онлайн-семинарах, вебинарах и различных конкурсах. Так, преподаватели английского языка стали активными участниками портала «Творческая мастерская учителей английского языка». За статью «Методическая копилка учителей английского языка» О. О. Минова удостоена диплома призера международного конкурса, ей вручен сертификат за подготовку
студентов-победителей Первого Всероссийского конкурса слайд-шоу и видеороликов по английскому языку.
Все эти достижения - результат совместной творческой деятельности преподавателей и студентов колледжа, личностного потенциала студентов и профессиональной компетентности преподавателей.
МЫ ВМЕСТЕ: РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Н. А. Корнева, Ю. В. Шушпанникова
преподаватели истории, обществознания, философии ГБОУ СПО «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания»
Ю. В. Шушпанникова
В рамках начального и среднего профессионального образования обучающиеся осваивают программу старшей школы, которая является завершающим этапом общего образования. На этом этапе главная цель - подготовка выпускников к полноценному участию в жизни своего государства в форме продолжения образования и/или трудовой деятельности. Готовность формируется овладением основами наук и развитием общих компетенций.
В соответствии с современными требованиями в ходе обучения необходимо решить следующие задачи:
1) расширить сферу самостоятельности и ответственности обучающихся;
2) создать условия для обеспечения практической направленности обучения;
3) обеспечить формирование общих компетенций;
4) создать ситуации успеха для личностного, социального и профессионального развития.
Для преподавателей истории проблемой в решении этих вопросов является:
1) сокращение учебных часов по предмету при сохранении прежнего содержания учебного материала;
1
Н. А. Корнева
2) отсутствие у обучающихся интереса не только к изучению истории, но и к обучению в целом. Об этом ежегодно свидетельствуют результаты входного контроля и анализ сформи-рованности общеучебных умений у первокурсников.
В связи с этим мы постоянно ищем новые методы и способы обучения и воспитания. Изначально мероприятия по формированию положительной мотивации к обучению в техникуме носили фрагментарный характер: подготовка отдельных обучающихся к участию в конкурсах и олимпиадах, привлечение их к участию в открытых внеклассных мероприятиях по предмету. Но постепенно вся наша работа сложилась в целостную картину - совместную проектную деятельность, которая может быть обеспечена с помощью личностно-деятельностного подхода.
С 2009 по 2012 год совместно с обучающимися мы реализовали три проекта: «Историю - надо знать!», «Мы вместе!», «Памятные даты». Проект «Мы дети твои, Россия! Мы дети твои, Кузбасс!» находится в стадии реализации.
Цели всех проектов едины: развитие интереса к предмету, его углубленное изучение,
формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе понимания исторических ценностей и роли России в судьбах мира. Кроме того, реализация проектов позволяет решать все обозначенные выше задачи.
Разработка и реализация первого проекта «Историю - надо знать!» проходила в течение 2009/10 учебного года и включала в себя мероприятия предметной тематической декады, подготовку обучающихся к конкурсам и олимпиадам различного уровня, литературно-музыкальную композицию, посвящённую 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. В конце года, анализируя результаты, мы пришли к выводу, что проект - это именно та форма совместной деятельности, которая позволяет решать не только учебные задачи, но раскрывает творческий потенциал обучающихся. Все мероприятия проекта были разделены на три уровня.
- Общие для ОУ.
- Мероприятия для учебных групп. Особое значение для успешной реализации проекта имеет организация работы по формированию компетенций на уроках дисциплин гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности по гуманитарным предметам. Именно при изучении данных предметов активно развивается умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, видеть общее в частном и др.
- Мероприятия для отдельных обучающихся - индивидуальные консультации по подготовке к олимпиадам, конкурсам.
В плане работы на 2010/11 учебный год одним из ключевых мероприятий стала реализация воспитательно-образовательного проекта «Мы вместе!». Такое название он получил неслучайно: в разработке и реализации проекта приняли активное участие обучающиеся 2-го, 3-го
Координаторы проектов Шушпанникова Ю. В., Корнева Н. А.; участники проектов
курсов (участники предыдущего проекта), но уже в качестве кураторов деятельности первокурсников.
Качественные результаты деятельности участников данного проекта:
- повышение творческой активности участников проекта;
Захарова И. - расширение кру-
победитель областных гозора обучающихся; краеведческих чтений - образование стабильных, продуктивно работающих творческих групп как педагогов, так и обучающихся;
- повышение качества выполнения и оформления исследовательских и творческих работ обучающихся.
Оценка результатов проекта была осуществлена через диагностику уровня развития общих компетенций обучающихся, мониторинг качества обученности, воспитанности. Участие обучающихся в мероприятиях проекта способствовало выработке положительной мотивации к изучению истории. Одним из показателей успешности реализации проекта стало активное участие обучающихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня (149 человек).
В 2011/12 учебном году мы работали над реализацией проекта «Памятные даты», посвященного юбилейным датам русской истории, 1150-летию российской государственности. Ключевые мероприятия проекта были посвящены юбилейным датам истории России. В результате реализации проекта «Памятные даты» в открытых мероприятиях, конкурсах, олимпиадах различного уровня приняли 536 обучающихся.
В 2012/13 учебном году наша команда работает над реализацией проекта «Мы дети твои, Россия! Мы дети твои, Кузбасс!», отличительная черта которого заключается в том, что в него включены мероприятия не только для студентов техникума, но и для воспитанников детского дома № 74, социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Берег надежды». Также заключён договор о сотрудничестве с Историко-архитектурным музеем «Кузнецкая крепость».
В каждом случае обучающиеся погружаются в проектную деятельность, в которой воплощаются их собственные способы постановки
вопроса и ведения исследования, вероятные гипотезы и интересные идеи. Педагоги предоставляют возможность обучающимся проникнуть в учебные ситуации, самостоятельно организовать получение и обработку информации; создают условия для выработки у обучающихся критического, направленного на решение возникающих проблем мышления.
Результаты проектной деятельности получили высокую оценку жюри различных конкурсов и олимпиад: Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации» - дипломы I и II степени; Кузбасская ярмарка «Образование. Карьера. Занятость» - серебряная медаль (2010 г.) и диплом участника (2012 г.); в областных конкурсах музеев НПО - почетная грамота департамента образования и науки Кемеровской области, диплом III степени, диплом I степени; областной конкурс «Чудеса родного края» - Рязанова Е. (2-е место); Иржа-нова О. - диплом победителя Областной интернет-конференции «История технического прогресса в отечественных открытиях и изобретениях»; Наживин Д. - победитель Областного конкурса видеороликов профориентаци-онного содержания обучающихся и студентов образовательных учреждений НПО и СПО Кемеровской области «Выбор профессии - дело серьёзное» в номинации «Самый оригиналь-
ный сценарий»; неоднократные призеры всероссийских дистанционных олимпиад «Познание и творчество», «Снейл», VII и VIII Международной олимпиады по основам наук (УРФОДУ), «Золотое руно».
Таким образом, метод проектов является одним из инструментов совершенствования образовательной среды, особенно в условиях перехода на стандарты нового поколения. При реализации совместной проектной деятельности обучающиеся действуют самостоятельно, решая сначала специально отобранные и сконструированные учебные задачи, затем задачи творческие, включающие социальный контекст, имеющие воспитательное воздействие. В результате изменяется роль обучающегося: из пассивного созерцателя, который не владеет самостоятельной деятельностью, он превращается в самосто- Озорных Ю., победитель ятельную, крити- областной краеведческой чески мыслящую конференции памяти личность. Н. С. Ермакова
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВЫПУСКНИКОВ
Н. А. Фесикова, специалист по дополнительным образовательным услугам ГОУ НПО «Профессиональное училище № 77», г. Кемерово
Главная задача профессионального образования - это не только обучение профессии, но и создание целостной личности, способной к производственному труду, постоянному саморазвитию, самосовершенствованию. В настоящее время работодатели повышают требования к вы-
пускникам. Современные рабочие должны быть не только квалифицированными, но и способными брать на себя ответственность, участвовать в принятии решений, владеть новыми технологиями. Для развития социально-личностной основы выпускника необходимо создание инновационного образовательного пространства - особой среды, оказывающей влияние на его профессиональное и социальное становление. На решение данной задачи направлены усилия педагогического коллектива нашего училища.