Duda Irina Viktorovna
FORMATION OF COMMUNICATIVE .
pedagogical sciences
УДК 376.1
DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0018
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
© 2020
SPIN: 9892-2600
AuthorlD: 517064
Дуда Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (660017, Россия, Красноярск, ул. Мира, д. 83, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы изучения и формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной образовательной практики. Образование является основой и ресурсом создания у школьников представлений о ценностях человека, поэтому разработка и использование педагогических технологий, формирование ценностного знания и отношения к миру, вовлечение в ценностно-смысловую деятельность школьников является необходимыми в условиях инклюзивного образования. Целью статьи является предъявление анализа результатов изучения коммуникативных УУД младших школьников с ОВЗ. Для определения уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников инклюзивного образования определены критерии: мо-тивационный, деятельностный, рефлексивный. Описаны методические подходы к формированию УУД в условиях инклюзивной практики общеобразовательной школы. Показана специфика реализации программы по формированию коммуникативных УУД средствами проектной деятельности в условиях инклюзивной практики во внеурочное время. Проектная деятельность как инновационная технология включала учебно-познавательный, игровой, исследовательский и творческий компоненты. Акцент в программе делался на четырех направлениях, связанных между собой логикой формирования универсальных учебных действий школьников и подлинного гражданина России. Обозначены перспективы изучения данной проблемы.
Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия (УУД), ценности, ценностные ориентации, инклюзивное образование, социальная ситуация развития, дети с ограниченными возможностями здоровья, общечеловеческие ценности, проектная деятельность.
FORMATION OF COMMUNICATIVE UDD OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN UNDER CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION: AXIOLOGICAL ASPECT
© 2020
Duda Irina Viktorovna, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the chair of pedagogy and psychology of primary education Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev (660017, Russia, Krasnoyarsk, Mira street, 83, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the consideration of the problem of the study and formation of communicative universal educational actions (UUD) for students with disabilities in modern educational practice. Education is the basis and resource for creating ideas about human values among schoolchildren, therefore, the development and use of pedagogical technologies, the formation of valuable knowledge and attitudes towards the world, and the involvement of schoolchildren in the value-semantic activity are necessary in conditions of inclusive education. The aim of the article is to present an analysis of the results of a study of communicative ECM of elementary schoolchildren with disabilities. To determine the level of formation of the communicative universal educational actions of elementary schoolchildren in inclusive education, the following criteria are defined: motivational, active, reflective. The methodological approaches to the formation of the SUD in the conditions of an inclusive practice of a comprehensive school are described. The specifics of the implementation of the program for the formation of communicative UUD by means of project activities in an inclusive practice outside school hours is shown. Project activity as an innovative technology included educational, cognitive, gaming, research and creative components. The emphasis in the program was made on four areas, interconnected by the logic of the formation of universal educational actions of schoolchildren and a true citizen of Russia. The prospects for studying this problem are outlined.
Keywords: communicative universal educational activities (UUD), values, value orientations, inclusive education, social development situation, children with disabilities, universal values, project activities.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важнейшими научными и практическими задачами. Современное образование ориентировано на учет физических и умственных способностей ребенка, на предоставление каждому удовлетворить свою потребность в развитии и равном праве на получение знаний, соответствующих уровню его развития. Введение инклюзии в образовательные учреждения предоставляет возможность школьникам с ОВЗ полностью реализовать право на полноценное обучение.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обозначает универсальное учебное действие как главный образовательный результат выпускника. Применение универсального учебного действия предполагает взаимодействие школьника не только с системой получаемой информации, но и с социальной группой. Образовательной целью становится не просто формирование умения учиться в рамках получаемых знаний и метапредметных
результатов, но умение взаимодействовать в коллективе, социуме, и с миром в целом.
Таким образом, во ФГОС НОО коммуникативным УУД уделяется особое внимание, акцент ставится не просто на получении знаний, но и на обучении эффективному социальному взаимодействию. Инклюзивное образование предоставляет школьникам осуществлять навыки взаимодействия в естественной среде, позволяет школьникам реализовывать ценностное общение в значимых видах деятельности.
Так, в современной образовательной практике образования детей с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школы можно выявить противоречия:
- между увеличением обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах и недостаточной проработанностью технологий и средств формирования взаимодействия их со сверстниками;
- между требованием ФГОС НОО по формированию
74
Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)
педагогические науки
Дуда Ирина Викторовна ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ...
и развитию коммуникативных УУД и разными индивидуальными возможностями детей с ОВЗ и нормативно развивающимися детьми;
- между потребностью в изучении и анализе сфор-мированности коммуникативных УУД и отсутствием необходимой для этого единой системы психолого-медико-педагогического сопровождения школьников, позволяющей реализовать в образовании индивидуальный маршрут и педагогическую поддержку к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
Данные противоречия делают актуальной и значимой проблему исследования, которая заключается в недостаточной разработанности теоретико-методологических основ формирования коммуникативных УУД младших школьников в условиях инклюзивной практики.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Теоретико-методологическим основанием данного исследования стали работы Л.С. Выготского [1], Л.И. Божович [2], В.В. Давыдова [3].
Требования ФГОС НОО к формирования коммуникативных УУД младших школьников представлен в работах: А.Г. Асмолова [4], М.Л. Баевой [5], Т. А. Воробьёвой [6], И.Ю. Зимняковой [7], Т.И. Митичевой [8], Н.Е. Поповой [9], М.И. Субботкиной [10] и др.
Возможности инклюзивного образования как ресурса формирования общения школьников с ОВЗ отражены в работах С.В. Алехиной [11], Т.Е. Бурыгиной [12], А.А. Дмитриева [13], С.В. Кузевановой [14], Е.В. Кургановой [15].
Основой для понятия «универсальные учебные действия» послужил деятельностный подход, научные принципы и положения школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. Деятельностный подход раскрывает ведущие условия и механизмы усвоения знаний. Описываемый подход дает наиболее полное представление о формировании образа и картины мира, системы ценностных ориентаций школьников в процессе обучения.
Как отмечают ученые А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, «.. .универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта» [4]. С точки зрения данных ученых, усвоение социального опыта - это «процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества» [4].. Отметим, что помимо усвоения системы знаний, данное определение предполагает усвоение норм и ценностей, передача которых происходит внутри коммуникативных процессов и значимых видов деятельности, что является особо значимым для младшего школьного возраста.
Описывая универсальные учебные действия, исследователь А.В. Федотова считает, что «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» [16]. Позицию А.В. Федотовой поддерживает Т.В. Актаева: «группа универсальных учебных действий составляет основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации» [17]. И.Н. Коломыйцева определяет: универсальные учебные действия - «действия, которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты» [18].
Исходя из данных теоретических позиций «универ-
сальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» [4].
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают школьнику социальную компетентность, понимать позицию в общении или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; аргументировано отстаивать собственную точку зрения, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
А.В. Федотова определяет коммуникативные УДД как: «универсальные учебные действия обеспечивающие социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми» [16].
М.Л. Баева дает следующее определение коммуникативным УУД: «.планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; управление поведением партнера в совместной работе над диалогом; умение полно выражать свои мысли, умение выражать собственное мнение и т. д.» [5].
Таким образом, ключевыми критериями сформиро-ванности коммуникативных действий можно считать коммуникативные умения школьника, включающие в себя: мотивацию вступать в контакт со сверстниками (мотивация общения «Я хочу!»); понимание норм и правил, которым необходимо следовать при общении (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»); потребность самому организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), умение слушать собеседника, умение эмпатийно сопереживать, умение продуктивно решать конфликтные ситуации, умение распределять обязанности и работать в группе.
Формирования коммуникативных УУД школьников в инклюзивной практике с одной стороны имеет большую значимость, так как обучающиеся с ОВЗ получают возможность расширить взаимодействие со сверстниками и принимать участие в диалоговых видах учебной и игровой деятельности, осуществлять процесс социализации. У школьников с ОВЗ появляются возможности осваивать навыки социального взаимодействия в детском учебном коллективе, включаться в групповые виды учебной и коммуникативной деятельности.
Это положение отражено в пилотажном исследовании Ликай И.В., Дуда И.В., «.в детском коллективе в условиях инклюзивной практики нормативно развивающиеся школьники имеют более выраженные коммуникативные умения и навыки, обладают большей активностью и инициативностью, чем в детском коллективе, состоящим только из нормативно развивающихся сверстников» [21].
Ряд ученых выделяют трудности в формировании коммуникативных УУД школьников с ограниченными возможностями здоровья: неумение школьников быстро включиться в учебный диалог, неспособность самостоятельно начать и завершить диалог, потребность во внешней опоре в виде алгоритма, боязнь в отстаивании собственного мнения, отсутствие эмпатичного и толерантного отношения к другим [19-24].
Проанализировав вышеперечисленное можно отметить, при формировании коммуникативных УУД у школьников с ограниченными возможностями в инклюзивном образовании необходимо уделить внимание следующим проблемам - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативность в общении, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, доступное выражение своих эмоций и
Duda Irina Viktorovna pedagogical
FORMATION OF COMMUNICATIVE ... sciences
мыслей.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования коммуникативных УУД школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики. Целью статьи является предъявление анализа результатов изучения коммуникативных универсальных действий школьников с ОВЗ и особенностей их формирования.
Для определения особенностей сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников инклюзивного образования нами были определены критерии:
мотивационный, который заключается в том, что школьник проявляет постоянное желание совместной деятельности. Стремится к осуществлению совместной деятельности с одноклассниками,
деятельностный - активно работает в группе, регулирует свое эмоциональное состояние, не является источников конфликтов, оказывает поддержку и помощь. Высказывает свое мнение и может его обосновать, спокойно принимает критику,
рефлексивный - осуществляет рефлексию в совместной деятельности, проявляет удовлетворенность совместной деятельностью.
В опытно - экспериментальной работе нами использовались методики: «Дерево с человечками» (Д. Латмен, адаптировал Л.П. Пономаренко), «Дорога к дому» (модифицированное задание Архитектор - строитель), «Изучение школьной мотивации» (Анкеты по оценке уровня школьной мотивации Н. Лускановой). В опытно - экспериментальной работе приняли участие 29 школьников в возрасте 10-11 лет, среди которых 3 учащихся с ОВЗ Вариант 7.1 (ЗПР).
РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты констатирующего среза показали, что у большинства обучающихся сформирован низкий уровень мотивационного компонента. Обучающиеся ОВЗ, с задержкой психического развития, имеют низкий уровень сформированности деятельностного и рефлексивного компонентов, что свидетельствуют о том, что уровень коммуникативной компетенции требует совершенствования.
Для формирования коммуникативных УУД школьников в инклюзивном образовании была разработана и реализована программа по формированию коммуникативных, познавательных и личностных УУД младших школьников средствами проектной деятельности в условиях инклюзивной практики «Мир путешественников».
Основной целью программы явилось - создание условий для осуществления школьниками общения внутри детского коллектива посредством освоения общественно-исторического опыта, освоение социальных ролей в процессе событийности и осуществление собственного опыта в значимой ценностно-смысловой проектной деятельности. Мы исходили из предположения о том, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в инклюзивном образовании будет более результативным, если использовать средства проектной деятельности, направленные на:
- сплочение детского коллектива;
- стимулирование творческого потенциала личности;
- коррекцию системы отношений личности к самому себе, другим и к миру.
Программа "Мир путешественников" предполагает формирование универсальных учебных действий на основе исторических ценностей и роли России. Универсальные учебные действия формируются у школьников в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях разных стран мира и русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Ценностные установки программы: 76
- любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
- долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
- родная земля, заповедная природа, планета Земля;
- красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Программа осуществлялась 2 два раза в неделю. Основными формами являлись - коллективная и групповая. В ходе бесед с интересными людьми, литературно - музыкальных гостиных, походах по историческим и памятным местам, просмотрах и обсуждениях видеофильмов формировалось ценностное знание и эмоционально-ценностное восприятие материала. Ценностному поведению школьников способствовали детские самостоятельные пробы - создание школьного патриотического музея, акции благотворительности, милосердия, сюжетно - ролевые игры-квесты гражданского и истори-ко-патриотического содержания.
Обучающиеся осваивали опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, выстраивали взаимодействие с людьми разного возраста и разными особенностями в развитии, давали аргументированный анализ с точки зрения нравственных ценностей поведению, поступкам сверстников.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. По итогам сравнительного анализа наблюдается положительная положительную динамика. До начала опытно - экспериментальной работы у большинства обучающихся преобладал низкий уровень мотивационного компонента и составлял 52%, после опытно - экспериментальной работы он составил 24%. Обучающиеся, с задержкой психического развития, имели низкий уровень сформированности деятель-ностного и рефлексивного компонентов, что на начало опытно - экспериментальной работы составляло по 10%. После проведения работы показатели снизились до 7%.
В свою очередь, так же необходимо выделить, что произошло позитивное изменение социальной позиции школьников с ОВЗ в детском коллективе во взаимоотношениях со сверстниками, и мы можем это видеть не только в увеличении мотивации к общению, но и продуктивности совместной деятельности.
Исходя из полученных результатов, можно сказать, как изменилась рефлексивная составляющая в детском коллективе. Таким образом, коррекция коммуникативных УУД младших школьников инклюзивного образования через реализацию программы может иметь положительные перспективы. Данное исследование не ограничивает круг изучаемых вопросов, необходимо дальнейшее выявление и научное обоснование подходов, способствующих формированию коммуникативных универсальных учебных действий школьников с ограниченными возможностями здоровья в современной образовательной практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Выготский Л. С. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина.— М.: Педагогика, 2014. - 432 с. С. 376-381.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л. И. Божович. - Москва [и др.]: Питер, 2008. — 398 с.
3. Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения /В.В.Давыдов. — Томск: Пеленг, 2015. -142 с.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2018. —118 с.
5. Баева М.Л. Формирование УУД во внеурочной деятельности / М.Л. Баева //Народное образование. - 2015. - №4. — С. 122 -130.
6. Воробьёва Т.А. Формируем универсальные учебные действия / Т.А. Воробьёва // Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования. - 2014. .- №13. - С. 170175.
7. Зимнякова И.Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в процессе группового взаи-
Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)
педагогические науки
Дуда Ирина Викторовна ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ...
модействия младших школьников //Наука и образование: новое время. 2015. — № 1 (6). — с. 532-534.
8. Митичева Т.И. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеучебной деятельности / Т.И. Митичева, В. С. Маслова, Е. А. Феоктистова //Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2015. - № 5 - C. 129-131.
9. Попова Н.Е. Интеграция универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО /Н.Е. Попова, Е.В. Еремина, //Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - с. 139-144.
10. Субботкина М.И. Универсальные учебные действия как основа формирования культуры умственного труда /М.И. Субботкина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2015. - № 9 (149). - С. 73-79.
11. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики / С.В. Алехина, // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т.19. - №1. - С.5-16.
12. Бурыгина Т.Е. Инклюзивное образование детей-инвалидов в условиях традиционной школы / Т. Е. Бурыгина //Наука и практика воспитания и дополнительного образования. 2015. № 5. С. 38-55.
13. Дмитриев А.А. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: учебное пособие / А. А. Дмитриев; М-во образования Моск. обл., ГОУВО Моск. гос. обл. ун-т. - М.: ИИУМГОУ, 2017. - 259 с. - Библиогр.: с. 222-230.
14. Кузеванова С. В. Реализация идей инклюзивного образования детей в начальной школе / С. В. Кузеванова, Н. А. Гурьянова // Начальная школа. 2015. № 1. С. 11-14.
15. Курганова Е. В. Сопровождение инклюзивных процессов в образовательных учреждениях /Е. Курганова // Учитель. 2015. № 4. С. 12-14.
16. Федотова А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования / А.В. Федотова // Управление начальной школой. - 2012. - №12. С. 6 -36.
17. Актаева Т.В. Формирование универсальных учебных действий / Т.В. Актаева //Начальная школа: плюс до и после. - 2012. - №8.- С. 49 - 51.
18. Коломыйцова И.Н. Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочное время в начальной школе / И.Н. Коломыйцова //Народное образование. - 2013. - №7. - С.176-200.
19. Бережных Е. В., Бочкарёва Ю. А., Гашкова Н. Л. Проектирование урока, направленного на формирование коммуникативных универсальных учебных действий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 48. - С. 48-55. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76608.htm.
20. Белогуров, А.Ю. Инклюзивное образование: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи / А.Ю. Белогуров, О.Е. Буланова, Н.В.Поликашева. -М.: «Спутник+», 2015. - 254с.
21. Ликай И.В. Изучение и формирование коммуникативных УУД младших школьников инклюзивного образования средствами проектной деятельности//«Молодой ученый» №48 (234), 2019 г. - с. 305-307.
22. Ходос Ю.В., Шкляр Н.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников с ограниченными возможностями здоровья //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 38-40.
23. Блинов Л.В., Тютюсова Е.В. Развитие личностных универсальных учебных действий в контексте социальной компетентности младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 287-289.
24. Агаева И.Б., Беляева О.Л., Дуда И.В., и др. Теория инклюзивного образования и практика его развития в Красноярском крае: монография - Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016 - 304с.
Статья поступила в редакцию 26.11.2019 Статья принята к публикации 27.05.2020