Научная статья на тему 'Выбор оценочных средств результатов подготовки бакалавров профессионального обучения'

Выбор оценочных средств результатов подготовки бакалавров профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / MODULE-COMPETENCE APPROACH / KNOWLEDGE / KEY COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / NATIONAL FRAME OF QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Царева Ольга Сергеевна

Раскрыты основания для выбора оценочных средств для осуществления контроля и оценки образовательных результатов с учетом требований модульно-компетентностного подхода. Описана опыт реализации оценочных средств в процессе подготовки бакалавров профессионального обучения на примере дисциплины «Общая и профессиональная педагогика». Цель. Обоснование выбора оценочных средств результатов подготовки бакалавров профессионального обучения. Метод или методология проведения работы. В качестве методологической основы выступает модульно-компетентностный подход. Результаты. Предложены и аналитически обоснованы основания для выбора оценочных средств осуществления контроля и оценки образовательных результатов бакалавров профессионального обучения. Область применения результатов. Выводы и опыт реализации оценочных средств по педагогическим дисциплинам может быть использован в учреждениях профессионально-педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Царева Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOOSING OF MARKED MEANS OF RESULTS OF BACCALAURS’ PREPARING OF PROFESSIONAL EDUCATION

Bases for choosing marked means for useing a control and a mark of comprehensive results with taking into account of demmands of a modul-compettence approach are discovered. An experience of realization of marked means during the process of preparing of baccalaures of professional education as an example of the discipline «General and professional pedagogy». Purpose. The aim Bases of choosing of marked means of the results of the prepareing baccalaures of a professional education. Method and methlology of doing work. A module-competence approach is in the role of the methodological base. Results. Founndations for choosing estimative means for doing control and mark of comprehensive baccalaures’ results of a professional education are offered and analitically based. Sphere of useing of the results. Conclusions and experience of the realization of marked means in pedagogical disciplines may be used in a professionalpedagogical education.

Текст научной работы на тему «Выбор оценочных средств результатов подготовки бакалавров профессионального обучения»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-4-4 УДК 378.146

ВЫБОР ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Ваганова О.И., Царева О.С.

Раскрыты основания для выбора оценочных средств для осуществления контроля и оценки образовательных результатов с учетом требований модульно-компетент-ностного подхода. Описана опыт реализации оценочных средств в процессе подготовки бакалавров профессионального обучения на примере дисциплины «Общая и профессиональная педагогика».

Цель. Обоснование выбора оценочных средств результатов подготовки бакалавров профессионального обучения.

Метод или методология проведения работы. В качестве методологической основы выступает модульно-компетентностный подход.

Результаты. Предложены и аналитически обоснованы основания для выбора оценочных средств осуществления контроля и оценки образовательных результатов бакалавров профессионального обучения.

Область применения результатов. Выводы и опыт реализации оценочных средств по педагогическим дисциплинам может быть использован в учреждениях профессионально-педагогического образования.

Ключевые слова: модульно-компетентностный подход; результаты образования; компетенции; профессиональная компетенция; национальная рамка квалификаций.

CHOOSING OF MARKED MEANS OF RESULTS OF BACCALAURS' PREPARING

OF PROFESSIONAL EDUCATION

Vaganova O.I., Tsareva O.S.

Bases for choosing marked means for useing a control and a mark of comprehensive results with taking into account of demmands of a modul-compettence approach are discovered. An experience of realization of marked means during the process ofpreparing of baccalaures of

professional education as an example of the discipline «General and professional pedagogy».

Purpose. The aim Bases of choosing of marked means of the results of the prepareing bac-calaures of a professional education.

Method and methlology of doing work. A module-competence approach is in the role of the methodological base.

Results. Founndations for choosing estimative means for doing control and mark of comprehensive baccalaures' results of a professional education are offered and analitically based.

Sphere of useing of the results. Conclusions and experience of the realization of marked means in pedagogical disciplines may be used in a professional- pedagogical education.

Keywords: module-competence approach; knowledge; key competence; professional competence; national frame of qualification.

Реализация федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в профессионально-педагогическом образовании предполагает системное преобразование и обновление целей, содержания, методов обучения и оценочных процедур. Актуальна разработка новых контрольно-измерительных материалов, позволяющих измерить и оценить уровень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров профессионального обучения.

Модульно-компетентностный подход, являясь методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, определяет направления пересмотра всех компонентов процесса обучения, и, что особенно важно, систему контроля и оценки качества подготовки бакалавров профессионального обучения. На первый план выходит оценка достижений образовательных результатов, включающих в себя знания, умения, опыт практической деятельности, общекультурные и профессиональные компетенции, проявляющиеся в соответствующих видах профессиональной деятельности (учебно-профессиональной, научно-исследовательской, образовательно-проектировочной, организационно-технологической, обучению по рабочей профессии). При модульно-компетентностном подходе становится важным разработка оценочных средств позволяющих доказать достижение заявленных образовательных результатов в виде компетенций.

Всю совокупность образовательных результатов бакалавра профессионального обучения принято разделять на промежуточные и итоговые. Промежуточным можно назвать такой результат, который является основой для последующего обучения и формирования более высокого результата. Например, от знаний к умениям, затем к опыту практической деятельности и

к компетенциям. Итоговый результат является конечным для реализации основной образовательной программы и является полной оценкой компетенций выпускника.

Выделяют внешнее (позволяет оценить итоговые образовательные результаты) и внутреннее оценивание (позволяет установить динамику в индивидуальном развитии студентов) [2].

Для промежуточной и итоговой аттестации студентов создаются фонды оценочных средств, включающие в себя контрольно-измерительные материалы, позволяющие определить соответствие запланированных и получаемых результатов. Основой для разработки оценочных средств служат компетенции будущего бакалавра профессионального обучения заданные в диагностируемой форме, а также планируемые на их основе образовательные результаты (знания, умения, навыки, опыт практической деятельности).

Выбор оценочных средств должен основываться на фундаментальных положениях теории оценивания: валидность оценивания (методики и результаты оценки должны соответствовать поставленным целям и задачам обучения); надежность оценивания (мера правильности определения оценочной системой результатов образования); стандартизация оценивания (одинаковое содержание оценочных процедур, одинаковое время и одинаковые правила оценки результатов для всех испытуемых).

При выборе оценочных средств следует опираться на квалификационный уровень, которому соответствует реализуемая в вузе основная образовательная программа. Инструментом для такого анализа выступает Национальная рамка квалификаций Российской Федерации, представляющая обобщенное описание всех квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории Российской Федерации. Она разработана в соответствии с Соглашением о взаимодействии между Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским союзом промышленников и предпринимателей от 25 июня 2007 года и с учетом международного опыта разработки аналогичных документов.

Национальная рамка квалификаций представлена в форме таблицы и содержит характеристики квалификационных уровней, раскрытые через такие показатели профессиональной деятельности, как «широта полномочий и ответственность», «сложность деятельности» и «на-укоемкость деятельности». Так, дескрипторы 6 уровня квалификации (бакалавр) следующим образом описывают характеристики знаний (наукоемкость деятельности), которые должен продемонстрировать выпускник ООП бакалавриата: «Синтез профессиональных знаний и опыта (в том числе инновационных). Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации» [1]. Таким образом, оценочные средства для бакалавров профессионального об-

учения должны включать в себя задания проектного типа с недостающей информацией, которую надо извлечь из различных источников информации.

Оценочные средства должны учитывать требования профессиональных стандартов (быть максимально приближенными к условиям профессиональной деятельности); иметь высокую надежность (объективность), состоять из различных количественных и качественных измерителей; разрабатываться на основе интеграции качественных и количественных оценок. К компетентностно-ориентированным оценочным средствам предъявляют определенные требования, среди основных отмечают: объективность, надежность, справедливость, валидность, своевременность, эффективность.

При формировании компетентностной модели подготовки будущего бакалавра профессионального обучения, необходимо использовать инновационные оценочные средства, позволяющие вести регулярное и системное отслеживание образовательных результатов. При этом акцент делается на деятельностные компоненты подготовленности бакалавра, которые проявляются в ходе демонстрации компетенций или их применения при решении профессиональных задач в конкретных ситуациях [4]. Что делает важным применение в образовательном процессе практико-ориентированных заданий, решения ситуационных профессиональных задач, интегрированных задач профессиональной направленности, презентации учебно-исследовательских и творческих проектов. Приоритетным является использование комплексных методов оценки образовательных результатов бакалавров профессионального обучения.

Разработка системы комплексных методов оценки для контроля уровня освоения компетенций студентов в соответствии с требованиями стандартов нового поколения, является достаточно сложной, многокомпонентной задачей. При этом важно выделить планируемые уровни сформированности общекультурных и профессиональных компетенций. Это может быть разделение на элементарный (пороговый, минимальный и обязательный), функциональный (повышенный по отношению к элементарному) и компетентностный уровень (максимально возможная выраженность компетенции, является качественным ориентиром для самосовершенствования) [3].

Рассмотрим опыт использования оценочных средств в Нижегородском государственном педагогическом университете (Мининском университете) в процессе подготовки бакалавров профессионального обучения на примере дисциплины «Общая и профессиональная педагогика». Дисциплина включает в себя 14 модулей и отвечает за формирование трех компетенций: ОК-19 и владение технологией научного исследования, ПК-1и способность выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления

педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов) и ПК-4 и способность организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе [5].

Например, в структуру учебного модуля «Нормативно-правовые основы профессионального образования» входят такие компоненты как цель, содержание, методы и средства, результат. В процессе проведения аудиторных занятий по данному модулю реализация знаниевой составляющей компетентности нами осуществлялась путем раскрытия теоретических основ законодательства Российской Федерации в области образования в его соотношении с важнейшими международно-правовыми актами в этой сфере. Формировалось представление о правовом статусе образовательного учреждения, об основных требованиях по организации образовательного процесса, о статусе его основных участников и обучающегося, его законных представителей и педагога. Проводился анализ основных нормативно-правовых документов профессионального образования (Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и других).

В ходе проведения дисциплины кроме традиционных оценочных средств (доклад, устный опрос) нами были использованы и инновационные средства. Учебная дискуссия позволила включить студентов в обмен мнениями о современных проблемах нормативно-правового обеспечения профессионального образования в Российской Федерации и оценить умение студента грамотно высказывать мысль, аргументировать и отстаивать собственную точку зрения. Разработка учебно-исследовательского проекта «Закон профессионального образования будущего» продемонстрировал творческие способности студентов, а также сформированность аналитических и исследовательских умений. Решение ситуационных задач выявила способность обучающихся находить решение сложных нестандартных профессиональных задач.

Таким образом, использование оценочных средств при подготовке бакалавров профессионального обучения по педагогическим дисциплинам тесно связано с применяемыми образовательными технологиями и направленно и на формирование общекультурных и профессиональных компетенций и на его оценивание.

Список литературы

1. Блинов В.И., Сазонов Б.А., Лейбович А.Н., Батрова О.Ф., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. - М.: ФГУ «ФИРО», Центр начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, 2010. 7 с.

2. Бобиенко О.М. Контрольно-измерительные материалы для оценки компетентностных образовательных результатов // Вестник ТИСБИ. 2012. № 2 (50). С. 173-183.

3. Маркова С.М., Горлова В.Г. Проектная технология обучения студентов в условиях профессионально-педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 270.

4. Седых Е.П. Управление развитием педагогических кадров в системе высшего образования // Сборник материалов научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации / Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск, 2014. С. 464-467.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 - Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «Бакалавр») от 22 декабря 2009 г. № 781.

6. Maurice Kogan (ed)/ Evaluating Higher Education. - London. Jessica Kingsley Publishers. 1989. 220 p.

7. Muller, R. Humanism and Education / R. Muller. - N.Y., 1974. 220 p.

8. Planning the quality of education. The collection and use of data for informed decision-making. Edited by K.N. Ross and L. Mahlck, UNESCO, Pergamon Press, 1990. 284 p.

9. Ronald Bamett. Improving higher Education: Total Quality Care. - London: SHRE / Open University Press, 1992. 164 p.

References

1. Blinov V.I., Sazonov B.A., Labovich A.N., Batrova O.F., Voloshina I.A., Esenina E.U., Sergejev I.S. A national frame of qualifications of Russian Federation-M: FGU «FIRO»The centre of an elementary, middle and high supplementary professional education, 2010. 7 p.

2. Bobienko O.M. Control and measuring materials for a marking of the competent educational resources. News TISBI. 2012. № 2(50). Pр. 173-183.

3. Markova S.M., Gorlova V.G. A project technology of students' teaching in a professional-pedagogical conditions. Modern problems of science and education. 2014. № 3. Р. 270.

4. Sedikh E.P. Ruling of development of pedagogical staff in the system of a high education. The collection of the materials of the science practical conference ( correspondence course) with an international participation.Actual problems of a modern education: experience and innovation. The main editor is A.U. Nagornova. - Ulyanovsk, 2014. Pp. 464-467.

5. Federal State Educational Standart of High Professional Education on preparing 051000 - A professional education (in branches) (a qualification (the degree Baccalaure from the 22d of December 2009 y. N 781.

6. Maurice Kogan (ed)/ Evaluating Higher Education. - London. Jessica Kingsley Publishers. 1989. 220 p.

7. Muller, R. Humanism and Education / R. Muller. - N.Y., 1974. 220 p.

8. Planning the quality of education. The collection and use of data for informed decision-making. Edited by K.N. Ross and L. Mahlck, UNESCO, Pergamon Press, 1990. 284 p.

9. Ronald Bamett. Improving higher Education: Total Quality Care. - London: SHRE / Open University Press, 1992. 164 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина ул. Ульянова, д. 1, г. Нижний Новгород, 603950, Россия e-mail:vaganova_o@rambler. ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 1890-0952

Царева Ольга Сергеевна, магистрант направления подготовки «Управление образовательными системами»

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина ул. Ульянова, д. 1, г. Нижний Новгород, 603950, Россия e-mail: olga-car00@rambler.ru SPIN-код в SCIENCE INDEX 8338-6566

DATA ABOUT THE AUTHORS

Vaganova Olga Igorevna, Ph.D., assistant professor of vocational education and management of educational systems

Nizhny Novgorod State Pedagogical University st. Ulyanova, 1, Nizhny Novgorod, 603950, Russia e-mail: vaganova_o@rambler.ru

Tsareva Olga Sergeevna, undergraduate areas of training «Management of educational systems» Nizhny Novgorod State Pedagogical University st. Ulyanova, 1, Nizhny Novgorod, 603950, Russia e-mail: olga-car00@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.