Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидова Е. А.

В статье рассмотрены основные изменения в российском образовании. Отмечено, что их изменения связаны с тем что, на первое место выходят не просто «знания», а «знания в действии». Основным требованием современного российского государственного стандарта образования стыло выдвижение концепции универсальных учебных действий. В результате подводится вывод, о том, что, на настоящее время, существует ряд апробированных методик. Благодаря им, педагог может достичь поставленной цели: «научить учиться»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES IN PRIMARY GENERAL EDUCATION IN CONDITIONS OF STANDARDIZATION OF EDUCATION

In present paper main changes happening in Russian education are considered. It is noted that their changes are connected with the fact that not only "knowledge" but "knowledge in action" comes first. The main requirement of the modern Russian state standard of education was the promotion of the concept of universal learning activities. As a result, it is concluded that, to date, there are a number of proven techniques. Thanks to them, the teacher can achieve the set goal: "to teach to learn.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

З.Официальный сайт inDriver [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://indriver.ru - (Дата обращения: 16.05.2017).

4.Официальный сайт Uber [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.uber.com/en-KZ/ - (Дата обращения: 16.05.2017). 5.Официальный сайт Яндекс.Такси [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://yataxi.kz/ - (Дата обращения: 16.05.2017).

б.Официальный сайт Апару [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://aparutaxi.kz/ - (Дата обращения: 16.05.2017).

7.Официальный сайт Google play [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://play.google.com/store?hl=ru. - (Дата обращения: 16.05.2017). 8.Официальный сайт iTunes Preview [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://itunes.apple.com/ru - (Дата обращения: 16.05.2017).

УДК 376.112.4

Демидова Е.А. учитель начальных классов студент магистратуры 1 курс Мордовский Государственный педагогический институт Место учебы - Мордовский Государственный педагогический

институт имени М.Е. Евсеева факультет психологии и дефектологии Научный руководитель : Рябова Н. В.

Россия, Саранск

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. В статье рассмотрены основные изменения в российском образовании. Отмечено, что их изменения связаны с тем что, на первое место выходят не просто «знания», а «знания в действии». Основным требованием современного российского государственного стандарта образования стыло выдвижение концепции универсальных учебных действий. В результате подводится вывод, о том, что, на настоящее время, существует ряд апробированных методик. Благодаря им, педагог может достичь поставленной цели: «научить учиться»

Ключевые слова: универсальные учебные действия, младший школьник, концепция развивающего обучения.

Demidova E.A. teacher

graduate student of Mordovian State Pedagogical institute

Mordovian State Pedagogical institute faculty of psychology and defectology,

Russia, Saransk

CREATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES IN PRIMARY GENERAL EDUCATION IN CONDITIONS OF STANDARDIZATION OF EDUCATION

Abstract: In present paper main changes happening in Russian education are considered. It is noted that their changes are connected with the fact that not only "knowledge" but "knowledge in action" comes first. The main requirement of the modern Russian state standard of education was the promotion of the concept of universal learning activities. As a result, it is concluded that, to date, there are a number of proven techniques. Thanks to them, the teacher can achieve the set goal: "to teach to learn.

Keywords: universal educational activities, junior schoolchildren, the concept of developmental learning.

В современном мире происходят изменения устоявшихся социокультурных структур. Традиционные представления, к которым привык человек, перестают отвечать потребностям современного общества. В динамично изменяющемся мире формируется особое требование к образованию. Простое владение информацией постепенно обесценивается, на первое место выходит умения, связанные с ее владением. В приоритете стоит концепция «знания в действии». Система образования во всём мире находится в поиске новых, действенных, отвечающих современности моделей обучения. Главной характерной чертой образования являются новаторские идеи. В результате взаимодействия новых технологий и устоявшихся традиций появляется нечто новое, а именно разработка новых целей и задач образования, которые будут наиболее полно и конкретно отвечать современным требованиям.

Переход к новой образовательной системе в нашей стране отражается в новых государственных стандартах образования. Обратимся к Федеральному Государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО). В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социального желаемого результата личностного и познавательного развития;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе

усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности [5] .

Ключевой идеей ФГОС НОО является то, что в результате обучения школьники имеют возможность получить не только знания, но и универсальные действия. ФГОС НОО рассматривает универсальные учебные действия (УУД) - как основу, на которой должна быть осуществлена коренная трансформация всей системы российского образования. Так же УУД рассматриваются как комплекс, который предоставит учащимся возможность широкой ориентации - как в различных предметах, так и в строении самой учебной деятельности [5].

Концепция развития УУД в педагогической науке появилась не так давно. Данная концепция разработана на основе системно-деятельностного подхода группой авторов под руководством А. Г. Асмолова (Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов). Она в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования, дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ, обеспечить планирование образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, начальной школе, что в итоге - обеспечит преемственности образования.

Теоретико-методологической основой разработки Концепции развития УУД для ступени полного общего образования в рамках создания государственных стандартов общего образования второго поколения стали

культурно-исторический и системно-деятельностный подходы, разрабатываемые в трудах отечественных ученых Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова и др. и, раскрывающие основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся [1, с. 12]. Эта концепция, по мнению авторов, призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно- воспитательных программ. Методологические принципы созданной Концепции могут быть представлены следующим образом: положение о развивающем обучении, которое заложено в выражении «обучение ведет за собой развитие; (Л.С. Выготский); положение «О зоне ближайшего развития»; (Л.С. Выготский); принцип культурно-исторической природы психики и ее развития как процесса присвоения социокультурного опыта в процессе обучения (Л.С. Выготский); положение о структуре учебной деятельности: мотивы, учебная задача, учебные действия, контроль и оценка (Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов); положение о единстве и взаимообусловленности развития мотивационно-смысловой сферы личности в ходе осуществления системы ведущих видов деятельности [6, с.65]. Таким образом, Концепция развития УУД включает в себя различные научные результаты таких авторов как Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Д. Б. Эдьконин.

Л. С. Выготский даёт понятие «...универсальные учебные действия -это обобщенные действия, обеспечивающие умение учиться. Обобщенным действиям свойственен широкий перенос, т.е. обобщенное действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении других предметов» [2, с.71]. Далее ученый конкретизирует, что достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) [2, с.64].

В рамках Концепции дается понимание УУД, универсальные действия означают умение учиться, то есть способность субъекта к самообразованию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [1, с.32]. В этой связи особый интерес представляет теория развивающего обучения Д. Б. Эльконина, который выделяет 4 блока УУД: личностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный. Остановимся на их краткой характеристике.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации

учащихся, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учебной деятельности, а именно: 1) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; 2) планирование; 3) определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; 4) прогнозирование -предвосхищение результата и уровня усвоения; 5) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; 6) коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; 7) оценка - выделение осознания учащимися того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению.

Познавательные действия обеспечивают процесс осмысленного овладения содержанием обучения, какой-либо деятельности и самопознания: 1) самостоятельное формулирование цели; 2) структурирование знаний; 3) постановка и формулирование проблем; 4) самостоятельное создание способов решения проблем.

К коммуникативным действиям относятся: 1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 2) умение выражать свои мысли; 3) владение монологической и диалогической формами речи [5, с. 114].

Таким образом, созданная концепция развития УУД помогает выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах УУД, как показатели статичного, гармоничного развития личности, которые обеспечивают большие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями и навыками, также способностью к сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Подчеркнем, что ФГОС НОО требует три группы результатов: предметные, метапредметные и личностные УУД. Поэтому, главная задача учителя это - получить совокупность трёх результатов. Поэтому для учителя начального образования значимо научить, не просто получать знания, а стараться получить, «добыть» их самому. Однако, для того чтобы ребенок смог организованно это сделать, учитель целенаправленно выстраивает форму урока, в рамках ФГОС НОО. Обратимся к критериям создания результативного занятия:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) [3, с. 56].

Для достижения целей требований ФГОС НОО учителем используются разнообразные методы и технологии, а именно: метод проектов; информационно-коммуникативные технологии; здоровье сберегающие технологии. Приоритетным становится метод проектов, так как в его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников. Указанные методы и технологии позволяют развивать и формировать разные умения и навыки: во-первых, регулятивные умения (обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки цели, планирования, коррекции, оценки успешного усвоения); во-вторых, личностные действия (позволяют сделать учение осмысленным через сравнение с реальными жизненными ситуациями; позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию); в-третьих, познавательные (включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации); в-четвёртых, коммуникативные умения

(обеспечивают возможности сотрудничества - это умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и выполнять совместную деятельность [1, с.98].

Стоит отметить, что в современном процессе обучения учащихся начальных классов встречаются затруднения, связанные с отсутствием целенаправленно проводимого мониторинга, отслеживания уровня получаемых УУД. На наш взгляд, апробированных методик достаточно, чтобы суметь оценить достижения учащихся. В настоящее время существует несколько таких методик. Например, государственная итоговая аттестация (ГИА), единый государственный экзамен (ЕГЭ), основной

государственный экзамен. В начальном общем образовании существует всероссийская проверочная работа (ВПР) и контрольно-измерительные материалы (КИМы). При успешном выполнении учащимися заданий, предложенных в процессе данных контрольных испытаний, можно оценить общий уровень сформированности УУД. Но самой главной задачей учителя начальных классов, несмотря на использование различных методов, форм и технологий проведения урока, является задача - «научить учиться».

Для выявления уровня сформированности УУД младшего школьника нами разработана диагностическая тетрадь. Данная методика включает в себя ряд заданий, направленных на диагностику познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных умений. Для диагностики личностных УУД предлагаются такие задания как «Определение мотивов учения» ( М. Р. Гинзбург), «Хороший ли ты сын (дочь) (И. Л. Лаврентьева); регулятивные УУД определяются путем решения «Лесенки уроков» (Л. Е. Елфимова), «Графического диктанта», выполнения «Островитянского письма» (Д. Б. Эльконин, А. Б. Воронцов); познавательные УУД выявляются посредством решения «Лабиринта»; коммуникативные УУД исследуются путем определения «Последовательности событий» (Н. А. Бернштейн), а также методов «Составь рассказ» и «Ситуация выбора». Отметим, что разработанная нами диагностическая тетрадь прошла апробацию на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Саранск. Тетрадь создана в помощь педагогам начальной школы, а также педагогу - психологу. Ценность представленной работы заключается в том, что разработанная тетрадь может использоваться как в печатном виде, так и при посредством применения ИКТ. Основными адресатами данной разработки являются ученики 2-х классов, которые испытывают трудности в обучении. Полагаем, что материалы тетради будут интересны все учителям начальных классов современной образовательной организации.

Таким образом, в современном образовательном процессе особая роль отводится универсальным учебным действиям, которые призваны предоставить учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметах, так и в строении самой учебной деятельности. Поэтому сейчас особый интерес для педагогов-практиков представляет как процесс формирования УУД, так и процесс оценки их сформированности. С этой целью можно эффективно применять диагностическую тетрадь, позволяющую целенаправленно осуществлять диагностику познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных умений.

Использованные источники:

1.Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. М. : Просвещение, 2008. 151 с.

2.Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : Союз, 1997. - 224 а

3.Кузнецова, М. И. ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников. Начальная школа до и после.

- 2011. - №3. - С. 19-23.

4.Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность . М. : Политиздат, 1975.

- 134 c.

5.Федеральные государственные образовательные стандарты - режим доступа - http://www.standart.edu.ru

б.Эльконин, Д. Б. Психология развития . М. : Академия, 2001. - 144 c.

7.Яшкова А. Н. Мониторинг универсальных учебных действий в начальной школе : диагностический комплекс. Саранск : Морд. гос. пед. ин-т, 2013. -140 c.

8.Яшкова, А. Н. Психологическое сопровождение мониторинга метапредметных и личностных результатов начального образования / А. Н. Яшкова. // Герценовские чтения. - 2013. - №4. - С. 86-89.

УДК 378.147.88

Демьяненко Ю.И. преподаватель кафедрА "Высшая математика "

СГУПС

Российская Федерация г. Новосибирск МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В КОНТЕКСТЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРА Аннотация. В данной статье рассматриваются некоторые вопросы математической подготовки студентов в техническом вузе. В результате исследования выделены ряд задач, реализация которых позволяет повысить качество математической подготовки и профессиональный уровень инженера.

Ключевые слова: Профессиональное обучение, математическая подготовка, профессиональные компетенции.

Demyanenko Y. I.

teacher

the Siberian transport University Novosibirsk, Russian Federation MATHEMATICAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY OF ENGINEER Abstract. This article discusses some problems of mathematical training of students in technical universities. The study highlighted a number of tasks, implementation of which allows to improve the quality of mathematical training and professional level engineer.

Key words: Professional training, mathematical training, professional competence.

Научно-технический прогресс и современные социально -экономические условия предполагают активное внедрение математики в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.