Научная статья на тему 'Исследование сущности и понятия «Медиаобразованность младшего школьника» как цели медиаобразования в контексте ФГОС НОО'

Исследование сущности и понятия «Медиаобразованность младшего школьника» как цели медиаобразования в контексте ФГОС НОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
617
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / МЕДИА / MEDIA / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / MEDIA EDUCATION / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / JUNIOR SCHOOLCHILD / МЕДИАОБРАЗОВАННОСТЬ / СТРУКТУРА МЕДИАОБРАЗОВАННОСТИ / THE STRUCTURE OF MEDIA ERUDITION / MEDIA ERUDITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крыжановская Наталья Александровна

Данная статья посвящена сущности понятия «медиаобразованность младшего школьника» как конечной цели медиаобразования. Определена структура искомой характеристики, выделены компоненты, критерии, уровни и показатели сформированности медиаобразованности младшего школьника в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крыжановская Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF "JUNIOR SCHOOLCHILD''S MEDIA ERUDITION" AS A GOAL OF MEDIA EDUCATION IN THE CONTEXT OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF ELEMENTARY GENERAL EDUCATION

This article focuses on the nature of "junior schoolchild's media erudition" as the ultimate goal of media education. It gives the structure of the desired characteristics, the selected components, criteria, levels and formation indicators of junior schoolchild's media erudition in an educational institution.

Текст научной работы на тему «Исследование сущности и понятия «Медиаобразованность младшего школьника» как цели медиаобразования в контексте ФГОС НОО»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 2 (05). Июнь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73 К85

Н. А. Крыжановская Иркутск, Россия

ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩНОСТИ И ПОНЯТИЯ «МЕДИАОБРАЗОВАННОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА» КАК ЦЕЛИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС НОО

Данная статья посвящена сущности понятия «медиаобразованность младшего школьника» как конечной цели медиаобразования. Определена структура искомой характеристики, выделены компоненты, критерии, уровни и показатели сформированности медиаобразованности младшего школьника в образовательной организации.

Ключевые слова: информационное общество, медиа, медиаобразование, младший школьник, медиаобразованность, структура медиаобразованности.

UDC 004:[316.3:008] BBK 74.58:73

N. A. Kryzhanovskaya Irkutsk, Russia

ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF "JUNIOR SCHOOLCHILD'S MEDIA ERUDITION" AS A GOAL OF MEDIA EDUCATION IN THE CONTEXT OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF ELEMENTARY GENERAL EDUCATION

This article focuses on the nature of "junior schoolchild's media erudition" as the ultimate goal of media education. It gives the structure of the desired characteristics, the selected components, criteria, levels and formation indicators of junior school-child's media erudition in an educational institution.

© Крыжановская Н. А., 2015

Key words: information society, media, media education, junior schoolchild, media erudition, the structure of media erudition.

Глобальный характер процесса информатизации, динамичное развитие информационно-коммуникационных технологий и новых медиа выдвинули на первый план необходимость специальной информационной подготовки людей, особенно подрастающего поколения, ведущим видом деятельности которого является учебная. В настоящее время медиаобразованность становится одним из важнейших качеств личности, а её формирование - одной из важнейших проблем общей педагогики. Стремительная модернизация и информатизация Российского образования требует от младших школьников усвоения новых медиа знаний, медиа умений, положительного отношения к медиа. Поэтому общепедагогической задачей становится формирование медиаобразованности младшего школьника в образовательной организации. Актуальность решения данной задачи подчеркивается в нормативно-правовых документах: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), Национальная образовательная инициатива «Наша новая Школа», Федеральный закон от 28.07.2012 № 139-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"».

Отличительной чертой жизни современного общества становится все возрастающая изменчивость окружающего мира, который по праву называют миром массовых коммуникаций. Новые ценностные ориентации современного общества: «информационная революция», осознание особой значимости культуры и образования, развитие широкого спектра медиа - усилили роль и влияние открытого информационного пространства на процесс развития детей школьного возраста, начиная с рождения. Данная тенденция определила интересы образовательной политики последних лет в сторону повышения качества образования путем освоения медиапространства. В настоящее время медиапространство играет важную роль в подготовке младших школьников к процессу обучения на следующих ступенях развития.

Для современного человека очевидна необходимость навыков восприятия информации, умение верно понимать значение аудиовизуальных образов и, в итоге, более компетентно и свободно обращаться с информационными потоками и ориентироваться в них.

Мы согласны с тезисом Ю. Е. Хохлова о том, что «ребёнок - это всегда дитя своего времени» [Хохлов, 2003, с. 1]. В эпоху перехода к новому информационному обществу подрастающее поколение все чаще называют «медийным», поскольку становление и формирование личности представителей такого поколения строится на открытом доступе к газетам, радио, телевидению, видео, компьютерным играм и сети Интернет. Ребенок оказывается под «ударом» множества информационных потоков, воздействие которых, как правило, не контролируется ни педагогическим сообществом, ни родителями.

Именно поэтому необходимо уже в младшем школьном возрасте обеспечить знакомство ребенка с различными средствами медиа, научить ориентироваться в этом ежедневно появляющемся потоке медийной информации, помочь выработать: определенное отношение к разнообразным источникам знаний; умение добывать, анализировать и критически оценивать информацию, используя доступные средства; разрешать свои информационные потребности и запросы; распознавать низкосортный информационный материал, быть грамотным в мире медиа.

Анализ литературы показал, что развитие поисковой активности младших школьников обеспечит их развитие в соответствии с современными требованиями, а также сформирует желание искать и находить нестандартные пути решения проблем.

Поэтому мы считаем, что актуальным в этих условиях становится медиаобра-зование как современное направление подготовки детей младшего школьного возраста к дальнейшей ступени в медиатизированном обществе.

Вопросу значимости медиаобразования в современном мире в последние десять лет посвящено довольно большое число научных исследований [Григорьева, 2013; Иванова, 2005; Федоров, 2002; Челышева, 2006 и др.].

В монографии А. В. Федоров рассматривает «медиаобразование - как процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения с медиа, творческих коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста. Обучение различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [Фёдоров, 2002, с. 23].

Таким образом, можно заключить, что медиаобразование, в данном случае, выступает как компонент общекультурной подготовки в соответствии с социальным заказом современной цивилизации, информационного общества.

В уточнении данного понятия большую роль играют определения Н. А. Ле-готиной, которая разграничивает понятия «медиаобразование» и «медиаобразо-вание школьников». Медиаобразование определяется как: «область педагогической теории и практики, изучающая закономерности создания, восприятия и потребления текстов СМК, роль средств массовой коммуникации в формировании коммуникативной, информационной, социальной, эстетической культуры человека, а также принципы взаимодействия школы и средств массовой коммуникации».

Под «медиаобразованием школьников» автор подразумевает «целенаправленный процесс изучения школьниками закономерностей массовой коммуникации и формирования на этой основе умений самостоятельного отбора и критического анализа информации, поступающей по различным каналам, а также самостоятельного создания ими сообщений с использованием различных знаковых систем и информационных технологий» [Леготина, 2004, с. 29].

Таким образом, основными задачами медиаобразования являются: подготовка нового поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации; научить человека понимать её воздействия на психику; овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

История медиаобразования насчитывает уже не один десяток лет, но, несмотря на это, разные исследователи вкладывают разный смысл в это термин,

[Миндеева, 2012; Григорьева, 2012; Крыжановская, 2013; Федоров, 2012 и др.]. Анализ данных источников, привел нас к умозаключению, что наиболее полное и детальное определение принадлежит А. В. Федорову, который под медиаобра-зованием понимает «процесс развития личности с помощью и на материале СМК (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная, в результате этого процесса медиаграмотность, помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернет» [Федоров, 2012, с. 56].

Все вышеизложенное позволяет заключить, что, несмотря на быстрое развитие медиаобразования, в России пока ещё не сформировался общепринятый, единый для всех медиапедагогов понятийно-терминологический аппарат, наличие которого является важнейшим условием дальнейшего становления молодой научной отрасли.

Следует отметить, что для медиаобразования важным моментом остается проблема целеполагания. По мнению Н. Ю. Хлызовой «Цель медиаобразования - это планируемый результат, воплощенный в некоторую предметную форму, которую медиапедагоги определяют в своих исследованиях по-разному» [Хлы-зова, 2009, с. 69].

Анализ работ отечественных медиапедагогов (А. В. Фёдоров, Л. А. Иванова, Н. Ю. Хлызова, И. В. Григорьева и др.) позволяет заключить, что вопросы ме-диаобразования рассматривались с разных позиций и в различных аспектах. Отсутствие единого понимания сущности медиаобразования, единой концепции вызывает различия в целеполагании (См. об этом подробнее [Иванова, 2005; 2012 и др.]). Существуют многочисленные точки зрения относительно ведущей цели медиаобразования, что отражает различные подходы к нему в мире: медиагра-

мотность, медиакультура, медиакомпетентность, информационная культура, информационная грамотность, критическое мышление (См. об этом подробнее [Иванова, 2005; 2012 и др.]).

Наше исследование ведется в рамках такого понимания, и мы выдвигаем «ме-диаобразованность» в качестве значимого качества личности младшего школьника. Это обусловлено внедрением в учебный процесс новых информационных технологий, что приводит к изменению образовательных целей, направленных теперь на формирование и развитие способностей обучающихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации. А также внедрению в педагогический процесс новых форм работы, предусматривающих новые роли учащегося «как активного исследователя», который может использовать новые технологии, оказывающие влияние на образование, развитие и формирование личности.

В нашем диссертационном исследовании термин «медиаобразованность младшего школьника» понимается как значимое качество личности, состоящие из определенных медиа знаний, медиа умений, отношений к медиа, позволяющих личности полноценно функционировать в медиатизированном обществе, использовать широкий спектр медиа в учебной и не учебной деятельности.

Определение понятия «медиаобразованность младшего школьника» сформулировано нами в результате анализа теоретико-методологических положений медиаобразования и компетентностного подхода [Болотов, 2003; Сериков, 2003; Хуторской, 2004 и др.] к образованию.

В данной работе мы рассматриваем медиаобразованность не только как комплекс особых знаний или средств, стимулирующих творческое воображение младших школьников, но и как возможность реализации творческого потенциала личности через приобщение к информации.

В этом контексте особо важными являются: изучение основных закономерностей восприятия и понимания информации, как это предлагается рядом авторов; творческая активность младших школьников на основе эмоционального восприятия информации, передаваемой средствами массовой коммуникации в

условиях погружения в образовательное пространство урока. Поэтому на первый план при изучении предмета выносится задача расширения рамок урока за счет мультимедийных средств, с целью создания высокой мотивации к изучению того или иного предмета.

Подтверждением необходимости и своевременности формирования такого личного качества младшего школьника как «медиаобразованность» мы видим в том, что социализация человека происходит через средства массовой коммуникации, поэтому образование в этой области должно быть направлено на развитие у младших школьников понимания их функционирования, специфики выразительности средств новых медиа. Только медиаобразованная личность сможет понять, что такое средства коммуникации, медиа, как они функционируют, как создаются сообщения, как эти сообщения распространяются, представляя собой совершенно особый тип представления действительности; только медиаобразо-ванная личность сможет оградить свою психику от отрицательных последствий воздействия масс-медиа. Младший школьник должен понимать причины, по которым одно и то же сообщение даёт много больше информации активному и грамотному потребителю, чем не образованному в области медиа. Таким образом, обучающиеся начальной школы должны обладать достаточным уровнем ме-диаобразованности, что проявляется в формировании универсальных учебных действий, предлагаемых ФГОС НОО.

Очевидно, что современный младший школьник должен быть медиаобразо-ванным, поэтому важна разработка критериев и показателей сформированности медиаобразованности младшего школьника в образовательной организации в условиях ФГОС НОО.

Переход Российского образования на ФГОС, в основе которого лежит си-стемно-деятельностный подход [Зимняя, 2004; Леонтьев, 1997 и др.], предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и

уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава Российского общества.

Анализ федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования позволил определить установленные требования к результатам обучающихся, освоившим основную образовательную программу начального общего образования:

Личностным, включающим: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностно -смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции; социальные компетенции; личностные качества; сформирован-ность основ гражданской идентичности.

Метапредметным, включающим: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться; межпредметные понятия.

Предметным, включающим: освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира [ФГОС НОО, 2009, с. 6].

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организа-

ции, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. В том числе: умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. Перечисленные составляющие, сформированные в младшем школьном возрасте, создадут хороший фундамент для развития творческой личности, способной решать проблемы на новом информационно-коммуникационном уровне.

Медиа мир оказывает огромное влияние на все сферы жизни и деятельности человека - его психику, мировоззрение, здоровье. Современные младшие школьники хорошо знакомы с этим миром: они являются активными потребителями медиа информации, поступающей по каналам теле- и радиовещания, имеют навыки владения компьютерной техникой. Однако медиаобразованность, как известно, предполагает не только наличие чисто технических знаний и умений владения медиатехникой, но и умение полноценного восприятия произведений ме-диакультуры, анализа, самостоятельного осмысления и интерпретации медиа-произведений. В связи с этим каждому современному человеку необходимо быть медиаобразованным, то есть владеть умениями чтения и осмысления различных медиа текстов [Челышева, 2006, с. 46].

На наш взгляд, медиаобразованность - это характеристика личности, рассматриваемая нами как существенная определённость человека. Такое качество представляет собой объективную всеобщую характеристику, обнаруживающуюся в совокупности свойств и выражающуюся в устойчиво-положительном отношении младшего школьника к медиаобразованию. Именно такое понимание медиаобразованности, при котором субъективно-объективная связь личности с окружающей действительностью отражается в единстве медиа знаний, медиа умений и ценностно-смысловых представлений о медиаобразовании, составляющих его сущность, лежит в основе данного диссертационного исследования.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС НОО указывают на реальные виды деятельности. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и ком-петентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

В нашей ситуации мы имеем дело с формированием навыков общения с информацией, передаваемой по различным каналам связи, развитием аналитического и ассоциативного мышления младшего школьника, при помощи определённых медиатехнологий.

Под медиатехнологиями мы имеем в виду, с одной стороны, свободное общение с различными источниками и технологиями получения и обработки необходимой информации, с другой стороны - реализацию творческого потенциала при помощи медиа. В этой ситуации медиаобразованность становится тем инструментом, который позволяет не столько приобрести необходимый объем знаний, сколько обеспечить максимально возможную самостоятельность личности в процессе обучения и развития.

Исследования, выполненные медиапедагогами в рамках одной научной школы, центра медиаобразования Восточной Сибири: [Иванова, 1999; Ковша-рова, 2006; Хлызова, 2009; Григорьева, 2014] - позволяют нам представить собственное видение критериев и показателей медиаобразованности младшего школьника в образовательной организации в условиях ФГОС НОО.

Занимаясь вопросом формирования медиакоммуникативной образованности, Л. А. Иванова выделяет следующие структурные компоненты: «операционный, интеллектуально-содержательный, мотивационный. В качестве критериев автор определяет: медиа-коммуникативные знания, медиа-коммуни-кативные умения, избирательное отношение к «потреблению видео продукции» [Иванова, 1999, с. 159]. Н. В. Змановская, в свою очередь, формируя медиаобразованность будущего учителя, выдвигает следующие критерии: «медиазнания, медиаумения, ценностное отношение студентов к медиаобразованию в целом» [Змановская, 2004, с. 34]. Т. П. Ковшарова в своем исследовании формирования медиакомпе-тентности старшеклассников в эколого-педагогическом пространстве урока определяет основные критерии по показателям медиаобразованности: «...ме-диаобразовательные знания, медиаобразовательные умения, устойчиво-положительное отношение к медиаобразованию» [Ковшарова, 2006, с. 54].

Однако в ситуации активного развития единого информационного пространства, медиаиндустрии и социокультурных потребностей общества происходит эволюционирование науки. Появляются новые исследования, происходят изменения в медиаобразовательных результатах и взглядах на их критерии и показатели. Поэтому интересным для нашего исследования является классификация показателей феномена медиакомпетентности вторичной языковой личности, предложенная Н. Ю. Хлызовой, в которую входят: «когнитивный, операционный, мотивационный компоненты. Критериями медиакомпетентности вторичной языковой личности выступают: знание, умение, отношение. Каждый из показателей также может находиться на высоком, среднем или низком уровнях» [Хлызова, 2009, с. 70]. Немаловажной составляющей нашего диссертационного исследования выступает определение критериев и показателей медиакомпетент-ности будущего педагога, сформулированное И. В. Григорьевой, которая выделяет «три компонента: мотивационный, когнитивный, деятельностный. В свою очередь для каждого компонента определены свои критерии: ценностное отношение к медиа, медиазнания, медиаумения» [Григорьева, 2013, с. 38].

Таким образом, можно заключить, что все исследования авторов: Н. В. Зма-новской, Л. А. Ивановой, Т. В. Ковшаровой, Н. Ю. Хлызовой, И. В. Григорьевой, представляющих когорту одной научной школы, объединяет идея о том, что «личность характеризуется совокупностью трех компонентов: сознания, чувства, поведения» [Стефановская, 1998, с. 133]. Опираясь на эту идею, авторы определяют свои критерии и показатели для каждой из исследуемых характеристик. Полагаем, это связано с особенностями объекта исследования.

Проанализировав вышеуказанные подходы и требования, предъявляемые ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы, мы используем идею о трех компонентах личности: сознание, чувства и поведение. Данный шаг позволил нам представить формирование медиаобразованности младшего школьника как целенаправленный и целостный процесс, в котором в сложном единстве и взаимодействии сочетается формирование его отдельных компонентов: мотивационный, познавательный, деятельностный.

В свою очередь для каждого компонента мы выделяем свои критерии: ценностно-смысловые представления (отношение к медиа), медиа знания, медиа умения. Так, под ценностно-смысловым представлением мы пониманием: избирательное отношение к содержанию различных видов медиа, а также сознательное регулирование частоты контакта с ними; принятие личной позиции по отношению к получаемой информации; потребность самосовершенствования в создании, сохранении и передачи медиа материалов.

Под медиа знаниями мы понимаем представления о возможности использования медиа в различных видах деятельности; о закономерностях, формах и видах работы с медиа; о воздействии медиа на образование, развитие и формирование личности; о последствии воздействия медиа-сообщений на психику ребёнка.

Под медиа умениями мы подразумеваем умения самостоятельно находить, воспринимать, понимать, создавать, сохранять и передавать различную информацию; с посторонней помощью общаться на основе невербальных форм комму-

никации с использованием технических средств; с посторонней помощью формировать и обосновывать альтернативные взгляды на информацию; только с посторонней помощью организовывать образовательный процесс на основе медиа.

Вышеописанные компоненты и критерии искомой характеристики мы решаемся включить в структуру медиаобразованности младшего школьника (Табл. 1).

Таблица 1

Структура медиаобразованности младшего школьника

Компоненты

Критерии

Уровни

Мотивацион-ный компонент

ценностно-смысловое представление (отношение к медиа):

- избирательное отношение к содержанию различных видов медиа, а также сознательное регулирование частоты контакта с ними; -принятие личной позиции по отношению к получаемой информации; -потребность самосовершенствования в создании, сохранении и передачи медиа материалов

Высокий Средний Низкий

Познавательный компонент

медиа знания: Высокий ■представления о возможности использования медиа в различных видах деятельности; Средний ■знание о закономерностях, формах и видах работы с медиа; Низкий -знания о воздействии медиа на образование, развитие и формирование личности; -знание о последствии воздействия медиа-сообщений на психику ребёнка_

Деятельност-ный компонент

медиа умения:

-умения самостоятельно находить, воспринимать, понимать, создавать, сохранять и передавать различную информацию; -умения с помощью учителя общаться на основе невербальных форм коммуникации с использованием технических средств; -умения с помощью учителя формировать и обосновывать альтернативные взгляды на информацию;

-умения только с помощью учителя организовывать образовательный процесс на основе медиа

Высокий

Средний Низкий

Выделенные уровни обуславливают определение показателей сформирован-ности медиаобразованости младшего школьника в образовательной организации. Поскольку в нашей работе делается акцент на медиаобразовательном аспекте, вслед за Хлызовой Н. Ю. мы выделяем такие показатели, как: когнитивный, операционный, мотивационный.

Формирование компонентов медиаобразованности младшего школьника, их уровни и показатели сформированности представлены в табл. 2.

Таблица 2

Уровни и показатели сформированности медиаобразованности

младшего школьника

Уровн Показатели

когнитивный операционный мотивационный

Низкий Знает о возможности использования внешкольной информации в процессе обучения; предполагает о воздействии СМК на формирование личности; предполагает о последствиях воздействия на психику медиа сообщений; предполагает о возможности использования медиа в качестве средства обучения. С помощью находит требуемую информацию; только с помощью извлекает смыслы из получаемой информации; только с помощью умеет создавать новые смыслы и их представлять в виде медиа продуктов. Знает о необходимости формирования ме-диаобразованности; не переживает несоответствие своего уровня медиаобразованности определённым требованиям и нормам; испытывает желание самосовершенствования в процессе создания медиа продуктов.

« s

X Л

U

Осознает необходимость использования внешкольной информации в процессе обучения; имеет представление о воздействии СМК на формирование личности; имеет представление о последствиях воздействия на психику медиа сообщений; имеет представление о возможности использования медиа в качестве средства обучения._

С частичной помощью находит требуемую информацию; с частичной помощью извлекает смыслы из получаемой информации; с частичной помощью умеет создавать новые смыслы и их представлять в виде медиа продуктов.

Осознает необходимость формирования медиаобразованности; иногда переживает несоответствие своего уровня медиаобразо-ванности определённым требованиям и нормам; испытывает интерес к самосовершенствованию в процессе создания медиа продуктов.

«

s ы о и

M

>4

со

Убежден в необходимости использования внешкольной информации в процессе обучения; осознает воздействие СМК на формирование личности; осознает последствия воздействия на психику медиа сообщений; знает о возможности использования медиа в качестве средства обучения._

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Умеет находить требуемую информацию; самостоятельно извлекать смыслы из получаемой информации; умеет создавать новые смыслы и их представлять в виде медиа продуктов.

Убежден в необходимости формирования медиаобразованности; переживает несоответствие своего уровня медиаобразованности определённым требованиям и нормам; испытывает потребность к самосовершенствованию в процессе создания медиа продуктов.

Выше мы выявили компоненты, критерии и их содержание, а также показатели и уровни сформированности медиаобразованности младшего школьника. Очевидно, что научно-технический прогресс, передовые технологии и новые направления деятельности непременно отразятся на содержании деятельности ребёнка при переходе на следующую ступень обучения. В силу этих обстоятельств, вышеопределенные компоненты медиаобразованности младшего школьника, после окончания начальной школы, могут наполняться новым содержанием и трансформироваться. Следовательно, мы можем наблюдать непрерывность медиаобразовательного процесса внутри образовательной организации. Таким образом, результат медиаобразованности младшего школьника может

быть конкретизирован применительно к другому направлению начального и общего обучения.

Изложенное выше позволяет заключить, что стремительная модернизация и информатизация Российского образования требует от младших школьников усвоения новых медиа знаний, медиа умений, положительного отношения к медиа. Поэтому общепедагогической задачей, на наш взгляд, становится формирование медиаобразованности младшего школьника в образовательной организации в условиях ФГОС НОО.

Библиографический список

1. Болотов, В. А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

2. Григорьева И. В. Информационно-образовательное пространство вуза как фактор формирования медиакомпетентности будущего педагога: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Григорьева. Иркутск, 2013. 240 с.

3. Григорьева И. В. Информационно-образовательное пространство вуза как фактор формирования медиакомпетентности будущего педагога: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Григорьева. М.: Московский государственный лингвистический университет, 2014. 24 с.

4. Григорьева И. В. От медиаобразовательного пространства вуза - к медиакомпетентности будущего педагога // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 5 (64). С. 280-287.

5. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. М., 2004. 38 с.

6. Змановская Н. В. Формирование медиаобразованности будущих учителей: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. В. Змановская. Иркутск: ИГЛУ, 2004. 152 с.

7. Иванова Л. А. Формирование медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео (на материале уроков французского языка): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. А. Иванова. Иркутск, 1999. 246 с.

8. Иванова Л. А. Медиа-образование как педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 1. С. 70-79.

9. Иванова Л. А. Эволюция взглядов на медиаобразование в психолого-педагогической литературе второй половины XX века // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 5 (64). С. 299-306.

10. Ковшарова Т. В. Формирование медиаобразованности старшеклассников в эколого-информационном педагогическом пространстве урока: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. В. Ковшарова. Чита, 2006. 186 с.

11. Крыжановская Н. А. Медиаобразование - образование XXI века: к сущности понятия [Электронный ресурс] / http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/natalya_kryzhanovskaya_ is pr 3.pdf (дата обращения 29.03.2015).

12. Леготина Н. А. Педагогические условия подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. А. Леготина. Курган, 2004. 25 с.

13. Леонтьев, А. H. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1997. 304 с.

14. Миндеева С. В. Взгляд на феномен «Медиаобразование» через призму понятийного аппарата педагогики / Вестник ИрГТУ. 2012. № 6. С. 181-186.

15. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций: учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т. А. Стефановская. М.: «Совершенство», 1998. 368 с.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс]. 2009 URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения 24.03.2015).

17. Федоров А. В. Медиаобразование в России: краткая история развития: монография / А. В. Федоров, И. В. Челышева. Таганрог: Познание, 2002. 266 с.

18. Федоров А. В. Новые стандарты - реальная возможность для развития медиапедаго-гики // Alma mater - Вестник высшей школы. 2012. № 3. С. 55-58.

19. Хохлов Ю. Е. Медиаобразование в современном обществе или как выжить в мире СМИ // Информационное общество. 2003. № 1. С. 1-5.

20. ХлызоваН. Ю. Цель медиаобразования в лингвистическом вузе на современном этапе развития общества // Вестник Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова. Якутск: ЯГУ, 2009. Т. 6. № 2. С. 69-73.

21. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А. В. Хуторский. СПб: Питер, 2004. 541 с.

22. Челышева И. В. Теория и история российского медиаобразования. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 206 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.