Научная статья на тему 'Компетентностный подход к воспитанию в педагогическом вузе'

Компетентностный подход к воспитанию в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарафеева А. Ф.

The article touches upon a system of student training for educational work from personal experience of Tatar State University of Education and Humanities. The system is based on the competence method of education. The article reveals programs and forms of training students for educational work: the program of tolerance, health program, program of socially proactive activities and etc. Student training on basis of folk pedagogics, national culture is also of great importance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence method of education in a teacher's training university

The article touches upon a system of student training for educational work from personal experience of Tatar State University of Education and Humanities. The system is based on the competence method of education. The article reveals programs and forms of training students for educational work: the program of tolerance, health program, program of socially proactive activities and etc. Student training on basis of folk pedagogics, national culture is also of great importance.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к воспитанию в педагогическом вузе»

ЛИТЕРАТУРА:

1. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М., 2006. - 159с.

2. Выготский Л.С. Предыстория письменной речи // Онтология гуманной педагогики. М., 1996.-222с.

3. Грибова O.E. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предложения. // Дефектология. - 1999.-№3.- С.3-10.

4. Зачесова И.А., Павлова Н.Д. Подход к оценке содержательности текста. // Психологические и психофизиологические исследования речи / Под общей редакцией Т.Н.Ушаковой. - М.,1985.- С.82-94.

5. Ладыгженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.,1975.-256с.

6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина C.B. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. - М., 2003.- 302с.

7. Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. М.,1997.- 287с.

8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973.- 324с.

9. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития. // Дефектология. - 1990. - №6. - С.10-17.

10. Скиотис Е.И. Особенности развития связной речи младших школьников с ЗПР // Дефектология. 1996. - №6. - С.24-28.

11. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология.-М., 2005. - 246с.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

А.Ф. Шарафеева, начальник управления по воспитательной работе, кандидат педагогических наук, профессор, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

Ситуация общественного развития последних десятилетий, как известно, связанная с идеологическим, социально-экономическим и культурным переустройством общества, породила множество негативных явлений, болезненно отразившихся на облике молодого поколения (усиление потребительских ориентаций, социальная пассивность, опасность попадания в сети наркотического и алкогольного дурмана, активизация стремления криминальных структур к формированию подростковых группировок, ухудшение условий содержания детей в семье вследствие экономической нестабильности и др.). В этих сложных условиях можно говорить о чрезвычайной актуализации воспитательной функции общеобразовательной школы как места средоточия морально-стабилизирующих и культурных влияний на личность подрастающего человека. Отсюда «цена» учителя, профессионально подготовленного к осуществлению воспитательной деятельности, в сегодняшние времена весьма высока. Следовательно, необходимо

говорить о возросшей ответственности педагогических учебных заведений в выполнении важной миссии подготовки учителя-воспитателя. Соответственно, обретение студентами педвуза соответствующих умений и мастерства в этой области должно рассматриваться в качестве основного результата педагогического образования. В освоении данной ключевой профессиональной компетенции роль специально организуемой воспитательной деятельности весьма значима. В качестве теоретико-методологической основы нами рассматривается компетент-ностный подход к воспитанию в педагогическом вузе.

В русле рассматриваемой проблематики важно проанализировать сущность понятия «подход». Так, Д.В.Григорьев считает, что подход - это точка зрения и способ работы ученого с научной проблемой, результатом которых становится теоретическая модель (концепция) и технологии ее реализации [1, с. 3].

Можно назвать целый ряд воспитательных подходов, предложенных разными авторами, отличающихся оригинальностью и конструктивизмом. Среди них можно назвать: философский (Л.А.Беляева, Б.Т.Лихачев), философско-антропологический (Л.М.Лузина), амбивалентный (Л.И.Новикова), системно-ролевой, синергетический (Н.М.Таланчук), многомерный (В.А.Ка-раковский), акмеологический (А.А.Бодалев), синергетический подход к управлению школой (Н.Л.Селиванова), средовой подход (Ю.С.Мануйлов), событийный подход к созданию воспитательного пространства (Д.В.Григорьев), герменевтический подход в воспитательной деятельности педагога (И.Д.Демакова), позиционный подход к деятельности педагога как воспитателя (А.И.Григорьева), социального становления и воспитания социально-ориентированной личности (В.Ш. Масленникова) и др. Касаясь существа вопроса, И.А. Зимняя отмечает, что большинство вышеназванных подходов имеют отношение к самому явлению «воспитание», а не к процессу его организации. В дополнение к существующим феноменологическим подходам автор выделяет стратегиальный подход к воспитанию. как к процессу его организации, определяя его следующим образом: «Это - системное, определяющее общую стратегию проектирование процесса воспитания обучающихся на определенный отрезок времени их нахождения в системе образования.... Подход при определении стратегии есть первоначальное звено, это то, что лежит в ее основе» [2, с. 24-25].

Говоря о специфике подходов к воспитанию личности в условиях вуза, на первый план выступает его профессиональная направленность. Н.М.Борытко выделяет три значимых аспекта воспитания личности будущего специалиста: «социальный (идентификация с социокультурным и профессиональным окружением; принятие его ценностей, в первую очередь), индивидуальный (выделение себя из среды: самоопределение, самостановление, самореали-

зация... и прочие «само», которые определяют самоценность человека в жизни и деятельности) и коммуникативный (взаимодействие со средой: обмен влияниями, не только принятие ценностей среды, но и утверждение в ней своих взглядов, своего значения)» [3, с. 9].

Определение специфики подхода к воспитанию в вузе целесообразно связывать с выделением значимых приоритетов воспитания в условиях профессиональных учебных заведений. Развивая научные представления о сущности целеполагания в системе воспитания личности будущего специалиста в высших учебных заведениях, академик Г.В. Мухаметзянова, в частности, предлагает рассматривать в качестве его основы модель мира личности, как особого и целостного "мира культуры", компонентами которой являются: гуманистическое мировоззрение; духовность как система ценностей; готовность и способность к культурному росту; наличие разнообразных модулей преобразования жизненно важных для личности парадигм бытия на основе внутреннего "мира культуры"; разнообразие и возвышение социокультурных потребностей личности; творческий уровень самосознания и самореализации; сложные сферы общения, создающие широкий спектр возможностей самореализации [4, с. 168].

Культурологический подход, как духовно-идеологическая основа развития воспитательной системы особенно значим, когда речь идет о формировании профессиональной личности студента педагогического вуза. Более того, сам педагогический вуз, по мнению З.Г. Нигматова, и следует рассматривать, как центр формирования разносторонней культуры педагога [5, с. 62].

В ряду вышеназванных детерминант предназначения воспитательной деятельности в высшей школе свое место должен занять и выделенный нами ранее компетент-ностный подход к воспитанию в условиях педагогического вуза, позволяющий реализовать стратегию и технологии целенаправ-

ленной подготовки будущих педагогов к воспитательной работе в школе.

Рассмотрим, как реализуется данный подход в организации воспитательной деятельности в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете.

На сегодняшний день можно говорить о сложившейся системе воспитания, основанной на компетентностном подходе, сущность которого состоит в организации целенаправленного процесса управления подготовкой будущих педагогов как высококвалифицированных воспитателей подрастающего поколения.

Другим исходным моментом для эффективного функционирования компетентнос-тного подхода является четкое определение условий, которые необходимо специально создавать в образовательном процессе педвуза, которые способствовали бы наилучшему решению задачи подготовки будущего учителя-воспитателя. С одной стороны, на это направлен сам профессионально-образовательный процесс в его стандартизированном виде, готовящий студентов к профессиональной деятельности в соответствии со всеми ее параметрами, включая воспитательный аспект. С другой стороны, обретение воспитательного мастерства - это процесс длительный, во многом связанный с духовно-нравственным обогащением личности будущего педагога, требующий глубокого погружения в среду определенных профессиональных ценностей. Создание такой среды, на наш взгляд, - одна из важнейших сторон компетентностного подхода к воспитательной работе в педвузе, реализуемого как в образовательном процессе, так и во вне-учебное время в их органическом единстве.

В этой связи, в университете сложились два направления развития готовности студентов к воспитательной работе в современной школе:

• Развитие воспитательного потенциала дидактического процесса (как в учебное, так и во внеучебное время);

• Организация внеучебной воспитательной деятельности.

Подчеркнем, что лишь во взаимосвязи и тесной взаимообусловленности этих направлений можно достичь эффективных результатов в развитии основ воспитательного мастерства у будущих педагогов. В то же время каждое из названных направлений отличается определенной спецификой в подходах к подготовке учителя-воспитателя.

Активизация воспитательного потенциала дидактического процесса связана, в первую очередь, с формированием научно-гуманистического мировоззрения и педагогических убеждений будущего воспитателя, освоением творческих способов деятельности (технологий) в области развития и саморазвития школьников, формированием мотивации постоянного самосовершенствования в сфере воспитательного мастерства.

Становление личности учителя-воспитателя через организацию системно налаженной внеучебной воспитательной деятельности ориентировано на задачи об-щеразвивающего, гуманотворческого, всесторонне-культурного обогащения студентов и обладает огромными возможностями в создании условий обретения индивидуального опыта в выполнении многообразных, бесчисленных воспитательных функций, сопровождающих деятельность учителя в школе.

В целостном виде модель системы подготовки студентов ТГГПУ к воспитательной деятельности представлена на схеме (см. с. 13). Раскроем, как она реализуется в воспитательной практике университета.

Первое направление является объектом научных разработок и экспериментальной апробации в вузе, начиная с 1998 года. Основная задача связывалась с выявлением и реализацией воспитательного потенциала учебных дисциплин, прежде всего педагогического цикла. Результатом этой деятельности стал целый ряд статей, книг, учебных и научно-методических пособий [6, 7].

Второе направление - внеучебная воспитательная деятельность - призвана вносить особый вклад в подготовку студентов к воспитательной работе, причем, в практико-

ориентированных формах. В сложившейся традиционной практике педагогических вузов эти возможности чаще всего связываются с циклом воспитательных мероприятий профессионального направления (профессиональные конкурсы, Недели педагогических знаний, кружки, встречи с мастерами педагогического труда и др.). Однако, спектр возможностей внеучебной воспитательной деятельности в развитии профессиональной компетенции студентов, как будущих воспитателей, должен быть значительно шире. В нашем опыте реализуется целый ряд профессионально направленных воспитательных проектов, направленных на решение этой задачи.

Первую позицию в рейтинге программ воспитания данного типа в нашем вузе занимает программа всемерной поддержки студенческой инициативы. Студенческое самоуправление, как фактор стимулирования стремления молодого человека к социально активной деятельности, способствует развитию организаторских способностей и лидерских качеств личности, что относится к профессионально значимым качествам специалиста-гуманитария, в особенности будущего учителя. Поощряя самостоятельность и общественную инициативу в студентах, мы тем самым способствуем развитию у них культуры организаторской деятельности, как основы профессиональной готовности к разносторонней воспитательной работе учителя-воспитателя.

В реализации профессиональной направленности программы студенческого самоуправления особое место занимает деятельность студенческих педагогических отрядов и развитие форм студенческой инициативы по осуществлению шефской работой в базовых школах, детских домах и Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Апогеем деятельности органов студенческого самоуправления данного направления в последние годы стал ежегодно проводимый на базе университета межшкольный конкурс "Я - лучший учитель", ставший прекрасной формой творчес-

кого осмысления социальной миссии профессии педагога, как для студентов, так и педагогически одаренных старшеклассников.

В реализации задачи формирования профессиональной культуры будущих педагогов особое значение имеет фактор педагогического наставничества, что выражается в предъявлении высоких требований к профессиональному образу и воспитательному мастерству профессорско-преподавательского состава вуза. Ключевой задачей и самостоятельно действующей программой, в связи с этим, можно назвать совершенствование института кураторства. Куратор-воспитатель - это "душа" студентов и защитник их интересов, умеющий демонстрировать эталоны преподавательского и воспитательного мастерства. Повышение воспитательного мастерства кураторов, их специальная подготовка к этой работе и обеспе-обесчивается в рамках организации программы "Педагогическая мастерская куратора".

Одну из первых позиций в воспитательной деятельности ТГГПУ занимает программа развития у студентов культурыI толерантности [10, с. 166-178]. Данная программа воспитания органична для основной образовательной миссии гуманитарно-педагогического университета, который взял на себя задачу формирования готовности выпускников к работе в условиях полиэтнической и поликультурной образовательной среды Республики Татарстан. Для этого нужна специальная подготовка, т.к. на практике выявляется немало фактов, которые говорят о том, что работающие в школе учителя не всегда придают должное значение учету особенностей работы в многонациональном детском коллективе и необходимости воспитания у своих учеников культуры межнационального общения и качеств толерантной личности. Отсюда актуальность задачи воспитания культуры толерантности у будущих педагогов, безусловно, имеет выход на важную сторону их профессиональной компетенции в сфере школьного воспитания.

Целевой установкой программы является воспитание личности будущего специалиста-гуманитария, как активного носителя норм и ценностей культуры толерантности, что включает уважение, принятие и понимание других людей, своей родной культуры и языка, многообразия иных культур и признание универсальных прав и свобод человека. Концептуальная разработка данной воспитательной задачи привела к пониманию, что формирование столь сложного и многопланового личностного образования, как культура толерантности, связано, как минимум, с развитием четырех её компонентов - готовности и способности к толерантным отношениям и поведению; стремления к совершенствованию в сфере освоения культуры межъязыковой толерантности; духовно-эстетической восприимчивости к богатству и разнообразию национальной и мировых художественных культур и, наконец, качеств мировоззренческой толерантности. Соответственно, разработанная программа воспитания включила в себя четыре относительно самостоятельных направления воспитательной деятельности: социально-психологическое; филологическое, художественно-эстетическое и социально-воспитательное, каждое из которых должно вносить свой вклад в решение всего комплекса поставленных воспитательных подзадач.

Программа воспитания "Здоровье - путь в будущее ", которая вступила в стадию реализации с начала 2007 года, является ответом на неотложность проблемы воспитания жизнеспособного здорового поколения молодых людей, готовых к активной деятельности по оздоровлению окружающей среды, защите подрастающего поколения от жизненных невзгод, к воспитательным акциям по улучшению демографической ситуации в стране [11]. Ожидаемые результаты введения программы связываются с освоением студентами четырех ключевых позиций (Кодекс современного здорового успешного человека и будущего профессионала-педагога):

- Мировоззренческая позиция. "Студент ТГГПУ - активный пропагандист здорового образа жизни, физической культуры и спорта".

Данная позиция предполагает осознание личностью студента приоритета валеологи-ческих ценностей для полноценного развития граждан общества; стремление собственным примером подтвердить привлекательность самореализации в различных видах социально активной деятельности и занятиях физической культурой, где нет места привычкам "саморазрушения".

- Профессиональная позиция. "Студент ТГГПУ - профессиональный воспитатель здорового жизнеспособного молодого поколения".

Данная позиция ориентирована на повышение педагогической компетенции и умений студентов в осуществлении здоровьес-берегающих воспитательных технологий в работе с детьми дошкольного и школьного возраста по приобщению к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту. Вовлечение студентов во внеучебную деятельность этого направления, расширяющую рамки регламентированной учебной программы, способствует повышению их профессиональной ответственности за решение острой социально значимой задачи защиты счастья и здоровья детей.

- Позиция милосердия и добротворчества. "Студент ТГГПУ - участник волонтерского движения по оказанию помощи и поддержки детям и взрослым, находящимся в трудной жизненной ситуации".

Данная позиция развивает сложившиеся в университете традиции оказания посильной помощи детям и людям почтенного возраста, лишенным необходимой опеки и нормальных условий существования. Программа работы педагогических отрядов и молодежных объединений, занимающихся деятельностью милосердия, нуждается в дальнейшем развитии и поиске новых форм деятельности в ракурсе заботы о физическом, психическом, духовном и нравственном здоровье детей и пожилых людей.

- Позиция психологической, нравственной и социальной ответственности за продолжение рода. "Студент ТГГПУ - создатель семьи и её ценностей".

Данная позиция направлена на развитие ответственности студентов за свое репродуктивное здоровье; осознание великого предназначения человека быть матерью или отцом; воспитание понимания духовных ценностей института семьи.

По нашему мнению, в работе по подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности следует усилить социально-педагогический подход, т.е. активнее использовать возможности включения студентов в активную социально-воспитательную практику вне стен вуза. Это создает условия воспитания в студентах качеств социального деятеля, что вполне соответствует предназначению современного учителя-воспитателя. Организуемая социально-воспитательная деятельность, при участии студентов ТГГПУ, направлена на установление разнообразных социальных контактов с другими образовательными, культурно-просветительными учреждениями и иными социальными институтами, что способствует социализации будущих педагогов с установкой на развитие их активной гражданской позиции.

Все названные программы воспитания в их взаимосвязи призваны способствовать осуществлению идеи всестороннего лично-стно-профессионального развития студентов и реализуются как в рамках общевузовской деятельности, так и на уровне факультета, кафедр, а также через активизацию воспитательного потенциала учебного процесса. Реализация компетентностного подхода к воспитанию в педагогическом вузе способствует формированию у студентов глубоко мотивированного отношения к воспитательной миссии педагога; усвоению соответствующих профессиональных умений; созданию в вузе атмосферы заботы о

людях, находящихся в трудных жизненных условиях, в особенности, о детях; формированию профессиональной готовности к воспитательной работе в многокультурной и многонациональной школе. Все это в целом и формирует в студентах особое чувство профессиональной ответственности за свое дело и устойчивую мотивацию самоосуществления в роли учителя-воспитателя.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: Сб. науч. Статей / Сост. И ответ.ред. Д.В. Григорьев, ред. Е.И.Соколова. -Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2001. - 128 с.

2. Современные концепции воспитания: Материалы конференции. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000. - 171 с.

3. Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Н.К. Сергеева. - М.: АПКиППРО, 2005. - 120 с.

4. Мухаметзянова Г.В. Вопросы общей и профессиональной педагогики: Избранные труды: В 3-х т. Т. 2 / Г.В. Мухаметзянова. - Казань: Магариф, 2005. 447 с.

5. Нигматов 3. Культурологическая направленность обучения в педагогическом вузе // Высшее образование в России. - 2004. - № 9. - С. 61-64.

6. Ярмакеев И.Э., Габдуллин Г.Г. Воспитательный потенциал педагогических дисциплин в формировании личности будущего учителя: Монография. - Казань: Изд-во Казан. пед. ун-та, 2003. -464 с.

7. Ярмакеев И.Э. Моделирование личности современного учителя: ценностно-смысловой аспект. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. - 392 с.

8. ШарафееваА.Ф. Культура толерантности как целевая ориентация в воспитании личности специалиста-гуманитария / Развитие воспитательной системы в вузе в условиях регионального социокультурного пространства: Сборник научно-методических статей. - Казань: Издательство «Тагли-мат», 2006. - 296 с.

9. Здоровье - путь в будущее. Программа воспитания студентов Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета на 2007 год: Метод. пособ. - Казань: ТГГПУ, 2007. -107 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.