ЛИТЕРАТУРА:
1. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М., 2006. - 159с.
2. Выготский Л.С. Предыстория письменной речи // Онтология гуманной педагогики. М., 1996.-222с.
3. Грибова O.E. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предложения. // Дефектология. - 1999.-№3.- С.3-10.
4. Зачесова И.А., Павлова Н.Д. Подход к оценке содержательности текста. // Психологические и психофизиологические исследования речи / Под общей редакцией Т.Н.Ушаковой. - М.,1985.- С.82-94.
5. Ладыгженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.,1975.-256с.
6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина C.B. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. - М., 2003.- 302с.
7. Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. М.,1997.- 287с.
8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973.- 324с.
9. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития. // Дефектология. - 1990. - №6. - С.10-17.
10. Скиотис Е.И. Особенности развития связной речи младших школьников с ЗПР // Дефектология. 1996. - №6. - С.24-28.
11. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология.-М., 2005. - 246с.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
А.Ф. Шарафеева, начальник управления по воспитательной работе, кандидат педагогических наук, профессор, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет
Ситуация общественного развития последних десятилетий, как известно, связанная с идеологическим, социально-экономическим и культурным переустройством общества, породила множество негативных явлений, болезненно отразившихся на облике молодого поколения (усиление потребительских ориентаций, социальная пассивность, опасность попадания в сети наркотического и алкогольного дурмана, активизация стремления криминальных структур к формированию подростковых группировок, ухудшение условий содержания детей в семье вследствие экономической нестабильности и др.). В этих сложных условиях можно говорить о чрезвычайной актуализации воспитательной функции общеобразовательной школы как места средоточия морально-стабилизирующих и культурных влияний на личность подрастающего человека. Отсюда «цена» учителя, профессионально подготовленного к осуществлению воспитательной деятельности, в сегодняшние времена весьма высока. Следовательно, необходимо
говорить о возросшей ответственности педагогических учебных заведений в выполнении важной миссии подготовки учителя-воспитателя. Соответственно, обретение студентами педвуза соответствующих умений и мастерства в этой области должно рассматриваться в качестве основного результата педагогического образования. В освоении данной ключевой профессиональной компетенции роль специально организуемой воспитательной деятельности весьма значима. В качестве теоретико-методологической основы нами рассматривается компетент-ностный подход к воспитанию в педагогическом вузе.
В русле рассматриваемой проблематики важно проанализировать сущность понятия «подход». Так, Д.В.Григорьев считает, что подход - это точка зрения и способ работы ученого с научной проблемой, результатом которых становится теоретическая модель (концепция) и технологии ее реализации [1, с. 3].
Можно назвать целый ряд воспитательных подходов, предложенных разными авторами, отличающихся оригинальностью и конструктивизмом. Среди них можно назвать: философский (Л.А.Беляева, Б.Т.Лихачев), философско-антропологический (Л.М.Лузина), амбивалентный (Л.И.Новикова), системно-ролевой, синергетический (Н.М.Таланчук), многомерный (В.А.Ка-раковский), акмеологический (А.А.Бодалев), синергетический подход к управлению школой (Н.Л.Селиванова), средовой подход (Ю.С.Мануйлов), событийный подход к созданию воспитательного пространства (Д.В.Григорьев), герменевтический подход в воспитательной деятельности педагога (И.Д.Демакова), позиционный подход к деятельности педагога как воспитателя (А.И.Григорьева), социального становления и воспитания социально-ориентированной личности (В.Ш. Масленникова) и др. Касаясь существа вопроса, И.А. Зимняя отмечает, что большинство вышеназванных подходов имеют отношение к самому явлению «воспитание», а не к процессу его организации. В дополнение к существующим феноменологическим подходам автор выделяет стратегиальный подход к воспитанию. как к процессу его организации, определяя его следующим образом: «Это - системное, определяющее общую стратегию проектирование процесса воспитания обучающихся на определенный отрезок времени их нахождения в системе образования.... Подход при определении стратегии есть первоначальное звено, это то, что лежит в ее основе» [2, с. 24-25].
Говоря о специфике подходов к воспитанию личности в условиях вуза, на первый план выступает его профессиональная направленность. Н.М.Борытко выделяет три значимых аспекта воспитания личности будущего специалиста: «социальный (идентификация с социокультурным и профессиональным окружением; принятие его ценностей, в первую очередь), индивидуальный (выделение себя из среды: самоопределение, самостановление, самореали-
зация... и прочие «само», которые определяют самоценность человека в жизни и деятельности) и коммуникативный (взаимодействие со средой: обмен влияниями, не только принятие ценностей среды, но и утверждение в ней своих взглядов, своего значения)» [3, с. 9].
Определение специфики подхода к воспитанию в вузе целесообразно связывать с выделением значимых приоритетов воспитания в условиях профессиональных учебных заведений. Развивая научные представления о сущности целеполагания в системе воспитания личности будущего специалиста в высших учебных заведениях, академик Г.В. Мухаметзянова, в частности, предлагает рассматривать в качестве его основы модель мира личности, как особого и целостного "мира культуры", компонентами которой являются: гуманистическое мировоззрение; духовность как система ценностей; готовность и способность к культурному росту; наличие разнообразных модулей преобразования жизненно важных для личности парадигм бытия на основе внутреннего "мира культуры"; разнообразие и возвышение социокультурных потребностей личности; творческий уровень самосознания и самореализации; сложные сферы общения, создающие широкий спектр возможностей самореализации [4, с. 168].
Культурологический подход, как духовно-идеологическая основа развития воспитательной системы особенно значим, когда речь идет о формировании профессиональной личности студента педагогического вуза. Более того, сам педагогический вуз, по мнению З.Г. Нигматова, и следует рассматривать, как центр формирования разносторонней культуры педагога [5, с. 62].
В ряду вышеназванных детерминант предназначения воспитательной деятельности в высшей школе свое место должен занять и выделенный нами ранее компетент-ностный подход к воспитанию в условиях педагогического вуза, позволяющий реализовать стратегию и технологии целенаправ-
ленной подготовки будущих педагогов к воспитательной работе в школе.
Рассмотрим, как реализуется данный подход в организации воспитательной деятельности в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете.
На сегодняшний день можно говорить о сложившейся системе воспитания, основанной на компетентностном подходе, сущность которого состоит в организации целенаправленного процесса управления подготовкой будущих педагогов как высококвалифицированных воспитателей подрастающего поколения.
Другим исходным моментом для эффективного функционирования компетентнос-тного подхода является четкое определение условий, которые необходимо специально создавать в образовательном процессе педвуза, которые способствовали бы наилучшему решению задачи подготовки будущего учителя-воспитателя. С одной стороны, на это направлен сам профессионально-образовательный процесс в его стандартизированном виде, готовящий студентов к профессиональной деятельности в соответствии со всеми ее параметрами, включая воспитательный аспект. С другой стороны, обретение воспитательного мастерства - это процесс длительный, во многом связанный с духовно-нравственным обогащением личности будущего педагога, требующий глубокого погружения в среду определенных профессиональных ценностей. Создание такой среды, на наш взгляд, - одна из важнейших сторон компетентностного подхода к воспитательной работе в педвузе, реализуемого как в образовательном процессе, так и во вне-учебное время в их органическом единстве.
В этой связи, в университете сложились два направления развития готовности студентов к воспитательной работе в современной школе:
• Развитие воспитательного потенциала дидактического процесса (как в учебное, так и во внеучебное время);
• Организация внеучебной воспитательной деятельности.
Подчеркнем, что лишь во взаимосвязи и тесной взаимообусловленности этих направлений можно достичь эффективных результатов в развитии основ воспитательного мастерства у будущих педагогов. В то же время каждое из названных направлений отличается определенной спецификой в подходах к подготовке учителя-воспитателя.
Активизация воспитательного потенциала дидактического процесса связана, в первую очередь, с формированием научно-гуманистического мировоззрения и педагогических убеждений будущего воспитателя, освоением творческих способов деятельности (технологий) в области развития и саморазвития школьников, формированием мотивации постоянного самосовершенствования в сфере воспитательного мастерства.
Становление личности учителя-воспитателя через организацию системно налаженной внеучебной воспитательной деятельности ориентировано на задачи об-щеразвивающего, гуманотворческого, всесторонне-культурного обогащения студентов и обладает огромными возможностями в создании условий обретения индивидуального опыта в выполнении многообразных, бесчисленных воспитательных функций, сопровождающих деятельность учителя в школе.
В целостном виде модель системы подготовки студентов ТГГПУ к воспитательной деятельности представлена на схеме (см. с. 13). Раскроем, как она реализуется в воспитательной практике университета.
Первое направление является объектом научных разработок и экспериментальной апробации в вузе, начиная с 1998 года. Основная задача связывалась с выявлением и реализацией воспитательного потенциала учебных дисциплин, прежде всего педагогического цикла. Результатом этой деятельности стал целый ряд статей, книг, учебных и научно-методических пособий [6, 7].
Второе направление - внеучебная воспитательная деятельность - призвана вносить особый вклад в подготовку студентов к воспитательной работе, причем, в практико-
ориентированных формах. В сложившейся традиционной практике педагогических вузов эти возможности чаще всего связываются с циклом воспитательных мероприятий профессионального направления (профессиональные конкурсы, Недели педагогических знаний, кружки, встречи с мастерами педагогического труда и др.). Однако, спектр возможностей внеучебной воспитательной деятельности в развитии профессиональной компетенции студентов, как будущих воспитателей, должен быть значительно шире. В нашем опыте реализуется целый ряд профессионально направленных воспитательных проектов, направленных на решение этой задачи.
Первую позицию в рейтинге программ воспитания данного типа в нашем вузе занимает программа всемерной поддержки студенческой инициативы. Студенческое самоуправление, как фактор стимулирования стремления молодого человека к социально активной деятельности, способствует развитию организаторских способностей и лидерских качеств личности, что относится к профессионально значимым качествам специалиста-гуманитария, в особенности будущего учителя. Поощряя самостоятельность и общественную инициативу в студентах, мы тем самым способствуем развитию у них культуры организаторской деятельности, как основы профессиональной готовности к разносторонней воспитательной работе учителя-воспитателя.
В реализации профессиональной направленности программы студенческого самоуправления особое место занимает деятельность студенческих педагогических отрядов и развитие форм студенческой инициативы по осуществлению шефской работой в базовых школах, детских домах и Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Апогеем деятельности органов студенческого самоуправления данного направления в последние годы стал ежегодно проводимый на базе университета межшкольный конкурс "Я - лучший учитель", ставший прекрасной формой творчес-
кого осмысления социальной миссии профессии педагога, как для студентов, так и педагогически одаренных старшеклассников.
В реализации задачи формирования профессиональной культуры будущих педагогов особое значение имеет фактор педагогического наставничества, что выражается в предъявлении высоких требований к профессиональному образу и воспитательному мастерству профессорско-преподавательского состава вуза. Ключевой задачей и самостоятельно действующей программой, в связи с этим, можно назвать совершенствование института кураторства. Куратор-воспитатель - это "душа" студентов и защитник их интересов, умеющий демонстрировать эталоны преподавательского и воспитательного мастерства. Повышение воспитательного мастерства кураторов, их специальная подготовка к этой работе и обеспе-обесчивается в рамках организации программы "Педагогическая мастерская куратора".
Одну из первых позиций в воспитательной деятельности ТГГПУ занимает программа развития у студентов культурыI толерантности [10, с. 166-178]. Данная программа воспитания органична для основной образовательной миссии гуманитарно-педагогического университета, который взял на себя задачу формирования готовности выпускников к работе в условиях полиэтнической и поликультурной образовательной среды Республики Татарстан. Для этого нужна специальная подготовка, т.к. на практике выявляется немало фактов, которые говорят о том, что работающие в школе учителя не всегда придают должное значение учету особенностей работы в многонациональном детском коллективе и необходимости воспитания у своих учеников культуры межнационального общения и качеств толерантной личности. Отсюда актуальность задачи воспитания культуры толерантности у будущих педагогов, безусловно, имеет выход на важную сторону их профессиональной компетенции в сфере школьного воспитания.
Целевой установкой программы является воспитание личности будущего специалиста-гуманитария, как активного носителя норм и ценностей культуры толерантности, что включает уважение, принятие и понимание других людей, своей родной культуры и языка, многообразия иных культур и признание универсальных прав и свобод человека. Концептуальная разработка данной воспитательной задачи привела к пониманию, что формирование столь сложного и многопланового личностного образования, как культура толерантности, связано, как минимум, с развитием четырех её компонентов - готовности и способности к толерантным отношениям и поведению; стремления к совершенствованию в сфере освоения культуры межъязыковой толерантности; духовно-эстетической восприимчивости к богатству и разнообразию национальной и мировых художественных культур и, наконец, качеств мировоззренческой толерантности. Соответственно, разработанная программа воспитания включила в себя четыре относительно самостоятельных направления воспитательной деятельности: социально-психологическое; филологическое, художественно-эстетическое и социально-воспитательное, каждое из которых должно вносить свой вклад в решение всего комплекса поставленных воспитательных подзадач.
Программа воспитания "Здоровье - путь в будущее ", которая вступила в стадию реализации с начала 2007 года, является ответом на неотложность проблемы воспитания жизнеспособного здорового поколения молодых людей, готовых к активной деятельности по оздоровлению окружающей среды, защите подрастающего поколения от жизненных невзгод, к воспитательным акциям по улучшению демографической ситуации в стране [11]. Ожидаемые результаты введения программы связываются с освоением студентами четырех ключевых позиций (Кодекс современного здорового успешного человека и будущего профессионала-педагога):
- Мировоззренческая позиция. "Студент ТГГПУ - активный пропагандист здорового образа жизни, физической культуры и спорта".
Данная позиция предполагает осознание личностью студента приоритета валеологи-ческих ценностей для полноценного развития граждан общества; стремление собственным примером подтвердить привлекательность самореализации в различных видах социально активной деятельности и занятиях физической культурой, где нет места привычкам "саморазрушения".
- Профессиональная позиция. "Студент ТГГПУ - профессиональный воспитатель здорового жизнеспособного молодого поколения".
Данная позиция ориентирована на повышение педагогической компетенции и умений студентов в осуществлении здоровьес-берегающих воспитательных технологий в работе с детьми дошкольного и школьного возраста по приобщению к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту. Вовлечение студентов во внеучебную деятельность этого направления, расширяющую рамки регламентированной учебной программы, способствует повышению их профессиональной ответственности за решение острой социально значимой задачи защиты счастья и здоровья детей.
- Позиция милосердия и добротворчества. "Студент ТГГПУ - участник волонтерского движения по оказанию помощи и поддержки детям и взрослым, находящимся в трудной жизненной ситуации".
Данная позиция развивает сложившиеся в университете традиции оказания посильной помощи детям и людям почтенного возраста, лишенным необходимой опеки и нормальных условий существования. Программа работы педагогических отрядов и молодежных объединений, занимающихся деятельностью милосердия, нуждается в дальнейшем развитии и поиске новых форм деятельности в ракурсе заботы о физическом, психическом, духовном и нравственном здоровье детей и пожилых людей.
- Позиция психологической, нравственной и социальной ответственности за продолжение рода. "Студент ТГГПУ - создатель семьи и её ценностей".
Данная позиция направлена на развитие ответственности студентов за свое репродуктивное здоровье; осознание великого предназначения человека быть матерью или отцом; воспитание понимания духовных ценностей института семьи.
По нашему мнению, в работе по подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности следует усилить социально-педагогический подход, т.е. активнее использовать возможности включения студентов в активную социально-воспитательную практику вне стен вуза. Это создает условия воспитания в студентах качеств социального деятеля, что вполне соответствует предназначению современного учителя-воспитателя. Организуемая социально-воспитательная деятельность, при участии студентов ТГГПУ, направлена на установление разнообразных социальных контактов с другими образовательными, культурно-просветительными учреждениями и иными социальными институтами, что способствует социализации будущих педагогов с установкой на развитие их активной гражданской позиции.
Все названные программы воспитания в их взаимосвязи призваны способствовать осуществлению идеи всестороннего лично-стно-профессионального развития студентов и реализуются как в рамках общевузовской деятельности, так и на уровне факультета, кафедр, а также через активизацию воспитательного потенциала учебного процесса. Реализация компетентностного подхода к воспитанию в педагогическом вузе способствует формированию у студентов глубоко мотивированного отношения к воспитательной миссии педагога; усвоению соответствующих профессиональных умений; созданию в вузе атмосферы заботы о
людях, находящихся в трудных жизненных условиях, в особенности, о детях; формированию профессиональной готовности к воспитательной работе в многокультурной и многонациональной школе. Все это в целом и формирует в студентах особое чувство профессиональной ответственности за свое дело и устойчивую мотивацию самоосуществления в роли учителя-воспитателя.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: Сб. науч. Статей / Сост. И ответ.ред. Д.В. Григорьев, ред. Е.И.Соколова. -Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2001. - 128 с.
2. Современные концепции воспитания: Материалы конференции. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000. - 171 с.
3. Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Н.К. Сергеева. - М.: АПКиППРО, 2005. - 120 с.
4. Мухаметзянова Г.В. Вопросы общей и профессиональной педагогики: Избранные труды: В 3-х т. Т. 2 / Г.В. Мухаметзянова. - Казань: Магариф, 2005. 447 с.
5. Нигматов 3. Культурологическая направленность обучения в педагогическом вузе // Высшее образование в России. - 2004. - № 9. - С. 61-64.
6. Ярмакеев И.Э., Габдуллин Г.Г. Воспитательный потенциал педагогических дисциплин в формировании личности будущего учителя: Монография. - Казань: Изд-во Казан. пед. ун-та, 2003. -464 с.
7. Ярмакеев И.Э. Моделирование личности современного учителя: ценностно-смысловой аспект. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. - 392 с.
8. ШарафееваА.Ф. Культура толерантности как целевая ориентация в воспитании личности специалиста-гуманитария / Развитие воспитательной системы в вузе в условиях регионального социокультурного пространства: Сборник научно-методических статей. - Казань: Издательство «Тагли-мат», 2006. - 296 с.
9. Здоровье - путь в будущее. Программа воспитания студентов Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета на 2007 год: Метод. пособ. - Казань: ТГГПУ, 2007. -107 с.