Научная статья на тему 'Системно-структурно-функциональный подход к проектированию и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества'

Системно-структурно-функциональный подход к проектированию и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / СИСТЕМА / СТРУКТУРА / ФУНКЦИЯ / СТАТИСТИКА / СИНЕРГЕТИКА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНТРОПОЛОГИЯ / АКСИОЛОГИЯ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / METHODOLOGY / SYSTEM / STRUCTURE / FUNCTION / STATISTICS / SYNERGETICS / ACTIVITIES / ANTHROPOLOGY / AXIOLOGY / TRAINING OF FUTURE TEACHERS-RESEARCHERS / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович

Выделены методологические подходы к проектированию и реализации обучения, воспитания и творчества будущих учителей-исследователей в условиях информатизации общества. Рассмотрены особенности системно-структурно-функционального подхода к организации и осуществлению подготовки в информационном обществе будущих учителей-исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов Марат Фаритович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Obtained methodological approaches to the design and implementation of training, education and creativity of future teachers-researchers in the conditions of informatization of society. Considered features of system-structural-functional, statistical, synergistic, activity, anthropological and axiological approaches to the organization and implementation of training in the information society of the future teachers-researchers.

Текст научной работы на тему «Системно-структурно-функциональный подход к проектированию и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества»

УДК 378.14 ББК 74.58

Каримов Марат Фаритович

кандидат физико-математических наук, доцент

кафедра информатики и информационных технологий в образовании Бирский филиал Башкирского государственного университета

г.Бирск Karimov Marat Faritovich candidate of physical and mathematical sciences,

docent

chair of computer sciences and information technologies in education Birsk branch of the Bashkir State University Birsk

KarimovMF@rambler.ru

Системно-структурно-функциональный подход к проектированию и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества System-structural-functional approach to the design and implementation of training of future teachers-researchers of the information society

Выделены методологические подходы к проектированию и реализации обучения, воспитания и творчества будущих учителей-исследователей в условиях информатизации общества. Рассмотрены особенности системно-структурно-функционального подхода к организации и осуществлению подготовки в информационном обществе будущих учителей-исследователей.

Obtained methodological approaches to the design and implementation of training, education and creativity of future teachers-researchers in the conditions of informatization of society. Considered features of system-structural-functional, statistical, synergistic, activity, anthropological and axiological approaches to the organization and implementation of training in the information society of the future teachers-researchers.

Ключевые слова: методология, система, структура, функция, статистика, синергетика, деятельность, антропология, аксиология, подготовка будущих учителей-исследователей, информационное общество.

Key words: methodology, system, structure, function, statistics, synergetics, activities, anthropology, axiology, training of future teachers-researchers, information society.

На основе анализа и обобщения теоретических положений классиков науки [1-5], научных фактов и тенденций из практики современной высшей

школы [6-8] можно выделить системно-структурно-функциональный, статистический, синергетический, деятельностный, антропологический и аксиологический методологические подходы к проектированию и реализации обучения, воспитания и творчества будущих учителей-исследователей информационного общества.

Среди выделенных методологических подходов к проектированию и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества наибольшей познавательной и преобразовательной эффективностью обладает системно-структурно-функциональный подход к изучению и совершенствованию обучения, воспитания и творчества будущих учителей - исследователей в условиях интенсивного внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий в современное общество.

Системно-структурно-функциональный подход к проектированию и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества предусматривает рассмотрение организации и осуществления процесса обучения, воспитания и творчества студентов в педагогически ориентированных подразделениях высших учебных заведениях как целостной и иерархической совокупности четко структурированных и функционально взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение выпуска из высшей школы субъектов творчества, способных успешно ставить и решать научные, дидактические и воспитательные задачи в среде компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей - исследователей информационного общества является подсистемой по отношению к учебно-воспитательному и творческому процессу, проектируемому и реализуемому в высшем учебном заведении, и системой по отношению к её элементам в виде методологической, творческой, теоретической, методической и практической подготовки обучающихся в высшей школе.

Социальный заказ информационного общества на профессионально-педагогическую подготовку учителей-исследователей основан на том, что интеллектуальные и творческие ресурсы современного государства, формируемые на основе высококачественного образования учащейся молодежи, становятся определяющими в геополитической и экономической конкуренции ведущих стран мира в двадцать первом веке в условиях сокращения природных запасов полезных ископаемых, уменьшения площади и истощения плодородности пахотных земель.

Цель методологической, творческой, теоретической, методической и практической подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества подразделяется согласно общенаучному системно-структурно-функциональному подходу на ряд педагогических задач:

1. Изучить методологические подходы к научному познанию и преобразованию объективной природной, технической и социальной действительности и выделить обобщенный подход, используемый для проектирования и реализации системы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей-исследователей, подверженной постоянному влиянию формирующегося информационного общества, и являющийся ориентиром для организации, осуществления и совершенствования процесса обучения, воспитания и творчества студентов высшей школы с педагогической составляющей;

2. Предложить на основе анализа и обобщения достижений гносеологии и апробировать универсальный метод решения задач естественно - математических, технических и социально - гуманитарных наук и приложить его к исследованию и повышению качества процесса обучения, воспитания и творчества будущих учителей - исследователей в среде компьютерных и телекоммуникационных технологий;

3. Определить принципы проектирования и реализации системы профессионально - педагогической подготовки будущих учителей - исследователей современного общества и обусловленные ими закономерности обучения, вос-

питания и творчества студентов высших учебных заведений с педагогическим профилем в условиях интенсивного внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс;

4. Разработать теоретические основы содержания профессионально-педагогической подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества, соответствующего современному уровню развития науки, техники, экономики, образования и других отраслей материальной и духовной культуры человечества;

5. Выявить дидактическую эффективность сочетания традиционных, компьютерных и телекоммуникационных форм обучения, воспитания и творчества в профессионально - педагогической подготовке будущих учителей - исследователей, способных успешно ставить и решать актуальные научные, профессиональные и педагогические задачи;

6. Обосновать на уровне теоретического анализа и апробировать на практике логические и эвристические методы обучения, воспитания и творчества с компьютерным и телекоммуникационным сопровождением, приводящие к повышению качества подготовки будущих учителей - исследователей информационного общества;

7. Построить математические модели ряда дидактических процессов, связанных с традиционными и синергетическими качественными и количественными закономерностями, выявленными на эмпирическом и теоретическом уровнях преподавателями - учеными и будущими учителями - исследователями при внедрении новых информационных технологий в систему непрерывного образования учащейся молодежи.

Универсальным методом постановки и решения задач естественно - математических, технических и социально - гуманитарных наук, обладающим свойством системности и функциональности, пригодным к исследованию и повышению качества процесса обучения, воспитания и творчества будущих учителей - исследователей современного общества является информационное мо-

делирование фрагментов действительности [9], состоящее из структурных элементов - этапов: 1) постановка задачи; 2) построение модели; 3) разработка алгоритма; 4) исполнение алгоритма; 5) анализ результатов и формулировка выводов; 6) возврат к предыдущим этапам - элементам при неудовлетворительном решении задачи.

На основе выделенных свойств информационное моделирование объектов, процессов и явлений социальной действительности можно выделить как целостную единицу анализа и синтеза и интегративным ядром в проектировании и реализации содержания, форм и методов профессионально - педагогической подготовки будущих учителей - исследователей современного общества.

Система основных принципов проектирования и реализации профессионально - педагогической подготовки будущих учителей - исследователей, следование которым позволяет достичь цели высококачественного обучения, воспитания и творчества студентов высшей педагогической школы информационного общества, состоит, на наш взгляд [10], из следующих элементов: 1) информативность; 2) системность; 3)научность; 4) оперативность; 5) комплемен-тарность; 6) регулярность; 7) самостоятельность; 8) адаптируемость; 9) прагматичность; 10) эмоциональность; 11) индивидуальность; 12) коллективность; 13) гуманитарность; 14) политехничность; 15) интегративность.

Среди основных принципов системы отбора содержания профессионально-педагогической подготовки будущих учителей-исследователей в условиях информатизации системы непрерывного образования можно выделить нижеследующее.

1. Принцип представления содержания системы методологической, творческой, теоретической, методической и практической подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества в виде единой, целостной совокупности междисциплинарных знаний - моделей фрагментов действительности и умений - алгоритмов решения задач познания и преобразования реальности. Это означает, что при проектировании и реализации содержания образо-

вания студентов высшей педагогической школы необходимо учитывать классические достижения и современные тенденции развития единой интегративно-дифференциальной науки, тесно связанной с образованием, техникой, технологиями, производством, экономикой и другими отраслями материальной и духовной культуры человечества.

2. Принцип предусмотрительности в содержании профессионально - педагогической подготовки будущих учителей-исследователей в условиях информатизации общества перспективной необходимости обучения и выпуска специалистов для работы в новейших направлениях развития науки, образования, техники, технологий, производства, экономики и искусства. Данный принцип отбора содержания современного высшего педагогического образования составляет основу для организации и выполнения исследовательской функции системы подготовки будущих учителей в информационном обществе.

3. Принцип оптимального сочетания в содержании теоретической и практической подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества фундаментального образования с учебно-воспитательной практикой, осуществляемой в среде компьютерных и телекоммуникационных технологий. Этот дидактический принцип требует составления и чтения студентам лекционных теоретических курсов докторами наук с ученым званием профессора и прохождения педагогической практики будущих учителей-исследователей под руководством заведующих учебными частями или заместителей директора по учебно-воспитательной работе средних общеобразовательных и профессиональных школ, оснащенных новыми информационными технологиями в достаточном объеме.

4. Принцип отражения в содержании профессионально-педагогической подготовки будущих учителей-исследователей в условиях информатизации общества уважительного отношения всех социальных институтов к человеческой личности - носителю уникального таланта, интеллекта, нравственности и профессионализма. Данный педагогический принцип настаивает на включении

в любую изучаемую студентами тему естественно-математических, технических и социально-гуманитарных предметов исторического материала [11], демонстрирующего разные человеческие взаимоотношения в мире науки и других отраслях духовной культуры общества.

5. Принцип учета в содержании методологической, теоретической и практической подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества всех основных достижений - ценностей классического, неклассического и постнеклассического разделов естественно-математических, технических и социально-гуманитарных наук, обогащенных и усовершенствованных в среде новых информационных технологий. Соблюдение данного принципа отбора содержания образования будущих учителей-исследователей информационного общества влечет впоследствии формирование у студентов высшей педагогической школы представления и знаний о социально-культурном, нелинейном, стохастическом, преимущественно анизотропном процессе развития научного познания действительности с неоднородной и многослойной структурой.

Анализируя и обобщая изложенный выше материал, можно сформулировать нижеследующие выводы:

1. Рассмотрение подготовки будущих учителей-исследователей как системы со структурными элементами, имеющими определенные функции, позволяет оптимально проектировать и реализовать обучение, воспитание и творчество студентов высших учебных заведений с педагогическим профилем.

2. Методологическая, творческая, теоретическая, методическая и практическая подготовка будущих учителей-исследователей информационного общества, конкретизированная на уровне функциональных возможностей современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, способствуют наискорейшему выходу студентов высшей педагогической школе на границу научного познания и преобразования действительности.

3. Содержание профессионально-педагогической подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества, спроектированное и

реализованное с учетом основных достижений классической, неклассической и постнеклассической науки, является основой обучения творчески целеустремленных, интеллектуально активных и научно компетентных студентов педвуза.

Библиографический список

1. Берталанфи К.Л. Общая теория систем - обзор проблем и результатов // Системные исследования. - М.: Наука, 1969. - С. 30 - 54.

2. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные труды. - М.: Наука, 1978. - 400 с.

3. Колмогоров А.Н. Математика в её историческом развитии. - М.: Наука, 1991. -

223 с.

4. Пригожин И.Р. От существующего к возникающему. - М.: Наука, 1985. - 328 с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. -

304 с.

6. Садовничий В. А. В поисках нового подхода к развитию образования и производительных сил в России // Университетское управление. - 2000. - № 2(13). - С. 7-11.

7. Вербицкая Л.А. В нынешней системе образования много моментов, которые нужно изменить // Вестник образования России. - 2014. - № 13. - С. 61 - 66.

8. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей // Вестник Московского университета. Серия 20. - 2006. - № 1. - С.37 - 42.

9. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006.- № 3. - С. 34 - 37.

10. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей - исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

11. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 - 278.

Bibliography

1. Bertalanffy K.L. General systems theory - a survey of issues and results // System research. - M.: Nauka, 1969. - S. 30 - 54.

2. Anokhin P.K. Philosophical aspects of the theory of functional systems. Selected works. - M.: Nauka, 1978. - 400 p.

3. Kolmogorov A.N. Mathematics in its historical development. - M.: Nauka, 1991. -

223 p.

4. Prigogine I.R. From existing to emerging. - M.: Nauka, 1985. - 328 S.

5. Leontiev A.N. Activities. Consciousness. Personality. - M.: Politizdat, 1975. - 304 p.

6. Sadovnichy V.A. In search of a new approach to the development of education and the productive forces in Russia // University management. - 2000. - № 2(13). - P. 7 - 11.

7. Verbitskaya L.A. In the current education system a lot of things, which you want to change // Journal of Russian education. - 2014. № 13. - P. 61 - 66.

8. Karimov M.F. Role of classical university in the training of future teachers-researchers // Bulletin of Moscow University. Series 20. - 2006. - № 1. - S. 37 - 42.

9. Karimov M.F. Information modeling and technology in scientific knowledge students validity // Science and school. - 2006. - № 3. - P. 34 - 37.

10. Karimov M.F. Design and implementation of training of future teachers-researchers of the information society // Herald Orenburg state university. - 2005. - № 4. - P. 108 - 113.

11. Karimov M.F. Role of the principle of historicism in the design and implementation of training of future teachers-researchers of the information society // Siberian pedagogical journal. -2007. - № 8. - P. 272 - 278.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.