Н. А. Гпузман
УДК 37.01
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО АНАЛИЗА
Н овый виток цивилизационного развития Российской Федерации, обусловленный включением 21 марта 2014 года в её состав новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, потребовал радикального обновления на этих территориях системы ценностных ориентаций как в экономике и политике, так и в подходе к образованию вообще. Сложившиеся социальная ситуация кардинально по-новому ставит проблему подготовки педагогических кадров, требует научного переосмысления ценностей образовательной системы Республики Крым, формирования профессиональной компетентности учителя, актуализирует поиск инновационных форм этого процесса в период обучения в учебном заведении.
Изменения станут возможными лишь, если понять, что традиционной целью образования всегда было овладение системой знаний, основами наук; память обучающихся перегружалась многочисленными фактами, понятиями, именами, датами. Но знания не всегда отражаются в действиях. Наукой доказано, что для жизненного успеха необходимы не сами знания, а умения их применить в соответствии с конкретной жизненной ситуацией. «Исследования, проведённые психологами Гарвардского университета, показали, что успех на 85 % зависит от личностных
качеств, правильного выбора линии поведения, и только на 15 % определяется имеющимися знаниями». Таким образом, необходимость сместить акценты в образовании с усвоения фактов на овладение способами взаимодействия с миром приводит к осмыслению необходимости изменить характер учебного процесса и способов деятельности обучающихся всех уровней образования.
На сегодня в отечественной научной школе недостаточно исследований этой проблемы. И это понятно, ведь прежде, чем говорить, необходимо разобраться в инновационной сущности ключевых понятий, положений, терминологии современного российского образовательного пространства. Так, ФГОС НОО содержат большое количество понятий, значение которых не всегда понятно современным учителям Республики Крым как по содержанию, так и по технологиям их реализации. Поэтому цель статьи - на основе анализа научных источников выяснить трактовку ключевых дефиниций ФГОС НОО (системно-деятельностный подход, метапред-метные результаты обучения, универсальные учебные действия, компетенции); охарактеризовать основные проблемы реализации новых стандартов в практике начальных школ Республики Крым.
Важной особенностью новых ФГОС НОО являются следующие инновации, выделенные нами в процессе анализа законодательно-нормативных документов об образовании Российской Федерации и изучения теоретической базы, положенной в основу разработки нового поколения стандартов: (см. табл. 1)
Представленные инновации акцентируют наше внимание и на основных понятиях, вводимых в систему образования ФГОС НОО и существенным образом меняющих методологию начального образования Республики Крым: системно-деятельностный подход, понятия «компетенции» и «ключевые компетенции», личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы начального общего образования, универсальные учебные действия.
Таблица 1
Особенности инноваций Федеральных государственных образовательных стандартов общего начального образования Российской Федерации
Источник Особенности новых ФГОС НОО
Закон Российской Федерации «Об образовании» (2010) Изменение структуры, которая включает три группы требований: требования к структуре основных образовательных программ общего образования, условиям реализации и результатам их освоения
Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учеб. пособие / A. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, B. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. - 24 с. Определение ключевых целей через систему ценностных ориентиров образования, которые обозначены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (проект) / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. -39 с. Расширение функций, к которым относятся обеспечение формирования российской (гражданской) идентичности как основы развития гражданского общества; обеспечение гуманизации образования и всей школьной деятельности; обеспечение преемственности основных образовательных программ; критериально-оценочная функция
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 142 с. Определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра содержания, принятие концепции «ядра» и «оболочки»
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с; Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (проект) / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с. Новое методологическое основание, в основе которого лежит культурно-исторический системно-деятельностный подход. При этом можно отметить, что смещаются акценты с «Чему учить?» (обновление содержания) в большей степени на «Ради чего учить?» (ценности образования) и «Как учить?» (обновление средств обучения)
Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (Стандарты второго поколения) / А. Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2010. - 98 с. Ориентация на достижение не только предметных результатов, но прежде всего личностных и метапредметных результатов
Источник Особенности новых ФГОС НОО
Демидова М. Ю., Иванов С. В. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий / М. Ю. Демидова. - М.: Просвещение, 2010. - Ч. 1. - 125 с. Изменения будут происходить и в подходах к пониманию оценки профессиональной педагогической компетентности, так как современный педагог должен уметь проектировать и организовывать образ овательный процесс в соответствии с системно-деятельностным подходом, уметь проектировать и реализовывать программу развития универсальных учебных действий у обучающихся своего класса, уметь исследовать уровень достижения не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной прогр аммы
Итак, конкретизируем содержание каждого термина.
Системно-деятельностный подход базируется на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, которые выявили основные психологические закономерности процесса обучения детей и обосновали структуру учебной деятельности учащихся с учётом общих закономерностей онтогенетического развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические особенности человека являются результатом преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путём последовательных преобразований. Следовательно, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь, учебной.
Основная идея системно-деятельностно-го подхода заключаются в том, что главный результат обучения - это не отдельные знания, умения и навыки, а возможность и готовность человека к эффективной и производительной деятельности в различных социально значимых ситуациях.
Системный подход - это подход, в котором любую систему воспринимают как сово-
купность взаимозависимых элементов. Умение увидеть задачу с различных сторон, проанализировать множество решений, из одного целого выделить составляющие или, напротив, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - это умение, которое помогает не только во время уроков, но и в обычной жизни. Деятельностный подход даёт возможность конкретно воплотить принцип системности в практику.
В соответствии с ФГОС НОО системно-деятельностный подход должен обеспечить «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава» [2, с. 4].
ФГОС НОО ориентированы не только на формирование у учащихся основ общей грамотности, но и метапредметных характеристик, которые содержат мотивационные, этические, социальные и личностные результаты обучения ребёнка в школе. Ориентация на достижение таких «социально значимых результатов» задаёт принципиально иную логику организации процесса обучения. Перед учителем, если он ставит перед собой цель в качестве образовательного результата иметь
социально активных граждан, появляется задача не принуждать, а мотивировать младших школьников к определённой деятельности, формировать потребность в достижении целей и решении задач, способствовать получению опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к знаниям и процессу их получения.
Как справедливо замечает Г. Р. Ломакина, «Данное положение можно считать одним из наиболее инновационных в стандарте, поскольку впервые на уровне федеральных нормативных актов за образованием признали статус социально значимого феномена в жизни общества» [1].
Изменение требований к формулировке результатов образования меняет содержание и организацию образовательного процесса. Под содержанием образования рассматриваются «знания, умения, компетенции, виды и способы действия» [2, с. 5], а под результатом - создание основы для их самостоятельного усвоения [2, с. 5].
Анализ ФГОС НОО даёт возможность сделать выводы относительно требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые можно сгруппировать следующим образом.
Личностные результаты: готовность и способность обучаемых к саморазвитию; сформированность мотивации к познанию и обучению; сформированность основ гражданской позиции [2], а именно ценностных ори-ентаций, которые отображают индивидуально-личностные позиции, мотивы обучения, социальные чувства, личностные качества.
Предметные результаты: опыт деятельности по получению новых знаний по предмету, способность к его преобразованию и применению [2, с. 6]. Таким образом, предметные результаты охватывают не только знания, умения, навыки, но и получение жизненного опыта, формирование ценностей, отношения к предметам, людям. Это требование научить ребёнка учиться на протяжении жизни, осознавать необходимость получения информации, рационально исполь-
зовать знания в практической деятельности.
Метапредметные результаты допускают, что у учащихся будут развиты уверенная ориентация в различных предметных областях за счёт осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных знаний; владение общеучебными действиями информационно-логического характера; умение организации собственной учебной деятельности; обладание основными универсальными действиями информационного характера, спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи разных видов информации; владение основами взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Термины «метапредмет», «метапредмет-ность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях говорил ещё Аристотель. В российской педагогике метапред-метный подход получил развитие в конце XX века в работах А. Г. Асмолова, Ю. В. Громыко, А. В. Хуторского.
Метапредметное содержание образования - одно из центральных педагогических понятий, более значимое, чем «предметное содержание образования». На этапе конструирования ФГОС НОО метапредметное содержание несёт в себе предметную, общепредметную и инструментальную функцию. В учебном процессе метапредметность воплощается в деятельности ученика как особый смысл образования.
Довольно часто метапредметную деятельность относят к универсальным общеучебным действиям: целеполаганию, планированию, поиску информации, сравнению, анализу, синтезу, контролю, оцениванию и т. д.
На самом деле, метапредметная деятельность не тождественна общеучебным действиям. Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет - это то, что стоит за предметом или несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корен-
ной связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности. А общеучебные действия относятся к учению, а не к предметам. Можно сказать, что общеучебные действия стоят как бы «со стороны» или параллельно предмету, то есть они независимы от предметов и могут применяться к любому из них. Тогда как метапред-метная деятельность связана с предметной деятельностью, находится как бы в её основе.
Таким образом, метапредметное содержание образования и метапредметная деятельность учащегося рассматриваются во взаимосвязи с соответствующим предметным содержанием и предметной деятельностью.
Исходя из этого, Федеральный государственный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и мета-предметные - универсальные учебные действия. «Важной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самоусовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного овладения обучающимися социальным опытом. При этом знания, умения и навыки, рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся» [3].
Формирование универсальных учебных действий в учебном процессе должно осуществляться с учётом специфики методологии познания мира на предметном, межпредметном и метапредметном уровнях. Подход к пониманию компетенции как совокупности личностных качеств даёт возможность оценить эти качества, определить их природу и ценность для школьника. Из такой трактовки компетенции вытекает важный вывод: компетенция предполагает, что учащийся усваивает не только знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для
каждого отдельного направления предусмотрена соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих лично-стно-деятельностный характер.
Учебно-познавательная деятельность играет значительную роль в развитии личности, особенно в школьный период. Осуществляя постоянно усложняющуюся деятельность, ученик включается в новые для себя связи, формирует личностный опыт, развивает мотивы, оценки, отношения, которые являются основой формирования учебных компетенций как интегрированного результата овладения способами познания. Новое понимание результатов образования определяет необходимость развития в учебно-познавательной деятельности способности школьников к самоопределению в деятельности и общении, умению мыслить, говорить, действовать, что обеспечивает учащимся успешную самореализацию.
В связи с вышесказанным к основным функциям универсальных учебных действий относят обеспечение возможностей для осуществления учеником самостоятельной учебной деятельности (постановка учебных целей, поиск и использование необходимых средств и способов их достижения, контроль, рефлексия, оценка процесса и результатов деятельности); создание условий для развития личности, её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию и сформированности учебных компетенций, толерантности в поликультурном обществе, социальной мобильности; формирование целостной картины мира на основе обеспечения успешного овладения знаниями и компетенциями из предметных сфер познания. Компетенция как интегрированный результат индивидуальной учебной деятельности учащихся формируется на основе овладения ими содержательными, процессуальными и мотивационными компонентами. Поэтому в процессе оценивания образовательных результатов учащихся должны учитываться характеристики ответа ученика: правильность, логичность, обоснованность, целостность. Анализируется качество зна-
ний: полнота (количество знаний, определённых учебной программой), глубина (осознанность существующих связей между группами знании), гибкость (умение учащихся использовать полученные знания в стандартных и нестандартных ситуациях; способность находить вариативные способы использования знаний; умение комбинировать новый способ деятельности с уже известным), системность (осознание структуры знаний, их иерархии и последовательности, то есть использование определённых знаний как базовых для других), прочность (длительность сохранения их в памяти, воспроизводство их в соответствующих ситуациях).
Отмеченные ориентиры положены в основу оценивания «деятельности образовательного учреждения по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся» [2, с. 31], а также «мониторинга успешности освоения и применения обучающимися УУД» [2, с. 31].
Таким образом, новое звучание в контексте реализации ФГОС НОО приобретает мониторинг качества образования. Системно-деятельностный подход в образовании не позволяет отождествлять оценивания универсальных учебных действий с традиционной системой показателей успеваемости и требует разработки инновационных методик отслеживания качества образования школьников.
Объективной проблемой внедрения ФГ ОС НОО в Республике Крым является острая необходимость технологической адаптации учебно-воспитательного процесса в соответствии с новыми требованиями. Традиционными педагогическими технологиями, разработанными для «знаниевого» подхода, невозможно производительно формировать ключевые компетенции младших школьников. Следовательно, актуализируется задача обновления системы педагогических технологий, которыми должны овладеть учителя начальных классов, как процессуального условия реализации ФГОС НОО в крымских школах.
Психологический фактор, способность реагировать на изменения, гибкость в принятии новых решений, умение преодолевать
стереотипы мышления и действий - ещё одна проблема внедрения ФГОС НОО в практику школ Республики Крым. Обеспечение готовности учителя к реализации новых задач в личностном и профессиональном измерениях выступает обязательным условием внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего начального образования Российской Федерации.
Отмеченное позволяет утверждать, что в процессе внедрения ФГОС НОО в практику начального образования Республики Крым самым сложным «субъектом» является учитель начальных классов, которому необходимо осуществить глобальную перестройку образовательного процесса в начальных школах: усвоить новую законодально-норматив-ную базу системы образования Российской Федерации, инновационные педагогические технологии взаимодействия, новую систему контроля и оценивания учебных достижений младших школьников, при этом сохраняя уважение к традициям фундаментальности педагогического образования России.
АННОТАЦИЯ
В статье раскрыты особенности инноваций нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Российской Федерации; представлено толкование ключевых понятий стандартов; выделены проблемы внедрения ФГОС НОО в практику начального образования Республики Крым.
Ключевые слова: системно-деятельно-стный подход, метапредметные результаты обучения, универсальные учебные действия, компетенции, стандарт.
SUMMARY
The features of innovations of new generation of the Federal State Educational Standards of Primary Education of Russian Federation are exposed in the article; interpretation of key concepts of Standards is presented; the problems of implementation of FSES PE in practice of primary education of Republic Crimea are highlighted.
Key words: system-activity approach, metasubject learning outcomes, universal education action, competence, standard.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ломакина Г. Р. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: проблемы реализации и практического применения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3 (27). - С. 185-193.
2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства обазования и науки РФ от 6 окт. 2009 г. № 373 - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4% D0%BE%D0%BA%D 1%83 %D0%B C%D0%B 5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/922/%D 1 %84 %D0%B0%D0%B9%D0%BB/748/%D0%A4% D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%9D%D0%9 E%D0% 9E.pdf.
3. Федотова А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общества образования - URL: www.zankov.ru /practice.
/ÄifiÄbX
Ю. В. Богинская
УДК 376.2
ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
На
а сегодняшний день реализация инклюзивного образования является приоритетным направлением развития социальной
образовательной политики большинства стран, в том числе и Российской Федерации. Разработка и внедрение новых подходов к развитию детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из основных задач на современном этапе реформирования образования.
Основными федеральными документами в области инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья являются Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов», Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы (продлена до 2020 года), Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (2015 г.).
Необходимо отметить, что в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предъявляется требование к обеспечению комплексного подхода в оценке результатов освоения обучающимися адаптивной основной образовательной программы, позволяющей вести оценку предметных (в том числе результатов освоения коррекционно-развивающей области), мета-предметных и личностных результатов.
В настоящее время с учётом требований нормативных документов всё больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.
Как показывает отечественная практика, решающим в образовании и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья является создание инклюзивной образовательной среды, которая служит удовлетворению индивидуальных образовательных по-