саморазвитию, конкурентоспособности.
В основу проектирования системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов положены идеи, отражающие его педагогическую сущность: опережения, разности творческих потенциалов, поша-говости, совместности, мозаичности [1]. Идея опережения основана на необходимости видения перспективы обучения, как ближней (тактика) - формирование наборов компе-тентностей, определяющих творческую личность будущего журналиста, так и дальней (стратегия) - формирование творческой индивидуальности журналиста, что становится важнейшим элементом проектирования, оп-
ределяя его цели и содержание. Идея разности творческих потенциалов отражает соотношение между реальным или актуальным состоянием профессионального обучения студентов-журналистов творчеству и желаемым образом творческой обучающей системы, представляющим модель формирования индивидуальности журналиста. Идея пошаговости связана с необходимостью постепенного или поэтапного приближения образа будущей творческой обучающей системы. А идея совместности позволяет обозначить потребности кооперированного подхода, объединяющего духовный потенциал субъектов процесса обучения и его ресурсную составляющую. Идея моза-ичности отражает природу проектирования системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов, которая складывается из отдельных этапов-действий, представленных как фрагменты других видов деятельности, что приводит к необходимости включения в проектирование и деятельность системы обучения студентов-журналистов разнообразных форм, видов, методов системно-целевой индивидуализации, связанных с диагностикой, управлением, коммуникационной поддержкой процесса обучения.
Таким образом, стратегией и тактикой проектирования системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов становится формирование и развитие творческой индивидуальности журналиста на основе формирования наборов компетентностей, определяющих творческую личность будущего журналиста. Поэтому необходимо рассматривать индивидуальность журналиста как категорию, которая требует создания модели становления индивидуальности будущего журналиста, и говорить о проектировании прогностической модели специалиста в области массовой информации, каким является выпускник отделения журналистики университета. Особенностью индивидуальности журналиста многие исследователи называют особый динамизм всех качеств и свойств творческой личности и индивидуальности журналиста, которые способны реализовываться в конкретном творческом акте - создании журналистского произведения. Составляющей твор-
ческой индивидуальности журналиста является творческий потенциал журналиста, который, по мнению Р.Г.Бухарцева, включает в себя: во-первых, сумму умений, навыков и профессиональных знаний; во-вторых, систему убеждений; в-третьих, направленность личности (степень ее сформированности); в-четвертых, стиль мышления (зрелость мышления может рассматриваться как фактор индивидуальности журналиста); в-пятых, проявление воли [2, с.ЗЗ]. Особо выделяет творческую индивидуальность и условия ее профессионального формирования И.М.Дзялошинский. Она рассматривается им как основа творческого потенциала, от которого зависит эффективность профессиональной и общественной деятельности. Описывая структуру творческой индивидуальности журналиста, И.М.Дзялошинский предлагает считать составными ее частями знания, умения и желания журналиста, порождающие две формы проявления творческой индивидуальности журналиста: индивидуальный стиль деятельности и образ автора [3, с.12-15]. В свою очередь, индивидуальный стиль представляет собой образование, которое функционирует на основе принципов нормативности, системности и историчности. В нормативности проявляется то, что само понятие индивидуального стиля может быть выражено в совокупности методологических и методических предписаний, которыми руководствуется в своей деятельности журналист. Системность отражает различные положения, требования, рекомендации и предписания, как входящие в совокупность элементы. Историчность отражает процесс развития во времени всей этой совокупности.
Е.А.Климовым выделены устойчивые признаки индивидуального стиля деятельности, к которым относят: а) устойчивость системы используемых приемов и способов деятельности; б) обусловленность этой системы определенными личными качествами; в) эффективность данной системы как средства приспособления человека к объективным требованиям [4, с.48-49]. Эти признаки индивидуального стиля деятельности инвариантно проявляются и в творческой деятельности журнали-
ста, что делает его творчество узнаваемым, а самого журналиста, как автора, популярным, читаемым и авторитетным. Именно такие представления о творческой индивидуальности журналиста дают основание говорить о необходимости воспитания личностных качеств журналиста, равно как и формирования его индивидуальных характеристик. Но сформировать творческую индивидуальность журналиста невозможно не сформировав творческую индивидуальность студента-журналиста. Поэтому необходимо выявить механизм и условия становления индивидуальности студента-журналиста. О.С.Гребенюк и Т.Б.Гребенюк представляют индивидуальность студента как педагогическую категорию, как разновидность понятия «индивидуальность человека», связывая ее с процессами социализации человека, когда человек проявляет себя и свои психические качества также индивидуально [5]. Как известно, психические качества отличают человека от других: по мыслям, поступкам, мотивам, отношениям. Но, находясь в коллективе, человек несколько нивелируется, принимая общие правила игры, следуя моральным принципам, вызывающим стереотипность и шаблонность поведения и мышления. Так же и в системе образовательной деятельности происходит некоторое нивелирование человека за счет того, что учебный процесс строится по единым учебным программам, используются традиционные подходы к занятиям, когда мониторинговые исследования индивидуальности каждого студента не являются основанием для работы с отдельно каждым из них.
Индивидуальность студента обуславливается, прежде всего, его социальным статусом, а также его учебными обязанностями. К признакам студенческой деятельности относят: участие в учебном процессе, выполнение необходимого минимума учебной работы и пр. Наиболее ярко в студенчестве проявляются интеллектуальные, предметно-практические, мотивационные и другие способности индивида. В этом состоит различие между индивидами, с одной стороны, но и общность их характеристик - с другой.
Рассмотрим особенности мотивационной сферы. На учебную деятельность студента-журналиста оказывают влияние мотивы выбора профессии. Выделены причины динамики и изменчивости мотивации студентов во время учебы в вузе: неверная мотивация исходного характера, меньшая привлекательность профессии является следствием этого, если учеба происходит в группе, где мотивационная структура аморфна, где нет выраженных мотивов ни к какой деятельности, а также в группе с низкими показателями успеваемости; сложности в перестройке стереотипа учебной деятельности, приспособления к новым условиям, в том числе и бытового порядка, отрицательные эмоции боязни неуспеха и неудач. Наши исследования подтверждают мысль, что наиболее благоприятным сочетанием мотивов для успешной деятельности во время учебы является преобладание состязательного и познавательного мотива с одновременно высоким уровнем мобилизации усилий. Это состояние называется ведущим мотивационным комплексом. Успешность учебной деятельности студентов достигается при сочетании мотивов, которое включает взаимосвязь, единство познавательных и профессиональных мотивов. Если студент в процессе обучения решает проблемные задачи, использует продуктивное мышление, обменивается результатами труда, осуществляет активно взаимодействие и общение, то тогда его познавательные мотивы ведут к появлению и профессиональных мотивов.
Весьма важна и интеллектуальная сфера и ее развитие. Особо необходимо выделить такую характеристику студента как интеллектуальная инициативность. Журналист должен обладать высокой степенью развития вербального интеллекта, то есть владения словом, которое используется им в письменной и устной речи одинаково мастерски. Сюда же относятся и умения точно соотносить конкретные и абстрактные понятия, наличие высокоразвитого абстрактного мышления.
Для будущего журналиста весьма важным становится развитие сферы саморегуляции, ответственной за регуляцию поведения (и интеллектуального в том числе) студента-журналиста. Как показывают результаты ис-
следований по характеристике экзистенциальной сферы, для студента-журналиста характерна некоторая декларированность представлений о его собственной индивидуальности, не подкрепленная реализационными возможностями студента. Первокурсники отделения журналистики обладают четким интересом к своей индивидуальности - 83% говорят о желании узнать себя и свои индивидуальные качества с целью самовыражения в процессе учебы и далее - профессиональной деятельности. Но лишь для 46% из них реализация своих возможностей в интеллектуальной и предметно-практической сфере становится осуществимой в результате практической деятельности. А оставшаяся часть полагает, что учебная деятельность не является тем полем, в котором можно себя реализовать. Она стоит у них на пятом месте, уступая практике, профессиональной деятельности, общественной деятельности, деятельности по интересам. Происходит достаточно сильное расхождение представлений об интересах студента-журналиста в учебной и профессиональной деятельности. Очень многие цели учебной деятельности выносятся за рамки личностных целей по формированию и совершенствованию индивидуальности, что само по себе говорит о недостаточном развитии необходимых способностей и отсутствием соответствующих умений, в частности, умения рефлексии, самоанализа, самооценки, сравнения своего опыта и опыта других. Это также связано с обеднением их интеллектуального творческого потенциала.
Таким образом, в рамках учебной деятельности развитию подвержены личностные сферы студента-журналиста, отвечающие за формирование творческой индивидуальности журналиста. В этом контексте выделены: мо-тивационная; интеллектуальная; нравственная; сфера самопроцессов; сфера стилевых характеристик и сфера культуры творчества. Развитие личностных сфер происходит в условиях трех видов деятельности: учебной, научной и профессионально-творческой, наиболее значимой из которых является профессионально-творческая деятельность. В ней ярко прояв-
Таблица
Направления проектирования системно-целевой индивидуализации обучения студентов-
журналистов
Основные цели профессионально-творческой деятельности студента-журналиста Основные сферы индивидуализации личности студента-журналиста
Углубление интереса к профессиональной деятельности Развитие мотивационной сферы: усиление выраженности профессиональной творческой мотивации; углубление понимания сущности журналистской профессии, ее функций и целей.
Совершенствование, развитие и саморазвитие интеллектуально-творческих способностей и когнитивных качеств Развитие творческих способностей: расширение кругозора и эрудиции при компетентности в избранной области; проявление любознательности, начитанности, аналитических способностей; развитие наблюдательности, интуиции, способности предвидения.
Развитие и саморазвитие нравственных качеств через вовлечение студентов-журналистов в разрешение нравственных ситуаций Развитие нравственной сферы: воспитание чувства гражданской ответственности, стремления при помощи информации содействовать развитию общества, формирование объективности, принципиальности, справедливости, доброты, доброжелательности, эмпатии, чуткости и отзывчивости, честности и порядочности, неподкупности.
Совершенствование самопроцессов: самопознания; самоопределения; самоуправления; самосовершенствования; самореализации Стремление к высокому уровню сформированности сферы самопроцессов: правильной самооценке; самоинтуиции; умения «надеть» на себя роль другого человека и посмотреть на себя его глазами; самопрогнозирования; упорного преодоления трудностей, способности преодолевать чувства усталости; позиционирования личностных и профессиональных целей; эмоциональной и психологической устойчивости; самообладания; стрессоустойчивости; разработки программы действий, нацеленных на становление качеств личности, повышающих профессиональную компетентность; совершенствования культуры творчества; способности быстро настроиться на профессионально-творческую деятельность; моделирования и прогнозирования результатов профессионально-творческой учебной деятельности и пр.
Становление и углубление индивидуально- стилевых характеристик творческой деятельности студента-журналиста Совершенствование сферы стилевых характеристик: повышение творческой активности, целенаправленности; стимулирование инициативности, любознательности, энергичности, организованности, динамизма. Формирование способности заражать людей, влиять на них, воспроизводство и концентрация профессиональной энергии (харизматизм); совершенствование владения языком и стилем, разными системами выразительных средств общения с аудиторией. Формирование творческой интуиции, остроты восприятия и пр.
ляются основные качества личности, развитие которых процессуально обеспечивает становление и совершенствование творческой индивидуальности журналиста. В про-
цессе учебной, научной и профессионально-творческой деятельностей студента-журналиста развитию подвержены следующие качества: способность целеполагания,
мотивация учения, достижения, аффилиации, познавательные способности, владение приемами и способами решения учебных и профессиональный задач, рефлексия, самосознание, самооценка. Правомерно актуализировать творческую индивидуальность студента, так как именно творческие проявления (творческое мышление, творческий подход к делу, творческое отношение) являются характерными для профессионального становления студента-журналиста
Ориентируясь на то, что в основе проектирования системно-целевой индивидуализации обучения студента-журналиста лежит модель творческой индивидуальности студента-журналиста, представим ее как двухуровневую. Профессионально-деятельностный уровень предполагает развитие всех профессиональных способностей журналиста во всех видах деятельности студента-журналиста. Проявляется это в уровне развития общих и профессиональных способностей, а также в профессиональной мотивации. Если спектр развитых способностей, целей, потребностей отличается широтой и проявляется в профессионально-творческой деятельности, то можно говорить о высокой степени развития индивидуальности журналиста. Это - основная цель проектирования профессионального обучения студентов-журналистов.
Личностный уровень содержит сферы, которые отражают и социальные требования к журналисту и журналистике в целом (честность, коммуникабельность, социальная активность, умение слушать, отзывчивость, бескомпромиссность и т.д.). Личностные свойства приобретают большую яркость тогда, когда личностные сферы журналиста являются более развитыми, ведь только свободный человек, способный к самоактуализации и саморазвитию, с высоким уровнем интеллектуальной и нравственной культуры, сможет определить свою собственную социальную позицию. В основе механизма индивидуализации профессионального обучения студентов-журналистов лежит процесс перехода личностных качеств студента-журналиста в профессионально-творческие компоненты деятельности журналиста. Этот механизм определяет проектирова-
ние процесса обучения студентов-журналистов, что отражено в таблице.
Таким образом, проектирование системно-целевой индивидуализации профессионалыно-го обучения и саморазвития кулытуры творчества студента-журналиста реализуется через деятелыностно-личностный подход, когда развитие сфер индивидуализации личности журналиста осуществляется в процессе профес-сионалыно-творческой деятелыности студента-журналиста и цели профессионалыно-творческой деятелыности студента-журналиста достигаются при развитии сфер индивидуализации его личности. Эта двухуровневая система лежит в основе проектирования системно-целевой индивидуализации профессионалыно-го обучения студентов-журналистов.
Базируются процессы проектирования системно-целевой индивидуализации на активном отношении студента-журналиста к своей про-фессионалыно-творческой деятелыности, проявляющемся в интегративном свойстве личности студента-журналиста - творческой инди-видуалыности, которая представляет собой открытую динамическую систему, содержащую личностную программу развития и саморазвития. Ориентируясы на творческое отношение к миру, журналист способен к самореализации, преобразованию своих творческих способностей, переосмыслению своих профессионалы-ных ожиданий, развитию и саморазвитию лич-ностнык качеств.
Литература:
1. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. - М.: Издателыский центр «Академия», 2005. - 288 с.
2. Бухарцев Р.Г. Творческий потенциал журналиста. - М.: Изд-во МГУ, 1978.-234 с.
3. Дзялошинский И. Творческая индивидуалыность в журналистике. - М.: Изд-во МГУ, 1984.-112 с.
4. Климов Е.А. Индивидуалыный стилы деятелыно-сти в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казаны: Изд-во КГУ, 1969. - 280 с.
5. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуалыности. - Калининград: Янтарный сказ, 2000.-348 с.