Научная статья на тему 'Развитие цикла психосоматического здоровья у учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе'

Развитие цикла психосоматического здоровья у учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ВАЛИДНОСТЬ / THE SYSTEM OF BIO-ECONOMICAL PSYCHO-MOTOR HEALTH IMPROVEMENT / PSYCHOSOMATIC HEALTH CYCLE / BIO-ECONOMICAL DIAGNOSTICS OF HEALTH IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Забельский Сергей Юрьевич

В работе представлена характеристика особенностей развития цикла психосоматического здоровья учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе. Экспериментально выявлена валидность биоэкономичной диагностики здравоукрепления в определении целостного психосоматического состояния организма детей с наличием различных заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Забельский Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article characterizes the specifics of psychosomatic health cycle development of students trained in special medical groups. The validity of health improvement bio-economical diagnostics in the determination of integral psychosomatic condition of children with different ailments has been experimentally revealed.

Текст научной работы на тему «Развитие цикла психосоматического здоровья у учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе»

71/2010 Г^

Вестник Ставропольского государственного университета [¡вдН

Педагогические н ну ки

РАЗВИТИЕ ЦИКЛА ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У УЧАЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ

С. Ю. Забельский

DEVELOPMENT OF PSYCHOSOMATIC HEALTH CYCLE OF STUDENTS TRAINED IN SPECIAL MEDICAL GROUP

Zabelsky S. Y.

The article characterizes the specifics of psychosomatic health cycle development of students trained in special medical groups. The validity of health improvement bio-economical diagnostics in the determination of integral psychosomatic condition of children with different ailments has been experimentally revealed.

Key words: the system of bio-economical psychomotor health improvement, psychosomatic health cycle, bio-economical diagnostics of health improvement.

В работе представлена характеристика особенностей развития цикла психосоматического здоровья учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе. Экспериментально выявлена валидность биоэкономичной диагностики здравоук-репления в определении целостного психосоматического состояния организма детей с наличием различных заболеваний.

Ключевые слова: система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления; цикл психосоматического здоровья; биоэкономичная диагностика здравоукрепления; количественные показатели, качественная характеристика; валидность.

УДК 37.037.1:61:796.012.6

Здоровье как медицинское, психофизиологическое, гигиеническое, валеологиче-ское, философское, педагогическое понятие определяет методологию современной системы здравоохранения. Концепция здоровья неизменно - явно или скрыто - находит отражение в разрабатывающихся методах диагностики и приемах лечебного, оздоровительного, профилактического воздействия. Из этого следует, что успешность методов укрепления индивидуального здоровья зависит от научно обоснованного уточнения и углубления представлений о содержании его диагностики.

Настоящая работа связана с изучением возможностей:

- биоэкономичной диагностики здравоукрепления в определении развития цикла психосоматического здоровья (ЦПСЗ) учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, и выявлении ее достоверности, научной клинической и практической обоснованности в оценке целостного психосоматического состояния организма детей с наличием различных заболеваний;

- комплексного внедрения здравоукре-пительных технологий в рамках занятий биоэкономичной психомоторной гимнастикой (БПМГ) в курсе лечебной физкультуры в рамках учебного процесса.

В контексте изучаемых направлений под диагностикой (от греч. diagnostikos -способный распознавать) мы понимаем учение о методах и принципах распознавания (состояний) болезней и постановки диагно-

Забельский С. Ю.

Развитие цикла психосоматического здоровья у учащихся, отнесенных к специальной.

за (3). Валидность (от фр. valide - законный, действительный) нам представляется как: 1) показатель качества метода, его способность давать результаты, адекватно отражающие изучаемое явление, т. е. именно те результаты, для получения которых он предназначен (В. метода); 2) мера соответствия теории эмпирическим данным, возможность делать разумно точные предсказания на основании теории (В. теории); 3) мера соответствия результатов изучаемой реальности, точнее, представлениям о реальности (В. результатов) (5).

Задачи исследования:

1. Определить особенности развития цикла психосоматического здоровья учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, в рамках учебного процесса.

2. Выявить валидность (пригодность, обоснованность методики) биоэкономичной диагностики здравоукрепления лиц, имеющих различные клинические диагнозы, для обоснования целесообразности внедрения данной диагностики в процесс физического воспитания, занятия ЛФК учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе.

3. Определить результативность внедрения биоэкономичной психомоторной гимнастики в курс лечебной физкультуры с учащимися специальной медицинской группы.

Методы и организация исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: медицинский анамнез, биоэкономичная диагностика здра-воукрепления, опрос, данные истории болезней и медицинского заключения. Исследование осуществлялось на базе МОУ гимназия № 25 г. Ставрополя в течение 3,5 лет в период 2006-2010 гг. В нем приняли участие 100 человек с различными клиническими диагнозами, в возрасте от 7 до 16 лет, имеющими направления на лечебную физкультуру, содержание которой было обогащено комплексом здравоукрепительных технологий в рамках проведения занятий биоэкономичной психомоторной гимнастикой. Эксперимент проходил в четыре этапа.

На первом этапе в рамках констатирующего эксперимента для выявления исходного состояния здоровья исследуемых

выполнялось определение развития цикла психосоматического здоровья на основе биоэкономичной диагностики здравоукрепления. Биоэкономичное тестирование проводилось как в состоянии относительного покоя в положении «сидя», как и в активной деятельности при совершении 100 %-го уровня продуктивности психомоторики на первой ступени шкалы золотой пропорции в виде восьми вставаний со стула за минуту. Определение количественных показателей развития ЦПСЗ и качественных характеристик процесса здравоукрепления осуществлялось с использованием биоэкономичных расчетных таблиц. Исследуя развитие цикла здоровья, мы опирались на ведущую роль биоэкономичной психомоторной адаптации организма в охране здоровья человека, регулирующей все функции организма (4).

На втором этапе осуществлялось определение динамики развития цикла здоровья и процесса здравоукрепления гимназистов в курсе занятий биоэкономичной психомоторной гимнастикой в рамках учебного процесса.

На третьем этапе проводился индивидуальный опрос исследуемых лиц по определению собственного психосоматического состояния и его динамики развития: 1) в рамках констатирующего эксперимента, т. е. до начала курса занятий биоэкономичной психомоторной гимнастикой; 2) в рамках педагогического эксперимента, т. е. в процессе и по окончании курса занятий БПМГ, с последующим сопоставлением результатов опроса с данными биоэкономичной диагностики здравоукрепления.

На четвертом этапе для выявления ва-лидности биоэкономичной диагностики здравоукрепления и эффективности оздоровительного и лечебного воздействия курса занятий биоэкономичной психомоторной гимнастики в рамках учебного процесса проводился сравнительный анализ результатов диагностики и опроса занимающихся с данными медицинского заключения.

Результаты исследования. Многочисленные экспериментальные работы профессора В. В. Гневушева и его научного коллектива убедительно доказывают, что универсальным показателем как гармонического,

71/2010

Вестник Ставропольского государственного университета

так и дисгармонического развития биоэкономичной психомоторной адаптации цикла психосоматического здоровья во времени и пространстве является ее экономичность, определяющаяся взаимодействием двух параметров: продуктивности и энергостоимости (1).

Результаты биоэкономичной диагностики здравоукрепления подтверждают данные

С. Х. Азова, В. В. Гневушева, Ю. П. Краснова, Л. Е. Деньговой и др. о том, что у учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, достаточно выраженно проявляются показатели завышенных энергетических затрат. Они соответствуют превалированию большого и малого дефицита по отношению к его балансу, малому и большому резерву (2).

Рисунок. 1. Показатели развития процесса здравоукрепления учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе (констатирующий эксперимент)

В состоянии относительного покоя выявлены следующие показатели: большой дефицит - 39 чел., малый дефицит - 45 чел., малый резерв - 16 чел. Показатели баланса и большого резерва не зарегистрированы. В процессе исследования особенностей развития цикла психосоматического здоровья учащихся в активном виде психомоторики (вставание со стула, Ь = 46 см), нами получены следующие результаты: большой дефицит - 73 чел., малый дефицит - 25 чел., баланс - 2 чел. Показатели малого, большого резерва и золотой пропорции зарегистрированы не были.

Резюмируя выше приведенные данные, отмечаем, что установленное в тестировании соотношение уровней продуктивности и энергостоимости в определении цикла здоровья детей с наличием патологических нарушений подтверждает преобладание у них низкого развития биоэкономичной психомоторной адаптации. Средний показатель ЦПСЗ в состоянии относительного покоя равен 0,88+0,12, что в качественной характеристике соответствует малому дефициту. Особого внимании заслуживает средний количественный показатель в активной дея-

тельности 0,79+0,08, в качественной характеристике соответствующий большому дефициту.

Интересен тот факт, что в обоих видах биоэкономичного тестирования выраженно существуют энтропийные (дезэкономичные) энергозатраты по отношению к негэнтро-пийным. Эти данные подтверждены проведенным опросом.

Собственная оценка индивидуального психосоматического состояния 100 исследуемых лиц с наличием различных клинических диагнозов, выявила:

У у 18 чел. - «удовлетворительное», из них по результатам биоэкономичной диагностики здравоукрепления: 14 чел. имели показатели малого резерва, 3 чел. малого дефицита и 1 чел. большого дефицита (Р > 0,05);

У у 69 чел. - «пограничное», из них: 2 чел. с малым резервом, 38 чел. с малым дефицитом, 29 чел. с большим дефицитом (Р > 0,05);

У у 13 чел. - «неудовлетворительное», подтверждающееся показателями развития цикла здоровья у 4 чел. в диапазоне малого дефицита, а у 9 чел. - большого дефицита.

Забельский С. Ю.

Развитие цикла психосоматического здоровья у учащихся, отнесенных к специальной...

Таблица 1

Сравнительные данные результатов биоэкономичной диагностики здравоукрепления и индивидуального опроса учащихся (констатирующий эксперимент) /кол-во человек/

Диапазоны шкалы золотой пропорции здоровья Индивидуальная оценкапсихосоматического состояния учащимися (100 ЧЕЛОВЕК)

«удовлетворительное» «пограничное» «неудовлетворительное»

18 69 13

, 5 « S ы « « Й 0 1,62 - 1,60 0 0 0

1,59 - 1,25 0 0 0

н 3 fe ° 3 В a â 5 1 § ^ 1,24 - 1,01 14 2 0

1 0 0 0

о ы 2 « 1 & 0,99 - 0,85 3 38 4

0,84 - 0,62 1 29 9

(Р > 0,05) (Р > 0,05) (Р > 0,05)

Отсутствие у учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, в период констатирующего эксперимента показателей большого резерва и золотой пропорции объясняется низким уровнем продуктивности по отношению к энергостоимости в период текущего заболевания, а также сохраняющимся превалированием физиологических и патологических нарушений психосоматического состояния больных над его нормой, т. е. регрессирующего развития процесса здравоукрепления.

Наряду с этим малый резерв у 16 исследуемых лиц можно объяснить сохранением высокого уровня продуктивности психомоторики в период до заболевания. Также не исключена возможность прогрессирующего развития восстановительных процессов в организме, которые особенно отчетливо проявились в курсе занятий биоэкономичной психомоторной гимнастикой.

Индивидуальные и групповые занятия БПМГ с комплексным использованием здра-воукрепительных технологий преимущественно в режиме негэнтропийных энергозатрат, с уровнем энергостоимости психомоторики до 100 %, способствуют прогрессирующей динамике развития цикла здоровья, процесса здравоукрепления организма и выражаются в значительном улучшении целостного психосоматического состояния учащихся, а также в снижении, а в ряде случаев

устранении, имевших место патологических нарушений, отмеченных клиническими диагнозами.

Это утверждение нашло отражение в проводимом цикле занятий биоэкономичной психомоторной гимнастикой с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе в рамках учебного процесса, а также дополнительно в ООО «Центр биоэкономичного здравоукрепления «Культ БИО», функционирующем на базе гимназии. Продолжительность цикла для детей составляла от 4 месяцев до 3,5 лет, в зависимости от исходного психосоматического состояния организма, наличия заболеваний, клинического диагноза и направления на лечебную физкультуру педиатра или лечащего врача. В процессе занятий отмечалось оздоровительное и лечебное действие используемых технологий.

Из ста занимающихся прогрессирующая динамика развития цикла психосоматического здоровья в состоянии относительного покоя наблюдалась у 73 %, осталась неизменной в диапазоне малого дефицита у 12 %, большого дефицита у 15 % (Р < 0,01).

Начальные показатели в активной деятельности (при выполнении психомоторных упражнений) увеличились у 87 % учащихся, сохранились на прежнем уровне в диапазоне малого дефицита у 10 %, в диапазоне большого дефицита у 3 % (Р < 0,01 ).

Рисунок 2. Показатели развития процесса здравоукрепления учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе (педагогический эксперимент)

71/2010

Вестник Ставропольского государственного университета Щдр

в состоянии относительного покоя

100 человек

БД 3%

в активной деятельности

100 человек

У ч_

Неизменность показателей у 12 занимающихся в покое и у 10 в активной деятельности, а также наличие большого дефицита у 15 и 3 человек соответственно, можно объяснить низким уровнем развития биоэкономичной психомоторной адаптации в период до заболевания и непосредственно во время заболевания, но до начала занятий биоэкономичной психомоторной гимнастикой. Еще одним фактором, обусловливающим сохранение дефицита, является краткосрочность проведения цикла индивидуального овладения здравоукрепительными технологиями в курсе занятий биоэкономичной психомоторной гимнастикой, не дающего возможности их продления в современных учебных условиях без направления лечащего врача или педиатра.

Столь значимые позитивные результаты были достигнуты благодаря структурно-содержательным особенностям проводимых занятий. Ими являлись четкая структура и индивидуальная направленность биоэкономичной психомоторной гимнастики в зависимости от собственного психосоматического состояния учащихся и возможности выполнения ими того или иного двигательного действия. Комплекс используемых здраво-укрепительных технологий был представлен произвольной экономизацией дыхания в состоянии относительного покоя и при выполнении изометрических, динамических и ре-

лаксационных психомоторных упражнений; приемами идео-респираторного и вербаль-но-респираторного потенцирования в бодрствовании и в состоянии самогипнотического сна; фазовым лимитированием энергостоимости выполняемой деятельности в соответствии с четкой структурой БПМГ.

Выводы, рекомендации, заключение. Результаты проведенных исследований позволяют сделать следующие частные выводы:

- особенностью развития цикла психосоматического здоровья учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, является преобладание количественных показателей в диапазонах малого и большого дефицита здравоукрепления в соответствии с имеющимися патологическими нарушениями психосоматической нормы, выявленными в результате клинической диагностики, что обосновывает достоверность биоэкономичной диагностики;

- отсутствие достоверных различий между результатами биоэкономичного тестирования и индивидуальной оценкой собственного психосоматического состояния учащихся по данным опроса в процессе констатирующего и педагогического эксперимента (Р > 0,05), а также данными медицинского заключения подтверждает валид-ность биоэкономичной диагностики здравоукрепления (Р > 0,05).

Забельский С. Ю.

Развитие цикла психосоматического здоровья у учащихся, отнесенных к специальной.

100

90

g 80

Ü 70 S

Э 60 с

о 50 ta

5 40 <и

S 30 п

20 10

норма нарушения

18%

82%

Опрос

P>0,05

16%

84%

P>0,05

13%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

87%

Биоэкономичная диагностика

Медицинское заключение

0

Рисунок 3. Качественная характеристика валидностибиоэкономичной диагностики здравоукрепления (констатирующий эксперимент)

Она расширяет и углубляет информативность о целостном психосоматическом состоянии организма в количественном и качественном выражении. В имеющихся случаях болезни о наличии патологических отклонений свидетельствуют характеристики большого и малого дефицита. В случае частичного или полного устранения заболевания - характеристики баланса, малого, большого резерва и золотой пропорции.

Биоэкономичная диагностика здравоукрепления позволяет определять не болезнь, а ответную реакцию организма человека в процессе его жизнедеятельности, т. е. развитие биоэкономичной психомоторной адаптации внутренней среды к постоянному изменению окружающей природной, социальной, профессиональной и бытовой сфер жизни.

С одной стороны, в связи с болезнью определяет уровень регрессирующего развития здоровья. При установленном клиническом диагнозе заболевания биоэкономичный диагноз позволяет судить об ухудшении или улучшении количественных показателей цикла психосоматического здоровья и качественных характеристик процесса здравоук-репления, что способствует индивидуализа-

ции курса восстановительного лечения и (или) профилактического действия. Так отсутствие показателей достоверного снижения дефицита и устойчивого перехода в резерв при окончании курса лечения позволяет прогнозировать проявление рецидива. В то же время наличие у исследуемых лиц дефицита здравоукрепления при отсутствии клинического диагноза подтверждает необходимость первичной профилактики. В этом случае очевидна целесообразность лечебной, оздоровительной и профилактической биоэкономичной коррекции.

Приведенные выше положения подтверждают действительную целесообразность внедрения биоэкономичной диагностики здравоукрепления в работу специалистов по ЛФК и АФК, спортивной медицине, физиотерапевтов, преподавателей по физической культуре в вузах, сузах, общеобразовательных учебных заведениях и др., в профессиональную среду тех людей, деятельность которых, связана не столько с лечением болезни, сколько с укреплением здоровья человека путем использования методик и средств оптимального стимулирования механизмов саморегуляции гармонического развития организма.

71/2010 Г^

Вестник Ставропольского государственного университета [jfbÎH

С другой стороны, при отсутствии заболеваний биоэкономичная диагностика здра-воукрепления информирует человека об уровне прогрессирующего развития здоровья, что имеет особое значение в использовании ее диагностических технологий в трудовой деятельности людей различных профессий, в быту, в занятиях физической культурой и спортом.

Мы полагаем, что результаты наших исследований позволяют пополнить представления о возможностях доступной, достоверной и практичной диагностики состояния здоровья людей различного возраста. Таким

образом, представляется возможным сделать общий вывод: использование биоэкономичной диагностики здравоукрепления, а также, обогащенной комплексом здравоукре-пительных технологий биоэкономичной психомоторной гимнастики как новой, научно обоснованной формы занятий лечебной физкультурой с лицами, имеющими различные нарушения психосоматической нормы, в том числе учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, способствуют улучшению их здоровья и продлению жизни организма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гневушев В. В., Краснов Ю. П., Забельский С. Ю. и др. Система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления в лечебной физической культуре: учебное пособие. — М. : ООО «Став-Пресс», 2006. — 132 с.

2. Гневушев В. В., Азов С. Х., Забельский С. Ю. и др. Российская система биоэкономичной психомоторной адаптивности здравоукреп-ления. Инновационная модернизация физической культуры XXI века: монография / под общ. ред. В. В. Гневушева. — М.: Илекса, 2008. — 104 с.

3. Грицанов А. А., Абушенко В. Л., Евелькин Г. М., Соколова Г. Н., Терещенко О. В. Социология: энциклопедия, 2003. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // voluntary.ru/dictionary/568/.

4. Забельский С. Ю. Здоровье человека XXI века. Биоэкономичная диагностика здравоук-

репления. Практикум: учебно-методическое пособие // Здоровье человека XXI века. Система биоэкономичного здравоукрепления. — Ставрополь: ОАО «Издательско-полиг-рафическая фирма «Ставрополье», 2009. — 96 с.

5. Осипов Г. В. Российская социологическая энциклопедия, 1998. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// voluntary. ru/dictionary/619/.

Об авторе

Забельский Сергей Юрьевич, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент кафедры лёгкой атлетики, г. Ставрополь, докторант ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет», г. Нальчик. Сфера научных интересов: системное здравоукрепление населения в образовательной сфере. cultbio@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.