УДК 373
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
© Елена Анатольевна СВИСТУНОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности; гимназия № 12 им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, учитель биологии,
e-mail: svistunova-Lena@mail.ru
В статье представлены результаты изучения экологической культуры старшеклассников. Итоги проведенного констатирующего эксперимента на основе разработанной комплексной анкеты позволяют выявить не только первоначальный уровень сформированности экологической культуры старшеклассников, но и определить дальнейшие направления педагогической работы.
Ключевые слова: экологическая культура; уровни сформированности экологической культуры; проектные технологии; констатирующий эксперимент.
Современная экология за последние десятилетия обогатилась новыми знаниями, приобрела интегральный характер и стала наукой, которая затрагивает все сферы экономической, социальной, духовной жизни человека и общества в целом. В связи с этим образование и воспитание в области окружающей среды официально признано на сегодняшний день как одно из приоритетных направлений совершенствования образовательных систем.
Экологическое образование и воспитание становится не только фактором, обеспечивающим развитие экономики, но и является основой формирования экологической культуры подрастающего поколения [1, с. 27-29].
Экологическая культура представляет собой совокупность требований, норм, предъявляемых к экологической деятельности, готовность человека следовать этим нормам, характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей во взаимодействии с природой, в оптимизации своих отношений с окружающей средой [2, с. 18-19].
В настоящее время проблеме формирования экологической культуры школьников посвящено большое количество работ.
Философские аспекты развития экологической культуры в современном обществе, взаимодействия человека и природы, а также природы и культуры рассматривали Э.В. Ги-русов, Н.Н. Моисеев, О.Ф. Титова, Д.Л. Теп-лов и др.
Сущность экологической культуры, основные ее признаки, условия формирования
раскрываются в трудах ученых-педагогов Л.Д. Бобылевой, С.Н. Глазачева, Н.С. Деж-никовой, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебного, И. Д. Зверева, ТВ. Кучера, Л.П. Печко, Л.В. Романенко, В.М. Сенкевича, И.Т. Сура-вегиной и др. Исследователи считают, что экологическая культура является показателем высокой культуры поведения человека и гражданской ответственности за рациональное использование природных ресурсов и природной среды.
Особое значение для нашего исследования представляет так называемый деятельностный подход к развитию экологической культуры (С.Н. Глазачев, Н.С. Дежникова, Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.С. Самойлова, А.П. Сидельковский и др.), который предполагает коренной пересмотр целей, содержания, результатов экологического образования, а также предусматривает переход:
- от «изолированного» изучения учащимися системы экологических понятий к включению их в контекст решения учебных задач, значимых для ориентации в жизненных экологических проблемных ситуациях;
- от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
- от индивидуальной формы усвоения знаний к учебному сотрудничеству в достижении целей обучения [3, с. 40].
Как правило, судить об успехе воспитательной работы по формированию экологической культуры можно по ее реальным результатам, которые должны изучаться систе-
матически и целенаправленно и соотноситься с требованиями, предъявляемыми к школьникам данной возрастной группы. Для этого необходима разработка таких способов научного учета и таких критериев, которые помогали бы в измерении уровня знаний, умений и навыков обучающихся, а также сознания, поведения и стремлений воспитанников [4, с. 18].
В связи с этим нами был проведен констатирующий эксперимент, основополагающей целью которого явилось изучение экологической культуры старшеклассников.
Следует отметить, что старший школьный возраст можно рассматривать как ключевую ступень экологического образования. В этот период жизни закладываются основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей, происходит осознание значения природы для общества и человека, роли антропогенного фактора в изменении природных комплексов, обеспечивается включение учащихся в практическую деятельность.
Только в этом возрасте при целенаправленной работе можно сформировать систему научных экологических знаний, ценностных экологических ориентаций, ответственное отношение к природной среде [5, с. 18-19].
Для осуществления констатирующего этапа эксперимента нами была разработана анкета, состоящая из 50 вопросов, каждый из которых подразумевал четыре варианта ответа. За выбор ответа под буквой «А» испытуемому давалось 4 балла, за ответ под буквой «Б» - 3 балла, под буквой «В» - 2 балла и за вариант ответа под буквой «Г» - 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов составило 200, а минимальное - 50.
Анкета носила комплексный характер и включала вопросы, составленные на основе разработанных нами критериев:
- природоохранная деятельность старшеклассников, направленная на сознательное регулирование состояния природной среды;
- мотивы поведения и деятельности старшеклассников в природе, показывающие реализацию потребностей и ценностей, ориентацию личности на природоохранную деятельность, стремление к активному участию в деле охраны природы;
- экологические знания о природе и ее компонентах: о структуре окружающей при-
роды, о биосферной целостности Земли, о глобальных проблемах города и планеты, о взаимосвязях человека и природы, о способах сохранения и улучшения окружающей среды;
- экологическая этика - знание основных правил, норм, законов поведения в природе, о роли природы в жизни человека и общества;
- ценность природной среды, необходимость жить в ладу, в сознательно-гармоничном единстве с природой;
- чувства по отношению к природе, составляющие основу экологического сознания (чувства красоты, восхищения, удивления), стимулирующие личность к ее практической деятельности (гражданственность, чувство долга, ответственность).
В ходе проведенного анкетирования были выделены три уровня формирования экологической культуры старшеклассников: низкий, средний и высокий.
50-99 баллов - низкий уровень - у старшеклассника отсутствует желание сохранять природную среду, он отказывается от участия в природоохранных мероприятиях; в своей деятельности руководствуется только утилитарными мотивами, не осознает мотивы своей деятельности; имеет бессистемные экологические знания; не знает элементарные правила поведения в природе; не осознает многосторонней ценности природы; отсутствуют чувства долга и ответственности.
100-149 баллов - средний уровень - у старшеклассника преобладают потребности сохранения природной среды, но не всегда проявляется активная гражданская позиция по защите и охране природы; имеется некоторая готовность к природоохранной деятельности, которая полностью не реализуется; иногда старшеклассник присоединяется к мероприятиям, проводимым на благо природы, осуждает негативные действия по отношению к природе, но сам не является инициатором позитивных действий; в своих поступках по отношению к природе руководствуется гуманистическими, эстетическими и санитарно-оздоровительными мотивами, но, в основном, преобладают гуманистические мотивы; имеет системные знания, не всегда умеет их переносить из одной предметной области в другую; нормативный аспект выражен недостаточно; в деятельности
присутствует ценностный аспект; чувства долга и ответственности присутствуют, но не всегда носят действенный характер.
150-200 баллов - высокий уровень -старшеклассник с ярко выраженным бережным отношением к природе, отличается высокой степенью готовности к природоохранной деятельности и гуманистической позицией; в своих поступках по отношению к природе руководствуется высшими природоохранительными мотивами, осознает их; имеет системные, глубокие и прочные экологические знания, часто выходящие за пределы изученных учебных программ, умеет применять их в практической деятельности и при решении нестандартных задач; знает основные нормы и правила поведения в природе и целенаправленно ими пользуется; осознает ценность природы как для себя, так и для окружающих; характеризуется высоким уровнем развития эстетических чувств к природе; сформированы чувства долга и ответственности, которые носят действенный характер.
В анкетировании приняли участие учащиеся МБОУ гимназии № 12 им. Г.Р. Державина г. Тамбова (экспериментальная группа) в количестве 188 человек. Контрольную группу составили: 94 учащихся МОУ лицей № 28 имени Н.А. Рябова г. Тамбова и 94
учащихся МОУ СОШ № 3 г. Рассказово Тамбовской области.
Полученные материалы анкетирования по изучению у старшеклассников уровня сформированности экологической культуры были проанализированы и переведены в балльную систему, на основании которой респонденты были условно распределены на группы.
Так, в экспериментальной группе у большинства респондентов (60,3 %) отмечалось явное преобладание среднего уровня сформированности экологической культуры, у 30,8 % испытуемых отмечались низкие значения данного показателя и лишь 8,9 % старшеклассников имели высокие показатели сформированности экологической культуры.
В контрольной группе количество испытуемых, имеющих средний уровень сформи-рованности экологической культуры, составило 62,7 %. У 26,7 % респондентов были выявлены низкие значения данного показателя, 10,6 % старшеклассников имели высокий уровень сформированности экологической культуры. Таким образом, результаты, полученные в контрольной и экспериментальной группах, имеют незначительные отличия.
Полученные результаты констатирующего этапа эксперимента наглядно представлены на диаграмме (рис. 1).
Рис. 1. Диаграмма, отображающая условное распределение испытуемых на группы в соответствии с выявленными уровнями сформированности экологической культуры (данные констатирующего эксперимента)
□ - высокий уровень; □ - средний уровень; □ - низкий уровень
Таким образом, проведенный констатирующий эксперимент указывает на явное преобладание средних и низких показателей сформированности экологической культуры у старшеклассников в экспериментальной и контрольной группах, что объясняется малой просвещенностью и низкой мотивацией к экологическим проблемам.
В связи с этим результаты проведенного эксперимента позволяют сделать общие выводы и определить дальнейшие направления работы.
1. Уровень сформированности экологической культуры у старших подростков в современном российском обществе недостаточен. Данные анкетирования свидетельствуют о крайне низком понимании сущности экологии как современной развивающейся науки, а также о низком уровне процесса обучения, воспитания и развития личности, направленного на формирование знаний, умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью.
2. Система экологических знаний и представлений, которая будет теоретическим фундаментом для решения практических задач, может быть сформирована только при целенаправленном изучении экологии и погружения в проблематику экологических ситуаций.
3. С целью совершенствования экологической культуры необходимо модернизировать экологическое образование таким образом, чтобы оно соответствовало социальным запросам общества и давало возможность осознать истинную ценность экологических знаний, их перспективу и неизбежную необходимость на пути к устойчивому развитию [6, с. 3-9].
На наш взгляд, одним из решений данной проблемы является использование проектных технологий, которые позволяют развивать потребность в самостоятельном изучении экологической обстановки и выяснении причин ее неблагополучия, активном участии в труде по защите и улучшению природного окружения, пропаганде экологических идей.
Результатом педагогической деятельности с использованием проектных технологий будет являться сформированность экологической культуры старшеклассников, активная жизненная позиция по отношению к объектам природы, способность самостоятельно принимать решения, касающиеся деятельностного подхода к природоохранным объектам.
1. Кучменко В. С. Экологическое образование [школьников]: Перспективы развития // Биология в школе. 1993. № 5.
2. Глазачев С.Н. Экологическая культура и общественный договор // Вестник экологического образования в России. 2007. № 1-2 (43).
3. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Культоро-логический подход к общему экологическому образованию // Педагогика. 2009. № 9.
4. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание школьников во внеучебной работе: проблемы теории и технологии. Мичуринск, 2001.
5. Хайбулаева У.М., Недюрмагомедов Г.Г., Ца-туров В.Н. Формирование экологической культуры старшеклассников // Педагогика. 2008. № 3.
6. Модели экологического образования: программы, рекомендации, уроки / Н.А. Степан-чук. Волгоград, 2011.
Поступила в редакцию 17.09.2011 г.
UDC 373
EXPERIMENTAL WORK ON THE STUDY OF SENIOR STUDENTS' ECOLOGICAL CULTURE Elena Anatolyevna SVISTUNOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department; Grammar school № 12 named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Teacher of Biology, e-mail: svistunova-Lena@mail.ru
The article deals with the results of the senior students' mastering of ecological culture. The results of the stated experiment on the basis of the worked out complex questionnaire make it possible to see not only the initial level of the formation of the senior students' ecological culture but also to define the further trends of the pedagogical work.
Key words: ecological culture; levels of formation of ecological culture; project technologies; stated experiment.