9. Chalkov S.O. Defoimacija professional'no-go pravosoznanija voennosluzhashhih federal'nyh or-ganov gosudarstvennoj ohrany: dis. ... kand. jurid. nauk. Rostov n/D., 2008.
10. Jeliasberg N.I. Soderzhanie pravovogo obra-zovanija v srednej shkole. M.: Zerkalo, TEIS, 1996.
Criteria and levels of formation of legal awareness of military personnel of Federal security service of Russia
The article deals with the criteria and levels of formation of legal consciousness of military personnel of Federal Security Service of Russia. It presentsthe information on the issues related to the formation of legal awareness of various categories of military personnel in the Russian enforcement agencies.
Key words: legal awareness of FSS of Russia, criteria and levels of formation of legal awareness of FSS of Russian military personnel.
(Статья поступила в редакцию 31.01.2018)
л.а. корнилова
(волгоград)
анкетирование как метод исследования развития готовности будущих учителей к формированию экологического мировоззрения у старшеклассников
Рассматривается анкетирование как метод исследования готовности будущих учителей к формированию экологического мировоззрения у старшеклассников. Приведены варианты анкет.
Ключевые слова: анкетирование, готовность будущих учителей, экологическое мировоззрение.
Проблема готовности будущих учителей к воспитанию экологического мировоззрения у учащихся является одной из важнейших для теории и практики педагогической науки.
Анализ работ Л.С. Выготского, Д.С. Ермакова, Е.И. Исаева, В.И. Панова, В.И. Слобод-чикова, Д.И. Фельдштейна, И.В. Шаповален-ко, Д.Б. Эльконина и др. позволил заключить, что проблема воспитания экологического мировоззрения актуальна для юношеского возраста. Через актуализируемые в этом возрасте механизмы смыслопоиска формируется общественная, социальная позиция, обретающая индивидуальные формы выражения. Юношеский возраст характеризуется становлением личности как способности к субъектности и саморегуляции, к осознанию собственной значимости, приходом на смену детским эгоцентрическим социальных гражданских чувств. Это предполагает возможность создания для учащихся, находящихся в этом возрасте, условий, способствующих принятию и проявлению экологоориентированной личностной позиции и адекватного ей поведения в окружающей среде, формированию экологической компетентности. вместе с тем повседневное поведение взрослых, их пренебрежение нормами экологии и нравственности, как показывают опросы, порождает у старшеклассников представление о бесполезности экологических знаний, они чаще всего практически не востребованы, и молодые люди, зная о глобальных экологических проблемах, не осознают своей сопричастности к их разрешению, знают о правилах природоохранной деятельности, но не осуществляют ее.
А.А. Вербицкий, С.Д. Дерябо, Б.Т. Лихачев, В.М. Назаренко, В.А. Ясвин и др. указывают на причины недостаточной подготовленности учителей: неготовность учителей к обсуждению со старшеклассниками экологических проблем, к пробуждению интереса к ним; недостаточная разработанность критериев отбора содержания и адекватных ему технологий подготовки будущих учителей к решению задач экологического образования. Это также относится к педагогам биологических дисциплин как наиболее близкого к этой сфере профиля.
Проблемам, которые связаны со спецификой формирования готовности будущих учителей к воспитанию у старшеклассников экологического мировоззрения в условиях глобальных экологических проблем, в последнее время уделяется пристальное внимание. Сложились определенные теоретические предпосылки для их решения. Исследованию основных подходов к определению сущности, структу-
О Корнилова Л.А., 2018
ры, условий, приемов формирования данной готовности посвящены работы A.B. Афонина, A.B. Гагарина, С.Н. Глазачева, В.И. Ерошенко, Д.С. Ермакова, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, A.B. Иващенко, С.С. Кашлева, В.И. Панова, Л.А. Реут, Л.В. Романенко, Р.В. Степанец, Г.Д. Филатовой и др. Экологическое мировоззрение с учетом условий глобальных экологических проблем В.П. Алексеев, В.Ю. Беличен-ко, A.B. Гагарин, С.Н. Глазачев, Н.Н. Марфе-нин, Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс, Н.Н. Род-зевич, А.Н. Чумаков и др. рассматривают как одно из важнейших личностных образований. Методологические аспекты формирования готовности будущих учителей анализируются в исследованиях С.Н. Глазачева, Л.В. Романенко, В.В. Серикова и др., где внимание обращено на изучение внутренних механизмов этого процесса.
Вместе с тем в психолого-педагогических и методических основах формирования готовности будущих учителей к воспитанию экологического мировоззрения у старшеклассников недостаточно представлены разработки психолого-педагогических механизмов становления мировоззренческой позиции у юношей и девушек в отношении эколого-сооб-разного поведения человека, его со-бытия с природой, способы их диагностирования. Сущностные характеристики самого экологического мировоззрения личности, условия включения отношения к природе, от которой человек все более удаляется, в систему доминирующих жизненных ценностей требуют дальнейшего исследования.
B данной статье затронута тема выявления и оценки уровня сформированности готовности будущих учителей к воспитанию экологического мировоззрения у старшеклассников методом анкетирования. Под готовностью будущих учителей к воспитанию экологического мировоззрения у старшеклассников мы понимаем систему личностных и профессиональных компетенций, обеспечивающих способность к воспитанию ценностно-смысловых ориентаций и убеждений у старшеклассников в значимости активной позиции человека в предотвращении глобальных экологических проблем; к формированию экологического кругозора у старшеклассников и опыта ответственного поведения в окружающей среде; к реализации эколого-мировоззренческой направленности предметного обучения, экологически ориентированной исследовательской и социально-проектной деятельности старше-
жие науки -
классников. Чтобы понять особенности формирования данной готовности, необходимо в первую очередь выявить трудности, которые встречаются в этом процессе.
Анкетирование - форма опроса, для которого педагог предварительно составляет список вопросов обследуемому контингенту лиц. Анкета - совокупность упорядоченно выстроенных по содержанию и форме вопросов или пунктов. Уделяя особое внимание принципу построения анкет, можно получить качественные, достоверные результаты.
В нашей статье представлены варианты анкетирования, позволяющие выявить уровень готовности будущих учителей к воспитанию экологического мировоззрения у старшеклассников.
Анкета № 1 для студентов, направленная на определение их готовности к воспитанию экологического
мировоззрения у старшеклассников
1. Принятие ценностей экологического мировоззрения - убеждение в возможности гармонических отношений человека с природой, в способности людей договориться и поддерживать баланс интересов, в приоритете планетарных интересов над любыми частными.
Какими ценностями должны руководствоваться жители нашей планеты, для того чтобы установились гармоничные и безопасные отношения человека с природой и исчезли конфликты, которые могли бы нарушить устойчивость развития цивилизации?
Н - заботиться о природе и уважать интересы друг друга;
С - знать законы развития природы, учитывать их в своей деятельности, ставить и реа-лизовывать цели, обеспечивающие равновесие человека и окружающей среды;
В - организовать образование подрастающих поколений таким образом, чтобы каждый человек был воспитан в духе единства со всеми жителями планеты и думал об их будущем.
2. Направленность на воспитание у старшеклассников осознания ими своей сопричастности к глобальным экологическим проблемам и возможности прогнозирования и участия в их решении (на своем уровне).
Какие воспитательные задачи должен решать учитель в процессе своей эколого-педагогической деятельности?
Н - формировать готовность и способность старшеклассников выполнять систему социальных ролей;
С - осуществлять экологическое воспитание, направленное на формирование у старшеклассников бережного отношения к природе;
В - формировать у старшеклассников целостное миропонимание и понимание роли человека в нем, осознание последствий для природы его деятельности.
3. Нахождение возможностей включения идей экологического мировоззрения в содержание обучения предмету.
Эколого-педагогическая компетентность учителя включает в себя:
Н - экологические знания и научные знания по предмету;
С - ориентацию учителя на гуманитарное развитие личности старшеклассников;
В - переосмысление и переоценку содержания обучения предмету с позиции идеи гуманитаризации.
4. Умение создавать в процессе обучения ситуации освоения категорий и норм глобального мировоззрения посредством диалога, обсуждения практических ситуаций, мини-исследований, творческих эссе, рефлексии своего поведения в окружающей среде.
Для того чтобы создать в процессе обучения ситуации освоения категорий и норм экологического мировоззрения, используя диалоговую, задачную или игровую формы обучения, учителю необходимо:
Н - приводить примеры бережного отношения к природе;
С - приводить примеры экологических проблем и анализировать их последствия;
В - анализировать возникшие экологические проблемы и прогнозировать их последствия для окружающей природной среды.
5. Умение включать старшеклассников в социокультурные и экологические проекты, связанные с гармонизацией отношений человека с природой.
Для привлечения старшеклассников к участию в экологических проектах, связанных с гармонизацией отношений человека с природой, учитель:
Н - предложит участие в данном проекте взамен на какую-либо выгоду (освобождение от занятий, зачет автоматом и т. п.);
С - создаст условия, при которых старшеклассникам было бы неудобно отказаться от участия в проекте;
В - постарается заразить идеей, внушить необходимость участия в данном проекте, обозначив его актуальность.
Анкета № 2 для студентов, направленная на определение их готовности к воспитанию экологического
мировоззрения у старшеклассников*
I. Когнитивная сфера
1. В чем назначение педагогического процесса, который Вы осуществляете?
2. Как Вы понимаете цель эколого-педа-гогической деятельности?
3. Из каких структурных элементов складывается экологическое мировоззрение человека?
4. Назовите признаки проявления экологического мировоззрения.
5. Что включает в себя экологическое образование?
6. Назовите основные идеи, определяющие содержание современного непрерывного экологического образования.
7. Назовите основные условия, которые необходимо создавать учителю для формирования экологического мировоззрения.
8. Как Вы оцениваете возможности школьной биологии в формировании экологического мировоззрения у старшеклассников?
II. Ценностно-смысловая сфера
1. Проявляете ли Вы интерес к проблеме взаимодействия человека и природы?
2. Проявляете ли Вы интерес к глобальным экологическим проблемам?
3. Почему для решения глобальных экологических проблем необходимо участие каждого человека?
4. Что вызывает у Вас потребность заниматься эколого-педагогической деятельностью?
5. Убеждены ли Вы в том, что решению глобальных экологических проблем способствует эколого-педагогическая деятельность учителя?
6. Считаете ли Вы, что осуществление эколого-педагогической деятельности - это профессиональный долг учителя?
III. Операциональная сфера
1.Умеете ли Вы выявлять признаки экологического мировоззрения?
2. Какими методами диагностики Вы будете пользоваться при выявлении уровня сфор-мированности экологического мировоззрения у старшеклассников?
3. умеете ли Вы организовывать экологическую деятельность старшеклассников?
4. Какие инновационные технологии Вы используете в процессе формирования эколо-
* Составлена на основе анкеты по выявлению уровня готовности педагога к осуществлению эколого-педагогической деятельности (С.Н. Глазачев).
педагогические науки
гического мировоззрения у старшеклассников?
5. Склонны ли Вы рефлексировать свою эколого-педагогическую деятельность?
6. Как Вы оцениваете свою готовность к формированию экологического мировоззрения у старшеклассников?
7. Умеете ли Вы ставить цели и задачи в процессе формирования экологического мировоззрения у старшеклассников?
8. Умеете ли Вы планировать систему средств по решению поставленных целей и задач при формировании экологического мировоззрения у старшеклассников?
Таким образом, анкетирование позволяет выяснить уровень готовности будущих учителей к воспитанию экологического мировоззрения у старшеклассников и, соответственно, определить возможности реализации необходимой педагогической работы.
список литературы
1. Глазачев С.Н., Кашлев С.С, Марченко A.A. Экологическая культура учителя: методическая система, педагогические технологии, диагностика. М.: Горизонт, 2004.
2. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся: моногр. М., 2008.
3. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе: моногр. М.: Логос, 2012.
1. Glazachev S.N., Kashlev S.S, Marchenko A.A. Jekologicheskaja kul'tura uchitelja: metodicheskaja sistema, pedagogicheskie tehnologii, diagnostika. M.: Gorizont, 2004.
2. Ermakov D.S. Formirovanie jekologicheskoj kompetentnosti uchashhihsja: monogr. M., 2008.
3. Serikov V.V. Razvitie lichnosti v obrazova-tel'nom processe: monogr. M.: Logos, 2012.
Questionnaires as a method of research of the readiness of future teachers to form an environmental worldview in high school
The article deals with the questionnaires as a method of research of the readiness of future teachers to form the environmental worldview in high school. The variants of questionnaires are given in the article.
Key words: questionnaires, readiness of future teachers, ecological worldview.
(Статья поступила в редакцию 05.02.2018)
* *
*