Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие образовательных учреждений: современная инновационная технология развития учреждений профессионального образования'

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений: современная инновационная технология развития учреждений профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
915
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВЫСОКОЭФФЕКТИВНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / INTERACTION / NETWORKING / HIGHLY EFFICIENT INNOVATIVE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серкова Г. Г.

В статье описаны признаки сетевого взаимодействия, определены задачи его организации, рассмотрены типы образовательных ресурсов, которые могут быть использованы как сетевые, а также выявлены некоторые особенности реализации принципа сетевого взаимодействия для отдельных подсистем областной системы профессионального образования в отраслях технического направления и сельского хозяйства и сетевой организации муниципальной методической службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORKING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS: MODERN INNOVATIONAL TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The features of networking, objectives of its organization, the types of educational resources that can be used as a network are described. Some of the features of realization principle of networking for the individual subsystems regional system of vocational education in the fields of technical direction and agriculture organization of the municipal network methodological service are identified.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений: современная инновационная технология развития учреждений профессионального образования»

6. ФГОС по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» [Текст] : офиц. документ. — М. : МОиН РФ, 2009. — 78 с.

7. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст] : учеб. пособие : в 2-х кн. Кн. 2 : Работа психолога со взрослыми : Коррекционные приемы и упражнения / Е. И. Рогов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ВЛАДОС, 1999. — 480 с. : ил.

УДК 377 Г. Г. Серкова, доц. Челябинского института

001 развития профессионального образования

(ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: СОВРЕМЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье описаны признаки сетевого взаимодействия, определены задачи его организации, рассмотрены типы образовательных ресурсов, которые могут быть использованы как сетевые, а также выявлены некоторые особенности реализации принципа сетевого взаимодействия для отдельных подсистем областной системы профессионального образования в отраслях технического направления и сельского хозяйства и сетевой организации муниципальной методической службы.

Ключевые слова: взаимодействие, сетевое взаимодействие, высокоэффективная инновационная технология.

Модернизация отечественного образования актуализирует роль сетевой педагогики и сетевого взаимодействия в жизни и деятельности учебных заведений. Можно констатировать, что в последние годы стала актуальной апробация в системе образования модели сетевого взаимодействия. Создание модели сетевого взаимодействия, в свою очередь, с нашей точки зрения, — это важный результат политики модернизации системы образования.

Взаимодействие есть философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие — это объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы. В природе существует четыре типа так называемых фундаментальных взаимодействий: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое.

В педагогической среде широкое распространение получил термин «Сетевое взаимодействие». Однако несмотря на его активное употребление, данное понятие до сих пор не имеет единого значения. Приведем некоторые из существующих определений:

- горизонтальное взаимодействие между образовательными учреждениями по распространению функционала и ресурсов [1];

- среда, в которой любое образовательное учреждение или любой педагог могут взаимодействовать с любым другим образовательным учреждением или педагогом по вопросам совместной работы, например, обмен идеями, наработками, создание нового интеллектуального продукта и др.;

- система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования;

- способ деятельности по совместному использованию ресурсов [2];

- взаимодействие активных агентов, каждый из которых в зависимости от ситуации и решаемой задачи может выступать как в роли управляемого субъекта — активного элемента, так и в роли управляющего органа — центра, или в роли метацентра, осуществляющего руководство центрами и т. д. [3];

- форма, децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путем

включения все новых и новых звеньев (структур, объединений, учреждений), что придает данной форме гибкость и динамичность) [4];

- способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических, кадровых ресурсов. Эти ресурсы могут меняться в ходе взаимодействия [5].

Сетевое взаимодействие возможно только между теми элементами сети, которые субъек-тно-автономны и не подчинены навязанному сверху кодексу взаимоотношений, который по своей сути противоречит сетевому подходу.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, позволяющей им не только выживать, но и динамично развиваться. Качество и эффективность профессионального образования в регионе, как доказано исследователями, должны обеспечиваться не отдельными учебными заведениями, а их целостной сетью. Это продиктовано требованием экономически целесообразного целевого распределения и использования всех типов ресурсов.

Понимая под сетевым взаимодействием взаимодействие самостоятельных субъектов, осуществляемое на основе сетевых технологий, выделяются следующие его признаки: автономный статус каждого субъекта; добровольный характер участия в решении общей задачи; постоянная доступность материалов совместной деятельности для всех субъектов сети; наличие соответствующей технической поддержки — возможность использования сетей телекоммуникации в интерактивном режиме [6].

В качестве свойств сетевого взаимодействия называют: единую среду взаимодействия; множество связей (степеней свободы); междисциплинарные связи (объединение представителей разных наук); нелинейный характер взаимодействия; открытую форму информационного обмена с внешней средой. Сетевые структуры, основанные на горизонтальных связях, создают эффект синергетики, стимулируя творческое взаимодействие входящих в сеть элементов [7].

Сетевое взаимодействие в образовании — это совместная деятельность образовательных учреждений, направленная на повышение качества образовательной деятельности и заключающаяся в обмене опытом, совместной разработке и использовании инновационно-методических и кадровых ресурсов.

Сетевая организация имеет форму горизонтального взаимодействия: максимальное число связей, многоначалие, включение любого

числа объектов. Деятельность сетевой организации осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных, информационных, методических, инновационных, кадровых, консультационных и других ресурсов иных учреждений. Институциональное оформление региональной системы профессионального образования на основе сетевого принципа предполагает, что будут созданы следующие условия: целевым образом сконцентрированы уникальные образовательные ресурсы в специализированных единицах сети; управленческими решениями обеспечено использование другими учебными заведениями ресурсов, сосредоточенных в одной единице сети (внутри-сетевое взаимодействие); организовано межведомственное взаимодействие сети учреждений профессионального образования с внешними по отношению к ней структурами и агентами (прежде всего с работодателями и их объединениями, профессиональными сообществами) [8].

Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, также идут процессы диалога между образовательными учреждениями, отражения в них опыта друг друга, отображения тех процессов, которые происходят в системе профессионального образования в целом.

Задачами организации сетевого взаимодействия являются: создание единой образовательной среды путем объединения усилий руководителей и педагогов образовательных учреждений; повышение эффективности использования ресурсного потенциала образовательных учреждений.

А. Адамский выделяет следующие условия для сетевого взаимодействия [1]:

1. Возможность совместной деятельности участников сети, которая подразумевает наличие возможностей проявления собственной инициативы; коллективной поддержки и оценки своей инициативы; участия в поддержке и оценке других инициатив; участия в складывании общей цели, общего этоса, общей системы ценностей (профессиональных); участия в формировании общих критериев эффективности деятельности; представления совместной деятельности; участия в управлении совместной деятельностью, влияния на распределение ресурсов для осуществления деятельности.

2. Общее информационное пространство, которое обеспечивает возможности предоставлять информацию о своей деятельности другим участникам сети; иметь информацию о деятель-

ности других участников сети; создавать собственные каналы информации; становиться частью других информационных каналов).

При этом особой задачей становится апробирование современных способов ресурсного обеспечения образовательных институтов, одним из которых является сетевой способ взаимодействия образовательных институтов.

Типы образовательных ресурсов, которые могут быть использованы как сетевые, представлены следующими обобщенными группами.

Ресурсный потенциал условий деятельности учреждений. Материально-технические ресурсы — лабораторная база, специализированные помещения (цеха и полигоны), учебно-производственное оборудование, инструменты и материалы, в том числе реальное производственное оборудование, используемое в образовательных целях, а также учебные аналоги оборудования (компьютерные модели, тренажеры, имитаторы, проэмуляторы и т. д.). Социальные ресурсы предполагают: налаженные партнерские связи с предприятиями и организациями реального сектора экономики региона; горизонтальные связи в профессионально-педагогическом сообществе региона; связи с общественными объединениями и некоммерческими организациями, выражающими интересы работодателей данного сегмента рынка труда, профессиональных сообществ и т. д.

Ресурсный потенциал педагогических кадров. Кадровые ресурсы — высококвалифицированные преподаватели и мастера производственного обучения, владеющие современными производственными и педагогическими технологиями; специалисты по образовательным технологиям, методикам обучения в системе НПО-СПО, частным методикам в подготовке кадров технической направленности, эксперты в области оценки профессиональных квалификаций.

Ресурсный потенциал особенностей содержания обучения и воспитания. Информационные ресурсы — базы данных, аккумулирующие информацию о новейших производственных технологиях, тенденциях и разработках в технических областях производства товаров и услуг, о рынках труда специалистов технической направленности и тенденциях их развития, изменениях требований работодателей к качеству профессиональной подготовки в данном сегменте рынка труда; электронные библиотеки; депозитарии мультимедийных продуктов и т. д. Учебно-методические ресурсы — основные и дополнительные профессиональные образова-

тельные программы, профессиональные модули по современным производственным технологиям и методам их освоения; методические материалы (пособия, рекомендации для педагогов и учащихся и т. д.); диагностический инструментарий для оценки уровня освоения учебного материала; компьютерные обучающие и диагностирующие программы.

Рассмотрим некоторые особенности реализации принципа сетевого взаимодействия для отдельных подсистем областной системы профессионального образования.

Для региональной сети образовательных организаций, реализующих программы технического, сельскохозяйственного профилей, сетевой принцип организации образовательных ресурсов наиболее актуален, так как техническое образование и образование сельскохозяйственного профиля являются наиболее затратными (фондоемкими), особенно при подготовке высококвалифицированных рабочих. Это связано, в основном, с дорогостоящими материально-техническими ресурсами: для учреждений технического профиля в виде станочного оборудования, лабораторных комплексов, расходных материалов; для учреждений сельскохозяйственного профиля в виде угодий земли, сельскохозяйственных машин, оборудования, а также с высокой трудоемкостью программ отработки практико-ориентированных навыков и умений (компетенций) и преобладанием аудиторных форм организации обучения.

Не вызывает сомнения мысль о том, что самая эффективная и качественная подготовка высококвалифицированного специалиста возможна только в условиях производительного труда, приближенного к реальному производству. Одним из таких условий является ресурсный центр, цель деятельности которого состоит в ресурсном обеспечении качественно нового уровня профессионального образования путем предоставления модернизированных образовательных ресурсов, предназначенных обучающимся в образовательных учреждениях профессионального образования и незанятому населению для освоения современных производственных технологий. Иначе говоря, ресурсный центр — это практико-ориентированная образовательная среда подготовки рабочих кадров и специалистов для современных высокотехнологичных производств.

Направления деятельности ресурсных центров:

1) подготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих кадров по программам

профессиональной подготовки и программам начального профессионального образования;

2) организация деятельности по повышению квалификации педагогических работников УПО соответствующего профиля;

3) разработка, апробация и экспертиза учебных и методических ресурсов, в том числе цифровых, по обеспечению содержания образовательных программ, реализуемых ресурсным центром;

4) организация и проведение маркетинговых исследований рынка труда и рынка образовательных услуг;

5) организация сетевого взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.

По данным промежуточных исследований состояния деятельности РЦ в 2010 г., в Челябинской области имеется положительный опыт создания ресурсных центров в ПЛ № 5, 10, 40, Челябинском государственном колледже индустрии питания и торговли, Магнитогорском технологическом колледже и др. В данном случае речь идет о сетевом взаимодействии образовательных учреждений, т. е. ресурсный центр является малой сетевой организацией в области.

В отрасли сельского хозяйства чаще всего используется принцип территориально-отраслевой специализации в подготовке кадров. Во многих субъектах РФ выделяется несколько микрозон. В соответствии с такой территориальной специализацией размещаются и отраслевые сельскохозяйственные образовательные комплексы.

В современных условиях модернизации российского образования, которая характеризуется, с одной стороны, существенным обновлением содержания и методик обучения, а с другой — стандартизацией образования, невозможно обеспечить необходимый уровень профессиональной подготовки педагога, используя лишь потенциал отдельного методического учреждения в условиях ограниченности его ресурсов, недостаточного финансирования, небольшого количества штатных единиц. Принцип сочетания индивидуального и коллективного, как показывает практика, позволяет обеспечить непрерывность профессионального образования педагога и повысить качество предоставляемой образовательной организацией услуги. В подсистеме подготовки кадров для отрасли машиностроения и металлообработки образовательное пространство чаще всего структурируется по принципу «базового предприятия», в рамках которого выпускники по профессиям НПО и специальностям СПО готовятся «под заказ» крупных предприятий, являющихся монополистами в данной сфере на территории субъекта

РФ. В таком случае создание образовательных комплексов планируется с «привязкой» к конкретному предприятию. Как правило, при этом используются различные форматы частно-государственного партнерства с соответствующими вкладами всех партнеров (например, оборудование предоставляется работодателями). Актуальность такого подхода определяется тем, что система образования в принципе не может быть синхронизирована со сменой производственных технологий, поэтому целесообразно переносить обучение прикладным квалификациям в учебные цеха предприятий.

В основе формирования сетевой организации муниципальной методической службы образовательных учреждений может быть использован вариант матричной структуры, которая предполагает одновременное выполнение участниками сетевой организации нескольких проектов и потому включает одновременно несколько проектных руководителей при наличии руководителя постоянного субъекта сетевой организации. Все проектные группы действуют в рамках общей среды и единого информационного поля. В результате происходит «наложение» специально созданных временных целевых групп на постоянные субъекты сетевой организации, между ними начинает выстраиваться взаимодействие.

Основополагающим принципом матричной структуры является не совершенствование деятельности отдельных постоянных субъектов сетевой организации, а улучшение их взаимодействия в целях реализации того или иного проекта или эффективного решения определенной проблемы. Достоинствами матричной структуры являются: интеграция различных видов деятельности сетевой организации в рамках реализуемых проектов; получение высококачественных результатов по большому количеству проектов; усиление личной ответственности конкретного руководителя как за проект в целом, так и за его промежуточные результаты; достижение большей гибкости и скоординированности работы; быстрое реагирование матричной структуры на изменение внешней среды; преодоление внутри-организационных барьеров, не мешая при этом развитию специализации каждого постоянного субъекта сетевой организации.

С целью повышения качества образования на основании развития академической мобильности разрабатываются и/или реализуются двумя и более образовательными учреждениями совместные («сетевые») образовательные программы, которые предполагают: академичес-

кую мобильность обучающихся (возможность получения образовательных услуг в рамках одной программы в различных образовательных учреждениях); академическую мобильность обучающих (обмен преподавателями, занятыми в чтении тех или иных курсов, проведении семинаров, практикумов, а также использование методических ресурсов вузов-партнеров).

При сетевом взаимодействии каждый педагог продолжает работать, обучающиеся — учиться; изменяется организация деятельности образовательных учреждений.

Новизна модели сетевой организации муниципальной методической службы состоит, во-первых, в создании более широкого спектра методических услуг, чем это возможно в условиях традиционной системы повышения квалификации, а во-вторых, в адресной методической поддержке тех направлений деятельности, которые наиболее востребованы потребителями услуг.

Главным принципом формирования матричной структуры является развитая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых образуются за счет взаимодействия руководителей проектов с руководителями постоянных субъектов сетевой организации.

Состав сетевой организации отличается постоянным изменением количества субъектов, которое определяется в соответствии с решением конкретной проблемы. Максимальная степень структурной гибкости переводит эту гибкость из статуса количественной в статус качественной характеристики сетевой организации. При сетевом взаимодействии обязательно должно существовать образовательное учреждение — «узел сети» [6].

Быть «узлом сети» — значит иметь собственное авторское содержание относительно общей

Библиографический список

проблематики сети, собственные ресурсы и инфраструктуру для осуществления своего содержания, понимать, что это содержание частично, и за счет других узлов сети приобретать дополнительные ресурсы. Сетевая организация — это установка на преодоление автономности и закрытости всех учреждений; взаимодействие на принципах социального партнерства; выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей не столько между учрежденческими структурами, сколько между профессиональными командами, работающими над общими проблемами, когда порядок задается не процедурами, а общими действиями, их логикой. Лидер в сетевой организации — любой человек или группа, являющиеся носителями интеллектуального, финансового, материального, коммуникативного, экспертного или иного ресурса, актуального и важного для работы в данное конкретное время. Другим необходимым условием лидерства является готовность субъекта сетевой организации к использованию своего ресурса для достижения общих целей работы (параллельно с реализацией собственных целей). Система лидерства в сетевой организации соответственно имеет изменяющийся характер, что определяется изменяющимся сочетанием ресурсов [6].

Таким образом, сетевое взаимодействие считаем одним из главных ресурсов развития муниципальной системы образования, поскольку оно позволяет выявить скрытый, или еще не востребованный, или не реализовавшийся в иных условиях инновационный потенциал, транслировать его на всю систему, активизировать процессы развития и саморазвития субъектов сети в организационном, содержательном, технологическом и управленческом аспектах.

1. Адамский, А. И. Модель сетевого взаимодействия [Электронный ресурс] / А. И. Адам-ский. — Режим доступа: http://upr.1september.rU/2002/04/2.htm. — [06.11.2012].

2. Василевская, Е. В. О создании сетевой организации методической работы на муниципальном уровне [Текст] / Е. В. Василевская // Методист. — 2004. — № 5. — С. 18-22.

3. Багина С. Н. Организация сетевого взаимодействия как условие успешного развития инновационного образовательного учреждения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// festival.1september.ru. — [06.11.2012].

4. Василевская, Е. В. Взаимодействие в условиях сетевой организации муниципальной методической службы [Текст] / Е. В. Василевская // Взаимодействие органов управления образованием и методических служб : сб. науч.-метод. материалов / сост. Л. И. Филатова, науч. ред. Э. М. Никитин. — АПК и ППРО, 2005. — С. 113-120.

5. Лопуга, В. Ф. Формы и методы сетевого взаимодействия школ здоровья Алтайского края [Электронный ресурс] / В. Ф. Лопуга. — Режим доступа: http://www.akipkro.ru/hsch/lopuga_set.htm.

6. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсах на государственную поддержку [Текст] / под ред. А. И. Адамского. - М. : Эврика, 2006.

7. Рюэгг-Штюрм, И. Сетевые организационно-управленческие формы — мода или необходимость [Текст] / И. Рюэгг-Штюрм, Л. Ахтенхаген // Проблемы теории и практики управления. — 2000. — № 6. — С. 68-72.

8. Василевская, Е. В. Разработка сетевой организации муниципальной методической службы [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Василевская. — М., 2004. — 217 с.

9. Зуев, С. Э. Концепция сетевого общества [Текст] / С. Э. Зуев // Сообщение. — 2002. — № 2.

УДК 378 О. В. Скрябинская, преп. Военно-воздушной

академии им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (ВВА), г. Челябинск, e-mail: [email protected]

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ АВИАЦИОННОГО ВУЗА

В статье рассмотрены вопросы повышения качества профессиональной иноязычной подготовки будущих авиационных специалистов. Выделены педагогические условия, необходимые для успешного формирования компетенции профессионального иноязычного общения в процессе обучения в вузе, описана их апробация.

Ключевые слова: языковая подготовка авиационных специалистов, военное профессиональное образование, профессионально ориентированное иноязычное общение, компетенция профессионального иноязычного общения.

Профессиональная языковая подготовка авиаспециалистов непосредственно связана с поддержанием уровня безопасности полетов. В современных условиях выпускники-авиаспециалисты должны иметь представление об иностранном языке, которое позволит им адекватно использовать язык в штатных и нештатных ситуациях полета, т. е. как о системе, обеспечивающей коммуникативную функцию. Таким образом, можно говорить об острой необходимости формирования компетенции профессионального иноязычного общения у учащихся авиационных вузов. Однако на сегодняшний день из-за отсутствия в летных училищах стройной системы обучения иностранному языку и разговорной практики подготовка авиаспециалистов в области профессионально ориентированного английского языка является проблемой.

Построение военно-профессионального образования на основе компетентностного подхода и его использование при оценке качества подготовки будущих военных инженеров выявило целое направление проблем, связанных с определением способов формирования не отдельных знаний и умений, а профессионально значимых компетенций, которые бы обеспечивали решение профессиональных задач повышенной сложности. Исследования и опыт работы в авиационном вузе свидетельствуют о том,

что уровень сформированности компетенции профессионального иноязычного общения студентов авиационных вузов недостаточно высок.

Ориентация системы языкового образования на повышение качества профессиональной подготовки специалиста предполагает преодоление основного противоречия между давно сложившимися и практикующимися консервативными моделями обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов и необходимостью разработки таких моделей, которые могли бы удовлетворять потребности специалистов, обусловленные новой социальной ситуацией и необходимостью обмена профессиональной информацией в международном масштабе. Переход профессионального образования со «зна-ниевой» модели на «компетентностную» требует изменения педагогической системы во всех ее структурных звеньях: в целях, содержании, организационных формах, методах, средствах и условиях обучения и контроля, а также в деятельности субъектов образовательного процесса — преподавателя и учащегося.

Для понимания и решения исследуемой проблемы к настоящему моменту в педагогической науке накоплен достаточно богатый фактический материал теоретических исследований и практических разработок. Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на инте-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.