Научная статья на тему 'Российская система адаптивного здравоукрепления в физической культуре и спорте'

Российская система адаптивного здравоукрепления в физической культуре и спорте Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
225
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДРАВОУКРЕПЛЕНИЕ / ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / STRENGTHENING OF HEALTH / EXERCISE THERAPY / SPORTS / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гневушев В. В., Азов С. X., Краснов Л. П., Гусеница С. Г., Забельский С. Ю.

В статье раскрываются вопросы формирования и совершенствования представлений о системе адаптивного здравоукрепления, как инновационной интердисциплине, а также целесообразности ее внедрения в теорию и практику лечебной физкультуры, физического воспитания и спорта, в целях укрепления здоровья всех возрастных групп населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гневушев В. В., Азов С. X., Краснов Л. П., Гусеница С. Г., Забельский С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article raises the problem of understanding the system of adaptive strengthening of health as a separate innovative discipline. We considered the advisability of introduction this one in theory and practice of physical education, exercise therapy and sport in order to improve health of all population.

Текст научной работы на тему «Российская система адаптивного здравоукрепления в физической культуре и спорте»

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

о

РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА АДАПТИВНОГО ЗДРАВОУКРЕПЛЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ

Гневушев В.В., Азов С.Х., Краснов Л.П., Гусеница С.Г., Забельский С.Ю., Шумакова Н.Ю., Овчаренко Л.М., Забельский А.Ю.

А н н о т а ц и я. В статье раскрываются вопросы формирования и совершенствования представлений о системе адаптивного здравоукрепления, как инновационной интердисциплине, а также целесообразности ее внедрения в теорию и практику лечебной физкультуры, физического воспитания и спорта, в целях укрепления здоровья всех возрастных групп населения.

Ключевые слова: здравоукрепление, лечебная физкультура, спорт, физическое воспитание

Переход Российской Федерации на модель устойчивого развития затруднен кризисным ухудшенном состояния здоровья населения вызывающего его вымирание. По индексу здоровья ООН Россия занимает 117 месте среди 162 стран мира. По данным длительных научных исследований наблюдается постепенное ухудшение здоровья подрастающего поколения. Патологические нарушения состояния здоровья школьников возрастают при их переходе из класса в класс. Значительная часть юношей призывного возраста отличаются нарушениями здоровья, препятствующими прохождению службы в рядах Вооруженных Сил России.

Известно, что целью физического воспитания является укрепление здоровья. Однако ее реализация происходит на устаревших положениях, не соответствующих современному кризисному состоянию здоровья Российского населения, системы физического воспитания. В решении Бюро отделения профилактической медицины РАМН констатируется, что 70% Российского населения с кризисным состоянием

здоровья испытывают нужду в комплексной оздоровительной программе. Для ее создания необходима разработка технологических программ и алгоритмов, способствующих повышению функциональных резервов организма человека. А также не менее эффективных методов само оздоровления, как индивидуальных, так и групповых. Радикальную инновацию высоко квалифицированные специалисты в области физической культуры и спорта профессора П.А.Виноградов, А.П.Душанин и В.И.Жолдак, видят во внедрении в них, в качестве важнейшей современной проблемы, подлежащей разработке, эффективной системы управления процессом адаптации человека, повышающей уровень здоровья отдельных людей и населения страны в целом.

Первым оригинальным, не имеющим аналогов, вариантом решения этой задачи является система адаптивного здравоукрепления. Исследования направленные на ее постепенную разработку продолжались на протяжении 30 лет. За этот период выполнено 2 докторских и 12 кандидатских диссертаций в различных облас-

{

51

}

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

h

тях научных знаний интегрированных в единую систему. На основании их содержания разработаны и изданы 2 монографии, 6 учебных пособий, 27 методических указаний, учебные и образовательные программы, обучающие DVD-фильмы и электронные учебно-методические материалы. В процессе активного участия в международных и региональных конференциях и конгрессах по лечебной физкультуре и спортивной медицине, физкультуре и спорту, физиологии, геронтологии, философии опубликовано более 150 статей и тезисов. По содержанию этого материала формировалось и совершенствовалось представление о системе адаптивного здравоукрепления, как инновационной интердисциплине, а также целесообразности ее внедрения в теорию и практику лечебной физкультуры, физического воспитания и спорта, в целях укрепления здоровья всех возрастных групп населения. Учеными практиками в этой области достоверно доказано успешное развитие процесса адаптивного здравоукрепления коррелирующего с уменьшением и устранением заболеваемости, скрытых и острых стадий патологических нарушений, прогрессирующим возрастанием до оптимального уровня физической и умственной работоспособности, развития интеллектуального творческого потенциала в процессе обучения и профессиональной деятельности. Доказана реальная возможность достижения активного долголетия до 86-90-летнего возраста.

Фундаментальной основой использования, развития и непрекращающегося совершенствования Российской системы адаптивного здравоукрепле-ния является общая теория систем (ОТС) созданная большой группой Российских ученых (Богдановым-Малиновским, В.А.Виноградовым, В.И Садовским, А.Л.Тахтоджан, С.П.Ника-

норовым, Э.Г.Юдининым и др.). В соответствии с ее общенаучной концепцией, структура Российской системы адаптивного здравоукрепления представлена тремя блоками: теории,

управления и диагностики в их тесном инновационном взаимодействии.

Блок теории обосновывает закономерности гармонического развития процесса здравоукрепления. В его основе заложен принцип циклического биоэкономического, психомоторного повышения адаптивности в результате прогрессирующего повышения ее негэнтропийности энергозатрат, с минимизацией энтропийности нарушающей развитие возрастного здра-воукрепления. В блоке теории обосновывается понятие цикла здоровья, как интегративного показателя положительных и отрицательных изменений циклического взаимодействия всех систем жизнедеятельности организма человека при воздействии на организм природной и социальной среды. Блок теории использует метод алгоритмизации знаний и управленческих действий, что позволяет при необходимости проводить обучение применению данных методик как в полном объеме только для специалистов, так и в сокращенном для лиц, не имеющих специального образования.

Для достижения этой цели блок управления процессом здравоукреп-ления. Мощный практико-

методический блок-системы развивает у детей и взрослых умения, постепенно переходящего в навык, использования здравоукрепительного комплекса, фундаментальной основой которого является технология произвольной и непроизвольной экономизации дыхания, направленная на постепенное прогрессирующее снижения объема легочной вентиляции, способствующего развитию экономичности функционирования всех систем. Всестороннее прогрессирую-

{

52

}

ft

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011

щее воздействие на восстановление и оптимальное развитие процесса здра-воукрепления достигается потенцированием экономизации дыхания в состоянии бодрствования или самогипнотического сна. Естественность и доступность здравоукрепительных технологий способствует быстрому усвоению этих умений и навыков и их успешное использование в психомоторных гимнастических упражнениях, ходьбе, беге, играх, физической и умственной работе в повседневной жизни. Использование данных навыков значительно снижает утомляемость при выполнении психомоторной деятельности, ускоряет восстановление здоровья при выполнении реабилитационных мероприятий.

В блоке диагностики фиксируется количественная и качественная результативность процесса управления здравоукреплением в виде устранения дефицита экономичности цикла психосоматического здоровья, и возрастания его резерва. Результат при этом имеет точное цифровое выражение в безразмерных величинах, что дает возможность сравнительной оценки, вновь получаемых данных с уже имеющейся информацией. Эта оценка переносится на циклическое развитие здоровья и самого процесса здравоукрепления, что создает условия для использования данного блока при оценки результатов работы программ улучшения здоровья как одного человека, так и населения в целом. Что в дальнейшем позволит проводить дифференциацию здравоукрепительных методик по эффективности в целом и для данных групп населения в частности.

По данным современных исследований социологов и экономистов в сфере менеджмента физической культуры и спорта представляемые услуги в укреплении здоровья населения на пути рыночных отношений должны

быть конкурентно способны и оплачиваемы. Нами доказано и уже не вызывает сомнений состоятельность указанных выше положений, оправданность и перспективность открытия оздоровительно-образовательных центров биоэкономического здраво-укрепления на базах общеобразовательных учреждений страны, как инновации традиционной физической культуры направленной на укрепление здоровья учащейся молодежи и взрослого населения. Первый центр биоэкономического здравоукрепле-ния «Культ БИО» открыт на базе МОУ гимназии №25 г Ставрополя (свидетельство № 1062635123781 от

18.07.2006г.). Его успешная деятельность подтверждает возрастающий интерес родителей, преподавателей и учащихся к укреплению собственного здоровья в результате совместных практических занятий биоэкономической психомоторной гимнастикой, являющейся фундаментальной основой формирования умений самостоятельного здравоукрепления.

Подготовка высоко квалифицированных специалистов: преподавателей физической культуры и спортивных тренеров, врачей спортивной медицины проводится на факультете повышения квалификации преподавателей Ставропольского государственной медицинской академии, факультете физической культуры Ставропольского государственного университета, кафедре здоровьесбережения и физической культуры Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования.

Внедрение Российской системы адаптивного здравоукрепления в физическую культуру и спорт является фундаментальной инновацией их методологии. С ее внедрением в быт Российского населения физическая культура обогащается культурой адаптив-

{

53

}

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

h

<

ного здравоукрепления, что является эффективной формой ценностного сознания культуры здоровья человека ХХ! века.

1. Цикл адаптивного здравоукреп-

ВЫВОДЫ:

3. Соответствие физической культуры требованиям XXI века может быть достигнуто включением в ее содержание адаптационной здравоукрепительной культуры.

ления человека является гигиенической, психофизической основой полифункционального прилаживания, приспособления адаптации к воздействиям внешней природной и социальной среды.

2. Нашими исследованиями подтверждается, что внедрение Российской системы адаптивного здравоукрепления в лечебную физкультуру, физическое воспитание и спорт способствует эффективному укреплению здоровья всех групп населения России.________________________________________

Литература:

1. Агаджанян Н.А., Гневушев В.В., Катков А.Ю. адаптация к гипоксии и биоэкономика дыхания. - М.:УДН, 1987г.

2. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. - М.: Советский спорт, 1996г.

3. Гневушев В.В., Бессонов А.А., Азов С.Х. Лечебная физическая культура с психологическим тренингом. - Ставрополь, 1993г.

4. Гневушев В.В., Азов С.Х., Криунов В.А. Методология биоэкономического психомоторного тренинга /Инновация физической культуры/. - Ставрополь, 1996г.

5. Гневушев В.В., Забельский С.Ю., Койбаев Р.С., Краснов Ю.П., Система биоэкономической психомоторной оздоровительной физической культуры в профессиональном физкультурном образовании /Инновационные технологии диагностики и управления здоровьем/: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд. Комитет государственной статистики, 2002г.

6. Гневушев В.В, Гусеница С.Г., Шумакова Н.Ю., Система биоэкономического психомоторного здравоукрепления в лечебной физической культуре. - Ставрополь, ООО «Став-Пресс», 2006г.

7. Забельский С.Ю., Исследование возможностей улучшения здоровья у лиц пожилого возраста /Физическая культура, спорт высших достижений и профессиональный спорт в современном обществе: Мат. I региональной научно-практич. конф. - Ставрополь, 2000г.

8. Забельский С.Ю., Педагогическая инновация преподавания физической культуры - биоэкономический психомоторный тренинг. В сб.: Матер. Региональной конф. «Философские и психолого-педагогические проблемы современного высшего образования». - Кисловодск: Изд. Филиала СевКавГТУ, 2001г.

9. Овчаренко Л.М. Биоэкономика здорового образа жизни. - СПб.: ИД «Весь»,

2003г.

ft

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ЦЕЛЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Титова Л.А.

А н н о т а ц и я. Разработка и внедрение в практику современных педагогических технологии и нетрадиционных методов обучения, с помощью которых происходит контроль не только за физическим состоянием студента, его физической подготовкой, но и его психическим здоровьем.

Ключевые слова: психическая саморегуляция, здоровьесбережение, студенты, физическая культура

В настоящее время при организации учебного процесса перед к аждым высшим учебным заведением ставится задача - вести подготовку специалистов на высоком уровне, с применением современных методов организации учебного процесса, обеспечивающего с использованием полученных знаний и умений в будущей трудовой деятельности. Однако полноценное использование знаний и умений возможно при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов, которые могут быть приобретены ими при регулярных и специально организованных занятиях физкультуры. Следовательно, качество подготовки, в том числе и физической, к предстоящей профессиональной деятельности для каждого молодого специалиста приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение.

Известно, что здоровьесбережение студента зависит не только от физической, но и от психической тренированности, умения сознательно управлять своим состоянием. Обычно повышенное внимание окружающих средовых факторов приводит к мобилизации внутренних резервов организма, однако запасы их не безграничны. В зависимости от индиви-

дуальных психофизических особенностей каждый может лучше или хуже переносить воздействия чрезвычайных максимальных нагрузок.

Методы психической саморегуляции в связи с их психопрофилактическими и психогигиеническими возможностями помогают сохранять и укреплять психическое здоровье студентов и способствуют предупреждению развития переутомления.

В современных условиях психопрофилактику называют «стрессменеджментом», т.е. умением управлять стрессом. Мы должны знать причины возникновения стресса и знать различные способы снятия психоэмоционального напряжения и уменьшения разрушительного воздействия стрессовых факторов. Физическое состояние и психическая деятельность тесно взаимосвязаны. Стресс может стать причиной развития болезней, как и физическая болезнь, он может оказать негативное влияние на психику. Всесторонняя нормализация состояния человека также является необходимой мерой психопрофилактики и психогигиены. Так, в своих работах известный учёный И.Е. Шварц указывал, что научный прогресс порождает возрастание психических нагрузок на человека. Учёт этого фактора актуализирует

{

55

}

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.