Современные технологии в обучении и воспитании
39
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
© Самойлова Е.А.*
Средняя общеобразовательная школа № 4, г. Новая Ляля
В статье представлен анализ ведущих образовательных технологий системно-деятельностного подхода. Конкретизированы методические аспекты и образовательные возможности в условиях реализации ФГОС НОО.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, образовательная технология
Главная задача современного образования - развитие потенциала общего образования. Это значит не давать ребенку как можно больший багаж знаний, а обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Формирование основ умения учиться возможно только в условиях деятельностного подхода, что стратегически определено во ФГОС НОО.
Особенности и возможности системно-деятельностного подхода в педагогической теории и практике изучаются достаточно активно и широко. В целом, основные идеи системно-деятельностного подхода сводятся к:
- воспитанию и развитию качеств личности;
- ориентации на результаты образования (где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования);
- признанию решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учету индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечению преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразию индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обес-
* Учитель начальных классов.
40
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
печивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
В результате реализация данного подхода способствует переходу к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся. Таким образом, системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Обращение к содержательному анализу образовательных технологий системно-деятельностного подхода обусловлена тем, что в рамках основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО необходим учет специфики учебно-методического комплекса, определяющего ведущие образовательные технологии, которые направлены на реализацию требований образовательного стандарта и созданию необходимых условия для развития самостоятельности в учебной деятельности, что в совокупности определяет повышение качества образования.
В МАОУ НГО «СОШ № 4» в качестве УМК на уровне начального общего образования внедрена и апробирована образовательная система «Школа 2100».
В качестве ведущих образовательных технологий в рамках данной образовательной системы выступают:
- технология проблемного диалога;
- технология продуктивного чтения;
- технология оценивания учебных успехов;
- технология проектной деятельности;
- технология преемственности.
Анализ теоретико-методологических основ названных технологий позволяет произвести их сравнительный анализ с последующим их обобщением. Сравнительный анализ представлен в табл. 1.
Из таблицы видно, что теоретико-методологический компонент педагогических технологий деятельностного типа заключается в том, что используются проблемные методы обучения, постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию обучающихся, поиск решения - понимание материала большинством обучающихся, умение оценивать результат своих действий, а также обеспечивает непрерывность образования. Главная цель -научить ученика самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать
Современные технологии в обучении и воспитании
41
и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность. Ценность педагогических технологий деятельностного типа в том, что происходит формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Таблица 1
Технология Функция (назначение) Цель Ценностные ориентиры
Технология проблемного обучения - создание проблемных ситуаций, выдвижение гипотез, - поиск доказательств выдвинутого предположения научить идти путем самостоятельных находок и открытий. - познавательная активность; - не получают готовые знания; - испытывают затруднение либо удивление; - поиск решения; открытие - новых знаний самостоятельно; - обеспечивает прочное усвоение знаний.
Технология продуктивного чтения формирование правильной читательской деятельности вместо быстрого чтения вслух научить вычитывать смысл и глубоко понимать текст направлена на формирование самостоятельной читательской деятельности.
Технология про-екгной деятельности развитие познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию развивать личность и создавать основы творческого потенциала учащихся. - организация рабочего пространства; рационального использования рабочего времени; - вместе с учителем планировать свою деятельность, работать с информацией, принимать решения.
Технология преемственности непрерывность образования на разных этапах обучения разработать и принять единую систему целей, технологий и содержания образования на протяжении всего обучения от д. сада до курсового обучения, вырастить функционально-грамотную личность - использование единого комплекта учебников и образовательных технологий; - проведение комплексной диагностики при переходе из начальной школы в основную.
Технология оценивания результатов развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контроль самого себя, находить и исправлять ошибки на этапе контроля учить оценивать свои знания оценка успеваемости в изучении учебных предметов, возможные трудности; уровень сформированности учебно-познавательной мотивации, отношение к учебной деятельности; учебная самостоятельность
42
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
По результатам проведенного анализа можно свидетельствовать, что реализация технологий деятельностного типа в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
- принцип деятельности;
- принцип непрерывности;
- принцип целостности;
- принцип минимакса;
- принцип психологической комфортности;
- принцип вариативности;
- принцип творчества.
Практика педагогической деятельности показывает, что реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников и достижению высоких показателей качества образования.
Интеграция образовательных технологий требует не только их системного анализа, но и практическое освоение в рамках каждого отдельно взятого урока.
Список литературы:
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Президентская инициатива, утвержденная 4 февраля 2010 г.
2. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. -Волгоград: Учитель, 2011.
3. Попова Г.П. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование. - Волгоград: Учитель, 2012.
4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010.
СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УБЕЖДЕНИЯ и внушения КАК МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
© Титова Л.А.*
Школа дизайна «Точка», г. Пермь
В дискретном периоде возрастного развития неотъемлемо от обучения происходит процесс социального воспитания, дети приобретают различные социальные роли, стремятся к самоутверждению, призна-
Учитель, кандидат педагогических наук.