ПЕДАГОГИКА
УДК 697.1 + 378.174
Г.Л. Рытое, Т.В. Ларгина, И.А. Потапова, Е.В. Бурова ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается специфика организации экологического образования и воспитания студентов и школьников, приводятся анкетирование студентов и результаты эксперимента, материалы социологического опроса учащихся о состоянии окружающей среды Октябрьского района г. Самары.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая мотивация, высшая школа, учитель, анкетирование, проект, социологический опрос.
В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает экологическое воспитание, которое призвано формировать экологическое мировоззрение, нравственность и экологическую культуру людей. Для достижения этих целей нужна интеграция всех знаний о природных и общественных законах функционирования окружающей среды.
В настоящее время все чаще проявляется опасное заблуждение о превосходящем значении личностного над общественным, поэтому убежденность в приоритете общечеловеческих экологических ценностей над эгоистическими интересами отдельных личностей и групп перешла в сложную нравственную проблему.
Формированию экологической нравственности и мировоззрения препятствует представление о том, что человечество в своей хозяйственной деятельности еще не перешло границ экологически дозволенных пределов. Отсюда вытекает ложное представление о возможности продолжения экономического развития посредством бесконеч-
* © Рытов Г.Л., Ларгина Т.В., Потапова И.А., Бурова Е.В., 2013
Рытое Глеб Львович ([email protected]), кафедра биохимии Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1. Ларгина Тамара Викторовна ([email protected]), учитель высшей категории МБОУ СОШ № 144, 443056, Российская Федерация, г. Самара, просп. Масленникова, 22. Потапова Ирина Анатольевна ([email protected]), кафедра органической, биоорганической и медицинской химии Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1. Бурова Екатерина Владимировна ([email protected]), кафедра органической, биоорганической и медицинской химии Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
ного увеличения потребления природных ресурсов: минеральных, водных, земельных, лесных, биологических, рекреационных и других ресурсов [1].
Проблемы экологического воспитания должны рассматриваться не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, физическим развитием личности студента и школьника. Экологическое воспитание отличается от традиционного ознакомлением с природой. В основе данного процесса лежит понимание важных зависимостей и связей, существующих в мире природы, способов взаимодействия живой и неживой природы. Таким образом, актуализируется задача гуманизации и личностной ориентированности, природосообразности и культурообразования. Опыт показывает, что в настоящее время студенты нацелены преимущественно на получение экологических и природоохранительных знаний. Выработка же навыков использования этих знаний в различных ситуациях на практике у студентов в большинстве случае отсутствует.
Следует принять во внимание и тот факт, что как педагогов, так и студентов не устраивают традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса по экологическому воспитанию. Необходим поиск эффективных форм педагогического воздействия в процессе представления экологических знаний, чтобы научить обучающихся применять их в конфликтующей реальности. Негативные явления в среде студенческой молодежи, в том числе такие, как игнорирование экологических норм и их нарушение, делают актуальным разрешение возникших противоречий между необходимостью разработки и внедрения в учебный процесс эффективных инновационных методов воспитания, готовности студентов к конструктивному поведению в экологически значимых ситуациях и преобладанием в высшей школе традиционных педагогических технологий экологического воспитания.
Для получения данных об особенностях экологической мотивации средства диагностики ограничиваются в основном применением различных типов вопросников без указания строгой процедуры выделения среди получаемых таким путем сведений о характеристиках личности, которые могут рассматриваться как проявление действующих мотивов. Разработке способов получения необходимых сведений о направленности деятельности студентов до сих пор не уделяется должного внимания. Данные, полученные с помощью вопросников и педагогического наблюдения, не сопоставляются особым образом с данными о характере экологической мотивации, обусловливающей выбор поступков в экологически значимых ситуациях.
Очевидно, наиболее трудная педагогическая задача — найти методы и приемы воспитательного воздействия, которые будут способствовать разрушению сложившихся неверных мотивационных установок (убеждений, ориентации), актуализации и закреплению новых установок как инструмента освоения студентами успешной экологической ориентировки.
Сформировать новое экологическое сознание становится целью экологического образования и воспитания [2].
Но сформировать это мировоззрение невозможно в рамках одних курсов «Экология», необходимо расширять экологическую составляющую, включив в нее социальную экологию и экологию человека, дополнить экологическое образование параллельным изучением этики, эстетики, включить в основные дисциплины экологические вопросы применительно к специальности. Для того чтобы определить направленность этой работы на разных факультетах, для различных специальностей, нужно знать, каким уровнем экологического сознания обладают студенты
Для психодиагоностики уровня экологического сознания и воспитания студентов 2 курса биологического факультета СамГУ нами были использованы анкеты, разработанные С.Н. Глазачевым, в которые внесены некоторые корректировки [3].
Анкета на определение уровня экологической культуры студентов
Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы? Почему?
Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам? В чем это выражается?
Назовите ведущие экологические проблемы мира.
Что такое природа?
Что такое экология?
Что такое охрана природы?
Каковы правила поведения человека в природе?
Какую ценность имеет природа для человека, для Вас лично?
Испытываете ли Вы потребность в постоянном общении с природой?
Какие экологические, природоохранные дела проводились в Вашем городе?
Что Вы сделали и что смогли бы еще сделать полезного по защите природы?
Чем привлекает Вас природоохранная деятельность?
Какой поступок Ваших товарищей Вы считаете самым хорошим (плохим) по защите природы?
Что, по Вашему мнению, люди могли бы сделать наиболее полезного по охране природы?
Какими принципами должен руководствоваться человек, строя свои отношения с природой?
Должны ли экологическими проблемами заниматься только специалисты?
Что, на Ваш взгляд, лежит в основе экологической культуры и воспитания?
Проявляете ли Вы интерес к проблемам взаимодействия человека и природы?
Что такое экологическая культура?
Всего в анкетировании приняли участие 65 человек. Изучение результатов опроса позволило сделать следующие выводы: у большинства студентов природа занимает важное место в жизни (93 %); их тревожит состояние окружающей среды (88 %); они стремятся к углублению своих экологических знаний (42 %). Это стремление объясняется, прежде всего, необходимостью вести здоровый образ жизни (50 %), в то же время студенты считают, что природоохранной деятельностью должны заниматься специалисты (76 %).
Общее для студентов 2 курса биологического факультета: принимают участие в субботниках; не оставляют после себя мусор при выездах на природу; однако проходят мимо в случае, если кто-то мусорит, ломает деревья (81 %); есть верное понимание сути экологической культуры (67 %). Вместе с тем результаты исследований показали, что знания, интерес к вопросам окружающей среды носят словесный характер, не приводят к практическому участию в охране окружающей природной среды. Проблема лежит в школьном экологическом образовании, которое должно быть непрерывным, а в вузе преподавание курса «Экология» должно реализовываться на основе знаний, полученных в школе. В школе идет пропаганда идей охраны природы и бережному отношению к ней. На экологических уроках, во время экскурсий необходимо создание школьниками проектов по темам, связанных с экологией [3; 4].
Во время экскурсий ребята дают друг другу советы, создают проблемные ситуации постановкой неожиданных вопросов. Задача учителя — научить ребят слушать природу, применять свои знания при ответах на вопросы, рассказывать эмоционально о известных фактах защиты окружающей среды. Удачная экскурсия во многом зависит от умения учителя-экскурсовода заинтересовать ребят в тех проблемах, о которых он говорит.
Комплексная работа по экологическому воспитанию школьников проводится учителем высшей категории школы № 144 г. Самары Т.В. Ларгиной. Так, например, по итогам проведенной экскурсии в Ботанический сад СамГУ, был составлен проект и презентация Вдовиной Дарьей, ученицей 2 «В» класса МБОУ СОШ №№ 144, разработан и проведен открытый урок «Природа — наш дом», посвященный экологическому воспитанию младших школьников, где присутствовали учителя школ города [5; 6]. По результатам исследования было акцентировано внимание на проблемах, связанных с ситуациями городской жизни (рис. 1—4).
Влияние загрязнения воздуха на состояние опрошенных жителей
50 -, 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
□ Неприятно дышать
□ Частое плохое самочувствие
□ Привело к заболеванию дыхательных путей
Кол-во участников Кол-во участников в %
Рис. 1
Рис. 2
90 -, 80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -0 -
Загазованность воздуха (по мнению опрошенных)
□ Достаточно чистый
□ Затрудняюсь ответить
□ Сильно загрязненный
Кол-во участников Кол-во участников в %
Место проживания относительно дороги
Кол-во участников Кол-во участников в %
Рис. 3
Рис. 4
Экологическое образование — непрерывный многоступенчатый педагогический процесс, а экологическую подготовку студентов вуза можно определить как формирование готовности к собственному оптимальному взаимодействию с природой, к эффективному экологическому образованию, к экологическому просвещению населения посредством экологических знаний, эмоционально-ценностных отношений, способов деятельности в ходе учебной, воспитательной, научной деятельности.
В области экологического образования в вузе ставятся задачи: восполнить пробелы в школьном экологическом образовании, поднять уровень экологической культуры, сформировать новый тип экологического сознания.
Библиографический список
1. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии: учебник для ст. кл. общеобразов. шк. М.: МДС, 1998. 271 с.
2. Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры. М.: Наука, 1999. 100 с.
3. Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: пособие для учителя. М.: Горизонт, 2000. 94 с.
4. Экологическое образование и воспитание: учебное пособие / под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 234 с.
5. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: что должен знать и уметь школьник. М.: Школа-Пресс, 1997. 60 с.
6. Матвеев В.И., Горелов М.С. Памятники природы Куйбышевской области. Куйбышев: Кн. изд-во, 1986. 157с.
G.L. Rytov, T.V. Largina, I.A. Potapova, E.V. Burova* ECOLOGICAL EDUCATION OF STUDENTS AND SCHOOLCHILDREN
In the article specifics of organization of ecological education and education of schoolchildren and students is considered, questioning of students, results of experiment, materials of sociological poll of pupils about the state of environment of Oktyabrsky district of Samara are given.
Key words: ecological education, ecological motivation, higher school, teacher, questioning, project, sociological poll.
* Rytov Gleb Lvovich ([email protected]), the Dept. of Biochemistry, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation. Largina Tamara Viktorovna ([email protected]), teacher of the highest category, School № 144, Samara, 443056, Russian Federation. Potapova Irina Anatolievna ([email protected]), Burova Ekaterina Vladimirovna ([email protected]), the Dept. of Organic, Bioorganic and Medical Chemistry, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.