Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СУРДОПЕДАГОГИКА / СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ДЕТИ / НАРУШЕНИЯ СЛУХА / СЛУХОВЫЕ НАРУШЕНИЯ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL LEARNING ACTIONS / SURDOPEDAGOGY / CHILDREN WITH HEARING LOSS / HEARING IMPAIRMENTS / HEARING LOSS / CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS / LEVELS OF FORMATION / PRIMARY SCHOOL / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / COGNITIVE LEARNING ACTIONS / COMMUNICATIVE LEARNING ACTIONS / REGULATORY LEARNING ACTIONS / PERSONAL LEARNING ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горина Екатерина Николаевна

Статья посвящена изучению уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) у слабослышащих младших школьников как значимого компонента содержания образования, необходимого для успешной социализации детей с нарушениями слуха. В содержательный раздел адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) слабослышащих и позднооглохших обучающихся Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ, Стандарт) включена программа формирования УУД, но не сформулированы механизмы оценки их развития. Исследование проводилось на базе школы - интерната г. Энгельса, реализующей адаптированные образовательные программы для слабослышащих обучающихся. Изучался уровень сформированности познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД у слабослышащих пятиклассников (N = 12), обучающихся по разным адаптированным образовательным программам начального образования, с целью оценки их эффективности. Экспериментально - опытным путем подтверждается, что образовательный процесс в соответствии с АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2) ФГОС НОО ОВЗ в большей степени ориентирован на формирование УУД. Было выявлено, что личностные, регулятивные и коммуникативные учебные действия у обучающихся по Стандарту сформированы на более высоком уровне, чем у обучающихся по ранее утвержденной адаптированной программе. Вместе с тем полученные результаты служат основанием утверждать, что представленный диагностический инструментарий целесообразно использовать для объективной оценки и контроля развития учебных действий у слабослышащих младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горина Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVEL OF FORMATION OF UNIVERSAL LEARNING ACTIONS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS

The article is devoted to the study of the level of formation of universal learning actions in primary school children with hearing impairments as a significant component of the content of education necessary for the successful socialization of children with hearing loss. The content section of the adapted basic general education program of primary general education for students with congenital and acquired hearing loss of the Federal State Educational Standard of primary general education for students with disabilities includes a program for the formation of universal learning actions, but the mechanisms for assessing their development have not been formulated. The study was conducted on the base of a boarding school of the city of Engels, which realizes adapted general educational programs for hearing impaired students. The author studied the level of formation of cognitive, personal, regulatory and communicative learning actions in the 5th grade hearing impaired students (N = 12) completing various adapted general education programs of primary education in order to assess their effectiveness. Experimentally, it has been confirmed that the education process organized in accordance with the adapted basic general education program of primary education of students with congenital and acquired hearing loss of the Federal State Educational Standard of primary general education for students with disabilities has a bias on the formation of universal learning actions. It has been revealed that personal, regulatory and communicative learning actions of the students who learn under the Standard display a higher level of formation than in the students completing the previously approved adapted program. At the same time, the results obtained serve as a basis for asserting that the suggested diagnostic tools can be used for objective assessment and monitoring of the development of universal learning actions in hearing - impaired primary school children.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 376.356-053 "465.07/.11" DOI 10.26170/sp20-04-03

ББК Ч452.024.3 ГСНТИ14.29.2 7 Код ВАК 13.00.03

Е. Н. Горина E. N. Gorina Саратов, Россия Saratov, Russia

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена изучению уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) у слабослышащих младших школьников как значимого компонента содержания образования, необходимого для успешной социализации детей с нарушениями слуха. В содержательный раздел адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) слабослышащих и позднооглохших обучающихся Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ, Стандарт) включена программа формирования УУД, но не сформулированы механизмы оценки их развития. Исследование проводилось на базе школы-интерната г. Энгельса, реализующей адаптированные образовательные программы для слабослышащих обучающихся. Изучался уровень сформированности познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД у слабослышащих пятиклассников (Ы = 12), обучающихся по разным адаптированным образовательным программам

THE LEVEL OF FORMATION OF UNIVERSAL LEARNING

ACTIONS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS

Abstract. The article is devoted to the study of the level of formation of universal learning actions in primary school children with hearing impairments as a significant component of the content of education necessary for the successful socialization of children with hearing loss. The content section of the adapted basic general education program of primary general education for students with congenital and acquired hearing loss of the Federal State Educational Standard of primary general education for students with disabilities includes a program for the formation of universal learning actions, but the mechanisms for assessing their development have not been formulated. The study was conducted on the base of a boarding school of the city of Engels, which realizes adapted general educational programs for hearing impaired students. The author studied the level of formation of cognitive, personal, regulatory and communicative learning actions in the 5th grade hearing impaired students (N = 12) completing various adapted general education programs of primary education in order to assess their effectiveness. Experimentally, it has been confirmed that the education process organized in accordance with the

начального образования, с целью оценки их эффективности. Экспериментально-опытным путем подтверждается, что образовательный процесс в соответствии с АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2) ФГОС НОО ОВЗ в большей степени ориентирован на формирование УУД. Было выявлено, что личностные, регулятивные и коммуникативные учебные действия у обучающихся по Стандарту сформированы на более высоком уровне, чем у обучающихся по ранее утвержденной адаптированной программе. Вместе с тем полученные результаты служат основанием утверждать, что представленный диагностический инструментарий целесообразно использовать для объективной оценки и контроля развития учебных действий у слабослышащих младших школьников.

Ключевые слова: универсальные учебные действия; сурдопедагогика; слабослышащие дети; нарушения слуха; слуховые нарушения; дети с нарушениями слуха; уровни сформи-рованности; начальная школа; младшие школьники; познавательные учебные действия; коммуникативные учебные действия; регулятивные учебные действия; личностные учебные действия.

Сведения об авторе: Горина Екатерина Николаевна, кандидат социологических наук.

Место работы: доцент кафедры коррекционной педагогики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского.

Контактная информация: 410012,

E-mail: ekgorina@yandex.ru.

adapted basic general education program of primary education of students with congenital and acquired hearing loss of the Federal State Educational Standard of primary general education for students with disabilities has a bias on the formation of universal learning actions. It has been revealed that personal, regulatory and communicative learning actions of the students who learn under the Standard display a higher level of formation than in the students completing the previously approved adapted program. At the same time, the results obtained serve as a basis for asserting that the suggested diagnostic tools can be used for objective assessment and monitoring of the development of universal learning actions in hearing-impaired primary school children.

Keywords: universal learning actions; surdopedagogy; children with hearing loss; hearing impairments; hearing loss; children with hearing impairments; levels of formation; primary school; primary school children; cognitive learning actions; communicative learning actions; regulatory learning actions; personal learning actions.

About the author: Gorina Ekaterina Nikolaevna, Candidate of Social Sciences.

Place of employment: Associate Professor of Department Special Pedagogy, National Research Saratov State University, Saratov, Russia.

)ссия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) [18] включает обязательное формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Для детей с различными нарушениями в развитии это относительно новый компонент, ранее не выделявшийся в содержании образования. Организация образовательного процесса в данном случае требует внедрения новых форм и видов учебной деятельности, модернизации технологий и методов обучения с учетом особых образовательных потребностей и возможностей детей [17] и вместе с тем разработки мониторинга динамики сформированности УУД, анализа и коррекции учебно-воспитательной деятельности в случае необходимости. На наш взгляд, этим и обусловлены практическая и научная значимость проблемы изучения особенностей формирования учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

История изучения данного вопроса начинается с концепций Л. С. Выготского [5], А. Н. Леонтьева [11], Д. Б. Эльконина [7], В. В. Давыдова [8], П. Я. Гальперина [6], Л. И. Божович [3], составляющих теоретико-методоло-

© Горина Е. Н., 2020

гическую основу проблемы формирования учебных действий. К настоящему времени А. Г. Асмо-ловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской и другими учеными разработана концепция развития универсальных учебных действий у детей [1]. Но она ориентирована на обучающихся с нормо-типичным развитием. К анализу понятия, различным технологиям формирования различных групп УУД обращены исследования А. В. Федотовой, М. Л. Баевой [2], И. Н. Коломыйцевой [10], Т. А. Воробьёвой [4], И. Ю. Зим-няковой [9], Т. И. Митичевой [12], Н. Е. Поповой [13], М. И. Субботкиной [16] и др.

В настоящее время данная тема продолжает оставаться актуальной, по-новому разрабатывается в соответствии с изменениями, происходящими в образовании, социальной сфере и общественной жизни в целом. Исследований, посвященных изучению формирования и развития УУД у детей с ОВЗ, недостаточно [19]. Они носят фрагментарный характер, касаются отдельных учебных предметов и охватывают не все категории детей с ОВЗ. Вместе с тем актуализируется целевая установка образования — сформировать умения самостоятельной адаптации ребенка к жизни, его полноценной социализации и личностной реализации. Катего-

рия детей с нарушениями слуха и формирование у них универсальных учебных действий сегодня также являются предметом изучения ученых и практиков.

Целью статьи является анализ полученных в ходе мониторинга образовательной деятельности результатов исследования сформиро-ванности универсальных учебных действий у слабослышащих младших школьников. Задачи исследования: выявить уровень сформированных универсальных учебных действий на начало пятого года обучения у обучающихся двух классов, в которых реализуются разные адаптированные образовательные программы начального общего образования для слабослышащих; оценить эффективность учебно-воспитательной деятельности по формированию УУД; обосновать выбранный диагностический инструментарий и целесообразность его использования.

Базу исследования составили слабослышащие обучающиеся 5А и 5Б классов (экспериментальная и контрольная группа соответственно, по 6 человек) школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 3 г. Энгельса. Пятые классы в данном случае относятся к ступени начального общего образования.

В целом экспериментальное исследование состояло из трех этапов.

На констатирующем этапе были изучены психолого-педагогические характеристики обучающихся двух классов и в начале учебного года проведен мониторинг образовательной деятельности, включающий оценку нескольких компонентов, среди которых был и уровень развития универсальных учебных действий.

На формирующем этапе была организована образовательная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ в 5А классе (экспериментальной группе) [17].

На контрольном этапе проведен повторный мониторинг в конце первого полугодия 5-го года обучения.

В соответствии с целью и задачами данной статьи мы подробно остановимся на анализе и оценке только одного компонента мониторинга — уровня сформи-рованности универсальных учебных действий на констатирующем этапе исследования.

Методы диагностики

Изучение уровня сформиро-ванности УУД осуществлялось с помощью следующих диагностических методик: модификация методики О. С. Богдановой «Какой я?» [15], методика П. Я. Гальперина и С. Л. Кобыльницкой «Проба на внимание» [15], А. Н. Рябинкиной «Нахождение схем к задачам» [15], Г. В. Бур-

менской «Совместная сортировка» [15].

В экспериментальной группе (в 5А классе) обучается 6 человек. В этом классе реализуется АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2) ФГОС НОО ОВЗ. Класс являлся в 2019/20 уч. г. апробационной площадкой внедрения Стандарта (5-й год обучения). Контрольная группа (6 учащихся 5Б класса) обучается по программе специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений II вида К. Г. Коровина, А. Г. Зикеева, Л. И. Тигранова [14] и базисному учебному плану.

Все участники обследования имеют диагноз «двусторонняя сенсоневральная тугоухость» разной степени. На основе педагогического наблюдения и анализа психолого-педагогических характеристик был сделан вывод, что

обучающиеся индивидуальны по уровню развития речи, восприятию и уровню усвоения учебного материала, личностным и поведенческим особенностям.

Для исследования уровня развития личностных УУД была использована модификация методики О. С. Богдановой «Какой я?». Цель данной методики — выявить уровень осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств. По результатам с учетом наблюдений и психолого-педагогической характеристики можно судить об уровне развития личностных УУД, поскольку самооценка является одним из таких учебных действий. На рисунке 1 представлены результаты исследования уровня самооценки у обучающихся в экспериментальной и контрольной группе.

■ 5А □ 5Б

Рис. 1. Уровень самооценки (по методике О. С. Богдановой «Какой я?»)

■ 5А □ 5Б

Высший Средний Низкий

5А 2 4 0

5Б 0 3 3

Рис. 2. Уровень внимания и самоконтроля (по методике П. Я. Гальперина и С. Л. Кобыльницкой «Проба на внимание»)

По полученным данным, в экспериментальной группе 4 ребенка имеют адекватную самооценку, 1 — завышенную и 1 — заниженную. В контрольной группе 2 человека показывают адекватную самооценку, 2 — заниженную, 2 — завышенную. Приводя результаты к средним показателям, мы видим, что в 5А классе адекватный уровень самооценки преобладает (0,6 > 0,33). В 5Б классе преобладают либо завышенная самооценка, либо заниженная. На этом основании мы можем сделать вывод о том, что у обучающихся экспериментальной группы личностные УУД сформированы в большей степени. Дети в большей степени соотносят свое поведение и себя с моральными нормами, этическими принципами поведения по отношению к окружающим и ориентируются в социальных ролях.

Для выявления уровня развития регулятивных УУД была использована методика П. Я. Гальперина и С. Л. Кобыльницкой «Проба на внимание». По ее результатам с учетом наблюдений за особенностью поведения обучающихся во время проведения работы и психолого-педагогической характеристики можно судить об уровне развития регулятивных УУД. На рисунке 2 представлены результаты исследования уровня внимания и самоконтроля у обучающихся в экспериментальной и контрольной группе.

По полученным данным, в экспериментальной группе 2 человека имеют высокий уровень внимания и самоконтроля в соответствии с возрастом, 4 — средний. Низкий уровень в данной группе не отмечен. В контрольной группе 3 человека показали средний уровень внимания и са-

моконтроля, 3 — низкий, высокого уровня ни у кого нет. Приводя результаты к средним показателям, мы видим, что в 5А классе уровень развития внимания и самоконтроля преобладает — по среднему количеству ошибок (2,8 в 5А классе; 4,5 в 5Б классе) и по среднему показателю наличия среднего и высокого уровня развития внимания по классу (1,0 — 0,5). Следовательно, можно сделать вывод о том, что обучающиеся экспериментальной группы имеют более высокий уровень развития регулятивных УУД: умеют организовать свою учебную деятельность, сформулировать проблему и найти пути ее решения, владеют навыками регуляции и самоконтроля.

Познавательные УУД исследовались по методике А. Н. Ря-бинкиной «Нахождение схем к задачам». С помощью этой методики определяется умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения и оценивается сформиро-ванность учебно-познавательных мотивов. По результатам выявления уровня развития познавательных логических и знаково-симво-лических действий, с учетом наблюдений за работой на уроках и психолого-педагогической характеристики можно судить об уровне развития познавательных УУД.

На рисунке 3 представлены результаты исследования уровня развития познавательных логических и знаково-символических действий ребенка в экспериментальной и контрольной группе.

■ 5А □ 5Б

Высокий Средний Низкий

5А 2 4 0

5Б 1 5 0

Рис. 3. Уровень развития познавательных логических и знаково-символических действий (по методике А. Н. Рябинкиной «Нахождение схем к задачам»)

1

■ 5А

□ 5Б

Высокий Средний Низкий

5А 4 2 0

5Б 0 4 2

Рис. 4. Уровень развития согласования усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества по методике Г. В. Бурменской

По полученным данным, в экспериментальной и контрольной группах учащиеся справились с заданием. В экспериментальной группе 2 человека имеют высокий уровень, 4 — средний, а в контрольной 1 человек — высокий уровень, остальные — средний. Низкий уровень не был отмечен ни в том, ни в другом классе. Средний балл по классам (5,8 — 5,5 баллов) демонстрирует незначительное преобладание в экспериментальной группе. Все учащиеся могут выделять тип задачи и способ ее решения. По нашему мнению, это связано с тем, что целевая установка на формирование академического компонента выражена в обеих образовательных программах.

Для изучения развития коммуникативных УУД была использована методика Г. В. Бурменской «Совместная сортировка». По результатам исследования уровня согласования усилий в процессе организации и осуще-

ствления сотрудничества можно судить об уровне развития коммуникативных УУД.

На рисунке 4 представлены результаты исследования уровня согласования усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества обучающихся в экспериментальной и контрольной группе.

По полученным данным мы видим, что в экспериментальной группе обучающиеся не имеют низких показателей, 4 обучающихся имеют высокий уровень развития согласования усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества и 2 — средний. На наш взгляд, это обусловлено тем, что во время уроков в данном классе целенаправленно выполняются задания на формирование коммуникативных УУД (работа в паре, в группах). В контрольной группе 2 обучающихся не справились с заданием (не смогли найти пути выхода из данного задания и договориться о

совместной деятельности), 4 обучающихся показали средний уровень развития. На этом основании можем сделать вывод о том, что в экспериментальной группе уровень развития коммуникативных УУД выше.

Выводы

Результаты обследования младших школьников двух классов, обучающихся по разным адаптированным образовательным программам начального общего образования, позволяют констатировать, что в 5А классе, образовательный процесс в котором с первого класса реализуется на основе АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2) ФГОС НОО ОВЗ, показатели развития УУД выше. Кроме того, исследование позволяет выявить различия в сформированности разных видов УУД. Необходимо подчеркнуть, что выше прежде всего уровни развития личностных, регулятивных и коммуникативных учебных действий, что, на наш взгляд, обусловлено нацеленностью Стандарта на формирование не только академического компонента, но и «жизненных» компетенций [20], а также эффективной организацией учебно-воспитательной деятельности по формированию УУД [17]. Познавательные учебные действия не имеют выраженных различий,

что подтверждается диагностическими методиками и результатами качества знаний обучающихся (анализ успеваемости).

На контрольном этапе эксперимента полученные данные также обнаружили свое подтверждение.

В ходе теоретического анализа и эмпирического исследования обоснован выбранный диагностический инструментарий, который целесообразно использовать с целью рациональной оценки динамики сформированности универсальных учебных действий, что частично отражает результаты всего учебно-воспитательного процесса и в целом успешность реализации АООП НОО и требований Стандарта.

Литература

1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — Москва : Просвещение, 2008. — 151 с. — Текст : непосредственный.

2. Баева, М. Л. Формирование УУД во внеурочной деятельности / М. Л. Баева. — Текст : непосредственный // Народное образование. — 2015. — № 4. — С. 122— 130.

3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — Москва, 2008. — 398 с. — Текст : непосредственный.

4. Воробьёва, Т. А. Формируем универсальные учебные действия / Т. А. Воробьёва. — Текст : непосредственный // Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального

образования. — 2014. — № 13. — С. 170—175.

5. Выготский, Л. С. Детская психология / Л. С. Выготский ; под ред. Д. Б. Элько-нина. — Москва : Педагогика, 2014. — 432 с. — Текст : непосредственный.

6. Гальперин, П. Я. Введение в психологию : учебное пособие для вузов / П. Я. Гальперин. — Москва : Книжный дом «Университет», 1999. — 332 с. — Текст : непосредственный.

7. Гуружапов, В. А. Учебная деятельность в развивающем обучении (система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова). Часть 1. Методическое пособие к дисциплине «Психологическая теория учебной деятельности» / В. А. Гуружапов. — Москва : АНО «ПЭБ», 2008. — 80 с. — Текст : непосредственный.

8. Давыдов, В. В. О понятии развивающего обучения / В. В. Давыдов. — Томск : Пеленг, 2015. — 142 с. — Текст : непосредственный.

9. Зимнякова, И. Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в процессе группового взаимодействия младших школьников / И. Ю. Зимнякова. — Текст : непосредственный // Наука и образование: новое время. — 2015. — № 1 (6). — С. 532—534.

10. Коломыйцова, И. Н. Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочное время в начальной школе / И. Н. Коломыйцова. — Текст : непосредственный // Народное образование. — 2013. — № 7. — С. 176— 200.

11. Леонтьев, А. Н. Становление психологии деятельности : ранние работы /

A. Н. Леонтьев ; под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. — Москва : Смысл, 2003. — 439 с. — Текст : непосредственный.

12. Митичева, Т. И. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во вне-учебной деятельности / Т. И. Митичева,

B. С. Маслова, Е. А. Феоктистова. — Текст : непосредственный // Альманах

современной науки и образования. — 2015. — № 5. — C. 129—131.

13. Попова, Н. Е. Интеграция универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО / Н. Е. Попова, Е. В. Еремина. — Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 12. — С. 139—144.

14. Программы специальных (коррекци-онных) образовательных учреждений 2 вида : 1 -е отделение, 2-е отделение / К. Г. Коровин, А. Г. Зикеев, Л. И. Тигра-нова [и др.]. — 2-е изд., испр. — Москва : Просвещение, 2006. — 430 с. — Текст : непосредственный.

15. Система типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий : требования к методам и организации оценки сформированности универсальных учебных действий. — URL: https://gigabaza.ru/doc/63593-pall.html. — Текст : электронный.

16. Субботкина, М. И. Универсальные учебные действия как основа формирования культуры умственного труда / М. И. Субботкина. — Текст : непосредственный // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. — 2015. — № 9 (149). — С. 73—79.

17. Тимофеева, О. Д. Организация образовательной деятельности обучающихся пятого класса с нарушением слуха в условиях апробации ФГОС начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / О. Д. Тимофеева, Е. Н. Горина. — Текст : непосредственный. — DOI 10.30853/pedagogy.2020.1.13 // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2020. — Т. 5. — Вып. 1. — С. 69—73.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598. — URL: https://base.garant.ru/70862366/53f89 421 bbdaf7 41eb2d1ecc4ddb4c33/. — Текст : электронный.

19. Ходос, Ю. В. Формирование познавательных универсальных учебных дейст-

вий школьников с ограниченными возможностями здоровья / Ю. В. Ходос, Н. В. Шкляр. — Текст : непосредственный // Карельский научный журнал. — 2016. — Т. 5. — № 1 (14). — С. 38—40.

20. Selivanova, Yu. From an Undergraduate Special Education Student to an Expert Researcher / Yu. Selivanova, N. Pavlova, E. Gorina, L. Myasnikova. — Text : unmediat-ed. — DOI 10.3897/ap.1.e0558 // ARPHA Proceedings 1 : V International Forum on Teacher Education. Part I : Teacher Education and Training. — 2019. — P. 589—601.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Asmolov, A. G. Kak proektirovat' uni-versal'nye uchebnye deystviya v nachal'noy shkole: ot deystviya k mysli : posobie dlya uchitelya / A. G. Asmolov, G. V. Burmen-skaya, I. A. Volodarskaya [i dr.] ; pod red. A. G. Asmolova. — Moskva : Prosveshche-nie, 2008. — 151 s. — Tekst : neposreds-tvennyy.

2. Baeva, M. L. Formirovanie UUD vo vneurochnoy deyatel'nosti / M. L. Baeva. — Tekst : neposredstvennyy // Narodnoe obra-zovanie. — 2015. — № 4. — S. 122—130.

3. Bozhovich, L. I. Lichnost' i ee formi-rovanie v detskom vozraste / L. I. Bozho-vich. — Moskva, 2008. — 398 s. — Tekst : neposredstvennyy.

4. Vorob'eva, T. A. Formiruem universal'-nye uchebnye deystviya / T. A. Vorob'e-va. — Tekst : neposredstvennyy // Problemy sotsializatsii lichnosti v kontekste nepreryv-nogo professional'nogo obrazovaniya. — 2014. — № 13. — S. 170—175.

5. Vygotskiy, L. S. Detskaya psikhologiya / L. S. Vygotskiy ; pod red. D. B. El'konina. — Moskva : Pedagogika, 2014. — 432 s. — Tekst : neposredstvennyy.

6. Gal'perin, P. Ya. Vvedenie v psikhologi-yu : uchebnoe posobie dlya vuzov / P. Ya. Gal'perin. — Moskva : Knizhnyy dom «Uni-versitet», 1999. — 332 s. — Tekst : neposredstvennyy.

7. Guruzhapov, V. A. Uchebnaya deyatel'-nost' v razvivayushchem obuchenii (sistema D. B. El'konina — V. V. Davydova). Chast' 1. Metodicheskoe posobie k distsip-line «Psikhologicheskaya teoriya uchebnoy

deyatel'nosti» / V. A. Guruzhapov. — Moskva : ANO «PEB», 2008. — 80 s. — Tekst : neposredstvennyy.

8. Davydov, V. V. O ponyatii razvivayu-shchego obucheniya / V. V. Davydov. — Tomsk : Peleng, 2015. — 142 s. — Tekst : neposredstvennyy.

9. Zimnyakova, I. Yu. Formirovanie kom-munikativnykh i regulyativnykh universal'-nykh uchebnykh deystviy v protsesse gruppovogo vzaimodeystviya mladshikh shkol'nikov / I. Yu. Zimnyakova. — Tekst : neposredstvennyy // Nauka i obrazovanie: novoe vremya. — 2015. — № 1 (6). — S. 532—534.

10. Kolomyytsova, I. N. Formirovanie universal'nykh uchebnykh deystviy na urokakh i vo vneurochnoe vremya v nachal'-noy shkole / I. N. Kolomyytsova. — Tekst : neposredstvennyy // Narodnoe obrazova-nie. — 2013. — № 7. — S. 176—200.

11. Leont'ev, A. N. Stanovlenie psikhologii deyatel'nosti : rannie raboty / A. N. Leont'-ev ; pod red. A. A. Leont'eva, D. A. Leont'e-va, E. E. Sokolovoy. — Moskva : Smysl, 2003. — 439 s. — Tekst : neposredstvennyy.

12. Miticheva, T. I. Formirovanie kommu-nikativnykh universal'nykh uchebnykh dey-stviy u mladshikh shkol'nikov vo vneucheb-noy deyatel'nosti / T. I. Miticheva, V. S. Mas-lova, E. A. Feoktistova. — Tekst : neposreds-tvennyy // Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya. — 2015. — № 5. — C. 129—131.

13. Popova, N. E. Integratsiya universal'-nykh uchebnykh deystviy uchashchikhsya v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS SOO / N. E. Popova, E. V. Eremina. — Tekst : neposredstvennyy // Pedagogicheskoe obra-zovanie v Rossii. — 2015. — № 12. — S. 139—144.

14. Programmy spetsial'nykh (korrektsion-nykh) obrazovatel'nykh uchrezhdeniy 2 vida :

1-e otdelenie, 2-e otdelenie / K. G. Korovin, A. G. Zikeev, L. I. Tigranova [i dr.]. —

2-e izd., ispr. — Moskva : Prosveshchenie, 2006. — 430 s. — Tekst : neposredstvennyy.

15. Sistema tipovykh zadach dlya otsenki sformirovannosti universal'nykh uchebnykh deystviy : trebovaniya k metodam i organiza-tsii otsenki sformirovannosti universal'nykh

uchebnykh deystviy. — URL: https:// gigabaza.ru/doc/63593-pall.html. — Tekst : elektronnyy.

16. Subbotkina, M. I. Universal'nye ucheb-nye deystviya kak osnova formirovaniya kul'tury umstvennogo truda / M. I. Subbot-kina. — Tekst : neposredstvennyy // Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Gumanitar-nye nauki. — 2015. — № 9 (149). — S. 73—79.

17. Timofeeva, O. D. Organizatsiya obrazo-vatel'noy deyatel'nosti obuchayushchikhsya pyatogo klassa s narusheniem slukha v usloviyakh aprobatsii FGOS nachal'nogo ob-shchego obrazovaniya dlya obuchayush-chikhsya s ogranichennymi vozmozhnos-tyami zdorov'ya / O. D. Timofeeva, E. N. Gorina. — Tekst : neposredstvennyy. — DOI 10.30853/pedagogy.2020.1.13 // Peda-gogika. Voprosy teorii i praktiki. — 2020. — T. 5. — Vyp. 1. — S. 69—73.

18. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazova-tel'nyy standart nachal'nogo obshchego

obrazovaniya obuchayushchikhsya s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya : utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 19 dekabrya 2014 g. № 1598. — URL: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bb daf741eb2d1 ecc4ddb4c3 3/. — Tekst : elek-tronnyy.

19. Khodos, Yu. V. Formirovanie poznava-tel'nykh universal'nykh uchebnykh deystviy shkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnos-tyami zdorov'ya / Yu. V. Khodos, N. V. Shklyar. — Tekst : neposredstvennyy // Karel'skiy nauchnyy zhurnal. — 2016. — T. 5. — № 1 (14). — S. 38—40.

20. Selivanova, Yu. From an Undergraduate Special Education Student to an Expert Researcher / Yu. Selivanova, N. Pavlova, E. Gorina, L. Myasnikova. — Text : unmedi-ated. — DOI 10.3897/ap.1.e0558 // ARPHA Proceedings 1 : V International Forum on Teacher Education. Part I : Teacher Education and Training. — 2019. — P. 589—601.

40

СпецнапLное 06pa30BaHHe. 2020. № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.