Научная статья на тему 'Сетевая организация в системе повышения квалификации педагогов'

Сетевая организация в системе повышения квалификации педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЬ / СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / NET / NET ORGANIZATION / NET INTERACTION / THE SYSTEM OF IMPROVING OF THE GUALIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова З. В.

В данной статье рассматривается актуальность введения понятия «сетевая организация», «сетевое взаимодействие» выделяются его признаки в опоре на теорию и практику использования данного понятия в философии, социологии и педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The net organization in the of improving the gualification

This article is about the actuality of the introduction of such notion as «net organization», «net interaction». The author stresses its signs leaning on the theory and the practice using the definition in philosophy, sociology and pedagogics.

Текст научной работы на тему «Сетевая организация в системе повышения квалификации педагогов»

Педагогика

10. Мартишина Н. В. Сущность и основные характеристики творческого потенциала педагога // Педагогическое образование и наука. 2007. № 5. С. 9-11.

11. Мартишина Н. В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога // Педагогика. 2006. № 3. С. 48-57.

12. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Проект. ЦГКЬ: Ы^р://топ. gov.ru/files/materials/5233/09.03.16-nns (дата обращения: 10 февраля 2010 г.).

13. Об утверждении порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Проект. ЦГКЬ: http://mon.gov.ru/dok/akt/5863/ (дата обращения: 24.04.2010).

14. Сластенин В. А. Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 224 с.

уДК 374. 6 ББК Ч 484 (2) 78

З. В. Осипова

г. Чита

сетевая организация в системе повышения квалификации педагогов

В данной статье рассматривается актуальность введения понятия «сетевая организация», «сетевое взаимодействие» выделяются его признаки в опоре на теорию и практику использования данного понятия в философии, социологии и педагогике.

Ключевые слова: сеть, сетевая организация, сетевое взаимодействие; система повышения квалификации.

Z. V. Osipova

Chita

The net organization in the of improving the gualification

This article is about the actuality of the introduction of such notion as «net organization», «net interaction». The author stresses its signs leaning on the theory and the practice using the definition in philosophy, sociology and pedagogics.

Keywords: net, net organization, net interaction, the system of improving of the gualification.

Вторая половина ХХ в. ознаменовалась новой информационной революцией, которая уже привнесла в образовательные системы новые технологии, компьютерные обучающие программы, телекоммуникационные сети, мультимедийные средства. Все эти изменения с середины прошлого века и по настоящее время связывают с движением современного общества от индустриального к сетевому информационному обществу XXI в.

Переход от индустриального к сетевому информационному обществу обусловил тенденцию организации повышения квалификации в виде сети. Система повышения квалификации педагогических кадров сегодня развивается в двух направлениях: централизованном и сетевом. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривается «реорганизация методической службы органов управления образованием, построение ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга» [6].

Основным принципом сетевой организации является взаимодействие. «Сетевое взаимодействие - это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов» [2, с. 113].

Сети и сетевые сообщества - это историческое явление, существующее всегда в более или менее явном виде, предполагающее взаимодействие субъектов в процессе решения конкретных задач. В современной философской и научной литературе существует несколько подходов к осмыслению феномена сети.

Наибольшую известность в настоящее время в литературе о сетевом обществе имеют работы профессора Калифорнийского университета М. Кастельса, одного из самых авторитетных социальных мыслителей и исследователей современного мира.

Гуманитарный вектор. 2010. № 2 (22)

Если прежде основу всякого человеческого сообщества составляла привязанность человека к месту жительства и работы, то трендом последнего столетия является ослабление этой привязанности и переход к экстерриториальным социальным связям. Люди утрачивают связи с локальными сообществами не только в силу новых коммуникационных возможностей, но и в силу того, что они реализуют личные потребности, опираясь на эти новые возможности. Этот принцип построения сообщества М. Кастельс называет сетевым индивидуализмом, «персонализируемым сообществом». Растущие оперативность, мобильность и гибкость, затронувшие все сферы жизнедеятельности человека, делают естественным переход к сетевым, т. е. более многообразным и «дальним», технологически невозможным еще вчера формам организации различных сфер человеческой активности. В экономике это сетевое предприятие, в политике - интерактивная, более чуткая к волеизъявлению граждан политическая система, в культуре - единая мировая информационная сеть Интернет и глобальные масс-медиа.

В результате, убежден Кастельс, формируется новая среда жизнетворчества, в которой меняется смысл пространства и времени. Современное общество построено вокруг потоков капитала, информации, технологий, организационного взаимодействия, символов. Каждый из потоков движения этих ресурсов организован процессами, в которые он включен. «Пространство потоков есть материальная организация социальных практик в разделенном времени» [5].

В практической педагогике начало использования термина «сетевой» относится к последней четверти XX века, когда метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки в педагогическую практику Ю. А. Конаржевским. А. И. Адам-ский применительно к сфере образования выделил следующие характеристики сетевого взаимодействия. В центре сетевого взаимодействия, по его мнению, находится не информация сама по себе, а «персона» (актор) и «событие» (артефакт). Персонами могут выступать авторские коллективы, носители инновационных педагогических технологий. Второй компонент - «событие» - предполагает ориентацию на решение некоторой задачи. «Событие» инициируется лицами, заявляющими об актуальной потребности в решении этой задачи. «Сетевое взаимодействие несет в себе коренное отличие от иерархического, функционирующее в современной си-

стеме образования, т. к. нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети» [1].

С. Э. Зуев выделяет три типа организации человеческого взаимодействия: иерархический, строящийся на принципах контроля (бюрократический); рыночный - на принципах поиска баланса интересов (небюрократический); сетевой -на принципах горизонтальной коммуникации [4, с. 28].

Отличие сетевой организации от бюрократической Е. В. Василевская определяет следующим образом: «Во-первых, сетевая организация предполагает децентрализованную иерархию, основанную на принципе многоначалия (у каждого члена организации несколько начальников), а бюрократическая организация - строго централизованную иерархию - принцип единоначалия (у каждого свой начальник).

Во-вторых, в сетевой организации -широкая специализация участников. Они параллельно или попеременно занимаются несколькими (или даже всеми) направлениями и специальностями, которым посвящена деятельность сетевой организации. Этих направлений может быть несколько, т. к. сетевая организация решает междисциплинарные задачи. В бюрократической организации узкая (жесткая функциональная) специализация участников и, соответственно, узко определенная ответственность.

В-третьих, в сетевой организации преимущественна роль горизонтальных связей, тогда как в бюрократической - только вертикальных» [3, с. 7].

Анализируя понятие «сеть», «сетевое», нельзя не обратиться к работам социолога М. М. Чучкевича, давшего определение сетевой организации и описавшего ее основные характеристики. По его мнению, «сетевая организация - это объединение независимых индивидов, социальных групп и /или организаций, действующих скоординировано на продолжительной основе по достижению согласованных целей и имеющих общий корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру» [7, с. 54].

Характеристики сетевой организации, выделенные М. М. Чучкевичем:

• Объединяющая цель - в сетевых организациях представляет собой достаточно сложный феномен, несущий в себе смысл основной идеи сети - конкурентного сотрудничества. Оно строится на индивидуальном прогрессе каждого члена сети, недостижимом за ее пределами. Относительно независимая

Педагогика

организация вступает в сетевую организацию, переходя из поля конкуренции в поле конкурентного сотрудничества с другими независимыми членами, только потому, что видит конкретную прагматическую пользу для себя в рамках сети, недостижимую вне ее поля деятельности.

• Множественность уровней взаимодействия - совместная работа в рамках сети осуществляется не по административным каналам, а напрямую между теми организациями и людьми, которые и должны вместе решать необходимые вопросы. Взаимодействие возникает непосредственно по линиям актуальной потребности в сотрудничестве. В этой связи и появляется множественность уровней общения, поскольку каждый член сети может осуществлять контакты как с членами своей ячейки (уровня), так и с представителями других уровней.

• Добровольность связей - принимает разные формы в зависимости от типа сетевой организации и степени независимости ее членов. Подразумевается, что сотрудники организации, опираясь на ограниченное, но реально присутствующее право выбора партнеров по проектной команде и принятие ответственности за свою ресурсную позицию, достаточно самостоятельно определяют структуру своего взаимодействия в рамках организации по конкретным проектам.

• Независимость членов сети - представители организации имеют определенную степень свободы, достаточную для возможности расставлять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности и нести ответственность за конечный результат.

• Множественность лидеров - понятие лидерства в сети не совпадает с привычными представлениями о нем в организациях, построенных по принципу административной иерархии. Лидер в сетевом сообществе - это любой человек или организация, являющаяся носителем финансового, коммуникативного, экспертного или любого иного ресурса. Необходимым условием основной позиции в сети является готовность ее участника к использованию своего ресурса для достижения общих целей, естественно, параллельно с реализацией собственных задач. В организациях, построенных по сетевому принципу, профиль системы лидерства практически постоянно находится в процессе изменения. Для определенного статуса в сети нужно иметь необходимый для работы ресурс (включая знания, навыки работы и т. п.). Именно этот

факт обеспечивает множественность уровней ведущих ролей» [7].

В современных условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» принцип сетевой организации становится наиглавнейшим в системе повышения квалификации педагогических кадров, т. к. для успешного решения задач образования необходимо полнее использовать возможности самих субъектов образования. Кроме того, сетевое взаимодействие позволяет отработать систему связей, разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования, т. е. апробировать способ деятельности по совместному использованию ресурсов. Главным здесь является то, что сетевая организация методической работы позволяет спланировать индивидуальный образовательный маршрут каждого педагога в межкурсовой период.

«Участники сетевой организованности сами являются конструкторами событийного пространства, каждый не просто живет в нем, но и может влиять на его развитие, может изменять его. В сетевом пространстве главным становится не управление сверху, а совместное проживание, «деланье», сотрудничество, включенность каждого в процесс и умение использовать имеющиеся ресурсы» [5, с. 12].

Использование сетевой организации в системе повышения квалификации является почвой для возникновения целого ряда его дополнительных возможностей:

• неформального сетевого общения в целях профессиональных обменов посредством поддержки контактов с лицами и организациями, работающими над аналогичными темами;

• различных форм сотрудничества, партнерства, союзов с целью разработки новых видов услуг, реализации совместных проектов;

• участия в сетях с целью обмена между представителями организаций, занимающихся повышением квалификации и потребителями образовательных услуг;

• установления сетевых обменов с секторами, от которых исходят новые представления и новые знания, применимые в системе повышения квалификации;

• усиления потенциала как сетевой работы, так и используемых в ее рамках информационных и телекоммуникационных технологий, которые, в свою очередь, требуют для своего максимально полного раскрытия использование сетевого подхода.

Гуманитарный вектор. 2010. № 2 (22)

Таким образом, процессы глобализации образования вызывают не только динамичное развитие технологий, но и существенное повышение степени мобильности интеллек-

туального капитала, в первую очередь его составляющей, связанной с человеческими ресурсами, проявляемой в наибольшей степени через сетевое взаимодействие.

Список литературы

1. Адамский А. И. Методические рекомендации для региональных органов управления образованием по организации сетевого взаимодействия инновационных общеобразовательных учреждений. иКЬ: www/eureka.com (дата обращения 02.06.2009).

2. Василевская Е. В. Взаимодействие в условиях сетевой организации муниципальной методической службы // Взаимодействие органов управления образованием и методических служб: сб. науч.-метод. материалов / сост. Л. И. Филатова, науч. ред. Э. М. Никитин. М.: АПК и ППРО, 2005. 152 с.

3. Василевская Е. В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: метод. пособие. М.: АПК и ППРО, 2005. 52 с.

4. Зуев С. А. Концепция сетевого общества // Сообщение. 2002. № 2. С. 10-18.

5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 1. С. 3-16.

7. Чучкевич М. Основы управления сетевыми организациями. М.: Ин-т социол. РАН, 1999.

уДК 378.147:53 ББК Ч 486.51

Н. И. Раитина

г. Чита

Инновационная образовательная среда как комплекс условий формирования у учителя физики готовности к инновационной деятельности в условиях дополнительного профессионального образования

В статье описывается вариант специальной подготовки учителя физики к инновационной деятельности в условиях дополнительного профессионального образования. Предложена реализация данной подготовки в рамках инновационной образовательной среды, которая рассматривается как комплекс условий, направленных на формирование готовности учителя физики к инновационной деятельности: 1) проектирование индивидуального образовательно-профессионального маршрута формирования у учителя физики готовности к инновационной деятельности; 2) сопровождение данного процесса; 3) мониторинг уровня готовности учителя к инновационной деятельности, переходящий в самомониторинг.

Ключевые слова: готовность учителя физики к инновационной деятельности, инновационная образовательная среда, индивидуальный образовательно-профессиональный маршрут, сопровождение, мониторинг.

N. I. Raitina

Chita

The Innovative educational ambience as a complex of conditions for formation of physics teacher's readiness of to the innovative activity in terms of the additional vocational training

The article describes the variant of special preparation of the physics teacher to the innovative activity in additional vocational training conditions. The realization of the given preparation within the framework of the innovative educational ambience is offered which is considered as a complex of the conditions, directed on shaping the readiness of the physics teacher to the innovative activity: 1) designing the individual educational-professional route of the physics teacher to the readiness to innovative activity; 2) the accompaniment of the given process; 3) monitoring the level of the readiness of the teacher to the innovative activity transferring, to the self-monitoring.

The Keywords: readiness of the physics teacher to the innovative activity, the innovative educational ambience, the individual educational-professional route, the accompaniment, monitoring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.