Научная статья на тему 'Проектная деятельность на занятиях по иностранному языку как средство формирования экологической культуры (на примере обучающихся в системе начального и среднего профессионального образования)'

Проектная деятельность на занятиях по иностранному языку как средство формирования экологической культуры (на примере обучающихся в системе начального и среднего профессионального образования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Н. И.

Автор подчеркивает важность создания экологоориентированной среды при подготовке и проведении занятия по иностранному языку с использованием метода учебных проектов в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность на занятиях по иностранному языку как средство формирования экологической культуры (на примере обучающихся в системе начального и среднего профессионального образования)»

педагогические технологии экологического образования

Н.И.Соколова

проектная деятельность на занятиях

по иностранному языку

как средство формирования

экологической культуры

(на примере обучающихся в системе

начального и среднего профессионального

образования)

Автор подчеркивает важность создания экологоориентированной среды при подготовке и проведении занятия по иностранному языку с использованием метода учебных проектов в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Ключевые слова: проектная деятельность, иностранный язык в учреждениях начального и среднего профессионального образования, экологическая культура, экологоориентированная среда.

В последние годы в связи с высокой динамикой общественных процессов и большим объемом информации все более актуальной становится задача научить студента быть более активным, ответственным, уметь принимать правильные решения в сложных жизненных ситуациях.

Большие изменения претерпевает начальное (НПО) и среднее (СПО) профессиональное образование. В сегодняшних условиях необходимы методы обучения, которые формируют активную позицию студентов в обучении, реализуют принцип связи обучения с жизнью, формируют с

общую культуру обучающихся, а также экологическую культуру и ком- £

петентность.

Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов. Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем. Проект как метод обучения представляет собой существующую проблемную ситуацию, выбранную самими обучающимися потому, что им интересно найти пути ее решения. Используя данный метод, обучающиеся постигают всю технологию решения задачи - от постановки проблемы до представления результата.

Выпускник НПО и СПО должен адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, уметь контактировать в различных социальных группах, брать на себя ответственность за принятие тех или иных решений [3]. Все это создает необходимость формирования у обучающихся современных ключевых компетенций, среди которых нам видятся наиболее значимыми социальная, коммуникативная, ценностно-смысловая, экологическая. Сегодняшние учреждения НПО и СПО должны создавать благоприятные условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями. Педагоги, организующие проектную деятельность, могут использовать различные формы работы с обучающимися, например, проектные уроки, задания, конференции, выпуск стенгазеты и другие. Проектирование может осуществляться на уровне программы, курса и конкретных педагогических ситуаций. В основу проектной деятельности должны быть положены принципы интегративности, мотивации, гуманизма. Гуманистический смысл системы проектного обучения состоит в том, что она не просто предполагает деятельность обучающихся по решению новых для них задач, развивает их творческие способности, но и формирует и корректирует их культуру, наполняя ее гуманитарными смыслами. Метод проектов является неотъемлемой составляющей гуманитарных технологий, которые ориентированы на развитие личности и на создание соответствующих для этого условий.

Современное образование на всех его уровнях, начиная с дошкольного и заканчивая послевузовским, должно носить гуманистический характер. Необходимым условием для гуманизации образования является его экологизация. Сегодня уже нельзя рассматривать подготовку квалифицированного специалиста без развития у него экологической компетентности. По мнению А.В. Гагарина, С.Н. Глазачева, экологическая компе-

79

технологии

педагогические технологии экологического образования

тентность может быть рассмотрена в аспекте экологоориентированной личности как результат овладения личностью в процессе ее становления ключевыми компетенциями (общекультурной, ценностно-смысловой, компетенцией личностного самосовершенствования) и как интегральное свойство личности будущего специалиста [2].

Существует несколько форм и видов экологоориентированной деятельности, большинство из которых являются традиционными и подробно рассмотренными в современной педагогической теории. Среди инновационных форм экологоориентированной деятельности ученые-педагоги выделяют проекты и программы. При реализации проектов и программ следует помнить, что образовательная среда должна быть экологоориентированной. Мы принимаем точку зрения тех ученых, которые утверждают, что проектирование экологоориентированной профессионально-образовательной среды учебного заведения должно включать в себя теоретическую проработку проекта среды педагогом с учетом конкретных условий данного учебного заведения, его категориально-понятийного, содержательного, организационно-методического и результативнооценочного компонентов. Важным также представляется, что внедрение проекта осуществляется при непосредственном сотрудничестве педагогов и студентов в реальной практике моделирования среды [Там же].

Все более значимую роль играет личностное общение обучающихся с преподавателем. При этом личность педагога, его субъектность приобретают большее значение. Современный педагог должен быть достаточно компетентным для формирования не только профессиональных, но и гуманистических качеств личности. В данной связи важным видится вопрос об отношении студентов, обучающихся в средних специальных учебных заведениях (ССУЗ) к предметам гуманитарного цикла, в частности, к иностранному языку. В условиях интеграции мирового сообщества владение иностранным языком является одним их важнейших элементов, определяющих ценность специалиста. Иностранному языку уделяется все большее внимание на всех уровнях обучения, в том числе в начальном и среднем профессиональном образовании. В последние годы были пересмотрены и усовершенствованы программы по иностранному языку с учетом требований времени. Так, в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования» [4] была разработана новая программа учебной дисциплины «Английский язык».

Английский язык в учреждениях НПО и СПО изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования. При получении про-

фессий НПО и специальностей СПО технического, естественнонаучного и социально-экономического профилей обучающиеся изучают английский язык как базовый учебный предмет в учреждениях НПО - в объеме 156 ч., СПО - 78 ч. На освоение иностранного языка в учреждениях с

СПО при получении специальностей гуманитарного профиля отведено 117 ч. Общеобразовательные задачи обучения направлены на повышение | общей культуры, формирование навыков и умений совместной работы в группах; воспитательные задачи предполагают формирование и развитие личности обучающихся, отражают общую гуманистическую направленность образования; практические цели направлены на развитие речевой, языковой, социокультурной компетентности. Здесь следовало бы добавить также и экологическую компетентность, т.к. многие задания, уроки и проекты посвящены вопросам охраны природы и экологическим проблемам современного мира. Автор программы предлагает, в частности, следующие темы учебных проектов: «Доклад о демографическом состоянии в регионе», «Доклад об экологической ситуации в регионе», «Экологические проблемы и пути их решения». В целях реализации данной программы был разработан и опубликован УМК, в который вошли учебник “Planet of English” (Г.Т. Безкоровайная, Н.И. Соколова и др.) [1] и два практикума к нему для специальностей гуманитарного профиля (Н.И. Соколова) и социально-экономического профиля (Г.В. Лаврик). Прежде чем учебник был издан широким тиражом, он прошел успешную апробацию у студентов педагогических факультетов Гуманитарно-социального института (г. люберцы), люберецком политехническом техникуме им. Ю.А. Гагарина и в ряде колледжей г. Москвы.

Структура и содержание учебника и практикумов позволяют обобщить материал, пройденный в средней школе, обеспечить развитие знаний, навыков и умений на новом, более высоком уровне. Особое внимание в УМК уделено формированию учебно-познавательного компонента коммуникативной компетенции, для чего использованы проектные задания. Каждый из 20 входящих в учебник уроков содержит в себе проектное задание. Помимо предложенных проектных заданий изучение каждого из 4 модулей завершается большим проектом, рассчитанным на отдельное занятие. Практикумы имеют подобную структуру.

В целях экологического образования обучающихся в основной модуль программы включена тема «Природа и человек» (климат, погода, экология), на изучение которой отводится 10 ч. в НПО и 5 ч. в СПО. Тема представлена 18 заданиями, которые посвящены актуальным проблемам взаимодействия человека с природой. Большое внимание уделено исчезновению редких животных, птиц и растений, ухудшению климата, причи-

81

технологии

педагогические технологии экологического образования

нам и последствиям экологических катастроф. В качестве проекта обучающимся предложено в созданных ими микрогруппах составить список глобальных экологических проблем, расположить их по степени важности и предложить возможные варианты их решения. Работая над проектом, обучающийся обсуждает с собеседниками своего круга проблемы, которые ему видятся наиболее серьезными. Особенно важным является то, чтобы педагог не навязывает мысли и форму выражения.

Приведем результаты проекта-занятия по английскому языку, проведенного в ходе работы обучающихся в Люберецком политехническом техникуме им. Ю.А. Гагарина в 2013 г. В ходе работы над проектом приняли участие 28 человек.

По результатам составленных в группах списков, как наиболее серьезные обучающимися были выделены следующие проблемы:

загрязнение воздуха и воды (40%); исчезновение редких животных и растений (32%); перенаселение городов (13%); шумовое загрязнение (10%); низкий уровень экологической культуры граждан (5%).

Большинство обучающихся предлагает такие пути решения данных проблем:

- развитие системы экологического образования и воспитания граждан, особенно тех, от чьих профессиональных решений будет зависеть состояние окружающей среды (66%);

- создание организаций и обществ по охране окружающей среды (23%);

- введение штрафных санкций за причинение вреда природе (9%).

В ходе реализации данного проекта обучающиеся активно и эмоционально реагировали на обсуждение экологических проблем, в аудитории не осталось равнодушных людей, что способствовало дискуссии, активизации речевых навыков и, что особенно важно, содействовало формированию экологической культуры и гуманного отношения к природе. Тот факт, что обучающиеся осознают всю важность и необходимость экологического образования, подводит нас к заключению, что у обучающихся в ходе занятий по иностранному языку по теме охраны окружающей среды были сформированы не только коммуникативные навыки, но и экологическое сознание как составная часть экологической культуры.

образовательная среда должна быть экологоориентированной с целью формирования экологического сознания обучающихся, системного взаимодействия обучающихся, педагогов, социального и природного окружения. Метод учебных проектов в данном случае выступает как эффективная гуманитарная педагогическая технология, направленная на формирование современных компетенций, среди которых экологическая является одной из самых значимых.

Библиографический список

1. Безкоровайная Г.Т., Соколова Н.И., Койранская Е.А., Лаврик Г.В. Р1апейз£-English: учебник английского языка для учреждений НПО и СПО. М., 2012. 256 с.

2. Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая акмеология: педагогическая адаптация. М., 2012.

3. Дуняшина О.Н. Программа организации проектной деятельности в колледже. М., 2012.

4. Тимофеев В.Г. Примерная программа учебной дисциплины «Английский язык» для профессий начального профессионального образования и среднего профессионального образования. М., 2008.

технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.