Научная статья на тему 'Проектирование и реализация междисциплинарной связи физики и химии в высшей школе'

Проектирование и реализация междисциплинарной связи физики и химии в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИКА / ХИМИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ СВЯЗЬ / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М.Ф., Сивкова Г.А.

Выделены особенности проектирования и реализации междисциплинарной связи физики и химии в высшей школе, позволяющей повысить качество подготовки будущих исследователей и преобразователей природной и технологической действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование и реализация междисциплинарной связи физики и химии в высшей школе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070

Учебное сочинение по литературному тексту во вступлении охватывает проблемы одного литературного произведения или одного персонажа из него, осуществляет построение модели излагаемого объекта, процесса или явления на основе собственных знаний произведения автором - старшеклассником, пишется по составленному развернутому плану, представляющему алгоритм решения учебной задачи по литературе, достигает подтверждения построенной словесной модели и разработанного алгоритма решения задачи посредством приведения соответствующих примеров и цитат из литературного произведения, излагает без противоречий материал вступления, основной части и выводов.

Дидактический опыт свидетельствует о том, что спроектированные и реализованные на основе словесного моделирования объектов, процессов или явлений действительности учебные сочинения старшеклассников средних общеобразовательных школ способствуют повышению качества образования учащейся молодежи [3].

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что следование этапам словесного моделирования фрагментов природной, технической или социальной действительности при проектировании и реализации учебных сочинений учащихся средних общеобразовательных школ приводит к повышению уровня интеллектуального и творческого потенциала подрастающего поколения.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

2. Каримов М.Ф., Кашапова Г.М. Начала информационного моделирования действительности в младших классах средней общеобразовательной школы // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития». - М.: ООО «АР-Консалт», 2015. - С. 118 - 120.

3. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

© Каримов М.Ф., Сайсанова Г.Д., 2018

УДК 378.14

Каримов М.Ф.

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Сивкова Г.А. канд. хим. наук, доцент БФ БГУ г. Бирск, РФ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ СВЯЗИ ФИЗИКИ И ХИМИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Выделены особенности проектирования и реализации междисциплинарной связи физики и химии в высшей школе, позволяющей повысить качество подготовки будущих исследователей и преобразователей природной и технологической действительности.

Ключевые слова Физика, химия, междисциплинарная связь, обучение студентов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070

Фундаментальные естественные науки физика и химия, развиваемые интенсивно в двадцать первом веке, включаемые в содержание высшего образования учащейся молодежи, определяют уровень научно-технического и социально-экономического прогресса передовых стран нашей планеты.

Одним из способов повышения качества профессиональной подготовки будущих исследователей и преобразователей природной и технологической действительности в высшей школе является прочное установление и постоянное развитие междисциплинарной связи физики и химии на лекционных, практических и лабораторных занятиях учащейся молодежи.

Большинство преподавателей-ученых высшей школы при проектировании и реализации собственных лекционных, практических или лабораторных занятий четко подчеркивают на основе дидактических принципов научности [1] и историчности [2] обучения студентов наличие множества примеров обоюдного обмена идеями, объектами и методами исследования физики и химии.

Дидактической эффективностью в установлении и развитии междисциплинарной связи физики и химии обладает аудиторное и внеаудиторное изучение студентами высших учебных заведений курсовой и дипломной работ в области пересечения кристаллохимии, аналитической и физической химии [3] старшекурсника и выпускника физико-математического факультета Главного педагогического института в Санкт-Петербурге Дмитрия Ивановича Менделеева (1834, Тобольск - 1907, Санкт-Петербург).

Творчески целеустремленные, интеллектуально активные, научно компентные по физике и химии студенты высшей школы самостоятельно традиционно или телекоммуникационно находят и подробно изучают содержание магистерской и докторской диссертаций Д.И.Менделеева по удельным объемам и соединениям спирта с водой [4].

Для всех студентов высших учебных заведений классическим примером установления и развития междисциплинарной связи физики и химии служит фундаментальный учебник «Основы химии» [5], где Д.И.Менделеев подробно описал открытый им в 1869 году фундаментальный закон природы - закон, устанавливающий периодическое изменение свойств химических элементов в зависимости от увеличения их атомных весов.

В двадцатом веке многие понятия и теоретические концепции квантовой физики [6], методы физических расчетов [7] и элементы радиофизической высокочастотной аппаратуры [8] были востребованы для развития теоретической и экспериментальной химии.

Высшая школа двадцатого века включила в учебные планы обучения студентов естественно-математических, технических и технологических факультетов такие построенные на междисциплинарной связи физики и химии учебные предметы, как молекулярная физика, физическая химия и химическая физика.

Для будущих исследователей и преобразователей природной действительности важно со студенческой скамьи знать на междисциплинарной основе о том, что во второй половине двадцатого века в связи с интенсивной разработкой проблем ядерной энергетики возникла и получила большое развитие новейшая отрасль физической химии - радиационная химия [9], изучающая реакции под действием ионизирующего излучения, и химия изотопов.

Дидактический опыт, накопленный нами в течение последних тридцати лет в ряде высших учебных заведений Уральского региона [10], свидетельствует о необходимости проектирования и реализации междисциплинарной связи физики и химии в высшей школе для повышения уровня интеллектуального и творческого потенциала учащейся молодежи.

Вывод, следующий из анализа и обобщения изложенного выше, состоит в необходимости постоянного проектирования и реализации междисциплинарной связи физики и химии в высшей школе для повышения качества высшего образования студентов.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.

2. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070

3. Каримов М.Ф. Курсовая и дипломная работы Д.И. Менделеева по химии и их значение для повышения качества современных студенческих исследований // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 3.

- С. 102 - 106.

4. Каримов М.Ф. Диссертации по химии Д.И.Менделеева и В.Ф.Оствальда и их научное и дидактическое значения // Башкирский химический журнал. - 2012. - Т. 19. - № 2. - С.132 - 135.

5. Каримов М.Ф. Научное и дидактическое значения «Основ химии» Д.И. Менделеева // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С.119 - 124.

6. Каримов М.Ф. Начала электронной теории химической связи и их научное и дидактическое значения // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т. 17. - № 4. - С.88 - 92.

7. Кандаурова Г.С., Каримов М.Ф., Васьковский В.О. Параметры доменной структуры аморфных пленок Gd-Co разного состава // Физика твердого тела. -1981.-Т.23-Вып.3. -С.720-723.

8. Каримов М.Ф., Кандаурова Г.С. Влияние магнитной предыстории на доменную структуру аморфных пленок Gd-Co различного состава // Физика металлов и металловедение. - 1981. - Вып.3. - С. 663 - 666.

9. Каримов М.Ф. Научные труды основоположников радиохимии - А.Беккереля, П.Кюри и М.Склодовской

- Кюри и их значение в дидактике // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 5. - С. 80 - 86.

10. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

© Каримов М.Ф., Сивкова Г.А., 2018

УДК 373.2

И.Л. Лысенко-Лященко

главный специалист отдела дошкольного, общего образования Управления образования Красногвардейский район, Республика Крым, РФ

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье определено содержание методической работы в дошкольном образовании, а также раскрыты направления методической службы в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова:

Методическая работа, дошкольное образование, дошкольные образовательные учреждения

В последнее десятилетие ключевой идеей образования была и остается идея развития и внедрения инноваций в дошкольное образование. На законодательном уровне концептуальные ориентиры обновления дошкольного образования нашли отражение в ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Методическая работа является важным фактором повышения профессионального уровня педагогов как одного из основных путей реформирования образования, определенного в вышеуказанных нормативных документах.

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении - это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно -теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства [2].

Организацию работы в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) на современном этапе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.