УДК 377 ББК Ч45
Михаил Юрьевич Швецов,
доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: [email protected] Алдар Леонидович Дугаров, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе
В статье рассматривается сетевое взаимодействие образовательных учреждений: предпосылки возникновения, характерные свойства и основные черты сетевой организации, модели взаимодействия образовательных учреждений и региональные аспекты формирования общего образовательного пространства. Приведены приоритетные проекты сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования, а также цели, задачи и отличительные черты данных проектов.
Ключевые слова: образовательные учреждения, сетевая организация, сетевое взаимодействие, университетский комплекс.
Mikhail Yurievich Shvetsov,
Doctor of Pedagogy, Professor, Zabaikalsky State University (Chita, Russia), e-mail: [email protected] Aldar Leonidovich Dugarov, Zabaikalsky State University (Chita, Russia), e-mail: [email protected]
Networking of Educational Institutions of Professional Education in the Region
The article considers such aspects of educational institutions networking as prerequisites, main characteristics of a network organization, models of interaction between educational institutions and regional aspects of creating a common educational space. The author gives examples of priority networking projects of professional education institutions, as well as their goals, objectives, and distinctive features of these projects.
Keywords: educational institutions, network organization, networking, university complex.
Эффективность формирования образовательного пространства региона зависит от рациональности применения образовательного, воспитательного и кадрового потенциала (подходов, идей, технологий, отображающих региональную специфику образования), способностей социально-экономической инфраструктуры региона; учёта потребностей народонаселения в получении образовательных услуг, а также иных направлений регионального развития. Образовательные потребности персонифицированных субъектов являются основой общественного взаимодействия в сфере образования. Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования и вуза в регионах представляет собой устойчивые и
упорядоченные социальные действия между профессиональными учебными заведениями, отличающимися по своим типам, видам и формам организации, региональными органами управления профессиональным образованием и конкретными участниками данного процесса. Изменения в образовательных стратегиях молодёжи, основой которых является удовлетворение потребностей в получении ЗУНов, позволяющих добиться профессиональной самореализации, происходит в связи с модификацией российского образования
Как показал анализ научных источников, в педагогических исследованиях последних лет определение «сети в образовании» формулируется специально для каждого конкретного
© М. Ю. Швецов, А. Л. Дугаров, 2012
33
случая, и, таким образом, интерпретации этого понятия являются эмпиричными и несопоставимыми с определениями, данными разными авторами. С. И. Паринов [1] в связи с этим отмечает, что «традиционные научные представления и соответствующий теоретический инструментарий не подходят для правильного понимания процессов, связанных с формированием сетевых структур». Согласно проведённому [2] анализу термина «сеть» этот термин чаще всего подразумевает:
1. Приспособление, изделие из закреплённых на равных промежутках, перекрывающихся нитей, веревок, проволоки (рыболовная сеть, сеть для ловли птиц, паук сплёл свою сеть). Ключевые слова в данном определении «закреплённые» и «перекрывающиеся».
2. Множество переплетённых, скрещенных черт, линий (сеть морщин). Ключевые слова - «множество», «переплетённые» и «скрещенные».
3. Система коммуникаций, расположенных на каком-либо пространстве (железнодорожная сеть, электрическая, газовая, телефонная). Ключевые слова - «система» и «пространство».
4. Совокупность расположенных где-нибудь однородных учреждений, организаций. Ключевые слова - «совокупность» и «однородность».
Таким образом, под понятием «сеть», «сети» следует понимать систему, совокупность, множество, однородность, пространство, переплетённость. Предположим, что любая «сеть», применительно к всевозможным формам её существования, будет иметь данные характеристики, каждая из которых, в свою очередь, получит собственное контекстное наполнение, что позволяет констатировать факт явного расширения рамок применения данного определения.
По мнению Е. В. Василевской [3], «сетевая организация - это форма, децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путём включения всё новых и новых звеньев (структур, объединений, учреждений), что придаёт данной форме гибкость и динамичность. Быть узлом сети - значит иметь собственное авторское содержание относительно общей проблематики сети, иметь собственные ресурсы и инфраструктуру для осуществления своего содержания, понимать, что это содержание
частично и за счёт других узлов сети приобретает дополнительные ресурсы». Деятельность сетевой организации, по мнению исследователя, осуществляется за счёт организованного и целенаправленного привлечения образовательных, информационных, методических, инновационных, кадровых, консультационных и других ресурсов иных учреждений.
Сетевая организация - это установка на преодоление автономности и закрытости всех учреждений; взаимодействие на принципах социального партнёрства; выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей не столько между учрежденческими структурами, сколько между профессиональными командами, работающими над общими проблемами; когда порядок задаётся не процедурами, а общими действиями, их логикой.
Основной принцип сетевой организации -принцип сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие - это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.
Основные свойства сетевой организации по Е. В. Василевской [3]:
1. Форма - горизонтальное взаимодействие: максимальное число связей, многоначалие, включение любого числа объектов.
В основе формирования сетевой организации муниципальной методической службы может быть использован вариант матричной структуры.
Матричная структура предполагает одновременное выполнение участниками сетевой организации нескольких проектов и потому имеет одновременно несколько проектных руководителей при наличии руководителя постоянного субъекта сетевой организации. Все проектные группы действуют в рамках общей среды и единого информационного поля. В результате происходит «наложение» специально созданных временных целевых групп на постоянные субъекты сетевой организации, начинает выстраиваться взаимодействие.
Основополагающий принцип матричной структуры - это улучшение взаимодействия отдельных постоянных субъектов сетевой организации в целях реализации какого-либо
проекта или эффективного решения конкретной проблемы, а не совершенствование их деятельности.
Достоинствами матричной структуры является:
- интеграция разнообразных видов деятельности сетевой организации в рамках реализуемых проектов;
- получение высококачественных результатов по большому количеству проектов;
- усиление личной ответственности руководителя как за проект в целом, так и за его промежуточные результаты;
- достижение большей гибкости и скоординированности работ, быстрое реагирование матричной структуры на изменение внешней среды;
- преодоление внутриорганизационных барьеров, не мешая при этом развитию специализации каждого постоянного субъекта сетевой организации.
Главным принципом построения матричной структуры является развитая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых образуются за счёт взаимодействия руководителей проектов с руководителями постоянных субъектов сетевой организации.
Состав сетевой организации отличается постоянным изменением количества субъектов, которое определяется в соответствии с решением конкретной проблемы. Максимальная степень структурной гибкости переводит эту гибкость из статуса количественной в статус качественной характеристики сетевой организации.
Лидер в сетевой организации - любой человек или группа, являющаяся носителем интеллектуального, финансового, материального, коммуникативного, экспертного или иного ресурса, актуального и важного для работы в данное конкретное время. Другим условием лидерства становится готовность субъекта сетевой организации к использованию своего ресурса для достижения общих целей работы (параллельно с реализацией собственных целей). Система лидерства в сетевой организации соответственно имеет изменяющийся характер, что определяется изменяющимся сочетанием ресурсов.
2. Процессы - ориентированность на результат: мобильность перегруппировки, краткосрочность существования, консенсусные процедуры.
3. Управление - использование «слабых» связей: частичное лидерство, аутсорсинг (использование внешних ресурсов).
Общими положениями управления в сетевой организации, основанной на горизонтальных связях, являются:
- децентрализация. В сетевой организации не один центр, а несколько равноправных центров, отличающихся лишь разным наличием ресурсов и механизмов реализации решений;
- «организация без границ», т. к. не имеет структурных подразделений внутри себя, представляет единую команду; преодоление рамок узких специальностей и профессиональных ролей; возможность совмещения работ в разных организациях или разных частях одной организации, частичное снятие также границ между формальными деловыми и неформальными человеческими отношениями;
- менеджмент «без контроля»: менеджер «координирует, не командуя», выстраивает эффективные контакты с теми людьми и организациями, которые не может контролировать (они ему не подчинены), но на которые он способен влиять.
В практической педагогике начало использования термина «сетевой» относится к 70-80-м гг. прошлого века. Тогда метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесён в педагогическую практику, а в конце 90-х гг. его описал Ю. А. Конаржевский.
В конце 90-х гг. прошлого века заговорили и о сетевом взаимодействии образовательных учреждений. Несомненная заслуга в этом принадлежит А. И. Адамскому, создавшему образовательную сеть «Эврика», который определяет образовательную сеть как «совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга».
Применительно к области образования А. И. Адамский выделяет характеристики «сетевого взаимодействия» в противовес «несетевому». В центре сетевого взаимодействия, по его мнению, находится не информация сама по себе, а персона (актор) и событие (артефакт). Персонами могут выступать авторские коллективы, носители новаторских педагогических технологий. Событие предполагает ориентацию на решение некоторой задачи, для чего оно и инициируется лицами, заявляющими таковым образом об актуальной потребности в решении данной задачи.
Сетевое взаимодействие ОУ, по его мнению, обладает коренным отличием от иерар-
хического, функционирующего в современной системе образования. Нормы деятельности естественным образом выращиваются внутри сети ОУ, а не задаются сверху.
Таким образом, сетевая структура представляет собой вполне конкретную форму отношений. Подкреплённая доверием окружающих, она приобретает стабильность и воспроизводится благодаря действиям субъектов (акторов). Сеть теперь выступает как объективная структура с определёнными нормами регулирования отношений, которую потенциальные участники вынуждены усвоить, если хотят в неё включиться.
Согласно построенной [2] модели сетевой организации можно выделить основные черты сетевого взаимодействия:
- ключевыми понятиями для организации сетевого варианта взаимодействия является доверие, кооперация, адаптация, обязательства, сетевая позиция;
- сетевое взаимодействие приводит к формированию взаимозависимости тех, кто в него включён. Координация между партнёрами в сети достигается через взаимодействие;
- «сети» больше полагаются на «рыночные» механизмы (то есть механизмы выбора), чем на административные формы управления потоками ресурсов;
- при сетевой организации используются общие ресурсы всех участников сети;
- «сеть» - пространство этической стабильности участников сетевого образовательного процесса;
- «сеть» представляет собой особого рода инфраструктуру, обеспечивающую процесс самоорганизации взаимодействия;
- «сеть» - это социальная конструкция, открытая система, её границы неопределённы;
- так как внешняя среда субъективна, сеть становится частью этой среды;
- образовательные учреждения «сети» независимы, отношения между ними устанавливаются в рамках долгосрочных договорных обязательств;
- сотрудничество и кооперация с другими организациями - ключевой вопрос сетевого взаимодействия. Важную роль играет доверие между различными организациями - членами сети;
- отношения внутри сети нацеливают каждого участника проекта на достижение определённых, точно измеренных результатов;
- в сетевом взаимодействии временная перспектива - долгосрочная;
- спецификой сетевых образований является значимая роль личностей в формировании этих структур;
- выгодная позиция субъекта (актора) в «сети» позволяет мобилизовать ценные ресурсы партнёров;
- информацию о внешней среде «сеть» получает через постоянный интерактивный процесс обмена (взаимодействия) с другими участниками образовательного процесса;
- отношения в «сети» не диктуются одной стороной. Главное, позитивное, что есть в сетевой структуре, - отношения добровольности;
- сетевые структуры проявляют высокие адаптационные способности субъектов сетевого взаимодействия;
- основные понятия сетевого подхода легко операционализировать.
Темпы развития сетевого взаимодействия на разных уровнях системы образования представляются далеко не равномерными. Наиболее активно происходит развитие сетевого взаимодействия на уровне образовательных учреждений общего образования. В системе профессионального образования к таким тенденциям относятся университетские комплексы.
Среди направлений сетевого взаимодействия между учреждениями профессионального образования, из которых в современных условиях выделяется дифференциация образования, его фундаментализация, индивидуализация, информатизация; особое значение имеет интеграция. Интеграция образования рассматривается по следующим направлениям: интеграция высших и средних школ, интеграция вузов, интеграция средних и высших специальных учебных заведений и интеграция фундаментальной науки и образования.
Особое значение в процессе становления сетевого взаимодействия учебных заведений имеет формирование университетских комплексов, развивающих российский и зарубежный опыт организации системы образования, проверенный временем. Идея «университетского холдинга», в которой университет становится центром регионального образовательного пространства, воплощает системную модель взаимодействия образования и общества на уровне региона [4].
Создание университетских комплексов предусматривало разные формы интеграции разнопрофильных учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, учреждений дополнительного профессиональ-
ного образования и др.; организацию ассоциаций и консорциумов, включающих в себя не только учебные заведения, но и НИИ, базовые предприятия и организации. Существует не менее трёх моделей взаимодействия учебных заведений:
1) создание комплекса как университетского образовательного округа (не имеющего статуса юридического лица), в котором университет имеет роль методического центра по отношению к образовательным учреждениям различных уровней, повышения квалификации педагогов в регионе, создаёт разветвлённую информационную образовательную среду, ведёт целевую подготовку сотрудников для производственной и общественной сферы региона; при этом все учреждения, входящие в состав округа, сохраняют юридическую независимость;
2) организация комплекса как юридического лица в форме объединения образовательных, научных, производственных и иных структур различных форм собственности, не теряющих статус юридических лиц;
3) формирование комплекса как единственного юридического лица - автономного учебного заведения, в котором соединены подразделения, реализующие образовательные программы разных уровней (лицеи, гимназии, колледжи, институты, учреждения дополнительного профессионального образования и др.), НИИ, производственные и иные подразделения, объекты общественной области.
Так, по информации [5], 23 января 2011 года в Москве в рамках проекта «Сетевой Университет СНГ» завершила работу международная конференция «Сетевое взаимодействие вузов СНГ в подготовке кадров для инновационной экономики». Проект «Сетевой Университет СНГ» был создан в 2008 г. Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества (МФГС) при активном содействии РУДН. В проекте участвует 16 высших учебных заведений из 8 стран СНГ. Однако это только одно направление развития сетевого взаимодействия вузов стран СНГ, решающее проблемы подготовки бакалавров и специалистов.
Действует «Сетевое взаимодействие вузов по основным направлениям Болонского процесса на основе информационнокоммуникационных технологий» (координатором этого проекта является Национальный фонд подготовки кадров [www.ntf.ru]. Информационную поддержку проекта осуществляет ГНИИ ИТТ «Информика» [www.informika.ru].
Для решения задач профессиональной подготовки педагогических кадров в 2010 г. в РГПУ им. А. И. Герцена создано сетевое объединение вузов «Педагогические кадры России», к которому на сегодняшний день присоединились 19 вузов России. Основные цели объединения лежат в сфере обеспечения эффективного и качественного образовательного процесса, направленного на подготовку современного педагога. Одной из задач является создание распределённой системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и научно-методического сопровождения непрерывной уровневой системы педагогического образования с региональными зонами ответственности, а также повышение роли педагогического образования и педагогической науки, превращение университетов в крупные центры подготовки учителей.
Учредителями проекта «ИнтерГУру» [http://intergu.ru] являются Министерство образования России, Федерация интернет-образования, АНО «Компьютер и дети». Целями проекта является:
- оказание поддержки профессиональной деятельности учителя;
- предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность;
- создание и поддержка новых образовательных инициатив.
В число задач проекта входит: создание единого информационного педагогического ресурса, организация практической деятельности учителей в сети, развитие и реализация творческих способностей участников проектов, создание инновационного образовательного пространства, создание сетевого сообщества творческих учителе и т. д.
В число наиболее развитых проектов социального взаимодействия преподавателей входит проект «СоцОбраз» [http://www.socobraz. т] - сетевое социально-педагогическое сообщество, созданное в рамках проекта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, методистов, социальных педагогов, психологов, специалистов дополнительного образования и родителей), ориентированных на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования» НФПК и ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». Основная цель данного проекта заключается в объединении усилий всех, кто
заинтересован в том, чтобы российские школьники получали качественные знания и достойное воспитание, становились гармонично развитыми личностями. Целевыми аудиториями «СоцОбраза» являются: учителя, методисты, классные руководители, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, школьные психологи, родители.
«СоцОбраз» - это интерактивная площадка для обмена опытом учителей, методистов, социальных педагогов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, школьных психологов, и сетевое сообщество, где родители смогут получить консультации и необходимые рекомендации по вопросам обучения, воспитания и развития детей-школьников. Вне зависимости от места проживания теперь у всех жителей России есть возможность задать вопрос лучшим специалистам-психологам, социальным педагогам, учителям, которые принимают участие в нашем проекте, и получить доступ к цифровым образовательным ресурсам (ЦОР).
Внедряемый с 1 сентября 2011 г. ФГОС ВПО третьего поколения призван расширить возможности и гибкость в формировании студентами различных образовательных траекто-
рий с установкой на пригодность к трудоустройству в соответствии с конкретными рыночными запросами. Это означает, что студент имеет право сформировать индивидуальную образовательную программу, используя возможности не только «своего» вуза, но и вузов-партнёров. Следует отметить, что в современном обществе складывается новый взгляд на академическую мобильность как студента, так и преподавателя. Академическая мобильность - важнейший инструмент создания открытого образовательного пространства, необходимого для формирования некоего «задела», обеспечивающего «долгосрочную трудоустраиваемость».
Опыт экспериментальной работы вузов Забайкальского края доказал необходимость кардинального изменения образовательного процесса в формате открытого образовательного пространства. Эти изменения можно реализовать только на основе полномасштабного взаимодействия вузов и других образовательных учреждений. Каждый входящий в сетевое сообщество, должен обладать высокой степенью ответственности как за качество образования, так и за конкурентоспособность на локальном, национальном и глобальном уровне.
Список литературы
1. Паринов С. И. К построению теоретической модели сетевой экономики. URL: http:// rvles.ieie.nsc.ru/parinov/theory/ (дата обращения: 11.10.2011).
2. Бугрова Н. С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2009.
3. Василевская Е. В. Сетевая организация как новый тип отношений и деятельности в современных условиях // Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: метод. пособие. М.: АПКиППРО, 2007.
4. Сидоров П. Университетский холдинг в трех «измерениях» // Высшее образование в России. 2001. № 6. С. 33-36.
5. Глубокова Е. Н., Кондракова И. Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике // Интернет-форум в рамках Всероссийской науч. конф. с междунар. участием «Педагогика в современном мире». URL: http://kafedra-forum.nar-od2.ru/publikatsii/rol_kafedri/glubokova_en_kondrakova_ie/ (дата обращения: 22.10.2011).
Spisok literatury
1. Parinov S. I. K postroeniju teoreticheskoj modeli setevoj jekonomiki. URL: http://rvles.ieie. nsc.ru/parinov/theory/ (data obrawenija: 11.10.2011).
2. Bugrova N. S. Setevoe vzaimodejstvie v sisteme povyshenija kvalifikacii pedagogi-cheskih kadrov: dis. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2009.
3. Vasilevskaja E. V. Setevaja organizacija kak novyj tip otnoshenij i dejatel’nosti v so-vremen-nyh uslovijah // Setevaja organizacija metodicheskoj raboty na municipal’nom urov-ne: metod. poso-bie. M.: APKiPPRO, 2007.
4. Sidorov P. Universitetskij holding v treh «izmerenijah» // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2001. № 6. S. 33-36.
5. Glubokova E. N., Kondrakova I. Je. Setevoe vzaimodejstvie v sfere obrazovanija kak razviva-juwijsja process v teorii i praktike // Internet-forum v ramkah Vserossijskoj nauch. konf. s mezhdu-nar. uchastiem «Pedagogika v sovremennom mire». URL: http://kafedra-forum.narod2.ru/publikatsii/ rol_kafedri/glubokova_en_kondrakova_ie/ (data obrawenija: 22.10.2011).
Статья поступила в редакцию 18.05.2012 г.