Научная статья на тему 'Системная организация биоэкономичного психомоторного здравоукрепления населения в образовательной сфере'

Системная организация биоэкономичного психомоторного здравоукрепления населения в образовательной сфере Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
400
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ТЕОРИЯ / ДИАГНОСТИКА / УПРАВЛЕНИЕ / ЗДРАВОУКРЕПИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВНЕДРЕНИЕ / THE CONCEPTION OF DEMOGRAPHIC POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION / THEORY / DIAGNOSTICS / MANAGEMENT / HEALTH IMPROVING TECHNOLOGIES / INTRODUCTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Забельский Сергей Юрьевич

В статье обосновывается возможность организации комплексного внедрения инновационной системы биоэкономичного психомоторного здравоукрепления в государственную программу по реализации задач, направлений и положений Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года в образовательной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Забельский Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The possibility to organize the complex introduction of innovational system of bio-economical psychomotor health improvement into the state program of realizing tasks, directions and theses of the Conception of Demographic Policy of the Russian Federation till 2025 in the sphere of education is substantiated in the article.

Текст научной работы на тему «Системная организация биоэкономичного психомоторного здравоукрепления населения в образовательной сфере»

ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП

СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БИОЭКОНОМИЧНОГО ПСИХОМОТОРНОГО ЗДРАВОУКРЕПЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

С. Ю. Забельский

SYSTEM ORGANIZATION OF BIO-ECONOMICAL PSYCHOMOTOR IMPROVEMENT OF POPULATION HEALTH IN EDUCATION SPHERE

Zabelsky S. J.

The possibility to organize the complex introduction of innovational system of bio-economical psychomotor health improvement into the state program of realizing tasks, directions and theses of the Conception of Demographic Policy of the Russian Federation till 2025 in the sphere of education is substantiated in the article.

Key words: the Conception of Demographic Policy of the Russian Federation; theory, diagnostics, management, health improving technologies, introduction.

В статье обосновывается возможность организации комплексного внедрения инновационной системыi биоэкономичного психомоторного здравоукрепления в государственную программу по реализации задач, направлений и положений Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года в образовательной сфере.

Ключевые слова: концепция демографической политики Российской Федерации, теория, диагностика, управление, здравоукрепительные технологии, внедрение.

УДК 37.037.1:61:796.012.6

В соответствии с целями, принципами, задачами и основными направлениями Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года важнейшим приоритетом государства является не только сохранение, а укрепление здоровья человека и увеличение продолжительности активной жизни населения страны: создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, предупреждение и существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании и табакокурения, разработка и внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья детей и подростков, развитие семейно-ориентированных перинатальных технологий, укрепление института семьи, внедрение специальных образовательных программ для сохранения здоровья населения старших возрастных групп и продления трудоспособного периода жизни пожилых людей (п. 3, 4), развитие научных исследований в сфере народонаселения (п. 5) (5).

Успешная практическая реализация представленных выше важнейших задач и направлений демографической политики государства происходит в Центре биоэкономичного здравоукрепления «Культ БИО», функционирующем с 2006 года на базе Муниципального общеобразовательного учреждения гимназия № 25 г. Ставрополя. По

заключению Министерства здравоохранения Ставропольского края первый в своем роде центр в России внедряет технологии «уникальной научно обоснованной образовательно-оздоровительной системы биоэкономичного психомоторного здравоукрепления (БПМЗУ), являющейся кардинальным инновационным преобразованием отечественных и зарубежных форм активной оздоровительной деятельности человека (лечебной, адаптивной и оздоровительной физической культуры, спорта) в высокоэффективную интердисциплину, обладающую возможностью безмедикаментозного укрепления здоровья детей и взрослых, с переходом на новый качественный уровень жизнеспособности организма и перспективой активного долголетия» (6).

Наступило время, когда жизнь гражданина цивилизованного государства уже невозможна без комплексного использования инновационных здравоукрепительных технологий, без перехода от деклараций к реальному решению вопросов качества, экономичности и конкурентоспособности оказания образовательно-оздоровительных услуг населению, действительного повышения уровня и культуры здоровья учащихся, студентов, а также их учителей и родителей. Мы убеждены, что на фоне преобразований различных сфер общественной жизни процессы модернизации образования в области здоровьесбережения населения должны носить не частичный или усечённый, а глобальный характер. Признание российским и европейским научным сообществом разработанной отечественными учеными системы биоэкономичного психомоторного здраво-укрепления, внедрение ее инновационных технологий в сферу высшего и общего образования в рамках универсальной интердисциплины будет способствовать действительному достижению обозначенных ценностей и приоритетов.

Обоснование и тектология системы биоэкономичного психомоторного здравоукре-пления. Общая теория систем и системного подхода к изучению биологических процессов, обстоятельно разработанная известными российскими учеными (А. А. Богданов-

Малиновский, В. П. Зинченко, Е. Л. Гинзбург, В. Г. Горохов, П. А. Виноградов, В. И. Садовский, Э. Г. Юдин, В. В. Гне-вушев и др.), в тесном взаимодействии с положениями теории биологических функциональных систем организма человека академика П. К. Анохина, К. В. Судакова и др., легли в основу построения системы биоэкономичного психомоторного здравоукрепле-ния (1, 2, 3, 7). Ее содержание сформировано в результате интегративного синтеза отдельных положений и направлений педагогики, экономики, циклологии, психологии, медицины, физиологии, эргономии, математики, учения о психомоторике и физической культуре (3). По мнению П. А. Виноградова и А. П. Душанина, именно принцип интеграции характеризует возрастание целостности системы, упорядочение связей и соподчинение ее частей, что противодействует возрастанию системных расхождений на основе системной дифференциации (2).

За более чем 40-летний период последовательного теоретического, экспериментального и практического обоснования педагогических и психофизиологических здра-воукрепительных технологий выполнено две докторских и девять кандидатских диссертаций по медицинским, педагогическим и психологическим научным направлениям, наиболее значимые положения которых объединены в единую открытую образовательно-оздоровительную систему. Как отмечают В. В. Гневушев, С. Х. Азов, Ю. П. Краснов, особенностью, кардинально меняющей представление о традиционной, адаптивной и лечебной физической культуре и занятиях спортом, является индукция, наличие четкой иерархической структуры элементов системы, представленной тремя блоками: теории, диагностики и управления здравоукрепле-нием (3).

БЛОКИ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ БИОЭКОНОМИЧНОГО ПСИХОМОТОРНОГО ЗДРАВОУКРЕПЛЕНИЯ

БЛОК ТЕОРИИ ЗДРАВОУКРЕПЛЕНИЯ

- научное обоснование процесса здравоукрепления;

- иерархическая структура элементов;

- содержание и взаимодействие базовых э лементов системы: цикла психосоматического здоровья - динамичного интегративного показателя прогрессирующих и регрессирующих изменений циклического взаимодействия всех систем организма и его универсального психофизиоло гического биоэнергетического механизма - биоэкономичной психомоторной ад аптации.

БЛОК ДИАГНОСТИКИ ЗДРАВОУКРЕПЛЕНИЯ

- технологический комплекс биоэкономичной диагностики здравоукрепления;

- количественно-качественная оценка целостного психосоматического состояния организма в процессе здравоукрепления: в относительном покое и активной деятельности.

БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВОУКРЕПЛЕНИЕМ

- т ехнологический комплекс управления процессом здравоукрепления и самосовершенствования организма;

- педагогические и психофизиологические з дравоукрепительные технологии;

- развитие практических умений использован ия здравоукрепительных технологий в про фессиональной, бытовой жизни, занятиях физической культурой и спортом.

Рисунок. Структурные блоки системы БПМЗУ

Тесная взаимосвязь и взаимодействие фундаментальных блоков системы БПМЗУ определяет возможность эффективного укрепление здоровья всех возрастных групп населения. Так, структурный блок теории формирует профессиональные знания об адаптационных механизмах здравоукрепле-ния организма и их эффективного использования в профессиональной, бытовой деятельности, занятиях физической культурой и спортом. Содержание блоков управления и диагностики призвано направить полученные знания на разработку и эффективное индивидуальное комплексное применение здравоукрепительных технологий в процессе жизнедеятельности, а также количествен-

ную и качественную оценку достигнутых результатов.

Само же понятие здравоукрепление нам представляется как процесс осознанного интеллектуального управления оптимальным гармоничным развитием (укреплением) цикла психосоматического здоровья человека на протяжении всей жизни (4). Развивая это направление, отметим, что прогрессирующее гармоничное развитие человека, заключающееся в осознанной потребности и способности чувственного понимания собственного организма, самостоятельном профилактическом действии, лечении и реабилитации нарушенного заболеванием состояния, происходит в результате целенаправленного использования технологических

комплексов биоэкономичной диагностики и управления здравоукреплением.

Впервые в теории и практике физической культуры и спорта данная система основывается на цифровой диагностической мере психосоматического и функционального состояния организма человека. Технологический комплекс биоэкономичной диагностики позволяет без использования дорогостоящей аппаратуры достоверно определять индивидуальные количественные показатели и качественные характеристики целостного психосоматического состояния в диапазонах шкалы золотой пропорции здоровья. Биоэкономичное тестирование выполняется в относительном покое, в положениях «лежа», «сидя» и «стоя», а также в различных видах активной деятельности. А это значит, что в любой удобный момент за короткий промежуток времени человек самостоятельно, используя лишь секундомер и специальные биоэкономичные расчетные таблицы, способен определить, в каком состоянии и диапазоне здоровья находится его организм. Тем самым открываются широкие возможности саморегуляции и совершенствования психосоматического состояния в процессе управления индивидуальным прогрессирующим развитием здоровья в различные возрастные периоды жизни (3, 4).

Путь к достижению этой цели прокладывает практический раздел системы, представленный блоком управления здравоукрепле-нием. Мощный практико-методический блок позволяет развивать у детей и взрослых умения использования комплекса инновационных здравоукрепительных технологий, фундаментальной основой которого являются:

• произвольная экономизация дыхания в состоянии относительного покоя и активной деятельности с использованием приборов очистки, увлажнения и аэроионизации воздуха в помещении;

• вербально-респираторное и идео-респираторное потенцирование с направленным словесным и мысленным психологическим усилением и стимуляцией воздействия произвольной экономизации дыхания, как на целостное психосоматическое состояние, так и избирательно на отдельные

органы и системы организма в бодрствовании и самогипнотическом сне;

• фазовое лимитирование энергетической стоимости с четким ограничением энергозатрат организма в процессе выполняемой активной деятельности;

• психомоторные упражнения (изометрические, динамические, релаксационные, идеомоторные), выполняемые в исходных положениях «лежа», «сидя» и «стоя»;

• биоэкономичное закаливание, повышающее биоэкономичную психомоторную адаптацию организма к постоянно изменяющимся воздействиям и условиям природной и социальной среды.

Естественность представленных здраво-укрепительных технологий способствует быстрому усвоению умений их успешного комплексного использования в занятиях биоэкономичной психомоторной гимнастикой (БПМГ), являющейся фундаментальной формой процесса здравоукрепления организма.

Значимым преимуществом системы является ее возрастная и психофизиологическая универсальность, что позволяет проводить три вида практических занятий биоэкономичным здравоукрепительным тренингом: индивидуальные, групповые и семейные. В образовательной сфере параллельно с процессами обучения и воспитания, учащиеся совместно с родителями и преподавателями получают истинное наслаждение и восстанавливают силы организма, с искренней заинтересованностью занимаясь доступными, полезными и, что особенно важно, приятными здравоукрепительными технологиями. Именно в этом проявляется один из показателей интеллекта современного человека, с высоким уровнем развития культуры здоровья.

Сегодня мы не вправе «закрыть глаза» и смириться с фактом отсутствия в образовательной среде: школах, сузах и вузах нашей страны отдельной специальной дисциплины, целенаправленно обучающей человека культуре здоровья и продлению жизни организма. Качество, доступность и экономичность научно-практического потенциала внедряемой российской системы здравоук-репления, на несколько десятилетий опере-

жает темпы современного развития имеющихся в образовательной сфере нашей страны оздоровительных систем и направлений, в том числе традиционной физической культуры. Учащиеся и взрослые люди получают уникальные природные знания и практические умения укреплять здоровье самостоятельно, за счет естественных способностей человека управлять своим организмом. Здравоукрепительные технологии становятся инструментарием здоровья, который обогащает и повышает продуктивность жизнедеятельности организма не только в учебной, но и профессиональной, бытовой, а также физкультурной и спортивной деятельности.

Данный процесс способствует естественному переходу от традиционно существующих приемов навязывания и принуждения к занятиям физической культурой учащихся и студентов, а в некоторых случаях даже насильственного характера, благодаря оценочному запугиванию, к осознанной природной потребности ребенка и взрослого человека получения удовольствия от чувственного восприятия организмом выполняемых здравоукрепительных технологий, мотивации к сохранению и самостоятельному продлению жизни.

Рассмотрев не эстетическую сторону, т. е. «обёртку», а с научной точки зрения методическую суть занятий физической культурой в учебных заведениях, отчетливо понимаешь, что преследуемая в них цель постоянной максимизации физических нагрузок («натаскивание» на выполнение контрольных нормативов), являющаяся зачастую основным средством воздействия на организм занимающихся, не укрепляет здоровье, а напротив, приводит к истощению, стрессу и, как следствие, снижению интереса, а в ряде случаев нежеланию учащихся и студентов вести активный образ жизни. Будучи универсальной альтернативой в том числе и существующему многообразию современных фитнесс направлений, а также отдельных видов спорта, система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления, напротив, развивает как психику, так и тело человека за счет повышения энергетических

ресурсов организма, сугубо индивидуального и оптимального благоприятного (профилактического) воздействия на целостное психосоматическое состояние, а также избирательно (лечебно) на требующие к себе наибольшего внимания органы и системы.

Занятия биоэкономичной психомоторной гимнастикой устраняют заболевания дыхательной (бронхиальная астма, приступы удушья и нехватки воздуха) и сердечнососудистой систем (гипертония, гипотония, тахикардия, аритмия), опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, нормализация функций конечностей после полученных травм, укрепление мышечно-связочного корсета), избыточный вес или признаки истощения. Здравоукрепительные технологии повышают умственную и физическую работоспособность, чувственную сферу организма, либидо и мужскую потенцию, способствуют успешному течению беременности, развитию интеллекта и культуры здоровья, физических качеств и душевного благополучия. Это далеко не весь перечень оздоровительного, профилактического и лечебного воздействия.

В связи с этим можно сказать, что стратегически верным и в высшей степени гуманным является функционирование ООО «Центр биоэкономичного здравоукрепления «Культ БИО» именно на базе общеобразовательных учреждений. Ведь именно здесь есть возможность оказывать качественные, отвечающие современным требованиям услуги и учащимся (прежде всего тем, кто по состоянию здоровья отнесен к специальной медицинской и подготовительной группам), и их родителям, и преподавателям. Не будет преувеличением утверждать, что таким образом целенаправленно решаются задачи по улучшению демографической ситуации в Ставропольском крае и за его пределами.

Системная организация биоэкономичного психомоторного здравоукрепления населения в образовательной сфере основана:

• на использовании учебно-методического комплекса инновационной системы биоэкономичного психомоторного здра-воукрепления, разработанного учеными и практиками;

• на объективном, экспериментально обоснованном и доказанном качестве образовательно-оздоровительных услуг, предоставляемых учащейся молодежи и взрослому населению;

• на подготовке высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов XXI века в области укрепления здоровья граждан, осуществляющейся на базе центра «Культ БИО» совместно с факультетом физической культуры ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» и факультетом повышения квалификации ГОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия», а также их трудоустройства»;

• на открытии и функционировании филиалов центра «Культ БИО» на базах общеобразовательных учреждений, сузов и вузов.

Благодаря практической реализации данного подхода физкультурно-спортивная сфера в образовании получила новый вектор развития, придав мощный импульс осознанию обществом собственной ценности и значимости в укреплении здоровья. Несомненно, создан прочный фундамент для человека в чувственном понимании своего организма и способности управлять им для увеличения продолжительности активной жизни. И это не миф и не иллюзия. В нашей педагогической практической деятельности это уже действительная реальность.

Экспериментально обоснована и клинически подтверждена действительно реальная возможность уменьшения и устранения заболеваний, скрытых и острых стадий патологических нарушений, прогрессирующего возрастания и достижения индивидуального оптимума психомоторной работоспособности с одновременным повышением интеллектуального, творческого потенциала в процессе обучения и профессиональной деятельности. Основоположник данного научного направления, доктор медицинских наук, профессор В. В. Гневушев собственным примером доказал реальную возможность продления активной жизни человека благодаря комплексному использованию здраво-

укрепительных технологий разработанной системы.

Внедрение. Совместными усилиями ученых ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» и ГОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия», при поддержке Министерства образования Ставропольского края, впервые в России на базе муниципального образовательного учреждения гимназия № 25 г. Ставрополя открыт единственный в своем роде образовательно-оздоровительный «Центр биоэкономичного здравоукрепления «Культ БИО» (свидетельство государственной регистрации за № 1062635123781 от 18.07.2006г., № 2092635226506 и № 2092635226495 от 15.10.2009г.).

Основными целями его функционирования являются:

- комплексное здравоукрепление всех участников образовательного процесса;

- оздоровление взрослого населения и учащейся молодежи, особенно лиц, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;

- воспитание культуры здоровья в семье.

Достижение этих целей осуществляется

путем снижения физиологических, частичного и(или) полного устранения патологических нарушений различной степени тяжести, профилактического действия, а также развития интеллектуальных способностей в процессе формировании знаний и практических умений безмедикаментозного лечения собственного организма на протяжении всей жизни.

Основные задачи центра:

1. Подготовка высококвалифицированных кадров в области здравоукрепления населения, осуществление которых происходит на базах вузов педагогического и медицинского профиля.

2. Широкое внедрение инновационной системы путем открытия филиалов центра биоэкономичного здравоукрепления «Культ БИО» на базе образовательных учреждений Российской Федерации, а также за рубежом.

3. Предоставление баз практик для студентов медицинских и физкультурных вузов, а также рабочих мест для специалистов.

4. Повышение профессиональной компетенции педагогических и медицинских кадров в рамках курсов повышения квалификации и научной деятельности специалистов, связанной с подготовкой диссертаций.

Успешная деятельность центра подтверждается возрастающим интересом к его деятельности школьников, студентов, родителей, преподавателей, руководителей общеобразовательных учебных заведений и вузов, органов муниципального управления образованием, Министерства образования, Министерства здравоохранения, правительства и губернатора Ставропольского края, средств массовой информации.

Качество и конкурентоспособность. Впервые в Ставропольском крае проведен комплексный мониторинг здравоукрепления учащихся всех ступеней образования (1167 человек) и преподавательского состава (103 преподавателя) общеобразовательного учреждения (МОУ «Гимназия № 25», приказ № 4 от 21.01.2008 г.). В начале учебного дня на первом уроке у 74,6 % учащихся отмечается дефицит здоровья, т. е. наличие каких-либо отклонений от психосоматической нормы. К концу учебного дня на последнем уроке количество гимназистов с наличием дефицита, увеличивается до 83,5 %, на 8,9 %. У преподавательского состава результаты более обнадеживающие. К концу дня состояние здоровья учителей хотя и незначительно, но улучшается на 5,8 %. Однако в среднем всего лишь у 35,5 % оно находится в диапазоне резерва.

Наряду с этими, уникальными являются результаты динамики развития здоровья учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, за двухлетний период занятий биоэкономичной психомоторной гимнастикой. Улучшение психосоматического состояния организма наблюдалось у 73,7 % учащихся. Эти данные подтверждаются: результатами клинических исследований (достоверным уменьшением, а в ряде случаев

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. -М: Медицина, 1975.

полным устранением имевших место функциональных нарушений), биоэкономичной диагностикой, оценкой своего самочувствия самими занимающимися (которая осуществляется на каждом занятии), а также фактом значительного уменьшения числа пропусков учебных занятий по болезни.

Решением педагогического коллектива гимназии все учащиеся, имеющие освобождение от основных занятий физической культурой либо направление на лечебную физкультуру в поликлиниках города, занимаются в центре биоэкономичного здраво-укрепления «Культ БИО».

Создатели системы полностью разделяют мнение относительно необоснованного, автономного функционирования двух общественных институтов - образования и здравоохранения. Мы преисполнены уверенности в том, что одной из фундаментальных основ здоровья населения является уровень его образованности в области здравоукреп-ления, обеспечивающий осознание каждым человеком индивидуальных особенностей своего организма и своих возможностей в процессе самосовершенствования духовного и физического здоровья. Разработанная нами система обеспечивает приведение организма к активному долголетию на основе понятных, доступных, реально ощутимых и в то же время научно обоснованных образовательно-оздоровительных технологий.

Научный и учебно-практический потенциал инновационной системы биоэкономичного психомоторного здравоукрепления способен вывести процесс функционирования сферы образования на совершенно новый качественный уровень, отвечающий требованиям XXI века, и по праву занять лидирующие позиции в реализации образовательных программ, направленных на гармоничное развитие учащейся молодежи, укрепление здоровья и продление жизни взрослого населения России.

2. Виноградов П. А., Виноградов П. А., Душа-нин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни: учебное

пособие. - М.: Советский спорт, 1996. -592 с.

3. Гневушев В. В., Азов С. Х., Забельский С. Ю. и др. Российская система биоэкономичной психомоторной адаптивности здравоукрепления. Инновационная модернизация физической культуры XXI века: монография / под общ. ред. В. В. Гневушева. - М.: Илекса,

2008. -104 с.

4. Забельский С. Ю. Здоровье человека XXI века. Система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления: монография. -Ставрополь: ОАО «Издательско-полиграфическая фирма «Ставрополье»,

2009. -136 с.

5. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года // URL: http://www. demoscope. ru/weekly/knigi/ koncepciya /koncepciya25. html

6. Коробова Т. В. / Министерство здравоохранения Ставропольского края. 2006. - 19 апреля (01-13/2313). С. 2. - Рец. на уч. пос.: Система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления в лечебной физической культуре / В. В. Гневушев, С. Ю. Забельский, В. А. Магин и др. - Ставрополь: ООО «Ставпресс», 2006. - 132с.

7. Судаков К. В. Функциональные системы организма. -М.: Медицина, 1987.

Об авторе

Забельский Сергей Юрьевич, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент кафедры лёгкой атлетики, докторант ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет», г. Нальчик. Сфера научных интересов - системное здравоукрепление населения в образовательной сфере. cultbio@mail.ru

ПОНЯТИЕ «СТИЛЕВОЙ СЛУХ» КАК КАТЕГОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Д. В. Чиркина

"STYLE HEARING" NOTION AS MUSICAL PEDAGOGY CATEGORY

Chirkina D. V.

The article is devoted to the substantiation and introduction of the "style hearing" notion into the categorical apparatus of musical pedagogy; the essence of "style hearing" notion is specified, its structure is determined, its significance for elementary musical education is grounded.

Key words: style hearing, style approach, ear for music, musical pedagogy, additional musical education, children's art school.

Статья посвящена обоснованию и введению в категориальный аппарат музыкальной педагогики понятия «стилевой слух», в ней конкретизируется содержание понятия ««стилевой слух», определяется его структура, обосновывается значимость в начальном музыкальном образовании.

Ключевые слова: стилевой слух, стилевой подход, музыкальный слух, музыкальная педагогика, дополнительное музыкальное образование, детская школа искусств.

УДК 372.87

Введение в терминологический аппарат музыкальной педагогики понятия «стилевой слух» связано с разработкой и внедрением в практику принципов стилевого подхода, достаточно распространенного в современном отечественном музыкальном образовании (Ю. Б. Алиев, Т. И. Клочкова, Е. Д. Критская, А. И. Николаева, Э. И. Плотица, С. Л. Старобинский, Г. Б. Тараева, О. В. Усачева и др.). Его сущность заключается в направленности учебного процесса на осознание учащимися стиля как отличительного качества произведений искусства той или иной эпохи, народа или художника, на понимание стиля как целостной системы взаимообусловленных признаков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При рассмотрении проблем стилевого подхода педагоги-музыканты пользуются различными понятиями, обозначающими способность воспринимать стилевую специфику искусства. Так Е. В. Назайкинский определяет «способность слушателя распознавать стиль музыки, непосредственно чувствовать его» как «чувство стиля» или «стилевое чутье» (7, с. 40). Е. Д. Критская, излагая авторский метод интонационно-стилевого постижения музыки, также упоминает понятие «чувство стиля» и указывает на взаимосвязь стиля и слуха (4, с. 112). О. В. Усачева, изучая возможности стилевого подхода в образовательном процессе вуза, определяет умение распознавать стилевую принадлежность незнакомого музыкального произведения как «стилевой слух» или «чувство стиля», не разграничивая данные по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.