Научная статья на тему 'Уровни готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся'

Уровни готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ / УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ УЧАЩИХСЯ / LEVEL OF FUTURE TEACHER'S READINESS FOR PLANNING INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF STUDENTS / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / CRITERIA OF READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Улановская Ксения Алексеевна

Выделены критерии сформированности готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся, представлены их характеристики. Описаны особенности уровней готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Улановская Ксения Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are sorted out the criteria of future teachers readiness for planning individual educational trajectories of students, given its characteristics. There are described the peculiarities of the levels of future teachers readiness for planning individual educational trajectories of students.

Текст научной работы на тему «Уровни готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся»

4. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб. : Питер, 2010.

5. Кон И.С. Мальчик - отец мужчины. М. : Время, 2009.

Teaching and education of students in polycultural environment of a higher school: gender approach

There are analyzed the issues of teaching and education of students in polycultural environment of a higher school on the basis of gender approach; considered its world view bases, conditions of realization. On the basis of the examples of work with students from Africa, India and Malaysia there are shown the gender differences and ethnic cultural peculiarities of students.

Key words: gender approach, polycultural environment of a higher school, gender differences, ethnic cultural peculiarities of students.

к.А. улановская

(Волгоград)

уровни готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся

Выделены критерии сформированности готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся, представлены их характеристики. Описаны особенности уровней готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, критерии готовности, уровень готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

В Федеральных государственных образовательных стандартах начального и общего образования, Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 гг. говорится, что образо-

вание должно быть гибким, вариативным, индивидуализированным. Средством индивидуализации образования является индивидуальная образовательная траектория учащегося (Е.А. Александрова, Т.М. Ковалева, А.В. Хуторской и др.). В связи с этим потребностью современной школы становится учитель, готовый проектировать индивидуальные образовательные траектории учащихся. Анализ теории и практики процесса формирования готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся показал, что профессиональная подготовка будущего учителя недостаточно ориентирована на определение его готовности к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Реализация целостного подхода в образовательной практике ориентирует на рассмотрение педагогического процесса как динамической структуры, которая выражается в последовательности перехода от одного функционального состояния к другому, что обеспечивает развитие личности. Структура включает в себя единицу - наименьшую часть, обладающую свойствами целого. В свою очередь система единиц образует этап процесса, обеспечивающий количественные изменения в формировании качеств личности. Последовательность этапов процесса образует его стадию, которая обусловливает качественные изменения личности, а последовательность стадий составляет структуру движения процесса в целом [1]. Методологическим основанием рассмотрения динамической структуры процесса подготовки будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся служит идея о том, что развитие всех психических свойств человека проходит ряд последовательных уровней, задающих формирование отдельных звеньев, что является условием формирования исследуемого личностного свойства [1].

Задачей данной статьи является описание уровней сформированности готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся -одного из теоретических оснований процесса формирования данного свойства личности. При этом под готовностью будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся мы понимаем интегративное свойство личности будуще-

© Улановская К.А., 2012

го учителя, определяющее способность к созданию таких ситуаций, задач и условий, в которых будут сформированы недостающие необходимые качества, знания, умения и навыки учащихся на основе их индивидуальных образовательных потребностей, возможностей, интересов.

Раскрывая вопрос об уровнях готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся, используем в качестве исходной идеи утверждение В.С. Ильина о том, что динамическая структура характеризует исследуемое качество со стороны последовательности возникновения и развития компонентов личностного свойства, этапов его развития, позволяя определить иерархию его уровней как целостной системы [2], т.е. переход от одного состояния компонентов исследуемого личностного свойства как системы к другому. Этот переход обусловлен необратимыми изменениями качественного состояния системы, связанного с новым уровнем ее целостности.

Понятие уровня характеризует качество, высоту, величину, узловые линии, проявляющие самые существенные различия материи [3], выражает диалектический характер развития качества, позволяющий рассмотреть предмет во всем многообразии свойств, связей и отношений [1]. Следовательно, важно рассмотреть не только уровни готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся, но и существующие связи между ними. В соответствии с теорией С.Л. Рубинштейна об уровневом развитии качества личности (предшествующая стадия представляет собой подготовительную стадию следующей) [4], низший уровень готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся существует независимо от высшего, а высший зависит от низшего.

Следующий методологический аспект обоснования уровней готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся состоит в обосновании количественных и качественных характеристик. Анализ исследований, посвященных различным аспектам подготовки будущего учителя к индивидуализации образовательного процесса (готовность к проектированию педагогических технологий (М.А. Ахметова), методическая работа по индивидуа-

лизации образования в школе (К.С. Буров), готовность учителя музыки к индивидуализированному музыкально-эстетическому воспитанию школьников (Т.А. Палагина), готовность будущего учителя к индивидуализации обучения посредством дистанционных технологий (Т.М. Шевченко)), показал неоднозначность количества уровней динамической структуры исследуемого свойства личности. Такая неоднозначность объясняется природой самого качества и подходами к определению состава уровней [1, с. 50].

Определяя уровни готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся, основываемся на идее В.С. Ильина о том, что в процессе формирования личностное свойство проходит четыре уровня [2]. Для уточнения представлений об уровнях развития исследуемого свойства личности мы опираемся на обобщение и оценку монографических характеристик наиболее типичных представителей, а также на критерии сформированно-сти компонентов структуры готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Критерии представляют собой признаки, на основании которых осуществляется оценка того или иного явления, которые отражают его специфику и служат идеальным образцом высокого уровня сформированности личностного свойства [1].

Опираясь на статическую структуру готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся, которая рассматривается как единство диагностико-проектировочного, содержательно-деятельностного и рефлексивно-аналитического компонентов, мы выделили критерии сформированности исследуемого личностного свойства. О сформиро-ванности диагностико-проектировоч-ного компонента можно судить по таким критериям, как:

- умение изучать потенциал учащихся, которое проявляется в знании приемов контроля и оценки достижений учащихся и направленности на осуществление образовательного процесса по индивидуальным образовательным траекториям учащихся;

- умение разрабатывать проект индивидуальной образовательной траектории учащегося, выражающееся в готовности будущего учителя к взаимодействию с другими специалистами (психологами, социальными педаго-

гами, педагогами дополнительного образования, руководителями кружков и др.), а также в умении определять замысел проекта индивидуальной образовательной траектории, ожидаемые результаты, перспективы реализации образовательного процесса по индивидуальной образовательной траектории, потребность в создании и применении нового.

Степень сформированности диагностикопроектировочного компонента определяется с помощью опросника отношения будущего учителя к образовательному процессу в соответствии с индивидуальными образовательными траекториями учащихся и теста диагностики творческого потенциала и креативности (тест В.И. Андреева).

Критериями содержательно-деятельностного компонента являются:

- умение организовывать жизнедеятельность учащихся в соответствии с их индивидуальными образовательными траекториями, проявляющееся в знании технологий, которые позволяют реализовывать индивидуальные образовательные траектории учащихся как своего рода чувствительность к продуктивным и непродуктивным средствам, формам, методам организации образовательного процесса, высокий уровень мотивации профессиональных достижений;

- осознание соавторства в реализации индивидуальных образовательных траекторий, которое выражается в знании эффективных способов самоорганизации учащихся, а также в признании роли и ответственности учащегося за создание и реализацию его индивидуальной образовательной траектории. Для определения степени сформирован-ности содержательно-деятельностного компонента используется тест-опросник измерения мотивации достижения (модификация теста-опросника А. Мехрабиана) и мотивации профессиональной деятельности, методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей, а также анализ педагогических эссе студентов.

Критериями р е ф л е к с и в н о - а н а л и -тического компонента являются:

- умение осуществлять анализ результатов деятельности учителя и учащихся, включая самоанализ, которое проявляется в способности определять динамику удовлетворенности образовательных потребностей учащихся в соответствии с индивидуальными образовательными траекториями учащихся, анализ учителем собственной деятельности;

- рефлексивность учителя, характеризующаяся умением осмысливать профессиональную деятельность, обращая сознание на себя, а также навыками познания своих внутренних состояний, влияющих на проектирование индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Для определения степени сформированно-сти рефлексивно-аналитического компонента можно использовать тест готовности к саморазвитию В. Павлова и диагностику уровня развития рефлексивности А.В. Карпова.

С целью выявления уровней готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся были опрошены более 300 студентов 3-5-х курсов Института иностранных языков, естественно-географического и филологического факультетов, факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Волгоградского государственного социальнопедагогического университета. Мы использовали комплекс методик, позволяющих определить степень сформированности компонентов готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Полученные результаты позволили дать следующие характеристики. Высший уровень готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся характеризуется целостной системой знаний приемов контроля и оценки достижений учащихся, готовностью будущего учителя к осуществлению образовательного процесса по индивидуальным образовательным траекториям учащихся и взаимодействию с другими специалистами, умением определять замысел проекта индивидуальной образовательной траектории, ожидаемые результаты, перспективы ее реализации. Для данного уровня характерны знание технологий, которые позволяют реализовывать индивидуальные образовательные траектории учащихся, высокий уровень мотивации профессиональных достижений, наличие эффективных способов самоорганизации учащихся, признание роли и ответственности учащегося за создание и реализацию индивидуальной образовательной траектории последнего, умение определять динамику удовлетворенности образовательных потребностей учащихся, осмысливать профессиональную деятельность, а также навыки самопознания и рефлексивность будущего учителя.

В ы с о к о м у у р о в н ю соответствуют знания будущего учителя в области приемов контроля и оценки достижений учащихся, знание технологий, которые позволяют реализовывать индивидуальные образовательные траектории учащихся, умения определять замысел проекта индивидуальной образовательной траектории, ожидаемые результаты, перспективы ее реализации, динамику удовлетворенности образовательных потребностей учащихся, осмысливать профессиональную деятельность. Этот уровень характеризуется готовностью будущего учителя к осуществлению образовательного процесса по индивидуальным образовательным траекториям учащихся и взаимодействию с другими специалистами, достаточно высоким уровнем мотивации профессиональных достижений, знанием способов самоорганизации учащихся, признанием роли и ответственности учащегося за создание и реализацию индивидуальной образовательной траектории последнего, а также навыки самопознания и рефлексии.

Средний уровень характеризуется несистемными знаниями будущего учителя в области способов самоорганизации учащихся, приемов контроля и оценки достижений учащихся, технологий реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся; в области определения замысла проекта индивидуальной образовательной траектории, в определении ожидаемых результатов, перспектив ее реализации и динамики удовлетворенности образовательных потребностей учащихся, в умении осмысливать профессиональную деятельность. Для данного уровня характерны ситуативные проявления готовности к осуществлению образовательного процесса по индивидуальным образовательным траекториям учащихся и взаимодействию с другими специалистами, слабая мотивация профессиональных достижений, а также готовность к совместной деятельности с учащимся по проектированию индивидуальной образовательной траектории последнего, но непризнание роли и ответственности учащегося за ее создание и реализацию.

Низкому уровню свойственны несистематизированные знания способов самоорганизации учащихся, приемов контроля и оценки достижений учащихся и технологий реализации индивидуальных образовательных траекторий; затруднения в опреде-

лении замысла проекта индивидуальной образовательной траектории и ожидаемых результатов, перспектив ее реализации и динамики удовлетворенности образовательных потребностей учащихся. Для низкого уровня также характерны эпизодические проявления готовности к осуществлению образовательного процесса по индивидуальным образовательным траекториям учащихся и взаимодействию с другими специалистами, низкий уровень мотивации профессиональных достижений, непризнание роли и ответственности учащегося в проектировании индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Таким образом, выявленные уровни готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся являются одной из теоретических основ формирования исследуемого качества и позволяют определить этапы развития готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

литература

1. Глебов А.А. Целостные педагогические системы: историко-теоретическое исследование. Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010.

2. Ильин В.С. Целостный подход к формированию личности // Теоретико-методологические основы формирования личности школьника и студента : межвуз. сб. науч. тр. Волгоград : ВГПИ им. А.С. Серефимовича, 1990.

3. Кремянский В.И. Структурные уровни живой материи. М., 1969.

4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1976.

Levels of future teacher’s readiness for planning individual educational trajectories of students

There are sorted out the criteria of future teacher’s readiness for planning individual educational trajectories of students, given its characteristics. There are described the peculiarities of the levels of future teacher’s readiness for planning individual educational trajectories of students.

Key words: individual educational trajectory, criteria of readiness, level offuture teacher’s readiness for planning individual educational trajectories of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.