96
Ю.М. Гришаева
Проявления экологической культуры личности в мировоззрении студентов гуманитарного вуза
В работе анализируются результаты пилотажного анкетирования студентов гуманитарного вуза различных направлений подготовки на предмет освоения ими компонентов экологической культуры.
Ключевые слова: экологическая культура, гуманизация, гуманитаризация, студенты гуманитарного вуза.
Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что проблемы качественной модернизации подготовки будущих профессионалов в гуманитарной сфере отражают актуальные запросы общества и находят свое воплощение во внедрении в практику вузовского образовательного процесса новых принципов проектирования структуры и содержания изучаемых дисциплин. Одним из таких принципов, выбранных нами в качестве аспекта исследования, выступает принцип «усиления гуманитарной составляющей образовательного процесса», в полной мере реализующийся, на наш взгляд, в решении задач экологизации сознания будущих
выпускников через присвоение ими ценностей и смыслов экологической культуры.
Объективные процессы гуманизации и гуманитаризации современного образования направлены на обогащение мировоззренческой, культурной сферы личности, акцентированы на преимущественной роли морально-этических идеалов в ходе социализации обучающихся. Послед- |
нее обстоятельство напрямую связано с целями современного эколо- о
гического образования, несущего идеи глобального образования для устойчивого развития биосферы в целом. Под глобальным образованием мы подразумеваем «...вид образования, рассматривающий мировые процессы с точки зрения общечеловеческих интересов, ориентированный на необходимость и возможность международного сотрудничества и взаимопомощь, способствующий гармоничному вписыванию человека в систему общекультурных ценностей, взаимосвязей на социальном, экологическом, экономическом и других уровнях с акцентом на этических позициях глобально ориентированной личности, предлагающий видение мира как единого целого, как огромной планетарной общины, где благополучие каждого зависит от благополучия остальных» [13, с. 255].
Таким образом, в качестве основы для определения целей образовательного процесса нами выбран подход, который характеризуется рассмотрением высшего образования с точки зрения культуры, средства ее трансляции, сохранения и развития. В научно-педагогической литературе выделяются в качестве составляющих целевого компонента образования профессионально-культурные и общекультурные составляющие, различные виды культуры специалиста (правовая, политическая, коммуникативная, экологическая и т.д.). Пути совершенствования высшего образования связываются здесь с широкой гуманитарной подготовкой (С.Н. Глазачев,
Л. А. Байкова, И. А. Винтин, С. Галян, Н. Губанов, Э. Кашуба, Ю.Е. Фокин,
Н. А. Шайденко и др.). Экологическая культура в данном ключе понимания цели экологического образования может рассматриваться как особое качество предметной, социальной и духовной культуры общества. Анализируя модель экологически культурной личности, ряд исследователей выделяют такую ее базовую характеристику, как целостность, под которой понимают «. высокий уровень ее (личности) сформированности, при котором ее убеждения, цели и идеалы, интересы и потребности, знания и умения составляют единство. Благодаря этой особенности экологическая культура захватывает все стороны личности: сознание и мировоззрение, цели и устремления, идеалы и потребности, знания и умения, поведение» [11]. Компонентный состав экологической культуры личности включает в себя следующие системные элементы:
технологии
Подготовка будущего специалиста к экологоориентированной профессиональной деятельности
- мотивационный компонент: система мотивов экологической деятельности и поведения личности;
- аксиологический компонент: осознание многосторонней ценности природы для общества и человека, природы как общечеловеческой ценности, самоценности природы;
- гностический компонент: система научных и эмпирических знаний о природе и ее компонентах, человеке как составной части природы, взаимодействии человека и природы; знаний экологии, социальной экологии, охраны природы;
- этический (нормативный) компонент: система норм и правил поведения и деятельности человека в природе, взаимодействия с природой (экологическая этика);
- операционно-деятельностный компонент: система экологических умений личности, практические экологические умения и навыки, владение различными технологиями взаимодействия с природой;
- эмоционально-волевой компонент: эмоциональная отзывчивость личности к природе, опыт эмоционально-волевого отношения в решении экологических проблем на личностном уровне, достижении оптимизации отношений человека и природы [7].
Исследуя сущность понятия «экологическая культура личности», проанализируем различные подходы к его определению: мера и способ реализации сущностных сил человека, экологического сознания и мышления [2]; норма и идеал, ставящий целесообразные ограничения эгоизма [1]; форма взаимоотношений человека со средой, коэволюция человека, социума и биосферы [10]; этап развития культуры при важности экологических проблем [15]; составная часть этики и морали в отношениях общества и среды [16]; культура системной организации действительности на пути формирования мировоззрения, новое качество культуры [10]; повышение уровня экологической компетентности, овладение знаниями, умениями и навыками экосообразного поведения, в которое внесено эко-центрическое мировоззрение, сознание мышление, идеи ценности, идеалы, убеждения, принципы и т.п. [14]; то, под чьим влиянием произошла смена мировоззренческих парадигм, смещение в тезис «природа - покровитель человека» [13].
Нетрудно заметить, что все вышеперечисленные подходы к определению сущности понятия «экологическая культура личности» ориентируются, прежде всего, на объективную необходимость ценностно-смыслового самоопределения личности по отношению к самой себе и к окружающей действительности в соответствии с принципами эко-центрического мировоззрения.
Принимая во внимание особенности будущей профессиональной деятельности выпускника гуманитарного вуза, связанные с проектированием духовной (хотя сами студенты, как показало анкетирование, не всегда об этом знают) среды, нами был выбран соответствующий контингент респондентов, включающий студентов первого курса факультетов социальной работы (15 человек), менеджмента организации (25 человек) |
и факультета педагогики и методики начального образования (22 чело- оци
века). Для сравнения нами были неслучайно выбраны студенты, будущая профессиональная деятельность которых направлена на разные сферы социального бытия человека. Приведем примеры из соответствующих квалификационных характеристик, подтверждающих эту мысль.
1. Квалификационная характеристика выпускника факультета социальной работы (бакалавриат): «Выявляет (организует работу по выявлению) в микрорайоне, организации, учреждении или предприятии лиц, нуждающихся в социальной защите, социальной помощи и поддержке; консультирует их в отношении их прав и обязанностей, а также возможностей получить социальную защиту, помощь и поддержку, участвует в прогнозировании, проектировании и моделировании социальной работы в микрорайоне, организации, учреждении или предприятии; организует (и/или ведет) воспитательную и образовательную деятельность в них; содействует координации деятельности различных организаций, учреждений и предприятий в проведении социальной работы» [4].
2. Квалификационная характеристика выпускника факультета менеджмента организации (бакалавриат) обязывает его:
- знать основные категории экономической науки и социологии, понимать суть социально-экономических явлений, владеть методами анализа экономических и социальных процессов;
- понимать законы функционирования организаций, уметь анализировать и осуществлять основные функции менеджмента;
- владеть практическими навыками менеджера (осуществление коммуникаций, принятие управленческих решений, управление конфликтами и стрессами и др.).
Бакалавр менеджмента должен быть подготовлен к управленческой деятельности в организациях всех форм собственности на должностях, относящихся к среднему штабному или линейному менеджменту [5].
3. Квалификационная характеристика выпускника факультета педагогики и методики начального образования (специалитет): «Выпускник, получивший квалификацию учителя начальных классов, должен осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей
технологии
Подготовка будущего специалиста к экологоориентированной профессиональной деятельности
культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе» [6].
Для сравнения нами был выбран контингент студентов первого курса с целью обеспечения возможностей для дальнейшего исследования и последующего сравнения результатов. Следует отметить, что перед проведением анкетирования был проведен сравнительный анализ учебных планов соответствующих факультетов, который показал, что на момент анкетирования студенты факультета социальной работы изучали курс «Концепции современного естествознания» (108 ч), студенты факультета менеджмента организации в это время осваивали дисциплину «Экология» (100 ч), студенты факультета педагогики и методики начального образования изучали дисциплину «Естествознание» (100 ч). С целью выявления уровня осознания студентами-гуманитариями содержания понятия «экологическая культура» нами был предложен следующий вопрос с вариантами ответов.
Экологическая культура - это:
- правила современного этикета;
- одно их модных направлений в современной культуре;
- новое качество культуры.
Результаты анкетирования показывают, что самый высокий показатель фиксируется в ответах студентов факультета менеджмента, самый низкий - в ответах студентов факультета начального образования.
Причину этого мы видим в разнице структуры и содержания учебных планов: студенты факультета менеджмента в этот момент осваивали дисциплину «Экология», направленную на актуализацию мировоззренческих идей, связанных с экологической культурой, с экологическим сознанием и мышлением, исходя из анализа соответствующей учебной программы.
Студенты факультета социальной работы изучали в это время дисциплину «Концепции современного естествознания», имеющую междисцип-
линарный статус, и направленную, в основном, на формирование общей ш
естественно-научной картины мира. И, наконец, студенты факультета у
педагогики и методики начального образования занимались изучением |
узкой естественной дисциплины «Естествознание», включающей три о
основных блока: «Землеведение», «Зоология» и «Ботаника». о
Следует отметить, что у данного контингента респондентов, по резуль- аль
татам опроса, основы экологии в равном объеме преподавались в средней и
общеобразовательной школе в рамках изучения дисциплины «Биология».
Таким образом, показатели по результатам анкетирования могут напрямую кореллировать, на наш взгляд, с содержанием изучаемых естественных дисциплин в вузе.
Второй вопрос анкеты был направлен на выявление осознания студентами взаимосвязи между уровнем образованности и экологической культурой, а также на выявление их суждения о взаимосвязи между уровнем материального благополучия и экологической культурой личности.
Экологическая культура, на Ваш взгляд, более присуща:
- людям образованным;
- людям богатым;
- людям бедным.
Результаты анкетирования наглядно показывают, что большинство
исследуемого контингента студентов согласны с тем, что экологическая культура присуща, в первую очередь, людям образованным. Вместе с тем, вызывает интерес тот факт, что мнения студентов разных факультетов разделились в отношении взаимосвязи между уровнем материального благополучия и экологической культурой личности: от 4% (ф-т менеджмента) до 7% (ф-т социальной работы) студентов полагают, что экологическая культура более присуща богатым людям; от 4% (ф-т менеджмента) до 9% (ф-т начального образования) студентов считают, что экологическая культура, напротив, более присуща бедным людям.
Логика последнего утверждения, может быть связана, на наш взгляд, с очевидной недоступностью получения качественного образования бедными людьми, в связи с чем уровень их экологической культуры остается очень низким.
Тем не менее, анализ мировой политической и экономической ситуации показывает, что «как ни парадоксально, но именно от действий той части социума, образовательный ценз которой, по общепринятым меркам, наиболее высок, природа получает смертельные удары» [3, с. 7].
Из сказанного выше следует очень важный, на наш взгляд, вывод о необходимости качественной модернизации содержания образовательного процесса на всех его ступенях в направлении его гуманизации
технологии
Подготовка будущего специалиста к экологоориентированной профессиональной деятельности
и гуманитаризации, что, очевидно, будет содействовать формированию личности, готовой к «адекватному бытию» [3].
Следующий вопрос анкеты был направлен на выявление у студентов установок на овладение экологической культурой. Самой важной выступала последняя из предложенных установок, которая отражала необходимость личной активности, заинтересованности и, как следствие, ответственности за свой уровень экологической культуры. Самой нежелательной была представлена первая установка (см. ниже), направленная на пассивную роль личности в процессе своего развития, что заведомо ложно.
На вопрос «Можно ли повысить свой уровень экологической культуры?» нами были предложены следующие варианты ответа:
- да, это легко сделать, если смотреть интересные программы по телевидению («Планета животных», «Мир дикой природы», и др.);
- можно, если регулярно выезжать на природу;
- самостоятельно это сделать сложно;
- можно, но для этого следует получить специальный диплом;
- можно, если стремиться это сделать.
Результаты анкетирования показали, что подавляющее большинство студентов - от 82 до 93% - согласны с тем, что можно повысить свой уровень экологической культуры, если стремиться это сделать, т.е. при условии активности самой личности. Это, на наш взгляд, говорит об осознанной необходимости у подавляющего большинства студентов приложить определенные волевые усилия в случае постановки перед собой соответствующей цели.
Вместе с тем, от 4% (ф-т менеджмента) до 14% (ф-т начального образования) студентов считают, что для повышения своего уровня экологической культуры необходимо лишь осуществлять регулярный просмотр телепередач о природе.
Вызывают исследовательский интерес результаты ответов студентов на следующий вопрос анкеты.
Как Вы считаете, отсутствие у человека экологической культуры сегодня:
- отрицательно влияет на его имидж;
- положительно влияет на его имидж;
- не принимается обществом во внимание.
Большинство респондентов - от 59% (ф-т начального образования) до 76% (ф-т менеджмента) - уверены в том, что отсутствие у человека экологической культуры сегодня не принимается обществом во внимание.
Мы согласны с этим утверждением, и видим в этом одну из главных ш
причин, не позволяющих современному обществу в глобальном масшта- ески
бе преодолеть экологический кризис. |
Тем не менее, от 24% (ф-т менеджмента) до 33% (ф-т социальной рабо- о
ты) студентов согласны с тем, что отсутствие у человека экологической но-э
культуры сегодня отрицательно влияет на его имидж. Ответы студентов |
иа
о положительном влиянии на имидж отсутствия у человека экологичес- оц
кой культуры вызывают у нас особый интерес (от 7 до 10% ответов) и, возможно, направят часть нашего исследования в будущем на изучение имиджевых характеристик личности и уточнение характера влияния в данном ключе экологической культуры.
Таким образом, рассмотренные выше результаты анкетирования студентов различных направлений гуманитарного профиля позволяют нам сделать следующие выводы:
- большинство студентов осознают понятие «экологическая культура» как «новое качество культуры»;
- большинство студентов осознают, что экологическая культура более присуща людям образованным;
- большинство студентов осознают, что необходимо приложить определенные волевые усилия (проявить стремление, активность) для повышения своего уровня экологической культуры;
- большинство студентов считают, что отсутствие экологической культуры у человека сегодня не принимается обществом во внимание;
- значительная часть студентов считают, что отсутствие у человека экологической культуры отрицательно влияет на его имидж.
В заключение отметим, что данная ситуация оценивается нами как
«осознанная некомпетентность» [12] и позволяет оптимистично смотреть в будущее. Проектирование гуманитарного образовательного пространства, на наш взгляд, должно опираться на исследование мировоззрения учащихся с целью его последующей коррекции относительно целей образования: «Трансляция ценностей экологической культуры сегодня становится имманентным образовательным средством, определяет целевые ориентиры культуры, направляя ее на подчинение глобальным, всеобщим и взаимным интересам. Таким образом, одной из ведущих тенденций современности стало осознание того, что устойчивое развитие любого общества, преодоление последствий глобального кризиса социо-природной системы и возможность дать ответ на вызовы XXI века напрямую зависят от состояния образования и образованности жителя планеты Земля» [3, с. 10]. Следует отметить, что в данной работе представлены лишь некоторые результаты масштабной исследовательской работы,
технологии
Подготовка будущего специалиста к экологоориентированной профессиональной деятельности
имеющие отношение к осознанию студентами только понятия «экологическая культура».
Библиографический список
1. Бганба В.Р. Социальная экология: Учеб. пособие. М., 2005.
2. Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование в меняющемся мире // Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии. Серия «ЭКОС: Россия + Европа» / Под ред. С.Н. Глазачева, В.И. Данилова-Данильяна, Д.Ж. Марковича. Рязань, 1998. С. 48.
3. Глазачев С.Н., Перфилова О.Е. Экологическая компетентность. Становление, проблемы, перспективы: Учеб. пособие. М., 2008.
4. ГОС ВПО по направлению 521100 - «Социальная работа» от 10.03.2000 г. № 521100-doc 84 гум./бак.
5. ГОС ВПО по направлению 521500 - «Менеджмент» от 14.04.2000 г. № 351 гум./бак.
6. ГОС ВПО по специальности 031200 - «Педагогика и методика начального образования» от 31.01.2005 г. № 675 пед./СП. (новый).
7. Кашлев С.С. Интерактивные методы эколого-педагогической деятельности. М., 2004.
8. Легостаев И.И. О некоторых путях решения эколого-образовательных проблем России и Казахстана // Экологическая культура и образование: опыт России и Казахстана / Под ред. С.Н. Глазачева и С.Т. Шалгымбаева. Алматы, 2006. С. 39.
9. Лось В.А. Экология: Учеб. для вузов. М., 2006.
10. Мазур И.И., Козлова О.Н., Глазачев С.Н. Путь к экологической культуре. М., 2001.
11. Несговорова Н.П., Савиных В. Л. Интегративный подход к экологическому образованию // Философия образования. 2009. № 1. С. 192-199.
12. Роговая О.Г. Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2008.
13. Тюмасева З.И., Богданов Е.Н., Щербак Н.П. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны. СПб., 2004.
14. Экологическая культурология. Педагогическая адаптация / Глазачев С.Н., Игнатов С.Б., Игнатова В.А. и др. М., 2008. С. 181.
15. Экология: Шк. справочник / Сост. А.П. Ошмарин, В.И. Ошмарина. Ярославль, 1998. С. 159.
16. Яницкий О.Н. Экологическая культура: очерки взаимодействия науки и практики. М., 2007.