Научная статья на тему 'Результативность внедрения биоэкономичной психомоторной гимнастики в курс лечебной физкультуры в условиях стационара'

Результативность внедрения биоэкономичной психомоторной гимнастики в курс лечебной физкультуры в условиях стационара Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
223
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕДРЕНИЕ / БИОЭКОНОМИЧНАЯ ПСИХОМОТОРНАЯ ГИМНАСТИКА / БИОЭКОНОМИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА ЗДРАВОУКРЕПЛЕНИЯ / ЦИКЛ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / ЛИЦА / НАХОДЯЩИЕСЯ НА СТАЦИОНАРНОМ ЛЕЧЕНИИ / INTRODUCTION / BIOECONOMIC PSYCHOMOTOR GYMNASTICS / BIOECONOMIC DIAGNOSIS OF HEALTH IMPROVEMENT / PSYCHOSOMATIC HEALTH CYCLE / HOSPITAL PATIENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Забельский Сергей Юрьевич

В статье представлен анализ результатов внедрения биоэкономичной психомоторной гимнастики в курс лечебной физкультуры лиц в возрасте от 14 до 85 лет, находящихся на стационарном лечении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Забельский Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of results of introducing bioeconomic psychomotor gymnastics into a course of therapeutic exercises for 14 85 year-old hospital patients is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Результативность внедрения биоэкономичной психомоторной гимнастики в курс лечебной физкультуры в условиях стационара»

НЕШШИСКИЕ ИНУ К И

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ БИОЭКОНОМИЧНОЙ ПСИХОМОТОРНОЙ ГИМНАСТИКИ В КУРС ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА

С. Ю. Забельский

THE EFFECTIVENESS OF INTRODUCING BIOECONOMIC PSYCHOMOTOR GYMNASTICS INTO A COURSE OF THERAPEUTIC EXERCISES IN HOSPITAL CONDITIONS

Zabelskiy S. J.

The analysis of results of Introducing bio-economic psychomotor gymnastics into a course of therapeutic exercises for 14 - 85 year-old hospital patients is presented in the article.

Key words: introduction; bioeconomic psychomotor gymnastics; bioeconomic diagnosis of health improvement; psychosomatic health cycle; hospital patients.

В статье представлен анализ результатов внедрения биоэкономичной психомоторной гимнастики в курс лечебной физкультуры лиц в возрасте от 14 до 85 лет, находящихся на стационарном лечении.

Ключевые слова: внедрение; биоэкономичная психомоторная гимнастика; биоэкономичная диагностика здравоукрепления; цикл психосоматического здоровья; лица, находящиеся на стационарном лечении.

УДК 37.037.1:61:796.012.6

Актуальность. Начало прошлого десятилетия отмечено успешной разработкой отечественными учеными универсальной образовательно-оздоровительной системы. В рецензии Министерства здравоохранения Ставропольского края указано, что «уникальная система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления несет в своем содержании кардинальное инновационное преобразование отечественных и зарубежных форм активной оздоровительной деятельности человека (лечебной, адаптивной и оздоровительной физической культуры, занятий спортом). Является высокоэффективной интердисциплиной, обладающей возможностью безмедикаментозного укрепления здоровья детей и взрослых, с переходом на новый качественный уровень жизнеспособности организма и перспективой активного долголетия» [5].

На современном этапе развития системы одну из ведущих целей своей научной и лечебно-оздоровительной деятельности разработчики видят в организации здравоукрепления различных слоев и возрастных групп населения. Реализация этой цели возможна путем практического внедрения ее технологий в образовательную и медицинскую сферы.

Настоящая работа посвящена исследованию возможностей:

- комплексного внедрения биоэкономичной психомоторной гимнастики (БПМГ), являющейся фундаментальной основой технологического комплекса управления процессом здравоукреп-ления в курс лечебной физкультуры в условиях стационара;

- биоэкономичной диагностики здравоукре-пления в определении развития цикла психосоматического здоровья (цикла ПСЗ) лиц, находящихся на стационарном лечении, и выявлении ее достоверности, научной клинической и практи-

Результативность внедрения биоэконо

ческой обоснованности в оценке целостного психосоматического состояния организма людей, страдающих различными заболеваниями.

В контексте изучаемых направлений биоэкономичная психомоторная гимнастика представляет собой комплекс специально сформированных упражнений, составляющих динамическую, изометрическую и релаксационную психомоторику в сочетании с экономичным дыханием и психопотенцирующими действиями; формирует основополагающие умения прогрессирующего развития экономизации психомоторной адаптации организма, которые впоследствии переходят в навыки и успешно используются во всех формах биоэкономичного здравоукрепи-тельного тренинга, в учебной и профессиональной деятельности, труде и отдыхе, создавая многостороннюю защиту организма человека от распада и энергетического угасания.

Главными особенностями биоэкономичной психомоторной гимнастики, отличающими ее от всего существующего многообразия гимнастических методик, находящихся на вооружении специалистов по оздоровительной физической культуре, методистов по ЛФК, АФК и фитнес-инструкторов являются:

- использование всего комплекса инновационных здравоукрепительных технологий управления развитием цикла психосоматического здоровья;

- возможность построения комплекса психомоторных упражнений индивидуально в зависимости от исходного психосоматического состояния и уровня развития биоэкономичной психомоторной адаптации занимающегося;

- целенаправленное и осмысленное согласованное взаимодействие (сочетание) экономичного дыхания с динамическими, изометрическими и релаксационными психомоторными упражнениями;

- развитие возрастающей во времени концентрации внимания и мышления на происходящих в психике и соматике положительных изменениях, чувственном восприятии как во время непосредственного выполнения психомоторного упражнения, так и после возращения тела в исходное положение;

- определение динамики развития цикла психосоматического здоровья и процесса здра-воукрепления на основе биоэкономичной диагностики, позволяющей индивидуализировать и оптимизировать психомоторную нагрузку в каждой из частей занятия;

- возможность индивидуальной самодиагностики психосоматического состояния непо-

й психомоторной гимнастики в курс...

средственно в рамках занятия: непроизвольное нарушение режима экономичного дыхания, появление ощущений психомоторного напряжения являются признаками передозировки (перегрузки), подлежащей незамедлительной коррекции перед (при) выполнением последующих психомоторных упражнений;

- хорошая переносимость лечебного и оздоровительного воздействия здравоукрепительных технологий при соблюдении режима негэнтро-пийной энергостоимости, о чем свидетельствуют ощущения тепла, легкости, раскрепощенности психики и релаксации тела в состоянии относительного покоя и при выполнении каждого психомоторного упражнения;

- завершение занятия сопровождается состоянием самогипнотического сна, целенаправленного воздействия на внутренние органы и функциональные системы с положительным переносом реакции экономизации организма на всю последующую деятельность;

- самостоятельное закрепление и совершенствование здравоукрепительных умений, полученных в ходе кратковременного курса занятий (от 1,5-2 недель ежедневных занятия до 1,5-4 месяцев регулярных двух- или трехразовых занятий в неделю) с последующей их автоматизацией (3).

Задачи исследования:

1. Определить особенности развития цикла психосоматического здоровья больных в условиях стационара.

2. Экспериментально проверить результативность внедрения биоэкономичной психомоторной гимнастики в курс лечебной физкультуры с лицами разного возраста, находящимися на стационарном лечении.

Под циклом психосоматического здоровья мы пониманием динамичный интегративный показатель как положительных, так и отрицательных изменений целостного циклического взаимодействия всех систем жизнедеятельности организма человека вследствие развития их биоэкономичной психомоторной адаптации (БПМА) к воздействиям природной и социальной среды. Данное определение предложено В. В. Гневуше-вым и Ю. Н. Соколовым, по мнению которых динамика здоровья в качестве цикла взаимодействия определяется соотношением параметров психосоматической нормы с ее физиологическими и патологическими нарушениями (2). Авторы уточняют, что на протяжении всей жизни человека взаимодействие этих параметров определяет развитие процесса здравоукрепления в соответствии с диалектическими законами единства и борьбы противоположностей, перехода количе-

ственных изменений в качественные. Интегра-тивным психофизиологическим механизмом количественно-качественного определения цикла психосоматического здоровья и управления процессом здравоукрепления на протяжении всей жизни является биоэкономичная психомоторная адаптация. По мере ее роста происходит всестороннее благоприятное воздействие на организм человека. Формула взаимодействия параметров БПМА представлена видом:

уровень продуктивности

БПМА = психомоторики (А)_

уровень энергостоимости психомоторики (В) где «уровень» обозначает процентное (%) отношение фактической величины параметра, т. е. установленной в тестировании, к должной - расчетной величине. Показатель БПМА определяется в безразмерных величинах путем деления А/В.

Продуктивность психомоторики характеризует содержательный аспект психологической, физиологической, двигательной деятельности человека и определяется в количественном и временном выражениях.

Энергостоимость психомоторики характеризует объем затрачиваемой энергии на выполнение различных видов продуктивности и определяется по частоте сердечных сокращений (3, 6).

Циклическое взаимодействие параметров биоэкономичной психомоторной адаптации позволяет дать количественную и качественную оценку развития цикла ПСЗ, тем самым открывая широкие возможности диагностики и управления процессом индивидуального здравоукрепления организма человека (2, 3).

Методы и организация исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: медицинский анамнез, биоэкономичная диагностика здравоукрепления, данные истории болезней и медицинского заключения, метод самооценки, констатирующий и лабораторный эксперимент, математическая статистика.

На первом этапе в рамках констатирующего эксперимента для выявления исходного состояния здоровья исследуемых выполнялось определение развития цикла психосоматического здоровья на основе биоэкономичной диагностики здравоукрепления. Считаем необходимым особо

отметить широкий возрастной диапазон исследуемых лиц, что подтверждает универсальность используемых диагностических технологий. Биоэкономичное тестирование проводилось:

1) в состоянии относительного покоя: для пациентов, находящихся в условиях постельного режима, в положении «лежа»; для пациентов, находящихся в условиях полупостельного и обычного режима, в положении «сидя»;

2) в активной деятельности: для пациентов, находящихся в условиях полупостельного и обычного режима, при выполнении восьми вставаний со стула за минуту (И - 46 см).

Определение количественных показателей развития цикла ПСЗ (таблица 1, 2) и качественных характеристик процесса здравоукрепления (таблица 3) осуществлялось при помощи биоэкономичных расчетных таблиц. Исследуя развитие цикла психосоматического здоровья больных, мы опирались на ведущую роль биоэкономичной психомоторной адаптации организма в охране здоровья человека, регулирующую все функции организма (2).

В тестировании пациентам предлагалось:

1. Определить частоту сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии относительного покоя за 10 секунд.

2. По таблице 1, на пересечении линий продуктивности («лежа», «сидя», «стоя») и энергостоимости (ЧСС), определить количественный показатель индивидуального развития цикла психосоматического здоровья и сопоставить его с качественной характеристикой процесса здра-воукрепления, приведенной в общей таблице (таблица 3).

3. Выполнить 8 вставаний со стула за 1 минуту.

4. Сразу по окончании выполнения вида активной деятельности определить ЧСС за 10 секунд (в положении «сидя»).

5. По таблице 2, на пересечении линий продуктивности (количество вставаний со стула) и энергостоимости (ЧСС), определить количественный показатель индивидуального развития цикла психосоматического здоровья и сопоставить его с качественной характеристикой процесса здравоукрепления, приведенной в общей таблице (таблица 3).

Таблица 1

Количественные показатели развития цикла психосоматического здоровья в состоянии относительного покоя

ЭНЕРГОСТОИМОСТЬ ПРОДУКТИВНОСТЬ ЭНЕРГОСТОИМОСТЬ ПРОДУКТИВНОСТЬ

ПОЛОЖЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Ф ОТНОСИТЕЛЬНОГО ПОКОЯ Ф ОТНОСИТЕЛЬНОГО ПОКОЯ

лежа сидя стоя лежа сидя стоя

ВП А (0) А1 (+) А2 (+) ВП А (0) А1 (+) А2 (+)

ЧСС У(%) 100 % 103 % 106 % ЧСС У(%) 100 % 103 % 106 %

8 В (-) 67 % 1,49 1,54 1,58 15 В (+) 125 % 0,80 0,82 0,85

9 В (-) 75 % 1,33 1,37 1,41 16 В (+) 133 % 0,75 0,77 0,80

10 В (-) 83 % 1,20 1,24 1,28 17 В (+) 142 % 0,70 0,73 0,75

11 В (-) 92 % 1,09 1,12 1,15 18 В (+) 150 % 0,67 0,69 0,71

12 В (0) 100 % 1,0 1,03 1,06 19 В (+) 158 % 0,63 0,65 0,67

13 В (+) 108 % 0,93 0,95 0,98 20 В (+) 167 % 0,60 0,62 0,63

14 В (+) 117 % 0,85 0,88 0,91

Ф - фактическое положение продуктивности психомоторики (положение относительного покоя «лежа», «сидя», «стоя») и фактические величины энергостоимости психомоторики (показатели частоты сердечных сокращений от 8 до 20 за 10 секунд); 12 - показатель ЧСС, характеризующий известную фактическую величину 100 %-го уровня энергостоимости психомоторики; ВП - вариабельность параметров продуктивности и энергостоимости психомоторики; А (0), А1 (+), А2 (+) - параметры продуктивности психомоторики; В (-), В (0), В (+) - параметры энергостоимости психомоторики; У (%) - уровни параметров продуктивности и энергостоимости в процентах (%); 1,58 - 0,62 - количественные показатели цикла здоровья в шкале золотой пропорции (ШЗП); 0,60 - количественный показатель цикла здоровья за пределами ШЗП.

Таблица 2

Количественные показатели развития цикла психосоматического здоровья в активной деятельности (тест - вставания со стула, кол-во раз)

ЭНЕРГОСТОИМОСТЬ ПРОДУКТИВНОСТЬ

Ф С3 21 23 25 27 29 32 34

С2 13 14 16 17 18 20 21

С1 8 9 10 10 11 12 13

ВП А (0) А1 (+) А2 (+) А3 (+) А4 (+) А5 (+) А6 (+)

ЧСС У (%) 100 % 110 % 120 % 130 % 140 % 150 % 162 %

10 В (-) 71 % 1,41 1,55 1,69 1,83 1,97 2,11 2,28

11 В (-) 79 % 1,27 1,39 1,52 1,65 1,77 1,90 2,05

12 В (-) 86 % 1,16 1,28 1,40 1,51 1,63 1,74 1,88

13 В (-) 93 % 1,08 1,18 1,29 1,40 1,51 1,61 1,74

14 В (0) 100 % 1,0 1,10 1,20 1,30 1,40 1,50 1,62

15 В (+) 107 % 0,93 1,03 1,12 1,21 1,31 1,40 1,51

16 В (+) 114 % 0,88 0,96 1,05 1,14 1,23 1,36 1,42

17 В (+) 121 % 0,83 0,91 0,99 1,07 1,17 1,24 1,34

18 В (+) 129 % 0,78 0,85 0,93 1,01 1,09 1,16 1,26

19 В (+) 136 % 0,74 0,81 0,88 0,96 1,03 1,10 1,19

20 В (+) 143 % 0,70 0,77 0,84 0,91 0,98 1,05 1,13

21 В (+) 150 % 0,67 0,73 0,80 0,87 0,93 1,0 1,08

22 В (+) 157 % 0,64 0,70 0,76 0,83 0,89 0,96 1,03

23 В (+) 164 % 0,61 0,67 0,73 0,79 0,85 0,91 0,99

24 В (+) 171 % 0,58 0,64 0,70 0,76 0,82 0,88 0,95

25 В (+) 179 % 0,56 0,61 0,67 0,73 0,78 0,84 0,91

26 В (+) 186 % 0,54 0,59 0,65 0,70 0,75 0,81 0,87

27 В (+) 193 % 0,52 0,57 0,62 0,67 0,73 0,78 0,84

28 В (+) 200 % 0,50 0,55 0,60 0,65 0,70 0,75 0,81

29 В (+) 207 % 0,48 0,53 0,58 0,63 0,68 0,72 0,78

30 В (+) 214 % 0,47 0,51 0,56 0,61 0,65 0,70 0,76

31 В (+) 221 % 0,45 0,50 0,54 0,59 0,63 0,68 0,73

32 В (+) 229 % 0,44 0,48 0,52 0,58 0,61 0,66 0,71

33 В (+) 236 % 0,42 0,47 0,51 0,55 0,59 0,64 0,69

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34 В (+) 243 % 0,41 0,45 0,49 0,53 0,58 0,62 0,67

35 В (+) 250 % 0,40 0,44 0,48 0,52 0,56 0,60 0,65

36 В (+) 257 % 0,39 0,43 0,47 0,51 0,54 0,58 0,63

С1, С2, С3 - ступени шкалы золотой пропорции здоровья; Ф - фактические величины продуктивности психомоторики (количество вставаний со стула) и фактические величины энергостоимости психомоторики (показатели частоты сердечных сокращений от 10 до 36 за 10 секунд); 34 - известная фактическая величина 162 %-го уровня продуктивности на 3 ступени (С3) ШЗП соответствует ряду иррациональных чисел Фибоначчи; 14 - показатель ЧСС, характеризующий известную фактическую величину 100 % уровня энергостоимости психомоторики; ВП - вариабельность параметров продуктивности и энергостоимости психомоторики; А (0), А1 (+) - А6 (+) - параметры продуктивности психомоторики; В (-), В (0), В (+) - параметры энергостоимости психомоторики; У (%) - уровни параметров продуктивности и энергостоимости в процентах (%); 1,62 - 0,62 - количественные показатели цикла здоровья в шкале золотой пропорции (ШЗП); 2,28 - 1,63 - количественные показатели перехода на более высокую ступень ШЗП; 0,61 - 0,39 - количественные показатели за пределом нижнего порога ШЗП.

Таблица 3

Критерии оценки результативности процесса здравоукрепления по шкале золотой пропорции здоровья (общая таблица)

Диапазоны шкалы золотой пропорции здоровья Количественные показатели развития цикла здоровья Качественные характеристики процесса здравоукрепления

негэнтропийный режим

ЗОЛОТАЯ ПРОПОРЦИЯ оптимальный максимум гармоничного развития организма от 1,60 до 1,62 ЗОЛОТАЯ ПРОПОРЦИЯ

РЕЗЕРВ превалирование возможностей гармоничного, оптимального развития организма над нарушениями от 1,01 до 1,59 от 1,25 до 1,59 от 1,01 до 1,24 РЕЗЕРВ БОЛЬШОЙ РЕЗЕРВ МАЛЫЙ РЕЗЕРВ

БАЛАНС переход к резерву или дефициту 1 БАЛАНС

энтропийный режим

ДЕФИЦИТ преобладание физиологических и патологических нарушений над психосоматической нормой от 0,99 до 0,62 от 0,99 до 0,85 от 0,84 до 0,62 ДЕФИЦИТ МАЛЫЙ ДЕФИЦИТ БОЛЬШОЙ ДЕФИЦИТ

Золотая пропорция - оптимальный максимум гармоничности и экономичности жизнедеятельности и жизнеспособности организма.

Резерв - преобладание психосоматической нормы над физиологическими и возможными патологическими нарушениями, прогрессирующее развитие экономичности жизнедеятельности организма.

Баланс - промежуточный критерий постоянного взаимодействия на протяжении всей жизни психосоматической нормы с физиологическими или патологическими нарушениями.

Дефицит - преобладание физиологических и патологических нарушений над психосоматической нормой, что в соответствующей степени нарушает гармоничность и экономичность жизнедеятельности организма.

На втором этапе в рамках лабораторного эксперимента осуществлялось определение динамики цикла психосоматического здоровья и результативность лечебно-оздоровительного воздействия занятий биоэкономичной психомо-

торной гимнастикой. Биоэкономичная диагностика проводилась:

1) в состоянии относительного покоя: для пациентов, находящихся в условиях постельного режима, в положении «лежа»; для пациентов, находящихся в условиях полупостельного и обычного режима, в положении «сидя» (таблица 1);

2) в активной деятельности: для пациентов, находящихся в условиях постельного режима, при выполнении психомоторных упражнений в положении «лежа»; для пациентов, находящихся в условиях полупостельного и обычного режима, при выполнении психомоторных упражнений в положениях «сидя» и «стоя». Определение количественных показателей развития цикла ПСЗ (таблица 4) и качественных характеристик процесса здраво-укрепления (таблица 3) осуществлялось при помощи биоэкономичных расчетных таблиц.

Таблица 4

Количественные показатели развития цикла психосоматического здоровья при выполнении

психомоторных упражнений

ЭНЕРГОСТОИМОСТЬ ПРОДУКТИВНОСТЬ ЭНЕРГОСТОИМОСТЬ ПРОДУКТИВНОСТЬ

ВЫПОЛНЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЕ

Ф ПСИХОМОТОРНЫХ Ф ПСИХОМОТОРНЫХ

УПРАЖНЕНИЙ УПРАЖНЕНИЙ

лежа сидя стоя лежа сидя стоя

ВП А (0) А1 (+) А2 (+) ВП А (0) А1 (+) А2 (+)

ЧСС У(%) 100 % 103 % 106 % ЧСС У (%) 100 % 103 % 106 %

9 В (-) 64 % 1,56 1,61 1,66 17 В (+) 121 % 0,83 0,85 0,88

10 В (-) 71 % 1,41 1,45 1,49 18 В (+) 129 % 0,78 0,80 0,82

11 В (-) 79 % 1,27 1,30 1,34 19 В (+) 136 % 0,74 0,76 0,78

12 В (-) 86 % 1,16 1,20 1,23 20 В (+) 143 % 0,70 0,72 0,74

13 В (-) 93 % 1,08 1,11 1,14 21 В (+) 150 % 0,67 0,69 0,71

14 В (0) 100 % 1,00 1,03 1,06 22 В (+) 157 % 0,64 0,66 0,68

15 В (+) 107 % 0,93 0,96 0,99 23 В (+) 164 % 0,61 0,63 0,65

16 В (+) 114 % 0,88 0,90 0,93 24 В (+) 171 % 0,58 0,60 0,62

Ф - фактическая деятельность продуктивности психомоторики (выполнение психомоторных упражнений в и. п. «лежа», «сидя», «стоя») и фактические величины энергостоимости психомоторики (показатели частоты сердечных сокращений от 9 до 24 за 10 секунд); 14 - показатель ЧСС, характеризующий известную фактическую величину 100 %-го уровня энергостоимости психомоторики; ВП - вариабельность параметров продуктивности и энергостоимости психомоторики; А (0), А1 (+), А2 (+) - параметры продуктивности психомоторики; В (-), В (0), В (+) - параметры энергостоимости психомоторики; У (%) -уровни параметров продуктивности и энергостоимости в процентах (%);

1,61 - 0,62 - количественные показатели цикла здоровья в шкале золотой пропорции (ШЗП); 1,66; 0,61 - 0,58 - количественные показатели цикла здоровья за пределами верхнего и нижнего порога ШПЗ.

На всем протяжении эксперимента осуществлялся медицинский анамнез пациентов для определения собственного психосоматического состояния и его динамики: 1) в рамках констатирующего эксперимента, т. е. до начала курса занятий биоэкономичной психомоторной гимнастикой с последующим сопоставлением его результатов с данными биоэкономичной диагностики здравоукрепления и медицинского заключения; 2) в рамках лабораторного эксперимента, т. е. в процессе и по окончании курса занятий БПМГ.

Предваряя основные результаты исследования, считаем необходимым сообщить, что досто-

верных различий между результатами биоэкономичной диагностики здравоукрепления и собственной оценкой индивидуального психосоматического состояния исследуемых лиц по данным медицинского анамнеза выявлено не было (p > 0,05).

Результаты исследования. Анализ данных биоэкономичной диагностики здравоукрепления свидетельствует о том, что у лиц, находящихся на стационарном лечении, довольно выражено проявляются показатели завышенных (энтропийных) энергетических затрат. Они соответствуют превалированию большого и малого дефицита по отношению к его балансу, малому и большому резерву.

Таблица 5

Развитие цикла психосоматического здоровья лиц, находящихся на стационарном лечении

(констатирующий эксперимент)

Качественная характеристика процесса здравоукрепления В состоянии относительного покоя В активной деятельности

n % I n % II

Большой резерв 0 0 0 0

Малый резерв 62 12,4 0 0

Баланс здоровья 37 7,4 13 2,6

Малый дефицит 214 42,8 0,88+0,12 129 25,8

Большой дефицит 187 37,4 358 71,6 0,79+0,08

всего (n) 500 100 500 100

п - число исследуемых; % - процентное отношение к общему числу исследуемых; I - средний количественный показатель развития цикла ПСЗ.

В результате исследования особенностей развития цикла ПСЗ пациентов в состоянии относительного покоя выявлены следующие показатели: большой дефицит (БД) - 187 чел. (37,4 %), малый дефицит (МД) - 214 чел. (42,8 %), баланс (Б) - 37 чел. (7,4 %), малый резерв (МР) - 62 чел. (12,4 %). Показатели большого резерва (БР) не зарегистрированы. В процессе исследования особенностей развития цикла ПСЗ больных в активном виде психомоторики (8 вставаний со стула) нами получены следующие результаты: бД - 358 чел. (71,6 %), МД - 129 чел. (25,8 %), Б - 13 чел (2,6 %). Показатели малого и большого резерва зарегистрированы не были.

Резюмируя вышеприведенные данные, отмечаем, что показатели, установленные в тестировании лиц с наличием патологических нарушений, подтверждают преобладание низкого уровня развития цикла психосоматического здоровья. В состоянии относительного покоя средний показатель цикла ПСЗ = 0,88+0,12, что в качественной характеристике соответствует малому дефициту. Особого внимания заслуживает

средний количественный показатель в активной деятельности, цикл ПСЗ = 0,79+0,08, в качественной характеристике соответствующий большому дефициту. Интересен тот факт, что в обоих видах биоэкономичного тестирования выражено существуют энтропийные (дезэокономичные) энергозатраты по отношению к негэнтропий-ным. Отсутствие у лиц, находящихся на стационарном лечении в период констатирующего эксперимента, показателей большого резерва объясняется низким уровнем продуктивности психомоторики по отношению к высокой энергостоимости в период текущего заболевания, а также сохраняющимся превалированием физиологических и патологических нарушений больных над психосоматической нормой, т. е. регрессирующего развития процесса здравоукрепления. Наряду с этим малый резерв у 12,4 % исследуемых лиц можно объяснить сохранением высокого уровня продуктивности психомоторики в период до заболевания. Также не исключена возможность прогрессирующего развития восстановительных процессов в организме, которые осо-

бенно отчетливо проявились в курсе занятий биоэкономичной психомоторной гимнастикой.

Результативность лечебно-оздоровительного воздействия БПМГ. Проведенные нами исследования доказывают, что индивидуальные и групповые занятия биоэкономичной психомоторной гимнастикой с комплексным использованием здравоукрепительных технологий преимущественно в режиме негэнтропийных энергозатрат, т. е. с уровнем энергостоимости в активной психомоторике до 100 % (таблица 4), способствуют прогрессирующей динамике цикла ПСЗ, процесса здравоукрепления организма и выражаются в значительном улучшении целостного психосоматического состояния пациентов, а также снижении, а в ряде случаев устранении имевших место патологических нарушений, отмеченных клиническими диагнозами. В процессе

занятий БПМГ отмечалось стабилизирующее и лечебное действие используемых технологий.

Из пятисот пациентов прогрессирующая динамика цикла психосоматического здоровья в состоянии относительного покоя наблюдалась: у 45 чел. (8 %) в диапазоне большого резерва, у 327 чел. (65,4 %) в диапазоне малого резерва, у 17 чел. (3,6 %) в диапазоне баланса; изменилась незначительно у 56 чел. (11,2 %) в диапазоне малого дефицита; осталась неизменной у 55 чел. (11 %) в диапазоне большого дефицита (р < 0,001).

Начальные показатели цикла ПСЗ в активной деятельности увеличились в диапазонах: БР - у 36 чел. (7,2 %), МР - у 273 чел. (54,6 %), Б - у 47 чел. (9,4 %); сохранились на прежнем уровне в диапазонах: МД - у132 чел. (26,4 %), БД - у 12 чел. (2,4 %) (р < 0,001).

Таблица 6

Результаты воздействия занятий биоэкономичной психомоторной гимнастикой на развитие цикла психосоматического здоровья лиц, находящихся на стационарном лечении (лабораторный эксперимент)

Качественная характеристика процесса здра-воукрепления В состоянии относительного покоя В активной деятельности

п % I п % II

Большой резерв 45 8 36 7,2

Малый резерв 327 65,4 1,07+0,09 273 54,6 1,04+0,12

Баланс здоровья 17 3,4 47 9,4

Малый дефицит 56 11,2 132 26,4

Большой дефицит 70 11 12 2,4

всего (п) 500 100 500 100

п - число исследуемых; % - процентное отношение к общему числу исследуемых; I - средний количественный показатель развития цикла ПСЗ.

Резюмируя вышеприведенные данные, отмечаем, что установленные с высокой степенью достоверных различий (р < 0,001) показатели цикла психосоматического здоровья пациентов по отношению к показателям, выявленным до начала занятий, подтверждают высокую эффективность внедрения биоэкономичной психомоторной гимнастики в курс лечебной физкультуры. В состоянии относительного покоя выявлена прогрессирующая динамика, средний показатель цикла ПСЗ оказался > на 19 % и составил 1,07+0,09. В качественной характеристике произошел переход из диапазона малого дефицита к малому резерву. Особого внимания заслуживает средний количественный показатель в активной деятельности, цикл ПСЗ оказался > на 25 % и составил 1,04+0,12. В качественной характеристике произошел переход из диапазона большого дефицита к малому резерву. Интересен тот факт,

что и в состоянии относительного покоя у 78,8 % занимающихся, и в активной деятельности у 72,2 % пациентов выражено существуют негэнтропийные (оптимальные, благоприятные) энергетические затраты, свидетельствующие о преобладании восстановительных процессов над нарушениями психосоматической нормы.

Установленные в результате биоэкономичной диагностики здравоукрепления показатели развития цикла психосоматического здоровья лиц, находящихся на стационарном лечении, соответствуют медицинскому заключению истории болезней пациентов, подготовленных к выписке.

Сохранение энтропийных показателей у 22,2 % занимающихся в покое и у 28,8 % пациентов в активной деятельности можно объяснить низким уровнем биоэкономичной психомоторной адаптации в период до заболевания и его регрессирующим развитием непосредственно во

время заболевания, но до поступления на стационарное лечение. Еще одним фактором, обусловливающим сохранение дефицита, является краткосрочность проведения курса занятий биоэкономичной психомоторной гимнастикой, не дающая возможности их продления в современных условиях стационара. Однако стоит отметить, что за 4,5-летнюю практику функционирования центра биоэкономичного здравоукрепле-ния «Культ БИО» возможность продолжения курса восстановительного лечения была у 37 % лиц, ранее находящихся на стационарном лечении, что нашло свое отражение в итоговых результатах эксперимента.

Структурно-содержательный методический аспект БПМГ. Отмеченные выше значимые позитивные результаты были достигнуты благодаря особенностям проводимых занятий БПМГ, которыми являлись их четкая структура и индивидуальная направленность в зависимости от психосоматического состояния больных и возможности выполнения ими того или иного действия. Комплекс используемых здравоукре-пительных технологий был представлен произвольной экономизацией дыхания в покое и при выполнении изометрических, динамических, релаксационных и идеомоторных (в случае постельного режима) психомоторных упражнений; приемами вербально-респираторного и идео-респираторного потенцирования в бодрствовании и в состоянии самогипнотического сна; фазовым лимитированием энергостоимости выполняемой деятельности в соответствии с четкой структурой занятия биоэкономичной психомоторной гимнастикой, которая представлена пятью частями:

1) начало - определение начальных показателей развития цикла психосоматического здоровья занимающихся в состоянии относительного покоя в положениях «лежа» или «сидя» в зависимости от назначенного режима. Самоанализ самочувствия занимающегося в начале занятия БПМГ;

2) настройка - соответствует первой энер-голимитационной фазе «настройка на экономи-зацию». Представлена произвольной экономиза-цией дыхания в покое в сочетании с потенцирующими действиями, а также выполнением индивидуального комплекса релаксационных, изометрических и динамических психомоторных упражнений в положении «лежа» в случае постельного режима или «сидя» в условиях полупостельного и обычного режима. По окончании фазы «настройки» выполняется определение показателей развития цикла ПСЗ занимающихся;

3) основная часть - соответствует второй энерголимитационной фазе «развертывание (развитие) экономизации». Представлена произвольной экономизацией дыхания в активной деятельности в сочетании с потенцирующими действиями при выполнении индивидуального комплекса изометрических, динамических и релаксационных психомоторных упражнений в положении «стоя» в условиях обычного режима. По окончании выполняется определение показателей развития цикла ПСЗ и процесса здравоукрепления занимающихся;

4) самогипнотический сон - соответствует третьей энерголимитационной фазе «формирование следовой реакции экономизации». Представлена произвольной экономизацией дыхания в покое в наиболее удобных для занимающихся положениях «сидя» или, что предпочтительно, «лежа» с потенцирующими действиями, избирательно направленными на устранение существующего заболевания в соответствии с клиническим диагнозом;

5) окончание - определение конечных показателей цикла психосоматического здоровья занимающихся и динамики процесса здравоукреп-ления в состоянии относительного покоя в положении «лежа» или «сидя» в зависимости от назначенного режима. Самоанализ общего самочувствия занимающегося по окончании занятия БПМГ (3).

По окончании каждого занятия результаты диагностики и собственная оценка самочувствия пациента заносятся в индивидуальный дневник самоконтроля процесса здравоукрепления (4). Накопление этой информации создает объективную оценку динамики цикла психосоматического здоровья занимающего и результативности лечебно-профилактического воздействия используемых здравоукрепительных технологий в курсе занятий биоэкономичной психомоторной гимнастикой.

Наши исследования подтверждают и дополняют результаты многолетней научно-практической и клинической работы В. В. Гне-вушева, С. Х. Азова, А. А. Бессонова, В. И. Фе-доренко, Е. Ф. Янаковой, Ю. П. Краснова, Л. Ю. Деньговой, Л. М. Овчаренко и др. (19622010 гг.), направленной на модернизацию и повышение эффективности лечебной физкультуры в соответствии с современными требованиями и государственным заказом (1, 2). Традиционная громоздкая, не оправдавшая себя система частных методик, определяющая при каждом заболевании назначение «специальных» комплексов физических упражнений, уходит в прошлое.

Результативность внедрения биоэконо

Универсальная, емкая и гибкая структура лечебной физкультуры с комплексной биоэкономичной психомоторной тренировкой и диагностикой здравоукрепления позволяет действительно осуществлять качественное практическое лечение людей различных возрастов с наличием самых различных заболеваний с учетом индивидуальных особенностей их психосоматического состояния. При этом в полной мере реализуется принцип «лечить не болезнь, а больного» (1).

Результаты проведенных исследований позволяют сделать следующие частные выводы:

- особенностью развития цикла психосоматического здоровья лиц, находящихся на стационарном лечении, является преобладание количественных показателей в диапазонах малого и большого дефицита здравоукрепления в соответствии с имеющимися патологическими нарушениями психосоматической нормы, выявленными в результате клинической диагностики, что обосновывает достоверность биоэкономичной диагностики;

- отсутствие достоверных различий между результатами биоэкономичной диагностики и индивидуальной оценкой собственного психосоматического состояния пациентов по данным анамнеза в процессе констатирующего и лабораторного эксперимента (р > 0,05), а также данными медицинского заключения (р > 0,05) подтверждают ее валидность и возрастную универсальность.

Полученные данные расширяют и углубляют представления о целостном психосоматическом состоянии организма человека. О наличии патологических отклонений у больных свидетельствуют характеристики большого и малого дефицита. О частичном или полном выздоровлении свидетельствуют характеристики баланса, малого, большого резерва.

В связи с вышеизложенным очень важно подчеркнуть, что биоэкономичная диагностика здравоукрепления позволяет определять не саму болезнь, а характер ответной реакции организма человека на проявления болезненного состояния в процессе его жизни, т. е. уровень биоэкономичной психомоторной адаптации к постоянному изменению внутренней среды, окружающей природной, социальной, профессиональной и бытовой сфер жизнедеятельности.

В связи с возникновением болезненного состояния она позволяет определить уровень регрессирующего развития здоровья. При установленном клиническом диагнозе заболевания биоэкономичный диагноз позволяет судить об ухудшении или улучшении количественных по-

й психомоторной гимнастики в курс...

казателей цикла психосоматического здоровья и качественных характеристик процесса здравоук-репления, что способствует индивидуализации курса восстановительного лечения. Так, отсутствие показателей достоверного снижения дефицита и устойчивого перехода в резерв при окончании курса лечения позволяет прогнозировать проявление рецидива. В то же время наличие у исследуемых лиц дефицита здравоукрепления при отсутствии клинического диагноза подтверждает необходимость первичной профилактики. В этом случае очевидна целесообразность лечебной, оздоровительной и профилактической коррекции с комплексным использованием здраво-укрепительных технологий в занятиях биоэкономичной психомоторной гимнастикой.

Приведенные выше результаты исследования подтверждают целесообразность и необходимость внедрения БПМГ и биоэкономичной диагностики здравоукрепления в содержание деятельности врачей и инструкторов по ЛФК, специалистов по АФК, спортивной медицине, физиотерапевтов, преподавателей по физической культуре в вузах, сузах, общеобразовательных учебных заведениях и др., в профессиональную среду тех людей, деятельность которых связана с уменьшением и устранением нарушений психосоматической нормы, с укреплением здоровья человека путем использования методик и средств оптимального стимулирования механизмов саморегуляции гармонического развития организма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Установлено, что при отсутствии заболеваний регулярные двух- и трехразовые занятия БПМГ в неделю способствуют сохранению и развитию энергетических ресурсов, что напрямую связано с повышением умственной и телесной работоспособности, ростом жизнеспособности и адаптации организма. В свою очередь, биоэкономичная диагностика здравоукрепления информирует человека об уровне прогрессирующего развития здоровья, что имеет важное значение для успешной учебной, трудовой, бытовой видов деятельности, занятий физической культурой и спортом.

Полагаем, что результаты наших масштабных экспериментальных исследований позволяют пополнить представления о возможностях диагностики и управления состоянием здоровья людей различного возраста. Использование биоэкономичной диагностики здравоукрепления в медицинской и педагогической практике проведения биоэкономичной психомоторной гимнастики как одного из новых, научно обоснованных вариантов лечебной физической культуры с лицами, находящимися на стационарном лече-

нии в медицинских учреждениях, а также с уча- реждениях, способствует укреплению здоровья и щимися и студентами, отнесенными к специаль- продлению жизни человека. ной медицинской группе в образовательных уч-

ЛИТЕРАТУРА

1. Гневушев В. В. Система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления в лечебной физической культуре: учебное пособие / В. В. Гневушев, И. Л. Иванов, С. Х. Азов, В. П. Лукьяненко, В. А. Магин, С. Ю. Забель-ский, Л. М. Овчаренко [и др.]. - М.: ООО «Став-Пресс», 2006. - 132 с.

2. Гневушев В. В. Российская система биоэкономичной психомоторной адаптивности здравоукрепления. Инновационная модернизация физической культуры XXI века: монография / В. В. Гневушев, С. Х. Азов, С. Ю. За-бельский [и др.]; под общ. ред. В. В. Гневу-шева. - М.: Илекса, 2008. - 104 с.

3. Забельский С. Ю. Здоровье человека XXI века. Система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления: монография. - Ставрополь: ОАО «Издательско-полиграфическая фирма «Ставрополье», 2009. - 136 с.

4. Забельский С. Ю. Здоровье человека XXI века. Биоэкономичная диагностика здравоук-репления. Практикум: учебно-методическое пособие // Приложение к монографии «Здоровье человека XXI века. Система биоэконо-

мичного здравоукрепления». - Ставрополь: ОАО «Издательско-полиграфическая фирма «Ставрополье», 2009. - 96 с.

5. Коробова Т. В. [Текст] // Министерство здравоохранения Ставропольского края. 2006. - 19 апреля (01-13/2313). - С. 2. - Рец. на уч. пос.: Система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления в лечебной физической культуре / В. В. Гневушев, С. Ю. Забельский, В. А. Магин [и др.]. - Ставрополь: ООО «Ставпресс», 2006. - 132 с.

6. Моно Г. Энергетические затраты у человека. Адаптация систем дыхания и кровообращения к мышечной работе / Г. Моно, М. Потье // Физиология труда (Эргономия): монография / Ж. Шеррер. - М.: Медицина, 1973. - С. 144-203.

Об авторе

Забельский Сергей Юрьевич, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент кафедры лёгкой атлетики. Сфера научных интересов - системное здравоукрепление населения в образовательной сфере. си№ю @ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.