СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ) Алилуева С.В.
Алилуева Светлана Вячеславовна - преподаватель, ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат», г. Алексеевка
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы системно - деятельностного подхода в обучении и социализации детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).
Ключевые слова: системно - деятельностный подход, дети с ОВЗ, психолого-педагогическое сопровождение.
SYSTEMIC-ACTIVITY APPROACH TO WORKING WITH CHILDREN WITH DISABILITIES (INTELLECTUAL DISABILITIES) Aliluyeva S.V.
Aliluyeva Svetlana Vyacheslavovna - teacher, STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION "ALEKSEEVSKAYA COMPREHENSIVE BOARDING SCHOOL",
ALEKSEEVKA
Abstract: the article examines the issues of the system-activity approach in the education and socialization of children with disabilities (intellectual disabilities).
Keywords: system-activity approach, children with disabilities, psychological and pedagogical support.
Сегодня, в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Итак, что такое системно - деятельный подход? Системно - деятельный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной, познавательной деятельности школьника.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ нацелен, прежде всего, на развитие личности и социализацию ребенка в общество. Поэтому обучение и воспитание должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, а в воспитательном процессе занятие, то необходимо знать принципы их построения, примерную типологию и критерии оценивания их рамках системно-деятельностного подхода.
Учитывая это, рекомендуется:
1. Обеспечить реализацию системно - деятельностного подхода в практическом преподавании посредством системы дидактических принципов:
- принципа деятельности;
- принципа непрерывности;
- принципа целостности;
- принципа минимакса;
- принципа психологической комфортности;
- принципа вариативности;
- принципа творчества.
2. Уроки и занятия деятельностной направленности по целеполаганию представляется распределить на четыре группы:
- уроки (занятия) «открытия» нового знания;
- уроки (занятия) рефлексии;
- уроки (занятия) общеметодологической направленности;
- уроки (занятия) развивающего контроля.
3. При осуществлении системно - деятельностного подхода в образовании во главу угла ставится развитие учебных и познавательных мотивов, что требует от педагога организации следующих условий:
- создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;
- формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью);
- обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;
- организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.
4. Для построения урока важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику
- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся.
- Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- На уроке (занятии) задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- Педагог добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
- Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
- Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
5. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
- использовать дифференцированные задания (на различных этапах урока (занятия) в зависимости от его целей и задач).
- включать в образовательный процесс ИКТ, АМО;
- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
- оценивать достижения, учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
В нашем образовательном учреждении обеспечивается индивидуализация образования, учитываются потребности развития каждого ученика. Основой при составлении индивидуального учебного плана для обучающихся с ОВЗ, обязательной ее части, является коррекционно-развивающая область.
В основе реализации учебного плана для работы обучающихся с ОВЗ в образовательном учреждении ведущее место занимает деятельность таких специалистов как: логопед, психолог и дефектолог.
Основная роль педагога психолога, в сопровождении обучающихся с ОВЗ в образовательном учреждении заключается в отслеживании динамики их познавательного развития, консультировании родителей, обучающихся с ОВЗ в рамках своей деятельности. В участии в психолого-педагогических консилиумах, направленных на разработку и корректировку индивидуальных маршрутов обучения, а так же в разработке и проведении индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с целью развития познавательной сферы и коррекции индивидуальных пробелов в знаниях.
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной, разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Суть системно-деятельностного подхода в образовании заключается в том, что процесс обучения выстраивается как движение от цели к результату. Движение от цели к результату совершает сам обучающийся в процессе учебной деятельности, осознавая этапы продвижения. Учитель обеспечивает движение обучающихся от цели к результату.
Роль учителя в рамках деятельностного подхода заключается в разработке структуры занятия таким образом, чтобы его структура соответствовала структуре деятельности: начиная с определения цели, составления плана действий, переходя к этапам выполнения этих действий и завершая деятельность оцениванием результата и рефлексией. Деятельностная структура всегда прозрачна и открыта учащимся. В каждый момент времени ученик понимает, на каком этапе деятельности он находится и почему выполняет то или иное задание. С целью учета единства требований при планировании занятий, в образовательном комплексе была разработана схема составления деятельностного урока, предполагающая и описывающая основные этапы урока. Данная схема применяется на каждом уроке или занятии в течение всего образовательного процесса.
Важно, что ознакомление обучающихся с критериями выполнения задания необходимо провести до выполнения основного этапа занятия, где обучающиеся переходят непосредственно к выполнению заданий для достижения поставленной цели занятия.
Следующий этап системно-деятельностного занятия заключается в планировании и определении последовательности выполнения действий на пути к достижению цели занятия. Поставив цель, нам необходимо решить, каким образом мы достигнем этой цели, что для этого необходимо сделать и в какой последовательности. План желательно фиксировать в виде символического пути и обязательно вернуться к нему в конце занятия.
Завершает системно-деятельностное занятие этап рефлексии и перспективы. Данный этап характерен как правило для любого занятия или урока. На дефектологических занятиях можно использовать такой прием как «Цветок результата», когда обучающиеся выбирают один лепесток из цветка и отвечают на вопрос или заканчивают фразу, например «Сегодня я научился...», «Мне было интересно...», «Мне было сложно...» и т.д.
Стоит добавить также, что степень вовлеченности обучающегося в процесс моделирования занятия напрямую зависит от варианта реализации Адаптированной основной образовательной программы. Так, на уровне начальной школы в 1 и 2 классах детям с ОВЗ транслируется цель урока, план и этапы достижения цели, они сами выполняют предложенные действия. Начиная с 3-4 классов степень самостоятельности увеличивается, дети не только самостоятельно выполняют действия, но и осуществляют контроль и оценивание результата. В некоторых ситуациях обучающимся уже на этой ступени образования может быть предложен этап планирования порядка действий.
Таким образом, системно-деятельностный подход в образовании дает возможность обучающимся на каждом этапе обучения осознавать свою роль в образовательном процессе, тогда как учитель или специалист является для него помощником и проводником на пути освоения новых знаний.
Список литературы /References
1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - Москва, 2006 г.
3. Сарапулов В.А. Дидактика: теория и практика обучения, Чита, 2000 г.
4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе. http://festival.1september.ru/articles/527236/
5. Шумейко О.Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016.