Научная статья на тему 'Историческая составляющая подготовки будущих учителей-исследователей'

Историческая составляющая подготовки будущих учителей-исследователей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП ИСТОРИЧНОСТИ (ИСТОРИЗМА) / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ / ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / PRINCIPLE OF HISTORICITY / SYSTEM OF PREPARATION OF THE FUTURE TEACHERS RESEARCHERS / INFORMATIVE MODELING OF VALIDITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович

Выделена и описана конструктивная роль философского и педагогического принципа историчности (историзма) в проектировании, реализации и корректировании целостной системы методологической, творческой, теоретической, методической и практической подготовки будущих учителей-исследователей в свете шестиэтапного циклического и итеративного информационного моделирования объективной действительности единой логики постановки и решения учебных и научных задач в условиях компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical part of preparation of the future teachers researchers

Constructional role of philosophical and pedagogical principle of historicity in projection, realization and correction of complete system of methodological, creative, theoretical, methodical and practical preparation of the future teachers researchers in the light of sixstage cyclic and iterative informative modeling of objective validity united logic of setting and solution of educational and scientific problems in conditions of computer technologies distinguished and described.

Текст научной работы на тему «Историческая составляющая подготовки будущих учителей-исследователей»

УДК 378.14 ББК 74.58

Каримов Марат Фаритович

кандидат физико-математических наук, профессор

кафедра информатики и информационных технологий в образовании Бирский филиал Башкирского государственного университета

г.Бирск Karimov Marat Faritovich candidate of physical and mathematical sciences,

professor

chair of computer sciences and information technologies in education Birsk branch of the Bashkir State University Birsk

KarimovMF@rambler.ru Историческая составляющая подготовки будущих учителей-исследователей Historical part of preparation of the future teachers - researchers

Выделена и описана конструктивная роль философского и педагогического принципа историчности (историзма) в проектировании, реализации и корректировании целостной системы методологической, творческой, теоретической, методической и практической подготовки будущих учителей-исследователей в свете шестиэтапного циклического и итеративного информационного моделирования объективной действительности - единой логики постановки и решения учебных и научных задач в условиях компьютерных технологий.

Constructional role of philosophical and pedagogical principle of historicity in projection, realization and correction of complete system of methodological, creative, theoretical, methodical and practical preparation of the future teachers - researchers in the light of sixstage cyclic and iterative informative modeling of objective validity

- united logic of setting and solution of educational and scientific problems in conditions of computer technologies distinguished and described.

Ключевые слова: принцип историчности (историзма), система подготовки будущих учителей-исследователей, информационное моделирование действительности.

Key words: principle of historicity, system of preparation of the future teachers

- researchers, informative modeling of validity.

Одной из постоянно актуальных проблем педагогики высшей школы является развитие теории и практики содержания, форм организации и методов обучения, воспитания и творчества будущих учителей-исследователей [1], способных постепенно и последовательно самостоятельно ставить и решать задачи

повышения качества проектирования и реализации учебного процесса в системе непрерывного образования школьников и студентов [2].

Среди основных философских, психологических [3] и педагогических [4] принципов, на основе которых проектируется и реализуется целостная система методологическом [5], творческой, теоретическом, методическом и практической подготовки будущих учителей-исследователей высоким уровнем конструктивности отличается принцип историчности (историзма) обучения студентов высших педагогических учебных заведений [6].

На наш взгляд, целостной единицей анализа, синтеза, абстрагирования, мысленного эксперимента, обобщения и интегративным ядром в проектировании и реализации содержания, форм организации и методов обучения и творчества школьников и студентов является циклическое и итеративное информационное моделирование объектов, процессов и явлений природы, технологий и общества, состоящее из следующих шести этапов - элементов: 1) постановка задачи; 2) построение модели; 3) разработка алгоритма; 4) исполнение алгоритма; 5) анализ результатов и формулирование выводов; 6) возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [7].

В этой связи рассмотрим дидактическое явление конструктивного влияния принципа историчности (историзма) на процесс постановки и решения учебных и научных задач будущими учителями - исследователями.

На этапе постановки учебной или научной задачи качественный анализ будущими учителями - исследователями имеющейся информации об объекте -оригинале с использованием соответствующего исторического материала приводит к формулировке цели решения задачи, описанию исходных данных, выделению искомых результатов и определению условий изучения или исследования рассматриваемого объекта, процесса или явления.

Построение модели решения учебной или научной задачи - материально или мысленно представляемого объекта - заместителя, отображающего лишь существенные свойства, признаки, отношения и связи исследуемого объекта -

оригинала, изучение которой (модели) позволяет получить новые знания о реальном объекте, осуществляется будущими учителями - исследователями на основе сведений и положений истории науки с помощью логических приемов сравнения, анализа, синтеза, идеализации, абстрагирования, мысленного эксперимента и обобщения, индуктивных, традуктивных и дедуктивных умозаключений и привлечения интеллектуальной интуиции.

Дидактический опыт, накопленный нами в течение последних тридцати лет в ряде средних и высших учебных заведений Уральского региона, свидетельствует об эффективности рассмотрения на лекционных, семинарских и практических занятиях с будущими учителями - исследователями нижеследующих, включенных в историю науки как основные, моделей объектов, процессов и явлений окружающего нас мира.

Математическая модель механического движения многих взаимодействующих тел, предложенная английским астрономом Дж.Адамсом (1819 - 1892) и французским математиком У.Леверье (1811 - 1877), позволила им в 1846 году открыть «на кончике пера» восьмую большую планету Солнечной системы -Нептун.

Химическая модель - периодическая система элементов, построенная в 1869 году выдающимся русским учёным Д.И.Менделеевым (1834 - 1907) [10], позволила предсказать существование ряда еще неизвестных к тому времени химических элементов - галлия, скандия и германия, открытых позже и имеющих в настоящее время широкое применение в промышленности.

Социальные модели, предложенные М.Маклюэном (1911 - 1980), Д.Беллом (1919 - 2011), А.И.Бергом (1893 - 1979), В.М.Глушковым (1923 - 1982) и А.П.Ершовым (1931 - 1988), достоверно описывают процесс становления и развития информационного общества.

Дидактический опыт свидетельствует о том, что будущие учителя - исследователи после изучения подобных и других моделей науки, созданных учёными в период времени от античности до современности, смогли самостоятельно

сформулировать вывод о том, что построение и изучение моделей фрагментов действительности - единственный источник получения достоверной информации о сущности многих объектов, процессов и явлений природной и социальной реальности.

Во время проектирования и реализации систематической и регулярной педагогической практики будущие учителя - исследователи вместе со старшеклассниками выделили теоретическую и практическую значимость информационного моделирования объектов, процессов и явлений на нижеследующих примерах.

Ядерные процессы, происходящие внутри Солнца - источника жизни на Земле, могут быть адекватно описаны, объяснены и предсказаны лишь с помощью химико-физико-математического моделирования выделенного фрагмента действительности.

Для будущих учителей - исследователей важно, что достоверные результаты информационного моделирования невидимых и неощутимых непосредственно нейрофизиологических и психических процессов, обусловливающих умственное развитие человека, позволят эффективно организовать и реализовать учебно-воспитательный процесс в системе непрерывного образования учащейся молодежи.

Адекватные реальности прогностические модели социально-экономического развития нашей страны способствовали бы снижению неоправданных потерь материально-энергетических ресурсов и повышению уровня благосостояния народа.

Разработку алгоритма - порядка, метода, способа, правила, плана, механизма или технологии решения учебной или научной задачи в виде конечной последовательности действий, осуществляющей переход субъекта деятельности от исходных данных и состояний к искомым результатам и намеченным состояниям будущие учителя - исследователи, знакомые с историей науки и тех-

ники, производят на интуитивно-содержательном, формально-логическом или прикладно-полужестком уровнях.

Обладающие основами истории науки и техники будущие учителя - исследователи знают, что индуктивно-содержательный уровень разработки алгоритмов решения учебных и научных задач выдерживается в естественных, гуманитарных, общественных и технических, преимущественно индуктивных или эмпирических науках, составляющих фундамент содержания методической и практической подготовки студентов высших учебных заведений.

Каждый будущий учитель - исследователь знает, что уровень формальнологических уточнений при разработке алгоритмов решения учебных и научных задач обязателен в дедуктивных дисциплинах типа математики, логики или теоретической физики, иногда называемых формальными науками, определяющими содержание методологической и теоретической подготовки обучающихся в высшей школе. На основе дедуктивных рассуждений посредством перехода от общего к частному реализуется аксиоматический метод математики и гипотетико-дедуктивный метод и мысленный эксперимент теоретической физики. Примерами дедуктивно построенных теорий, изучаемых будущими учителями - исследователями, в которых между исходными высказываниями и заключением сохранено отношение логического следования, являются релятивистская механика А.Эйнштейна (1879 - 1955) и аксиоматическая теория вероятностей А.Н.Колмогорова (1903 - 1987).

Исполнение алгоритма решения учебной или научной задачи будущими учителями - исследователями, сводящее к выполнению определенной совокупности действий и образующих их операций, производится либо вручную посредством традиционных средств, либо с помощью компьютера.

Успешная реализация алгоритма решения учебной или научной задачи, лежащая в основе практической подготовки будущих учителей - исследователей, является одним из критериев достижения высоких результатов в учебной и научной деятельности студентами высших педагогических учебных заведений,

ориентированных на получение образования на уровне требований классического университета.

При компьютерном исполнении алгоритмов решений учебных и научных задач основой необходимой методологической, теоретической, методической и практической информации для будущих учителей - исследователей служит знание ими истории языков программирования низкого и высокого уровней.

Анализ результатов решения учебной или научной задачи и формулировку соответствующих выводов будущие учителя - исследователи производят в соответствии с положениями и приемами формальной и диалектической логик, с помощью средств проверки общественной и индивидуальной практик, художественной и производственной эстетик.

Возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении учебной или научной задачи будущие учителя - исследователи осуществляют либо при расхождении теоретических выводов с практическими результатами, либо при изменении социально - экономических отношений, либо при появлении качественно новых результатов научно-технического и социально-экономического прогресса, оказывающих положительное воздействие на познание действительности и на жизнедеятельность человека.

Опыт организации и осуществления систематического и регулярного обучения и творчества будущих учителей - исследователей на основе принципа историчности (историзма) посредством метода информационного моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности указывает на наличие при этом дидактического явления последовательного и постепенного повышения уровня интеллектуального и творческого потенциалов у студентов высшей педагогической школы.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала об исторической составляющей процесса подготовки будущих учителей - исследователей позволяют сформулировать нижеследующие выводы:

1. Основанные на философских и педагогических принципах проектирование, реализация и корректирование процесса подготовки будущих учителей -исследователей имеют логической единицей анализа, синтеза, обобщения и ин-тегративным ядром шестиэтапное информационное моделирование объектов, процессов и явлений действительности - универсальный циклический и итеративный метод постановки и решения учебных и научных задач.

2. Принцип историчности (историзма) обучения и творчества будущих учителей - исследователей, учитываемый при информационном моделировании фрагментов действительности, служит эффективным дидактическим средством повышения уровня постановки учебных и научных задач, построения их моделей, разработки и исполнения соответствующих алгоритмов, анализа конкретных результатов учебной и научной деятельности студентов высшей педагогической школы.

3. Сопровождаемая соответствующим историческим материалом систематическая и регулярная постановка и решение учебных и научных задач будущими учителями - исследователями обеспечивает необходимые и достаточные дидактические условия для последовательного и постепенного повышения уровня интеллектуального и творческого потенциалов обучающихся в высшем педагогическом учебном заведении.

Библиографический список

1. Никандров Н.Д., Быкова Л.А., Семенова Е.И. и др. Педагогика высшей школы. - Л.: ЛГПИ, 1974. - 116 с.

2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

3. Фельдштейн Д.И. Человек в современном мире: Тенденции и потенциальные возможности развития. - М.; Воронеж: МПСИ; МОДЭК, 2008.- 15 с.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

5. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Педагогика, 1982. - 160 с.

6. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 - 278.

7. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006.- № 3. -С. 34 - 37.

Bibliography

1. Nikandrov N.D., Bykova L.A., Semenova E.I. et al. Pedagogy of higher education. - L.: LSPI, 1974. - 116 p.

2. Karimov M.F. Design and implementation of training future teachers-researchers of the information society // Herald of Orenburg State University. - 2005. - № 4. - P. 108 - 113.

3. Feldstein D.I. Man in the modern world: Trends and development potential.-M.; Voronezh: MPSI; MODEK, 2008. - 15 p.

4. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogy. - M.: Academy, 2002.576 p.

5. Zagvyazinsky V.I. Methodology and technique of the didactic research. - M.: Pedagogy, 1982. - 160 p.

6. Karimov M.F. The role of the principle of historicism in the design and implementation of training future teachers-researchers of the information society // Siberian pedagogical magazine. - 2007. - № 8. - P. 272 - 278.

7. Karimov M.F. Information modeling and technologies in scientific knowledge validity by learners // Science and school. - 2006. - № 3. - P. 34 - 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.