DOI: 10.12731/2218-7405-2014-8-5 УДК 371.134
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ваганова О.И.
Предложена технология разработки содержания профессионально-педагогического образования на основе компетентностного подхода. Описана ее структура, включающая в себя концептуальные основы (компетностный, системный, прогностический и интегративно-модульный подходы, принципы системности, интегративности и диф-ференцированности, усиления профессиональной направленности и профессиональной обусловленности, гибкости, вариативности открытости, единства и взаимосвязи общенаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, технологичности), содержательную базу и технологический процесс.
Цель. Проектирование технологии разработки содержания профессионально-педагогического образования.
Метод или методология проведения работы. В качестве методологической основы выступают компетентностный, системный, прогностический и интегративно-мо-дульный подходы.
Результаты. Предложена и аналитически обоснована технология разработки содержания профессионально-педагогического образования.
Область применения результатов. Данная технология разработки содержания профессионально-педагогического образования может быть реализована в учреждениях профессионально-педагогического образования.
Ключевые слова: технология, содержание образования; профессионально-педагогическое образование.
THE TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL EDUCATION
Vaganova O.I.
The technology of professional-pedagogical education development based on the competence approach is under analysis. The article describes its structure, which includes conceptual framework (kompetentny, system, prognostic and integrative-module approach, the principles of systematic, integrative and differentiated, strengthening professional orientation and professional qualifications of flexibility and variability of openness, unity and interrelation of science, General professional and special disciplines, technology, a substantial base and technological process are studied.
Purpose. The development of technology content ofprofessional-pedagogical education. Methodology. Methodological basis are competence, system, prognostic and integrative-module approach.
Results. Proposed and analytically proved technology of development of professional-pedagogical education.
Practical implications. This technology of development ofprofessional-pedagogical education can be implemented in institutions of professional-pedagogical education. Keywords: technology; content of education; vocational and teacher training.
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения определяет необходимость совершенствования содержания профессионально-педагогического образования на основе компетентностного подхода.
Диапазон фундаментальных работ, посвященных исследованию содержания обучения, достаточно широк:
■ теории отбора содержания образования (В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, В. Оконь, М.Н. Скаткин и др.);
■ проектирование содержания общего и профессионального образования (С.Я. Баты-шев [7], В.С. Безрукова, А.П. Беляева, М.Н. Берулава, В.Л. Беспалько, К С.М. Маркова, Ю.Н Петров [6], М.Н. Скаткин, Е.В. Ткаченко, и др.);
■ модернизация содержания профессионально-педагогического образования (Н.С. Глу-
ханюк, Э.Ф. Зеер, В.П. Косырев, П.Ф. Кубрушко [3], А.Т. Маленко, Л.З. Тенчурина, Е.В. Ткаченко [2], В.А. Федотов и др.);
Однако технология разработки содержания профессионально-педагогического образования на основе компетентностного подхода в условия реализации федеральных государствен-
ных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения остается недостаточно изученной.
Профессионально-педагогическое образование как специфическая разновидность профессионального образования имеет интегративный характер, когда в пределах сроков и объемов учебной нагрузки, нормативно установленных для одной специальности, обучающийся фактически осваивает два разных вида профессиональной деятельности - техническую (отраслевую) и педагогическую, причем первая осваивается на двух разных уровнях образования - начальном (рабочая профессия) и высшем (инженерно-техническая составляющая) [7].
Объективная необходимость создания технологии разработки содержания профессионально-педагогического образования обусловлена рядом противоречий:
■ между объективной потребностью в регулярном обновлении содержания профессионально-педагогического образования и неразработанностью концептуальных основ технологии разработки содержания профессионально-педагогического образования в педагогической теории и практике;
■ между традиционно сложившейся практикой разработки содержания профессионально-педагогического образования и необходимостью ее модернизации на основе компетент-ностного подхода в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения;
■ между необходимостью повышения качества подготовки педагогов профессионального обучения согласно концепции профессионально-педагогического образования и отсутствием технологии разработки содержания профессионально-педагогического образования.
При разработке содержания профессионально-педагогического образования в профессионально-педагогических вузах необходимо учитывать специфические особенности подготовки педагогов профессионального обучения в профессионально-педагогическом вузе, отличные от подготовки в технических, педагогических, технологических вузах, состоящие в интеграции отраслевой, психолого-педагогической подготовки и подготовки по рабочей профессии [1].
Структура технологии разработки содержания профессионально-педагогического образования включает в себя следующие элементы:
1. Концептуальная основа: компетентностный (ориентация на результаты обучения, выраженные в форме компетенций), системный, прогностический и интегративно-модульный подходы, основанные на установлении системных, комплексных и интегративных связей между
компонентами подготовки педагога профессионального обучения с учетом индивидуального стиля деятельности субъектов в процессе обучения, с одной стороны, и научное предвидение и прогностическое обоснование целей, содержания, методов и форм взаимодействия, с целью осуществления качественного образовательного процесса с другой.
К принципам разработки содержания профессионально-педагогического образования, позволяющим оптимизировать отбор информации, необходимой для успешной профессиональной деятельности выпускника, осуществлять перестройку этой информации в систему учебных предметов и рационально распределять учебный материал во времени и по формам учебной работы, можно отнести принципы системности, интегративности и дифференциро-ванности, усиления профессиональной направленности и профессиональной обусловленности, гибкости, вариативности открытости, единства и взаимосвязи общенаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, технологичности [5].
Теоретической основой разработки содержания образования педагога профессионального обучения является концепция инженерно-педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая деятельность носит интегральный характер, включает деятельность собственно педагогическую и производственно-технологическую. Построение содержания инженерно-педагогического образования осуществляется на основе перечисленных общих принципов и разработанных критериев (частных нормативных положений, регулирующих процедуру конструирования, отбор учебного материала, его последовательность) [2].
В качестве основного систематизирующего фактора содержания образования рассматривается деятельность педагога профессионального обучения. Педагог профессионального обучения является преподавателем общетехнических и специальных дисциплин; организует производственно-технологическую деятельность; осуществляет методическую деятельность; управляет учебно-воспитательным и учебно-производственным процессом; проводит научно-исследовательскую и культурно-просветительскую деятельность [3].
2. Содержательная база:
- перечень целей и задач содержания профессионально-педагогического образования. Целями высшего профессионально-педагогического образования по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» являются: в области обучения -подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественных наук, получение высшего профессионально-педагогического образования (на уровне бакалавра), углубленного профессионально-педагогического образования (на уровне магистра), позволяющего выпускнику успешно осуществлять про-
фессионально-педагогическую деятельность, направленную на подготовку рабочих для отраслей экономики, обладать универсальными и профессиональными компетенциями, способствующими его мобильности на рынке труда; в области воспитания личности: формирование общечеловеческих, духовно-нравственных и профессиональных ценностей студентов, способствующих повышению их общей культуры;
- критериальную базу оценивания качества содержания профессионально-педагогического образования;
- организационно-управленческое, нормативно-содержательное обеспечение технологии разработки содержания профессионально-педагогического образования.
3. Технологический процесс разработки содержания профессионально-педагогического образования:
1 этап. Разработка общей концепции содержания:
- определение статуса профессий на рынке труда образовательных услуг;
- определение границ профессионального поля деятельности педагога профессионального обучения;
- определение требований к специалисту в современных условиях;
- исследование структуры труда (цель, предмет, средства труда, способы деятельности);
- выделение обобщенных трудовых функций;
- анализ профессиональных функций (выявление системы действий, требуемых практических и интеллектуальных умений; выявление профессионально-значимых качеств личности);
- перспективы и стратегии развития профессии;
- определение структурных и содержательных параметров специальности, построение обобщенной модели содержании подготовки педагога профессионального обучения.
2 этап. Разработка содержания на четырех уровня обобщения:
- определение совокупности знаний, умения, норм, ценностей общепроизводственного характера (общенаучных уровень);
- определение общетехнологических закономерностей, тенденций развития отрасли (общеотраслевой уровень);
- определение общих закономерностей, наиболее устойчивых факторов, положений собственно-профессиональной деятельности (инвариантной части) (обще-профессиональный уровень);
- определение узкоспециализированного содержания профессиональной деятельности (дифференцированная часть) (частно-профессиональный уровень).
3 этап. Формирование структурных блоков содержания профессиональной подготовки:
- выбор системообразующего фактора;
- определение логики содержания дисциплин отдельных циклов;
- построение системы функциональной зависимости дисциплин;
- определение роли и места каждого цикла учебных дисциплин в общей системе профессиональных циклов.
4 этап. Разработка содержания учебных дисциплин:
- выбор системообразующего фактора;
- построение предметной области;
- построение предметных способностей;
- выделение общей и дифференцированной частей содержании и построение модулей учебных дисциплин;
- определение роли и мета каждой дисциплины в общей системе профессиональных функций.
5 этап: Разработка учебного плана:
- установление продолжительности учебных семестров, экзаменационных сессий, каникул, видов практик, итоговой аттестации;
- разработка блоков учебных дисциплин, их объем, последовательность изучения;
- определение перечня, объема и последовательности изучения учебных дисциплин по выбору;
- определение перечня, объема и последовательности изучения факультативных дисциплин;
- проверка соответствия общего объема часов объему часов по годам, семестрам, учебных предметам.
6 этап. Разработка программ по учебным дисциплинам:
- определение места учебного предмета в структуре подготовки специалиста, ведущих целей его изучения;
- выбор системообразующего фактора;
- определение объема, содержания и последовательности изучения разделов и тем;
- определение понятийного содержания предмета;
- разработка параметров качества усвоения содержания учебной дисциплины.
7 этап. Разработка программы производственной (профессиональной) практики:
- определение роли и места практического обучения в общей системе профессиональной подготовки;
- определение требований к организации практического обучения;
- определение целей и задач практики;
- построение структуры и функций производственной практики;
- определение профессиональных умений как результата каждого вида практики.
8 этап. Разработка программы итоговой государственной аттестации:
- анализ требований к выпускнику по итогам освоения основной образовательной программы;
- постановка целей и задач итоговой аттестации;
- определение блоков содержания подготовки;
- разработка теоретических вопросов;
- разработка практических заданий;
- разработка профессиональных задач;
- определение критериев оценки уровня и качества подготовки выпускников.
Эффективность и качество технологии разработки содержания профессионально-педагогического образования базируется на реализации организационно-процессуального, финансово-экономического и информационно-технологического механизма [4].
Технология разработки содержания профессионально-педагогического образования на научно-теоретическом и прикладном уровне направлена обеспечить:
■ выявление, научное обоснование, экспериментальную проверку и реализацию принципов и условий разработки содержания профессионально-педагогического образования;
■ создание условий для перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования;
■ разработку содержания профессионально-педагогического образования на основе ком-петентностной модели специалиста в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения;
■ создание условий для повышения качества высшего профессионального образования, всестороннего развития личности и активного участия в общественной жизни;
■ трансферт инновационных педагогических технологий в систему будущей социально-профессиональной деятельности;
■ создание и оптимальное использование научно-педагогических и учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных технологий;
■ активное продвижение информационных педагогических технологий в учебный процесс, создание и развитие информационно-образовательной среды;
■ соответствие содержания и технологий профессионального образования перспективным требованиям к конкурентоспособному специалисту конкретной области труда.
Таким образом, технология разработки содержания профессионально-педагогического образования функционирует в качестве:
- методологии, исследующей наиболее рациональные пути получения достоверной информации о разработке содержания профессионально-педагогического образования;
- совокупности дидактических и методических принципов и условий разработки содержания профессионально-педагогического образования;
- системной совокупности технологических процессов разработки содержания профессионально-педагогического образования.
Список литературы
1. Ваганова О.И. Педагогические основы разработки содержания профессионально-педагогического образования: Монография. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. 134 с.
2. Жученко А.А., Романцев Г.М., Ткаченко Е.В. Профессионально-педагогическое образование России. Организация и содержание. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед ун-та, 1999. 234 с.
3. Кубрушко П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. - М.: Высш. шк., 2001. 236 с.
4. Маркова С.М. Теоретические основы к разработке технологии подготовки инженерно-педагогических кадров. - Н.Новгород: ВГИПУ, 2010. 111 с.
5. Новиков A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития. - М.: ИЦП НПО РАО, 1997. 254 с.
6. Петров А.Ю. Компетентностный подход в непрерывной профессиональной подготовке инженерно-педагогических кадров: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08. - Н. Новгород:, 2005. 428 с.
7. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. - М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. 456 с.
8. Maurice Kogan (ed)/ Evaluating Higher Education. - London. Jessica Kingsley Publishers. 1989. 220 p.
9. Muller, R. Humanism and Education / R. Muller. - N.Y., 1974. 220 p.
10. Planning the quality of education. The collection and use of data for informed decision-making. Edited by K.N. Ross and L. Mahlck, UNESCO, Pergamon Press, 1990. 284 p.
11. Ronald Bamett. Improving higher Education: Total Quality Care. - London: SHRE / Open University Press, 1992. 164 p.
References
1. Vaganova O.I. Pedagogical bases of content development vocational teacher education: Monograph. - N. Novgorod VGIPU 2011. 134 p.
2. Zhuchenko A.A. Romancev G.M., Tkachenko E.V. Vocational Education in Russia. Organization and content. - Ekaterinburg: Izd Urals. Reg. Prof.-ped Univ, 1999. 234 p.
3. Kubrushko P.F. Content of vocational teacher education. - M.: Higher. wk., 2001. 236 p.
4. Markova S.M. Theoretical foundations for the development of technology training engineering teachers. - Nizhny Novgorod: VGIPU, 2010. 111 p.
5. Novikov A.M. Vocational Russia. Prospects. - M.: PPI NGOs RW, 1997. 254 p.
6. Petrov A.U. Competence approach to continuous professional training of engineering and pedagogical staff: dis. Dr. ped. Sciences: 13.00.08. - N. Novgorod, 2005. 428 p.
7. Professional Pedagogy: Textbook for students enrolled in the teaching professions and directions. Ed. S.Y. Batysheva, A.M. Novikov. 3rd edition, revised. - Moscow: Publishing House of EGVES, 2009. 456 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина ул. Ульянова, д. 1, г. Нижний Новгород, 603950, Россия e-mail:vaganova_o@rambler. ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 1890-0952
Рецензент:
Алешугина Е.А., кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет