УДК 378:37.02
Женина Варвара Сергеевна
аспирант кафедры педагогики
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Varvara S. Zhenina
Postgraduate of the Department of Pedagogy
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected]
NETWORKING OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITIES AS A CONDITION OF ASSURANCE QUALITY OF TRAINING OF THE
MODERN TEACHER
Аннотация. Данная статья посвящена анализу практики использования механизмов сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями. Указаны причины и предпосылки появления данного типа взаимодействия в среде педагогических вузов. Выделены две модели сетевого взаимодействия: концентрированная и распределенная сети. Высказано предположение о том, что реализация сетевого взаимодействия позволит обеспечить подготовку педагогов, обладающих способностью к интеграции общенаучных и психолого-педагогических знаний и умений, их применение к сфере профессии; готовностью к системному анализу и решению проблем профессиональной деятельности; способностью к сотрудничеству, рефлексии, постоянному самообразованию.
Ключевые слова: качество образования; педагогическое образование; подготовка педагога; сетевое взаимодействие педагогических вузов.
Abstract: This article is devoted to the analysis of experience in the use of mechanisms of network interaction between educational establishments. It reveals the reasons and preconditions of the appearance of this type of interaction in the sphere of pedagogical higher educational establishments. The article presents two models of network interaction - concentrated and distributed networks. The author assumes that the realization of network interaction will provide a better training and development
© Женина В.С., 2014
of teachers, capable of demonstrating the ability to integrate general scientific and psycho educational knowledge and skills, their implementation in the professional field. The teachers will also demonstrate the readiness to consider and solve professional problems on the basis of system analysis, will be able to work in cooperation, reflect on their experience and continue their professional development.
Key words: quality of education; pedagogical education; preparation of teacher; networking of pedagogical universities.
Обеспечивая инновационную деятельность государства во всех сферах социально-экономического развития, культурную и научную интеграцию, образование призвано служить инструментом социальной гармонии и достижения экономического и социального прогресса. Поэтому необходимо укрепление дееспособности образования, его продуктивной ориентации, разносторонняя поддержка и непрерывное совершенствование.
Образование по своему предназначению призвано опережать другие социальные сферы, готовить кадры, способные обеспечить назревающие преобразования. Возникает задача перехода к опережающему образованию, встает вопрос о том, на какой основе, за счет чего это можно осуществить, какие для этого созданы предпосылки в педагогической и образовательной практике.
В.И. Загвязинский рассматривает понятие «опережающее образование» как образование, стратегически ориентированное на развитие, перспективное и преобразующее по своему характеру [3, с. 36]. Образованию предстоит позаботиться о подготовке педагогов новой формации, сохранив педагогический профессионализм, реализуя психолого-педагогическую подготовку будущих педагогов в специализированных педагогических образовательных учреждениях.
Миссия педагога XXI в. остается такой же ответственной, а деятельность становится еще более сложной, требующей постоянного совершенствования и обогащения. В связи с этим возникает необходимость разобраться в требованиях к личности педагога, отраженных в стандарте педагога и профессиональном стандарте его подготовки, а также определить условия его подготовки.
Зарегистрированные в стандартах требования к педагогу можно свести к пяти основным качествам, которые вошли в обобщающее понятие «педагогическая компетентность»: направленность, знания и умения, способности, особенности характера, практико-ориентированность [3, с. 51]. Требования к личности педагога конкретизированы в разработанном профессиональном стандарте педагога [6].
Одна из проблем, которую необходимо решить на пути к опережению образования, - проблема сохранения и развития педагогического профессионализма. В настоящее время в педагогическом образовании наблюдаются результаты своеобразной политики Министерства образования
и науки, которое закрыло уже две трети педагогических вузов или сделало их филиалами университетов [3, с. 44].
Для того чтобы обеспечить формирование учителя новой формации, предстоит серьезно обновить систему подготовки педагогов, модифицировать все современные формы педагогического образования.
Качество как понятие относительное имеет два аспекта: первый - это соответствие стандартам или спецификации, второй - соответствие запросам потребителя.
Анализ различных подходов к пониманию сущности категорий «подготовка специалистов сферы образования» и «качество» позволяет выделить две группы критериев качества подготовки специалистов сферы образования: критерии качества процесса подготовки и критерии качества результата этой подготовки.
Качество процесса профессиональной подготовки определяется совокупностью показателей, характеризующих основные компоненты педагогической системы вуза: смысл, цель, содержание и технологии; качество результата - уровнем профессионально-педагогической компетентности выпускников педагогического вуза.
Реализация принципов и задач высшей школы предполагает изменение содержания, форм и методов учебной деятельности студентов, использования междисциплинарного подхода, перевода деятельности учителя из формата трансляционного в деятельностный, а также создание новых управленческих практик в системе управления образованием.
Приходит осознание того, что нужен иной путь реформирования образования, использование для улучшения ситуации имеющихся резервов. Поэтому важно рационально использовать опыт и возможности учебных заведений, готовящих педагогов.
Интеграция образовательных ресурсов профессионального образования позволит изменить менталитет участников, создать продуктивную профессиональную среду, обеспечить согласованную инновационную политику развития предприятий и образовательных учреждений путем создания сетевых объединений. Сетевое объединение выступает средой для взаимодействия заинтересованных профессиональных образовательных учреждений и осуществляет информационное, маркетинговое, методическое и организационное сопровождение инновационных образовательных программ в соответствии с современными требованиями экономики отрасли и потребностями населения.
Разработка организационно-управленческих схем сетевого взаимодействия образовательных учреждений основана на понимании сущности сети и сетевого взаимодействия. Обычно под сетевым взаимодействием в сфере образования понимают разные по типу и масштабам связи между учебными заведениями, организациями и людьми для достижения
каких-либо общих целей и реализующих инновационные образовательные программы.
Теоретическое осмысление вопроса сетевого взаимодействия можно найти в работах авторов, начиная с 70-80-гг. XX в. Началом формирования сетевой концепции стала популяризация идеи «сетевого общества», которая нашла отражение как в парадигме постмодернизма, так и в исследованиях зарубежных и отечественных ученых этапа перехода к «экономике знаний» (М. Кастельс).
В педагогической практике современной России идею сетевого взаимодействия можно обнаружить в системе общего образования в конце 1990-х гг. благодаря А.И. Адамскому.
А.И. Адамский определил «образовательную сеть» как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга. Образовательная сеть, по его мнению, предусматривает: наличие не только вертикальных, но и горизонтальных связей образовательного учреждения; наличие и понимание общей цели и задач деятельности, которые уточняются в условиях диалога и взаимодействия; складывается не только из образовательных учреждений, но и из отдельных педагогов, микросообществ, ассоциаций, стремящихся к развитию нового педагогического опыта [1, с. 187].
Сегодня вопросами сетевого взаимодействия в образовании занимаются такие ученые как А.В. Яковлева, И.Б. Бондырева, С.П. Анисимова, В.П. Демкин и Г.В. Майер, Г.В. Можаева, Е.А. Неретина, В.В. Маковеева, М.Б. Гитман, А.Н. Данилов, В.Ю. Столбов, А.А. Южаков и др.
Для системы образования потребность в сетевом взаимодействии определяется его новыми возможностями, которые открываются для субъектов образования. Во-первых, сетевое взаимодействие позволяет решать образовательные задачи, которые ранее были не под силу отдельному образовательному учреждению, а во-вторых, само по себе сетевое взаимодействие генерирует новые условия обмена образовательными результатами, средства для личностного и профессионального роста.
В реальной практике последних лет активно разрабатываются и внедряются различные модели образовательных сетей, которые условно можно объединить в два основных типа: концентрированная и распределенная сети. Первая предполагает наличие мощного ресурсного центра, где число входящих связей будет намного превышать количество исходящих. В распределенной сети ресурсный центр как таковой отсутствует, а каждый участник имеет возможность создать свою собственную траекторию жизнедеятельности и развития.
Механизмы взаимодействия между узлами сети - образовательными учреждениями - определяют принципы саморегуляции. Каждое образовательное учреждение несёт в себе вполне определённый функционал и
содержание, которые согласно закону синергетики могут усиливаться в сетевом взаимодействии. Основой функционирования сети являются конкретные проекты («временные связи»), создаваемые на основе сетевого взаимодействия на время решения стоящей перед членами сети задачи. При этом вертикальные связи и соподчинения узлов сети могут меняться в зависимости от решаемой задачи. Таким образом, образовательные учреждения являются уникальными узлами сети, которые вступают во взаимодействие «по определенному поводу»: по поводу создания совместной (сопряженной) инновационной образовательной программы, организации распределенного обучения, выполнения научного проекта, проведения научно-практической конференции по проблеме и т.д. Решение задачи будет сопровождаться изменениями в механизмах взаимоотношений между элементами сети: каждая новая задача может привести к формированию временной иерархической структуры или некоторого соподчинения [2, с. 101].
Сетевое взаимодействие обеспечивает решение таких задач, как повышение качества подготовки кадров; формирование уникальных компетенций, востребованных на рынке труда; открытие новых образовательных программ; повышение мобильности студентов и преподавателей; наращивание объемов проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; обеспечение востребованности научных исследований; увеличение спроса на выпускников вуза; привлечение дополнительных ресурсов. Все это позволяет обеспечить, с одной стороны, вхождение в единое образовательное пространство, а с другой - ориентацию на формирующиеся потребности -подготовку специалистов, востребованных на рынке труда.
Сегодня актуальность реализации сетевого взаимодействия в сфере образования подтверждается такими нормативно-правовыми документами, как: ст. 15, п. 1 нового закона «Об образовании в Российской Федерации», новый федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт педагога, а также проект концепции поддержки развития педагогического образования.
Еще в 2003 г. рамках программы модернизации педагогического образования, которая была утверждена приказом Министерства образования РФ от 01.04.2003 г. № 1313, были обозначены условия для горизонтального сетевого взаимодействия учреждений педагогического образования на межрегиональном уровне, где говорится о необходимости обеспечения эффективного обмена опытом инновационных научных и практических разработок в образовании в регионах со сходными социально-экономическими условиями [5].
Примером такого горизонтального сетевого взаимодействия выступает «Сетевой педагогический университет», созданный между тремя педагогическими вузами Поволжья и Урала: Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом, Челябинским государственным
педагогическим университетом и Башкирским государственным педагогическим университетом.
Предполагается, что реализация сетевого взаимодействия педагогических вузов позволит обеспечить подготовку педагогов, обладающих способностью к интеграции общенаучных и психолого-педагогических знаний и умений и их применению к сфере профессии; готовностью к системному анализу и решению проблем профессиональной деятельности; способностью к сотрудничеству, рефлексии, постоянному самообразованию.
Таким образом, современный уровень развития общества, задачи модернизации образования обусловили появление принципиально новых проблем и тенденций, относящихся к сфере педагогического образования.
Список литературы
1. Женина В.С. Сетевое взаимодействие вузов как инновационный тип отношений образовательных учреждений // Педагогические исследования и современная культура: сб. науч. ст. Всерос. интернет-конф. с междунар. участием, 22-25 апреля 2014 г. / ред. совет: Т.Б. Алексеева, И.В. Гладкая, Е.Н. Глубокова, И.Э. Кондракова, Н.М. Федорова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 322 с.
2. Женина В.С. Синергетическая природа сетевого взаимодействия учреждений высшего профессионального образования // Мировоззренческие и методологические проблемы в философском осмыслении мира человеком: сб. науч. ст. студентов и аспирантов ПГГПУ / отв. ред. Е.М. Калашникова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. -Пермь, 2014. - 130 с.
3. Загвязинский В.И. Наступит ли эпоха возрождения?.. Стратегия инновационного развития российского образования: моногр. / В.И. Загвязинский. - М.: Логос, 2014. - 140 с.
4. Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф./документы/2974.
5. Программа модернизации педагогического образования // Приказ Министерства образования Российской Федерации от 01.04.2003 № 1313 «О программе модернизации педагогического образования» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ed.gov.ru/prof-edu/vish/rub/461/.
6. Профессиональный стандарт педагога // Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) [Электронный ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;N=155553.