Научная статья на тему 'Биоэкономичная диагностика здравоукрепления в оздоровительном физкультурно-спортивном образовании (bio-economic diagnostics of health improvement in sanitary physical-sport education)'

Биоэкономичная диагностика здравоукрепления в оздоровительном физкультурно-спортивном образовании (bio-economic diagnostics of health improvement in sanitary physical-sport education) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
138
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЦИКЛА ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ЗДРАВОУКРЕПЛЕНИЯ / БИОЭКОНОМИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ОЦЕНКА / КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ / KEY WORDS: QUANTITATIVE INDICES / PSYCHO-SOMATIC HEALTH CYCLE / THE QUALITATIVE CHARACTERISTIC OF HEALTH-IMPROVING PROCESS / BIO-ECONOMIC DIAGNOSTICS / PHYSICAL EDUCATION AND SPORT / ESTIMATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Забельский Сергей Юрьевич

Впервые образовательно-оздоровительная система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления без специальной дорогостоящей аппаратуры предоставляет возможность объективной диагностической оценки здоровья человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Забельский Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For the first time the educational health-improving system of bio-economic diagnosing psychomotor health improvement without special expensive equipment gives the opportunity of human health objective diagnostic estimation in the process of physical-sport activity.

Текст научной работы на тему «Биоэкономичная диагностика здравоукрепления в оздоровительном физкультурно-спортивном образовании (bio-economic diagnostics of health improvement in sanitary physical-sport education)»

т

ШС.Ю. Забельский

____Биоэкономичная диагностика здравоукрепления в оздоровительном..._

Цшшреше ннуки

БИОЭКОНОМИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА ЗДРАВОУКРЕПЛЕНИЯ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

С. Ю. Забельский

BIO-ECONOMIC DIAGNOSTICS OF HEALTH IMPROVEMENT IN SANITARY PHYSICAL-SPORT EDUCATION Zabelskiy S. J.

For the first time the educational health-improving system of bio-economic diagnosing psychomotor health improvement without special expensive equipment gives the opportunity of human health objective diagnostic estimation in the process of physical-sport activity.

Key Words: quantitative indices, psycho-somatic health cycle, the qualitative characteristic of health-improving process, bio-economic diagnostics, physical education and sport, estimation.

Впервые образовательно-оздоровительная

система биоэкономичного психомоторного здра-воукрепления без специальной дорогостоящей аппаратурыi предоставляет возможность объективной диагностической оценки здоровья человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: количественные показатели цикла психосоматического здоровья, качественная характеристика процесса здравоукрепления, биоэкономичная диагностика, физическая культура и спорт, оценка, контрольные нормативы.

УДК 37.037.1:61:796.012.6

Очевидное наконец достигает границы вероятного. Именно такая мысль возникает при анализе педагогической, физиологической и практической значимости использования биоэкономичной диагностики здравоукрепления в физической культуре и спорте. Именно об этом пойдет рассказ в материалах настоящей статьи. А прежде постараемся объективно проанализировать существующий на современном этапе традиционный педагогический подход к оценке эффективности воздействия средств и методов физической культуры и тренировочных занятий различными видами спорта на организм учащихся и студентов.

В высшем и общем образовании не существует специальной дисциплины, позволяющей определять здоровье человека в процессе жизнедеятельности и управлять здравоукреплением организма. Такая функция возложена на предмет «Физическая культура». Однако не стоит быть специалистом или тренером, чтобы легко найти ответ на вопрос: «За что на уроке по физической культуре учитель выставляет более высокую оценку?». Ответ: «За выполнение учеником более высокого нормативного показателя, обозначенного в стандарте, при этом выявляя максимальные возможности организма в определенный период времени». Да, действительно, уже не один десяток лет именно контрольный норматив, нацеленный на выявление максимальных возможностей человека, является главным инструментарием оценки физического развития организма за-

Вестник Ставропольского государственного университета

66/2010

ш

нимающегося, который якобы и определяет эффективность спортивной и физкультурнооздоровительной деятельности в педагогическом процессе.

В текущем году на базе одной из гимназий города Ставрополя нами проведен масштабный констатирующий эксперимент, целью которого является анализ соответствия выставленных четвертных оценок учащимся по предмету «Физическая культура» и действительным здравоукрепительным воздействием занятий на организм этих учеников на период окончания учебного года. Используя математическую обработку дан-

ных аттестации, комплексный мониторинг здравоукрепления на основе биоэкономич-ной диагностики, изучив результаты медицинского осмотра учащихся на момент окончания учебного года, было исследовано 737 гимназистов второй и третьей ступеней общего образования.

Считаем важным отметить, что итоговая аттестация учащихся была основана на выполнении ими контрольных нормативов, указанных в программе по физической культуре, рекомендуемой министерством и используемой преподавателями в учебном процессе.

Соответствие оценки по предмету «физическая культура» здравоукрепительному воздействию на организм учащихся

Четвертная оценка Здр авоукрепительное воздействие

отлично и хорошо удовл. неудовл. резерв здравоукрепления дефицит здравоукрепления

кол-во (человек) % кол-во (человек) % кол-во (человек) % кол-во (человек) % кол-во (человек) %

696 94,4% 41 5,6% 0 0 164 22,3% 573 77,7%

Процент качества составил 94,4%, на удовлетворительно окончили четверть 5,6%, неудовлетворительных оценок нет. Средний бал 4,6. А вот интегративный анализ результатов медицинского обследования и мониторинга здравоукрепления учащихся опроверг оценочные данные. Из общего числа исследуемых выявлено наличие заболеваний у 77,7%, отсутствие нарушений психосоматической нормы у 22,3%. Средний количественный показатель развития биоэконо-мичной психомоторной адаптации учащихся равен 0,88, что в качественной характеристике здравоукрепительного воздействия соответствует малому дефициту. Полученные данные эксперимента приводят к выводу, что выставляемая по предмету «Физическая культура» оценка не подтверждает, а, наоборот, в большинстве случаев противоречит психосоматическому состоянию организма детей.

Невольно возникает вопрос: «На-

сколько правомерно использовать контрольные нормативы в качестве оценки результативности и эффективности педагогического и тренировочного процессов, если они не отражают действительное состояние здоровья занимающегося, а являются инструментарием к выставлению оценки по предмету?» Приходит ли при этом учителю или тренеру мысль о том, какое на самом деле оказывает воздействие выполнение того или иного норматива на психическое и соматическое состояние организма ученика?

Изучив традиционные методы тестирования физического состояния и развития учащейся молодежи, используемые специалистами по физической культуре в общеобразовательных учебных заведениях и вузах, данные литературных источников, а также проведя опрос и анализ педагогической деятельности более 150 учителей практиков Ставропольского края, Кабардино-

Балкарской республики, республики Север-

ная Осетия-Алания, мы не нашли утвердительных ответов на эти вопросы.

Более того, физкультурная и спортивная практика на современном этапе ее развития зачастую носит противоречивый характер. Ведь известно, что в большинстве случаев у человека, находящегося в любом возрасте, а тем более в детском и юношеском, выполняющего деятельность, сопровождающуюся чрезмерными усилиями (это требует выполнение контрольных нормативов), возникает стрессовая реакция организма и избыточный расход энергии. Так почему же физкультурные педагоги и тренеры многих учебных заведений сохраняют практику насильственного «натаскивания» учащегося и студента на более высокий спортивный результат, обозначенный в программе, не во благо, а во вред здоровью? Экспериментальные исследования подтверждают это положение. Уже на второй ступени общего образования, начиная с пятого класса, детям рекомендуется выполнять требования, установленные программой, в которой указаны нормативные показатели (5). В таком случае рост продуктивности выполняемой активной деятельности происходит за счет возрастающей энергостоимости. А согласно классическому рефлекторному принципу, основанному на положениях теории функциональных систем П. К. Анохина, К. В. Судакова (1975-1987), «поведение человека заканчивается только действием, хотя важны не столько сами действия, сколько их приспособительные результаты» (2, 7), в организме постепенно развивается следовая реакция дезэкономизации. Это приводит к раннему снижению адаптации, быстрому утомлению, низкой работоспособности, нежеланию, а в ряде случаев отказу от занятий и как следствие большей предрасположенности человека к различным заболеваниям. Общепринятое правило максимум усилий для достижения результата противоречит оздоровительному эффекту воздействия.

Известный олимпийский лозунг «Быстрее, Выше, Сильнее» никоим образом не отражает естественную гармоничную физиологическую природу развития организма, целью которой является развитие адаптации, продление жизни и активное долголетие человека.

Исследованиями ученых Ж. Шеррера, Г. Моно, Г. Н. Алексеева, А. Б. Гандельсма-на, В. В. Гневушева (1969-2006) и др. установлена четкая линейная зависимость между продуктивностью выполняемой деятельности и ее энергетической стоимостью, т. е. ценой этой деятельности (1, 3, 4, 8). Взаимодействие данных параметров должно стремиться не к максимуму, а к оптимуму. На основании этого высшая ценность физкультурно-спортивной деятельности, направленная на укрепление здоровья человека, заключается не в максимизации физической нагрузки, а в индивидуальном оптимуме психомоторного воздействия (нормокинезе).

Биоэкономичная диагностика. Ученые и практики, на протяжении более чем 30 лет разрабатывая систему биоэкономичного психомоторного здравоукрепления, совершили прорыв в физкультурной и спортивной науке. Инновационная образовательно-

оздоровительная система включает в свое содержание цифровую диагностическую меру, которая позволяет определять целостное психосоматическое состояние организма, тем самым оптимизировать и индивидуализировать психомоторную нагрузку в зависимости от избранного вида спортивной специализации, физкультурной и профессиональной деятельности. Впервые технологический комплекс биоэкономичной диагностики здравоукрепления дает возможность без использования специальной дорогостоящей аппаратуры достоверно определять индивидуальные количественные показатели цикла психосоматического здоровья и качественные характеристики процесса здравоукрепления в диапазонах шкалы золотой пропорции (ШЗП).

а

Общая таблица Критерии оценки индивидуального здравоукрепления организма в шкале золотой пропорции здоровья

Диапазоны шкалы золотой пропорции Количественные критерии Качественные критерии

негэнтропийный режим

ЗОЛОТАЯ ПРОПОРЦИЯ оптимальный максимум гармоничного развития организма от 1,60 до 1,62 ЗОЛОТАЯ ПРОПОРЦИЯ

РЕЗЕРВ превалирование возможностей гармоничного, оптимального развития организма над его нарушениями от 1,01 до 1,59 от 1,25 до 1,59 от 1,01 до 1,24 РЕЗЕРВ БОЛЬШОЙРЕЗЕРВ МАЛЫЙ РЕЗЕРВ

БАЛАНС переход к резерву или дефициту 1 БАЛАНС

энтропийный режим

ДЕФИЦИТ преобладание физиологических и патологических нарушений над психосоматической нормой от 0,99 до 0,62 от 0,99 до 0,85 от 0,84 до 0,62 ДЕФИЦИТ МАЛЫЙ ДЕФИЦИТ БОЛЬШОЙ ДЕФИЦИТ

Цель диагностики заключается в осуществлении контроля за развитием цикла психосоматического здоровья человека в процессе жизнедеятельности. Непосредственным объектом является процесс циклического взаимодействия параметров биоэко-номичной психомоторной адаптации (БПМА) (уровня продуктивности психомоторной деятельности с ее энтропийной и не-гэнтропийной энергостоимостью), выполняющей роль интегративного психофизиологического механизма цикла психосоматического здоровья (ПСЗ). Он представлен следующей формулой:

психосоматическая норма

Цикл ПСЗ = ----------------------------------

патологические и физиологические нарушения

Индивидуальная психосоматическая норма в качестве параметра цикла психосоматического здоровья не является средне-

статистическим показателем. В зависимости от особенностей ее взаимодействия с параметрами патологических и физиологических нарушений она может возрастать или наоборот снижаться. Наиболее выраженное отрицательное воздействие на динамику психосоматической нормы, т. е. ее снижение, оказывают патологические нарушения. Их клиническая диагностика осуществляется медиками. В биоэкономичной диагностике здра-воукрепления наличие патологических нарушений подтверждается энтропийными показателями биоэкономичной психомоторной адаптации. Физиологические нарушения психосоматической нормы проявляются в естественном старении организма, соответствующем всем известной истине: «Человек смертен». В этом ракурсе продление жизни человека есть достижение им активного долголетия, без склеротического нарушения разумной, целенаправленной деятельности, сохранение в памяти усвоенных знаний и профессионального опыта.

На протяжении всей жизни организма человека взаимодействие параметров цикла психосоматического здоровья определяет развитие процесса здравоукрепления в соответствии с диалектическими законами единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные.

Опорными базовыми элементами структуры биоэкономичной диагностики здравоукрепления являются технологии тестирования и разработки расчетных таблиц. Уникальность и привлекательность диагностики заключается в ее доступности, кратковременности, одновременно информативности и возможности компьютерного мониторинга. А это значит, что в любой удобный момент учитель, тренер и самостоятельно занимающийся, используя секундомер и биоэкономичные расчетные таблицы, способен определить, в каком диапазоне здравоукрепления находится его организм. Тем самым открываются широкие возможности саморегуляции и совершенствования психосоматического состояния в процессе управления индивидуальным прогрессирующим развитием психосоматического здоровья в различный возрастной период жизни.

Расчетные таблицы предоставляют возможность количественной оценки взаимодействия параметров биоэкономичной психомоторной адаптации в цикле психосоматического здоровья:

БПМА

= уровень продуктивности психомоторики (А) уровень энергостоимости психомоторики (В)

«Уровень» обозначает %-ное отношение фактической величины параметра, т. е. установленной в тестировании к должной -расчетной величине. Показатель БПМА определяется в безразмерных величинах путем деления А / В.

Продуктивность психомоторики характеризует содержательный аспект психологической, соматической и двигательной деятельности человека. В биоэкономичной

диагностике фактическая величина уровня продуктивности психомоторики определяется объемом выполняемого вида деятельности в количественном (т. е. количество повторений упражнения) или во временном выражении (секунды, минуты, часы).

Энергостоимость характеризует объем затрачиваемой энергии на выполнение различных видов психомоторики. На основе обширных эргономических исследований по физиологии труда Ж. Шеррера (1972), установившего тесную линейную зависимость между энергетическими затратами (в килокалориях) и частотой сердечных сокращений, результатов системного исследования В. В. Гневушева, Ю. П. Краснова, Б. Н. Та-таринова, П. П. Болдурчиди, В. И. Федоренко, С. Ю. Забельского (1969-2009) уровень энергостоимости определяется по частоте сердечных сокращений (ЧСС) за 10 секунд. Противопоказания к использованию данной диагностики ограничиваются наличием патологической брадикардии и аритмии (4, 6, 8).

Биоэкономичное тестирование происходит:

• в состоянии относительного покоя (в повседневной жизни, в трудовой деятельности, в занятиях физической культурой и спортом - в и. п. «лежа», «сидя», «стоя»);

• в активной деятельности:

- в лабораторных условиях (при выполнении психомоторных упражнений, в подтягивании на высокой и низкой перекладине, приседании, сгибании и разгибании рук в упоре лежа, упражнениях на мышцы брюшного пресса, упражнениях с отягощениями и т. д.);

- во внелабораторных условиях (на производстве, в ходьбе, беге, плавании, лыжных гонках, подвижных и спортивных играх, велоспорте, единоборствах и т. д.).

Для определения количественных показателей развития биоэкономичной психомоторной адаптации в цикле психосоматического здоровья в состоянии относительного покоя используется расчетная таблица 1.

м

Таблица 1

Количественные показатели развития биоэкономичной психомоторной адаптации

в состоянии относительного покоя

ЭНЕРГОСТОИМОСТЬ ПРОДУКТИВНОСТЬ ПСИХОМОТОРИКИ ЭНЕРГОСТОИМОСТЬ ПРОДУКТИВНОСТЬ ПСИХОМОТОРИКИ

Ф ПОЛОЖЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОГО ПОКОЯ Ф ПОЛОЖЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОГО ПОКОЯ

лежа сидя стоя лежа сидя стоя

В А (0) А1 (+) Ап (+) В А (0) А1 (+) Ап (+)

ЧСС У(%) 100% 103% 106% ЧСС У(%) 100% 103% 106%

8 В (-) 67% 1,49 1,54 1,58 15 В (+) 125% 0,80 0,82 0,85

9 В (-) 75% 1,33 1,37 1,41 16 В (+) 133% 0,75 0,77 0,80

10 В (-) 83% 1,20 1,24 1,28 17 В (+) 142% 0,70 0,73 0,75

11 В (-) 92% 1,09 1,12 1,15 18 В (+) 150% 0,67 0,69 0,71

12 В (0) 100% 1,0 1,03 1,06 19 В (+) 158% 0,63 0,65 0,67

13 В (+) 108% 0,93 0,95 0,98 20 В (+) 167% 0,60 0,62 0,63

14 В (+) 117% 0,85 0,88 0,91 21 В (+) 175% 0,57 0,59 0,61

Примечание: Ф, У(%) - фактическое исходное положение продуктивности психомоторики (положение относительного покоя «лежа», «сидя», «стоя») и фактические величины энергостоимости психомоторики (показатели частоты сердечных сокращений за 10 секунд), их уровни в %; В - вариабельность; 1,58 -0,62 - количественные показатели БПМА; 0,61 - 0,57 - количественные показатели за пределом нижнего порога шкалы золотой пропорции.

Правила пользования таблицей. Определите частоту сердечных сокращений в одном из положений относительного покоя: «лежа», «сидя» или «стоя» за 10 секунд. В расчетной таблице на пересечении линий продуктивности психомоторики, т. е. положения относительного покоя, и энергостоимости, т. е. полученной в тестировании ЧСС, найдите количественный показатель индивидуального развития биоэкономичной психомоторной адаптации в цикле психосоматического здоровья в текущий момент времени. Сопоставьте полученный показатель с качественной характеристикой процесса здравоукрепления, приведенной в общей

таблице. Например: тестирование выполняется в положении «сидя». Выявленный показатель ЧСС равен 11 ударам за 10 секунд. Используя биоэкономичную расчетную таблицу, определяем количественный показатель 1,12, что в качественной характеристике соответствует малому резерву здоровья.

Определение развития биоэкономичной психомоторной адаптации и качественных характеристик процесса здравоукрепле-ния, как следствие индивидуальной психомоторной нагрузки в активной деятельности: в условиях лабораторного и внелабора-торного тестирования - происходит аналогично.

С. Ю. Забельский Биоэкономичная диагностика здравоукрепления в оздоровительном.

Таблица 2

Упражнения силовой направленности /тест - сгибание и разгибание туловища в положении лежа на спине; сгибание и разгибание рук, в упоре лежа; приседание; упражнения с отягощениями (кол-во раз)/

ЭНЕРГОСТОИМОСТЬ ПРОДУКТИВНОСТЬ ПСИХОМОТОРИКИ

С3 34 37 40 44 48 51 55

Ф С2 21 23 25 27 29 32 34

С113 14 16 17 18 20 21

В А (0) А1 (+) Ап (+)

ЧСС У(%) 100% 110% 120% 130% 140% 150% 162%

10 В (-) 71% 1,41 1,55 1,69 1,83 1,97 2,11 2,28

11 В (-) 79% 1,27 1,39 1,52 1,65 1,77 1,90 2,05

12 В (-) 86% 1,16 1,28 1,40 1,51 1,63 1,74 1,88

13 В (-) 93% 1,08 1,18 1,29 1,40 1,51 1,61 1,74

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 В (0) 100% 1,0 1,10 1,20 1,30 1,40 1,50 1,62

15 В (+) 107% 0,93 1,03 1,12 1,21 1,31 1,40 1,51

16 В (+) 114% 0,88 0,96 1,05 1,14 1,23 1,36 1,42

17 В (+) 121% 0,83 0,91 0,99 1,07 1,17 1,24 1,34

18 В (+) 129% 0,78 0,85 0,93 1,01 1,09 1,16 1,26

19 В (+) 136% 0,74 0,81 0,88 0,96 1,03 1,10 1,19

20 В (+) 143% 0,70 0,77 0,84 0,91 0,98 1,05 1,13

21 В (+) 150% 0,67 0,73 0,80 0,87 0,93 1,0 1,08

22 В (+) 157% 0,64 0,70 0,76 0,83 0,89 0,96 1,03

23 В (+) 164% 0,61 0,67 0,73 0,79 0,85 0,91 0,99

24 В (+) 171% 0,58 0,64 0,70 0,76 0,82 0,88 0,95

25 В (+) 179% 0,56 0,61 0,67 0,73 0,78 0,84 0,91

26 В (+) 186% 0,54 0,59 0,65 0,70 0,75 0,81 0,87

27 В (+) 193% 0,52 0,57 0,62 0,67 0,73 0,78 0,84

28 В (+) 200% 0,50 0,55 0,60 0,65 0,70 0,75 0,81

29 В (+) 207% 0,48 0,53 0,58 0,63 0,68 0,72 0,78

30 В (+) 214% 0,47 0,51 0,56 0,61 0,65 0,70 0,76

31 В (+) 221% 0,45 0,50 0,54 0,59 0,63 0,68 0,73

32 В (+) 229% 0,44 0,48 0,52 0,58 0,61 0,66 0,71

33 В (+) 236% 0,42 0,47 0,51 0,55 0,59 0,64 0,69

34 В (+) 243% 0,41 0,45 0,49 0,53 0,58 0,62 0,67

35 В (+) 250% 0,40 0,44 0,48 0,52 0,56 0,60 0,65

36 В (+) 257% 0,39 0,43 0,47 0,51 0,54 0,58 0,63

Примечание: С1, С2, С3 - ступени шкалы золотой пропорции; Ф, У(%) - фактические величины продуктивности и энергостоимости, их уровни в %; В - вариабельность; 2,28 - 0,39 - количественные показатели БПМА; 2,28 - 1,63 - количественные показатели перехода на более высокую ступень ШЗП; 0,61 -0,39 - количественные показатели за пределом нижнего порога ШЗП; 55 - известная фактическая величина 162% уровня продуктивности на 3 ступени ШЗП соответствует ряду иррациональных чисел Фибоначчи.

м

Таблица 3

Биоэкономичный бег /тест - 1000 м, мужчины (мин, сек.) III разряд ЕВСК/

ЭНЕРГОСТОИМОСТЬ ПРОДУКТИВНОСТЬ ПСИХОМОТОРИКИ

С3 4.52 4.25 4.03 3.45 3.29 3.15 3.00

Ф С 2 7.52 7.09 6.33 6.03 5.37 5.15 4.52

С1 12.45 11.35 10.38 9.48 9.06 8.30 7.52

В А (0) А1 (+) Ап (+)

ЧСС У(%) 100% 110% 120% 130% 140% 150% 162%

10 В (-) 71% 1,41 1,55 1,69 1,83 1,97 2,11 2,28

11 В (-) 79% 1,27 1,39 1,52 1,65 1,77 1,90 2,05

12 В (-) 86% 1,16 1,28 1,40 1,51 1,63 1,74 1,88

13 В (-) 93% 1,08 1,18 1,29 1,40 1,51 1,61 1,74

14 В (0) 100% 1,0 1,10 1,20 1,30 1,40 1,50 1,62

15 В (+) 107% 0,93 1,03 1,12 1,21 1,31 1,40 1,51

16 В (+) 114% 0,88 0,96 1,05 1,14 1,23 1,36 1,42

17 В (+) 121% 0,83 0,91 0,99 1,07 1,17 1,24 1,34

18 В (+) 129% 0,78 0,85 0,93 1,01 1,09 1,16 1,26

19 В (+) 136% 0,74 0,81 0,88 0,96 1,03 1,10 1,19

20 В (+) 143% 0,70 0,77 0,84 0,91 0,98 1,05 1,13

21 В (+) 150% 0,67 0,73 0,80 0,87 0,93 1,0 1,08

22 В (+) 157% 0,64 0,70 0,76 0,83 0,89 0,96 1,03

23 В (+) 164% 0,61 0,67 0,73 0,79 0,85 0,91 0,99

24 В (+) 171% 0,58 0,64 0,70 0,76 0,82 0,88 0,95

25 В (+) 179% 0,56 0,61 0,67 0,73 0,78 0,84 0,91

26 В (+) 186% 0,54 0,59 0,65 0,70 0,75 0,81 0,87

27 В (+) 193% 0,52 0,57 0,62 0,67 0,73 0,78 0,84

28 В (+) 200% 0,50 0,55 0,60 0,65 0,70 0,75 0,81

29 В (+) 207% 0,48 0,53 0,58 0,63 0,68 0,72 0,78

30 В (+) 214% 0,47 0,51 0,56 0,61 0,65 0,70 0,76

31 В (+) 221% 0,45 0,50 0,54 0,59 0,63 0,68 0,73

32 В (+) 229% 0,44 0,48 0,52 0,58 0,61 0,66 0,71

33 В (+) 236% 0,42 0,47 0,51 0,55 0,59 0,64 0,69

34 В (+) 243% 0,41 0,45 0,49 0,53 0,58 0,62 0,67

35 В (+) 250% 0,40 0,44 0,48 0,52 0,56 0,60 0,65

36 В (+) 257% 0,39 0,43 0,47 0,51 0,54 0,58 0,63

Примечание: С1, С2, С3 - ступени шкалы золотой пропорции; Ф, У(%) - фактические величины продуктивности и энергостоимости, их уровни в %; В - вариабельность; 2,28 - 0,39 - количественные показатели БПМА; 2,28 - 1,63 - количественные показатели перехода на более высокую ступень ШЗП; 0,61 -0,39 - количественные показатели за пределом нижнего порога ШЗП; 3.00 - известная фактическая величина 162% уровня продуктивности на 3 ступени ШЗП соответствует III разряду Единой всероссийской спортивной классификации.

В условиях лабораторного тестирования. На пересечении линий продуктивности психомоторики (количество повторений выполнения упражнения, т. е. кол-во раз) и энергостоимости (ЧСС за 10 секунд) мы получаем достоверную информацию о количественных показателях целостного психосоматического состояния и реакции организма на выполняемую нагрузку в данном виде тестирования «сгибание и разгибание туловища в положении лежа на спине; сгибание и разгибание рук, в упоре лежа; приседание и др.». Сопоставив эти показатели с их качественной характеристикой, оцениваем индивидуальное здравоукрепительное воздействие выполняемых упражнений на организм занимающегося и корректируем психомоторную нагрузку, приводя ее к оптимальной (негэнтропийной) (6).

В условиях внелабораторного тестирования. На пересечении линий продуктивности психомоторики (время преодоления дистанции) и энергостоимости (ЧСС за 10 секунд) мы получаем достоверную информацию о количественных показателях целостного психосоматического состояния и реакции организма на выполняемую нагрузку в данном виде тестирования «бег на 1000м». Сопоставив эти показатели с их качественной характеристикой, оцениваем индивидуальное здравоукрепительное воздействие бега на организм занимающегося и корректируем психомоторную нагрузку, приводя ее к оптимальной (негэнтропийной) (6).

Практическое использование технологического комплекса биоэкономичной диагностики здравоукрепления целенаправленно решает сложную и важную задачу управления гармоничным развитием организма в процессе физкультурно-спортивной и производственной деятельности - уменьшение энтропийной (избыточной) энергостоимости психомоторики и преобразование ее в не-гэнтропийную, оптимальную для продления жизни организма человека.

Как слабо видящий человек для бытовых и профессиональных нужд, более уверенной ориентации в пространстве использует устройства, улучшающие зрение (очки, линзы, лупы и др.), так учитель, преподаватель, тренер и сам занимающийся может ис-

пользовать биоэкономичную диагностику здравоукрепления для более точного определения исходного и текущего состояния организма в процессе физкультурно-спортивной деятельности и уверенного планирования индивидуальной психомоторной нагрузки. Являясь цифровым диагностическим инструментарием, она дает специалистам по физической культуре и спорту не только возможность определения физического развития организма занимающихся детей и взрослых, но и отсутствующую до недавнего времени в образовательной сфере объективную количественную оценку целостного психосоматического состояния наряду с качественной характеристикой процесса здра-воукрепления. Наконец не только медицинский работник в физкультурно-спортивном диспансере или поликлинических условиях, а сам специалист в учебном и тренировочном процессе способен понять оздоровительное или губительное воздействие оказывают используемые им технологии и методики на организм занимающихся.

Ученые и практики, внедряющие инновационные технологии в свою профессиональную деятельность и уже имеющие на вооружении представленную биоэкономичную диагностику, считают ее возможности прорывом в физкультурно-спортивной сфере.

Научный и учебно-практический потенциал системы биоэкономичного психомоторного здравоукрепления, оснащенной универсальными комплексами диагностики и управления (здравоукрепительные технологии), способен вывести процесс функционирования сферы образования в области физической культуры и спорта на совершенно новый качественный уровень, отвечающий требованиям XXI века. Инновационная образовательно-оздоровительная система по праву способна занять лидирующие позиции в реализации образовательных программ, направленных на гармоничное развитие учащейся молодежи, укрепление здоровья и продление жизни взрослого населения в соответствии с целями, принципами, задачами и основными направлениями «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Вестник Ставропольского государственного университета

66/2010

ш

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев Г. Н. Энергоэнтропика. — М: Знание, 1983. — 190 с.

2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем /П. К. Анохин. — М.: Медицина, 1975.

3. Гандельсман А. Б. Биоэнергетика и показатели внешнего дыхания. Биоэнергетика. — Л., 1973.

4. Гневушев В. В., Азов С. Х., Забельский С. Ю. и др. Российская система биоэкономичной психомоторной адаптивности здравоукреп-ления. Инновационная модернизация физической культуры XXI века: монография. — М.: Илекса, 2008. — 104 с.

5. Днепров Э. Д., Аркадьев А. Г. Сборник нормативных документов. Физическая культура. — М.: Дрофа, 2004. — 75 с.

6. Забельский С. Ю. Здоровье человека XXI века. Биоэкономичная диагностика здравоук-репления. Практикум: учебно-методическое

пособие // Приложение к монографии «Здоровье человека XXI века. Система биоэконо-мичного здравоукрепления» / С. Ю. Забельский. — Ставрополь: ОАО «Издательско-полиграфическая фирма «Ставрополье», 2009. — 96 с.

7. Судаков К. В. Функциональные системы организма. — М.: Медицина, 1987.

8. Шеррер Ж. Физиология труда. Эргономия. — М.: Медицина, 1973. — 496 с.

Об авторе

Забельский Сергей Юрьевич, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент кафедры легкой атлетики, докторант ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет». Сфера научных интересов - системное здравоукрепление населения в образовательной сфере. cultbio@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.