Научная статья на тему 'Подготовка учителя к реализации экологического образования школьников'

Подготовка учителя к реализации экологического образования школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИРОДОВЕДЕНИЕ / ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL EDUCATION / NATURAL SCIENCE / ECOLOGICAL ACTIVITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саттарова Ходича Джаббаровна

Данная статья посвящена проблеме подготовки учителя к экологическому воспитанию и образованию в школьном возрасте, где учащиеся получают основы систематических знаний. В статье определены показатели воспитанной личности: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саттарова Ходича Джаббаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is dedicated to the problem of teacher's preparation to the ecological education of teenagers, where the pupils get the bases of the systematic knowledge. Also factors of well-mannered person are determined such as ecological knowledge, skills, practical results which are expressed by students in execution public-useful work on guard of the nature.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя к реализации экологического образования школьников»

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Х.Д. Саттарова

Данная статья посвящена проблеме подготовки учителя к экологическому воспитанию и образованию в школьном возрасте, где учащиеся получают основы систематических знаний. В статье определены показатели воспитанной личности: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.

Ключевые слова: профессиональное образование, природоведение, эколого-педагогическая деятельность образования

Teacher's preparation to the ecological education ofpupils. This article is dedicated to the problem of teacher's preparation to the ecological education of teenagers, where the pupils get the bases of the systematic knowledge. Also factors of well-mannered person are determined such as ecological knowledge, skills, practical results which are expressed by students in execution public-useful work on guard of the nature.

Key words: professional education, natural science, ecological activityof education

Применительно к экологическому образованию школьников, сохраняет свою актуальность мысль о том, что во всякой школе успех дела решает всецело и исключительно учитель.

Какими личностными качествами, знаниями, умениями и навыками должен обладать педагог-профессионал, чтобы квалифицированно осуществлять экологическое обучение и воспитание школьников? В поисках ответа на этот вопрос педагогическая наука все чаше обращается к моделированию личности специалиста. Как специально созданный аналог, упрощенный прототип

объекта, модель специалиста описывает его на каком-либо языке - естественном, формальном, логико-математическом и т. п. Наиболее адекватной модель специалиста становится при условии, если ее построение опирается на тщательный анализ тех функций, которые задаются обществом и которые отражают внутреннюю структуру профессиональной деятельности. Благодаря этому модель выступает логически развернутой той системой посылок, которая охватывает обобщенные требования к личности и профессиональной компетентности специалиста.

Исходя из моделирования личности специалиста, профессиональная готовность учителя к экологическому образованию школьников может быть охарактеризована на уровне ценностных ориентаций, на уровне понимания и на уровне умений и навыков, необходимых для практической реализации педагогических функций учителя.

Высокоразвитая система ценностных ориентаций определяет социальную и профессиональную позицию учителя, его позитивное отношение к охране и преобразованию окружающей природной среды, личную заинтересованность и убежденность в необходимости формирования экологической культуры учащихся.

Модель личности современного учителя включает в себя упорядоченную совокупность обобщенных и систематизированных знаний, раскрывающих целостную структуру, состояние и развитие биосферы, разностороннюю ценность и функциональную роль природы в жизни человеческого общества. Активное и достаточно широкое знание закономерностей социального бытия человека и его сложных взаимоотношениях с окружающей природной средой делает учителя профессионально пригодным к руководству экологическим образованием школьников.

Различного рода знания, которыми в совершенстве владеет педагог, не существуют сами по себе. Они должны быть соотнесены с решением конкретных эколого-педагогических задач. Практическая реализация этих задач превращает знания в инструмент профессиональной деятельности, требует соответствующих педагогических умений и навыков. К последним относятся умения вскрывать экологический потенциал учебных дисциплин, воз-

буждать и развивать у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекать учащихся перспективами природоохранительной деятельности, формировать у них познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде, обучать детей правильному поведению и деятельности в природе, выявлять причины возникновения у школьников негативного отношения к ней, определять качественные изменения, происходящие в их экологическом сознании и поведении [1].

Таким образом, учитель оправдает социальные ожидания, если он сформируется как личность, как гражданин, как педагог-профессионал, если он получит полноценную профессионально-экологическую подготовку.

Система высшего педагогического образования покоится на основе единства социокультурной, специальной и психолого-педагогической подготовки студентов.

Методологический фундамент профессионально-экологической подготовки учителя закладывает преподавание гуманитарных наук. Научная методология обеспечивает возможность объективной интерпретации социальных и биосферных процессов, формирование у будущего учителя компетенции.

Исследования, проведенные в Ташкентском педагогическом университете им. Низами, убедительно свидетельствуют о том, что профессионально направленное преподавание гуманитарных дисциплин вооружает будущего учителя теорией и методом научного познания и преобразования окружающей среды как одной из важнейших сфер жизнеобеспечения, функционирования и развития общества, выполняет важнейшие мировоззрен-

ческие функции, вносит большой вклад в подготовку будущих учителей к руководству формированием экологической культуры школьников.

В курсе данных наук (философии, политологии, истории, географии) четко прослеживается действие законов и категорий общества в системе «природа - человек - общество», раскрываются природные связи как момент всеобщей связи и взаимообусловленности явлений действительности, единство живой и неживой природы, популяций вида и факторов среды как единство материального мира, взаимосвязь биологической и социальной форм движения материи, прогнозирование общественного производства, влияние его на природную среду и т. п.

Курс экономики позволяет глубоко понять объективную необходимость активного преобразования природы и целях совершенствования материальных условий жизнедеятельности - рациональное, разумное использование природных ресурсов.

Важная роль принадлежит курсу экологии, он раскрывает социальные механизмы научного управления обществом, его отношение к природе, пути органического соединения достижений научно-технической революции, оптимизации и гуманизации окружающей человека среды.

Изучая историю, студенты убеждаются в том, что охрана окружающей среды всегда составляла одно из важнейших направлений социальной политики. Особенно это наглядно подтверждается законодательными актами, принятыми в последние годы и направленными на совершенствование взаимодействия общества и природы, на сбережение и разумное использование природных ресурсов.

К задачам эколого-педагогической подготовки учителя непосредственно обращен цикл специальных дисциплин.

Центральное место в экологическом образовании учителя занимает курс «Охрана природы», который строится на основе многосторонних междисциплинарных связей и выполняет организующие и системообразующие функции в профессионально-экологической подготовке учителя. Он введен на биолого-географических, биолого-химических факультетах, а также на факультетах педагогики и методики начального обучения педагогических вузов Республики Узбекистан. Аналогичный курс также читается студентам небиологических специальностей.

Учебные программы и пособия, созданные для курса «Охрана природы», содержат строго очерченный круг систематизированных знаний, раскрывающих историю и современное состояние проблем окружающей среды в Узбекистане, научно обоснованные меры по ее охране и преобразованию.

Будучи завершающим этапом экологической подготовки студентов, этот сложный по составу синтетический курс выполняет интегративную функцию, опираясь на весь комплекс наук, вскрывающих закономерности взаимодействия общества и природы, человека и окружающей его среды, развития и функционирования биосферы, охраны природы и рационального природопользования. Используя ретроспективные связи, он вооружает будущего учителя целостной картинной системы «человек - общество - природа». Благодаря тому, что ведущие экологические идеи в курсе «Охрана природы» раскрываются на основе межпредметной информации, поступающей из ранее

изученных студентами дисциплин, будущие учителя овладевают рядом фундаментальных понятий. Среди них: основные закономерности организации биологических систем (организмов, популяции видов, биоценозов, биогеоценозов, биосферы), их иерархия, целостность и взаимозависимость; научно-техническая революция как отражение антропогенеза в историческом развитии биосферы; рациональное использование природных ресурсов, охрана и преобразование природы; оптимизация окружающей природной среды как управление взаимодействием природы и общества.

Всей логикой изложения материала студенты подводятся к пониманию того, что человеческое общество живет по особым социальным законам, но господство человека над природой не означает, что человек перестает зависеть от нее. На любой, самой высокой ступени развитиянауки и техники, люди не выйдут из-под влияния природных факторов. Человеческую деятельность следует не противопоставлять биосфере, а рассматривать как ее составную неделимую часть [2].

Курс «Охрана природы» должен шире опираться па экологию биологических систем, а также социальную экологию. Высокий уровень интеграции междисциплинарных связей в опыте ряда педвузов Узбекистана достигается введением в этот курс специальной темы «Комплексная охрана окружающем среды». Это позволяет раскрыть природные ресурсы не только как источник материальных благ, но и как неотъемлемые составляющие биосферы.

В преподавании курса «Охраны природы» за последнее время осознается необходимость его обогащения, пре-

жде всего, за счет преподавания специальных дисциплин.

Как показал анализ в курсе охраны природы все еще велик удельный вес материалов, характеризующих негативные факторы взаимодействия человека с окружающей природной средой. Между тем, нельзя сформировать научное экологическое мышление молодежи, не опираясь на оптимистическое представление о возможностях гармонического взаимодействия общества с окружающей природной средой, обоснованное в философии.

Нельзя также не видеть, что в курсе «Охрана природы» слабо отражены собственно профессиональные педагогические аспекты. В основном, отвечая своему назначению, существующие учебные программы и пособия по охране природы нуждаются в расширении и углублении раздела посвященного школе. В пособиях адресованных будущим учителям, следует более четко охарактеризовать объективные потребности школьной практики, задачи, содержание экологического образования учащихся [3].

Программой курса охраны природы не предусмотрены семинарские и практические занятия. Наши наблюдения убеждают, что занятия такого рода проходят при большой активности и творческой заинтересованности студентов дают весьма существенный обучающе-воспитательный эффект.

Наиболее благоприятные предпосылки для профессионального становления педагога как организатора экологического образования школьников создаются на межцикловом, междисциплинарном и межпредметном уровне. При помощи организованной связи из поступающей от смежных дисциплин информации может быть выведено ана-

литическое знание, получение которого средством одного предмета затруднено. Для преодоления этих трудностей целесообразно структурировать междисциплинарные экологические знания, необходимые для профессиональной подготовки учителя, вокруг ведущих идей. Такой подход определяет главное звено связи в системе «педвуз - школа», профессиональную направленность в обучении и воспитании студентов, создает ориентировочную основу для будущей педагогической деятельности.

Для усиления взаимосвязи биологических и химических дисциплин в плане экологического образования сделан акцент о неоднозначном характере химических веществ в зависимости от концентраций, предельно допустимых норм в окружающей среде и их влияния на живые системы. В курсах анатомии, физиологии человека и животных, имеющих большое профессиональное значение для будущего учителя, введены оценки социальных условий и роли общества в сохранении здоровья, трудоспособности человека, конкретные характеристики здоровой окружающей среды, вредных загрязнении, путей их профилактики и устранения [4].

Большими воспитательными и обучающими возможностями для совершенствования профессионально-экологической подготовки будущих учителей располагает учебно-полевая практика. В процессе полевой практики студенты выполняют тематические задания исследовательского характера, связанные с «изучением природы местного края. Особое внимание обращается при этом на редкие виды, ценные объекты и комплексы, изменение видовою пкчлмл растительных сообществ под влиянием человека и т. п.

Полученные знания, умения и на-

выки будущие учителя используют во время педагогической практики. Они помогают учителям в организации и проведении внеклассных мероприятии по охране природы: экскурсии по изучению местных парков, рекреационных территории, зеленых зон, утренники экологической тематики, чтение художественной и научно популярной литературы природоведческого характера, просмотр кинофильмов, диафильмов.

Анализ опыта показывает, что педагогически целесообразный выбор объектов наблюдения и познания, выявление биоценозных связей и отношений, раскрытие биотических и антропогенных факторов, влияющих на распространение, численность и жизненность отдельных видовых форм и их сообществ, формируют у студентов целостное представление об окружающей человека природной среде и необходимости ее сохранения.

Методическая подготовка призвана обеспечить ознакомление студентов с действующими школьными программами, учебниками и учебными пособиями, содержанием, формами и методами экологического обучения и воспитания учащихся.

Не менее важно и другое обстоятельство. Будущий учитель сможет управлять формированием экологического сознания и поведения учащихся, если все содержание методических курсов будет пронизано идеей междисциплинарного подхода к экологическому обучению и воспитанию школьников. С этой целью разрабатываются специальные задачи, несущие межпредметное содержание, моделирующие профессионально-педагогические ситуации. Выполнение учебных задач такого типа становится одним из приемов профессионального обучения

будущих учителей, активно готовит их к будущей профессиональной деятельности.

Полезной формой экологического воспитания и фактического участия студентов в охране природы являются месячники охраны природы, опыт организации которых имеет Ташкентский педагогический университет им. Низами. Будущие учителя в этот период широко и активно привлекаются к работе по благоустройству города, озеленению территории университета, борьбе с насекомыми - вредителями растений, охране птиц и т п., читают лекции, делают доклады, проводят беседы экологического содержания, как в студенческой среде, так и в школах.

Главная ориентация в этой работе делается на самообразование учителя. Важнейшим источником экологического самообразования педагога выступает массовая информация, интернет.

Система подготовки учителей в

области экологического образования школьников объективно нуждается в научном обосновании и дальнейшем усовершенствовании.

Литература:

1. Колосова О.Ю. Антропологическое измерение глобальных проблем// Научные проблемы гуманитарных исследований. Выпуск 1.- 2009.- С. 126-131.

2. Питерсон Д.Д. Окружающая среда и природные ресурсы в XXI веке// Рго-еС-СоШга/- 2002. Т.7.- №1.

3. Игнатов С.Б. Экологическая компетентность в контексте образования для устойчивого развития.- Образование и наука. №1.- 2011.

4. Бажина И.А., Шарафиева Л.М. Подготовка студентов к природоохранной деятельности в условиях регионализации химического образования. - Казанский педагогический журнал, 1Г20 08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.