Научная статья на тему 'Внедрение технологий системно-деятельностного обучения на уроках музыки как основа реализации ФГОС'

Внедрение технологий системно-деятельностного обучения на уроках музыки как основа реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1775
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КРИТЕРИИ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОКА / SYSTEMIC-PRAGMATIC APPROACH / UNIVERSAL SCHOOLING ACTIVITIES / CRITERIA / LESSON PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельканова Г. А.

В статье изучаются и обобщаются теоретические и методические аспекты внедрения технологий системно-деятельного обучения на уроках музыки в основной школе. Объектом исследования является формирование универсальных учебных действий учеников в рамках системно-деятельностного подхода. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: • изучается и обобщается степень разработанности проблемы в психолого-педагогической литературе; • в рамках системно-деятельностного подхода дается определение понятию «универсальные учебные действия» (УУД) и ответ на вопрос, на что они (УУД) направлены и какие возможности дают учащимся; • определяются ключевые изменения в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Стандарты второго поколения); • дается определение понятию «системно-деятельностный подход» и формулируются критерии результативности урока. Практическая значимость работы заключается в том, что теоретические положения и практические результаты направлены на внедрение в практику системно-деятельностного подхода обучения на уроках музыки общей школы как основы реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тельканова Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение технологий системно-деятельностного обучения на уроках музыки как основа реализации ФГОС»

Тельканова Г.А. ©

Аспирант кафедры общая педагогика, история педагогики и образования, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация

В статье изучаются и обобщаются теоретические и методические аспекты внедрения технологий системно-деятельного обучения на уроках музыки в основной школе. Объектом исследования является формирование универсальных учебных действий учеников в рамках системно-деятельностного подхода. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

• изучается и обобщается степень разработанности проблемы в психолого-педагогической литературе;

• в рамках системно-деятельностного подхода дается определение понятию «универсальные учебные действия» (УУД) и ответ на вопрос, на что они (УУД) направлены и какие возможности дают учащимся;

• определяются ключевые изменения в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Стандарты второго поколения);

• дается определение понятию «системно-деятельностный подход» и формулируются критерии результативности урока.

Практическая значимость работы заключается в том, что теоретические положения и практические результаты направлены на внедрение в практику системно-деятельностного подхода обучения на уроках музыки общей школы как основы реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Ключевые слова: «системно-деятельностный подход»; «универсальные учебные действия»; «критерии»; «результативность урока».

Keywords: systemic-pragmatic approach, universal schooling activities, criteria, lesson productivity.

Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе - это ускорение темпов развития.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• отличаться мобильностью;

• быть способным к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально - экономическое процветание.

Неслучайно на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.

©Тельканова Г.А., 2013 г.

Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать рыбу. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Таким образом, в настоящее время в образовании происходит смещение акцента с усвоения фактов (Результат - Знания) на освоение способами взаимодействия с миром (Результат - Умение).

«Великая цель образования это не знания, а действия» Г.Спенсер.

В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где методологической основой является системно - деятельностный подход (СДП), ставящий главной целью развитие личности учащегося и обеспечивающий формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Понятие СДП было введено педагогами еще в 1985 году. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (Б.Г.Ананьев, Б.Ф. Ломов), и деятельностного, который всегда был системным. Его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев).

В30-х годах прошлого столетия Л.С. Выготский обосновал обучение, которое в настоящее время определяют как развивающее.

Важный этап разработки теории развивающего обучения (РО) и внедрение ее на уроках связан с исследованиями Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Основой технологии РО, по В.В. Давыдову, является теория учебной деятельности (УД). Между обучением и развитием человека всегда находится его деятельность. Таким образом, формула Л.С. Выготского

(развитие - обучение) дополнилась третьим звеном - «деятельность» и приобрела следующую структуру: развитие - деятельность - обучение.

Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова позволила нашим исследователям разработать деятельностный подход (принцип), который применяется в РО. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле как «деятельность - личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности».

Таким образом деятельностный подход ориентирован главным образом на предметную (практическую) деятельность школьников: личность - деятельность.

Разработка новой методической системы РО, основанной на указанном принципе, была начата автором А.З. Рахимовым в 1987 году. Она опирается в теории на системную организацию окружающего мира, соответственно, в методике - на системный подход (принцип) при его изучении и на УД школьников в педагогической практике.

При разработке ее потребовалось решить одну из основных проблем, связанную, с одной стороны с единством окружающего мира, имеющего системную организацию, и с другой - предметной разобщенностью при его изучении.

В свернутой форме новая методическая система РО выстраивается в триединой формуле: системы - системный подход - деятельность.

Объединение их позволило определить подход, составляющий ее основу как системно-деятельностный. Системно-деятельностный подход (СДП) выступает как интегральный, т.к. является междисциплинарным и позволяет осуществить интеграцию школьных дисциплин.

Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым

и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи и отвечать за свои результаты. Что же за понятие «универсальные учебные действия» (УУД)?

Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п.

На что направлены УУД и какие возможности они дают учащимся?

УУД - учебное действие, имеющее надпредметный характер.

Виды УУД:

1. личностные - обеспечивают:

• понимание социальной функции музыки в жизни людей, общества, в своей жизни;

• осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;

• понимание жизненного содержания народной, религиозной, классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участие в исследовательских проектах;

• использование полученных на уроках музыки способов музыкально-художественного освоения мира во внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования.

2. регулятивные - обеспечивают:

• владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира;

• планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;

• прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино;

• осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства, музицирования, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности;

• оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной, коллективной).

3. познавательные - включают:

• устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства;

• усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности;

• применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

4. коммуникативные - обеспечивают:

• передачу собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи;

• совершенствование учебных действий самостоятельной работой с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;

• знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;

• самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.

5. Информационные - обеспечивают:

• осмысление роли информационно-коммуникативных технологий в жизнедеятельности человека;

• формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;

• использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека;

• обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования, формирования фонотеки, библиотеки, видеотеки.

Во главе процесса обучения новые стандарты предусматривают результат.

Ключевые изменения в ФГОС - 2:

1) «ориентация на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе УУД составляет цель и основной результат образования»;

2) объектами итогового контроля и аттестации являются:

• личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества);

• метапредметные результаты (освоение учащимися УУД и умения учится);

• предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам).

Таким образом, в отличие от стандартов 2004 года (ГОС) теперь при подготовке урока учитель музыки должен четко представлять себе, какие универсальные учебные действия он должен развивать и каких результатов достичь.

Учебная деятельность не есть чистое познание. Замечательный исследователь Д.Б. Ковин заметил: «становление учебной деятельности не может быть ни чем иным, как становление разных сторон духовного развития личности, а именно: самопознания, самооценки как этапов самовоспитания». Поэтому можно утверждать, что уровень сформированности учебной деятельности прямо коррелирует с уровнем развития личности. И то, что «наши педагоги не уловили этой закономерной связи, это тяжелейшая ошибка. Учебная деятельность - это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности... Познание встраивается в этот процесс», - пишет Д.Б. Эльконин.

Обратим внимание на эти вещи, связанные с системно-деятельностным подходом. Системно-деятельностный подход - это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности:

• ставить цели;

• решать задачи;

• отвечать за результаты.

СДП нацелен на развитие личности и ее духовно-нравственное воспитание, на формирование гражданской идентичности.

СДП предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработке содержания и технологий образования;

• разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных активов;

• ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД), гарантированность;

• их достижения, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Таким образом, СДП предполагает развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие

Чему учить? Обновление содержания образования Ради чего учить? Ценности образования Как учить? Обновление технологий образования

(Изменение содержания) (Зачем учить? Цель) (Изменение методики)

Для достижения нового образовательного результата, необходимо обучение организовать так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие обучающегося.

Так как основной формой организации обучения является урок, то в рамках СДП учителю необходимо знать:

• принципы построения урока;

• примерную типологию уроков;

• критерии оценивания уроков.

Вместе с тем необходимо хорошо понять, что при организации уроков разных типов должен сохранятся деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Критерий (от греч.кгкепоп - средство для суждения), признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. [1, 656]

По мнению И.С. Якиманской, критериальная база для оценки работы учителя на уроке не может быть единой. Учитель должен сам составлять «режиссуру» урока в зависимости от его темы, уровня подготовленности класса, целевой установки, времени проведении урока и т.п. Поэтому, считает И.С. Якиманская, в зависимости от типа урока должны существовать различные критерии эффективности его проведения.[11, 47] Единых критериев не может быть. Обозначим те, которые позволяют анализировать деятельность учителя на уроке при системно-деятельностном подходе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексионное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки.

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, использует для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик».

Реализация СДП обучения опирается на методы:

• активные;

• интерактивные;

• исследовательские;

• проектные.

Дидактическая модель СДП обучения позволяет осуществлять:

• формирование мышления через обучение деятельности;

• формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

• формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его создания и его личности в целом.

Тенденции обновления в педагогической науке отразились и на музыкальном образовании детей.

Основной целью современного музыкального образования в школе является «становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры» (ФГОС основного общего образования по искусству).

Актуальными задачами современного музыкального образования являются:

• развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

• формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

• воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

• расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

• овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса. [10, 20]

Содержание учебного процесса на уроках музыки нацелено на формирование потребности к полноценному художественному общению с произведениями различных видов искусств: музыки, литературы (сказки, загадки, поэзия), ИЗО, хореографии, экранного искусства (видео); на расширение как общего, так и музыкального кругозора, развитие эмоционально-образного мышления в опоре на чувства и интеллект, формирование

художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

Используя интеграцию искусств, сравнительный анализ художественных произведений, создание стимулирующей поисковой ситуации, нужно стараться формировать у учащихся ассоциативно-образное мышление, эмоционально-познавательную деятельность, совершенствовать память, внимание, воображение.

Внедрение новых образовательных технологий: технология развивающего обучения, личностно-ориентированный подход, сберегающей здоровье технологии, интернет-технологий направлено на совершенствование образовательного процесса, формирование художественно-практической компетентности учащегося.

Интернет-технологии на уроках музыки применяются таким образом, что дети сами через Интернет находят информацию о композиторах, музыкальных инструментах, значение музыкальных терминов, поиск портретов композиторов, новости музыкальной культуры. Все это оформляется ими в виде рефератов, сообщений, наглядных пособий и т.д.

Например, на основе Интернет-технологий можно создать наглядное пособие для изучения темы «Природа и музыка», объединяющее в себе картины художника-пейзажиста Б.Щербакова «Двенадцать месяцев», музыкальный цикл П.И. Чайковского «Времена года» и других пейзажистов и композиторов. Кроме этого, возможно пополнение коллекции школьной фонотеки через Интернет (записи классической музыки, народной, современной и т.д.).

Сейчас многие педагоги сталкиваются с тем, что традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса не отвечают требованиям сегодняшнего времени, поэтому на уроках музыки можно использовать современные методы:

• метод интонационно-стилевого постижения музыки;

• метод сравнительного анализа;

• метод эмоциональной драматургии;

• метод перспективы и ретроспективы;

• проблемно-поисковый метод.

В учебном процессе стараться использовать как общедидактические формы развивающего обучения, так и формы художественной дидактики:

• увеличение объема репертуара;

• увеличение теоретической емкости урока;

• насыщенность урока музыкальным звучанием;

• отход от репродуктивного уровня к творческому;

• принцип эмоционально-ценностного развития.

Процесс модернизации музыкального образования направлен на внедрение в практику новых форм работы, которые не только расширяют границы предмета, но и являются эффективным средством в формировании духовно-нравственного потенциала личности учащегося.

Но не нужно забывать и устоявшиеся традиционные формы работы (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения и т.д.), используя вместе с тем и новые:

• изучение музыкального фольклора с использованием художественно-образных элементов;

• духовную музыку;

• музыку современных стилей;

• пластическое интонирование;

• графическую звукозапись;

• цветовое моделирование;

• импровизацию;

• моделирование художественно-творческого процесса;

• показ и анализ видеофрагментов;

• пение в сопровождении караоке.

Таким образом СДП ориентирует музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни и обеспечивает определенные предметные результаты. По окончании 7 класса школьники научатся:

• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;

• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;

• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей;

• понимать специфику и особенности музыкального языка;

• осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности;

• разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры;

• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;

• применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет. [6, 9]

Литература

1. Большой энциклопедический словарь. 1т.- М.; «Советская энциклопедия», 1991- 862 с.

2. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. -М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

3. Давыдов В .В. Проблемы развивающего обучения. - М: ДИРЕКТ МЕДИА, 2008. - С. 613.

4. Киященко Н.И. Современные концепции эстетического воспитания: Элекиронная версия. - М., 1998.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977.

6. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. учреждений./ (Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э, Кашекова).- М.: Просвещение, 2011.- 104 с.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2005.

8. Новые ценности образования. Антропологический деятельностный и культорологический подходы // Тезаурус. - 2005. - №5 (24).

9. Педагогика: теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Академия, 2008.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011.- 48 с.- (Стандарты второго поколения).

11. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе.- М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.