Научная статья на тему 'Приоритеты и технологии развития воспитательной системы в педагогическом вузе'

Приоритеты и технологии развития воспитательной системы в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
125
94
Поделиться

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Шарафеева А. Ф.

В статье раскрываются авторская концепция и технологии личностного и профессионального раз-вития студентов педагогического вуза. Особое внимание уделено раскрытию тематических про-грамм воспитания специалиста-гуманитария, соответствующих профилю образовательной дея-тельности педагогического университета.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Шарафеева А.Ф.,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Приоритеты и технологии развития воспитательной системы в педагогическом вузе»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2007. №4(11)

ПРИОРИТЕТЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

© А.Ф.Шарафеева

В статье раскрываются авторская концепция и технологии личностного и профессионального развития студентов педагогического вуза. Особое внимание уделено раскрытию тематических программ воспитания специалиста-гуманитария, соответствующих профилю образовательной деятельности педагогического университета.

Вопрос о качестве воспитываемой личности будущего профессионала в вузе достаточно дискуссионный. В ряде исследований последнего времени предлагается, в частности, связывать его с определением главной доминанты профессиональной личности, адекватной запросам времени, относя к таковой, например, ее конкурентоспособность как важное условие достижения будущего профессионального успеха. Мысль сама по себе верная, но не исчерпывающая всей полноты личностного потенциала будущего специалиста как объекта развития в системе вузовского воспитания. О многообразии линий личностного совершенствования как стратегии воспитания пишет И.А.Зимняя: "В основе разрабатываемой общей стратегии воспитания в системе непрерывного образования лежит концепция приоритета активной, творческой, созидательной жизни человека, в контексте чего воспитание - это социально обусловленное становление индивида как человека, личности, гражданина в процессе институциональной межличностно-рефлексив-

ной социализации и инкультурации" [1, с.25]. Отталкиваясь от приведенного положения, можно сказать, что воспитание будущего специалиста несводимо лишь к социализирующему эффекту (освоение требований, ценностей, норм профессии и общества), но должно быть направлено на поддержку индивидуального самоопределения личности во всей ее полноте и неповторимости. Для формирования такой личности необходимы целенаправленно формируемая воспитательная система и специально создаваемое в вузе воспитательное пространство с ярко выраженной гуманистической направленностью, в рамках которого проектируются условия стимулирования стремления студентов к личностнопрофессиональному совершенству и творческому саморазвитию в разнообразных направлениях. При этом не следует забывать и о том, что молодой человек часто оказывается в ситуациях опасных соблазнов, притягивающих к себе, обещающих достижение состояния эйфории, легкости, бездумности. Это заостряет актуальность

разработки специальных воспитательных тактик, способствующих выработке у молодежи своеобразного иммунитета неприятия, противостояния и даже страха по отношению к рискам негативного средового влияния (потребительские ориентации, правовой нигилизм, социальная инфантильность, соблазны наркотического и алкогольного дурмана, половая распущенность и т.п.). В нынешних условиях воспитание здоровой, нравственно саморегулируемой личности - задача немаловажная.

В чем же состоит сущность и структура воспитательной системы в вузе и что выступает двигателем ее развития? Чем отличаются теоретические предпосылки системы этого типа от теории развития воспитательных систем в школе?

Здесь существуют как моменты общности, так и принципиальных различий. Общее состоит в том, что состав компонентов воспитательной системы школы, выделяемых авторами ее концепции [2, с.174-175], вполне адекватен тем, которые входят в структуру воспитательной системы вуза (цель - деятельность - субъекты деятельности - отношения - среда - управление). Различия же обусловлены тем, что воспитание в вузе имеет прежде всего профессиональную направленность, что определяющим образом сказывается на каждом из компонентов системы. Кроме того, на особенности воспитательной системы вуза накладывает свой отпечаток то, что в вузе мы обязаны видеть в студенте личность взрослую, самостоятельную, со сложившимся планом жизненных действий, что усиливает значимость соучастия студентов в решении образовательных задач совместно с преподавателями. Это вносит свою специфику в управленческий компонент воспитательной системы, часто принимая форму соуправления.

Опираясь на полученные нами результаты экспериментального опыта по организации воспитательной деятельности в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете в течение достаточно продолжительного времени (с 1999 года), мы выделяем в качестве

главного, системообразующего фактора и источника развития воспитательной системы вуза, а также средства сдерживания "кризисных ситуаций", возникающих на различных этапах ее функционирования, непрерывно обновляющийся программно-целевой компонент воспитательной деятельности. Соответственно, в качестве механизма создания воспитательной системы в вузе мы считаем целесообразным рассматривать программно-целевой подход. Практика, осуществляемая в вузе, убедительно подтверждает, что программное обеспечение воспитательной работы в вузе позволяет придать ей четкую целенаправленность; скоординировать в ее реализации участие всех его подразделений; усилить ее системный характер; чутко реагировать на запросы страны и региона в специалистах востребованного типа и перспективы и изменения в самом вузе; обеспечивать ориентацию программ воспитания на реализацию разнообразных потребностей, интересов, способностей, творческих устремлений студентов, составляющих контингент вуза именно в данном временном пространстве. В свете программно-целевого подхода к созданию воспитательной системы вуза нами разработана определенная проекция управления процессом воспитания личности будущего специалиста, базирующаяся на ряде принципов:

- детерминации ценностных аспектов и целевых установок воспитательной деятельности спецификой и социальной функцией вуза, сложившимися в нем традициями;

- нацеленности на непрерывность обновления организуемого воспитательного процесса, в особенности его программно-содержательного компонента;

- создания гуманитарной культуро-созидаю-щей воспитательной среды (воспитательного пространства) вуза на основе действия механизма "триады": педагогическое наставничество -студенческое самоуправление - социально-воспитательная практика;

- соуправления как эффективной формы воплощения стратегии взаимодействия субъектов образовательного процесса (студентов и преподавателей) в поле воспитательной деятельности и др.

Раскроем более детально, как реализуется в вузе программно-целевой компонент развития воспитательной системы.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Воспитание как органическая часть образовательной системы создает условия для развития личности, ее жизненного становления и самоутверждения. В качестве важных целевых установок воспитания студенчества в педагогическом

вузе можно назвать подготовку профессионально ориентированной личности будущего учителя, обладающей гуманистическим мировоззрением, способностями к профессионально-педагогическому творчеству, готовностью быть активным социальным деятелем в сфере распространения нравственных и культурных ценностей как в школьной среде, так и в окружающем микросоциуме, с развитым стремлением к самовоспитанию качеств жизненной стойкости и адаптивности в условиях нестабильности и сложности происходящих в стране социальных процессов.

Общество всегда предъявляло учительству высокую планку требовательности к "идеальности" и духовности образа представителя данной профессиональной группы. Отсюда и требования к воспитательной работе, осуществляемой в педвузе, имеют особый статус и реализуются через определенную стратегию программирования воспитательного процесса, направленную на развитие совершенной личности будущего педагога. Рассмотрим сущность и логику этой стратегии.

При определении направлений и содержания воспитания личности будущего специалиста принято исходить из установок, содержащихся в документации федеральных органов управления образованием. Это позволяет выделить в особый ряд те задачи воспитания студентов, которые попадают в разряд социально значимых приоритетов. Так, в последние годы вузовская воспитательная практика с особой целеустремленностью была обращена к реализации следующих программ воспитания:

1. Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (Федеральная целевая программа).

2. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (Федеральная целевая программа).

3. Оказание социально-педагогической поддержки детям, лишенным родительской опеки (социальные сироты, девиантные подростки).

4. Программа по профилактике наркотизации и сохранению здоровья студенческой молодежи.

Успешная реализация программ воспитания социального значения зависит от активного взаимодействия каждого отдельного вуза с другими вузами региона и России, органами молодежной политики, молодежными общественными организациями. От каждого отдельного вуза ожидается инициативная позиция по созданию и воплощению воспитательных проектов, позволяющих развивать у студентов активную гражданскую позицию и чувство социальной ответственности и причастности к решению проблем общества и региона. Обогащение воспитательной деятельности

вуза в данном направлении происходит на основе внимательного изучения передового педагогического опыта российских вузов и его творческого применения в собственной практике.

Другим основанием определения актуальных направлений и программ воспитания в вузе выступает его собственная программа развития и специфика образовательной деятельности, определяемая реализуемыми на его базе программами профессиональной подготовки специалиста. Усиление профессиональной направленности воспитания в вузе называется специалистами главным условием повышения его эффективности. Профессиональное воспитание, по определению

Н.М.Борытко, представляет собой "деятельность по управлению процессом профессиональноличностного становления человека, включающую: освоение норм общества и профессии (социально-нормативный аспект); творческое саморазвитие (индивидуально-смысловой аспект); профессионально-личностное самоутверждение (ценностно-деятельностный аспект) [3, с.25].

Рассмотрим более подробно основания, которыми мы руководствуемся в воспитательной деятельности вуза при разработке программ развития и саморазвития студентов Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Условием позитивного развития воспитательной системы в вузе следует считать всемерную поддержку студенческой инициативы в организации воспитательных дел. Студенческое самоуправление следует развивать хотя бы потому, что привлечение к социально активной деятельности способствует развитию организаторских способностей и лидерских качеств личности, что относится к профессионально значимым качествам специалиста-гуманитария, в особенности будущего учителя. Поощряя в студентах самостоятельность и общественную инициативу, мы тем самым способствуем воспитанию у них культуры организаторской деятельности, которая, в свою очередь, является важным показателем работы вуза по личностно-профессиональному развитию выпускников.

Поставленную задачу следует решать в рамках всего вуза, факультета, коллектива учебной группы, а также включаясь в деятельность программы "Лидер" по линии деятельности органов управления молодежной политикой. В этом направлении предстоит активно развивать программу развития студенческого самоуправления, расширяя участие студентов в социальной деятельности и укрепляя линию соуправления, т.е. сотрудничества и деловое социальное партнерст-

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

во между педагогами и обучающейся молодежью.

Определяя содержание воспитательной работы в подразделениях и на общевузовском уровне, следует не забывать об углублении ее гуманистической направленности, что соответствует главному принципу современной концепции воспитания учащейся молодежи. При этом большое внимание должно быть уделено индивидуальному подходу в воспитании, созданию благоприятных межличностных отношений, реализации прав студентов как активных участников образовательного процесса и т.п. Следование стратегии гуманизма требует также большого внимания к изучению индивидуальных особенностей студентов, их потребностей и интересов как основы планирования таких воспитательных программ, которые отвечают их запросам. Гуманное отношение к студентам, прогнозирование направлений развития их личностных ресурсов, необходимость корректирующего педагогического "вмешательства" в случаях отклоняющегося поведения чрезвычайно актуализируют поддержку программы организации психологической службы в вузе. Этот аспект внеучебной деятельности в вузе курируется кафедрами психологии и созданным в управлении по воспитательной работе университета социально-психологическим центром "Второе дыхание". Опыт функционирования названного центра подтверждает, что специалисты, входящие в его состав, могут профессионально подойти и к проведению личностной диагностики, и оказанию психологической помощи.

Одной из ведущих программ, имеющей важное значение для развития управленческого компонента воспитательной системы вуза, признается укрепление института кураторства. Предназначение системы кураторства не может быть сведено лишь к деятельности по контролю за учебной деятельностью студентов. Куратор-воспитатель - это "душа" студентов и защитник их интересов, проявляющий "родительское" отношение к своим подопечным. Именно в таком отношении нуждаются студенты-первокурсники, особенно иногородние. Работа кураторов, выполняемая на высоком уровне, безусловно, должна поощряться. Здесь нельзя не сказать о необходимости повышения воспитательного мастерства у нынешних кураторов. Часто многие из них нуждаются в специальной подготовке к этой работе через школу кураторства. Для осуществления названных задач в университете реализуется программа "Педагогическая мастерская куратора".

Высокую позицию в системе воспитания в вузе занимает программа "Профессионал", в фокусе действия которой оказывается воспитание профессиональной культуры будущего педагога. Учеба в вузе, сводимая лишь к получению знаний по отдельным циклам предметов, не приводит автоматически к профессионализму. Нужны настоящие образцы высококультурного и интеллигентного служения профессиональному делу, нужно больше встреч с такими профессионалами, при наблюдении за деятельностью которых возникает гордость за представителей этой профессии. Профессионально направленные воспитательные дела должны занимать большое место в системе внеучебной деятельности. В реализации данной программы особое место занимает включение студентов в деятельность студенческих педагогических отрядов и развитие вне-учебных форм деятельности, связанных с шефской работой в базовых школах. Апогеем деятельности данного направления в последние годы стал ежегодно проводимый на базе нашего университета межшкольный конкурс "Я - лучший учитель", ставший прекрасной формой творческого осмысления социальной миссии профессии педагога как для студентов, так и педагогически одаренных старшеклассников.

Важно отметить, что программно-целевой подход к развитию воспитательной системы в гуманитарно-педагогическом университете является источником инновационных подходов к решению задач личностно-профессионального развития студентов. В данном случае речь идет о преобразовании программно-содержательного

компонента воспитательного процесса на основе его постоянного обновления новыми идеями и воспитательными проектами.

Уникальным для вуза стал 2005/2006 учебный год, когда в его жизни произошли принципиально новые преобразования, связанные с объединением трех гуманитарных вузов, в результате чего в инфраструктуре высшего образования Татарстана появилось уникальное учебное заведение - Татарский государственный гуманитарно-

педагогический университет. Университет призван выполнять особую образовательную миссию

- подготовку национальных педагогических кадров и специалистов других гуманитарных профилей с учетом полиэтнического состава граждан, проживающих на территории Республики Татарстан. Разработка соответствующих этому этапу специальных программ воспитания обусловлена поиском нового "образа" вуза или, как сегодня принято говорить, его "корпоративного имиджа". С учетом перспектив развития вуза и его образовательной деятельности были разработаны и в на-

стоящее время активно осваиваются в его воспитательной практике два воспитательных проекта "Воспитание культуры толерантности у студентов Татарского государственного гуманитарнопедагогического университета" и "Здоровье -путь в будущее". Программа данного типа тщательно разрабатывается с точки зрения ее концептуально-методического обоснования с четким обозначением поставленной цели, задач, направлений и этапов реализации [4, 5].

Обобщая представленный материал, отметим, что процедура проектирования содержания и программ воспитания студентов определяется следующими принципами:

- выбор и обоснование идейно-целевой направленности программ воспитания студентов вуза с учетом их социальной и региональной актуальности;

- разработка и внедрение программ воспитания, отражающих потребности постоянно изменяющегося "внутреннего бытия" самого вуза;

- сочетание инвариантной и вариативной составляющих в структуре программ воспитания личности будущего педагога;

- многовариантность и содержательное разнообразие программ воспитания, направленных на осуществление идеи всестороннего личностно-профессионального развития студентов и учет их будущей специализации;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- уровневая дифференциация подходов к раз-

работке содержания программ воспитания студентов педвуза (общевузовский, факультетский, кафедральный, индивидуально-личностный

уровни);

- обеспечение взаимосвязанности и взаимозависимости элементов содержания воспитания, реализуемых как средствами учебного процесса, так и во внеучебной деятельности;

- реализация в содержании программ воспитания студентов регионально-национального компонента (педагогических возможностей регионально-культурной среды и духовных национальных ценностей).

Преодолевая тенденцию одномерного подхода к организации воспитательной деятельности в вузе, часто сводимой к мероприятийной педагогике, отметим, что процесс личностнопрофессионального становления будущего педагога требует создания условий его погружения в систему профессиональных и духовных ценностей, т.е. создания в вузе воспитательного пространства. Считаем необходимым дать пояснения относительно нашей трактовки сущности воспитательного пространства и его роли в развитии воспитательной системы в педагогическом университете.

Говоря о структуре и способах создаваемого воспитательного пространства в границах учебного заведения, мы опираемся на следующее замечание Н.Л.Селивановой: "Общие условия эффективного функционирования различных моделей воспитательного пространства: наличие цели, разделяемой всеми участниками процесса его создания; единая педагогическая концепция, ориентированная на приоритеты гуманистического воспитания; "мягкая" структура пространства, его событийность, диалоговый режим создания; разветвленная система отношений между различными компонентами, субъектами пространства" [1, с.69].

Основу концепции создания воспитательного пространства в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете составляет культурологический подход, при котором в качестве структурной единицы рассматривается "культурное влияние", потенциально присущее тому или иному фактору развития личности студента. Само воспитательное пространство развивается, создается и функционирует на основе взаимодействия трех факторов: профессионально-педагогического наставничества, студенческого самоуправления и социально-воспитательной практики. Каждый из этих факторов обладает своим комплексом возможностей и форм культурного влияния на развитие личности будущего специалиста. Охарактеризуем кратко спектр культурного влияния по каждому из названных факторов.

1. Формы культурного влияния фактора профессионально-педагогического наставничества вбирают в себя культуру личности преподавателя и его педагогического труда, культуру управления учебно-воспитательным процессом, культуру базовой школы, где проходит педагогическая практика студентов.

2. Формы культурного влияния фактора студенческого самоуправления направлены на развитие у студентов культуры соучастия в управлении жизнедеятельностью своего учебного заведения, культуры самоопределения в ценностном мире студенческой молодежной субкультуры, культуры самообразования и самоопределения, культуры творческого самовыражения.

3. Формы культурного влияния фактора социально-воспитательной практики стимулируют стремление студентов к освоению культуры участия в социальных организациях и социально полезной деятельности; культуры самосовершенствования на пути достижения творческих целей, культуры гражданина Мира.

Каждый из выделенных нами факторов располагает определенным спектром воспитатель-

ных функций в преобразовании и создании культуры будущего педагога.

Воспитательные функции культурного влияния профессионально-педагогического наставничества направлены на:

• предъявление культурных образцов профессионализма, интеллигентности, демократизма, увлеченности своей профессией, творчеством, совершенной преподавательской техники и технологии, любви к человеку и уважения к его достоинству;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

• осуществление управления становлением личности будущего учителя;

• введение студента в профессиональноценностную среду.

Воспитательные функции культурного влияния студенческого самоуправления состоят в:

• развитии субъектной позиции (готовности к самоопределению и самореализации) студента в учебной, художественно-творческой, трудовой, ценностно-ориентационной и др. видах деятельности;

• формировании навыков управленческой и организаторской культуры;

• развитии качеств инициативности, способности к самостоятельному моральному выбору.

Воспитательные функции культурного влияния социально-воспитательной практики обеспечивают:

• развитие позиции социально активного деятеля на основе участия в молодежном движении;

• воспитание потребностей в волонтерской деятельности по участию в акциях милосердия и благотворительности по отношению к детям и пожилым людям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

• творческую самореализацию в процессе участия в конкурсах, конференциях (наука, искусство, спорт) регионального, межвузовского, всероссийского и международного уровней; участие в международном культурном обмене.

В результате активного взаимодействия множества культурных факторов и создается ожидаемое воспитательное пространство в вузе, позволяющее поддерживать и генерировать внутри него общую культуру особой духовной атмосферы учебного заведения, являющейся итогом всей системы воспитательной деятельности в вузе.

1. Современные концепции воспитания: Материалы

конференции. Ярославль, 2000.

2. Воспитать человека: Сборник нормативно-

правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам вос-

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

питания / Под ред. В.А.Березиной, О.И.Вол-жиной, И.А.Зимней. М., 2003.

3. Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Н.К. Сергеева. М., 2005.

4. Шарафеева А.Ф. Культура толерантности как целевая ориентация в воспитании личности специа-листа-гуманитария / Развитие воспитательной

системы в вузе в условиях регионального социокультурного пространства: Сборник научно-

методических статей. Казань, 2006.

5. Здоровье - путь в будущее. Программа воспитания студентов Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета на 2007 год: Метод. пособие. Казань, 2007.

PRIORITIES AND TECHNIQUES OF THE EDUCATIONAL SYSTEM’S DEVELOPMENT IN TEACHER’S TRAINING UNIVERSITY

A.F.Sharafeeva

The article reveals the author's concept and techniques of student personality and professional development in teacher's training university. The primary attention is given to the description of subject educational programs for humanitarians due to the according specialties of teacher’s training university.