Научная статья на тему 'Социально-экономические аспекты мониторинга физического здоровья населения на муниципальном уровне (на примере Республики Северная Осетия - Алания)'

Социально-экономические аспекты мониторинга физического здоровья населения на муниципальном уровне (на примере Республики Северная Осетия - Алания) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
63
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ДИАГНОСТИКА / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Доев В.К., Дзасохова Э.К.

В статье рассматривается проблема мониторинга физического состояния муниципального образования конкретного региона по авторской унифицированной методике диагностических тестов. Авторами предложена методика, которая позволяет проводить массовое обследование населения и в первую очередь детей республики, вводить коррективы в состояние здоровья средствами физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Доев В.К., Дзасохова Э.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические аспекты мониторинга физического здоровья населения на муниципальном уровне (на примере Республики Северная Осетия - Алания)»

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

УДК 796

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ)

Э.К. ДЗАСОХОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита

E-mail: doewa2012@yandex.ru Владикавказский институт управления

В.К. ДОЕВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: doewa2012@yandex.ru Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ

В статье рассматривается проблема мониторинга физического состояния муниципального образования конкретного региона по авторской унифицированной методике диагностических тестов. Авторами предложена методика, которая позволяет проводить массовое обследование населения и в первую очередь детей республики, вводить коррективы в состояние здоровья средствами физической культуры и спорта.

Ключевые слова: мониторинг, диагностика, физическое здоровье, муниципальное образование, регион, социально-экономический аспект

Структурные и социально-экономические изменения последних 10-15 лет обусловили существенные фундаментальные экономические утраты, что в конечном итоге привело к ухудшению человеческого потенциала граждан России. При этом особую

тревогу вызывает ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности всех слоев населения (дети, взрослые, старики, инвалиды) [9, 10].

На протяжении многих лет в отечественной спортивной науке не утихает дискуссия о необходимости реализации новых методик и технологий в системе массового спорта и спорта высших достижений.

Конечной и логически завершенной целью проведения мониторинга социально-экономического региона является разработка региональных программ развития сферы физической культуры и спорта. В процессе проведения мониторинга социально-экономического развития муниципального образования важная роль отводится эффективности функционирования физической культуры и спорта как фактора здоровьесбережения [1, 3, 4].

Для профилактики и укрепления здоровья средствами физической культуры требуется пра-

вильное методическое, организационное, экономическое и информационное обеспечение. Мониторинг (постоянное динамическое наблюдение) физического состояния населения решает полностью данную проблему.

Необходимость радикальной перестройки физического воспитания продиктована резким обострением вопроса о здоровье населения.

Ежедневно в связи с временной нетрудоспособностью не выходят на работу около 4 млн чел., около 60% учащихся болеют респираторными заболеваниями, около 20% имеют избыточный вес, 43% учащихся страдают различными хроническими заболеваниями. Количество здоровых детей за последние 10-15 лет обучения в школе сократилась почти в четыре раза. Все это наносит существенный экономический ущерб стране.

Значительная часть молодежи не получает достаточного образования в сфере физической культуры, у нее не формируется потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, массовым спортом. Уровень физической подготовленности детей и молодежи в целом не соответствует современным социально-экономическим требованиям к развитию личности [5-7].

В связи с этим назрела необходимость проведения комплексных диагностических мероприятий в рамках мониторинга.

Анализ литературных данных [2] позволяет сделать вывод, что термин «мониторинг» достаточно прочно вошел в лексикон физической культуры. Характерно, что мониторинг обладает полифункциональностью, которая определяется непрерывным, научно обоснованным диагностически-прогностическим отслеживанием изучаемого процесса здоровьесбережения населения с использованием полученных данных для его оптимального управления. Вместе с тем мониторинг должен обладать адаптационными, интегративными, формирующими и системообразующими функциями.

Очевидно, что такая терминологическая многогранность мониторинга свидетельствует о его теоретической и практической значимости, сочетающейся с его недостаточной разработанностью для результативного использования в занятиях физической культурой [8].

В интерпретации авторов мониторинг биоэкономической психомоторной адаптации циклического развития здравоукрепления (далее - БПМА-ЦРЗ) определяется следующими основными функциями:

- количественной и качественной диагностикой изменений БПМА-ЦРЗ в процессе занятий детей и взрослых физической культурой в виде биоэкономического психомоторного здравоук-репляющего тренинга;

- коррекцией процесса здравоукрепления в его произвольном и автоматическом управлении в организации занятий биоэкономическим психомоторным тренингом [2].

Все диагностико-прогностические действия мониторинга БПМА-ЦРЗ происходят с выборочным или комплексным использованием 7 диагностических таблиц, определяющих количественные и качественные особенности взаимодействия их энергостоимостью по формуле В.В. Гневушева [2].

В понимании авторов циклическое развитие здравоукрепления является общим интегративным показателем индивидуальных особенностей циклического взаимодействия всех психологических и соматических систем организма человека во всех возрастных периодах.

Прогрессирующее во времени успешное совершенствование циклического развития здорово-укрепления (ЦРЗ) может происходить при условии уменьшения, а затем и окончательного устранения патологических нарушений психосоматической нормы с установлением оптимального минимума физиологических нарушений психосоматической нормы.

Основополагающим психофизиологическим механизмом ЦРЗ является биоэкономическая психомоторная адаптации. Ее циклическое развитие

осуществляется по формуле

у

ЦРЗ =

Уэ

где Уп - уровень продуктивности психомоторной деятельности;

Уэ - уровень энергостоимости психомоторной деятельности.

В этой ситуации прогрессивное развитие БПМА-ЦРЗ реализует возрастание диапазона его неспецифической и избирательной приспособленности к внешней социальной и природной среде с возрастающим противодействием ее отрицательным влияниям на процесс циклического развития здравоук-репления. Сохранение и возрастание гармонического развития здравоукрепления повышает в соответствующей степени резистентность, жизнеспособность и жизнедеятельность человека, реализует перспективу достижения активного долголетия.

Полученные данные, необходимые для научного методологического обоснования цели и задач исследования, вносятся в компьютер. В итоге формируется банк необходимой информации.

В целях совершенствования мониторинга БПМА-ЦРЗ планируется и начинает реализо-вываться его окончательное преобразование в компьютерный вариант с синтезом данных диагностических таблиц в единый технологический, диагностико-управленческий комплекс с исчерпывающей многосторонней информацией.

Данные мониторинга «физического» здоровья, характеризующиеся показателями физического развития человека и его физической подготовленности, не являются совершенными. В настоящее время накоплен большой исследовательский материал, подтверждающий развитие в большом количестве случаев скрытой предпатологической стадии нарушений процесса здравоукрепления при соответствующей программе физической культуры, физической подготовленности и отсутствии нарушений физического развития [7].

Современная оценка состояния физического здоровья и его эффективная коррекция возможны с использованием методов донозологической диагностики, направленной не на выявление заболевания, а на определение уровня физических возможностей организма [7]. В последнее десятилетие (2000-2013 гг.) эта методология получила широкое развитие при массовом обследовании взрослого населения. Вместе с тем такого рода обследования среди детей практически не было. Поэтому актуальными задачами являются изучение состояния физического здоровья у детей различных возрастных групп и создание научной системы мониторинга физического здоровья.

Для детей и молодежи в отличие от взрослых, у которых каждый последующий уровень адаптации связан с накоплением многочисленных факторов риска (обусловленных в основном образом жизни и перенесенными заболеваниями), уровень функциональных возможностей организма в большей мере зависит от взаимосвязи генетически обусловленного статуса организма резко меняющимися факторами окружающей среды [2].

Для разработки надежных критериев оценки и прогноза здоровья детей необходимо выбрать признаки, которые бы отражали особенности его реактивности и адаптивные возможности.

В связи с этим была разработана методология донозологической диагностики, включавшая следующий набор методик:

- анотропометрические изменения (рост, масса тела);

- регистрацию кардиологических параметров (электрокардиографию);

- измерение артериального давления и частоты пульса;

- сбор основных данных анамнеза и заболеваемости.

Важное значение авторы придавали оценке биологического возраста как показателя, характеризующего генетически обусловленные особенности индивидуального развития.

Комплексная оценка уровня здоровья проводилась в несколько этапов:

1) вычисление биологического возраста по формулам:

БВ = -8,55 + 0,148-Рост - 0,54«м т --0,007-САД - 0,042-ЧП + 0,028-ДП;

ДП =

САД - ДАД 3 :

где м.т - масса тела, кг;

ДП - двойное произведение, мм рт. ст.; САД, ДАД - систолическое и диастолическое артериальное давление, мм рт. ст.; ЧП - частота пульса, уд./мин;

2) вычисление коэффициента отставания - опережения в развитии R по формуле

R = Возраст - БВ. Здесь важно использовать точное значение возраста, так как величина коэффициента R указывает, на какой именно срок происходит отклонение в развитии, а его знак - в какую именно сторону. В зависимости от величины коэффициента R выделяется три группы детей:

- группа отстающих в развитии;

- группа нормы;

- группа опережающих в развитии;

3) вычисление уровня физического здоровья по формуле

ФЗ = -14,399 + 0,08 • Рост - 0,029 • м.т. +

+0,032 • САД + 0,118 •ЧП - 0,121- ДП.

Эта оценка учитывает сбалансированность физического развития и созревания сердечно-сосудистой системы. В зависимости от величины показателя физического здоровья выделяется 3 группы детей:

- дети с опережением в созревании сердечно-сосудистой системы по сравнению с физическим развитием (физическое здоровье меньше 0);

Примечание: М - мальчики, Д - девочки

Таблица 1

Показатели биологического возраста у мальчиков и девочек от 4 до 7 лет в 2009 г.

Показатель 4 года 5 лет 6 лет 7 лет

М (n = 32) Д (n = 38) М (n = 35) Д (n = 36) М (n = 28) Д (n = 20) М (n = 51) Д (n = 57)

Биологический возраст 3,96 4,02 5,04 4,95 5,95 6,00 6,96 7,08

Таблица 2

Показатели биологического возраста у обследуемых от 4 до 7 лет в 2013 г.

Показатель 4 года 5 лет 6 лет 7 лет

М (n = 8) Д (n = 11) М (n = 9) Д (n = 20) М (n = 10) Д (n = 10) М (n = 2) Д (n = 0)

Биологический возраст 3,55 3,08 4,54 4,17 4,88 5,16 5,32 -

Примечание: М - мальчики, Д - девочки

- гармонично развитые дети;

- дети с опережением в физическом развитии по сравнению с созреванием сердечно-сосудистой системы;

4) вычисление уровня физического здоровья и степени риска развития заболеваний по формуле ЕР = 1,93 - 0,019 ЧП + 0,175 • ФЗ +

+0,227 • R - 0,118 • Возраст + 0,006 • САД. Эта оценка дается в условных баллах, и она тем выше, чем выше риск заболеваний.

В зависимости от величины физического здоровья выделяются 3 группы:

- группа здоровых детей;

- группа практически здоровых детей с небольшим риском заболеваний;

- группа детей с риском развития заболеваний или дезадаптации.

В качестве примера представлены результаты сравнительного анализа биологического возраста у детей муниципального дошкольного учреждения г. Владикавказа по результатам обследований 2009-2013 гг. (табл. 1, 2).

Данные биологического возраста указывают на значительное отставание развития современных детей по сравнению с детскими контингентами того же региона 4 года назад (см. табл. 2).

Предлагаемые методы оценки уровня физического здоровья детей дошкольного возраста (4-7 лет) позволяют оперативно и без использования специальной аппаратуры решить следующие задачи:

1) выделить группы детей с разным уровнем физического здоровья (риском развития заболевания);

2) определить уровень физического развития каждого обследуемого;

3) определить уровень гармоничности развития каждого ребенка;

4) составить паспорт здоровья на каждого ребенка в целях динамического контроля за состоянием его здоровья;

5) на основе полученных данных составить индивидуальные рекомендации по оздоровлению с использованием комплексных программ по физической культуре для каждой возрастной группы.

Результаты исследования свидетельствуют об эффективности использования данной методики в комплексе мероприятий, направленных на коррекцию физического здоровья детей в рамках индивидуальных форм занятий физическими упражнениями.

Проведенный мониторинг, основным принципом которого является наблюдение, позволяет рассматривать динамику физического развития детей и с учетом полученных данных осуществлять процесс прогнозирования, коррекции, управления качеством физического здоровья населения конкретного региона начиная с раннего детского возраста.

Список литературы

1. Байтаева М.Х., Маламатов А.Х., Шевченко А.В. Роль учителя в формировании, сохранении и укреплении здоровья детей и подростков // Актуальные проблемы валеологии, воспитания учащихся в условиях новой концепции физкультурного образования: материалы международной научной конференции. Нальчик, 2-14 марта 2002. С. 136-138.

2. Гневушев В.В., Краснов Ю.П., Магин В.А., Егорова С.А., Трофимов В.К., Цепунов Б.В.,

Русина О.В. Мониторинг биоэкономической психомоторной адаптации циклического развития здравоукрепления в физической культуре // Физическая культура и спорт как один из факторов национальной безопасности в условиях Северного Кавказа: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нальчик, 10-12 декабря 2004. С.419-423.

3. Доева А.Н. Модель формирования физической культуры у дошкольников в системе учреждения дополнительного образования // Образование и общество. 2014. № 1. С. 48-50.

4. Кетоев К.Э., Джабиев Р.В. Образ жизни и физическое развитие детей и подростков города Владикавказа // Актуальные проблемы физического воспитания и спортивной тренировки учащейся молодежи: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва - Новочебоксарск, февраль 2009. С. 13-14.

5. Кусова А.Х. Роль физической культуры в становлении личности // Вестник университета. 2011. № 8. С. 56-58.

6. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука. 1976. 336 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. НиконоровВ.Т., НиконоровВ.Д., КисаповН.Н. Современные проблемы развития дошкольного

образования // Актуальные проблемы физического воспитания и спортивной тренировки учащейся молодежи: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва - Новочебоксарск, февраль 2009. С. 89-93.

8. Никоноров Д.В. Организация физической активности ребенка в детском саду // Актуальные проблемы физического воспитания и спортивной тренировки учащейся молодежи: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва - Новочебоксарск, февраль 2009. С.93-96.

9. Сухолозова М.А. Влияние оздоровительной физической культуры на организм человека // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: материалы международной научно-практической конференции. Чебоксары, 11-12 января 2011. С. 166-169.

10. Терентъева Е.В., Тимофеева Л.В. Формирование психофизических качеств ребенка-дошкольника посредством командных спортивных игр // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: материалы международной научно-практической конференции. Чебоксары, 11-12 января 2011. С.170-172.

Social sphere

SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF POPULATION PHYSICAL HEALTH MONITORING AT THE MUNICIPAL LEVEL (THE CASE OF REPUBLIC OF NORTH OSSETIA - ALANIA)

Valerii K. DOEV, Elina K. DZASOKHOVA

Abstract

The article considers the issue of physical condition monitoring of municipal entity of the particular region in compliance with the authors' uniform procedure of diagnostic tests The authors propose the procedure which allows conducting mass examination of the population and in the first place children of the republic and to make adjustments in a state of their health by means of physical culture and sport .

Keywords: monitoring, diagnostics, physical health, municipal entity, region, socio-economic aspect

References

1. Baitaeva M.Kh., Malamatov A.Kh., Shevchenko A.V. [Role of a teacher in formation, preservation and promotion of children' and teenagers' health]. Aktual'nye problemy valeologii, vospitaniia uchash-chikhsia v usloviiakh novoi kontseptsii fizkul'tumogo obrazovaniia: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. "Current issues of health Science, education of pupils in the conditions of the new concept of physical training"]. Nalchik, March 2-14, 2002,pp. 136-138.

2. Gnevushev V.V., Krasnov Iu.P., Magin V.A., Egorova S.A., Trofimov V.K., Tsepunov B.V., Rusina O.V.

[Monitoring of bioeconomic psychomotor adaptation of cyclic development of health promotion in physical culture]. Fizicheskaia kul'tura i sport kak odin iz faktorovnatsional'noi bezopasnosti v usloviiakh Sever-nogo Kavkaza: materialy Vserossiiskoi nauchno-prak-ticheskoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. "Physical culture and sport as one of the factors of national security in the North Caucasus"]. Nalchik, December 10-12, 2004, pp. 419-423.

3. Doeva A.N. Model' formirovaniia fizicheskoi kul'tury u doshkol'nikov v sisteme uchrezhdeniia dopolnitel'nogo obrazovaniia [Model of physical culture formation among preschool children in educational institution of further education]. Obrazovanie i obshchestvo - Education and society, 2014, no. 1, pp.48-50.

4. Ketoev K.E., Dzhabiev R.V. [Way of life and physical development of Vladikavkaz children and teenagers]. Aktual'nyeproblemy fizicheskogo vospita-niia i sportivnoi trenirovki uchashcheisia molodezhi: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. "Current issues of physical training and sport training of studying youth"]. Moscow -Novocheboksarsk, February of 2009, pp. 13-14.

5. Kusova A.Kh. Rol' fizicheskoi kul'tury v stanov-lenii lichnosti [Role of physical culture in personality formation]. Vestnik universiteta -University bulletin, 2011, no. 8, pp. 56-58.

6. Nebylitsyn V.D. Psikhofiziologicheskie issle-dovaniia individual'nykh razlichii [Psychophysiological researches of personal differences]. Moscow, Nauka Publ., 1976, 336 p.

7. Nikonorov V.T., Nikonorov V.D., Kisapov N.N. [Contemporary issues of preschool education development]. Aktual'nye problemy fizicheskogo vospitaniia i sportivnoi trenirovki uchashcheisia molodezhi: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. "Current issues of physical training

and sport training of studying youth"]. Moscow - Novocheboksarsk, February of 2009, pp. 89-93.

8. Nikonorov D.V. [An organization of child physical activity in child day-care center]. Aktual'nye problemyfizicheskogo vospitaniia i sportivnoi trenirovki uchashcheisia molodezhi: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. "Current issues of physical training and sport training of studying youth"]. Moscow -Novocheboksarsk, February of 2009, pp. 93-96.

9. Sukholozova M.A [Influence of recreational physical culture on a human body]. Aktual'nye problemy fizicheskoi kul'tury i sporta v sovremennykh sotsial'no-ekonomicheskikh usloviiakh: materialy mezhdunar-odnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. "Current issues of physical culture and sport in the modern social and economic conditions"]. Cheboksary, January 11-12, 2011, pp. 166-169.

10. Terent'eva E.V., Timofeeva L.V. [Formation of psychophysical qualities of a preschool child by means of team sport games]. Aktual'nye problemy fizicheskoi kul'tury i sporta v sovremennykh sotsial'no-ekonom-icheskikh usloviiakh: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. "Current issues of physical culture and sport in modern social and economic conditions"]. Cheboksary, Janu-ary11-12, 2011, pp. 170-172.

Elina K. DZASOKHOVA

Vladikavkaz Management Institute, Vladikavkaz, Republic of North Ossetia - Alania doewa2012@yandex.ru

Valerii K. DOEV

North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov, Vladikavkaz, Republic of North Ossetia - Alania doewa2012@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.