Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОГО СИМУЛЯТОРА В ПОДГОТОВКУ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ'

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОГО СИМУЛЯТОРА В ПОДГОТОВКУ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ СИМУЛЯТОР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦИФРОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ С ОВЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грахова Светлана Ивановна, Захарова Ирина Михайловна

Авторы работы обращаются к актуальной проблеме - применению цифровых технологий в образовании. Цифровой симулятор педагогической деятельности представляет собой симуляционную среду, представляющую урок, на котором присутствует обучающийся с ОВЗ (нарушение речи). Студент (бакалавр, магистрант) в роли виртуального учителя сценирует урок и проходит все этапы организации учебной деятельности в классе. Критерии оценки работы виртуального учителя в симуляционной среде разработаны авторами проекта в соответствии с требованиями деятельностного подхода к планированию и проведению учебного занятия. Апробация цифрового средства и его внедрение в образовательный процесс вуза при подготовке будущих педагогов позволяет не просто повысить качество методической подготовки будущего учителя, но и изменяет сам процесс его подготовки. Цифровой симулятор педагогической деятельности является не просто виртуальным тренажером для формирования навыка (трудового действия), но и диагностическим инструментарием, позволяющим выстроить индивидуальную траекторию профессионального развития бакалавра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грахова Светлана Ивановна, Захарова Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF A DIGITAL SIMULATOR IN THE TRAINING OF A FUTURE TEACHER

The authors of the work address an urgent problem - the use of digital technologies in education. A digital simulator of pedagogical activity is a simulation environment that represents a lesson attended by a student with disabilities (speech impairment). A student (bachelor, master) in the role of a virtual teacher stages a lesson and goes through all the stages of organizing educational activities in the classroom. The criteria for evaluating the work of a virtual teacher in a simulation environment were developed by the authors of the project in accordance with the requirements of an activity-based approach to planning and conducting a training session. The approbation of the digital tool and its introduction into the educational process of the university in the preparation of future teachers allows not only to improve the quality of methodological training of the future teacher, but also changes the process of his preparation. The digital simulator of pedagogical activity is not just a virtual simulator for the formation of a skill (labor action), but also a diagnostic tool that allows you to build an individual trajectory of professional development of a bachelor.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОГО СИМУЛЯТОРА В ПОДГОТОВКУ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ»

5) Использовать цветовые ассоциации (например, «Важно!» или «Запомнить!» - красный цвет; ветвь алгоритма действий - зеленым цветом и т.д.).

6) Писать разборчиво.

7) Применять иллюстрации, символику и пр.

Как видим, создание mind map - это не только аналитическая деятельность, но и творческая.

Выводы. Подводя итоги, отметим, что главное достоинство mind map - универсальность, простота в технологии построения и доступность в исполнении обучающимися школ. Это эффективный инструмент визуализации информации, позволяющий структурировать, декомпозировать, обработать и зафиксировать достаточно сложную языковую теорию. Применение mind map возможно на разных этапах усвоения теории языка: обобщения и актуализации знаний, получения новых знаний, включения новых понятий в имеющийся арсенал знаний, в построении алгоритма языковых разборов, в работе с текстами (от анализа до сочинений), в проектной деятельности (от цели - к последовательности действий - до продукта деятельности). Цифровые инструменты составления mind map превращают учебный процесс в настоящее творчество, вовлекают в сотворчество и позволяют ученикам овладеть новыми навыками владения ИКТ.

Литература:

1. Бьюзен, Т. Интеллект-карты: полное руководство по мощному инструменту мышления / Т. Бьюзен; перевод с английского Юлии Константиновой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 199 с. - URL: https://umity.in.ua/wp-content/uploads/2019/07/Byuzen_Intellekt-karty.pdf (дата обращения: 30.01.2022).

2. Глущенко, Е.Р. Применение ментальных карт при изучении лексики / Е.Р. Глущенко // Modern Science. - 2019. -№ 12-1. - С. 488-489

3. Грахова, С.И. Цифровые технологии в практике интерпретации текста в школе / С.И. Грахова // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГПА, 2023. - Вып. 78. - Ч. 1. - С. 94-97

4. Гроц, Е.И. Mind map как прием фиксации и запоминания учебного материала на уроках русского языка в начальной школе / Е.И. Гроц, С.И. Грахова // Глобальные проблемы научной цивилизации, пути совершенствования: материалы XV Международной научно-практической конференции (28 февраля 2022г в 2-х ч. Ч-1. - г. Ставрополь: ООО «Ставропольское изд-во «Параграф», 2022. - С. 128-133

5. Красилова, И.Е. Применение ментальных карт для формирования лексических навыков на уроках английского языка в начальных классах / И.Е. Красилова, О.В. Ковалева // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. - № 2. - 2021. - С. 20-26. - URL: https://evestшk.ggtu.ш/wp-content/uploads/2021/07/Вестник-N^2-за-2021.pdf (дата обращения: 30.01.2023)

6. Мошкина, М.А. Интеллект-карта как эффективный инструмент работы с информацией на уроках русского языка и литературы / М.А. Мошкина. - 2017. - № 9-2(21). - С. 90-92

7. Никитина, Е.Ю. Ментальные карты как средство формирования языковой компетенции у учащихся начальных классов: самоучитель для высших и средних специальных учебных заведений / Е.Ю. Никитина, Е.В. Шемякова. -Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. - 59 с. - URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/13049/Никитина%20Е.Ю.%20Ментальные%20карты.%20Самоучитель.pdf ?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 30.01.2023)

Педагогика

УДК 376.1

кандидат филологических наук, доцент Грахова Светлана Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); кандидат психологических наук, доцент Захарова Ирина Михайловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОГО СИМУЛЯТОРА В ПОДГОТОВКУ БУДУЩЕГО

УЧИТЕЛЯ

Аннотация. Авторы работы обращаются к актуальной проблеме - применению цифровых технологий в образовании. Цифровой симулятор педагогической деятельности представляет собой симуляционную среду, представляющую урок, на котором присутствует обучающийся с ОВЗ (нарушение речи). Студент (бакалавр, магистрант) в роли виртуального учителя сценирует урок и проходит все этапы организации учебной деятельности в классе. Критерии оценки работы виртуального учителя в симуляционной среде разработаны авторами проекта в соответствии с требованиями деятельностного подхода к планированию и проведению учебного занятия. Апробация цифрового средства и его внедрение в образовательный процесс вуза при подготовке будущих педагогов позволяет не просто повысить качество методической подготовки будущего учителя, но и изменяет сам процесс его подготовки. Цифровой симулятор педагогической деятельности является не просто виртуальным тренажером для формирования навыка (трудового действия), но и диагностическим инструментарием, позволяющим выстроить индивидуальную траекторию профессионального развития бакалавра.

Ключевые слова: цифровой симулятор педагогической деятельности; цифровые учебные тренажеры; будущие педагоги; особые образовательные потребности; обучающийся с ОВЗ; профессиональные умения.

Annotation. The authors of the work address an urgent problem - the use of digital technologies in education. A digital simulator of pedagogical activity is a simulation environment that represents a lesson attended by a student with disabilities (speech impairment). A student (bachelor, master) in the role of a virtual teacher stages a lesson and goes through all the stages of organizing educational activities in the classroom. The criteria for evaluating the work of a virtual teacher in a simulation environment were developed by the authors of the project in accordance with the requirements of an activity-based approach to planning and conducting a training session. The approbation of the digital tool and its introduction into the educational process of the university in the preparation of future teachers allows not only to improve the quality of methodological training of the future teacher, but also changes the process of his preparation. The digital simulator of pedagogical activity is not just a virtual simulator for the formation of a skill (labor action), but also a diagnostic tool that allows you to build an individual trajectory of professional development of a bachelor.

Key words: digital simulator of pedagogical activity; digital training simulators; future teachers; special educational needs; student with disabilities; professional skills.

Исследование выполнено по проекту «Формирование профессиональных умений будущих педагогов для работы с обучающимися с ОВЗ (лица с нарушениями речи) с применением Цифрового симулятора педагогической деятельности» в рамках Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных задания между Министерством просвещения Российской Федерации и ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»

Введение. В настоящее время в педагогических вузах все большую актуальность приобретает проблема подготовки будущих педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В Набережночелнинском государственном педагогическом университете (далее - ФГБОУ ВО «НГПУ») ведется разработка Цифрового симулятора педагогической деятельности (далее - Цифровой симулятор или Симулятор), где в виртуальном пространстве студент сможет отточить практику организации и ведения учебных занятий, на котором присутствует обучающийся с ОВЗ (нарушение речи). Группа исследователей решает задачу «моделирования профессиональной деятельности педагога с учетом российских стандартов образования и применения деятельностных технологий обучения, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов всех обучающихся, независимо от особых образовательных потребностей» [2, С. 60]. Особое внимание уделяется разработке модели урока с обучающимся с ОВЗ. Основная задача, которую решали исследователи, это создание виртуальной модели урока, релевантной по основным показателям реальному уроку. В процессе проектирования урока для Цифрового симулятора большое внимание уделялось вопросу возможности формирования и совершенствования у будущих педагогов комплекса профессионально-педагогических умений: методических, аналитических, интерпретационных, прогностических и других. Важной составляющей виртуального урока является соответствие критериев оценки сформированности профессиональных компетенций у пользователя Симулятора требованиям ФГОС ООО [8] и Профессиональному стандарту педагога [7].

Проект урока для обучающихся с ОВЗ разрабатывался группой экспертов - учителями математики высшей квалификационной категории общеобразовательных школ и гимназий г. Набережные Челны, методистами кафедры математики, физики и методик их преподавания ФГБОУ ВО «НГПУ», специалистами-практиками в области работы с обучающимися с ОВЗ, программистами, методологами, владеющими деятельностными технологиями обучения [2-4]. На данный момент в Цифровой симулятор заложены сценарии учебных занятий в соответствии с ФГОС ООО (для 5-го класса). Отметим, что в базу Симулятора заложены требования уже обновленных ФГОС, вступивших в силу с 1 сентября 2022 г. [8]; продумана возможность обновления модели виртуального урока, - все это значительно повышает актуальность данной разработки. Кроме того, виртуальный урок в Симуляторе является моделью реальных уроков математики в 5-м классе: в нем «заложены вариативные сценарии уроков, проведенных учителями разных квалификационных категорий с разным опытом педагогической деятельности. Вариативность методических ошибок позволяет определить у студентов уровень сформированности профессиональных умений и навыков ведения урока с позиции деятельностных технологий» [2, С. 60] в соответствии с ФГОС ООО [8].

Изложение основного материала статьи. Исследования Высшей школы экономики, Центра стратегических разработок [1], ПАО «Ростелеком» [6] установили, что для сферы образования ведущими стали нейротехнологии, искусственный интеллект, облачные, мобильные технологии, Big Data, технологии дополненной реальности и др. К ключевым сквозным технологиям, прочно обосновавшимся в сфере образования, относится геймификация. Под геймификацией образования подразумевается разработка, апробация и внедрение в учебный процесс обучающих цифровых дидактических материалов: интерактивных игр, тренажеров, симуляторов, виртуальных экскурсий - всего того, что позволяет педагогу обеспечить высокую степень вовлечения обучающихся в учебный процесс. Гибкость применения цифровых продуктов наблюдается и в образовательном процессе школы, и вузовском обучении. Внедрение технологии геймификации в подготовку будущих педагогов позволяет осуществлению перехода к новым формам усвоения студентами педвузов современных практик преподавания, методов, приемов, инструментов (в т.ч. цифровых). Студенты учатся разрабатывать цифровые учебные продукты: проектировать «цифровые уроки»; видеолекции с элементами тренинга и проверки освоения знаний, овладения умениями и навыками; осваивают учебную анимацию; разрабатывают учебные тренажеры, цифровые учебно-методические комплексы.

Современные образовательные симуляторы ориентированы на геймификацию. Обучение на симуляторе может быть построено как испытание, а испытание - как игра: например, студент «примеряет» на себя роль учителя и проводит урок в виртуальном классе. Так, у обучающихся вузов появляется возможность до выхода на педагогическую практику в образовательные учреждения закрепить профессиональные умения действовать в условиях неопределенности - симулятор становится виртуальной «лабораторией» для принятия педагогических и методических решений.

Симуляции условно можно разделить на ситуационные и формирующие компетенции. Цифровой симулятор педагогической деятельности скорее отнесем к синтетическим симуляциям, где через определенные ситуации оттачиваются педагогические и методические компетенции будущих учителей.

Из опыта внедрения Цифрового симулятора в практику подготовки будущих учителей было отмечено, что до работы в виртуальном классе целесообразно студентам отточить педагогические умения и навыки на цифровых учебных тренажерах [2, С. 61], основные режимы которых - демонстрационный (иллюстративный); тренировочный; оценочный. Симулятор -как комплекс - позволяет отработать ситуацию «на уроке», что называется, целостно, в режиме, приближенном к реальному. Подробно о практике внедрения Цифрового симулятора в образовательный процесс изложили в статье «Практика применения цифровых средств в подготовке будущих педагогов для работы с детьми с ОВЗ» [2, C. 61-62].

После завершения работы обучающийся имеет возможность осуществить рефлексию, провести анализ допущенных ошибок (в конце программы открывается рефлексивное диалоговое окно), и, при необходимости, повторить симуляцию с учетом предыдущих результатов работы, или же выбрать новый режим для прохождения повторного испытания на Симуляторе. Оценка уровня сформированности профессиональных знаний, умений и навыков происходит по 100-бальной шкале в соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки в вузе.

В предлагаемой модели виртуального урока в Симуляторе основная задача, которую решает будущий учитель математики - это организация и проведение урока с обучающимся с ОВЗ (ученик с нарушением речи и сохранным интеллектом). При проектировании данной модели разработчиками были предусмотрены методические затруднения для будущего педагога при организации учебной деятельности обучающегося с ОВЗ. Модель взаимодействия учителя с обучающимся с ОВЗ конструировалась на основе анализа видеоматериалов реальных уроков по заданной теме (было отснято более 30-ти уроков практикующих учителей на базовой площадке).

Важно отметить, что в симуляторе оцениваются знания, умения и навыки обучающихся педагогического вуза в соответствии с ФГОС ВО (№ 125 от 22.02.2018), а именно компоненты следующих компетенций: ОПК-2.1; ОПК-2.2; ОПК-2.3; ОПК-3.1; ОПК-3.2; ОПК-5.1; ОПК-5.3; ОПК-6.1; ОПК-6.2. Приведем содержательную формулировку проверяемых (и формируемых) компетенций: знание целевых компонентов (предметных и УУД) в соответствии с

требованиями ФГОС ООО на этапе планирования учебного занятия, выбор дидактических средств и форм организации деятельности обучающихся, включая учет образовательных потребностей ребенка с ОВЗ. Умение постановки учебной задачи, организации этапов работы над задачей в соответствии с целью урока; умение выбрать методы и приемы учебной деятельности школьников в соответствии с требованиями деятельностного подхода и особенностями детей с ОВЗ (нарушение речи); владение методами и формами контроля образовательных результатов, а также навык обобщения и рефлексии способа решения учебной задачи при подведении итогов работы на Цифровом симуляторе.

Разработчики решали и такую задачу, как создание индивидуального пути овладения методикой и технологией работы с обучающимися, в том числе с ОВЗ. При работе над ситуациями, заложенными в Симуляторе, студент имеет возможность отточить навыки рационального проектирования самоорганизации и саморазвития, прогнозировать результаты самостоятельного профессионального роста с учетом личностных ценностных установок. Возможность построения индивидуальной траектории формирования методического навыка у будущих педагогов обеспечивается тем, что все попытки прохождения Симулятора сохраняются. Следовательно, студент и его наставник могут предметно анализировать допущенные ошибки в ходе проведения виртуального урока и адресно формулировать методические рекомендации по совершенствованию профессионального навыка планирования и проведения урока.

Особенно следует отметить, что симуляционная среда «не подсказывает» правильных-неправильных ответов. Пользователю приходится принимать педагогические решения в ходе урока из нескольких предложенных опций. Программистами методом комбинаторики подсчитано, что предлагаемая модель содержит более 120 вариантов проведения урока, то есть вариативность проведения урока позволяет студенту многократно, но с разным успехом работать на Симуляторе. Будущий педагог вынужден сначала понять теоретические принципы деятельностного построения урока, учесть психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ при включении его в парную или фронтальную работу на уроке, и только потом принимать педагогические решения в Симуляторе.

В вузе (ФГБОУ ВО «НГПУ») для подготовки будущих педагогов данная разработка применяется в системе «теория -Симулятор - педагогическая практика - Симулятор». Такая система применения цифровых средств подготовки будущих учителей в связке с реальной практикой показывает положительную динамику формирования профессиональных компетенций, что доказывается статистическими показателями (получены значимые различия в уровне сформированности ОПК при р<0,05).

Цифровой симулятор педагогической деятельности отвечает запросам современной педагогики: разработчикам удалось спроектировать симуляцию деятельности на уроках с учетом системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению и развитию школьников с ОВЗ. Системно-деятельностный подход реализован в концепте: знания, умения, навыки ^ процесс их получения. В аспекте данного концепта основное внимание разработчиков уделено технологиям (в т.ч. коррекционно-развивающим), которые помогают реализовать личностно-ориентированный подход к обучению. В случае обучения детей с ОВЗ мы понимаем под технологией «процесс планирования деятельности учителя и учеников в виде последовательно осуществляемых операций, приводящих к достижению определенных целей» [5, C. 49]. Так, в Симулятор заложены следующие педагогические процессы, позволяющие включить детей с ОВЗ в продуктивную учебную деятельность: учитель - ученики + учет индивидуально-типологических особенностей; ученик -ученик (с учетом индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ).

Кроме того, при разработке цифровых контентов и их внедрения в процесс подготовки будущих педагогов учитывались следующие методические принципы:

1. Будущему педагогу при подготовке к уроку необходимо осознавать причины испытываемых школьниками трудностей в учении и, исходя из этого, подбирать методику и технологии достижения результатов в процессе учебной деятельности.

2. Учитывать индивидуальные особенности школьников с ОВЗ и уметь подбирать методы и приемы работы как с классом в целом, так и индивидуально с обучающимся в процессе ведения виртуального урока.

3. Предъявлять учебный материал поэтапно, с соблюдением логической последовательности: на первом этапе -изучение теоретических и методических основ проектирования и проведения урока с обучающимся с ОВЗ. На втором этапе - работа на Симуляторе с последующим анализом результатов с методистом. На третьем этапе - включение работы на Симуляторе в систему педагогической практики.

4. В процессе обучения давать возможность студентам проявлять самостоятельность (что станет дополнительной мотивацией к достижению успеха) и возможность повторения опыта с целью рефлексии индивидуальной траектории формирования профессиональных умений.

Выводы. Таким образом, во-первых, применение учебных интерактивных тренажеров и Цифрового симулятора педагогической деятельности в процессе обучения студентов коррекционно-развивающим методикам и технологиям работы с детьми с ОВЗ направлено на развитие умений: постановки целей и решения задач обучения школьников с ОВЗ; реализации частно-методических аспектов обучения; выбора и применения методов и приемов обучения, сообразных образовательным потребностям детей с ОВЗ; целесообразного применения учебного материала.

Во-вторых, применение Цифрового симулятора педагогической деятельности в подготовке будущих педагогов позволяет повысить как скорость приобретения методических умений при планировании и проведении учебного занятия, так и качество проведения учебного занятия с обучающимся с ОВЗ.

Литература:

1. Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики [Электронный ресурс]. - URL: flle:///C:/Users/Светлана/Documents/Светлана/ПУБЛИКАЦИИ%20в%20НГПУ/ПОСОБИЯ/2023/Для%20сборника/elibrary_44 026132_58410928.pdf (дата обращения: 03.02.2023).

2. Захарова, И.М. Практика применения цифровых средств в подготовке будущих педагогов для работы с детьми с ОВЗ / И.М. Захарова, С.И. Грахова // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов. -Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 77. - Ч. 3. - С. 60-62

3. Захарова, И.М. Цифровой симулятор педагогической деятельности как средство развития профессиональных умений будущих учителей / И.М. Захарова, С.И. Грахова // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета: IX Международный открытый педагогический Форум «Образование: реалии и перспективы». - №2(31). - 2021. - С. 208-210

4. Захарова, И.М. Цифровой симулятор педагогической деятельности: из опыта разработки и внедрения в образовательный процесс / И.М. Захарова, С.И. Грахова // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. Спецвыпуск: Инновационная парадигма развития современной педагогики в честь 85-летия Кызылординского университета имени Коркыт Атаи: материалы международной научно-практической онлайн-

конференции (3 февраля 2022 года, гг. Кызылорда, Набережные Челны). - Набережные Челны. - № 1(36). - 2022. -С. 153-156

5. Мисаренко, Г.Г. Суть коррекционно-развивающих технологий и их место в методике обучения русскому языку / Г.Г. Мисаренко // Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями. - М.: Юрайт, 2016. - 337 с.

6. Мониторинг глобальных трендов цифровизации, Центр стратегических инноваций ПАО «Ростелеком», 2018 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.company.rt.ru/projects/digital_trends/2018.pdf (дата обращения: 03.02.2023).

7. Профессиональный стандарт. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56809182/ (дата обращения: 03.02.2023).

8. ФГОС ООО. [Электронный ресурс]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 03.02.2023).

Педагогика

УДК 37.03

аспирант Гришина Инна Сергеевна

Северо-Кавказский социальный институт (г. Ставрополь)

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ И СОЦИАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФОЛЬКЛОРА

Аннотация. В статье представлен анализ педагогического потенциала фольклора с точки зрения философских воззрений. Автор рассматривает фольклор как средство передачи народной мудрости и социального опыта. Определены и охарактеризованы функции фольклора: воспитательная, эстетическая, познавательная. Обоснован междисциплинарный подход в использовании материалов фольклора в воспитании учащихся.

Ключевые слова: фольклор, воспитание, социальное развитие, социальный опыт, функции фольклора, воспитание культуры.

Annotation. The article presents an analysis of the pedagogical potential of folklore from the point of view of philosophical views. The author considers folklore as a means of transmitting folk wisdom and social experience. The functions of folklore are defined and characterized: educational, aesthetic, cognitive. An interdisciplinary approach to the use of folklore materials in the education of students is substantiated.

Key words: folklore, education, social development, social experience, functions of folklore, education of culture.

Введение. Несмотря на наполнение мира новыми технологиями, немаловажным остается вопрос о сохранении традиций, народной культуры. Нравственное воспитание молодого поколения базируется на народном фольклоре, на народной педагогике, на сохранении обрядов, традиций, обычаев. Педагоги (Ю.А. Ветчинкина, Ф.Б. Саутиева, Г.Ж. Фахрутдинова и др.) отмечают безграничный потенциал фольклора. В настоящее время педагогами в процессе воспитания эффективно используются забытые традиции народа, народный опыт. Ф. Б. Саутиева [8, С. 215-216] отмечает, что формированию и развитию личности способствует обращение к народным традициям, народному творчеству, фольклору.

В педагогической среде, в последнее время активно проявляется интерес к фольклору, к древним платам культуры, народным традициям, как неисчерпаемому средству воспитания. Как отмечает О.О. Петрашко [4, С. 37] фольклор, как особенный жанр культуры, тесно связан с мудростью и духовностью народа, выступает непрерывным транслятором передачи национальной культуры молодому поколению. Фольклор, как устное народное творчество, передавая красоту и самобытность народа, пробуждает в человеке чувства принадлежности, сопричастности.

Фольклорное разнообразие (песни, сказки и т.д.) являются основой народной педагогики. В фольклорных произведениях представляется некий объем информации, что помогает лучше понимать окружающую действительность, формируя при этом определенный опыт.

В связи с чем, изучения воспитательного и социально развивающего потенциала фольклора является актуальным в современной науке.

Цель исследования - определить педагогический потенциал фольклора в воспитании и развитии личности.

Задачи научной статьи: 1) рассмотреть философский аспект изучения фольклора; 2) выявить и описать функции фольклора; 3) определить элементы воспитательного потенциала фольклора.

Методы исследования: анализ и систематизация научной психолого-педагогический и философской литературы, синтез понятий и определений, обобщение.

Теоретическая база исследования: публикации по изучению воспитательного потенциала фольклора (Г.И. Батурина, И.Б. Журавель, О.О. Петрашко, Т. Сергеева, Е.Н. Семыкина, С.И. Тарасова, Ф.Б. Саутиева, К.Д. Ушинский и др.); научные работы воспитанию нравственных качеств (С.С. Кашанова, Е.А. Каминская и др.).

Практическая значимость статьи определяется выявлением и описанием функций фольклора в процессе воспитания и социализации личности учащегося, определении педагогического потенциала фольклора.

Изложение основного материала статьи. О положительном влиянии фольклорных произведений на формирование социально-личностного опыта позволяют судить педагогические исследования, основанные на эмпирической базе, полученной в результате взаимодействия педагогов с обучающимися. В этом смысле, следует констатировать наличие обширной литературы, посвящённый данному вопросу. Например, один из основоположников научной педагогики К. Д. Ушинский [9] видел в народной культуре самый первый институт воспитания: «воспитание, говорил он, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», а народные сказки, былины - отражение народной педагогики.

Определим отличительные признаки фольклора от иной литературы и художественных произведений. В таблице 1 определены характерные отличительные черты фольклора и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.