Научная статья на тему 'Воспитательная система вуза как компонент культурно-образовательной среды КамГУ имени витуса Беринга'

Воспитательная система вуза как компонент культурно-образовательной среды КамГУ имени витуса Беринга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2296
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковенко Ирина Михайловна

The article discloses the experience and the university educational system forming content as KamSU after Vitus Bering cultural educational area component. The cultural educational component is defined as a four-component model consisting of: semantic, informational substantial, active, subjective individual. The article defines University educational system management opportunities with the aim of the advantage using in personality forming and education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discloses the experience and the university educational system forming content as KamSU after Vitus Bering cultural educational area component. The cultural educational component is defined as a four-component model consisting of: semantic, informational substantial, active, subjective individual. The article defines University educational system management opportunities with the aim of the advantage using in personality forming and education

Текст научной работы на тему «Воспитательная система вуза как компонент культурно-образовательной среды КамГУ имени витуса Беринга»

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

HIGHER SCHOOL PEDAGOGICS

Воспитательная система вуза как компонент культурно-образовательной

среды КамГУ имени Витуса Беринга Яковенко И. М.

University educational system as KamSU after Vitus Bering cultural educational AREA COMPONENT Yakovenko I.M.

УДК 37.013

Abstract

The article discloses the experience and the university educational system forming content as KamSU after Vitus Bering cultural educational area component. The cultural educational component is defined as a four-component model consisting of: semantic, informational substantial, active, subjective individual.

The article defines University educational system management opportunities with the aim of the advantage using in personality forming and education.

Проблема воспитания молодежи в современных условиях может быть отнесена к категории наиболее сложных социальных проблем. Сложившаяся социальная ситуация в стране вызывает острую необходимость создания новых, удовлетворяющих современным требованиям систем воспитания студентов.

Решение задач организации воспитательного процесса осложняется противоречием между представлениями о воспитательной деятельности профессорско-преподаватель-

ским коллективом, прошедшим через постсоветскую систему воспитания, и полным отсутствием представлений о полноценной системе воспитания современных студентов.

Таким образом, высшая школа испытывает острую необходимость в определении новых подходов к организации воспитательного процесса, основанного на развитии воспитательной системы вуза.

Воспитательный процесс является ядром педагогической деятельности любого образовательного учреждения и рассматривается сегодня как

целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого как будущего профессионала, реализуемая во взаимодействии педагога и студента [2, с. 49].

Как известно, воспитательный процесс имеет ряд особенностей -это процесс целенаправленный, многофакторный, длительный, непрерывный, комплексный, вариативный и с отсроченными результатами, а также процесс двусторонний. Реализуется воспитательный процесс только через деятельность педагогов.

По мнению многочисленных авторов (Л.Б. Байбородовой, Л.И. Новиковой, Л.И. Селивановой, В.А. Ка-раковского и др.), подобная деятельность предполагает влияние педагога на студента в рамках реализации своих профессиональных функций. Данный вид деятельности педагогов называют также «воспитательной работой», в этой связи воспитательный процесс в таком понимании рассматривается как результат проведения воспитатель-

ной работы - целенаправленной деятельности по организации жизнедеятельности преподавателей и студентов, ставящей своей целью создание условий для полноценного развития личности.

Воспитательная работа в образовательных учреждениях России, в том числе и в высшей школе до сих пор планируется по направлениям: духовно-нравственное воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, физическое воспитание, эстетическое воспитание, экологическое воспитание, трудовое воспитание и т.д.

Это ведет к искусственному разделению целостного процесса развития личности на развитие по разным направлениям. И, хотя подобный подход сегодня уже не считается актуальным, так как при нем полностью отсутствует личностная направленность, воспитательная работа в вузах Камчатского края продолжает планироваться в большинстве случаев именно по такому «устаревшему» принципу.

Обращаясь к большинству программ воспитательной работы отечественных вузов, можно проследить четкую закономерность: все эти программы представляют собой практически однотипную схему -календарный план мероприятий по направлениям с использованием традиционных форм работы. При этом воспитательная работа чаще всего представлена как программа мероприятий во «внеучебное время», что способствует искусственному разделению воспитания и обучения на отдельные составляющие педагогического процесса [6, с. 5].

Проблема интеграции в обучении и воспитании имеет глубокие исторические корни. Учить мыслить целостно пытались многие представители педагогических систем. Тем не менее и сегодня данный вопрос остается актуальным для всей систе-

мы образования. Исходя из этого, можно говорить о следующем существующем противоречии между теоретическим провозглашением целостности учебно-воспитательного процесса и практическим разделением обучения и воспитания на две составляющие, выделением воспитания в отдельный вид деятельности преподавателя и всего профессорско-преподавательского коллектива. Это приводит к «формальному воспитанию. «Формальный» (лат.) - относящийся к форме, присущий ей; сделанный для соблюдения установленной формы, порядка; произведенный по форме, в принятом порядке, официальный; существующий только для видимости, без выполнения соответствующих функций! [1, с. 709]. По сути, подобная воспитательная работа, являющаяся несвязанным набором «воспитательных мероприятий», реально не способствует достижению целей воспитания.

Во избежание формального подхода и консерватизма имеет смысл, опираясь на положительный опыт многих известных педагогов нашей страны, воспитательный процесс в вузе рассматривать с точки зрения развития воспитательной системы.

При системном подходе и наличии целей воспитания, средств их реализации, измерителей эффективности понятия «воспитательный процесс» и «развитие воспитательной системы» идентичны. Подобную «организацию воспитательного процесса в образовательном учреждении можно назвать системной, что и означает наличие воспитательной системы или системы в воспитании» [5, с. 203].

Многие авторы исследований в области воспитательных систем отмечают, что эффективность реализации разработанных моделей воспитательной системы зависит от нескольких условий:

- реализация происходит по частям, и эти части должны постоянно соотноситься с целостным общим видением системы (синхронизация в развитии отдельных частей);

- обеспечение педагогам и воспитанникам субъектной позиции в этом процессе;

- учет и максимальное использование внешних и внутренних влияющих факторов.

Существующие социализирующие факторы можно рассматривать как компоненты воспитательной системы, которые могут выступать одновременно условиями ее развития. Одни факторы социализации будут условиями эффективного развития воспитательной системы, и их необходимо учитывать, другие - компонентами воспитательной системы, существенно влияющими на развитие самого воспитанника.

Факторы могут быть и внешними и внутренними по отношению к системе. Они влияют на саму систему в целом и на ее компоненты в отдельности. Выявление, оценка, учет и целенаправленное использование всего многообразия социализирующих факторов могут быть положены в основу организации воспитательного процесса. Именно с позиции факторного взгляда возможны моделирование, функционирование и развитие воспитательной системы в высшей школе. То есть систематизация факторных влияний позволяет наиболее эффективно организовать воспитательный процесс в вузе. Нельзя при этом забывать, что все перечисленные факторы могут быть как учтенными, так и латентными и являться либо развивающими, либо тормозящими (быть барьерами в развитии).

Говоря о воспитательной системе, необходимо коснуться таких понятий, как воспитательная среда и воспитательное пространство, которые также являются факторами социализации. Любая гуманистиче-

ская воспитательная система - система открытая: в ее становлении, функционировании, развитии большую роль играет среда, и не только как влияющий фактор, но и как компонент самой системы. Воспитательная или воспитывающая среда - совокупность окружающих человека социально ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру.

Содержанием среды как фактора социального развития будущего профессионала выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окруже-

ние, событийное окружение, информационное окружение.

В современной отечественной педагогике среда определяется, как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и типизирует его личность [4, с. 610].

Существует и такое понятие как «воспитательное пространство». Согласно «теории воспитательных пространств» ученого Ю.П. Сокольникова существуют пространства, которые представляют собой территории, где осуществляется процесс воспитания. Они имеют динамичную структуру, обладают характеризующими их параметрами, разнообразны по характеристикам и поддаются классификации. Некоторые авторы воспитательное пространство представляют как многоуровневое образование, в котором выделяют несколько уровней (компонентов):

- деятельностный (пространство непосредственной самореализации, самоутверждения личности);

- коммуникативный (пространство непосредственного общения);

- компаративный (от латинского сотрага^о - сравнивать, сопоставлять - пространство, которое выступает социальным фоном);

- информационный (характеризуется содержанием и объемом необ-

ходимой и достаточной информации, ее источниками, направленностью и плотностью, каналами передачи, соотношением прямой и обратной связей);

- эмоциональный (пространство, повышающее настроение учащихся, их работоспособность, готовность к контактам);

- социально-предметный (предметная среда человека включает в себя множество значимых для него предметов, с которыми он сообразует свое поведение и деятельность);

- экологический (система обслуживания учащихся, которая включает в себя бытовые, транспортные и другие услуги).

Анализ существующих классификаций социальных систем, в том числе и воспитательных, показал, что воспитательная система университета - это:

- социальная система, функционирующая в соответствии с законами общественного развития;

- искусственная система;

- динамическая система (развивающаяся, достигающая уровня самоорганизации);

- система саморазвивающаяся и самоуправляемая (на высшей стадии своего развития);

- система целенаправленная (цель играет роль системообразующего и системоинтегрирующего фактора);

- деятельностная (формируется и развивается в процессе деятельности участников - педагогов и студентов);

- ценностно - ориентированная (цели воспитательной деятельности личностно-значимы для педагогов и студентов; совместная жизнедеятельность строится на основе гуманистических ценностей и т.д.; педагогическая деятельность направлена на обеспечение условии для проявления и развития индивидуальности и субъектности личности);

- система целостная (состоит из органов-компонентов, взаимосвязь 6

и взаимодействие которых позволяет системе функционировать как единое целое и обладать системными интегративными качествами);

- система открытая (имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы, при этом она и приспосабливается к внешней среде и на определенном уровне своего развития сама изменяет и совершенствует внешнюю среду);

- система сложная и вероятностная.

Мы представляем модель воспитательной системы КамГУ им. Витуса Беринга, где отражены наиболее существенные внутренние факторы (они же компоненты воспитательной системы) по степени их влияния на студента как центрального компонента системы. Внешними социализирующими факторами для студента остаются все существующие микро, мезо, макро, мега факторы (по классификации А.В. Мудрика). Их влияние может быть скорректировано лишь при условии эффективного функционирования воспитательной системы вуза, ее адапти-рованности к внешнему окружению, в том числе и к системе высшего образования в целом. Притом, по мере развития самой воспитательной системы вуза, являющейся компонентом и фактором более широкой системы высшего образования, существует вероятность влияния меньшей системы на большую.

В контексте проблемы создания культурно-образовательной среды

обитания для студентов предложенная модель иллюстрирует сложность структуры воспитательной системы вуза, специфика которой заключается в масштабности системы и в невозможности изолировать системы факультетов друг от друга и от общей системы вуза. Это становится одним из важных условий функ-

ционирования и развития воспитательной системы КамГУ им. Витуса Беринга. Воспитательные системы пяти факультетов (социальноэкономического факультета, факультета иностранных языков, филологического факультета, физикоматематического факультета, психо-лого-педагогического факультета)

функционируют на уровне взаимодействия, информационной и бытовой среды, среды жизнедеятельности.

Воспитательная система вуза коренным образом отличается от воспитательной системы школы. К основным отличиям вузовской воспитательной системе можно отнести:

- цели воспитания (акцент на профессиональном развитии);

- возраст и социальный статус воспитанников (студенты в возрасте от 17 до 25 лет);

- социальный статус членов педагогического коллектива (профессорско-преподавательский состав);

- структура системы (качественный и количественный состав компонентов, сложность структурных связей);

- масштаб системы (от 100 человек до 700 человек на факультете и до 2500 человек и более в вузе);

- характер взаимосвязей внутри системы (отношения преподаватель

- преподаватель, студент - преподаватель, преподаватель - администрация совсем иные, чем в школе);

- продолжительность пребывания в учебном заведении воспитанников (5-6 лет) и, следовательно, частая сменяемость основного субъекта системы - студента.

Сохраняя основные свойства систем (целостность, совместимость с другими системами, стабильность, адаптация, способность самосовершенствованию), воспитательная система каждого отдельно взятого вуза Камчатского края будет иметь ряд особенностей.

Как отмечает В. А. Караковский, особенное, что отличает воспитательную систему от других систем того же уровня, единичное характеризует специфику конкретной системы. Для учреждений высшего образования это прежде всего особенности профессиональной направленности [2, с.7]. Именно профессиональная направленность обусловила учет следующих условий при создании воспитательной системы в КамГУ им. Витуса Беринга:

- социальный заказ;

- высококвалифицированные учителя-предметники с соответствующим уровнем профессионального педагогического мастерства;

- педагогические особенности: большинство преподавателей (профессиональные педагоги, психологи);

- сложившиеся традиции и наличествующий опыт воспитания молодежи в условиях вуза;

- студенты вуза по некоторым специальностям получают базовое психо-лого-педагогическое образование;

- профессиональная направленность студентов и соответственно высокие требования к личностным качествам будущего специалиста;

- социальный состав обучающихся (процентное соотношение студентов из семей крестьян, рабочих или служащих; сельской местности, города и т.п.);

- материально-экономическая база вуза (наличие материальных средств для реализации программ воспитания, технической оснащенности, организации нормального быта и т.д.);

- состав учащихся и педагогов (количественный состав, половой состав - преобладание мужчин или женщин);

- структура вуза, (количество факультетов, институтов, подразделений).

Все перечисленные факторы обусловливают особенности воспитательной системы нашего университета:

во-первых, развивающую функцию - личностное и профессиональное развитие студента, которому способствует воспитательная система,

во-вторых, функцию адаптивную

- адаптация при переходе студента из позиции школьника в позицию студента, из позиции ученика в позицию педагога.

С одной стороны, в воспитательной системе создаются условия для более эффективной адаптации студента, с другой стороны, включение студента в жизнедеятельность воспитательной системы способствует формированию адаптивных способностей.

Немаловажной характерной особенностью воспитательной системы вуза важно обозначить и следующее

- сама воспитательная система является средством обучения. Развиваясь в условиях воспитательной системы и одновременно являясь фактором развития самой системы, студент получает необходимый набор знаний, которые сможет использовать в своей будущей профессиональной деятельности, создавая собственные воспитательные системы.

Таким образом, именно воспитательная система как высший уровень развития воспитательного процесса может способствовать максимально эффективному результату воспитания студентов и являться именно фактором развития личности в культурно-образовательной среде вуза [4, с. 79].

В общефилософском смысле культурная среда - это совокупность материальных и духовных условий существования, формирования и деятельности человека. Культурная среда, даже если она имеет какие-то фиксированные рамки (например, среда учебного заведения, безусловно, имеет границы территории, пределы численности контингента и др.), не может быть изолирована от внешнего мира. Поэтому в форми-

ровании воспитательной и развивающей среды (культурно-обра-

зовательной среды) университета большое значение имеет учет влияние вузовского окружения, которое может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, университетская среда сама по себе мощная личностно-формирующая субстанция, но процесс воспитания все-таки необходимо организовывать целенаправленно. Освоить педагогически среду - это значит включить ее воспитательный потенциал в воспитательные отношения и деятельность преподавателей и студентов. Смысл педагогического освоения среды заключается в управлении через нее процессом формирования и развития личности, т.е. в создании педагогической воспитательной системы - ключевого механизма обеспечения связи университетской и внешней среды.

Термин «система» в переводе с греческого означает «целое, составленное из частей, соединение». В Философском энциклопедическом словаре понятие «система» определяется как «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связи друг с другом, которая образует определенную целостность, единство» [4, с. 610]. Каждый элемент системы может сам рассматриваться как система, но одновременно он является составной частью какой-то более сложной системы. Так, в университете существует система управления, система учебной работы, система организации производственной практики, система организации внеучебной работы. Все элементы системы структурированы, выстроены на основе взаимозависимости, взаимосвязи и взаимодополнения. Например, система организации внеучебной работы предполагает наличие органов управления и самоуправления, наличие положений и программ, наличие

средств и методов, которые обеспечивают успешную организацию внеучебной работы. Чем более тщательно в структурном отношении проработан каждый элемент системы, тем значительнее его влияние на общий результат, тем более согласованно работает система в целом, становясь «единым организмом». Так как всякая открытая система способна к саморазвитию и самоорганизации, мы используем в организации жизнеспособности нашей воспитательной системы механизм, позволяющий отслеживать изменения в окружающей среде и исходя из этого перестраивать ее структуру. Целостность воспитательной системы любого университета обеспечивается практической работой по реализации концепции воспитания.

Любая система представляет собой нечто завершенное, обособленное от окружающего мира своими целями, структурой, составом элементов, способом функционирования. В этом контексте среда университета представляет собой пространство жизнедеятельности субъектов университетского сообщества. В.А. Ясвин определяет среду как «систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для саморазвития, содержащихся в ее окружении» [6, с. 81]. Для того чтобы педагогически освоить среду, прежде всего необходимо выделить и описать ее компоненты. Определяя компоненты воспитательной системы, мы ориентировались на разработанную В.А. Ясви-ным систему психолого-педагогического проектирования личностноориентированных, развивающих сред, основанную на взаимодействии личности и образовательной среды.

Таким образом, наша культурнообразовательная среда, представленная на таблице, выглядит как че-

тырехкомпонентная модель, включающая: смысловой компонент; информационно-содержательный; деятельностный (технологический), су-бъектно-личностный компоненты (таб.).

Первый компонент университетской среды - смысловой. Университет -это уникальное явление в истории цивилизации, он выполняет специфическую миссию, которая связана с той частью ответственности, которую берет на себя университет за развитие человечества. Ответственность университета определена как поиск Истины, которая открывает путь развития человека и общества. Поэтому университетская среда должна содержать смысловой компонент, который отражает миссию университета в конкретный период. Смысловой компонент университетской среды охватывает глобальные, социально-государствен -

ные, профессиональные, личностные смыслы, которые, так или иначе, реализуются в системе университетского образования. Соответственно стратегическому развитию Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга «Университет - крупнейший молодежный центр Камчатки» смысловой компонент определяет обязательное включение студенчества вуза в деятельность по реализации молодежной политики региона и в творческое взаимодействие со студенческим братством профессиональных образовательных учреждений и молодежными объединениями края.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второй компонент - информационно-содержательный. Культурно -

образовательная университетская среда содержит в себе уникальное информационное поле, в которое погружается личность. Приоритетом для университета является фундаментальное знание. Информационное поле университета существует в пространстве фундаментального и прикладного знания. Связующим

звеном между фундаментальным и прикладным знанием является проблемное поле: как фундаментальное, так и прикладное знание должно быть направлено на решение проблем. Итак, важным составляющим университетской воспитательной и развивающей (культурно-образовательной) среды является информационно-содержательный компонент. Включение студентов в научно -исследовательскую и проектную деятельность, обмен опытом и информирование студентов об успехах и достижениях всего студенческого и профессорско-преподавательского коллектива позволяет наращивать профессиональный потенциал будущего специалиста.

Третий компонент - деятельностный. Университет является уникальным социальным явлением. Его уникальность обусловлена тем местом, которое он занимает в социальной жизни общества Камчатского региона. В социальном плане университет берет на себя следующие функции: обучающую, исследовательскую, воспитательную, культурологическую, профессиональную, инновационную, предпринимательскую. Каждая из этих функций находит отражение в конкретных формах и видах деятельности. Исследовательская функция представ-

лена в таких видах деятельности, как курсовые и дипломные проекты студентов, конференции и олимпиады, работа по исследовательским заданиям кафедр. Обучающая функция выражается в таких институциональных видах деятельности, как лекции, семинары, консультации, экзамены. Профессиональная функция включает в себя все, что связано с профессиональной подготовкой, включая производственную практику, работу студентов по специальности в период обучения в вузе. Инновационная функция находит свое выражение во внедренческих проектах, которые выполняются в основном на основе грантов. Предпринимательская функция связана с проектами, ориентированными на прибыль от образовательной деятельности. Вне-учебная деятельность включает в себя различные формы содержательного досуга (как культуры свободного времяпрепровождения и развития творческого потенциала личности).

Четвертый компонент университетской среды - субъектно-личностный. Главным субъектом, в деятельности которого реализуется влияние университетской среды на личность студента, является преподаватель.

Таблица

Компоненты культурно-образовательной среды университета

Смысловой компонент

Деятельно стный компонент Студент как субъект воспитательной культурно-образовательной среды Информационно- содержательный компонент

Субъектно-личностный компонент

Воспитательная, развивающая, культурно-образовательная среда

КамГУ им. Витуса Беринга включает в себя смыслы (цели) воспитания и образования, а также содержание образования, обусловленное функциями и деятельностью субъектов, способных активно осваивать и обо-

гащать саму среду. Содержание, направления, принципы, подходы, ожидаемые результаты организации воспитательного процесса в КамГУ им. Витуса Беринга отражены в концепции «Профессионально-личностное становление специалиста в культурно-образовательной среде

вуза», в которой обозначены и Программы по направлениям воспитательной деятельности в вузе.

Реализация основных образовательных программ соответственно СМК отражена в рис. 1.

Наибольший воспитательный эффект достигается при условии установления продуктивных связей личности с университетской средой. Поэтому в своей практической педагогической деятельности профессорско-преподавательский состав

выделяет ценностно-смысловое поле в содержании каждой учебной дисциплины и воспитательные приоритеты в системе отношений «преподаватель-студент».

Воспитательный процесс в вузе осуществляется на трех уровнях: университета, факультета и кафед-

ры. Рассмотрим процесс воспитания на уровне факультета (рис. 2).

Интерес автора к этой теме вызван определением возможности управления и моделирования воспитательной системы с целью использования их достоинств в воспитании личности. Студенты нуждаются в педагогическом сопровождении в решении проблем адаптации к образовательным условиям и социализации в вузе. Данную проблему решает организация кураторского

корпуса. Куратор — советчик, наставник, педагог, способствующий формированию и развитию студенческого коллектива, осуществляя взаимодействие со студентами, видит более тонкие конструкты образовательной среды вуза.

Организация

научного и методического обеспечения работы

Реализация основных образовательных программ

студенты

ж Совет по воспитательной работе Студенты с развитыми социальными и обще-культурными качествами

+ ‘ 1 *

Управление молодежной политики и социальной работы

1

Воспитательная п внеучебная работа со студентами

Библиотечноинформационное обеспечение (телевидение КамГУ, газета «Альма-Матер»), издательская деятельность

Организация студенческого самоуправления факультетов

Социальнопедагогическая работа (организация творческих и научных молодежный объединений, клубов, студий)

Учебно-03 д ор ов ите ль н ы й Центр (клуб «Ин-сайт» и санаторий - профилакторий «Молодость»)

Центр заня- Самооб- Оценка

тости и следова- студентами

информаци- ние уни- качества

онного верситета воспита-

обеспечения тельной

студентов и работы

выпускни-

ков

управление качеством воспитательной и внеучеонои деятельности

Рис.1. Воспитательная и внеучебная работа со студентами и аспирантами

Влияние окружения на личность будущего профессионала в культурно-образовательной среде как совокупности условий, влияющих на саморазвитие человека, позволяет

рассматривать самого человека как носителя и представителя образовательной среды и субъекта взаимодействия. Работа кураторского корпуса важна для эффективности

управления воспитательной системой вуза, данная работа позволяет корректировать воспитательную деятельность и работу в культурно -образовательной среде КамГУ им. Витуса Беринга. Профессорско-преподавательский коллектив каждой кафедры университета организует взаимодействие со студентом, позволяющее каждому освоить основные функции университетского образования, при этом, наполняя содержание взаимодействия конкретными формами деятельности, повышающие субъектность лично-

сти и помогающие ей выстроить продуктивные связи со средой, разработать личностную жизненную стратегию.

Воспитательная деятельность кафедр осуществляется в учебном процессе, где воспитание, по сути, «вплетено» в процесс передачи содержания образования, различные формы и методы обучения, в совместную со студентами профориентационную работу, в организацию научно-исследовательской работы студентов.

Рис. 2. Процесс воспитания на уровне факультета

Результативной технологий по управлению воспитательной системой с целью воспитательного воздействия в современных условиях является процессный подход. Прогнозирование разрешающих возможностей воспитательных систем в университете посредством процессного подхода является весомым дополнением к существующему инструментарию воспитательной деятельности и механизмом повышения качества образования. В качестве

базовой выбрана модель СМК, основанная на процессном подходе и отвечающая требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2001. Типовая модель - «Стандарт предприятия», разработанная КамГУ им. В.Беринга в рамках реализации федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг., ориентирована: на установление заинтересованных потребителей, выявление требований потребителей к качеству; определение конкретных обязанно-

стей, ответственности и полномочий всех участников процессов СМК; построение эффективной системы мотивации; построение эффективной системы стимулирования всех участников образовательного процесса в вузе. Согласно международному стандарту ISO 9000:2000, процессный подход применяется для повышения результативности функционирования организации. «В модели системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе, на входе стоят требования потребителей и других заинтересованных сторон, а на выходе организации -удовлетворенность этих сторон». Заинтересованными сторонами в повышении качества высшего образования являются: студенты и их родители; преподаватели, сотрудники вуза; работодатели; государство в лице органов управления образованием, учредителей; общество в целом. В нашей модели СМК процесс «Организация процесса воспитания» состоит из подпроцессов: «Организация воспитательного процесса», «Перспективного плана по воспитательной работе», «Подготовка и проведение университетского мероприятия», «Процесс подготовки и проведения факультетского мероприятия», «Создание и открытие творческого объединения», «Внесение изменений в план воспитательной работы», «Формирование и работа кураторского корпуса».

Воспитательную работу в университете курирует проректор по воспитательной работе и Совет по воспитательной работе, в состав которого входят: ректор, проректоры, деканы факультетов, помощник ректора по работе с молодежью и по связям со СМИ, руководитель психологической службы университета, заведующий кафедрой общей и специальной психологии, заведующий кафедрой физического воспитания, председатель профкома студентов и

аспирантов. Ежегодно Совет по воспитательной работе систематически рассматривает вопросы адаптации студентов к образовательному процессу и проблемы организации воспитательной работы в вузе, на факультетах, заслушивает отчеты деканов факультетов о развитии и совершенствовании организации внеучебной и воспитательной деятельности на факультете, кафедрах. Для осуществления контроля над выполнением планов воспитательной работы управлений, факультетов, кафедр и подразделений вуза все воспитательные мероприятия регистрируются в системе СМК «Навигаторе». С целью совершенствования воспитательного процесса и координации всех подразделений вуза, участвующих в воспитании студентов создано Управление молодежной политики и социальной работы, которое организует взаимодействие всех подразделений вуза, задействованных в воспитании студентов, а также с молодежными объединениями города и края: Молодежным парламентом при Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Молодежным Парламентом при Законодательном собрании Камчатского края, Молодежным правительством Петропавловска-Камчатского, Студенческим советом Камчатки, Агентством по молодежной политике Камчатского края.

Критериями адаптированности студентов к культурно-образовательной среде вуза мы считаем: объективные результаты учебной деятельности (академическая успеваемость, учебная дисциплина); степень интеграции личности с коллективом и социальный статус учащихся, их общественную активность; степень реализации внутреннего потенциала (степень действительной реализации способностей и задатков в учебной деятельности и степень принятия

личностью реального показателя внутриличностного потенциала, т.е. отношение самооценки достижений в учебной деятельности к уровню притязаний в ней); эмоциональное самочувствие (показатель тональности индивидуального настроения, степень выраженности синдрома эмоционального напряжения, наличие или отсутствие невротических реакций). Оценочными показателями: количество студенческой молодежи принимающей участие в фестивалях, конкурсах, и т.п.; количество студенческой молодежи принимающей участие в научно -исследовательских конференциях; количество подготовленных организаторов и специалистов в области развития студенческого самоуправления; количество студенческой молодежи, задействованной в вузовских творческих объединениях, студиях, клубах, спортивных секциях и т.п.; количество учащейся молодежи, регулярно участвующей в работе общественных объединений; количество студенческой молодежи, принимающей участие в спортивных соревнованиях вузовского, регионального уровня; количество талантливой студенческой молодежи, получившей вузовскую, краевую, государственную поддержку; количество студенческих объединений, способствующих развитию творческого потенциала будущего профессионала; количество проектов (программ), направленных на реализацию государственной молодежной политики на факультете, в вузе, Камчатском крае; количество педагогов, подготовленных (включенных)

к работе по реализации молодежной политики и организации воспитательной работы на факультете, в вузе.

В реальных условиях сегодняшнего общества, обусловивших существенные перемены в поведении и духовном облике молодежи, задачи воспитания становятся гораздо сложнее. Участие в процессе воспитания становится важной функциональной обязанностью каждого преподавателя.

Библиография

1. Большой словарь иностранных слов / Сост. А. Москвин. - М.: «Полюс», 2001. - 816 с.

2. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А Караковский, Л. И.Новикова, Н. Л. Селиванова. - М.: Новая шк., 1996. - 160 с.

3. Рожков М.И., Байбородова Л.Б. Организация воспитательного процесса в школе : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 256 с.

4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. - 836 с.

5. Шамова Т.И., Третьяков П.П., Капустин, Н.П. Управление образовательными системами / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред.Т. И. Шамовой. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 320 с.

6. http:// www.belintellectuals.com/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.