Научная статья на тему 'Модель процесса подготовки будущих учителей к формированию глобального экологического мировоззрения у старшеклассников'

Модель процесса подготовки будущих учителей к формированию глобального экологического мировоззрения у старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЖИЗНЕННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / FUTURE TEACHERS TRAINING / MODEL OF FUTURE TEACHERS TRAINING / ECOLOGICAL AND PEDAGOGIC WORK / LIFE AND EDUCATIONAL SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнилова Лариса Алексеевна, Кондаурова Татьяна Ильинична

Представлена модель подготовки будущих учителей к формированию глобального экологического мировоззрения у старшеклассников. Описаны основные подходы для создания данной модели; выделены компоненты эколого-педагогической готовности; разработаны жизненно-воспитательные ситуации как условия подготовки студентов к эколого-педагогической деятельности; представлены уровни и критерии эколого-педагогической готовности будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнилова Лариса Алексеевна, Кондаурова Татьяна Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is represented the model of future teachers training for formation of global ecological world view of senior school pupils. There are described the basic approaches to creation of such a model; marked out the components of ecological and pedagogical readiness. There are described the life and educational situations as the conditions for training students for ecological and pedagogic work. There are given the levels and criteria of ecological and pedagogical readiness of future teachers.

Текст научной работы на тему «Модель процесса подготовки будущих учителей к формированию глобального экологического мировоззрения у старшеклассников»

известия вгпу

Л.А. КОРНИЛОВА, Т.И. КОНДАУРОВА (Волгоград)

модель процесса Подготовки будущих учителей к формированию глобального экологического мировоззрения у старшеклассников

Представлена модель подготовки будущих учителей к формированию глобального экологического мировоззрения у старшеклассников. Описаны основные подходы для создания данной модели; выделены компоненты эколого-педагогической готовности; разработаны жизненно-воспитательные ситуации как условия подготовки студентов к эколого-педагогической деятельности; представлены уровни и критерии эколого-педагогической готовности будущих учителей.

Ключевые слова: подготовка будущих учителей, модель подготовки будущих учителей, эколого-педагогическая деятельность, жизненно-воспитательные ситуации.

В современную эпоху научно-технического, социального прогресса глобальные экологические проблемы человечества (политического, социально-экономического и природного характера) приобрели особое значение. Их рост породил новый этап глобализации, который к настоящему времени достиг критической отметки. Усугубленный ускорением технологической революции, он стал прямой угрозой духовному, нравственному миру человека, его ценностям, убеждениям. Мировым сообществом принята единая и согласованная схема поведения - «устойчивое развитие», т.е. развитие общества с учетом сохранения биосферы как единственной экологической ниши человека (доклад Римского клуба «Пределы роста» (1972 г.); «Повестка дня на XXI век», Декларация по окружающей среде и развитию (конференция ООН в Рио-де-Жанейро, 1992 г.); материалы Всемирного саммита по устойчивому развитию (йоханнесбург, 2002 г.)). За период ее реализации достигнут важный результат - осознание ведущей роли сознания людей в решении и предотвращении глобальных экологических проблем. Понимание природы как непреходящей ценности, всеобщего условия выжива-

ния человечества в целом и каждого человека отдельно (В.П. Алексеев, В.Ю.Беличенко, В.И.Вернадский, Н.Н.Моисеев, В.И.Панов) является основой современного глобального экологического мировоззрения. В этой связи важнейшая роль в решении этой задачи отводится экологическому образованию как действенному фактору устойчивого развития общества.

Одной из важных составляющих этой социальной проблемы является педагогическая проблема, связанная с отсутствием у учителей готовности к формированию глобального экологического мировоззрения, побуждению учащихся к выработке и предъявлению ими собственной экологической позиции, в том числе и по мировым экологическим проблемам, к самостоятельным нравственным усилиям, поступкам, самопреодолению, победе над своими экологически вредными привычками.

Практика показывает, что, несмотря на повышение внимания к экологическому образованию в высшей школе, уровень подготовки студентов к эколого-педагогической деятельности остается недостаточно высоким. Изучение педагогического опыта показало, что лишь 60% учителей ориентируются в своей педагогической деятельности на экологическую проблематику. Большинство бессистемно отбирают экологическую информацию, нет четкости в целеполагании. Учителя не ориентированы на формирование у учащихся глобального экологического мировоззрения. Особенно данная проблема актуальна для подросткового периода учащихся. Именно в этом возрасте отмечается отношение к природе как к самоценности, формируется социальная позиция, происходят переоценка ценностей, выработка собственного стиля поведения в окружающей среде. Подростковый возраст характеризуется становлением личности, осознанием собственной значимости, богатством и многообразием переживаемых чувств. Поэтому так важно создать для учащихся этого возраста условия, способствующие проявлению на практике эколого-ориентрованной личностной позиции, принципиальности в решении экологических проблем на собственном уровне. К сожалению, в повседневной жизни экологические знания старшеклассников практически не востребованы; учащиеся знают о глобальных экологических проблемах, но не осознают своей сопричастности к их разрешению; знают о правилах природоохранной деятельности, но не осуществляют ее.

© Корнилова Л.А., Кондаурова Т.И., 2015

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что проблема подготовки будущих учителей к формированию глобального экологического мировоззрения остается недостаточно разработанной как в теории, так и в практике. Проблеме эколого-педагогической подготовки будущих учителей в системе непрерывного экологического образования в последние годы уделяется большое внимание. Существуют теоретические предпосылки ее решения: исследования, посвященные обоснованию принципов экологического образования, Е.П. Белозерцева, А.Ю. Борисенко, А.В. Гагарина, С.н. Глазачева, А.н. захлебного, и.Д. зверева, Г.н. зорина и.С. Матрусова, и.Т. Су-ровегиной и др.; исследования профессиональной готовности будущих учителей Э.Ф. зее-ра, и.А. зимней, С.С. Кашлева, В.В. Краев-ского, Е.А. Крюковой, и.Л. Лернера, А.К. Марковой, Г.К. Селевко, В.А. Сластёнина,

A.M. новикова, Т.Е. исаевой, А.В. Хуторского, Г.П. Щедровицкого и др.; А.В. Афониным, С.н. Глазачевым, В.и. Ерошенко, и.Д. зверевым, С.С. Кашлевым, Л.А. Реут, Л.В. Романенко, Р.В. Степанец, Г.Д. Филатовой и др. проводились исследования эколого-педагогической подготовки будущих учителей. Методологические аспекты подготовки будущих учителей к эколого-педагогичес-кой деятельности рассматриваются в работах С.н. Глазачева, С.С. Кашлева, А.А. Марченко,

B.В. Серикова и др., где внимание направлено на изучение внутренних механизмов этого процесса; эколого-педагогическая подготовка понимается учеными как один из факторов становления специалиста.

Однако, несмотря на многочисленные работы ученых, проблема исследования психолого-педагогических механизмов формирования эколого-педагогической готовности будущих учителей остается недостаточно изученной. Мало внимания уделено выявлению сущностных характеристик глобального экологического мировоззрения личности. Практически нет работ, в которых раскрываются пути подготовки будущих педагогов, способных формировать данное качество у старшеклассников. не раскрыты сущностностные характеристики эколого-педагогической готовности, условия и факторы ее формирования.

Особое значение на этапе профессиональной подготовки имеет проблема создания условий для раскрытия внутреннего потенциала личности будущего учителя, готового к

кие науки -

эколого-педагогической деятельности в области формирования глобального экологического мировоззрения у старшеклассников.

Сущность эколого-педагогической готовности будущего учителя к формированию глобального экологического мировоззрения у старшеклассников мы понимаем как готовность использовать психологические, педагогические и экологические знания и умения по оценке и выбору образовательных технологий для создания образовательных ситуаций в эколого-педагогическом процессе по формированию глобального экологического мировоззрения у старшеклассников, а также готовность осуществлять профессиональное самообразование и личностный рост в аспекте изучения научных основ экологического образования.

С учетом этих положений, а также теоретических и эмпирических данных мы построили модель подготовки будущего учителя к формированию глобального экологического мировоззрения у старшеклассников. Разработанная модель является структурно-динамической, отражает структуру и связи функционирующих компонентов системы. Она отличается целостностью, динамичностью, уровневостью, системностью. Основными ориентирами при построении модели подготовки будущих учителей к формированию глобального экологического мировоззрения у старшеклассников стали Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и высшего профессионального образования; подходы к профессионально-педагогической подготовке в вузе (системный, личностно ориентированный, деятельностный, компетентностный). Системный подход позволил понять природу готовности формирования глобального экологического мировоззрения у старшеклассников; на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов сконструирован процесс обучения, в котором будущий учитель выступает как активный, творческий субъект учебной деятельности, требующей учета индивидуальных личностных особенностей, интересов и потребностей. Данные подходы позволяют определить содержание, формы, методы организации образовательного процесса, в котором будущий учитель рассматривается как субъект профессиональной деятельности, способный ее освоить и творчески преобразовать. С позиции компетентностного подхода готовность будущих учителей к форми-

рованию глобального экологического мировоззрения у старшеклассников рассматривается как готовность к выражению и обсуждению собственной позиции по вопросам отношений человека и человечества с природной средой; раскрытию личной сопричастности к глобальным экологическим проблемам; реконструкции изучаемого материала в аспекте коннотации его глобально-экологических идей; проектированию различных видов деятельности учащихся, в которых они будут реализовать экологосообразные модели поведения; разработке социально-экологических проектов, образовательных программ, воспитательных мероприятий.

В соответствии с выделенными структурными компонентами (когнитивным, мотива-ционным и деятельностным) готовности будущего учителя к формированию глобального экологического мировоззрения у старшеклассников определены содержание, методы, приемы и средства эколого-педагогической подготовки. Содержание эколого-педагогической подготовки будущих учителей включает в себя последовательность ситуаций, требующих решения ценностно-ориентационных, познавательных, нормоопределяющих, проектировочных, коммуникативных, исполнительских, аналитико-оценочных задач, ориентированных на: осознание социальной и личной ценности данного направления педагогической деятельности; поиск психолого-педагогических закономерностей и принципов, лежащих в основе становления у старшеклассников такого мировоззрения; построение и апробацию критериев оценки промежуточных и конечных результатов деятельности по формированию такого мировоззрения; проектирование и реализацию ситуаций, требующих проявления и развития мировоззренческой позиции в конкретных условиях (при разных темах, коллизиях, формах обучения); поиск и переработку информации, взаимодействие с руководителями и социальными партнерами в решении данной проблемы; применение аналитических процедур, критериальное оценивание достижений старшеклассниками и собственных профессиональных действий.

Достижение поставленных задач будущими учителями сопровождается выполнением таких функций, как диагностика сформи-рованности глобального экологического мировоззрения у старшеклассников; целеполага-ние и проектирование логики процесса; вклю-

чение в содержание образования глобальных экологических проблем, адаптация к конкретному контингенту воспитанников; проектирование средств и механизмов достижения педагогических целей - особым образом организованных ситуаций, обеспечивающих реальный контакт учащихся с экологическими проблемами, проявление собственных усилий воспитанников и их переживаний при открытии личностных смыслов в проблемах глобальной экологии. В качестве инструментария для создания такого рода ситуаций студенты осваивают обширный арсенал педагогических средств - методы, формы и эколого-сообразные проекты, имитационные модели эколого-педагогической деятельности, проектирование мероприятий, педагогических событий, эколого-ориентированной среды образовательного учреждения.

Становление готовности будущего учителя в сфере формирования у старшеклассников глобального экологического мировоззрения - это процесс, в котором студент последовательно овладевает: работой с предметом (объяснение, интерпретация, постановка и решение экологически ориентированных предметных задач, проблем); коммуникативным опытом (понимание особенностей юношеского мировосприятия, владение приемами использования информационных источников, способами воздействия на сознательно-смысловую сферу старшеклассников, презентация своей позиции, показ образца, наставление и регулирование поведения); обучающей деятельностью (организация учебной деятельности старшеклассников - усвоения ими понятий, способов деятельности посредством постановки и решения под руководством учителя различных задач, выполнения учебных правил (на основе полной ориентировочной основы действия), переноса познавательных действий из одной сферы в другую, включение элементов исследования в учебный процесс, организация социально-экологического проектирования); смыслообразующей деятельностью, воспитанием, предполагающими поддержку старшеклассника в выработке и предъявлении им собственной позиции, в том числе и по мировым проблемам, в самостоятельных нравственных усилиях, поступках, самопреодолении, стремлении победить свои экологически вредные привычки; проектированием своей «авторской» педагогической системы, отбором и проверкой на опыте собственных ноу-

хау, поиском способов педагогического воздействия на детей, наиболее адекватных индивидуальным особенностям студента.

Опираясь на концепцию В.В. Серикова о логике жизненно-воспитательных ситуаций, ведущих к новообразованиям в личностной сфере, можно выделить последовательность ситуаций, которые должен пережить студент, чтобы у него появилась личностно-профессиональная готовность к формированию глобального экологического мировоззрения у старшеклассников.

Первая ситуация, без которой невозможны самоопределение в данной сфере деятельности и принятие ее, осознание собственного ресурсного потенциала для решения данной задачи, обозначена нами как ситуация осознания студентом своей внутренней сопричастности к проблеме формирования глобального экологического мировоззрения у старшеклассников. Речь идет об осознании студентом своего рода морального права участвовать в решении этой образовательной задачи. В этой ситуации должно произойти событие, благодаря которому студент как в некоем зеркале увидит себя, примет свою ответственность за жизнь на земле и за это направление работы с учащимися, поверит в свои силы. Ситуационно-событийный механизм (Е.М. Сафронова, В.В. Сериков, Н.В. Ходякова), приводящий к личностным новообразованиям, проявляется в данном случае как включение студента в такую деятельность и связанное с ней общение с партнерами, которые открывают для него его собственные, не известные ему ранее возможности. запланировать событие как некое мероприятие невозможно. И путь здесь один - сделать жизнь студентов максимально творческой, коммуникативной, интересной, успешной, что требует и соответствующей образовательной политики со стороны преподавателей.

Вторая - ситуация созидания нового смысла, смыслопорождения, смыслостроитель-ства бытия учителя и его деятельности, ее ценности и роли. Это такой момент становления будущего учителя, когда ему открываются новые связи и отношения окружающего мира, он узнает для себя много нового и включается в круг общения с новыми участниками проекта. Принятие смысла - это и принятие нового образа жизни, поведения, ориентации на образцы поведения значимых людей. Становление нового смысла - индивидуальный процесс, который может по-разному протекать

кие науки -

у различных студентов. Появление нового смысла может быть следствием сильного впечатления от полученной информации, общения с авторитетным преподавателем, успешного участия в экологическом проекте или выводом из собственных размышлений и наблюдений. На становление смысла влияют мнение студенческого коллектива, образцы поведения окружающих сверстников и педагогов. Словом, смысл нельзя навязать студенту путем нравоучительных разговоров о значении экологического образования молодежи. Смысл, как утверждает Д.А. Леонтьев, порождается не значением, а жизнью. Процессы смыслообра-зования успешно протекают у тех студентов, которые живут жизнью напряженной, творческой, наполненной интересными встречами и событиями.

Третья - ситуация самопреодоления будущего учителя. В ней студент побуждается к сознательному усилию над собой, поступку, ломке привычного образа жизни, изменению стереотипов. То, что вначале требовало волевого усилия, постепенно превращается в привычку и даже в удовольствие. Будущий учитель при этом осознает, что если он не будет вести себя соответствующим образом в окружающем мире, то он не получит морального права побуждать к этому других. здесь его мировоззренческо-педагогические установки обретают характер действенного принципа. Произвольность поведения, умение направить свою жизнедеятельность в русло высоких целей и ценностей, так же как и смысл, не формируются у будущих учителей с помощью каких-то «простых приемов». Эти качества выступают как продукт всего культурного опыта студента, как привычка к ответственному и рефлексивному поведению, сформировавшемуся еще в школьной и семейной среде.

Четвертая - ситуация взаимодействия со старшеклассниками в контексте совместной экологической деятельности. Это непременный момент овладения практиками формирования глобального экологического мировоззрения. Действия начинающего учителя не могут быть безошибочными, и в этой ситуации он побуждается к рефлексии своего опыта, ведет своего рода самореконструкцию, осваивает такие важные атрибуты педагогического мышления и действия, как умение становиться на позицию другого, избегать принуждения, излишнего морализирования, которое противодействует формированию мировоззрения как субъектной позиции воспитанни-

ка. Будущий учитель здесь осваивает видение собственной вины в своих злоключениях и неудачах. В этой ситуации проявляются основные предпосылки развития профессионального самосознания будущего учителя.

Пятая - ситуация выработки целостного образа себя в профессиональном будущем, своего стиля, системы, приоритетных технологий, оценочной политики при формировании у старшеклассников глобального экологического мировоззрения.

Эти ситуации на практике создаются на материале различных учебных дисциплин, при выполнении различных задач и проектов, в различных видах деятельности, но являются непременным атрибутом и внутренним содержанием процесса становления готовности студентов к формированию у старшеклассников глобального экологического мировоззрения.

На всех трех этапах процесса эколого-педагогической подготовки будущих учителей поддерживаются условия для понимания студентами значимости решения глобальных экологических проблем для окружающих людей и для их собственного благополучия. Студенту необходимо самому принять и усвоить то, что именно он как учитель будет объяснять учащимся, т.е. значение решения глобальных экологических проблем для окружающих людей и для их собственного благополучия. Важным моментом будет являться демонстрация учителем перед учащимся своего личного отношения к глобальным экологическим проблемам и их последствиям. Учитель сможет внушить учащимся тревогу за последствия таких проблем, если сам ее будет испытывать.

Применимыми на всех этапах приемами актуализации указанных ситуаций являются: включение в их содержание материала, который несет в себя яркую эмоциональную информацию; постановка проблемных философских вопросов; использование мультимедийной информации из Интернета; приведение высказываний компетентных экспертов в природоохранной области; поддержание контактов с различными сообществами (клубы, интернет-сообщества, организации по охране и защите природы); использование художественной литературы, художественных и документальных фильмов и т.д.

Для того чтобы студенты овладели организацией данного процесса в соответствии с теорией личностно-развивающего образова-

ния, они должны научиться создавать ситуации: мировоззренческого диалога; вхождения в контекст ценностно-смысловой сферы учащихся; побуждения учащихся к экологически сообразному поступку и прогнозированию его последствий; поддержки новообразований в экологическом сознании и опыте учащихся; стимулирования опыта участия в решении реальных экологических проблем.

Приемами создания данных ситуаций являются: постановка учащихся перед выбором; актуализация нравственных коллизий; побуждение к действию при отсутствии внешнего контроля - учащийся должен сам принять решение; имитационное моделирование различных жизненных проблем и задач.

В сознании студентов должен четко отразиться принцип коактивности с миром природы - у самих себя и своих учеников они должны будут сформировать экологически целесообразные стратегии мышления, деятельности, повседневного бытия. Особое место среди этих стратегий занимает реализация таких принципов, как полицентризм, определяющий смещение акцентов в профессиональном мышлении педагога на рассмотрение нескольких различных точек зрения на изучаемые вопросы и проблемы, отказ от права на единственно верное решение проблемы; взаимоотношения природы и познающего субъекта, обусловливающие стремление сочетать интересы всех субъектов с интересами природы; рассмотрение природы как субъекта единого социально-природного пространства; междисциплинарность, межпредметные связи и интеграция, благодаря чему в образовательном процессе реализуются экогуманитар-ная парадигма научного мышления и интегра-тивные научные подходы; творческая направленность учебного процесса, ориентирующая на создание условий для проявления внутренних резервов личности будущего учителя в эколого-профессиональной деятельности, и др. (С.Н. Глазачев).

Для определения уровней готовности будущих учителей к формированию глобального экологического мировоззрения у старшеклассников (низкий «обыденный», средний «понятийный», высокий «творческий») разработаны критерии: 1) когнитивный - система и глубина эколого-педагогических знаний (представления о признаках глобального мировоззрения; знание о наиболее известных его принципах и подходах к его формированию; представление о современном практическом опыте в этой об-

педагогические науки

ласти); 2) мотивационный - аксиологические ориентиры в отношении к окружающей природе, будущей эколого-педагогической деятельности (осознание природы как средства развития старшеклассников; убежденность в значимости роли учителя в воспитании у старшеклассников глобального экологического мировоззрения как вклада в решение мировых экологических проблем; устойчивый интерес к проблеме формирования глобального экологического мировоззрения личности); 3) деятельностный - результативное эколого-педагогическое взаимодействие (формирование эколого-педагогических умений, способствующих становлению экологического поведения в окружающей природе, научно обоснованному решению экологических проблем в ходе жизнедеятельности; владение диагностикой, целеполаганием и методикой реализации процесса воспитания мировоззрения, знание условий и приемов работы над этим качеством; самостоятельное расширение знаний и опыта в этой области; организация проектов учащихся и НИРС по данной проблеме).

Таким образом, создание структурно-динамической модели позволяет последовательно и целостно представить процесс становления готовности будущих учителей к формированию глобального экологического мировоззрения у старшеклассников в образовательном процессе вуза.

список литературы

1. Гагарин А.В. Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологическое исследование. М.: Изд-во РУДН, 2011.

2. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: методическая система, педагогические технологии, диагностика. М.: Горизонт, 2004.

3. Игнатов С.Б. Проектные технологии в формировании эколого-правовой компетентности учащихся // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2010. Спецвып. Материалы Междунар. конф. «Экология, технологии, культура в современном мире: проблемы vs. решения». С. 284.

4. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М., 1999.

5. Чеканушкина Е.Н. Педагогическая технология формирования социально-экологической компетентности у студентов технического вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11.

6. Юринова Е. А. Формирование профес-сионально-компетентностной культуры будущего учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2006.

1. Gagarin A.V. Jekologicheskaja kompetentnost' lichnosti: psihologo-akmeologicheskoe issledovanie. M.: Izd-vo RUDN, 2011.

2. Glazachev S.N. Jekologicheskaja kul'tura uchi-telja: metodicheskaja sistema, pedagogicheskie tehnologii, diagnostika. M.: Gorizont, 2004.

3. Ignatov S.B. Proektnye tehnologii v formirovanii jekologo-pravovoj kompetentnosti uchashhihsja // Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk (Russkaja sekcija). 2010. Specvyp. Materialy Mezhdunar. konf. «Jekologija, tehnologii, kul'tura v sovremennom mire: problemy vs. reshenija». S. 284.

4. Serikov V.V. Obrazovanie i lichnost'. Teorija i praktika proektirovanija obrazovatel'nyh sistem. M., 1999.

5. Chekanushkina E.N. Pedagogicheskaja tehno-logija formirovanija social'no-jekologicheskoj kompe-tentnosti u studentov tehnicheskogo vuza // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. 2009. T. 11.

6. Jurinova E. A. Formirovanie professional'no-kompetentnostnoj kul'tury budushhego uchitelja: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Novokuzneck, 2006.

Model of future teachers training for formation of global ecological world view of senior school pupils

There is represented the model of future teachers training for formation of global ecological world view of senior school pupils. There are described the basic approaches to creation of such a model; marked out the components of ecological and pedagogical readiness. There are described the life and educational situations as the conditions for training students for ecological and pedagogic work. There are given the levels and criteria of ecological and pedagogical readiness offuture teachers.

Key words: future teachers training, model of future teachers training, ecological and pedagogic work, life and educational situations.

(Статья поступила в редакцию 29.10.2015)

* *

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.