Научная статья на тему 'Программа воспитания культуры толерантности в университете'

Программа воспитания культуры толерантности в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа воспитания культуры толерантности в университете»

94

Высшее образование в России • № 9, 2007

На заключительном этапе формируется общая оценка выполнения и защиты дипломной работы (Оц ), которая рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной, с учетом значимости составных элементов итоговой аттестации студентов по формуле: Оц = 0,6Оцх +0,4Оц2.

Значимость каждого из показателей, входящих в комплексный, определена экспертным путем, где приоритет отдан содержанию дипломной работы. Вместе с тем

Л. МИРОШНИЧЕНКО, профессор А. ШАРАФЕЕВА, профессор Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

Воспитание личности будущего специалиста в вузе - тема дискуссионная по многим причинам. В Татарском государственном гу манитарно-педагогическом университете приоритетную позицию в этом вопросе занимает задача формирования у студентов культуры толерантности в ее всеобъемлющем смысле. Наша воспитательная стратегия исходит из положения «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО, Париж, 1995 г.): «Толерантность - уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности ». Одной из важных установок выступает принцип создания особой атмосферы отношений в большом коллективе университета, в условиях которой каждый его член независимо от выполняемой им роли, социального статуса, характера, темперамента, национальности, возраста, ценностных ориентаций ощущал бы свою ценность и необходимость в едином, слаженном организме. Мы учимся выстраивать добрые и открытые взаимоотноше-

учитывается роль и защиты выпускной квалификационной работы, так как специалист с высшим образованием должен быть всесторонне развитой личностью, обладающей коммуникативными, креативными характеристиками.

Предложенные критерии рейтинговой оценки выпускных квалификационных работ и методика ее формирования, на наш взгляд, позволяют дать объективную характеристику конечному результату деятельности выпускника и его личностным качествам.

Программа воспитания культуры толерантности в университете

ния, что и является, как мы считаем, основой культуры толерантности.

Для данной стратегии важно также, что университет не может оставаться в стороне от формирования готовности выпускников к работе в условиях полиэтнической образовательной среды. Имеются факты, свидетельствующие, что учителя в школе не всегда в полной мере учитывают особенности многонационального детского коллектива. Нужна специальная подготовка.

Импульсом разработки программы воспитания культуры толерантности у студентов ТГГПУ послужила региональная политика Республики Татарстан, направленная на предотвращение конфликтных ситуаций, экстремизма, терроризма и на развитие в обществе толерантных отношений, столь необходимых для полиэтнического, многоконфессионального населения. Программа ставит своей целью воспитание личности будущего специалиста-гуманитария как активного носителя норм и ценностей культуры толерантности, включающей уважение, принятие и понимание других людей, своей родной культуры и языка,

Обсуждаем проблему

95

многообразия иных культур и признание универсальных прав и свобод человека.

Достижение такой цели предполагает понимание всей сложности и многоплановости культурного феномена толерантности. Он содержит как минимум четыре личностных компонента: готовность и способность к толерантным отношениям и поведению; стремление к совершенствованию культуры межъязыковой толерантности; духовно-эстетическая восприимчивость к богатству и разнообразию национальной и мировой художественной культуры и, наконец, качества мировоззренческой толерантности. Соответственно разработанная программа с учетом комплексности ее задач включила в себя четыре относительно самостоятельных направления воспитательной деятельности: социально-психологическое, филологическое, художественно-эстетическое и социально-воспитательное. Ее проект прошел обсуждение в каждом подразделении вуза -на факультетах, кафедрах, в органах студенческого самоуправления, музее истории ТГГПУ, рассматривались конкретные формы работы, планы.

Особую роль в подготовке данной программы сыграл социально-психологический центр «Второе дыхание », предпринявший социально-психологические исследования по определению проблемных областей, исходного состояния атмосферы в вузе, степени понимания сущности проблемы толерантности и др. Результаты показали, что интерес к данной проблеме в коллективе вуза оказался достаточно высоким. Вместе с тем интолерантность в мыслях, поступках, делах - явление не такое уж редкое как в студенческой, так и в преподавательской среде. Исследования позволили соединить программу психологических тренингов для студентов с задачей развития навыков и способностей к гармоничным толерантным отношениям.

Сегодня воспитательная работа проводится во всех подразделениях вуза, охватывая как внеаудиторную деятельность, так и учебный процесс, как это и проекти-

ровалось в комплексном едином плане. Представляется уместным привести некоторые ее примеры.

В рамках реализации программы был создан «университет толерантности», рассчитанный на повышение соответствующей компетентности преподавателей, в особенности тех, кто ответствен за воспитательную работу в вузе - заместителей деканов по воспитательной работе, руководителей учебных групп, штатных специалистов по воспитательной работе, лидеров студенческого самоуправления. На занятиях читались лекции, обсуждались многие важные стороны проблемы: философские и социологические ее аспекты; особенности молодежной субкультуры в восприятии ценностей толерантного отношения к миру; роль семьи в воспитании качеств толерантности личности; психологические предпосылки этнической толерантности; развитие стратегии взаимодействия в совместной деятельности студентов и преподавателей как важного условия формирования культуры толерантности личности и др. Отметим, что каждое занятие сопровождалось активным полемическим обсуждением поднимавшихся проблем в плоскости поиска практических решений. И это было особенно важно.

Ежегодный межшкольный конкурс «Я - учитель » в этом году получил наименование «Учитель в пространстве многообразия культур». По традиции в процессе его подготовки и проведения у студентов вуза появляется возможность стать наставниками и друзьями своих будущих подопечных - учащихся школ, инициаторами коллективного творчества. Воспитательная эффективность конкурса проявилась в том, что он позволил идеально реализовать принцип единства учебного процесса и внеаудиторной работы в воспитании будущего профессионального педагога. Представителям семи школ и гимназий Казани предстояло пройти четыре испытания, одним из которых было заочное сочинение на тему «Если бы я был учителем...». Собравшиеся с интересом ознакомились с видеопрезен-

96

Высшее образование в России • № 9, 2007

тацией, в которой их одноклассники, друзья и учителя рассказывали об участниках-конкурсантах: об их хобби, о пристрастиях в еде, о музыкальных вкусах и необычных талантах. Но настоящее представление о ребятах-конкурсантах жюри и зрители получили по результатам их участия в ролевой игре «Педсовет», которая потребовала от ребят и определенных знаний по проблеме толерантности, и самостоятельных суждений, и понимания проблем, которые существуют в их школах.

Круг вопросов, фигурировавших в игре, достаточно широк: какой должны быть толерантная личность и ее основные качества; с какими фактами проявления признаков нетерпимости ребята сталкивались в своей школьной среде; какую роль в жизни людей играют национальные обычаи и традиции, почему их надо сохранять; какие проблемы возникают в отношениях между людьми, исповедующими разные религии; как относиться к межэтническим бракам; можно ли научиться толерантности и что для этого нужно делать; какие мероприятия в школе могут помочь созданию обстановки толерантных отношений между учителями и учащимися. Завершало конкурс домашнее задание - театрализованное представление, в котором нашло отражение своеобразие различных культур - французской, английской, немецкой, еврейской, татарской, русской. Звучала хорошо узнаваемая музыка, многоязычная речь, веселые шутки, народные танцевальные мотивы.

В университете функционирует 16 факультетов, и каждый попытался создать свою своеобразную экспериментальную площадку апробации идей воспитания у студентов и преподавателей приверженности ценностям толерантности. Так, на математическом факультете прошла «Неделя чувашской культуры ». Студентам были предложены разные формы и направления работы: книжный обзор на тему «Народы Поволжья», конкурс «Исторические корни моей семьи », встречи с религиозными деятелями, круглый стол «Ценности этно-

педагогики чувашского народа», творческая педагогическая игра «Путешествие на машине времени », встречи со студентами Чувашского педагогического университета и многое другое.

На факультете восточных языков состоялся круглый стол «Толерантность как один из факторов развития культуры ». Более 60 студентов и преподавателей были вовлечены в интересную беседу о диалоге культур и цивилизаций, о философских основах толерантности, об их взаимодействии, проявляющемся в литературе, языках, религии. Факультет стал пропагандистом самых разных культур изучаемых студентами стран. Здесь проходили праздник персидской поэзии, конкурс арабской и турецкой песни.

Цикл мероприятий был проведен на факультете татарской филологии. Студенты участвовали в республиканском конкурсе театральных постановок со своим спектаклем и победили в ряде номинаций на различныхконкурсах. Кроме того, студенты факультета приняли самое активное участие в конкурсах творческих работ, посвященных 100-летию татарского поэта-героя Мусы Джалиля и 120-летию великого татарского поэта Габдуллы Тукая.

Есть чем гордиться и факультету психологии: в 2005 г.общество «Солнце детям» стало лучшей общественной студенческой организацией Республики Татарстан. Оригинальной формой является проведение на факультете «Недели добра», основная цель которой - воспитание толерантного, уважительного, доброжелательного отношения друг к другу. На факультете юриспруденции ведется работа по ознакомлению с основами международного права и существующего законодательства, связанных с вопросами толерантности. На кафедре государственно-правовых дисциплин работают соответствующие кружки по международному, гражданскому и уголовному праву. Большим событием в жизни факультета стало учреждение должности уполномоченного по правам студентов.

Обсуждаем проблему

97

Университет активно осваивает воспитательное пространство города и республики: сотрудничает с общественными организациями Республики Татарстан, с другими вузами, Комитетом по делам детей и молодежи Казани, Министерством по делам молодежи, спорта и туризма и Министерством образования и науки Татарстана. К примеру, в этом году на базе ТГГПУ силами студенчества совместно с Лигой студентов РТ был проведен Республиканский конкурс «Полиглот».

Перечень воспитательных дел можно продолжить. И сегодня мы стремимся понять, на наш взгляд, самое главное: изменила ли нас программа толерантности? Стали ли мы другими? Преподаватели еще раз осознали, что объединяющее ядро всего многотысячного коллектива - студенты, без которых наша работа просто бессмысленна. Углубилась общая атмосфера доверия и взаимопонимания. Впереди еще много проектов, способствующих культурному развитию студенчества.

В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ ИНСТИТУТА ФИЛОСОФИИ РАН ВЫШЛИ В СВЕТ:

Аристотель. Евдемова этика /Изд. подгот. М.А.Солопова. - М., 2005. - 448 с.

БесковаИ.А. Природа сновидений: эпистемологический анализ. - М., 2005. - 239 с. БибихинВ.В. Введение в философию права. - М., 2005. - 345 с.

Горелов А.А. Индивидуальность и эволюция. - М., 2006. - 162 с.

Диалог цивилизаций. Повестка дня / Сост. и общ. ред. В.И.Толстых. - М., 2005. - 145 с. Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). - М., 2006. - 251 с. История философии. № 12 /Отв. ред. Т.А.Дмитриев. - М., 2005. - 243 с.

Кара-Мурза А.А. Интеллектуальные портреты: Очерки о русских политических мыслителях XIX-XX вв. - М., 2006. - 180 с.

Кацапова И.А. Философия права П.И. Новгородцева. - М., 2005. - 188 с.

СултановаМ.А. Философия культуры Теодора Роззака. - М., 2005. - 196 с.

Сухов А.Д. Материалистическая традиция в русской философии. - М., 2005. - 260 с. Федорова М.М. Метаморфозы принципов Просвещения в политической философии Франции эпохи буржуазных революций. - М., 2005. - 190 с.

Философия науки. Вып. 11: Этос науки на рубеже веков /Отв. ред. Л.П. Киященко. - М., 2005. - 341 с.

Философия науки. Вып. 12: Феномен сознания /Отв. ред. И.П. Меркулов. - М., 2006. - 234 с. Форум молодых кантоведов (По материалам Междунар. конгр., посвящ. 280-летию со дня рождения и 200-летию со дня смерти И.Канта) / Отв. ред. Т.Б. Длугач, В.А. Жучков. - М., 2005. - 208 с.

Фролова Е.А. История арабо-мусульманской философии. Средние века и современность: Учеб. пособие. - М., 2006. - 199 с.

Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда / Отв. ред. В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская. - М., 2005. - 238 с. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 2 / Отв. ред. В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская. -М., 2006. - 239 с.

Этическая мысль. Вып. 7 / Отв. ред. А.А. Гусейнов. - М., 2006. - 213 с.

Контакт: 119992, Москва, ул. Волхонка, 14.

Зав. издательским отделом - Давыдова Людмила Сергеевна.

Тел.: (495) 203-95-98 Факс: (495) 609-93-50 E-mail: ludmila@iph.ras.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.