Научная статья на тему 'Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального обучения'

Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Ермакова Ольга Евгеньевна

В статье раскрывается роль модульно-компетентностного подхода в разработке фонда оценочных средств в вузе. Раскрыты основания для обоснованного отбора оценочных средств, позволяющих измерить и оценить уровень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров профессионального обучения. Предлагается при выборе оценочных средств опираться на квалификационный уровень, зафиксированный в Национальной рамке квалификаций Российской Федерации, согласно которому оценочные средства для бакалавров профессионального обучения должны включать в себя задания проектного типа с недостающей информацией, которую надо извлечь из различных источников информации. Указывается на необходимость использования инновационных оценочных средств, позволяющих отслеживать деятельностные компоненты подготовленности бакалавра. Подчеркивается значение создания системы комплексных методов оценки для контроля уровня освоения компетенций студентов. Представлен опыт использования оценочных средств при подготовке бакалавров профессионального обучения по педагогическим дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Ермакова Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF EDUCATIONAL BACHELORS PROFESSIONAL TRAINING

The article explores the role of modular competency approach in the development of fund assets estimated at the university. Disclosed grounds for reasonable selection of evaluation tools to measure and evaluate the level of formation of common cultural and professional competencies of bachelors training. It is proposed in the selection of assessment tools should be based on qualification level, as recorded in the national qualifications framework of the Russian Federation. According to that assessment tools for undergraduate vocational training should include project-type assignments with the missing information, which should be drawn from various sources. The necessity of using innovative evaluation tools to monitor the activity-related components of fitness degree. It stresses the importance of establishing a system of integrated assessment methods to control the level of development of competences of students. The experience in the use of assessment tools in the preparation of undergraduate professional education on pedagogical disciplines. Keywords: modular competence-based approach, the results of education, vocational and teacher training, bachelor of vocational training, National qualifications framework.

Текст научной работы на тему «Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального обучения»

УДК 378.146

О.И. ВАГАНОВА1, О.Е. ЕРМАКОВА2

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

2 Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета, г. Борисоглебск, Российская Федерация

ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ БАКАЛАВРОВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье раскрывается роль модульно-компетентностного подхода в разработке фонда оценочных средств в вузе. Раскрыты основания для обоснованного отбора оценочных средств, позволяющих измерить и оценить уровень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров профессионального обучения. Предлагается при выборе оценочных средств опираться на квалификационный уровень, зафиксированный в Национальной рамке квалификаций Российской Федерации, согласно которому оценочные средства для бакалавров профессионального обучения должны включать в себя задания проектного типа с недостающей информацией, которую надо извлечь из различных источников информации. Указывается на необходимость использования инновационных оценочных средств, позволяющих отслеживать деятельностные компоненты подготовленности бакалавра. Подчеркивается значение создания системы комплексных методов оценки для контроля уровня освоения компетенций студентов. Представлен опыт использования оценочных средств при подготовке бакалавров профессионального обучения по педагогическим дисциплинам.

Ключевые слова: модульно-компетентностный подход, результаты образования, профессионально- педагогическое образование, бакалавр профессионального обучения, национальная рамка квалификаций.

O.I. VAGANOVA1, О.Е. ЕRMAKOVA2

1 Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

2 Sts branch of the Voronezh State University, Borisoglebsk, Russian Federation

ASSESSMENT OF EDUCATIONAL BACHELORS PROFESSIONAL TRAINING

Abstract. The article explores the role of modular competency approach in the development of fund assets estimated at the university. Disclosed grounds for reasonable selection of evaluation tools to measure and evaluate the level of formation of common cultural and professional competencies of bachelors training. It is proposed in the selection of assessment tools should be based on qualification level, as recorded in the national qualifications framework of the Russian Federation. According to that assessment tools for undergraduate vocational training should include project-type assignments with the missing information, which should be drawn from various sources. The necessity of using innovative evaluation tools to monitor the activity-related components of fitness degree. It stresses the importance of establishing a system of integrated assessment methods to control the level of development of competences of students. The experience in the use of assessment tools in the preparation of undergraduate professional education on pedagogical disciplines.

Keywords: modular competence-based approach , the results of education, vocational and teacher training, bachelor of vocational training, National qualifications framework.

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в профессионально-педагогическом образовании актуальным является

разработка новых оценочных средств, позволяющих измерить и оценить уровень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров профессионального обучения [6].

Модульно-компетентностный подход, являясь методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, определяет направления пересмотра всех компонентов процесса обучения и, что особенно важно, систему контроля и оценки качества подготовки бакалавров профессионального обучения [10]. На первый план выходит оценка достижений образовательных результатов, включающих в себя знания, умения, опыт практической деятельности, общекультурные и профессиональные компетенции, проявляющиеся в соответствующих видах профессиональной деятельности. При модульно-компетентностном подходе становится важной разработка оценочных средств, позволяющих доказать достижение заявленных образовательных результатов в виде компетенций [11].

Всю совокупность образовательных результатов бакалавра профессионального обучения принято разделять на промежуточные и итоговые. Промежуточным можно назвать такой результат, который является основой для последующего обучения и формирования более высокого результата. Например, от знаний к умениям, затем к опыту практической деятельности и к компетенциям. Итоговый результат является конечным для реализации основной образовательной программы и является полной оценкой компетенций выпускника

[5].

Выделяют внешнее (позволяет оценить итоговые образовательные результаты) и внутреннее оценивание (позволяет установить динамику в индивидуальном развитии студентов) [3].

Для промежуточной и итоговой аттестации студентов создаются фонды оценочных средств, включающие в себя контрольно-измерительные материалы, позволяющие определить соответствие запланированных и получаемых результатов. Основой для разработки оценочных средств служат компетенции будущего бакалавра профессионального обучения, заданные в диагностируемой форме, а также планируемые на их основе образовательные результаты (знания, умения, навыки, опыт практической деятельности) [1].

Выбор оценочных средств должен основываться на фундаментальных положениях теории оценивания: валидность оценивания (методики и результаты оценки должны соответствовать поставленным целям и задачам обучения); надежность оценивания (мера правильности определения оценочной системой результатов образования); стандартизация оценивания (одинаковое содержание оценочных процедур, одинаковое время и одинаковые правила оценки результатов для всех испытуемых) [4].

При выборе оценочных средств следует опираться на квалификационный уровень, которому соответствует реализуемая в вузе основная образовательная программа. Инструментом для такого анализа выступает Национальная рамка квалификаций Российской Федерации, представляющая обобщенное описание всех квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории Российской Федерации. Она разработана в соответствии с Соглашением о взаимодействии между Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским союзом промышленников и предпринимателей от 25 июня 2007 года и с учетом международного опыта разработки аналогичных документов.

Национальная рамка квалификаций представлена в форме таблицы и содержит характеристики квалификационных уровней, раскрытые через такие показатели профессиональной деятельности, как «широта полномочий и ответственность», «сложность деятельности» и «наукоемкость деятельности». Так, дескрипторы 6 уровня квалификации (бакалавр) следующим образом описывают характеристики знаний (наукоемкость деятельности), которые должен продемонстрировать выпускник ООП бакалавриата: «Синтез профессиональных знаний и опыта (в том числе инновационных). Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации» [2]. Таким образом, оценочные средства

для бакалавров профессионального обучения должны включать в себя задания проектного типа с недостающей информацией, которую надо извлечь из различных источников информации [4].

Оценочные средства должны учитывать требования профессиональных стандартов (быть максимально приближенными к условиям профессиональной деятельности); иметь высокую надежность (объективность), состоять из различных количественных и качественных измерителей; разрабатываться на основе интеграции качественных и количественных оценок. К компетентностно-ориентированным оценочным средствам предъявляют определенные требования, среди основных отмечают: объективность, надежность, справедливость, валидность, своевременность, эффективность [13].

При формировании компетентностной модели подготовки будущего бакалавра профессионального обучения необходимо использовать инновационные оценочные средства, позволяющие вести регулярное и системное отслеживание образовательных результатов. При этом акцент делается на деятельностные компоненты подготовленности бакалавра, которые проявляются в ходе демонстрации компетенций или их применения при решении профессиональных задач в конкретных ситуациях [9], что делает важным применение в образовательном процессе практико-ориентированных заданий, решения ситуационных профессиональных задач, интегрированных задач профессиональной направленности, презентации учебно-исследовательских и творческих проектов. Приоритетным является использование комплексных методов оценки образовательных результатов бакалавров профессионального обучения [7].

Разработка системы комплексных методов оценки для контроля уровня освоения компетенций студентов в соответствии с требованиями стандартов нового поколения, является достаточно сложной, многокомпонентной задачей [12]. При этом важно выделить планируемые уровни сформированности общекультурных и профессиональных компетенций. Это может быть разделение на элементарный (пороговый, минимальный и обязательный), функциональный (повышенный по отношению к элементарному) и компетентностный уровень (максимально возможная выраженность компетенции, является качественным ориентиром для самосовершенствования) [3].

Рассмотрим опыт использования оценочных средств в процессе подготовки бакалавров профессионального обучения на примере дисциплины «Общая и профессиональная педагогика». Дисциплина состоит из 14 модулей и отвечает за формирование трех компетенций: ОК-19 - владение технологией научного исследования, ПК-1- способность выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов) и ПК-4 - способность организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе [14].

Структура каждого учебного модуля включает такие компоненты, как цель, содержание, методы и средства, результат. Например, в процессе проведения аудиторных занятий по модулю «Нормативно-правовые основы профессионального образования» реализация знаниевой составляющей компетентности нами осуществлялась путем раскрытия теоретических основ законодательства Российской Федерации в области образования в его соотношении с важнейшими международно-правовыми актами в этой сфере. Формировалось представление о правовом статусе образовательного учреждения, об основных требованиях по организации образовательного процесса, о статусе его основных участников - обучающегося, его законных представителей и педагога. Проводился анализ основных нормативно-правовых документов профессионального образования (Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и других).

В ходе проведения дисциплины, кроме традиционных оценочных средств (доклад, устный опрос), нами были использованы и инновационные средства. Учебная дискуссия

позволила включить студентов в обмен мнениями о современных проблемах нормативно-правового обеспечения профессионального образования в Российской Федерации и оценить умение студента грамотно высказывать мысль, аргументировать и отстаивать собственную точку зрения. Разработка учебно-исследовательского проекта «Закон профессионального образования будущего» продемонстрировал творческие способности студентов, а также сформированность аналитических и исследовательских умений. Решение ситуационных задач выявило способность обучающихся находить решение сложных нестандартных профессиональных задач.

Таким образом, использование оценочных средств при подготовке бакалавров профессионального обучения по педагогическим дисциплинам тесно связано с применяемыми образовательными технологиями. Включение в оценочных средства заданий проектного типа с недостающей информацией, которую надо извлечь из различных источников информации позволяет отслеживать деятельностные компоненты подготовленности бакалавра. Необходимо создание системы комплексных методов оценки, позволяющих измерить и оценить уровень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров профессионального обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гущин А.В. Дидактико-психологические особенности проектирования информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 67.

2. Блинов В.И., Сазонов Б.А., Лейбович А.Н., Батрова О.Ф., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. М.: ФГУ «ФИРО», Центр начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, 2010. 7 с.

3. Бобиенко О.М. Контрольно-измерительные материалы для оценки компетентностных образовательных результатов // Вестник ТИСБИ. 2012. № 2 (50). С. 173-183.

4. Ваганова О.И. Педагогические основы разработки содержания профессионально-педагогического образования: монография. Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. 134с.

5. Ваганова О.И. Профессионально-педагогическое образование: монография. Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. 107 с.

6. Ваганова О.И. Педагогические технологии в условиях уровневой системы высшего профессионального образования: учебно-методическое пособие. Н. Новгород: НГПУ, 2012. 102 с.

7. Ермакова О.Е. Развитие индивидуального стиля инновационной деятельности учителя начальных классов // Начальная школа. 2012. - № 1. С. 38- 41.

8. Ермакова О.Е. Теоретические подходы к изучению индивидуального стиля инновационной деятельности учителя // Вестник Тамбовского Университета. Серия: Гуманитарные науки, 2010. Выпуск 6 (86). С. 134 - 137.

9. Костылев Д.С. , Бахтиярова Л.Н. Методическая система контроля качества обучения информатике студентов вуза: монография. Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. 140 с.

10. Лапшова А.В. Профессиональная подготовка бакалавров в условиях модернизации вуза // Вестник Мининского университета. 2013. № 2. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2013&issue=2 (дата обращения 07.08.2015)

11. Маркова С.М., Горлова В.Г. Проектная технология обучения студентов в условиях профессионально-педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 270.

12. Прохорова И.В. Интерактивные методы и критериально-оценочная система как средство развития профессиональной компетентности будущих педагогов профессионального обучения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2012. № 4. С. 121-128.

13. Седых Е.П. Управление развитием педагогических кадров в системе высшего образования // Сборник материалов научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2014. С. 464-467.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 - Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «Бакалавр») от 22 декабря 2009 г. № 781.

15. Цыплакова С.А. Профессиональная подготовка студентов в рамках ФГОС ВПО третьего нового поколения // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 5 (13). С. 23.

16. Юртаева Т.С. Подготовка педагогических кадров профессионального образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2013. № 3. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2013&issue=3 (дата обращения 07.08.2015)

17. Maurice Kogan (ed)/ Evaluating Higher Education. London. Jessica Kingsley Publishers. 1989. 220 p.

18. Muller, R. Humanism and Education / R. Muller.N.Y., 1974. 220 p.

19. Planning the quality of education. The collection and use of data for informed decision-making. Edited by K.N. Ross and L. Mahlck, UNESCO, Pergamon Press, 1990. 284 p.

20. Ronald Bamett. Improving higher Education: Total Quality Care. London: SHRE/ Open University Press, 1992. 164 p.

REFERENCES

1. Gushchin A.V. Didaktiko-psikhologicheskie osobennosti proektirovaniya informatsionno-tekhnologicheskogo obespecheniya vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya [Didactic-psychological characteristics of the design of information technology to ensure the higher pedagogical education]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, no. 5, pp. 67 (in Russian).

2. Blinov V.I., Sazonov B.A., Leybovich A.N., Batrova O.F., Voloshina I.A., Esenina E.Yu., Sergeev I.S. Natsional'naya ramka kvalifikatsiy Rossiyskoy Federatsii [National Qualifications Framework of the Russian Federation]. Moscow, FSI "FIED" Center of primary, secondary, higher and additional professional education Publ., 2010. 7 p. (In Russian)

3. Bobienko O.M. Kontrol'no-izmeritel'nye materialy dlya otsenki kompetentnostnykh obrazovatel'nykh rezul'tatov [Gauging materials for evaluation of new educational results]. Vestnik TISBI, 2012, no. 2 (50), pp. 173-183 (in Russian).

4. Vaganova O.I. Pedagogicheskie osnovy razrabotki soderzhaniya professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya [Pedagogical bases of professional development content of teacher education]. N. Novgorod, VGIPU Publ., 2011. 134 p. (In Russian)

5. Vaganova O.I. Professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie [Vocational and teacher training]. N. Novgorod, VGIPU Publ., 2011. 107 p. (In Russian)

6. Vaganova O.I. Pedagogicheskie tekhnologii v usloviyakh urovnevoy sistemy vysshego professional'nogo obrazovaniya [Educational technology in a tiered system of higher education]. N. Novgorod, NGPU Publ., 2012. 102 p. (In Russian)

7. Ermakova O.E. Razvitie individual'nogo stilya innovatsionnoy deyatel'nosti uchitelya nachal'nykh klassov [Development of individual style innovation of primary school teachers]. Nachal'naya shkola, 2012, no. 1, pp. 38- 41 (in Russian).

8. Ermakova O.E. Teoreticheskie podkhody k izucheniyu individual'nogo stilya innovatsionnoy deyatel'nosti uchitelya [Theoretical approaches to the study of individual style innovation teacher]. Vestnik Tambovskogo Universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 2010, no. 6 (86), pp. 134 - 137 (in Russian).

9. Kostylev D.S. , Bakhtiyarova L.N. Metodicheskaya sistema kontrolya kachestva obucheniya informatike studentov vuza [Methodical system of quality control of training to computer science university students]. N. Novgorod, VGIPU Publ., 2007. 140 p. (In Russian)

10. Lapshova A.V. Professional'naya podgotovka bakalavrov v usloviyakh modernizatsii vuza [Training of bachelors in the modernization of the university]. Vestnik Mininskogo universiteta,

2013, no. 2. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2013&issue=2 (accessed 07.08.2015). (In Russian)

11. Markova S.M., Gorlova V.G. Proektnaya tekhnologiya obucheniya studentov v usloviyakh professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya [The design technology of training of students in vocational teacher education]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014, no. 3, p. 270 (in Russian).

12. Prokhorova I.V. Interaktivnye metody i kriterial'no-otsenochnaya sistema kak sredstvo razvitiya professional'noy kompetentnosti budushchikh pedagogov professional'nogo obucheniya [Interactive methods and criterion-grading system as a means of development of professional competence of future teachers of vocational training]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika, 2012, no. 4, pp. 121-128 (in Russian).

13. Sedykh E.P. Upravlenie razvitiem pedagogicheskikh kadrov v sisteme vysshego obrazovaniya [Managing the development of teaching staff in higher education]. Sbornik materialov nauchno-prakticheskoy konferentsii (zaochnoy) s mezhdunarodnym uchastiem. Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniya: opyt i innovatsii Otvetstvennyy redaktor A.Yu. Nagornova [Collection of materials of scientific-practical conference (part-time) with international participation. Actual problems of modern education: experience and innovation Editor A.J. Nagornova]. Ulyanovsk,

2014. pp. 464-467. (In Russian)

14. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 051000 - Professional'noe obuchenie (po otraslyam) (kvalifikatsiya (stepen') «Bakalavr») ot 22 dekabrya 2009 g, № 781 [The Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 051000 - Vocational training (by industry) (qualification (degree) of "Bachelor") dated December 22, 2009 no. 781].

15. Tsyplakova S.A. Professional'naya podgotovka studentov v ramkakh FGOS VPO tret'ego novogo pokoleniya [Training students in the third GEF VPO new generation]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii, 2012, no. 5 (13), p. 23 (in Russian).

16. Yurtaeva T.S. Podgotovka pedagogicheskikh kadrov professional'nogo obrazovaniya v vuze [Training teachers of vocational training in high school]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2013, no. 3. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2013&issue=3 (accessed 07.08.2015). (In Russian)

17. Maurice Kogan (ed)/ Evaluating Higher Education. London. Jessica Kingsley Publishers. 1989. 220 p.

18. Muller, R. Humanism and Education / R. Muller.N.Y., 1974. 220 p.

19. Planning the quality of education. The collection and use of data for informed decision-making. Edited by K.N. Ross and L. Mahlck, UNESCO, Pergamon Press, 1990. 284 p.

20. Ronald Bamett. Improving higher Education: Total Quality Care. London: SHRE/ Open University Press, 1992. 164 p.

© Ваганова О.И, Ермакова О.Е., 2015

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT AUTHORS

Ваганова Ольга Игоревна - кандидат педагогических Vaganova Olga Igorevna - PhD, Associate Professor of

наук, доцент кафедры профессионального vocational education and management of educational

образования и управления образовательными systems, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical

системами, Нижегородский государственный University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-

педагогический университет имени Козьмы Минина mail: vаganova_o@rambler.ru (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: vаganova o@rambler.ru

Ермакова Ольга Евгеньевна - кандидат Ermakova Olga Evgenyevna - PhD in Psychology,

психологических наук, доцент кафедры психологии Borisoglebskii branch of the Voronezh State University,

Борисоглебского филиала Воронежского Borisoglebsk, Russian Federation; e-mail:

государственного университета, г. Борисоглебск, ermakova770@mail.ru Российская Федерация; e-mail: ermakova770@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.