Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1
УДК 378
ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ В ОБЛАСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н. О. Верещагина
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена E-mail: natalia.vereshchagina@herzen.spb.ru
В статье рассмотрена одна из перспективных форм сетевого взаимодействия, обеспечивающая совершенствование методической подготовки бакалавров и магистров в области географического образования, - образовательный кластер. Ключевые слова: методическая подготовка, сетевое взаимодействие, сетевой консорциум, образовательный кластер.
Prospects for Improving of the Methodical Training
of the Bachelors and Masters
in the Area of Geographical Education
N. O. Vereshchagina
The author considered one of the most promising forms of networking, providing improved methodology of bachelor’s and master’s degrees in the area of geographical education - the education cluster.
Key words: methodological training, networking, networking consortium, educational cluster.
Новым подходом в профессиональном педагогическом образовании, обеспечивающим повышение конкурентоспособности системы профессионального педагогического образования, инновационного развития образования как отрасли экономики, является кластерное обучение. Этому способствует глобализация, придающая достаточно мощный импульс процессу глубоких преобразований в мировой системе профессионального образования.
Мир стал более динамичным и более требовательным к тем странам, у которых отсутствуют либо недостаточно развиты эффективные механизмы устойчивого роста в сфере экономики и политики. Именно система профессионального педагогического образования внутри страны остается ключевым фактором, обеспечивающим подготовку специалистов, способных решать разнообразные проблемы в постоянно меняющихся социально-экономических условиях.
Стоит также отметить, что сегодня и школа, и педагогические вузы, и организации-работо да-тели делают шаги навстречу друг другу с целью совершенствования образовательного процесса, которое соответствовало бы логике трансформации общества в условиях информационного взрыва. Вузы при этом выполняют функцию интеграции образовательных, интеллектуальных,
материально-технических ресурсов, обеспечивающих формирование новой структуры и содержания педагогического образования.
Создание передовой системы педагогического образования - это ключевая этическая, экономическая, стратегическая задача современной России. Такие процессы развития профессионального педагогического образования, как переход на уровневую систему подготовки, дифференциация и индивидуализация образования, реализация модульного и личностно ориентированного обучения являются предпосылками интеграционных процессов, находящих отражение в различных формах сетевого взаимодействия, инициатором которого в 2010 г. стал Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Сегодня в сетевой консорциум объединилось более 20 педагогических вузов с целью консолидации ресурсов и формирования условий, обеспечивающих подготовку педагогов новой формации.
Таким образом, одним из приоритетных направлений развития государственной политики в области профессионального педагогического образования становится создание и развитие образовательных кластеров. Кластерная модель развития профессионального педагогического образования способна устойчиво генерировать эффективные методики и педагогические технологии подготовки профессионалов для системы общего (среднего) образования, среднего и высшего профессионального образования, отвечающих потребностям государства и общества. Основными теоретическими предпосылками внедрения кластерного подхода в систему педагогического образования являются внедрение личностно ориентированного обучения, инновации в образовании, блочно-модульное обучение, всеобучающие системы.
Под образовательным кластером понимают совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли.
Анализируя состояние российской системы профессионального педагогического образования на рубеже ХХ-ХХ1 вв., нельзя не отметить
© Верещагина Н. О., 2012
таких ее характеристик, как неустойчивость и неравномерность, несмотря на то что перспективы развития педагогического образования неоднократно рассматривались Министерством образования и науки (ранее - Министерством образования) Российской Федерации. Совершенствование сложившейся системы подготовки учителей на современном этапе сталкивается с рядом противоречий: во-первых, между все возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и фактическим его состоянием; во-вторых, между утвердившимся в реальной практике новым типом профессиональной деятельности педагога с преобладанием творческой направленности педагогического мышления и сложившейся моделью профессионального образования, ориентированной преимущественно на традиционную «знаниевую» парадигму педагогической деятельности; в-третьих, между необходимостью оперативно реагировать на непрерывно меняющиеся требования к развитию личностного и индивидуально-творческого потенциала субъектов образовательного процесса и дискретно-локальным характером сложившейся системы подготовки будущего учителя; в-четвертых, между социальным заказом на высококомпетентного специалиста и инертностью многих учителей, касающейся применения своих знаний и умений в соответствии с современными требованиями к профессионалу, и др.
Необходимость разрешения указанных противоречий порождает потребность в разработке вопросов, связанных с рассмотрением совершенствования методической подготовки бакалавров и магистров в области географического образования в рамках образовательного кластера, направленного на повышение качества уровневой подготовки будущих учителей географии.
В образовательном кластере все субъекты принимают участие в регулировании системы методической подготовки бакалавров и магистров в области географического образования. Это не формальное объединение разных структур известной триады «вуз - наука - школа», а нахождение новой формы сопряжения их потенциала с целью достижения сверхэффекта в решении поставленных задач. Работодатель определяет, чему учить, учебные заведения - как учить, а профессиональное образование рассматривается как процесс, интегрированный с образовательной практикой, при этом и время, затрачиваемое на методическую подготовку востребованного специалиста, и период его профессиональной адаптации сокращаются.
Для работодателя - заказчика образовательных услуг образовательный кластер является «фабрикой» комплексного практико-ориентирован-ного профессионального знания, позволяющего определить зоны приоритетных инвестиционных
вложений. Основными задачами образовательного кластера, объединяющего специалистов в области методологии и теории географического образования, являются:
разработка и реализация модели методической подготовки бакалавров и магистров в области географического образования, построенной на основе интеграции методологических подходов и принципов, а также реализуемой при условии объединения структурных подразделений образовательных учреждений, включенных в сетевое взаимодействие, и образовательных учреждений-работодателей, обеспечивающих повышение уровня методической компетентности бакалавров и магистров;
интенсификация и стимулирование совместных фундаментальных и прикладных научных исследований в области методологии и теории географического образования за счет развития исследовательской школы, расширения связей с академическими структурами, профильными научно-исследовательскими институтами, усиления грантовой деятельности и др.;
создание гибкой системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, осуществляющих методическую подготовку бакалавров и магистров в области географического образования с учетом текущих и прогнозных требований системы российского образования.
При проектировании методической подготовки бакалавров и магистров в области географического образования необходимо учитывать уровневое построение образовательного кластера. Так, нами выделяются корпоративный, сетевой и международный уровни1.
Корпоративный уровень направлен на объединение кафедр и структурных подразделений вуза, организаций-партнеров и организаций-ра-ботодателей, принимающих участие в подготовке бакалавров и магистров в области географического образования с целью повышения качества их методического обеспечения. При этом системообразующей единицей является объединение кафедр методики обучения (в соответствии с профилем и предметной областью) или научно-педагогических кадров, обеспечивающих реализацию методической подготовки бакалавров и магистров.
В существующей практике развития университетского сетевого взаимодействия можно выделить следующие этапы:
1) осознание важности, необходимости и неизбежности совершенствования методической подготовки бакалавров и магистров в области географического образования;
2) мотивирование профессорско-преподавательского состава и формирование готовности к проектированию и реализации методической подготовки;
3) формирование команды из числа профессорско-преподавательского состава, методически
Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1
и теоретически подготовленной к проектированию и реализации методической подготовки;
4) анализ проблемного поля методической подготовки и определение ключевых проблем;
5) выработка проектной идеи совершенствования методической подготовки, предполагающая выбор объекта нововведения; выбор основан на жизненной необходимости конкретного вуза и должен быть однозначно понимаемым большинством участников образовательного процесса;
6) определение методологических и теоретических подходов, принципов, методов, форм и средств обучения, педагогических технологий и др., предполагающих разработку модели методической подготовки бакалавров и магистров, обновление содержания программ учебных дисциплин, практик и др., а также разработку программы реализации внедрения модели;
7) отслеживание реализации проектной идеи с целью ее коррекции.
Сетевой уровень предполагает: создание образовательной сети педагогических образовательных учреждений России и способствование разработке сопряженных основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров в области географического образования (учебных планов, программ учебных дисциплин, практик, итоговой государственной аттестации и др.); проведение внутреннего аудита и профессиональной сертификации образовательных программ и научно-педагогических кадров, осуществляющих подготовку бакалавров и магистров; переход на модульное обучение и нелинейное построение образовательного процесса; расширение спектра учебных модулей (курсов, дисциплин), новых форм обучения и педагогических технологий подготовки бакалавров и магистров с учетом специфики уровневого образования; развитие академической мобильности обучающихся и преподавателей; эффективное использованию образовательных ресурсов в качестве базы для научного исследования и производственной практики. Тем самым повышаются эффективность и качество подготовки педагогических кадров в России в целом, дается импульс развитию дистанционных форм обучения, стимулируется академическая мобильность студентов и преподавателей внутри сети.
Таким образом, сетевой уровень построения образовательного кластера связан с необходимостью объединения в рамках одной территориально-функциональной зоны фундаментальных и прикладных исследований в области теории и методики обучения и воспитания (в соответствии с профилем подготовки), разработки новых методик и педагогических технологий, интеллектуальных продуктов и т. д. Эффективное решение проектирования и реализации методической подготовки бакалавров и магистров в области географического образования достигается за счет формирования коллективного разума (сетевых знаний). На этом
этапе происходит не просто механическая интеграция ресурсов сети вузов, образовательных учреждений и организаций, заинтересованных в повышении результативности уровневой методической подготовки бакалавров и магистров в области географического образования, но эволюция самых ценных фундаментальных и теоретических знаний сотрудников, принимающих участие в ее проектировании и реализации, которые не только накапливаются и распространяются, но и служат отправной точкой для постоянного потока новых идей.
Международный уровень направлен на расширение реализации многосторонних транснациональных проектов сотрудничества, обеспечивающих повышение качества методической подготовки на основе развития содержания, методов и процедур в рамках профессионального педагогического образования. Он предполагает развитие совместной работы различных европейских партнеров, направленной на формирование методической компетентности бакалавров и магистров в области географического образования в ходе методической подготовки и предполагает:
1) разработку методологии методической подготовки бакалавров и магистров и регулирующих процедур и положений, направленных:
во-первых, на согласование требований к уровню методической компетентности с международными квалификационными стандартами и списками единиц результатов обучения, согласованных с соответствующими кредитными системами стран Европы и соотнесенных с Европейской системой перевода и накопления кредитов (ECTS) для высшего образования;
во-вторых, на содействие проверке, признанию и накоплению методических навыков и знаний обучающихся, приобретенных во время пребывания в другой стране или в различных ситуациях;
2) разработку методик и педагогических технологий обучения, оперативных механизмов, процедур и инструментов для оценки результатов обучения (то есть методической компетентности) для признания результатов методической подготовки между субъектами сетевого взаимодействия.
При этом основной формой взаимодействия являются инновационные проекты, которые должны выступать средствами улучшения качества и содействия инновациям в сфере методической подготовки. Успех при реализации данных проектов зависит от единства понятийной терминологии, разработанности инструментов и методов обучения, а также конкретных учебных материалов, которые могут быть использованы в ходе методической подготовки или приспособлены к изменяющимся условиям.
Среди примеров объединений, реализующих сегодня сетевые международные проекты в области профессионального образования, можно выделить EQAVET (European Quality Assurance)
106
Научный отдел
- сообщество практиков с участием государств-членов, социальных партнеров и Европейской комиссии для развития общеевропейского сотрудничества в области разработки и совершенствования качества профессионального образования на основе единых требований к европейскому качеству.
В 2011 г. участники второго ежегодного форума, проводимого EQAVET в Будапеште (Венгрия), в резолюции отметили приоритетность кластерного подхода при реализации сетевых международных проектов и учета национальных ориентиров, традиций, культуры и т. д., а также необходимость создания условий и организации мероприятий для совместного использования и обмена информацией и надлежащей практики (например, взаимного обучения и т. д.)2.
Таким образом, образовательный кластер предполагает создание различных форм интеллектуальных сетей, обеспечивающих решение задач методической подготовки бакалавров и магистров в области географического образования. На каждом из представленных выше уровней он будет способствовать взаимному обогащению и развитию педагогического творчества, а также
разработке новых решений методической подготовки бакалавров и магистров. Выработка единых методологии, технологии и инструментария методической подготовки на международном уровне предоставит обучающимся возможность контроля личного опыта обучения и сделает его более привлекательным.
Примечания
1 Верещагина Н. О. Методическая подготовка бакалавров и магистров в области естественно-научного образования: методология, теория и перспективы. СПб., 2011. 224 с. ; Соломин В. П. Образовательный кластер как форма совершенствования методической подготовки бакалавров и магистров в области естественно-научного образования // Материалы XI междунар. методол. семинара «Биологическое и экологическое образование : методология, теория, методика». СПб., 2011. С.115-124.
2 Второй ежегодный форум EQAVET. и^Ъ: Ьйр://№№«г. eqaveteu/Libraries/Annual_Forum_2011/Secretariat_Re-port_EQAVET_Annual_Forum_2011_FINAL.sflb.ashx. (дата обращения: 23.12.2011).