Научная статья на тему 'С заботой о будущем. Итоги года российской истории'

С заботой о будущем. Итоги года российской истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «С заботой о будущем. Итоги года российской истории»

С ЗАБОТОЙ О БУДУЩЕМ. ИТОГИ ГОДА РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

А. Г. Апухтина, заведующая кафедрой общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин ГОУ «КРИРПО»

Основные задачи патриотического воспитания в Кузбасском региональном институте развития профессионального образования в 2012 году решались на основе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2011-2015 годы и в рамках мероприятий, посвященных Году российской истории.

В ГОУ «КРИРПО» разработана, пролицен-зирована и реализована дополнительная образовательная программа курсов повышения квалификации «Деятельность учреждений профессионального образования по патриотическому воспитанию обучающихся на современном этапе» (объемом до 500 часов) для преподавателей дисциплин обществоведческого цикла, заместителей директора, руководителей музеев учреждений НПО и СПО, иных категорий профессионально-педагогических работников - организаторов работы по вопросам патриотического воспитания. По данной программе (116 часов) в прошлом учебном году повысили квалификацию 25 человек. Это преподаватели общеобразовательных дисциплин гуманитарного цикла, заместители директора по учебно-воспитательной работе, руководители музеев учреждений НПО, СПО.

Предварительно была осуществлена корректировка образовательной программы и учебно-методического обеспечения курсов повышения квалификации (далее - ПК) в соответствии с приказом Минобрнауки России № 39 от 24.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утверждённый приказом Министерства об-

разования РФ от 5.03.2004 № 1089. Особенностью данной программы является модуль «Музейная педагогика», в содержание которого в 2012 г. был включён краеведческий материал.

По вопросам, связанным с проблемами граж-данско-патриотического воспитания, институт постоянно сотрудничает с областными и муниципальными учреждениями культуры (музеями, театрами, выставками и т. п.), Государственным архивом Кемеровской области, советами ветеранов и др. Так, например, в 2012 г. институтом были установлены партнёрские отношения по созданию воспитательно-образовательного пространства на территории Кемеровской области с музеем-заповедником «Мариинск исторический». В рамках курсов повышения квалификации «Деятельность учреждения профессионального образования по патриотическому воспитанию обучающихся на современном этапе» 3 апреля 2012 г. на базе ГОУ СПО «Мариин-ский аграрный техникум» был проведён выездной семинар по теме «Музейная работа как фактор воспитания и образования обучающихся ОУ НПО и СПО».

На основе означенной выше программы были сформированы тематические блоки по проблемам патриотического воспитания и формирования гражданской компетенции обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования, которые были включены в дополнительные образовательные программы повышения квалификации для профессионально-педагогических работников и специалистов: «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности преподавателя основ безопасности жизнедеятельности», «Здоровьес-берегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса в учреждениях профессионального образования», «Теория и методика преподавания физики в ОУ ПО», «Методика преподавания русского языка и литературы в ОУ ПО», «Методика преподавания иностранного языка в ОУ ПО», «Организация и совершенствова-

ние образовательного и тренировочного процессов физической культуры в учреждении профессионального образования на основе достижений современной науки», «Психолого-педагогическое и методическое сопровождение конкурсов руководящих и профессионально-педагогических работников УПО», «Деятельность библиотеки по сопровождению воспитательно-образовательного процесса в УПО», «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности» и др. (9 курсов, обучено 373 человека).

Отдельные элементы программы реализуются в содержании спецкурсов, творческих мастерских и при самостоятельной работе слушателей. Разработаны и включены в программы повышения квалификации такие спецкурсы, как «Формирование гражданской компетентности обучающихся», «Государственная политика в области образования», «Изучение и использование на уроках государственных символов России и Кемеровской области», «Формирование гражданской позиции и патриотическое воспитание обучающихся средствами дисциплин «История», «Новая концепция новейшей истории России и обществознания в образовательной практике учреждений профессионального образования», «Методология и методика преподавания основ философии в образовательном учреждении профессионального образования», «Философ-ско-мировоззренческий аспект в формировании гражданско-патриотической позиции обучающихся ОУ ПО», «Использование ресурсов зна-ниево-умениевой парадигмы ГОС среднего (полного) общего образования в процессе формирования общих компетенций ФГОС ПО» и др., в ходе изучения которых предполагается обмен опытом по разработке и внедрению различных форм и методов осуществления гражданско-па-триотического воспитания (данные спецкурсы прослушали 844 человека).

Проведён семинар для преподавателей истории образовательных учреждений профессионального образования «Год российской истории и практика преподавания отечественной истории в учреждениях профессионального образования». На семинаре поднимались следующие вопросы: программно-методическое обеспечение преподавания истории в УПО (учреждения профессионального образования); итоговый контроль учебных достижений обучающихся образовательных учреждений НПО/СПО в процессе реализации ГОС среднего (полного) общего образования; требования к содержанию контрольно-измерительных материалов для дифференцированного зачёта, экзамена по истории

(базовый/профильный уровень); история как дисциплина цикла ОГСЭ ОПОП СПО; методика преподавания истории в учреждениях ОУ ПО; усиление направленности содержания преподавания истории на формирование и развитие гражданско-патриотической компетентности обучающихся как приоритет государственной образовательной политики.

В плане образовательных услуг института ежегодно предусматриваются консультации по вопросам воспитательной работы, включая освещение вопросов патриотического воспитания для различных категорий работников УПО, например, «Проектная деятельность в образовательном учреждении», «Роль молодежных социально значимых проектов в развитии профессиональной направленности воспитательной работы в УПО», «Обновление и совершенствование воспитательно-образовательного процесса» и др.

Сотрудники ГОУ «КРИРПО» в течение 2012 г. принимали активное участие в научно-практических конференциях различного уровня по проблематике патриотического воспитания: «Возрождение России начинается с учителя» (Кемерово, КРИПКиПРО); «Высшее профессиональное образование: традиции и новации» (Кемерово, РГТУ); «Молодёжь и наука: реальность и будущее» (Кемерово, КемГУ); «Современные исследования гражданского и патриотического воспитания учащейся молодежи: традиции, опыт, проблемы и перспективы» (Кемерово, КРИПКиПРО) и др.

29 ноября 2012 г. в институте прошла областная научно-практическая конференция обучающихся и преподавателей образовательных учреждений профессионального образования, посвящённая Году российской истории «Российская история: дела, достойные внимания, изучения, подражания». Цель конференции - активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся (студентов) и профессионально-педагогических работников в области изучения отечественной истории; поиск новых форм и средств формирования гражданско-патриотиче-ской позиции обучающихся. Особенностью данной конференции являлось то, что в её рамках были организованы две секции, объединённые общей тематикой, для педагогов и обучающихся. Все участники отмечены дипломами областной научно-практической конференции. Доклады педагогов и обучающихся, признанные лучшими, публикуются в нашем журнале «Образование. Карьера. Общество».

Для оказания практической помощи преподавателям, организаторам воспитательной работы

институтом издаются методические пособия, сборники работ преподавателей и обучающихся УПО. Научно-методические статьи, статьи с обобщением опыта образовательных учреждений публикуются на страницах журнала «Образование. Карьера. Общество», в сборниках материалов ежегодных всероссийских научно-практических конференций, проводимых институтом, на страницах сайтов института и учреждений ПО.

С целью раскрытия и активизации творческих, коммуникативных способностей, развития ИКТ-компетенций, навыков исследовательской работы, формирования интереса к избранной профессии и в рамках мероприятий, посвященных Году российской истории, были проведены:

1. Интернет-конференция «История технического прогресса в отечественных открытиях и изобретениях» (апрель 2012 г.).

Задачи интернет-конференции:

- формирование ИКТ-компетенции и активизация познавательной деятельности обучающихся (студентов);

- изучение степени сформированности навыков самостоятельной работы в пространстве межпредметной интеграции дисциплин общеобразовательного, общепрофессионального и профессионального циклов;

- воспитание уважительного отношения к истории, культуре и духовным традициям своего народа.

Участники конференции размещали доклады по предложенной тематике на сайте www.medialoc.ru. К участию в конференции было представлено 18 докладов. В обсуждении размещенных докладов на интернет-форуме приняли участие 230 человек.

2. Областной конкурс видеороликов профо-риентационного содержания «Выбор профессии - дело серьёзное» (март-июнь 2012 г.).

Основная задача конкурса - привлечение внимания обучающихся и студентов образовательных учреждений профессионального образования к проблемам профориентационной работы, так как по статистике «мнение сверстников является одним из важных факторов профессионального самоопределения», а также активное вовлечение в процесс ребрендинга и рестайлин-га рабочих профессий.

В 2012 г. были организованы и проведены следующие мероприятия для обучающихся и педагогов Кемеровской области по формированию гражданской позиции подрастающего поколения средствами профориентации:

- Областной конкурс методических разработок профориентационного содержания для пе-

дагогов Кемеровской области «ПРОФориентир» (май-октябрь 2012 г.).

- Форум «Профориентация как средство формирования гражданской позиции обучающегося/воспитанника» для педагогических работников ОУ разного типа и вида (в онлайн-режиме с 22 ноября по 06 декабря 2012 г.). Все участники форума подтвердили, что одним из показателей сформированной гражданской позиции обучающихся является осознанный профессиональный выбор.

- Методические консультации по организации и проведению для педагогов детского дома «Радуга» (г. Юрга) цикла экскурсий «Я живу в Кузбассе», цель которых - содействие формированию профориентационного самоопределения воспитанников образовательных учреждений интернатного типа; экскурсия в сельскую библиотеку «История образования Кемеровской области» для педагогов Михайловского детского дома Прокопьевского района. Также для обучающихся 8-11-х классов г. Анжеро-Судженска в течение января - марта 2012 г. были организованы экскурсии на промышленные предприятия города.

- Городская акция в г. Белово «Профессия -ориентиры молодым - 2012» (20-21 марта 2012 г.).

- Фестивали «Профессии и специальности нашего города» в Анжеро-Судженске (23 марта 2012 г.), в Юрге и Юргинском районе (7 апреля 2012 г.).

- Информационный день «Твой выбор - твое будущее» для старшеклассников г. Белово (17 апреля 2012 г.).

- Пресс-конференция «Выбор будущей профессии» в Анжеро-Судженске (17 апреля 2012 г.).

- Областное профориентационное мероприятие «День России» для обучающихся 8-9-х классов на площадке ООО «Санаторий «Бело-морье» (Беловский район) (11 июня 2012 г.), в рамках которого были организованы профори-ентационные игры, тренинги, индивидуальные и групповые консультации.

- Городская профориентационная игра «Сто дорог - одна твоя» для обучающихся 9-х классов (24 октября 2012 г., Анжеро-Судженск).

Ежегодно в ГОУ «КРИРПО» проводится областная олимпиада по общеобразовательным дисциплинам среди обучающихся учреждений начального профессионального образования. С 2013 г. в олимпиаде будут участвовать студенты учреждений среднего профессионального образования. В рамках культурно-познавательной программы олимпиады осуществляются мероприятия патриотической направленности: посещение музеев, мастер-классы и встречи с инте-

ресными людьми, участниками Великой Отечественной войны, воинами-афганцами, участниками боевых действий в горячих точках. Согласно плану работы ГОУ «КРИРПО» на 2012/13 уч. г. начата подготовка областной олимпиады по истории среди обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, которая состоится в июне 2013 г. При разработке олимпиадных заданий принято решение уделить особое внимание краеведческому аспекту в связи с 70-летием Кемеровской области.

Институт проводит по патриотическому воспитанию большую работу, но остаются в этом направлении нерешённые проблемы:

• отсутствие финансирования учреждений профессионального образования по данному направлению деятельности;

• отсутствие четкой нормативно-правовой базы на всех уровнях для организации комплексной системы патриотического воспитания (например, в штатных расписаниях УПО нет штатных единиц организаторов и специалистов патриотического воспитания, не определен и конкретный статус такого специалиста).

ГОУ «КРИРПО» и далее планирует активно участвовать в решении такой важнейшей задачи, как патриотическое воспитание граждан в Кемеровской области, прежде всего, в развитии и совершенствовании системы подготовки и повышения квалификации организаторов и специалистов в этой сфере, включая проведение целевых курсов и семинаров патриотической тематики (в т. ч. дистанционной формы), подготовку и проведение научно-практических конференций, подготовку и издание тематических и методических материалов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Материалы лучших докладов конференции «Российская история: дела, достойные внимания, изучения, подражания»

Л. Я. Гоищенко, преподаватель истории ГАОУ СПО «Юргинский техникум агротехнологий и сервиса»

Я преподаватель истории Юргинского техникума агротехнологий и сервиса уже более 30 лет. Большое внимание я всегда уделяю организации патриотического воспитания обучающихся на уроках истории и во внеурочное время. Почему я считаю эту деятельность актуальной?! Во-первых, в законе об образовании воспитание гражданственности и любви к Родине выделено одним из принципов государственной политики. Во-вторых, более 30 лет наблюдая за поступающими, делаю вывод, что у большинства из них отсутствует гражданская позиция. Это подтверждает проводимое мной анкетирование первокурсников: более 40 процентов юношей не хотят служить в армии, более 20 процентов положительно относятся к скинхедам, около 25 процентов не собираются вообще работать после окончания техникума, к Родине как к одной из жизненных ценностей относятся только 60 процентов обучающихся. Поэтому формировать гражданскую позицию у обучающихся следует на любом этапе обучения. Для этого необходимо решить несколько основных задач. Это приоб-

щение к истории родного края через разработку и реализацию программы учебной дисциплины «История Кузбасса». В рамках этой дисциплины студенты изучают историю возникновения, заселения и названия сёл, особенности хозяйственного и культурного развития в прошлом и

настоящем. Обучающиеся исследуют различные объекты культурного и исторического наследия путём непосредственного общения со старожилами сёл, ветеранами труда, руководителями хозяйственных объединений. Собранную информацию анализируют, сравнивают с уже имеющейся в печатных источниках, а затем дают подробную характеристику исследуемого объекта. Такой вид работы даёт им возможность приобщиться к жизни родного края, сочувствовать,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.