Научная статья на тему 'Культурологический и программно-целевой подходы к воспитанию в педагогическом вузе'

Культурологический и программно-целевой подходы к воспитанию в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурологический и программно-целевой подходы к воспитанию в педагогическом вузе»

РАЗДЕЛ III

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ личности

УДК 37.0

А. Ф. Шарафеева

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Вопрос о качестве воспитываемой личности будущего профессионала в вузе обсуждается в научно-методической литературе достаточно активно. Разделяемое многими исследователями по этому поводу мнение состоит в том, что целевая доминанта в системе воспитания профессиональной личности в вузе должна отвечать запросам современного общества. Так, на данном этапе в качестве доминирующей цели воспитания личности будущего специалиста часто называется его конкурентоспособность, как необходимое условие достижения профессионального успеха. Мысль сама по себе верная, но не исчерпывающая всей полноты личностного потенциала студента, нуждающегося в развитии. Поле приоритетных линий в формировании личности будущего специалиста должно быть достаточно развернутым и требует более детального уточнения целеполагающих позиций. По нашему мнению, идея всестороннего развития личности будущего специалиста находит свое адекватное воплощение в культурологической направленности воспитания в вузе.

Как ключевое понятие «культура» рассматривается во многих современных воспитательных концепциях, однако, так же как существует множество определений понятия «воспитание», так и взгляды на соотношение понятий «воспитание» и «культура» могут быть достаточно разнообразными.

Необычайно остро в начале XX в. представил проблему взаимосвязи воспитания и культуры К. Н. Вентцель. Обращение к педагогическому наследию нашего соотечественника позволяет обнаружить в нём исключительно интересные рассуждения по затронутой проблеме, актуальные, на наш взгляд, и для сегодняшнего дня.

В своей статье «Культура и воспитание» К. Н. Вентцель, отталкиваясь от сложившегося представления о воспитании, как процессе приобщения молодого поколения к современной культуре, обратил внимание на то, что существующие подходы к организации этого процесса приводят, скорее, к негативным результатам в развитии воспитанников. Аргументом для подтверждения сказанного могут служить следующие доводы, приведенные в названной статье: «Культура - хорошая вещь, кто станет спорить против этого, но выше культуры стоит живой человек, живая человеческая личность и, вводя эту живую человеческую личность в обладание тем ценным богат-

ством, которое ей досталось на долю от предыдущих поколений, позаботимся о том, чтобы она как личность ни в чем не потерпела умаления, чтобы она не изнемогла под бременем этого богатства, не утратила своей свободы. не стала рабом, не свелась бы к роли простого орудия или средства...» [1,с. 2].

Культура личности, как целевая установка воспитания в вузе, является объектом осмысления и в современных педагогических исследованиях. В этом отношении большой интерес представляют публикации академика Г. В. Мухаметзяновой. Развивая научные представления о сущности целе-полагания в системе воспитания личности будущего специалиста в профессиональных учебных заведениях, автор, в частности, предлагает рассматривать в качестве его основы модель мира личности как особого и целостного «мира культуры», компонентами которой являются: гуманистическое мировоззрение; духовность как система ценностей; готовность и способность к культурному росту; наличие разнообразных модулей преобразования жизненно важных для личности парадигм бытия на основе внутреннего «мира культуры»; разнообразие и возвышение социокультурных потребностей личности; творческий уровень самосознания и самореализации; сложные сферы общения, создающие широкий спектр возможностей самореализации [3, с. 168].

Культурологический подход как идеологическая основа развития воспитательной системы особенно значим, когда речь идет о формировании профессиональной личности студента педагогического вуза. Более того, сам педагогический вуз и следует рассматривать как центр формирования разносторонней культуры педагога [4, с. 62].

Для воплощения названной целевой установки в организуемой в педагогическом вузе воспитательной деятельности важна ее направленность на создание поля (пространства) широкого многообразия культурных влияний. Согласно разработанной в нашем исследовании модели личности идеального современного учителя, процесс воспитания в педагогическом вузе предназначен для создания необходимых условий развития и саморазвития спе-циалиста-гуманитария, обладающего культурой широкого диапазона: культурой профессиональной самоидентификации, культурой творческого само-осуществления и культурой социальной адекватности в их единстве.

Как выявлено в нашем экспериментальном опыте, эффективное развитие личности специалиста в выбранном направлении обеспечивается механизмом взаимодействия трех факторов: профессионально-педагогического наставничества, студенческого самоуправления и согщалъно-воспита-телъной практики, каждый из которых обладает своим комплексом возможностей и форм культурного влияния на личностно-профессиональное становление будущего учителя.

Процесс глубинного «окульту ривания» студентов педагогического вуза во всех вышеназванных направлениях мы связываем, в первую очередь, с разработкой программно-целевого подхода к управлению вос-

питательным процессом, рассматривая его в качестве источника его развития, а также предупреждения «кризисных ситуаций» в процессе функционирования воспитательной системы в целом. При этом мы исходим из того, что любая поставленная цель должна подвергаться самой тщательной содержательной разработке, в конечном итоге обретая форму завершенной и целостной программы воспитания. По мнению Н. Е. Щурковой, разработке содержательной стороны воспитательного процесса в теоретических работах по проблеме воспитания уделяется крайне недостаточное внимание. Это «.. .порождает выхолощенность управленческих, системологических, технологических, праксиологических и прочих теорий, успехи которых, с одной стороны, нельзя не признать, но бессодержательность головокружительных формализованных конструкций, с другой стороны, нельзя отрицать» [5, с. 99]. Еще одно суждение автора по поводу категории «содержание воспитания» представляется нам очень существенным: «Этот вопрос в своем решении определяет и обусловливает характер воспитываемой личности. Поэтому педагогический акцент нужно делать именно на содержании, но не на способах, средствах, условиях и приемах воспитательной работы педагога с детьми. Методы, средства, операции, действия, приемы -все это нейтрально к процессу целенаправленного воспитания гуманистической личности, потому что личность развивается через освоение, усвоение и присвоение достижений культуры, а разработанные педагогикой методики и технологии - лишь наиболее оптимальный путь овладения этим богатством культуры» [5, с. 101].

Какими же особенностями характеризуется процесс проектирования программ воспитания, осуществляемого в высшей школе? По нашему представлению, названный процесс базируется на стратегии непрерывного обновления задач, направлений и реализующих их воспитательных проектов. Следование данной стратегии включает в себя определенную логику выбора актуальных направлений и содержания воспитания личности будущего специалиста в педагогическом вузе.

1. Актуализация задач воспитания студентов, которые могут быть отнесены к числу социально значимых приоритетов. В этом случае принято исходить из установок, содержащихся в документации федеральных и региональных органов управления образованием. Так, в последние годы вузовская воспитательная практика с особой целеустремленностью была обращена к реализации следующих общезначимых программ воспитания:

• Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (федеральная целевая программа).

• Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (федеральная целевая программа).

• Оказание социально-педагогической поддержки детям, лишенным родительской опеки (социальные сироты, девиантные подростки).

• Программа по профилактике наркотизации и сохранению здоровья студенческой молодежи.

Успешная реализация программ воспитания социального значения зависит от активного взаимодействия каждого отдельного вуза с другими вузами региона и России, органами молодежной политики, молодежными общественными организациями. От каждого отдельного вуза ожидается инициативная позиция по созданию и воплощению воспитательных проектов, позволяющих развивать у студентов активную гражданскую позицию и чувство социальной ответственности и причастности к решению проблем общества и региона. Обогащение воспитательной деятельности вуза в данном направлении происходит на основе внимательного изучения передового педагогического опыта российских вузов и его творческого применения в собственной практике.

2. Специфика образовательной деятельности, определяемая реализуемыми на его базе программами профессиональной подготовки специалиста. Усиление профессиональной направленности воспитания в вузе называется специалистами главным условием повышения его эффективности [1, С. 25].

По данному блоку детерминации задач воспитания студентов можно выделить следующие программы воспитания, являющиеся объектом постоянного внимания в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете.

Первую позицию в рейтинге профессионально направленных программ воспитания в нашем вузе занимает программа всемерной поддержки студенческой инициативы. Студенческое самоуправление как фактор стимулирования стремления молодого человека к социально активной деятельности способствует развитию организаторских способностей и лидерских качеств личности, что относится к профессионально значимым качествам спе-циалиста-гуманитария, в особенности будущего учителя. Поощряя самостоятельность и общественную инициативу в студентах, мы тем самым способствуем развитию у них культуры организаторской деятельности как основы профессиональной готовности к разносторонней воспитательной работе учителя-воспитателя.

В реализации профессиональной направленности программы студенческого самоуправления особое место занимает деятельность студенческих педагогических отрядов и развитие форм студенческой инициативы по осуществлению шефской работой в базовых школах, детских домах и центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Апогеем деятельности органов студенческого самоуправления данного направления в последние годы стал ежегодно проводимый на базе университета меж-школьный конкурс «Я - лучший учитель», ставший прекрасной формой творческого осмысления социальной миссии профессии педагога как для студентов, так и педагогически одаренных старшеклассников.

Одним из основных показателей эффективной реализации программы развития студенческого самоуправления в вузе мы считаем все более широкий охват студентов, включенных в социально активную деятельность, и укрепление линии соуправления, т. е. сотрудничества и делового социального партнерства между педагогами и обучающейся молодежью.

Определяя содержание воспитательной работы в подразделениях и на общевузовском уровне, мы считаем особо важным создание условий, поддерживающих ее гуманистическую направленность и индивидуальный подход в воспитании, благоприятные межличностные отношения, а также реализацию прав студентов как активных участников образовательного процесса и т. п. Следование стратегии гуманизма требует большого внимания к изучению индивидуальных особенностей студентов, их потребностей и интересов как основы планирования таких воспитательных программ, которые отвечают их запросам. Гуманное отношение к студентам, прогнозирование направлений развития их личностных ресурсов, необходимость корректирующего педагогического «вмешательства» в случаях отклоняющегося поведения чрезвычайно актуализируют программу организации психологической службы в вузе. Этот аспект внеучебной деятельности в вузе курируется кафедрами психологии и созданным в управлении воспитательной работы университета социально-психологическим центром «Второе дыхание». Опыт функционирования названного центра подтверждает, что специалисты, входящие в его состав, могут профессионально подойти и к проведению личностной диагностики, и к оказанию психологической помощи.

В реализации задачи формирования профессиональной культуры будущих педагогов особое значение имеет фактор педагогического наставничества, что выражается в предъявлении высоких требований к профессиональному образу и воспитательному мастерству профессорско-преподавательского состава вуза. Ключевой задачей и самостоятельно действующей программой в связи с этим можно назвать совершенствование института кураторства Предназначение системы кураторства не может быть сведено лишь к функции контроля за учебной деятельностью студентов. Куратор-воспитатель - это «душа» студентов и защитник их интересов, проявляющий «родительское» отношение к своим подопечным. Повышение воспитательного мастерства кураторов, их специальная подготовка к этой работе и обеспечивается в рамках организации программы «Педагогическая мастерская куратора». Деятельность педагогической мастерской направлена на реализацию на практике определенной модели специалиста по воспитательной работы данного ранга. Структура модели воспитателя-куратора в нашей интерпретации вбирает в себя комплекс личностно-профессиональных данных, которые должны быть присущи преподавателю, профессионально осуществляющему кураторские функции. Обучающий цикл школы кураторства включает два самостоятельных раздела:

1) освоение общей нсихолого-педагогической компетентности;

2) формирование методической компетентности.

Все названные программы воспитания в их взаимосвязи призваны способствовать осуществлению идеи всестороннего личностно-профессионального развития студентов и реализуются как в рамках общевузовской деятельности, так и на уровне факультета, кафедр, а также через активизацию воспитательного потенциала учебного процесса.

3.Линия постоянного обновления содержательного компонента воспитательного процесса новыми идеями и воспитательными проектами. Ежегодно в вузе рождается новая воспитательная программа-проект, обращенная к решению особо актуальной проблемы воспитания личности студента, приобретающей статус приоритетной в текущем годовом цикле жизни университета. Программа данного типа тщательно разрабатывается с точки зрения ее концептуально-методического обоснования с четким обозначением поставленной цели, задач, направлений и этапов реализации. Выбор ключевой тематической программы воспитания определяется следующими критериями.

1. Направленность тематической программы воспитания на открытие новых ценностных смыслов развития личности педагога-гуманитария на основе углубления преемственных связей прошлого и настоящего в жизни университета.

Данное положение продиктовано необходимостью сочетания бережного отношения к сложившемуся традиционному опыту в вузе, прошедшему долгий 130-летний путь исполнения образовательной миссии, с поиском уникального образа-имиджа вуза с точки зрения требований нового времени к его выпускникам. Сохранение традиций воспитания вуза и постоянное их обновление и позволяет ему быть заметным и привлекательным в регионально-образовательном пространстве для учащейся молодежи.

2. Социально-региональная значимость ключевой программы воспитания с учетом наиболее актуальных проблем молодежной политики текущего момента.

По данному критерию актуализируется фактор включения студентов в социально-воспитательную практику, которая способствует развитию у них качеств социального деятеля и активного гражданского отношения к волонтерской деятельности по оказанию помощи людям с трудной жизненной судьбой. В программах данного типа особый акцент делается на реализации в их содержании регионально-национального компонента, что выражается в обогащении воспитательной деятельности элементами регионально-культурной среды и активным использованием духовного потенциала национальных ценностей.

3. Актуальность ключевой тематической программы воспитания для событий особой значимости, относящихся к глубинным перспективам развития вуза.

Данный критерий показывает, что помимо социального вектора, детерминирующего направленность программ воспитания в современном вузе, не менее значимым является его постоянно изменяющееся «внутреннее бытие», его растущие образовательные ресурсы и перспективы, вызывающие неотложную необходимость в постановке новых воспитательных задач. Ниже поясним сущность данного критерия на опыте Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Уникальным для вуза стал 2005/06 учебный год, когда в его жизни произошли принципиально новые преобразования, связанные с объединением трех гуманитарных вузов, в результате чего в инфраструктуре высшего образования Татарстана появилось уникальное учебное заведение - Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. Университет призван выполнять особую образовательную миссию - подготовку национальных педагогических кадров и специалистов других гуманитарных профилей с учетом полиэтнического состава граждан, проживающих на территории Республики Татарстан. Разработка соответствующих этому этапу специальных программ воспитания обусловлена поиском нового «образа» вуза или, как сегодня принято говорить, его «корпоративного имиджа». С учетом перспектив развития вуза и его образовательной деятельности были разработаны и в настоящее время активно осваиваются в его воспитательной практике три воспитательных проекта, по которым можно дать следующее краткое представление.

1. Программа «Воспитание культуры толерантности у студентов Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета». В основу программы была положена идея концентрации основных воспитательных усилий вокруг задач создания в учебном заведении атмосферы духовности, уважения к ценностям татарской и русской культур, равно как и любых других культур; гражданского согласия и взаимопонимания между людьми.

Содержательный аспект программы включил в себя четыре относительно самостоятельных направления развития воспитательной деятельности:

- психологическое направление (социально-психологические исследования качеств толерантности у студентов; разработка и реализация психопрофилактических и психокоррекционных программ по повышению культуры толерантности личности; развитие компетентностей в этой области у преподавателей вуза);

- филологическое направление (формирование языковой культуры студентов, их ценностного отношения к языку как средству общения в поли-культурной среде; воспитание сознания своей причастности к распространению идей уважительного отношения как к статусу государственных языков Республики Татарстан, так и к языкам других народов, проживающих в Татарстане);

-художественно-эстетическое направление (создание специально орга-

низуемой среды полиэтнических художественно-эстетических ценностей посредством «погружения» студентов в мир освоения пространства художественной культуры во всем многообразии ее национальных и общечеловеческих корней с приоритетным вниманием к культурам народов, проживающих на территории Республики Татарстан);

- социально-воспитательное направление (формирование активной социально-гражданской позиции личности, ее грамотности в «правовом поле», глубоко осознаваемой ответственности в ситуациях участия в общественно-политических акциях, организуемых в городе, регионе, стране, в мире; воспитание культуры участия в молодежных объединениях и организациях и др.).

2. Программа воспитания «Здоровье - путь в будущее». Актуальность программы связывается с неотложностью проблемы воспитания жизнеспособного здорового поколения молодых людей, готовых к активной деятельности по оздоровлению окружающей среды, защите подрастающего поколения от жизненных невзгод, к воспитательным акциям по улучшению демографической ситуации в стране. Ожидаемые результаты введения программы связываются с освоением студентами четырех ключевых позиций (Кодекс современного здорового успешного человека и будущего професси-онала-педагога):

• Мировоззренческая позиция. «Студент ТГГПУ - активный пропагандист здорового образа жизни, физической культуры и спорта».

Данная позиция предполагает осознание личностью студента приоритета валеологических ценностей для полноценного развития граждан общества; стремление собственным примером подтвердить привлекательность самореализации в различных видах социально активной деятельности и занятиях физической культурой, где нет места привычкам «саморазрушения».

• Профессиональная позиция. «Студент ТГГПУ - профессиональный воспитатель здорового жизнеспособного молодого поколения».

Данная позиция ориентирована на повышение педагогической компетенции и умений студентов в осуществлении здоровьесберегающих воспитательных технологий в работе с детьми дошкольного и школьного возраста по приобщению к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту. Вовлечение студентов во внеучебную деятельность этого направления, расширяющую рамки регламентированной учебной программы, способствует повышению их профессиональной ответственности за решение острой социально значимой задачи защиты счастья и здоровья детей.

• Позиция милосердия и добротворчества. «Студент ТГГПУ-участник волонтерского движения по оказанию помощи и поддержки детям и взрослым, находящимся в трудной жизненной ситуации».

Данная позиция развивает сложившиеся в университете традиции оказания посильной помощи детям и людям почтенного возраста, лишенным необходимой опеки и нормальных условий существования. Программа ра-

боты педагогических отрядов и молодежных объединений, занимающихся деятельностью милосердия, нуждается в дальнейшем развитии и поиске новых форм деятельности в ракурсе заботы о физическом, психическом, духовном и нравственном здоровье детей и пожилых людей.

• Позиция психологической, нравственной и социальной ответственности за продолжение рода. «Студент ТГГПУ - создатель семьи и ее ценностей».

Данная позиция направлена на развитие ответственности студентов за свое репродуктивное здоровье; осознание великого предназначения человека быть матерью или отцом; воспитание понимания духовных ценностей института семьи.

3. Программа «Педагог-гуманитарий - носитель высокой языковой и национальной художественной культуры и преемник подлинных духовных ценностей». В рамках названной программы особое значение придается воспитанию профессиональной личности гуманитарного типа, восприимчивой к многообразию языков и культур, но с особой трепетностью относящейся к духовному потенциалу национальной культуры (татарской, русской, любой другой, связанной с генеалогическими корнями человека). В воплощении названной программы особый акцент делается на приобщении будущих педагогов к многосторонней языковой культуре, исходя из того, что им предстоит трудиться в многонациональных ученических коллективах школ Татарстана. Программа направлена на решение следующего блока воспитательных задач:

- формирование компетентного отношения к языковой политике в Татарстане как средству сохранения национальной культуры народов, проживающих в Республике Татарстан, прежде всего, татарского и русского;

- воспитание у студентов культуры межъязыковой толерантности, что предполагает проявление с их стороны одинаково уважительного отношения к различным языкам народов Татарстана;

- углубленное изучение народно-педагогического наследия татарского, русского, а также других народов, сохранившихся в соответствующих языковых жанрах фольклорного происхождения;

- стимулирование художественного творчества студентов в литературной области на языках Республики Татарстан, а также в других видах искусства, связанных с национальной культурой (студенческий театр, хореография, хоровое искусство);

- воспитание уважения к культуре языка на основе предъявления образцов совершенного владения его литературными нормами в лице ярких представителей различных сфер его функционирования (писатели, поэты, журналисты, политические деятели прошлого и современности);

- повышение требований к мастерству вузовского педагога, транслирующего образцы совершенного владения языковой и речевой культурой обучающимся в вузе студентам;

- пропаганда этикетных норм, заложенных в языках, повышающих нравственную культуру личности будущего учителя;

- воспитание у будущих педагогов эстетического вкуса во владении языками, в особенности государственными языками Татарстана (чистота, техника, речевое богатство, эмоциональная выразительность и др.).

Представленные выше программы и являются содержательной доминантой в системе воспитания Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, отвечая критериям социальнорегиональной значимости и соответствия приоритетным линиям его обновленной образовательной миссии. С процессом реализации названных программ мы связываем создание особой воспитывающей культурноаксиологической среды в вузе, которая и позволяет повысить эффективность образовательной деятельности вуза по подготовке специалиста-гуманитария, обладающего качествами интеллигента, творческой личности, гуманного воспитателя и активного социального деятеля, способного к работе в условиях языкового, культурного и образовательного многообразия Татарстана.

Обобщая представленный в статье материал, отметим, что в своей практике мы убедились, что культурологический и программносодержательный подходы к воспитанию в педагогическом вузе позволяют придать ему четкую целенаправленность; скоординировать участие в воспитательной деятельности всех подразделений вуза; усилить ее системный характер; чутко реагировать на запросы страны и региона, а также перспективы и изменения в самом вузе; обеспечивать ориентацию программ воспитания на реализацию разнообразных потребностей, интересов, способностей, творческих устремлений студентов, составляющих контингент высшего учебного заведения.

Библиографический список

1. Борытко, Н. М. Система профессионального воспитания в вузе: учеб.-ме-тод. пособие / Н. М. Борытко. - М.: АПКиППРО, 2005. - 120 с.

2. Вентцель, К. Н. Культура и воспитание: свободное воспитание / К. Н. Вен-тцель // Педагогический альманах. - М.: РИЦ «КРОМ», 1992. - Вып. 1. - С. 2-6.

3. Мухаметзянова, Г. В. Вопросы общей и профессиональной педагогики: избр. тр.: в 3 т. / Г. В. Мухаметзянова. - Казань: Магариф, 2005. - Т. 2,- 447 с.

4. Нигматов, 3. Г. Культурологическая направленность обучения в педагогическом вузе / 3. Г. Нигматов // Высшее образование в России. - 2004. — № 9. -С. 61-64.

5. Щуркова, Н. Е. Ключевой вопрос воспитания и профессиональный субъект воспитания / Н. Е. Щуркова // Воспитать человека: сб. норматив.-правовых, науч.-метод., организац.-практ. материалов по проблемам воспитания. - М.: Вента-на-Графф, 2003. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.