Научная статья на тему 'Системно-деятельностный подход в условиях ФГОС НОО: сравнительный анализ'

Системно-деятельностный подход в условиях ФГОС НОО: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
системно-деятельностный подход / образователь-ная технология

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойлова Е.А.

В статье представлен анализ ведущих образовательных технологий системно-деятельностного подхода. Конкретизированы методические аспекты и образовательные возможности в условиях реализации ФГОС НОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самойлова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системно-деятельностный подход в условиях ФГОС НОО: сравнительный анализ»

Современные технологии в обучении и воспитании

39

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

© Самойлова Е.А.*

Средняя общеобразовательная школа № 4, г. Новая Ляля

В статье представлен анализ ведущих образовательных технологий системно-деятельностного подхода. Конкретизированы методические аспекты и образовательные возможности в условиях реализации ФГОС НОО.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, образовательная технология

Главная задача современного образования - развитие потенциала общего образования. Это значит не давать ребенку как можно больший багаж знаний, а обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Формирование основ умения учиться возможно только в условиях деятельностного подхода, что стратегически определено во ФГОС НОО.

Особенности и возможности системно-деятельностного подхода в педагогической теории и практике изучаются достаточно активно и широко. В целом, основные идеи системно-деятельностного подхода сводятся к:

- воспитанию и развитию качеств личности;

- ориентации на результаты образования (где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования);

- признанию решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учету индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечению преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразию индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обес-

* Учитель начальных классов.

40

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

печивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

В результате реализация данного подхода способствует переходу к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся. Таким образом, системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Обращение к содержательному анализу образовательных технологий системно-деятельностного подхода обусловлена тем, что в рамках основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО необходим учет специфики учебно-методического комплекса, определяющего ведущие образовательные технологии, которые направлены на реализацию требований образовательного стандарта и созданию необходимых условия для развития самостоятельности в учебной деятельности, что в совокупности определяет повышение качества образования.

В МАОУ НГО «СОШ № 4» в качестве УМК на уровне начального общего образования внедрена и апробирована образовательная система «Школа 2100».

В качестве ведущих образовательных технологий в рамках данной образовательной системы выступают:

- технология проблемного диалога;

- технология продуктивного чтения;

- технология оценивания учебных успехов;

- технология проектной деятельности;

- технология преемственности.

Анализ теоретико-методологических основ названных технологий позволяет произвести их сравнительный анализ с последующим их обобщением. Сравнительный анализ представлен в табл. 1.

Из таблицы видно, что теоретико-методологический компонент педагогических технологий деятельностного типа заключается в том, что используются проблемные методы обучения, постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию обучающихся, поиск решения - понимание материала большинством обучающихся, умение оценивать результат своих действий, а также обеспечивает непрерывность образования. Главная цель -научить ученика самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать

Современные технологии в обучении и воспитании

41

и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность. Ценность педагогических технологий деятельностного типа в том, что происходит формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Таблица 1

Технология Функция (назначение) Цель Ценностные ориентиры

Технология проблемного обучения - создание проблемных ситуаций, выдвижение гипотез, - поиск доказательств выдвинутого предположения научить идти путем самостоятельных находок и открытий. - познавательная активность; - не получают готовые знания; - испытывают затруднение либо удивление; - поиск решения; открытие - новых знаний самостоятельно; - обеспечивает прочное усвоение знаний.

Технология продуктивного чтения формирование правильной читательской деятельности вместо быстрого чтения вслух научить вычитывать смысл и глубоко понимать текст направлена на формирование самостоятельной читательской деятельности.

Технология про-екгной деятельности развитие познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию развивать личность и создавать основы творческого потенциала учащихся. - организация рабочего пространства; рационального использования рабочего времени; - вместе с учителем планировать свою деятельность, работать с информацией, принимать решения.

Технология преемственности непрерывность образования на разных этапах обучения разработать и принять единую систему целей, технологий и содержания образования на протяжении всего обучения от д. сада до курсового обучения, вырастить функционально-грамотную личность - использование единого комплекта учебников и образовательных технологий; - проведение комплексной диагностики при переходе из начальной школы в основную.

Технология оценивания результатов развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контроль самого себя, находить и исправлять ошибки на этапе контроля учить оценивать свои знания оценка успеваемости в изучении учебных предметов, возможные трудности; уровень сформированности учебно-познавательной мотивации, отношение к учебной деятельности; учебная самостоятельность

42

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

По результатам проведенного анализа можно свидетельствовать, что реализация технологий деятельностного типа в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

- принцип деятельности;

- принцип непрерывности;

- принцип целостности;

- принцип минимакса;

- принцип психологической комфортности;

- принцип вариативности;

- принцип творчества.

Практика педагогической деятельности показывает, что реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников и достижению высоких показателей качества образования.

Интеграция образовательных технологий требует не только их системного анализа, но и практическое освоение в рамках каждого отдельно взятого урока.

Список литературы:

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Президентская инициатива, утвержденная 4 февраля 2010 г.

2. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. -Волгоград: Учитель, 2011.

3. Попова Г.П. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование. - Волгоград: Учитель, 2012.

4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010.

СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УБЕЖДЕНИЯ и внушения КАК МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

© Титова Л.А.*

Школа дизайна «Точка», г. Пермь

В дискретном периоде возрастного развития неотъемлемо от обучения происходит процесс социального воспитания, дети приобретают различные социальные роли, стремятся к самоутверждению, призна-

Учитель, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.