Criteria basis of the diagnostic means of patriotic culture development of additional education teacher
From the positions of the competence approach and taking into consideration the qualification requirements there are marked out the integrative characteristics of the key competences and the components of patriotic culture of additional education teacher, which are represented as the criteria of its formation. There are outlined the grounds for the signs that reflect the level characteristics of teacher's patriotic culture at its various stages.
Key words: culture of patriotism, teacher of additional education, criteria, key competences, integrative characteristics.
(Статья поступила в редакцию 11.09.2015)
л.А. корнилова, т.и. кондаурова
(Волгоград)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ» КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОй ДЕЯТЕЛьНОСТИ СТуДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВуЗА
Учебно-методический комплекс по дисциплине по выбору «Формирование глобального экологического мировоззрения у старшеклассников в процессе экологического обучения и воспитания» представлен как средство активизации эколого-педагогической деятельности студентов педагогического вуза. Описаны цель, задачи, содержание комплекса и результаты по итогам проведения данного курса.
Ключевые слова: подготовка будущих учителей, технологии обучения, учебно-методический комплекс по дисциплине по выбору, эколого-педагогическая деятельность.
На протяжении всей истории своего существования человеческая цивилизация сталкивается с экологическими проблемами, но они не имели такого масштаба, как в современ-
ную эпоху, названную В.И. Вернадским эпохой эволюции биосферы в ноосферу. Человечество, представляя собой мощную геологическую силу, способно необратимо нарушить устойчивые связи в биосфере, в результате чего условия на планете Земля могут оказаться несовместимыми с возможностью жизни человека. в целях предотвращения экологической катастрофы и решения экологических проблем очень важно, чтобы действия каждого человека и общества в целом способствовали закономерному ходу природных процессов. Каждый человек должен не только знать законы развития природы, но и понимать важность соотнесения с ними своих поступков и действий.
Система образования является тем важнейшим социальным институтом, который способен в условиях глобального экологического кризиса обеспечить функции самосохранения и самоподдержания общества. ведущая роль принадлежит учителю - носителю и транслятору социального опыта, накопленного предыдущими поколениями, подрастающим поколениям.
Преодолеть глобальный экологический кризис только техническими средствами невозможно, требуется и систематическая работа учителя по экологическому образованию и воспитанию учащихся - формированию у них системы взглядов, убеждений и ценностей, основанных на экологических представлениях и знаниях, позволяющих им ориентироваться в мире; на чувстве нравственной ответственности за со-бытие с природой, определяющем их поведение в окружающем мире; осознании своей роли в сохранении природной среды на планете и планеты в целом как экосистемы, т.е. глобальном экологическом мировоззрении.
внедрение в системе высшего педагогического образования федеральных государственных образовательных стандартов позволяет в содержании подготовки выпускника отразить потребности студентов и работодателей в формировании компетентного специалиста. современному учителю необходимо проникнуть в сущность актуальных проблем взаимодействия природы и человека, общества, увидеть их социальную основу, конкретно представить, какими средствами и способами решать задачи воспитания ответственного отношения учащихся к природной среде [1; 3].
© Корнилова Л.А., Кондаурова Т.И., 2015
В настоящее время одним из результатов профессиональной подготовки студента педвуза выступает его компетентность в области организации экологического образования учащихся, необходимая для результативной профессиональной деятельности учителя. Вопросы формирования эколого-педагогической компетентности отражены в работах Н.М. Александровой, С.В. Алексеева, Н.Д. Андреевой, А.Н. Беляевой, А.В. Гагарина, И.Н. Пономаревой, В.П. Соломина, Ю.К. Черновой С.Н. Глазачева, А.А. Вербицкого, А.Д. Урсула, Э.В. Гирусова, В.А. Сла-стенина, Н.М. Мамедова, И.Н. Пономаревой, И.Т. Суравегиной и мн. др. Данная компетентность рассматривается как универсальное, междисциплинарное, интегративное сочетание способностей, установок и опыта творческой деятельности, способствующее подготовке воспитанников к установлению эколого-сообразных отношений в системе «общество-природа-человек». Как отмечено А.В. Гагариным, становление экологической компетенции должно происходить посредством включения студентов в эколого-ориентированные виды деятельности. Необходимым условием для этого становится создание эколого-ориентированной развивающей образовательной среды [1].
Анализ эколого-педагогической подготовки будущих учителей позволил выделить следующие проблемы:
- экологическое образование студентов носит ситуативный характер, т.е. в педвузе проводятся занятия по экологическим дисциплинам, однако они не обеспечивают целенаправленного формирования у будущих учителей системы экологических знаний, в недостаточной степени изучены принципы отбора содержания, не определены условия формирования знаний в процессе эколого-педагогической подготовки;
- отмечается недостаточная направленность содержания учебных дисциплин естественнонаучного цикла, программ учебных и педагогических практик, учебных, учебно-методических пособий на формирование содержательных характеристик данного качества; комплексы заданий направлены на стимулирование в основном репродуктивной деятельности студентов и недостаточно ориентированы на выработку понимания значимости глобального экологического мировоззрения и важности формирования этого качества у подрастающего поколения; слабо применя-
ются такие современные методы в преподавании, как моделирование (различных сценариев мирового развития, образовательных ситуаций), креативные проекты («Педагогическая студия», «Экологический десант» и др.), реальное общение с учащимися и учителями школ (организация экологических мероприятий и привлечение к участию в них учащихся; методическое консультирование по вопросам экологического образования; совместный поиск инновационных средств формирования глобального экологического мировоззрения и др.). С учетом этого предметом нашего исследования стала подготовка будущих учителей к формированию глобального экологического мировоззрения у старшеклассников, а целью - разработка новых дидактических средств для эколого-педагогической подготовки студентов педвуза. Данные средства должны способствовать пониманию и личностному принятию значимости глобального экологического мировоззрения; овладению методикой формирования данного качества у учащихся и его диагностированию.
В процессе работы использовались теоретические и экспериментальные методы: изучение и обобщение массового и инновационного педагогического опыта; анализ и синтез идей из философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; проектирование и моделирование процесса подготовки будущих учителей к формированию глобального экологического мировоззрения у старшеклассников; обобщение, сравнение, количественный и качественный анализ полученных теоретических и эмпирических данных.
Интегрирующим началом системы дидактических средств в эколого-педагогической подготовке будущего учителя выступает учебно-методический комплекс (Ю.К. Бабан-ский, Д.Д. Зуев, Г.К. Селевко, М.Н. Скаткин, Е.И. Сахарчук, М.Ю. Чандра, Е.В. Сергеева и др.), который представляет собой целостную систему педагогических программных средств. Структура учебно-методического комплекса включает в себя три компонента: нормативный, учебно-методический, контролирующий. Он был разработан в ходе опытной работы для дисциплины «Формирование глобального экологического мировоззрения в процессе экологического образования и воспитания» и основан на компетентностном подходе к организации обучения. для обеспечения интегративной эколого-развивающей
функции комплекса при его создании была реализована главная концептуальная идея о том, чтобы создать условия, при которых будущие учителя овладели знаниями и навыками применения методики формирования глобального экологического мировоззрения в процессе экологического образования и воспитания.
Учебно-методический комплекс состоит из тематических блоков эколого-педагогических информации, заданий, которые позволяют влиять на процесс целостного развития личности студента, а также способствуют развитию экологической позиции будущего учителя, ее гуманистических ориентиров, направленности на экологическое воспитание и образование учащихся, целью которого является формирование глобального экологического мировоззрения.
Содержание материала учебно-методического комплекса ориентировано на интерес к вопросам экологического образования, инновационным методам и технологиям в области формирования глобального экологического мировоззрения у учащихся; новые подходы к приобретению будущими учителями экологических, педагогических, методических знаний, направленных на формирование системы приемов экологической и педагогической деятельности; личностно ориентированный подход - использование индивидуальных особенностей студентов в разрешении эколого-педагогических задач; развитие у студентов принятия ценности глобального экологического мировоззрения и убеждения в его важности и необходимости. нормативный компонент соответствует стандартной форме учебно-методического комплекса.
учебно-методический компонент является авторской разработкой и содержит проблемные вопросы экологического, психолого-педагогического, методического характера; творческие задания; тестовые и контрольные задания для текущего, итогового контроля. он включает в себя теоретический, практический и справочно-информационный блоки.
Теоретический блок - основной источник информации. Содержание лекционного курса направлено на понимание студентами сущности экологического образования в интересах устойчивого развития; значения формирования глобального экологического мировоззрения у школьников, методов и методик его диагностики. Для этого в лекции были включены такие проблемы, как экологически сообразное мышление и поведение человека в при-
родной среде; современное экологическое образование и воспитание школьников: проблемы и перспективы; поиск педагогических технологий формирования глобального экологического мировоззрения; способы вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность при формировании глобального экологического мировоззрения; основные критерии и методы диагностики сформиро-ванности глобального экологического мировоззрения учащихся и др.
Доступный стиль изложения материала, многообразие примеров состояния экологии окружающей среды и передового педагогического опыта в области экологического образования, дополнительная экологическая и педагогическая информация с яркой эмоциональной окраской, использование в ходе лекционных занятий инновационных методов обучения способствовали освоению будущими учителями общих концептуальных вопросов экологического образования и воспитания, развитию устойчивого интереса к глобальным экологическим проблемам, проблеме воспитания нового поколения.
Практический блок (семинарские занятия) является, по нашему замыслу, основным источником проблемных задач, учебно-исследовательских проектов, вопросов для дискуссий и исследований, направленных на достижение главной цели эколого-педагогической подготовки будущих учителей - приобретение умений и навыков практического использования освоенного теоретического материала в формировании глобального экологического мировоззрения у старшеклассников.
Построение структуры семинарских занятий полностью соответствует лекционному курсу, что позволяет дополнить общее содержание дисциплины, отработать ключевые моменты изучаемого материала. необходимо отметить, что разработанные вопросы и задания, применяемые как на лекционных, так и на семинарских занятиях, побуждали студентов к активному обсуждению и выражению собственной позиции по вопросам отношений человека и человечества с природной средой; они проявляли интерес к экологическим проблемам; реконструировали изучаемый материал в аспекте коннотации его глобально-экологических идей; проектировали различные виды деятельности учащихся, в которых они будут реализовывать экологосообразные модели поведения; разрабатывали социально-
экологические проекты, образовательные программы, программы воспитательных мероприятий.
Указанные задания представляют собой систему проектов, выполнение которых способствовало становлению в сознании будущих учителей целостного образа процесса (системы) формирования данного качества у учащихся. в качестве признаков сформи-рованности такого образа мы рассматриваем психолого-педагогические, методические знания, обеспечивающие целостное понимание сущности процесса формирования глобального экологического мировоззрения у учащихся; убежденность в необходимости формирования данного качества у учащихся; принятие смысла эколого-педагогической деятельности; степень владения системой средств, эколого-педагогическими умениями и наличие опыта формирования глобального экологического мировоззрения у учащихся.
в ходе семинарских занятий студенты осваивали методику диагностики сформиро-ванности глобального экологического мировоззрения у воспитанников, основные принципы целеполагания и проектирования логики процесса, включения в содержание образования материала о глобальных экологических проблемах; проектировали средства и механизмы достижения педагогических целей - особым образом организованные ситуации, обеспечивающие реальный контакт учащихся с экологическими проблемами и др. в качестве инструментария для создания такого рода ситуаций студенты осваивали обширный арсенал педагогических средств - методы, формы и эколого-сообразные проекты, имитационные модели эколого-педагогической деятельности, проектирование мероприятий, педагогических событий, эколого-ориентированной среды образовательного учреждения.
Справочно-информационный блок (глоссарий) используется как вспомогательное дидактическое средство, позволяющее четко систематизировать изучаемый материал и создающее условия для самостоятельной работы студентов в области экологического образования.
контролирующий компонент направлен на осуществление систематического контроля за остаточными знаниями студентов, выявление условий, которые более эффективно влияют на становление эколого-педагогической го-
товности будущих учителей. Измерительные материалы предназначены для тематической, текущей и итоговой проверки знаний студентов.
Разработанный учебно-методический комплекс по дисциплине «Формирование глобального экологического мировоззрения в процессе экологического образования и воспитания» был апробирован на базе естественно-географического факультета волгоградского государственного социально-педагогического университета по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» (профили подготовки: биология и химия, география и биология).
Эксперимент в студенческих группах показал, что после занятий по данной дисциплине с использованием разработанных дидактических средств более чем на 30% увеличилось количество студентов, имеющих высокий уровень эколого-педагогической подготовки (отметим, что на начало эксперимента 8,1% студентов находились на высоком уровне); на 19% - средний уровень. Данные результаты позволяют предположить, что разработанные дидактические средства способствуют формированию готовности будущего учителя к воспитанию глобального экологического мировоззрения у старшеклассников. Активное участие студентов в научных студенческих конференциях, конкурсах, мероприятиях, проводимых совместно с образовательными учреждениями города и области, а также акциях, посвященных экологическим проблемам в регионе, стране («Помощь жителям Крымска», «Добро» и др.), позволяет говорить о формировании их активной эколого-ориентированной личностной позиции, способности к эколого-педагогической деятельности.
Таким образом, практическая реализация разработанного учебно-методического комплекса позволяет в условиях современной высшей школы активизировать эколого-педагогическую деятельность студентов по формированию глобального экологического мировоззрения у старшеклассников.
Список литературы
1. Гагарин А.В. Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологическое исследование. М.: Изд-во РУДН, 2011.
2. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: методическая система, педагогические технологии, диагностика. М.: Горизонт, 2004.
3. Игнатов С.Б. Проектные технологии в формировании эколого-правовой компетентности учащихся // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2010. Спецвып. Материалы Международной конференции «Экология, технологии, культура в современном мире: проблемы vs. решения». С. 284.
* * *
1. Gagarin A.V. Jekologicheskaja kompetentnost' lichnosti: psihologo-akmeologicheskoe issledovanie. M.: Izd-vo RUDN, 2011.
2. Glazachev S.N. Jekologicheskaja kul'tura uchi-telja: metodicheskaja sistema, pedagogicheskie tehno-logii, diagnostika. M.: Gorizont, 2004.
3. Ignatov S.B. Proektnye tehnologii v formirovanii jekologo-pravovoj kompetentnosti uchashhihsja // Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk (Russkaja sekcija). 2010. Specvyp. Materialy Mezhdunarodnoj konferencii «Jekologija, tehnologii, kul'tura v sovremennom mire: problemy vs. reshenija». S. 284.
Learning and methodological complex in the discipline "Formation of the global ecological world view in the process of ecological education and training" as the means of implementation of the ecological and pedagogic work of pedagogical higher school students
The learning and methodological complex in the optional discipline "Formation of the global ecological world view in the process of ecological education and training" is represented as the means of implementation of the ecological and pedagogic work of pedagogical higher school students. There is described the goal, tasks, contents and results of the course.
Key words: future teachers training, educational technologies, learning and methodological complex in the optional discipline, ecological and pedagogic work.
Г.В. ЮСТУС (Москва)
ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНИНГОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ
Представлены ключевые компоненты профессионализма современного педагога. Сформулированы основные компетенции для учета на этапе профессионального развития педагогического работника. На примере тренинга на развитие коммуникативных качеств педагога показаны основные этапы и нюансы организации обучения. Системная и целенаправленная работа в формате тренингов выступает хорошим стимулом для повышения квалификации и компетенций педагогов образовательных организаций.
Ключевые слова: педагогический тренинг, тренинг на развитие коммуникативных качеств, тренинг на развитие компетенций педагога, тренинг в системе образования.
Эволюционное развитие системы образования в России началось еще в советский период и продолжается последние два десятилетия. Несмотря на очевидный прогресс в системе образования, модернизация требует формирования профессиональной и личностной компетентности педагогических кадров всех образовательных сфер: педагог Доу, школьный учитель, профессорско-преподавательский состав высшего профессионального, послевузовского и дополнительного образования. Соответствие современным и будущим потребностям каждой личности, быстрая реализация социального заказа, квалифицированная и качественная подготовка разносторонне развитой личности, способной к грамотной и успешной социальной адаптации в любом типе общества, к любой трудовой деятельности (интеллектуальной и физической), беспрерывному самообразованию и самосовершенствованию, являются основными целями современного успешного образования.
одним из гарантов достижения поставленных целей, безусловно, является современный педагог. в идеале это должна быть личность, которая свободно мыслит, прогнозирует и моделирует результаты своей педагогической деятельности и, конечно, учитывает все факторы
(Статья поступила в редакцию 18.09.2015)
О Юстус Г.В., 2015