Научная статья на тему 'Организации социально-педагогического партнерства университетов на основе сетевого взаимодействия'

Организации социально-педагогического партнерства университетов на основе сетевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТЫ / UNIVERSITIES / УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIO-PEDAGOGICAL PARTNERSHIP / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПАРТНЕРСТВО / ORGANIZATION OF INTERACTION / ОРГАНИЗАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORKING / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ / JOINT ACTIVITIES OF UNIVERSITIES FOR THE IMPLEMENTATION OF MASTER''S DEGREE PROGRAMS / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ACADEMIC MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосимов Геннадий Михайлович

В статье описаны результаты аналитико экспериментального исследования процесса организации социально педагогического партнёрства на основе сетевого взаимодействия. Осуществленный анализ генезиса, предпосылок и механизма сетевого взаимодействия, позволяет выделить основные направления партнерства на региональном уровне: использование инновационных подходов в управлении образовательными учреждениями; совместная разработка новых учебных планов, учебных программ, методических материалов; разработка и реализация договоров о партнёрстве, дорожных карт; составление планов, проектов по развитию научно образовательного сотрудничества; реализация принципа мобильности студентов и преподавателей. Сетевое взаимодействие вузов партнёров рассматривается как совместная деятельность, направленная на эффективное и рациональное использование кадровых материально технических, технологических ресурсов, расширение возможностей формирования у студентов индивидуальных образовательных траекторий, углубленное освоение компетентностно ориентированных модулей учебных дисциплин, эффективное осуществление научно исследовательской работы, учебных и производственных практик. Приведены результаты контент анализа договора и дорожной карты сетевого взаимодействия по совместной реализации магистерских программ Курганского государственного и Уральского государственного педагогического университетов. Показаны конкретные достижения совместной деятельности вузов партнёров. Определены перспективы социально педагогического партнерства университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федосимов Геннадий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SOCIO-PEDAGOGICAL UNIVERSITY PARTNERSHIP ON THE BASIS OF NETWORKING

The article describes the results of the analytical experimental study of the process of organizing the social pedagogical partnerships through networking. Implemented genesis analysis, assumptions and networking mechanism, allowing to identify the main areas of partnership at the regional level: the use of innovative approaches in the management of educational institutions; joint development of new curricula, training programs, teaching materials; development and implementation of partnership contracts, road maps; preparation of plans, projects for the development of scientific educational cooperation; implementation of the principle of the mobility of students and teachers. Networking of universities partners is seen as a joint activity aimed at effective and efficient use of human material technical, technological resources, empowerment of formation of students' individual educational trajectories, in-depth development of competence oriented disciplines modules, the effective implementation of scientific research, training and industrial practices. The results of content analysis of the agreement and the road map of networking for joint implementation of master's programs and Kurgan State Ural State Pedagogical University. Showing concrete achievements of joint activities of universities partners. The prospects of socio pedagogical partnership universities.

Текст научной работы на тему «Организации социально-педагогического партнерства университетов на основе сетевого взаимодействия»

педагогические науки

Федосимов Геннадий Михайлович ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА ...

УДК 378.046

ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА УНИВЕРСИТЕТОВ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

© 2016

Федосимов Геннадий Михайлович, кандидат педагогических наук, профессор, руководитель магистерской программы «Менеджмент в образовании» Курганский государственный университет, Курган (Россия)

Аннотация. В статье описаны результаты аналитико - экспериментального исследования процесса организации социально - педагогического партнёрства на основе сетевого взаимодействия. Осуществленный анализ генезиса, предпосылок и механизма сетевого взаимодействия, позволяет выделить основные направления партнерства на региональном уровне: использование инновационных подходов в управлении образовательными учреждениями; совместная разработка новых учебных планов, учебных программ, методических материалов; разработка и реализация договоров о партнёрстве, дорожных карт; составление планов, проектов по развитию научно - образовательного сотрудничества; реализация принципа мобильности студентов и преподавателей. Сетевое взаимодействие вузов

- партнёров рассматривается как совместная деятельность, направленная на эффективное и рациональное использование кадровых материально - технических, технологических ресурсов, расширение возможностей формирования у студентов индивидуальных образовательных траекторий, углубленное освоение компетентностно - ориентированных модулей учебных дисциплин, эффективное осуществление научно - исследовательской работы, учебных и производственных практик. Приведены результаты контент - анализа договора и дорожной карты сетевого взаимодействия по совместной реализации магистерских программ Курганского государственного и Уральского государственного педагогического университетов. Показаны конкретные достижения совместной деятельности вузов

- партнёров. Определены перспективы социально - педагогического партнерства университетов.

Ключевые слова: университеты, уровневое образование, социально-педагогическое партнерство, основные направления организации партнерство, организация, взаимодействие, сетевое взаимодействие, совместная деятельность вузов по реализации магистерских программ , академическая мобильность.

ORGANIZATION OF SOCIO-PEDAGOGICAL UNIVERSITY PARTNERSHIP ON THE BASIS OF NETWORKING

© 2016

Fedosimov Gennadij Mihajlovich, candidate of Pedagogical Sciences, professor, the head of the pedagogical program "Management in education" Kurgan State University, Kurgan (Russia)

Abstract. The article describes the results of the analytical - experimental study of the process of organizing the social

- pedagogical partnerships through networking. Implemented genesis analysis, assumptions and networking mechanism, allowing to identify the main areas of partnership at the regional level: the use of innovative approaches in the management of educational institutions; joint development of new curricula, training programs, teaching materials; development and implementation of partnership contracts, road maps; preparation of plans, projects for the development of scientific - educational cooperation; implementation of the principle of the mobility of students and teachers. Networking of universities -partners is seen as a joint activity aimed at effective and efficient use of human material - technical, technological resources, empowerment of formation of students' individual educational trajectories, in-depth development of competence - oriented disciplines modules, the effective implementation of scientific - research, training and industrial practices. The results of content - analysis of the agreement and the road map of networking for joint implementation of master's programs and Kurgan State Ural State Pedagogical University. Showing concrete achievements of joint activities of universities - partners. The prospects of socio - pedagogical partnership universities.

Keywords: universities, socio-pedagogical partnership, the organization of interaction, networking, joint activities of universities for the implementation of master's degree programs, academic mobility.

В условиях реализации рыночной модели экономики в России в конце XX - начале XXI столетия был осуществлен переход к уровневому образованию в высших учебных заведениях. Введение бакалавриата и магистратуры сопровождалось укрупнением Вузов и увеличением в них количества профилей и направлений. Создание крупных федеральных университетов, объединение незначительных по численности студентов вузов в более крупные являлось не только средством оптимизации, но и определенным результатом введения и развития уров-невого образования в стране.

В ходе введения новых форм получения высшего образования студентами проявляется тенденция усиления социально-педагогического партнерства Вузов, и в частности, университетов. Партнерство представляет особую форму общественных отношений, детерминированное социально-экономическими изменениями в стране, инновационными процессами в образовании, развитием педагогических технологий. Анализ исследований по рассматриваемой проблеме позволяет выделить основные направления в осуществлении партнерства: использование инновационных подходов в управлении образовательными учреждениями; совместная разработка новых учебных планов, учебных программ и курсов, лекций; разработка и реализация дорожных карт сете-

вого взаимодействия; составление планов-проспектов по развитию научно-образовательного сотрудничества; расширение обмена студентами, преподавателями.

Данные направления могут успешно функционировать при наличии определенных условий: социальных, экономических, управленческих, педагогических, организационных и др. Одним из эффективных условий партнерства Вузов является организация сетевого взаимодействия. Данная проблема в педагогической науке достаточно новая и мало исследована. Изучение ее генезиса показывает, что отдельные элементы взаимодействия между вузами достаточно широко применялись в СССР. Этимологический анализ понятия «сетевое взаимодействие» показывает, что данный термин связан с понятиями «сетевое общество» (Стайн Брэтен), «сетевая страна» (Роксон Хилц, Андрей Турофф), появившиеся в 80гг. прошлого столетия.

В XXI столетии рядом ученых сетевое взаимодействие в системе образования рассматривается как инновация. (Т.А. Зубарева, М.Б. Брехова, А.О. Лебедев др.) Другие аспекты исследуемой проблемы раскрыты в исследованиях И.Б. Буртановой, И.Б. Медведев, В.И. Скрипниченко и др. [3, 4].

С принятием закона «Об образовании в Российской Федерации» в 2012г. сетевое взаимодействие приобре-

Федосимов Геннадий Михайлович педагогические

ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА ... науки

ло законодательный статус. В п.1 статьи 15 указывается на необходимость совместной деятельности образовательных учреждений (организаций) и использовании ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В законе указывается, что образовательные программы реализуются организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм [1].

Исходя из содержания осуществленного анализа, изучения теоретических и практических аспектов проблемы под сетевым взаимодействием Вузов-партнеров мы понимаем их совместную деятельность, направленную на реализацию принципов мобильности студентов и преподавателей, эффективного и рационального использования кадровых, материально-технических, технологических ресурсов с целью повышения качества подготовки студентов.

Иллюстрацией организации партнерства двух университетов на региональном уровне является совместная деятельность Уральского государственного педагогического университета с Курганским государственным университетом по реализации магистерских программ «Менеджмент в образовании» и «Инновационные процессы в образовании». Сотрудничество преподавателей и студентов осуществляется на основе приказов по Вузам, в частности, по Уральскому государственному педагогическому университету «Об апробации модулей основных образовательных программ в рамках сетевого взаимодействия».

Совместную деятельность университетов определяет «Договор о сетевом взаимодействии по реализации образовательных программ магистратуры», в котором обозначены предмет договора, обязанности сторон. В частности, в данном документе констатируется целесообразность организации сетевого взаимодействия. Контент-анализ текста договора выявляет следующие стороны взаимодействия:

- расширение доступа обучающихся к современным образовательным ресурсам, технологиям и средствам обучения;

- предоставление возможности формирования у магистрантов индивидуальных образовательных траекторий;

- углубленное освоение компетентностно-ориенти-рованных модулей учебных дисциплин;

- эффективное осуществление учебных и производственных практик.

В документе обозначены условия и порядок осуществления образовательной деятельности.

На основе договора совместно разработана стратегия взаимодействия университетов-партнеров. Основные направления, содержание, формы по направлению «Педагогическое образование» профилям «Менеджмент в образовании» и «Инновационные процессы в образовании». Стратегия сетевого взаимодействия представлена в этапах дорожной карты начиная с разработки модели, нормативно-правового обеспечения сетевых образовательных программ и заканчивая организацией профаги-тационной компании для выпускников-бакалавров.

Дорожная карта содержит следующие разделы: этапы; нормативно-правовое обеспечение сетевых образовательных программ; организационно-методическое их обеспечение; сетевые события; ожидаемый эффект от выполнения дорожной карты. В ней установлены сроки реализации и ответственные.

В «Дорожной карте» спрогнозирован ожидаемый эффект от выполнения. Ее реализация обеспечивает повышение:

- качества подготовки студентов по магистерским программам вузов-партнеров;

- уровня академической мобильности преподавателей и магистрантов;

- качества реализации индивидуальных и групповых образовательных траекторий студентов;

- возможностей участников сети за счет объединения ресурсов для более эффективного формирования процессуальных компетенций.

Сетевое взаимодействие между университетами в соответствии с договором и дорожной картой определено с 2014 по 2020 годы. Оно представляет систему горизонтальных и вертикальных связей. При открытии магистерской программы «Менеджмент в образовании» на педагогическом факультете КГУ определились связи с образовательными учреждениями г. Кургана: Муниципальными бюджетными общеобразовательными учреждениями «Гимназия № 31», «Гимназия № 19», муниципальным бюджетным учреждением «Курганский городской инновационно-методический центр». Директора этих учреждений имеют ученые степени кандидата педагогических наук и принимают активное участие в подготовке магистрантов, читают лекции, проводят практические занятия, консультации, участвуют в итоговой аттестации. В процессе подготовке магистров используются ресурсы данных образовательных учреждений: в классах, учебных кабинетах, компьютерных классах проводятся занятия, осуществляется групповое и индивидуальное консультирование, ознакомление с документацией, участие в защите инновационных проектов. Магистранты высоко оценивают занятия в гимназиях и инновационно-методическом центре: «проведение занятий в школах очень полезно, эффективно для будущих менеджеров, можно увидеть работу руководителей, позитивные стороны и недостатки, получить конкретные ответы» - утверждает один из студентов, отвечая на вопросы «Анкеты магистранта».

Горизонтальные связи в реализации магистерской программы «Менеджмент в образовании» установлены с Институтом кадрового развития и менеджмента Уральского государственного педагогического университета.

Анализ проведенных совместных мероприятий ВУЗов-партнеров в течение трех лет позволяет произвести оценку позитивных сторон, проблем, недостатков сетевого взаимодействия. Результаты мониторинга, экспертных оценок, анкетного опроса, тестирования магистрантов и преподавателей выявляют позитивные стороны партнёрства.

Студенты и преподаватели отмечают достаточно успешную реализацию принципа академической -мобильности [7-15], проявившуюся в организации совместных занятий магистрантов из двух городов, которые проводили преподаватели из Уральского государственного педагогического университета и Курганского государственного университета. По оценке магистрантов это «... интересная, полезная, необходимая, эффективная форма занятий».

Значительную эффективность представляет участие магистрантов и преподавателей в научно-практических конференциях проводившихся на базе университетов-партнеров. Магистранты и преподаватели приняли участие в конференциях «Актуальные проблемы развития инноваций и менеджмента в образовании» (Курган, май 2014 года); «Образование взрослых в современной России» (Екатеринбург, октябрь 2014 года); «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина в условиях новых стандартов» (Екатеринбург, март 2015), «Подготовка бакалавров и магистров в условиях уровневого образования: опыт, проблемы, перспективы» (Курган, май 2015). В соответствии с Дорожной картой в мае 2016 года планируется проведение научно-практической конференции в Курганском государственном университете на тему «Инновационный потенциал подготовки бакалавров и магистрантов в условиях становления уровневого образования». Участие магистрантов в работе конференций позволяет углублять и расширять знания, формировать общекультурные и профессиональные компетенции, апробировать идеи магистерских диссертационных исследований.

педагогические науки

Федосимов Геннадий Михайлович ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА ...

В процессе сетевого взаимодействия постоянно осуществляется корректировка содержания учебных планов, учебных программ, преподаватели обмениваются опытом по обучению магистрантов, подготовке к защите магистерских диссертаций.

В целом, университеты-партнеры продемонстрировали взаимный интерес к организации сетевого взаимодействия, к проведению академических обменов, научно-практических конференций, консультаций. Впереди решение таких проблем, как создание единого учебного плана, совместное руководство магистерскими диссертациями, межбиблиотечное сотрудничество, организация сетевого интернет-портала, учебно-методического обеспечения магистерских программ.

научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 58-60.

15. Иванова Т.Н. Формирование социально-трудовой траектории как составной части системы социально-трудовой мобильности молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 57-59.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вылегжанина И.В. Профессиональное сетевое взаимодействие как условие личностно - ориентированного подхода в системе повышения квалификации // Личностно- ориентированный подход в образовании: методология и практика: сб.науч метод. трудов. (2007) / Вятский гос. гуманитар. ун-т. Киров: ВЯТГГУ, 2008. С18-31.

2. Зоткин А.О. и др. Сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования / А.О. Зоткин, Н.Л. Егорова // Народное образование .- 2007. - № 1. -С.109-119.

3. Куган Б.А. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней: монография / Б.А. Куган, Г.Н. Сериков. - М.: Владос, 2002. - 632с.

4. Кузьмин С.В. , Ягодка В.И. Практика сетевого взаимодействия образовательных учреждений: учеб. метод. пособ. Иваново: ИГУ, 2008. Ч2.173с.

5. Медведев И.Б, Скрипниченко В.И. Проблемы формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 13. - С. 239241.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Новый закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Экспо, 2013. - 208с.

7. Лившиц Ю.А., Иванова Т.Н. Профессиональная мобильность молодых специалистов в сфере услуг // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 54-57.

8. Ясаревская О.Н. Академическая мобильность -путь к становлению высококвалифицированного специалиста // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 148-151.

9. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 70-72.

10. Цветкова Н.А., Ярыгин Г.О., Лопач О.В. Политика международной академической мобильности Российской Федерации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 4 (13). С. 108-115.

11. Щеглова Е.А., Жаткин Д.Н. К вопросу о формировании профессиональной мобильности студентов в условиях технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 139-144.

12. Иванова Т.Н. Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 25-27.

13. Бураева В.Г. Профессиональная мобильность как интегральное качество личности современного специалиста // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 70-73.

14. Пецина И.А. Проблема профессиональной мобильности как одна из характеристик функционирования педагога-музыканта в современном мире // Азимут

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.