Научная статья на тему 'Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования'

Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
767
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / БАКАЛАВР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Ермакова Ольга Евгеньевна

В статье раскрывается роль системно-деятельностного подхода в развитии профессионально-педагогического образования. Описано становление системного и деятельностного подходов в педагогике и психологии. Рассматриваются сущность, признаки и принципы системного и деятельностного подходов. В статье обосновываются методологические позиции системно-деятельностного подхода, являющиеся основой проектирования содержания подготовки бакалавров профессионального обучения с целью формирования готовности выпускников к решению профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Ермакова Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMICALLY-ACTIVE APPROACH IN THE DEVELOPMENT OF VOCATIONAL TEACHER EDUCATION

This article explores the role of system-active approach in the development of vocational teacher education. Described the formation and activity of systemic approaches in pedagogy and psychology. The essence, features and principles of the system and activity approaches. The article substantiates the methodological positions of systemically-active approach which is the basis of designing the content of Bachelor of vocational training with a view to the formation of readiness of graduates to solve professional problems.

Текст научной работы на тему «Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования»

УДК 377.131.14

О.И. ВАГАНОВА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: vaganova_o@rambler.ru О.Е. ЕРМАКОВА, кандидат психологических наук, доцент, Борисоглебский филиал ВГУ, e-mail: ermakova@bsk.vsu.ru

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

O.I. Vaganova, О.Е. Еrmakova

SYSTEMICALLY-ACTIVE APPROACH IN THE DEVELOPMENT OF VOCATIONAL TEACHER EDUCATION

В статье раскрывается роль системно-деятельностного подхода в развитии профессионально-педагогического образования. Описано становление системного и деятельностного подходов в педагогике и психологии. Рассматриваются сущность, признаки и принципы системного и деятельностного подходов. В статье обосновываются методологические позиции системно-деятельностного подхода, являющиеся основой проектирования содержания подготовки бакалавров профессионального обучения с целью формирования готовности выпускников к решению профессиональных задач.

Ключевые слова: система образования, профессиональное образование, профессионально-педагогическое образование, системный подход, деятельностный подход, бакалавр профессионального обучения.

This article explores the role of system-active approach in the development of vocational teacher education. Described the formation and activity of systemic approaches in pedagogy and psychology. The essence, features and principles of the system and activity approaches. The article substantiates the methodological positions of systemically-active approach which is the basis of designing the content of Bachelor of vocational training with a view to the formation of readiness of graduates to solve professional problems.

Keywords: system of education, vocational education, vocational and teacher training, system approach, activity-based approach, bachelor of vocational training.

Изменяющаяся образовательная ситуация в России определяет потребность в обновлении и переосмыслении методологических подходов к развитию профессионально-педагогического образования в целом и к практике проектирования содержания образовательных программ, учебного материала подготовки бакалавра профессионального обучения в частности. Система профессионально-педагогического образования, являющаяся самостоятельным элементом российской системы образования, направлена на подготовку кадров для учреждений профессионального образования. Основной целью подготовки бакалавром профессионального обучения становится компетентность, призванная повысить их конкурентоспособность и улучшить процесс адаптации выпускников образовательных учреждений к будущей профессиональной деятельности. В результате обучения он должен приобрести способность и готовность решать жизненные и профессиональные задачи [2].

Одним из наиболее актуальным и значимым среди общенаучных подходов познания мира является системно-деятельностный подход. Во многих областях науки и практики нашли свое применение системные представления и подходы. Если возникает необходимость построения теории системного объекта, объединения различных знаний об объекте, разработка новых принципов его изучения и функционирования используют системный подход.

Знаниевая парадигма являлась основой построения российской системы образования. По мнению В.В. Давыдова, одного из авторов теории развивающего обучения, именно в процессе обучения должны формироваться умения и навыки. Знаниевый подход являлся основой квалификационного подхода в профессиональном образовании, на основе которого разрабатывались государственные образовательные стандарты первых двух поколений. В них были общие требования к уровню подготовленности в стандартах первого поколения и квалификационные характеристики, подготовленность выпускников к видам деятельности и решению профессиональных задач в государственных стандартах второго поколения [8].

Однако разрыв знаний и умение их применять при решении профессиональных и жизненных проблем повлиял на необходимость изменения квалификационного подхода, повышения его эффективности. Изменяющийся рынок труда выдвигает новые требования к компетенциям рабочих кадров. Не наличие отдельных знаний, а владение набором ключевых и профессиональных компетенций становится одним из основных требований к подготовке бакалавра профессионального обучения.

Еще в глубокой древности появилось понятие «система» и в переводе с греческого означает «составление». В этом понятии отражается мысль о возможности вещи разделять на части. Система представляет собой совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих единство и целостность. Понятие «система» имеет много общего в понятиями «элемент», «структура», «целостность», «подсистема». Значимой характеристикой системы является организованность, понимаемая как наличие связей и отношений между элементами данной системы. Целостность системы проявляется во взаимодействии и неразрывном единстве со средой [14].

К основным признакам системы можно отнести наличие связей между элементами, наличие структуры, целостность и функция. Элементом системы является минимальный компонент или максимальный предел ее разделения, которому присущи все свойства и качества целой системы. Издавна считается, что целое больше суммы его частей, всякое целое обнаруживает различие свойств и закономерностей по сравнению с исходным, т.е. возникают новые интегральные качества. Данное положение о целостности имеет большое значение для научного объяснения, т.к. целое больше его частей, а свойства целого не сводятся к сумме свойств частей.

Карл Людвиг фон Берталанфи дает следующее определение понятия «система»: «совокупность взаимозависимых элементов, так связанных между собой, что если изменить один элемент, то изменятся остальные тоже, и следовательно, изменится вся совокупность» [15].

Значительный вклад в развитие системного подхода внесла работа А.А. Богданова «Всеобщая организационная наука», которая была первой работой отечественного педагога и положила начало новой дисциплине под названием «теория систем». А.А. Богданов для определения научной категории «организация» предлагает в качестве исходной категорию «система», т.к. организация - это «архитектура фрагментов материального мира, это определенная форма существования материи» [5, с. 115].

«Каждая система, - как отмечает В.Г. Афанасьев, - всегда есть компонент другой, более высокого уровня системы, и сама, в свою очередь, образована из элементов, подсистем более низкого уровня. Она связана множеством нитей с самыми различными системными и несистемными образованиями» [1, с. 70].

Выделяют следующие принципы системы: целостности, целенаправленности, структурности, взаимосвязи и взаимозависимости системы и среды, моделируемости, иерархичности, множественности описания каждой системы, историзма, динамизма и развития.

В основу формирования и развития системно-деятельностного подхода легли труды Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина. Разработанные ими концепции выделяют основные психологические закономерности процесса обучения и

воспитания, структуру образовательной деятельности обучающихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.

Деятельностный подход играет существенную роль в развитии психологии. Данный подход утверждает, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и этой деятельностью и обусловлена. Под деятельностью понимают преднамеренную активность человека, которая проявляется лишь в процессе его взаимодействия с окружающим миром, в решении жизненно важных задач, определяющих дальнейшее существование и развитие человека.

Согласно деятельностному подходу основной целью процесса обучения являются не сами знания, их приобретение и накопление, а формирование умения применять эти знания, умения действовать. Знания при этом выступают лишь средством достижения этой цели.

Процесс усвоения знаний происходит лишь в процессе их применения и в основном благодаря этому применению. Знания усваиваются лучше, если их использовать в собственных действиях, опробовать на практике, применить к решению каких-либо профессиональных или жизненных задач. При этом знания, не получившие применения, забываются значительно быстрее. Согласно положениям теории деятельностного подхода можно утверждать, что содержание образования проектирует определенный тип мышления -эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения (эмпирические или научные понятия). При этом процесс обучения играет ведущую роль в умственном развитии, реализуемом через содержание обучения. Организация системы учебных действий обучающихся лежит в основе усвоения системы знаний, которые, в свою очередь, определяют развитие теоретического мышления и прогресс познавательного развития обучающихся.

Становление и развитие деятельностного подхода в педагогике и психологии происходило одновременно и было тесно связано между собой. Л.С. Выготский один из первых начал психологическое изучение деятельности. Значительный вклад в развитие данного подхода внес А.Н. Леонтьев, который исходил из различения внешней и внутренней деятельности.

Позже исследования оппонентов А.Н. Леонтьева подтверждали неправомерность выделения деятельности в качестве единственного основания и источника развития человеческой психики. Они утверждали, что внутренний мир ребенка начинается, возникает, формируется вообще не с предметных оснований и не по одному какому-то основании, будь то общение, деятельность, сознание.

Исследования С.Л. Рубинштейна показали, что любые внешние причины и в том числе деятельность, предъявляются через внутренние условия, при этом психика ребенка особенно избирательна.

Дальнейшее развитие деятельностный подход получил в исследованиях гуманистической психологии, которая утверждала что развитие ребенка имеет свои внутренние закономерности, свою внутреннюю логику, является пассивным отражением действительности, в условиях которой это развитие осуществляется. При этом крайне важна опора на собственные силы ребенка, на внутреннюю логику его развития.

В настоящее время деятельностный подход разрабатывается исходя из представления о том, что деятельность является интегрирующей основой психических свойств и функций.

Впервые понятие «системно-деятельностный подход» появилось в 1985 году и было попыткой объединения системного подхода, разработчиками которого были Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и другие исследователи с деятельностным подходом, в разработку которого внесли вклад Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и другие ученые.

Для переосмысления учебного процесса в вузе с позиции системно-деятельностного подхода A.M. Новиков определяет два круга проблем. Во-первых, построение такой системы знаний студентов, которая была бы необходимой и достаточной для овладения ими

основами будущей профессиональной деятельности. И второе - это поиск возможностей объединения процесса формирования теоретических знаний обучающихся с их потребностями, ценностными ориентациями [12].

С позиции системно-деятельностного подхода при организации образовательного процесса бакалавра профессионального обучения важно изначально сформировать перечень умений, навыков, способов деятельности, которые он должен усвоить, а затем определить соответствующие знания.

Применение системно-деятельностного подхода несет в себе идею интеграции, междисциплинарности. Профессионально-педагогическое образование как специфическая разновидность профессионального образования имеет интегративный характер, когда в пределах сроков и объемов учебной нагрузки, нормативно установленных для одной специальности, обучающийся фактически осваивает два разных вида профессиональной деятельности - техническую (отраслевую) и педагогическую, причем первая осваивается на двух разных уровнях образования - начальном (рабочая профессия) и высшем (инженерно-техническая составляющая) [9].

Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на определенный конкретный результат. Результатом образовательного процесса будущего бакалавра профессионального обучения является набор ключевых и профессиональных компетенций, владение которыми демонстрирует способность и готовность к осуществлению видов профессиональной деятельности. К профессиональным видам деятельности бакалавра профессионального обучения можно отнести педагогическую, научно-исследовательскую, производственно-технологическую, организационно-управленческую, педагогико-проектировочную и культурно-просветительскую деятельность.

Системно-деятельностный подход утверждает, что результат может быть достигнут только в том случае, если имеется обратная связь. В нашем случае это такие процедуры как аттестация, аккредитация, лицензирование и тестирование. При этом с позиции системно-деятельностного подхода крайне важно увидеть эти процедуры не разорванными, а в целостном системно-деятельностном анализе.

В.С. Леднев отмечал важность деятельностной составляющей знания, утверждая, что содержание и структура образования определяется совокупной структурой предмета обучения и структурой обобщенной (инвариантной) деятельности человека. При этом доминантой в содержании образования является деятельность[10].

Использование системно-деятельностного подхода в изучении развития профессионально-педагогического образования связано с отнесением данного вида образования к сложным системам. Элементами профессионально-педагогического образования являются цели, принципы, содержание, методы, средства, формы. Для эффективного развития профессионально-педагогического образования как системы необходимо изучение перечисленных элементов системы, а также раскрытие принципов ее организации.

В. Г. Афанасьев, В. И. Блауберг, М. С. Каган, С.М. Маркова, Г. Н. Сериков, Э.Г. Юдин и другие исследователи занимались исследованием роли системно-деятельностного подхода в развитии профессионально-педагогического образования [1,3, 6, 8, 11].

С позиции системно-деятельностного подхода является важным рассмотрение профессионально-педагогического образования как системы; выделение в ее структуре элементов; определение связей между этими элементами; выявление внешних и внутренних связей профессионально-педагогического образования, рассмотрение каждого компонента как системы, а профессионально-педагогического образования как подсистемы, являющейся системой более высокого уровня; признание принципиальной возможности последовательно разбивать свойства профессионально-педагогического образования до иерархических уровней, необходимых для точной оценки, познание профессионально-педагогического

образования как целостности через оценку и анализ свойств элементов, его составляющих, и наоборот, оценка и анализ свойств элементов исходя из характеристики системы.

В заключении отметим, что системно-деятельностный подход играет значимую роль в развитии профессионально-педагогического образования, позволяет понять механизм жизнедеятельности профессионально-педагогического образования как объекта исследования и управления, составить четкую картину взаимодействия и связей его составных частей, рассмотреть его как целостное явление.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев, В.Г. Общество, системность, познание и управление / В.Г. Афанасьев - М.: -Изд. Полит. Литературы. - 1981. - 282 с.

2. Ваганова, О.И. Педагогические основы разработки содержания профессионально-педагогического образования: Монография / Ваганова О.И. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. -134с.

3. Ваганова, О.И. Профессионально-педагогическое образование: Монография. / Ваганова О.И. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. - 107 с.

4. Ваганова, О.И. Педагогические технологии в условиях уровневой системы высшего профессионального образования: Учебно-методическое пособие / Ваганова О.И. - Н. Новгород: НГПУ, 2012. -102 с.

5. Всеобщая организационная наука: Тектология. 3-е изд., заново перераб. и доп. М. - Л.: Книга. Ч. 2. 1927. - 268 с.

6. Ермакова, О.Е. Развитие индивидуального стиля инновационной деятельности учителя начальных классов / О.Е.Ермакова // Начальная школа. - 2012. - № 1. - С. 38- 41. - 0,5 п.л.

7. Ермакова, О.Е. Теоретические подходы к изучению индивидуального стиля инновационной деятельности учителя Ермакова, О.Е. // Вестник Тамбовского Университета. Серия: Гуманитарные науки, - 2010. - Выпуск 6 (86). -С. 134 - 137. - 0,5 п.л.

8. Жученко, А.А., Романцев, Г.М., Ткаченко, Е.В. Профессионально-педагогическое образование России. Организация и содержание / А.А. Жученко, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед ун-та, 1999. - 234 с.

9. Кубрушко, П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования / П.Ф. Кубрушко. - М.: Высш. шк., 2001. - 236 с.

10. Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы (2-е изд. переработанное) / B.C. Леднев.-М.: Высш. шк., 1991. - 224 с.

11. Маркова, С.М. Прогнозирование как стратегическое направление развития инженерно-педагогического образования / С.М. Маркова // Наука и школа - №6, - 2010. - С.18-21.

12. Новиков, A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития / А.М. Новиков. - М.: ИЦП НПО РАО, 1997. - 254 с.

13. Подымова, Л.С., Ермакова, О.Е. Стилевые особенности инновационной деятельности учителя / Л.С. Подымова, О.Е. Ермакова // Педагогическое образование и наука, - 2010. - № 8. - С. 31 -35.

14. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

220p.

17. Muller, R. Humanism and Education / R. Muller.N.Y., 1974. 220 p.

18. Planning the quality of education. The collection and use of data for informed decisionmaking. Edited by K.N. Ross and L. Mahlck, UNESCO, Pergamon Press, 1990. 284 p.

19. Ronald Bamett. Improving higher Education: Total Quality Care. London: SHRE/ Open University Press, 1992. 164 p.

© Ваганова О.И., Ермакова О.Е., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.